«Смута. Зов сердца»: чем люба и не люба визуальная новелла по «Смуте»
4 ноября вышла первая серия «Смута. Зов сердца». Это бесплатная визуальная новелла во вселенной экшен-RPG «Смута».
С тех пор выпустили еще шесть эпизодов из 10. Четкого расписания релизов нет, но, судя по темпу, история должна завершиться до конца 2024 года.
Игру еще на стадии анонса высоко оценили в «Союзе казачьей молодежи». А за пять дней после релиза в «Зов сердца» сыграло 20 тысяч человек. Визуальная новелла вошла в топ-100 самых популярных бесплатных ролевых игр в App Store.
Я прошла доступные эпизоды двумя разными путями и готова поделиться, чем люба и не люба история о романтике на Руси.
Какой получилась «Смута. Зов сердца»
Что за «Смута. Зов сердца»
Жанр: визуальная новелла
Издатель: Mnogo mnogo igr
Разработчик: Mnogo mnogo igr
Платформы: App Store, Google Play, RuStore
Кому понравится: тем, кому основной сюжет визуальных новелл важнее романтической составляющей
Игры, похожие на «Смуту. Зов сердца»: Lagerta, «Клуб романтики», Seven Hearts Stories
Примерная продолжительность: 10 эпизодов по 30 минут
🐌 Сюжет развивается медленно
1612 год. Чтобы избежать заточения в монастыре, восемнадцатилетняя боярышня Ирина Самбурская переодевается мужчиной и пускается в бега. В пути героиня, взявшая имя Михаил, присоединяется к казакам. Вскоре они получают поручение доставить Ирину Самбурскую самому Шуйскому. Но казаки не знают, что Ирина уже среди них.
Поначалу ничего не происходит, и дорога кажется рутинной. Вы прячете отросшие косы под шапкой. Потом с кем-то сражаетесь, меняете шапку. Отдыхаете на лесной полянке. Снимаете шапку, выбираете новую. В пятой серии и на какой-то по счету шапке случается клиффхэнгер, а среди казаков назревает раскол.
Этим новелла напоминает «Сердце Треспии» из «Клуба Романтики». Та история начиналась как типичная сказка о сбежавшей принцессе, а превращалась в политический триллер с жестокими интригами. Там даже можно было кастрировать человека, совершившего сексуализированное насилие. Что дальше предложит «Зов сердца» — пока неясно.
❤️ Решения пока мало на что влияют — даже на романтические отношения
В начале игры предлагают выбрать из трех вариантов внешности героини и двух взглядов на жизнь — рассудительной Советницы и хаотичной Богатырши. Это повлияет на поведение Ирины в разных ситуациях.
По ходу истории регулярно дается возможность немного влиять на сюжет, выбирая из предложенных действий или реплик. Сделанные выборы меняют личные отношения, романтические или дружеские, а также статус героини в глазах окружающих. Периодически начисляются скрытые баллы, которые определяют основную мотивацию героини: успешное замужество, праздная жизнь или судьба царства. Все это в совокупности должно повлиять на финал.
Я создала две версии главной героини. Первой оставила имя по умолчанию, Ирина. Она идет по пути Советницы, которая скорее схитрит, чем кинется с кулаками. Ирина радеет за землю русскую, дружит с подобранной по пути сиротой Прасковьей и не старается понравиться мужчинам.
Если в новелле появляется возможность флиртовать или просто провести время с кем-то из потенциальных женихов, я ее игнорирую. В игре интуитивно понятны правильные ответы, так что Ирина получила высокое уважение. Здесь это означает, что казаки почти считают ее человеком, иногда прислушиваются к словам героини.
Другая версия героини — назовем ее Михалина — идет по пути Богатырши: хочет уничтожить все, что ей не по нраву. Ее цель — то развлечения, то замужество. Михалина заигрывает со всеми мужчинами и плохо относится к Прасковье. Из-за нелогичных выборов Михалину никто не уважает. На сюжет это не особенно влияет.
Пару раз Михалина умирала. Например, зажмурилась во время суровой схватки с сотником — и была убита. Но игра возвращалась к предыдущему выбору, так что героиня тут же восставала, чтобы принимать новые глупые решения: обижать Прасковью или неумело врать.
Большинство решений, которые вы принимаете в первой половине новеллы, глобально не влияют ни на личность главной героини, ни на ход истории. Мужчины тоже пока не играют особой роли — что игнорируй, что бегай за каждым.
В игре четыре потенциальных жениха на выбор: от друга детства до настоящего, по меркам юной героини, деда. Мне женихи не милы. Но Михалина любезничает со всеми, значит, наверняка выйдет с кем-то на эротическую сцену — жанр визуальной новеллы зачастую это подразумевает. Поэтому я попросила друзей проголосовать, кто им больше понравился.
В выборах победил дед, что неудивительно. Федор Мстиславский в свои цветущие 49 лет, пожалуй, один из самых возрастных женихов в визуальных новеллах. Это действительно необычно. Для поклонников жанра люди за 30 уже попадают в категорию стариков.
Так, часть игроков «Клуба романтики» была поражена, когда узнала, что древнеегипетскому чиновнику Амену из «Песни о Красном Ниле» аж 31 год. Они так не возмущались, когда он пытал и казнил приятельницу главной героини. Сценаристке Реми пришлось писать грустный пост об этом. Но школьницы и студентки младших курсов — не вся целевая аудитория визуальных новелл. Например, в «Клуб романтики» играет бабушка моей подруги. Так что фаворит постарше — пусть и не в «Клубе» — был действительно нужен.
Возвращаясь к «Смуте». Мы зря выбирали фаворита, потому что секса Михалине не перепало: на момент середины новеллы не было даже поцелуев. Зато были романтические моменты. Там, где их не ожидалось.
Однажды героине предлагают решить, к кому подойти: Степану, Арсению или пню. Я выбрала религиозного юношу, предполагая, что он снова выдаст что-то из Священного Писания. Но внезапно получила романтику. Герои собирали травы да ягоды, а Ирина любовалась Арсением, представляя, как он хорош, когда молится в храме. Так-то он молится у костра перед каждым приемом пищи, но это другое.
Что касается внешности героев, то визуальные новеллы в целом — это мир глянцево-красивых 2D-людей. Но «Зов сердца» в этом плане выгодно отличается. Несмотря на исполинский рост и привлекательность, герои выглядят живыми людьми. У Елисея на лбу едва заметные мимические морщинки, у астеничного Арсения — соответствующее его телосложению лицо с легкой синевой под глазами.
При этом создатели игры не стали романтизировать быт 17 века. От казаков плохо пахнет, они отпускают грубые шутки. Часто кто-нибудь напивается и затевает драку. И на таком фоне все четверо потенциальных женихов выглядят настоящими джентльменами.
💨 В игре немало отсылок
События «Зова сердца» разворачиваются во вселенной «Смуты», поэтому знакомые игрокам персонажи появляются и здесь. Например, здесь появляется Юрий Милославский, главный герой экшен-RPG. Но в новелле есть другие пасхалки.
Некоторые отсылки понятны всем, кто взрослел на постсоветском пространстве. Например, начало истории рассказывает сказительница из экранизации «Варвары-красы, длинной косы».
В «Смуте. Зове сердца» много отсылок к реально существующим людям. Например, второстепенные персонажи, напавшие на казаков, внешне напоминают Виталия Казунова и Михаила Шкредова, блогеров и редакторов сайта iXBT.games. Одного из ратников зовут Мишка, второй — остается безымянным. Они у всех на виду пронзают друг друга шашками и валяются в грязи.
Подобные аллюзии — в целом не редкость для жанра. Правда, разные разработчики подходят к этому по-разному. Если на экране загрузки того же «Клуба романтики» говорится, что сходство с реальными людьми — совпадение, то авторы Lagerta не скрывают связей с действительностью. Например, в конце августа там можно было пройти мини-историю «Спасение Дурова», сюжет которой строился вокруг побега из французской тюрьмы.
Но есть и, вероятно, ненамеренные отсылки, которые будут понятны только поклонникам визуальных новелл. Сценарием «Зова сердца» занималась Надежда Весенняя — она же писала для Lagerta новеллу «Сказание о Знахарях», действие которой происходит в фэнтезийной Руси 16 века.
Многие из тех, кто выступает в качестве действующих персонажей «Сказания», в «Зове сердца» упоминаются в диалогах. Оно и понятно — все-таки у игр примерно близкий сеттинг. Однако контраст получается интересный.
Новелла позиционируется как образовательная, поэтому сверху то и дело появляются пояснения о том, кто такой лях, опричник и супостат. Не то чтобы эти справки были действительно нужны, но всплывающие окна не раздражают.
В целом «Зов сердца» — это неглупая, способная удивить история. Интересно обыгрывающая стереотипы жанра и локальные мемы фандома. Лишь бы не подкачал финал.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult