Я переехала в Словению, открыв здесь собственную компанию
В 2017 году я открыла в Словении ООО, устроила себя туда директором кадровой службы и на этом основании получила вид на жительство.
На все ушло четыре месяца и 600 тысяч рублей. Получить ВНЖ я могла и как учредитель компании, но это было бы дороже, а ждать пришлось бы дольше. Я решила пойти более быстрым и дешевым путем: открыть компанию, трудоустроить себя же как сотрудника-иностранца и запросить ВНЖ на этом основании. До марта 2020 года так было можно. Эту схему называют «переезд по диплому», потому что обязательное условие для сотрудника — высшее образование.
О том, как живется в Словении, я подробно рассказывала в отдельной статье. В этой расскажу, с какими подводными камнями я столкнулась и как повторить мой опыт, но избежать ошибок.
Почему Словения
В 2016 году мы с мужем выбирали страну для переезда. Словения привлекла нас сочетанием факторов: нам нравится здешний уровень жизни, экологическая обстановка, западноевропейский менталитет жителей и близость к России — как географическая, так и языковая и культурная.
На тот момент Словения находилась на 20 месте из 150 в рейтинге процветания стран Legatum. В этом рейтинге страны оценивают по двенадцати параметрам:
- Безопасность.
- Личные права и свободы.
- Политическая система.
- Социальный капитал.
- Инвестиционный климат.
- Бизнес-среда.
- Инфраструктура рынка.
- Экономика.
- Уровень жизни населения.
- Здоровье граждан.
- Образование.
- Экологическая обстановка.
Еще нас привлекло то, что получить словенский вид на жительство достаточно просто. Вот самые распространенные способы:
- устроиться на работу;
- приехать учиться, а затем устроиться на работу;
- открыть бизнес.
Первые два способа мне не подходили: в Словении не так много высокооплачиваемых вакансий, а учиться не очень хотелось. Поэтому я выбрала последний способ — открыть бизнес. Это может быть ООО или АО, потому что ИП открывают лишь спустя год законного пребывания в стране.
Зато открыть ООО в Словении может любой иностранец. В качестве уставного капитала достаточно 7500 € (469 000 ₽). Для сравнения, в соседней Италии нужно 10 000 € (625 000 ₽), а в Австрии — 17 500 € (1 095 000 ₽). Минимальный уставный капитал АО в Словении — 25 000 € (1 564 000 ₽), этот вариант гораздо дороже ООО.
- 7500 €
Еще в Словении компания не обязана показывать прибыль или создавать рабочие места для местных граждан. Во многих других европейских странах, например в Польше и Словакии, такие правила есть — если их не соблюдать, ВНЖ учредителю компании не продлят.
Но есть другая сложность. Чтобы получить словенский ВНЖ, открыть бизнес недостаточно. Собственнику компании ВНЖ дадут, только если он выполнит одно из трех условий:
- инвестирует в компанию 50 000 € (3 128 000 ₽), например купит недвижимость, машину или оборудование для производства;
- будет ежемесячно показывать оборот 10 000 € (625 000 ₽) в течение полугода;
- трудоустроит в свою компанию сотрудника на полный рабочий день на срок не менее полугода. С учетом минимальной словенской зарплаты за это время придется выплатить больше 5 тысяч евро.
Ни один из вариантов меня не устраивал. Я не готова была вкладывать такие суммы и ждать полгода. Так что я решила получать ВНЖ не как собственник, а как наемный сотрудник в своей же компании.
Это распространенный способ переезда, часто владельцы компаний трудоустраивают самих себя или супругов.
Внимание
С марта 2020 года получить словенский ВНЖ через собственный бизнес стало сложнее, потому что изменилась трактовка закона о статусе директора компании. Теперь трудоустраивать сотрудников можно, только если в компании есть директор со словенским ВНЖ или ПМЖ.
Но директор не обязательно должен быть собственником. Так что можно пойти моим путем, открыть компанию, а для шага 4 нанять директором знакомого со словенскими документами. Если знакомый трудоустроен где-то еще на полный день — можно нанять его на неполную ставку. Только учитывайте, что у директора неограниченный доступ к деньгам фирмы — он даже может перевести их на свой личный счет.
Сбор информации и документов в России занял полтора месяца, поездка в Словению для открытия компании и счета в банке — три дня. Через десять дней после этого я получила разрешение на трудоустройство иностранца и подала в Москве документы на ВНЖ. А еще через два месяца получила карточку ВНЖ и съездила на неделю в Словению, чтобы арендовать дом и получить там прописку.
Вот что нужно сделать, чтобы переехать в Словению по такой схеме.
Собрать документы в России
Рекомендую начинать готовить документы за полтора-два месяца до открытия ООО в Словении. Если начать позже, можно не успеть. Если раньше — может истечь срок годности справки о несудимости.
Для переезда «по диплому» понадобятся:
- Действующий загранпаспорт.
- Диплом о высшем образовании с апостилем и переводом на словенский язык.
- Справка о несудимости с апостилем и переводом.
- Документы, которые подтверждают происхождение ваших средств на уставный капитал в размере 7500 € (469 000 ₽).
Диплом. На него нужно поставить апостиль — это маленькая бумажка с печатями Министерства образования, которая подтверждает, что документ подлинный.
Сейчас апостиль оформляют через госуслуги, но в 2017 году этого сервиса еще не было. Мне пришлось поехать в департамент образования и подавать документы лично. Госпошлину 2500 ₽ я заплатила на сайте mos.ru, а готовый апостилированный диплом получила через 20 рабочих дней. Еще 4500 ₽ и 6 рабочих дней ушло на то, чтобы перевести диплом, вкладыш и апостиль на словенский язык и заверить перевод у нотариуса. Такой перевод в Словении называют «судебный», эту формулировку используют во всех законах.
Справку о несудимости я сделала бесплатно в центре «Мои документы» рядом с домом. Мне нужна была бумажная версия, которую пришлось ждать целый месяц и забирать там же. Ее тоже нужно апостилировать и перевести на словенский, заверив перевод у нотариуса. На все ушло 5500 ₽ и 6 рабочих дней.
Документы о происхождении денег на уставный капитал нужны, чтобы открыть счет в словенском банке. Это может быть трудовой договор, банковская выписка о регулярном поступлении средств на ваш счет от работодателя, декларация о доходах, договор о продаже имущества и т. д.
Мне такие документы не понадобились, потому что до марта 2019 года словенские банки открывали иностранцам счета без них. Но сейчас требования ужесточили, так как вскрылись новые случаи отмывания денег и финансирования терроризма иностранцами через один из крупных словенских банков. Теперь некоторые банки отказывают, если данные учредителя компании или происхождение его денежных средств кажутся им подозрительными.
Выбрать банк и поставщиков услуг
Чтобы открыть компанию в Словении, понадобится счет в местном банке, а также переводчик, бухгалтер и компания, предоставляющая юридический адрес. Найти и выбрать их можно дистанционно. Этим я и занималась, пока ждала документы.
Банк и всех поставщиков услуг мне посоветовали знакомые в Словении. Еще найти поставщиков можно в самой популярной русскоязычной фейсбук-группе «Живем в Словении».
В этой же группе рекламируют себя организации и частные лица, которые комплексно помогают иностранцам получить ВНЖ: предоставляют юридический адрес, бухгалтера, переводчика, общаются от вашего имени с разными инстанциями. Их еще называют «помогайки». Услуги таких компаний стоят от 4000 € (250 000 ₽), но могут потребоваться и дополнительные затраты. А еще у них завышенные цены на бухгалтерию и нет гарантий получения вида на жительство. Я не стала пользоваться их услугами, потому что хотела переехать бюджетно.
Выбор названия компании. Это тоже можно сделать дистанционно. Проверить оригинальность названия будущей фирмы можно на сайте AJPES — словенского агентства по государственным юридическим записям и сопутствующим услугам.
Еще советую заранее определиться с видами деятельности компании, это аналог нашего ОКВЭД. Выбрать их можно из списка стандартных видов экономической деятельности на государственном портале для бизнеса и частных предпринимателей.
Открыть ООО в Словении
Когда документы были готовы, я полетела в столицу Словении Любляну, чтобы открыть компанию. На этом этапе диплом и справка о несудимости не понадобятся, поэтому, если хотите сделать все быстрее, можно лететь в Словению, пока документы еще готовят.
С собой нужно взять:
- Действующий загранпаспорт.
- 7500 € (469 000 ₽) на уставный капитал для открытия ООО. Я привезла их пачкой банкнот, потому что в Европу можно ввозить без декларации до 10 000 $ или эквивалент этой суммы в евро.
- Документы, которые подтверждают происхождение ваших средств на уставный капитал.
На месте нужно получить словенский ИНН, заключить договор с провайдером юридического адреса, зарегистрировать компанию в государственном агентстве AJPES и открыть депозитный счет в банке.
ИНН бесплатно выдают в налоговой службе, нужен только загранпаспорт. В Любляне налоговая служба находится по адресу Davčna, 1. Подразделения есть и в других крупных городах, таких как Крань, Марибор, Целе, Копер.
Регистрация компании. Регистрируют компанию в AJPES, сделать это можно либо в отделении агентства, либо в одном из офисов SPOT — это местные центры вроде наших «Моих документов», которые предоставляют услуги различных госорганов. Я пришла в центральный офис в Любляне. Приветливый консультант уточнил, сколько у компании собственников и кто это, предложил помочь выбрать виды деятельности и сам заполнил заявку.
Из документов нужен загранпаспорт, ИНН и подтверждение наличия юридического адреса в Словении, например договор с провайдером. Я заключила такой договор накануне.
Временный депозитный счет в банке. Туда кладут уставный капитал до момента открытия компании, а после деньги переводят на ее счет. Об этом нужно предупредить сотрудников банка.
В 2017 году самым лояльным к иностранцам называли банк «Юникредит», поэтому я открыла счет там. Это заняло у меня 20 минут. Но тогда не было никаких проверок бумаг. Сейчас на открытие счета лучше закладывать 3—5 рабочих дней: если повезет, проверка займет несколько часов, а если не повезет — несколько дней. Банк может и вовсе отказать, тогда всю процедуру придется проходить снова в другом банке. Лояльными к иностранцам сейчас считаются NLB, Intesa Sanpaolo и Sberbank, я советую открывать счет там.
После открытия счета банк выдал мне подтверждение для AJPES — его я отнесла в их офис. Через несколько дней информация о моей компании появилась в реестре юридических лиц на сайте AJPES.
Переводчик мне не понадобился: во всех учреждениях Любляны, где я была, сотрудники говорили по-английски. А один из охранников на входе в налоговую даже немного знал русский.
Если вы не уверены в своем уровне английского или дело происходит не в столице Словении, рекомендую брать с собой русско-словенского переводчика. Я договорилась с переводчиком на 60 € (3755 ₽) в час за устный последовательный перевод и 20 € (1250 ₽) за страницу текста. Насколько я знаю, это средняя ставка по рынку. В дальнейшем услуги переводчика мне пригодились.
- 60 €
Подать заявку на биржу труда и получить разрешение на трудоустройство иностранца
Заявка на биржу. После регистрации компании можно сразу открывать вакансию. Для этого нужно заполнить в бумажном виде заявку на вакансию по форме PDM-1, передать ее на словенскую биржу труда и подождать пять дней. Если за это время на заявку не откликнется никто из безработных словенцев, зарегистрированных на бирже, то разрешают нанять гражданина «третьей страны». К таким странам относится Россия, Украина, Беларусь и все остальные страны бывшего СССР.
В заявке можно указать, где именно вы хотите разместить вакансию. Можно выбрать внутреннюю базу биржи труда и ее сайт, а можно — только сайт. Также можно вообще не размещать вакансию — под предлогом, что вы будете рекламировать ее самостоятельно. Рекомендую выбирать последний вариант, чтобы точно не получить откликов. Насколько я знаю, факт рекламы никто не проверяет.
Чтобы никто из местных точно не подошел, в заявке советую прописать максимально специфичные требования. При этом они должны быть логичными: если написать, что программисту требуются права на вождение грузовиков, биржа может задать вопросы. Чтобы сотрудник мог получить ВНЖ, трудоустройство должно быть бессрочным и на полный рабочий день.
Я хотела трудоустроить саму себя на должность директора кадровой службы. В заявке указала:
- Необходимое количество лет опыта — ровно столько, сколько я могла подтвердить трудовой книжкой.
- Знание стандартов управления проектами PMBoK и технологий коучинга, подтвержденное сертификатами.
- Знание английского языка, тоже подтвержденное сертификатом.
- Высшее образование по специальности «Управление персоналом».
Я была уверена, что всему комплексу требований не сможет удовлетворить ни один словенец — хотя бы потому, что этой специальности не учат в местных вузах. Важный нюанс: название специальности на словенском должно совпадать с ее переводом в дипломе. Иначе при рассмотрении документов на ВНЖ могут быть проблемы.
Заполнить заявку мне помог переводчик. Затем я отнесла ее на биржу труда в Любляне по адресу Parmova, 32. У меня было в Словении доверенное лицо, его контакты я и указала в заявке. В дальнейшем с биржей общался он.
Подав заявку, я улетела в Москву. Все дела в Словении я закончила за три дня. Поездка с перелетом, проживанием и едой обошлась мне примерно в 30 тысяч рублей.
Если бы кто-то подходящий все же откликнулся, я бы просто отменила вакансию как неактуальную. А потом открыла бы новую — с еще более жесткими требованиями. Но это не понадобилось: через пять рабочих дней после размещения заявки биржа отправила на юридический адрес моей компании разрешение на трудоустройство иностранца. Мой доверенный переслал бумагу в Москву срочной доставкой DHL, это обошлось в 55 € (3440 ₽).
Трудовой договор на позицию, указанную в заявке, можно составлять сразу после получения разрешения от биржи. Я составила его с самой собой. Договор должен быть бессрочный, на полный рабочий день — 40 часов в неделю. Зарплату указывают не ниже минимальной — сейчас в Словении это 1074,43 € (67 227 ₽) в месяц до вычета налогов.
- 1074,43 €
Еще в договоре указывают примерную дату начала работы и поясняют, что она зависит от того, когда выдадут разрешение на работу и ВНЖ. Я добавила два месяца к дате заключения договора.
Получить ВНЖ
Документы на первый словенский ВНЖ нужно подавать в стране, гражданином которой вы являетесь. Обычно документы рассматривают около двух месяцев. В это время въезжать в Словению строго запрещено — если нарушить это правило, в ВНЖ могут отказать.
Посольство требует такой пакет документов:
- Одно стандартное фото как на шенгенскую визу.
- Действующий загранпаспорт — оригинал и две копии.
- Медицинская страховка на год с минимальным покрытием 30 000 € (1 877 000 ₽).
- Бессрочный трудовой договор на полный рабочий день.
- Справка о несудимости с апостилем и переводом на словенский.
- Оригинал и копия диплома с апостилем и переводом на словенский.
- Другие подтверждения квалификации будущего сотрудника с переводом: трудовая книжка, сертификаты и пр.
- Разрешение от биржи труда.
- Заявление на получение ВНЖ.
- Пошлина — 120 € наличными в рублях.
В России подавать документы можно только в Москве, в консульском отделе посольства Словении. Для подачи документов нужно записаться на определенные дату и время. Это можно сделать через интернет, но я записывалась по телефону, потому что онлайн-запись на тот момент работала чудовищно.
В назначенный день я подала документы, сдала отпечатки пальцев и уплатила пошлину — 120 € (7508 ₽). Еще меня попросили заполнить два заявления. Первое — о предоставлении компанией жилья сотруднику. Я указала, что компания не предоставляет жилье. По моему опыту и опыту друзей, эта информация ни на что не влияет.
- 120 €
Также меня попросили указать контакты доверенного лица в Словении, им может стать ваш переводчик или друг. У меня доверенное лицо уже было. С ним консульство связывается в случае возникновения каких-либо вопросов.
Весь процесс от входа в консульство до выхода из него занял у меня 20 минут.
Изготовление первой карты ВНЖ занимает до двух месяцев, если в процессе у консульства не возникнет вопросов. Иногда могут запросить дополнительные документы. Например, я знаю случай, когда соискателя, который устраивался работать официантом, попросили документально подтвердить владение словенским языком.
У меня возникли другие проблемы
Референту, который рассматривал мое дело, не понравилось, что я одновременно и учредитель, и генеральный директор компании, и сотрудник, которого нанимают.
Пришлось срочно «нанимать» другого генерального директора. Мне удалось договориться со знакомым со словенским ПМЖ. Я действовала через доверенное лицо: составила в Москве доверенность на его имя и отправила ему по почте, а он вписал моего знакомого директором в компанию и внес эти изменения в судебный реестр AJPES. Я сразу уведомила об этом референта — и его все устроило. Больше вопросов ко мне не было.
Наученная этим опытом, я рекомендую не наступать на те же грабли и не пытаться трудоустроить самого себя. Будет лучше, если жена открывает компанию, а нанимается и получает ВНЖ муж. Или наоборот. Второй супруг сможет получить ВНЖ через полгода как учредитель компании или через год по программе воссоединения супругов.
Ровно через два месяца после подачи документов мне позвонили и пригласили на получение карточки ВНЖ. Я была очень рада, что все прошло так быстро и без особых сложностей.
Въехать в Словению
В течение 15 рабочих дней после получения карты ВНЖ нужно въехать в Словению и получить временную прописку. Только с даты прописки в Словении начинает идти рабочий и иммигрантский стаж. С этого момента можно получать зарплату и отчислять налоги.
Мы с мужем решили сразу делать прописку в жилье, которое арендуем. Все два месяца, что я ждала свой ВНЖ, я мониторила единственный сайт по аренде и продаже недвижимости в Любляне и окрестностях и выписывала контакты владельцев, чьи предложения меня заинтересовали. Как только мне сообщили, что ВНЖ готов, моя знакомая из Словении обзвонила всех владельцев и договорилась о просмотрах. А мы вылетели в Любляну.
Словенцы неторопливы — не все готовы показывать квартиру или дом «прямо завтра» или даже через неделю. Нам повезло: за неделю мы успели посмотреть три дома и остановиться на одном из них. Хозяева съездили с нами в управну эноту — это административный орган наподобие центров госуслуг в Москве — и прописали нас в арендуемом доме. Доплачивать нам не пришлось, но я слышала, что бывает и такое.
Еще в этот приезд я зарегистрировалась в социальном и обязательном медицинском страховании и открыла личный банковский счет, чтобы получать на него зарплату. В страховании сотрудника регистрирует бухгалтер, это бесплатно.
А вот счет нужно открывать самостоятельно. Для этого я пришла в тот же банк, где уже был счет компании: так выгоднее всего. Представила загранпаспорт, карту ВНЖ, прописку, ИНН. В течение недели на мой адрес прописки сначала пришла банковская карта, а через пару дней отдельным письмом — пин-код к ней.
Мы внесли арендную плату, залог и уехали обратно в Россию собирать вещи. А через два месяца вернулись — уже насовсем.
Сколько я трачу на деятельность компании
Ежемесячно я отдаю 1269 € (79 431 ₽): 1000 € (62 570 ₽) — зарплата сотруднику, 160 € (10 011 ₽) — отчисления в соцслужбы, 100 € (6257 ₽) — услуги бухгалтера, 9 € (563 ₽) — банковское обслуживание.
- 1269 €
Для Словении мои расходы на ООО довольно скромные. Главное, на чем я экономлю, — это налог на прибыль, он составляет 19%. Я не плачу его, потому что у моей компании нет прибыли. Ее убытки я покрываю займами из своего кармана.
Бухгалтер тоже обходится недорого: я плачу 100 €, а знакомые отдают 80—500 € (5005—31 285 ₽) в зависимости от интенсивности деятельности. Я знаю людей, которые решились вести бухучет самостоятельно, но сама на это не готова: слишком велик риск пропустить важные изменения в законах.
Банковское обслуживание обычно стоит 20—50 € (1251—3128 ₽). Сюда входит обслуживание счета компании и счета физического лица, выплата налогов и зарплаты, оплата счетов. Отдельно может оплачиваться использование интернет-банка и мобильного банка. Мои затраты включают интернет-банкинг, а дешево получается потому, что мне повезло открыть счет в самом выгодном банке.
Еще я экономлю на аренде юридического адреса, потому что договорилась о его переносе на адрес проживания. Для этого нужно письменное согласие владельцев жилья, которое отдают в AJPES. Мне удалось уговорить хозяев через год проживания в доме. До этого я ежемесячно отдавала 30 € (1877 ₽).
Через год жизни и работы в Словении можно перейти на ИП, тогда расходов будет меньше. Но есть условие — стабильный денежный приток. Я так делать не стала, потому что мой доход нестабилен.
Перспективы
ВНЖ продлевают через год, затем еще раз — через два года. А еще через два года, то есть в сумме через пять лет, можно подать документы на ПМЖ.
Я собираюсь получать ПМЖ Словении, но пока не уверена, что продолжу текущий бизнес. Возможно, я устроюсь по найму, буду консультировать как частный HR-специалист или найду новую идею для бизнеса в другой области. Но сейчас, пообщавшись с местными жителями, я понимаю, что вести свое дело в Словении непросто. Успех гарантирует либо деятельность в туризме, либо работа с заказчиками из более богатых стран.
Пока я живу здесь по ВНЖ, могу работать только на той должности и выполнять только те функции, что прописаны в трудовом договоре. Поэтому мой вариант получения ВНЖ скорее подойдет тем, кто работает удаленно и на себя: программистам, консультантам, дизайнерам.
Если соберетесь последовать моему примеру, советую сначала приехать сюда пожить — на три месяца или дольше, если позволит виза. Жизнь в Словении гораздо размереннее, чем в России, и подходит не каждому.