«Не будьте токсиком»: как помочь подростку выбрать профессию, если он ничего не хочет
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
В 2019 году я работала педагогом-психологом в образовательном проекте по развитию творческих навыков у детей.
Наш проект помогал школьникам раскрыть творческий потенциал и примерить на себя различные профессии: дизайнера, мультипликатора, архитектора, робототехника. Нужно было реализовать свой проект с командой и показать готовый продукт зрителям — родителям.
Кто-то записывал ребенка на один кружок, кто-то — в несколько сразу. С теми, кто не знал, куда записаться, я проводила беседу: рассказывала, какие есть кружки и с какими профессиями они связаны, узнавала интересы ребенка и предлагала варианты, что ему можно попробовать. Для детей постарше дополнительно проводила беседу по профориентации.
Я как педагог должна была понять, чего действительно хочет ребенок — не родители, а маленький человек со своим внутренним миром, характером и потребностями. Родители говорят так: «Он очень любит рисовать». А ребенок — когда родителей нет рядом — отвечает: «Мама любит рисовать, я рисую вместе с ней». Небольшой разговор и несколько пробных уроков помогали определить, что интересно ребенку. С младшими классами проще: они открыты ко всему и готовы пробовать новое. С подростками сложнее.
Случай из практики
Как-то в студию обратились родители мальчика 14 лет, который ничего не хотел. Прямо совсем ничего. В детстве родители таскали его по кружкам: на шахматы, конструирование, иностранные языки, футбол, в музыкалку. После девятого класса Ваня лег на диван и пролежал так пол-лета. На вопрос родителей, куда он пойдет учиться по окончании школы, Ваня отвечал: «Никуда. Мне все равно».
Негативизм и протест подростков — это красный маркер возрастного кризиса. И в этом нет ничего плохого. Скажу простым языком без лишних подробностей из психологии: подросток — это уже не ребенок, но еще не взрослый. Он уже догадывается, как устроен мир, но еще не может взять ответственность за свои поступки. У него для этого мало опыта. Он боится неудач, боится сделать выбор и облажаться, боится расстроить родителей. Отсюда гнев, злость и апатия.
При первой встрече Ваня показался среднестатистическим подростком — замкнутым, грубоватым и стеснительным. Он нехотя рассказал про школу, про то, каких блогеров смотрит, какую музыку слушает. Самое интересное, что я узнала про Ваню за 40 минут нашего общения, — он прекрасно понимал, чего не хочет. Он не хотел четкого графика и офиса. Свой факап представлял так: будет ненавидеть работу, но не сможет ее бросить, связанный кредитами или другими обстоятельствами.
После наших бесед Ваня посетил несколько занятий в студии — робототехнику, компьютерную анимацию — и пришел к выводу, что ему не интересны технические и творческие профессии. А еще он сумел объяснить это родителям и, главное, разобрался, чего хочет. Ему нравилось что-то организовывать, помогать людям, общаться. Он думал о волонтерстве, об удаленной работе и путешествиях. В итоге Ваня пошел на подготовительные курсы в институт иностранных языков.
Как помочь подростку с выбором профессии
Часто родители с детства определяют, кем будет их ребенок. Кто-то записывает в детскую школу программирования, кто-то постоянно покупает детские игрушечные наборы врачей. Родители говорят: «Мы хотим, чтобы ты был успешен и имел высокооплачиваемую работу». Дети слышат: «Мы все за тебя решили».
Задача родителей — научить ребенка принимать решения самостоятельно, а не навязывать собственные. Так или иначе, мы все чего-то хотим. Лежать на печи и ничего не делать — тоже желание. Другое дело — мотивация. Она либо есть, либо отсутствует.
Что могут сделать родители в помощь ребенку, когда тот не знает, чего хочет, или думает, что не хочет ничего? Попробуйте следующее:
- Поговорите о его мечтах, целях и амбициях. Узнайте, чего бы он хотел достичь, какие шаги может предпринять для этого и какие преграды, на его взгляд, могут возникнуть на пути. Спросите, нравится ли ему ваша работа и почему. Если ребенку трудно дается разговор, поделитесь своими опасениями, расскажите о собственном опыте, удачах и неудачах. Объясните, что переживаете за него. Откровение с вашей стороны поможет ему рассказать о своих чувствах.
- Постарайтесь не критиковать, а просто слушать и задавать вопросы. Будьте внимательны и заинтересованы в том, что говорит подросток. Используйте различные техники слушания — активного, с уточняющими вопросами и открытым диалогом, и пассивного.
- Попробуйте метод от противного. Спросите ребенка, чем он не хочет заниматься и почему.
- Предложите пройти тест на профориентацию. Например, модифицированный тест Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии».
- Посетите курсы, мастер-классы, творческие мастерские или волонтерские проекты, чтобы подросток больше узнал о разных профессиях. Постарайтесь не давить. Предоставьте больше автономии. Это поможет ему разобраться в своих предпочтениях.
- Обратитесь за помощью к тьютору или психологу.
- Не будьте токсиком и не проецируйте свои нереализованные желания на ребенка. Пусть он сделает выбор сам. Именно так формируется характер, умение нести ответственность за принятые решения. Дети боятся разочаровать, и родители должны дать понять, что любят, поддержат и дадут совет — вне зависимости от того, какую профессию выбрал ребенок.
Если вы не согласны с выбором ребенка
Бывает и другая ситуация: ребенок говорит, кем хочет быть, а родители против. Действительно, иногда сложно принять чей-то выбор — особенно когда речь идет о самых близких.
На этот случай предлагаю вот что:
- Задайте себе вопрос, насколько вы доверяете ребенку и почему. Если к ребенку в принципе доверия нет, то и к любым его решениям будешь относиться скептически — и дело здесь не в конкретной профессии. Тогда лучше обратиться к психологу.
- Помните, что престижная и высокооплачиваемая работа, о которой вы грезите для ребенка, через пару лет может стать невостребованной, перегруженной кадрами или ее заменит искусственный интеллект.
- Попросите ребенка презентовать свою профессию. Пусть он расскажет о ее плюсах и минусах, о том, какие навыки получит во время обучения и где сможет их применить.
Пока будет готовиться, и сам лучше поймет, почему, к примеру, решил стать режиссером. Плюс погрузится в тему: посмотрит, сколько выпускников ВГИКа работают по специальности, какие у них зарплаты. А вы оцените уровень осведомленности ребенка и, возможно, даже узнаете о профессии что-то новое, измените отношение к ней.