У автовладельцев бывают дни, когда просто не везет.
Около десяти утра мне позвонили с незнакомого номера. Как потом выяснилось, это был сосед. Он поздоровался, спросил, не моя ли серая Хендай Крета. А потом рассказал, что его машину притерли, а мою ударили в правое крыло.
Было особенно обидно, ведь две недели назад я забрал ее из сервиса после ремонта по каско. А за день до этого я перепарковывал ее два раза, чтобы поставить в более безопасном месте. Получается, ошибся.
В статье я расскажу, как действовал в этой ситуации и какие шаги обязательно стоит предпринять человеку, который в подобную ситуацию попал.
Что мне удалось узнать от соседа
Оказалось, что сосед уже провел небольшое расследование: обратился к консьержу и нашел еще одного свидетеля, который видел аварию в окно.
По словам соседа, наши машины задел ПАЗ коммунальных служб с оранжевыми мигалками, который не смог развернуться на повороте. Водитель, видимо, не стал переживать по этому поводу и поехал дальше, но свидетель смог сделать фото и запомнить номер. Еще аварию видел дворник и вроде бы даже снимал ее на телефон.
Мне полегчало. Я прекрасно понимал, что вряд ли кто-то будет сильно стараться, чтобы найти виновника. Но в нашем случае было два свидетеля и шанс, что происшествие попало на камеру видеонаблюдения.
Мы договорились с соседом, что встретимся вечером и вместе вызовем ГИБДД, а он также обратится в городскую систему видеонаблюдения. Но через пару часов сосед снова позвонил и сказал, что, скорее всего, не будет оформлять ДТП в ГИБДД, чтобы оно не отразилось в истории аварий его машины.
Как я обращался в городскую систему видеонаблюдения
Все камеры в Москве объединены в единую систему, развернутую Департаментом информационных технологий города Москвы, ДИТ.
Любой гражданин может обратиться в ДИТ в случае какого-либо происшествия и создать архив записи за нужный период. Тем не менее видеозапись могут получить только сотрудники правоохранительных органов по запросу.
Я позвонил на номер +7 495 587-00-02, представился и рассказал все, о чем меня попросил оператор. Я описал обстоятельства происшествия, рассказал, где и когда оно произошло. Разговор занял примерно десять минут, в конце меня попросили записать номер обращения: его необходимо указать в заявлении в полицию.
Судя по информации на сайте, важно обратиться в ДИТ в течение пяти дней после происшествия. После запроса архив записи будут хранить 30 дней на случай, если заявление где-то затеряется или задержится. В моем случае сотрудники ГИБДД посмотрели записи на третий день после аварии, но если бы они не успели в этот срок, то воспользовались бы архивом.
Что еще мне удалось выяснить
В рассказе соседа я зацепился за номер машины и дворника. Сначала попытался пробить номер машины через бота в «Телеграме». Я попробовал различные вариации номера, менял местами буквы и цифры, но никакого пазика не нашел. Позже выяснилось, что свидетель ошибся в двух цифрах.
С дворником история была интереснее. Я обошел несколько жилищников и нашел ответственного за работу дворников около моего дома. Он позвонил бригадиру дворников, чтобы узнать, кто работал утром около места аварии. Бригадир перезвонил через десять минут: дворник говорит, что видел аварию, но не снимал ее на телефон, потому что был далеко. Номер не запомнил.
По пути домой я подошел к дворникам и нашел среди них свидетеля ДТП. Он не сказал ничего нового, хотя я предлагал ему деньги.
Как я вызывал ГИБДД
Вечером я дождался, когда сосед вернется с работы. Мы познакомились вживую и обсудили ситуацию. Он подтвердил, что не хочет обращаться в ГИБДД: царапины на его бампере исчезнут после полировки, нет смысла тратить время. Позже по просьбе соседа подошел свидетель. Он заново рассказал утреннюю историю и переслал фото пазика.
Все разошлись, а я вызвал ГИБДД. Пока я ждал — а ждал я два часа, — сделал фото на память о том, как не стоит парковаться.
Сотрудники ГИБДД осмотрели место аварии, машину и повреждения. Во время осмотра они почему-то обвинили меня в том, что повреждения старые, ведь на царапинах грязь. Я сказал, что повреждения свежие. Потом спросили про каско. Я был застрахован, поэтому кивнул. Старший группы начал оформлять ДТП.
Мне дали бланк объяснения, где я расписал все, что знал. В итоге получил определение о возбуждении дела об административном правонарушении.
Мне предстояло явиться в ГИБДД через два месяца, чтобы получить информацию о том, нашли ли виновника. Я не хотел затягивать, поэтому планировал прийти через неделю.
В тот же вечер я позвонил в страховую и заявил о ДТП в рамках каско. Через пару дней я дослал в страховую компанию фото повреждений и фото определения от ГИБДД, тогда меня записали на ремонт машины.
Как я разбирался с ГИБДД
На следующий день после аварии мне позвонил сотрудник ГИБДД. Он уточнил марку машины виновника, примерный номер, точное время и место аварии. Мы решили, что проще найти виновника вместе, поэтому договорились, что завтра я подъеду к девяти утра.
Я был на месте к 08:40, оказался вторым в очереди. Около десяти утра я зашел в кабинет и мы начали искать виновника вместе. У сотрудников прямой доступ в систему городского видеонаблюдения, поэтому уже через пять минут у меня на внешнем диске была запись аварии.
После этого по камерам на перекрестках мы отследили дальнейший путь пазика. На одной из них удалось прочитать номер: так я и понял, что свидетель ошибся в двух цифрах. Фотографию с номером мне тоже скинули и попросили, чтобы я перенес все это на отдельную флешку: так можно будет приложить видеоматериалы к делу.
ПАЗ принадлежал государственному бюджетному учреждению, отвечающему за автомобильные дороги нашего округа, и, к счастью, был застрахован по ОСАГО. В ГИБДД мне сказали, что водителя вызовут на допрос.
От меня потребовали показания свидетеля. На видео с камеры подъезда был пазик и БМВ соседа, но именно моя машина в кадр не попала. Показания свидетеля могли бы подтвердить, что на этом видео ПАЗ ударил именно мою Крету.
Мне дали бланк для показаний, который свидетель должен был заполнить собственноручно и лично передать в ГИБДД. Я позвонил ему, мы договорились вечером встретиться. Вместе с бумагой я передал ему бутылку виски в качестве благодарности. Через два дня он отнес показания сотруднику ГИБДД.
Через полторы недели мою машину отремонтировали на СТО. У меня каско с франшизой 10 000 ₽. Не знаю, сколько ремонт стоил для страховой.
В следующий раз я приехал в ГИБДД через два месяца после аварии, как и было написано в определении. Мне нужна была бумага с четко прописанными данными виновника ДТП, чтобы страхования компания вернула мне франшизу. Если ущерб причинен по вине третьих лиц и известно, кто это сделал, я платить франшизу не должен.
Я приехал с флешкой, на которой были все фото и видео. К сожалению, дело никак не продвинулось. Его передали в какой-то кабинет, а там потеряли. Виновник ДТП к ним не приезжал, поэтому мне не могли выдать никакие документы. Примерно через час дело нашли, я передал сотрудникам флешку с видеоматериалами. Договорились, что приеду еще через неделю.
Через неделю мне выдали определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в котором были прописаны обстоятельства аварии и данные виновника. Этой бумаги для страховой было достаточно.
Во время третьего посещения мне сказали, что виновника ДТП все-таки вызовут и будут дожимать его до лишения прав. Я не знаю, чем закончилась эта история для него. Но мне и не особо интересно.
Что в итоге
Мне во многом повезло: с соседями, с городом, где камеры на каждом углу, с сотрудником ГИБДД, который помог найти номер машины и водителя.
Такие истории редко заканчиваются хорошо, но попытаться все-таки стоит. Вот несколько важных моментов:
- Помните про видеонаблюдение. Осмотрите место ДТП и подумайте, на какие камеры оно могло бы попасть. Обращайтесь к собственникам камер максимально быстро, чтобы видео не исчезло с видеорегистратора.
- Опросите соседей. Если бы мне не повезло со свидетелями сразу, я бы начал их искать самостоятельно. Ходил бы по квартирам дома и спрашивал, вдруг кто-то видел ДТП.
- Стоит поспрашивать работников ЖКХ. Дворник не стал мне помогать, но так далеко не всегда.
- В ГИБДД отлично работают по подобным делам, обращаться однозначно стоит. В то же время важно проявить настойчивость и не стесняться приходить раньше, чем написано в бумагах.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil