«Тяжело объяснять все»: как мы растим двоих сыновей с нарушениями речи
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Обе беременности были вполне обычными, без патологий. Старший родился на 42й неделе, средний — на 38й. Однако, роды были быстрыми (или стремительными): первые 4,5 часа от начала схваток, вторые — 2,5ч. Старший рос быстро, всегда был очень ловким: в 2,5 года уже ездил на велосипеде. Однако, словарный запас был очень небольшим.
Средний сын в раннем детстве отличался вялостью и неловкостью. Однако, рано стал произносить множество звуков. И не вызывал опасений до определенного момента.
Диагноз
В два года старшего слов было очень мало (штук тридцать, большинство упрощенные: гока, кат, пить, брум). Сын никогда не повторял за мной слова или действия, не смотрел на меня, никогда не ходил за руку, ненавидел пластилин и громкие звуки, было очень тяжело взаимодействовать. Невролог сказала, что "речь — это не ее дело", и я нашла консилиум при ИКП. Там впервые сказали о ЗРР. Я была в панике. Главное, с головой накрыло чувство вины: не так воспитывала, не так занималась…
На среднего ребенка я сразу смотрела пристально, смущала плохая дикция, неловкость, дискоординация. И в три года мы прошли комиссию в ГППЦ. Было понятно, что сын тоже их "клиент".
Траты на здоровье
Каким-то чудом в 3,8 года старшего (среднему был год) мы попали в ГППЦ, к замечательным педагогам. У сына никогда не стоял диагноз РАС, однако мы прошли комиссию ЦПМПК, нам дали статус ОВЗ и программу 5.2, благодаря которой в саду дали занятия с психологом и логопедом. Плюс занятия с логопедом, психологом и дефектологом в ГППЦ. Также до школы дважды удавалось попасть на курс занятий на Таганку в ЦПРИН.
Со средним ребенком мне не пришлось долго искать решение проблемы, мы сразу начали заниматься в ГППЦ. На Таганку нас взяли с ним один раз.
Было лето, когда я возила на таганку обоих, разводила по занятиям, а сама работала, сидя на полу в коридоре центра. Все это бесплатные занятия. Плюс я занимаюсь с ними дома по тем заданиям, что дают педагоги.
Планы
Оба ребенка ходили в обычный сад у дома. В Москве нет специализированных садов. Оба занимались с логопедом и психологом в саду. Среднему было очень тяжело находиться в саду, водила на полдня ради занятий. Сама работала на удаленке.
Сейчас оба учатся в школе. У старшего статус ОВЗ сняли — комиссия считает, что вышел в норму. Нюансы остались (в плане понимания социальных норм — я всё объясняю).
Средний остался с ОВЗ, программа 7.1. Школа обычная (опять-таки, специализированных школ в Москве почти нет). У него занятия с логопедом и психологом в школе, и 3 занятия в ГППЦ. По итогу первого класса нужно будет оценивать, справляется ли он со школьной программой.
Как справляемся
Тяжело объяснять ВСЁ. То, что обычные дети впитывают "из воздуха", моим приходится объяснять. Они с трудом ориентируются в контексте ситуаций. Когда можно играть, когда нет. Когда можно и нужно ответить, поздороваться, попрощаться, что не нужно лежать на полу в тц, если ты устал и тп. Этапы сбора на улицу я проговариваю каждый день, хотя среднему уже 8 лет.