Весной 2020 года в России действовал режим нерабочих и праздничных дней.
Мы посмотрели, как локдаун длиной в 42 дня сказался на статистике краж.
Кража — это тайное хищение чужого имущества. Если хищение открытое, то есть преступник даже не пытался быть незаметным, это уже грабеж. Когда злоумышленник как-то угрожал жертве — это разбой. А если потерпевший сам отдал имущество злоумышленнику, не понимая, что его обманывают, — это, скорее всего, мошенничество.
В 2021 году МВД зарегистрировало 733 тысячи краж — это 36,6% от общего числа преступлений. Суды рассмотрели за 2020 год 195 тысяч дел о краже — примерно четверть всех рассматриваемых дел. Таким образом, кража — самое распространенное преступление в России.
Как воровали во время пандемии
Режим нерабочих дней в России действовал с 30 марта по 11 мая 2020 года, а также в течение недели с 30 октября по 7 ноября 2021 года. В некоторых регионах второй локдаун был дольше: например, в Челябинской и Курской областях он продлился до 12 ноября, а в Нижегородской и Томской — до 14 ноября.
Так как криминальная статистика доступна только помесячно, мы можем судить лишь о том, как на уровень преступности повлиял первый, длинный локдаун.
Во время пандемии люди стали больше сидеть по домам и, соответственно, реже бывать на улице. Теоретически это должно было снизить число квартирных и уличных краж. Статистика это подтверждает.
Каких краж стало больше
В отличие от уличной преступности, число преступлений, связанных с компьютерами, интернетом и современными финансовыми системами, за время пандемии только выросло: в 2021 году МВД зафиксировало 517,7 тысячи киберпреступлений — рост за два года составил 75%. Правда, основной всплеск произошел именно в пандемийном 2020 году: в 2021 таких преступлений зарегистрировали всего на 7 тысяч больше, чем годом ранее.
Есть ли сезонность у статистики краж
Сезонные колебания в статистике преступлений — явление давно известное. Чаще всего оно связано с погодой и временами года. Например, осенью воры чаще посещают дачи: запасливые хозяева именно в это время хранят там банки с заготовками. Воры, которые срывали меховые шапки с прохожих, могли делать это только зимой — потому что летом их никто не носит. А сезон отпусков — самое горячее время для квартирных воров.
Мир меняется: теперь на статистику преступности влияет еще и эпидемическая обстановка. Но это временные колебания. Компании постепенно будут возвращаться с удаленной работы на офисную, в торговых центрах станет больше посетителей — и число квартирных и карманных краж, скорее всего, вернется к допандемийному уровню. Возможен даже небольшой рост: преступники постараются наверстать упущенное, а бдительность граждан за время пандемии снизилась. Поэтому расслабляться не стоит.