Дети
11K

«Не будьте токсиком»: как помочь подростку выбрать профессию, если он ничего не хочет

Опыт читательницы
59
«Не будьте токсиком»: как помочь подростку выбрать профессию, если он ничего не хочет

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Аватар автора

Дарья Пастушкова

помогала сделать выбор

Страница автора

В 2019 году я работала педагогом-психологом в образовательном проекте по развитию творческих навыков у детей.

Наш проект помогал школьникам раскрыть творческий потенциал и примерить на себя различные профессии: дизайнера, мультипликатора, архитектора, робототехника. Нужно было реализовать свой проект с командой и показать готовый продукт зрителям — родителям.

Кто-то записывал ребенка на один кружок, кто-то — в несколько сразу. С теми, кто не знал, куда записаться, я проводила беседу: рассказывала, какие есть кружки и с какими профессиями они связаны, узнавала интересы ребенка и предлагала варианты, что ему можно попробовать. Для детей постарше дополнительно проводила беседу по профориентации.

Я как педагог должна была понять, чего действительно хочет ребенок — не родители, а маленький человек со своим внутренним миром, характером и потребностями. Родители говорят так: «Он очень любит рисовать». А ребенок — когда родителей нет рядом — отвечает: «Мама любит рисовать, я рисую вместе с ней». Небольшой разговор и несколько пробных уроков помогали определить, что интересно ребенку. С младшими классами проще: они открыты ко всему и готовы пробовать новое. С подростками сложнее.

Случай из практики

Как-то в студию обратились родители мальчика 14 лет, который ничего не хотел. Прямо совсем ничего. В детстве родители таскали его по кружкам: на шахматы, конструирование, иностранные языки, футбол, в музыкалку. После девятого класса Ваня лег на диван и пролежал так пол-лета. На вопрос родителей, куда он пойдет учиться по окончании школы, Ваня отвечал: «Никуда. Мне все равно».

Негативизм и протест подростков — это красный маркер возрастного кризиса. И в этом нет ничего плохого. Скажу простым языком без лишних подробностей из психологии: подросток — это уже не ребенок, но еще не взрослый. Он уже догадывается, как устроен мир, но еще не может взять ответственность за свои поступки. У него для этого мало опыта. Он боится неудач, боится сделать выбор и облажаться, боится расстроить родителей. Отсюда гнев, злость и апатия.

При первой встрече Ваня показался среднестатистическим подростком — замкнутым, грубоватым и стеснительным. Он нехотя рассказал про школу, про то, каких блогеров смотрит, какую музыку слушает. Самое интересное, что я узнала про Ваню за 40 минут нашего общения, — он прекрасно понимал, чего не хочет. Он не хотел четкого графика и офиса. Свой факап представлял так: будет ненавидеть работу, но не сможет ее бросить, связанный кредитами или другими обстоятельствами.

После наших бесед Ваня посетил несколько занятий в студии — робототехнику, компьютерную анимацию — и пришел к выводу, что ему не интересны технические и творческие профессии. А еще он сумел объяснить это родителям и, главное, разобрался, чего хочет. Ему нравилось что-то организовывать, помогать людям, общаться. Он думал о волонтерстве, об удаленной работе и путешествиях. В итоге Ваня пошел на подготовительные курсы в институт иностранных языков.

Подготовительные курсы можно поискать на сайте учебного заведения, куда ребенок планирует поступать. Если вы живете в Москве, загляните в каталог учебных заведений города и выберите курсы по направлению, округу, району или ближайшей станции метро. Источник: repetitor-general.ru
Подготовительные курсы можно поискать на сайте учебного заведения, куда ребенок планирует поступать. Если вы живете в Москве, загляните в каталог учебных заведений города и выберите курсы по направлению, округу, району или ближайшей станции метро. Источник: repetitor-general.ru

Как помочь подростку с выбором профессии

Часто родители с детства определяют, кем будет их ребенок. Кто-то записывает в детскую школу программирования, кто-то постоянно покупает детские игрушечные наборы врачей. Родители говорят: «Мы хотим, чтобы ты был успешен и имел высокооплачиваемую работу». Дети слышат: «Мы все за тебя решили».

Задача родителей — научить ребенка принимать решения самостоятельно, а не навязывать собственные. Так или иначе, мы все чего-то хотим. Лежать на печи и ничего не делать — тоже желание. Другое дело — мотивация. Она либо есть, либо отсутствует.

Что могут сделать родители в помощь ребенку, когда тот не знает, чего хочет, или думает, что не хочет ничего? Попробуйте следующее:

  1. Поговорите о его мечтах, целях и амбициях. Узнайте, чего бы он хотел достичь, какие шаги может предпринять для этого и какие преграды, на его взгляд, могут возникнуть на пути. Спросите, нравится ли ему ваша работа и почему. Если ребенку трудно дается разговор, поделитесь своими опасениями, расскажите о собственном опыте, удачах и неудачах. Объясните, что переживаете за него. Откровение с вашей стороны поможет ему рассказать о своих чувствах.
  2. Постарайтесь не критиковать, а просто слушать и задавать вопросы. Будьте внимательны и заинтересованы в том, что говорит подросток. Используйте различные техники слушания — активного, с уточняющими вопросами и открытым диалогом, и пассивного.
  3. Попробуйте метод от противного. Спросите ребенка, чем он не хочет заниматься и почему.
  4. Предложите пройти тест на профориентацию. Например, модифицированный тест Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии».
  5. Посетите курсы, мастер-классы, творческие мастерские или волонтерские проекты, чтобы подросток больше узнал о разных профессиях. Постарайтесь не давить. Предоставьте больше автономии. Это поможет ему разобраться в своих предпочтениях.
  6. Обратитесь за помощью к тьютору или психологу.
  7. Не будьте токсиком и не проецируйте свои нереализованные желания на ребенка. Пусть он сделает выбор сам. Именно так формируется характер, умение нести ответственность за принятые решения. Дети боятся разочаровать, и родители должны дать понять, что любят, поддержат и дадут совет — вне зависимости от того, какую профессию выбрал ребенок.
Примерно так выглядит результат теста Центра тестирования и развития МГУ «Гуманитарные технологии»
Примерно так выглядит результат теста Центра тестирования и развития МГУ «Гуманитарные технологии»

Если вы не согласны с выбором ребенка

Бывает и другая ситуация: ребенок говорит, кем хочет быть, а родители против. Действительно, иногда сложно принять чей-то выбор — особенно когда речь идет о самых близких.

На этот случай предлагаю вот что:

  1. Задайте себе вопрос, насколько вы доверяете ребенку и почему. Если к ребенку в принципе доверия нет, то и к любым его решениям будешь относиться скептически — и дело здесь не в конкретной профессии. Тогда лучше обратиться к психологу.
  2. Помните, что престижная и высокооплачиваемая работа, о которой вы грезите для ребенка, через пару лет может стать невостребованной, перегруженной кадрами или ее заменит искусственный интеллект.
  3. Попросите ребенка презентовать свою профессию. Пусть он расскажет о ее плюсах и минусах, о том, какие навыки получит во время обучения и где сможет их применить.

Пока будет готовиться, и сам лучше поймет, почему, к примеру, решил стать режиссером. Плюс погрузится в тему: посмотрит, сколько выпускников ВГИКа работают по специальности, какие у них зарплаты. А вы оцените уровень осведомленности ребенка и, возможно, даже узнаете о профессии что-то новое, измените отношение к ней.

А вы сталкивались со сложностями в воспитании подростка? Расскажите, как справлялись и поделитесь своей историей
Дарья ПастушковаКак вы выбрали профессию и одобрили ли ее родители?
  • Лена ЛНу в 15-18 я хотела. Это я в 30 ничего не хочу. Не знаю, кем хочу работать, где жить, а главное - как и зачем 😔45
  • Дарья ПастушковаЛена, а кем вы хотели быть в 15? Вы им стали?2
  • Лена ЛДарья, неа, в 15 я хотела стать журналистом (передумала из-за проблем со свободой слова), потом сценаристом, потом кинокритиком, в результате отучилась на ин. язе. Сейчас понимаю, что это все тоже было не то, а я была под сильным влиянием матери и "любила" то же, что она. Хотя в результате действительно много работаю с текстом (копирайтинг, смм, комьюнити). 15 лет назад и слов-то таких не было, как я могла знать, что появятся такие профессии( В целом рада, что отучилась на ин.язе в колледже — английский нехило подтянула. А так смотришь на свою работу — фу, не хочется еще 50 лет этим заниматься. А чем хочется — не знаю даже на уровне свободного времени. В общем, в 15-20 я была слишком неопытная в жизни и не знала вообще, что в мире бывает и какие есть варианты. Тесты по профориентации были уже безнадежно устаревшие В общем зашла поныть) До сих пор жалею, что в мое время 😃 не было таких возможностей интернета, у меня б вся жизнь иначе пошла, если б у меня был такой доступ к информации по психологии и профессиям.12
  • Дарья ПастушковаЛена, у вас есть эта возможность сейчас. За 3 года можно многому научиться и возраст тут неважен. Другое дело (как у подростков) : мотивация и страх провала. Боишься начинать что-то новое, вдруг - не получится. Я вас очень понимаю, я тоже боюсь).7
  • Лена ЛДарья, особенно когда уже чего-то добился страшно с этого уровня слететь. У меня сейчас брат школу заканчивает и вроде знает, чем хочет заниматься. Немного завидую)4
  • Просто пользовательЗа менеджеров обидно. Они очень разные бывают 😁7
  • RufinaleПосле школы мало кто представляет себе будущую профессию. Мой личный опыт был таковым, что окончив 9 класс, я все лето зубрила темы на английском языке (чтобы поступить на бюджет в педколледж, а далее в универ). Не хватило 1 балла на поступление, и я пошла в другой колледж. Меня больше заботили подростковые интриги и страсти, и к учебе это явно не располагало. Однажды куратор дал дал задание сделать презентацию своего рекламного продукта в CorelDraw. Результат был отличным, но мрачным - Похоронное Агентство Напомню, на дворе был 2007. Меня обругали и сказали, что я очень депрессивна.14
  • СветланаНа самом деле даже большинство взрослых работает через силу. Не спасает даже, что работа нравится. Какая то всеобщая депрессия. Видимо, потому что сейчас индустриальное общество, а должно быть ближе к тому, которое определяется природой человека.5
  • Дарья ПастушковаЛена, а у меня племянники учатся, кто в it, кто в меде. И знаете, я вот им совсем не завидую. Сейчас так быстро всё меняется, что боюсь, им придется переучиваться сразу же после окончания универа. У меня есть отличный пример, как бухгалтер топового банка уволился и открыл свою компанию - тортики делает. Человек очень рад. А я долго шла к смене профессии, но постоянно ощущаю "синдром самозванца".0
  • Дарья ПастушковаПросто, я работала менеджером. Никого обидеть не хотела)1
  • Дарья ПастушковаRufinale, а что было потом? Вы сказали коронное "я художник, я так вижу"! ?2
  • RufinaleДарья, пришлось подстраиваться под требования преподавателя и изображать мир сквозь розовые очки...3
  • Дарья ПастушковаСветлана, а как вы представляете такое общество? Мне просто интересно. Я тоже часто об этом думаю, но выходит утопия.7
  • Лена ЛДарья, так и кто постарше — тем тоже приходится переучиваться, доучиваться и так далее.2
  • МамаRufinale, это вам просто не повезло с преподом. Я на 2 курсе в 2007 была готом и делала презентацию Похоронного бюро с корел дроу и павер поинт. Получила отлично. И весь курс вела проект, в итоге был готовый бизнес план, плюс весь маркетинг и дизайн лого, брендбук, политика, миссия и прочее. Никто из преподавателей не выказывал негатив. Более того, на основе моей работы брат смог расширить свое похоронное агентство. Так что не было никаких проблем с этой темой.23
  • МамаСветлана, это крестьяне бесправно и за гроши пахали на хозяев? Или чуть позже, когда уже свободные люди делали то же самое, и не было ни единого шанса сменить сословие? Ну такое себе счастье...10
  • Дарья ПастушковаСветлана, мне кажется это философский вопрос. Мы не знаем были ли они счастливее. Поскольку и само понятие "счастье" для всех эпох разное. Рожать по 10 детей, и только 3е выживают - ну такое себе счастье. Вот то что прогресс, которые, вроде бы как, должен был освободить наши личные ресурсы и сделать нас счастливие, наоборот вогнал нас в состоянии тревоги - это да. Стиральная машина есть, в реке стирать - не надо. А счастья не прибавилось. Другое дело, как живут коммуны, которые отказались от благ цивилизации. Для меня это утопия. Не баланс природы и прогресса, а своевольная деградация.11
  • Дарья ПастушковаМама, отличный пример, как куратор влияет на отношение к учёбе вцелом.8
  • ДмитрийЯ только в 30+ нашёл себя в деятельности6
  • NoraСодержание порадовало, но вот хотелось бы написания на русском без ошибок, это все-таки общее языковое пространство, а пост носит характер глубоких и полезных рекомендаций.1
  • Amily WСветлана, откуда мы знаем, были ли крестьяне счастливы, если у нас не осталось практически никаких их воспоминаний. Художественную литературу, например, писали дворяне, которые в поле не работали6
  • LanaМоя мама очень хотела отдать меня в военный вуз на инженера (у меня очень хорошо шла математика и физика). Обучение полностью бесплатное, плюс государство обеспечивает всем: от общежития до питания. Плюс ей казалось, что это очень стабильная и надежная работа. Я лет с 14-ти противилась этим планам от всей души - я мечтала о программировании. В военку я совсем не хотела - не очень нравился менталитет людей, которые там работали. В итоге поступила, куда хотела, но вуз пришлось выбрать попроще (в своем городе) - родители не стали бы спонсировать переезд в Москву или Спб. С 19-ти начала регулярно подрабатывать и вкладывать в семейный бюджет суммы больше маминых. Мама была вначале очень против: звучало и "это мужская работа" и "ой, делай, что хочешь, если в твоем программировании денег не будет, не жалуйся потом". 15 лет спустя я вспоминаю это и передаю маме привет 😀13
  • Crazzzy howletДарья, я вот стала тем, кем хотела быть в школьном возрасте (инженером-радиоэлектроником), но совершенно недовольна результатом. Не так я видела востребованность профессии и результатов моего труда. Хочу найти что-то для себя новое, другое, но мне уже больше 30, и я чувствую, как слабеет мозг и тело5
  • Crazzzy howletАлла, так речь о том и идет, что многие родители сами настаивают на неперспективных профессиях, живя старыми идеалами. Мой мужчина прекрасно работает без высшего образования и получает зарплату больше, чем его мать, медсестра со стажем и с высшим образованием. Да что уж там, у него зарплата больше моей, у меня тоже высшее образование и интеллектуальный труд со всеми плюшками - белая зарплата, оплата переработок, больничные. И знания у моего мужчины в тех сферах, которые интересны ему - физика и история (причем больше, чем я получила в рамках высшего образования), а не дурацкая философия.4
  • Crazzzy, я вижу эту статью иначе. Прям с заголовка. Мы должны принять выбор ребёнка, помочь выбрать, но принять его каков бы он ни был- или мы токсикы. Дальше в качестве примера дан подросток, который ничего не хотел (нормальное поведение подростка, вообще не осуждаю, я была такая же), пошарахался по клубам и решил пойти в ин.яз. А где анализ его выбора родителями? Мы не даём свободу детям. Мы перекладываем ответственность на их плечи. Подросток в связи с малыми знаниями и жизненным опытом в большенстве случаев делает не правильный выбор , что становится очевидным через 5-10 лет. Но он нам ничего не скажет, ведь мы можем ответить - ты сам хотел! А нам, родителям проводить анализ и читать статьи сложно . Современные родители настолько ленивы что не готовы пошевелить попой даже ради своих же детей. Это ещё одно проявление инфантилизма, бич современного человека.0
  • Crazzzy howletАлла, ну вот смотрите. Мои родители могли решить, что быть стоматологом - это крайне выгодно (ну ведь выгодно же, да?). Плевать, что я боюсь вида крови и вряд ли бы даже в меде доучилась, плевать, что у меня было незначительное косоглазие и из-за этого проблемы с точностью и работой руками (это я себе сама во взрослом возрасте полечила), прибыльно же. Смогла бы я вообще доучиться в вузе и поработать по профессии, чтобы заработать на следующее образование?2
  • Bender RodrigezСветлана, это называется "отчуждение труда"0
  • Crazzzy, нет крэзи. Я не эту мысль пытаюсь донести. В мои годы поступления интернета можно сказать не было, что то там через стационарный телефон и не дай Бог позвонят и соединение рухнет :) и проанализировать рынок труда и долгосрочную перспективу было практически невозможно. А это очень важный фактор при выборе профессии. Но не только же это нужно учитывать. Если взять прям ваш пример. Допустим стоматолог самый "сок" будет через 5-10 лет. (Все расчитано и просчитано до мелочей!) Но вы не хотите и боитесь крови. И к крови можно привыкнуть, и подростки много чего не хотят. Но вот если вы при виде крови теряете сознание это весомая причина выбора другой профессии. По поводу косоглазия, если нет перспективы это исправить , то конечно это тоже весомая причина. Моя мысль в том что родители должны нести ответственность за выбор будущей профессии и не идти на поводу у подростка и современным тенденциям. Выбор образования это тяжёлая и кропотливая работа, и что мало кто готов её делать. Ведь книжки по психологии читать намного проще (а порой там даже можно найти картинки 😁). А вот строителю разобраться куда пойдёт ребёнок после ин.яза через 5-10лет это тяжелый труд .0
  • AnnaС раннего детства хотела быть врачом. Поэтому проблем с выбором не было. Были небольшие метания в последний момент. Я заканчивала физмат школу и параллельно поступала на физфак - это был даже не запасной вариант, поступала просто потому что могла. В последний момент чуть было не передумала подавать документы в мед. И тут мама взяла меня за руку и твердо отвела в приемную комиссию. Подала и поступила без проблем.4
  • Crazzzy howletАлла, к сожалению, не исключено, что ребенок, к чьему мнению не прислушались, начнет спиваться еще во время обучения, не то что работы. То, что вы нашли в себе силы работать по рекомендованной вам специальности, еще не значит, что так будут делать все. Нужен компромисс, нужен разговор, и об этом как раз статья и есть.4
  • Дарья ПастушковаАлла, родитель не должен перекладывать ответственность на плечи ребенку, вы совершенно правы. Но родитель должен с детства дать понять ребенку, что они в одной лодке. Что они вместе, борются с проблемой, а не против друг друга. И если в самом начале, ребенок пассажир, а взрослый - капитан. То чем старше становится ребенок - тем больше у него навыков (от родителей), чтобы стать полноценным членом команды этой лодки, а потом и капитаном. Фразы "потому что я так сказала" - авторитарные родители, "ты сам хотел!" - попустительские стиль воспитания , эти все фразы не про диалог. А я за разговор с собственным ребенком, за выстраивание таких отношений, когда ребенок знает, что родители его всегда подержат , вне зависимости от удачи и провала. Именно такая среда помогает расти и развиваться. Быть уверенным, начинать новое, уходить с нелюбимой работы, избегать токсичных отношений (с партнером или начальником). В статье советы, как выстроить этот диалог с подростком. А не пустить всё на самотек или запретить, взаимно обвиняя друг друга в будущем.10
  • Дарья ПастушковаАлла, Статистика показывает, что половина населения не работает по полученной профессии в вузе. https://smapse.ru/skolko-lyudej-uchitsya-po-professii-u-nas-i-v-evrope-vazhno-li-ne-oshibitsya-s-napravleniem-srazu/ Тут есть 2 замечательные статьи по этому поводу https://journal.tinkoff.ru/job-stat/ https://journal.tinkoff.ru/bez-opyta-stat/2
  • Дарья ПастушковаAnna, вы рады, что так произошло?0
  • AnnaДарья, да. Было бы глупо в последний момент пойти учиться не туда, куда хотела всю жизнь, а туда, куда идут все. Физфак заканчивали родители, сестра, муж и почти все одноклассники. Но стадному чувству здесь не место.8
  • Смузивый ИТ-бояринПрофессию выбрал за месяц до поступления, в средненький вуз. Родители сокрушались, потому что хотели, чтобы я пошел в другую шарагу за "стабильностью" - хорошо, что не послушал их, мог бы совсем отупеть. В нормальный вуз идти не рискнул, т.к. трезво оценивал свой уровень. Запомнилось, как мама водила меня на какое-то тестирование, в итоге которого психолог примерно определил моё место в координатах тупой-умный и технарь-гуманитарий. Там были и выводы по "психологической предрасположенности" или вроде того, но их психолог отложила в сторону со словами "ну мы понимаем, что на этом основании выбирать профессию - глупо". В итоге немного жалею, что не получил действительно хорошее образование. Правда, нетоповый вуз позволял совмещать учебу с работой, поэтому из нищеты я стал выплывать на пару лет пораньше - на тот момент это было для меня важно.1
  • Дарья ПастушковаАлла, А ещё есть хорошая книга Уильям Стиксруд, Нед Джонсон. «Самостоятельные дети». В этой книге как раз рассказывается, как понять, что проблема ребенка - это его проблема. И родители не должны решать эту проблему, а научить ребенка справляться со сложностями, с которыми он постоянно будет сталкиваться в своей жизни, и нести ответственность за свою жизнь.1
  • MystiqueЛена, я думаю в современном мире смысла нет останавливаться на 1 профессии, скорей всего, в ближайшем будущем большинство людей будут менять профессии минимум раз в 10 лет. Хотя я это и так уже делаю.1
  • Максим Кольцовя вижу проблему в том что сейчас тикток, инстаграм и прочие бесконечные ленты развлекательного контента наглухо убивают мотивацию что-то делать кроме как лежать на диване и продолжать это листать даже из взрослых далеко не все с этим справляются, а дети уж совсем не могут вылезти из этой ямы дешёвого дофамина6
  • Alephkuskus, а другую половину учащихся куда отправлять?2
  • kuskus kuskusAleph,на экскурсию в тюрьму конечно 🤣1
  • Маленький газлайтерВсегда мечтала быть юристом, работать в следствии. Родители одобрили, сказав, что лучше получу желаемую мной специальность, чем они будут заставлять меня учиться там, где я не хочу. Может было бы и неплохо, если бы сами куда-то отправили. Я выгорела еще на 2-3 курсе. Сначала общие предметы, которые я считала бесполезными, но очень хотелось получить за них хорошую оценку, потом предвзятое отношение кафедры гражданского права. Только благодаря нашей кафедре уголовного права оставалась еще вера в преподавателей и образование. Успела поработать общественным помощником (бесплатно) в следственном комитете. Поняла, что без оплаты работать до ночи, в том числе по выходным и праздникам, больше не хочу (тогда совмещала учебу/работу в ск/подработку) и ушла на гражданку на последнем курсе, где сейчас и работаю. Рада, что все сложилось так относительно работы. Если бы сейчас спросили с тем опытом, что имею за плечами - выбрала бы так же юрфак. На другом месте себя не представляю, к сожалению. Точнее, то, где я бы чувствовала себя отлично - оставила хобби, чтобы быть уверенной, что и оно не сгорит. А те, кто поступает, не зная... Как показала практика - дети, которых отправили учиться родители на ту или иную специальность, а ребенок не знал/не хотел - в итоге полюбили это дело, и работают по специальности. Не все, но большинство.1
  • Андрейникогда не верю в истории, что 16-17-летний подросток сам понимает, чем хочется заниматься и на кого идти учиться. За совершенно редчайшим исключением и то, если речь о невероятно талантливом музыканте или потомственном враче. первое образования я не выбирал. А вот второе, юридическое, шел получать сознательно и четким пониманием для чего и что потом с ним буду делать. Но все мои планы и цели обрушили преподаватели-практики, рассказывавшие реалии о российских судах, правоохранительной системе и юриспруденции в принципе. Позже у меня не получилось реализовать запланированное в части работы. Но поработать по специальности получилось, чему рад. Недолго - 3,5 года, но мне хватило. Итог работы: полное разочарование и сожаление о потраченном времени на учебу и деньгах. Оплачивал учебу я сам, не работа. Сегодня смело могу сказать, что абсолютно все свои работы я ненавидел. Именно так. Да, были серьезные проекты, к которым удалось приложить руку, но сути и моего отношения к работе это не меняло ни тогда, ни сегодня по прошествии многих лет. Сейчас я переучиваюсь и хочу полностью сменить сферу. Очень хотелось бы, чтобы получилось. На своего ребенка давить не будем никогда, постараемся разглядеть предрасположенность и помочь реализоваться в том, что будет интересно ребенку. Если будет счастлива, работая маникюрщицей, пусть так и будет. Быть счастливым намного важнее.6
  • Ольга МилаяЯ хотела быть либо врачом/хирургом, либо архитектором. На врача надо было годок подтянуть знания по химии, мама сказала строгое нет. Как это так, вон та троечница поступила в пед на вечерку, а ты прохлаждаться будешь?! Не вопрос, давай подам документы в архитектурный. Еще чего, кто тебя после содержать будет? Иди на юриста или бухгалтера. Сейчас время такое. Только они и зарабатывают… Прошло время, я в свои 24 работала главбухом, вот только одна незадача, архитектором я бы в то время зарабатывала куда больше 😂 История с 1998г по 2006г.1
  • Ольга МилаяА вот дочери 14 лет. Идет в 8 класс. Ничего особо неинтересно. Было интересно школу на одни пятерки закончить. Пока по окончанию 6 класса у нее не стали случаться панические атаки. После мы с мужем вмешались и сказали ей про ее стремление хватит. Можно и на 4, главное чтобы радость в глазах была. В итоге синдром отличницы искоренен. Осталось выбрать что по душе.1
  • Илона СПбСчитаю, что для большинства профессий неважно на какую специальность учишься, важно просто пойти учиться туда, где нравится (сейчас у вузов отличные сайты с подробной информацией, дни открытых дверей). Высшее образование в любом случае полезно для общего мировоззрения, для знакомства с интересными людьми (преподаватели, активные студенты), для поиска себя. Попадёшь на какое-то занятие и тебя может осенить, что вот это твое. И дальше двигаться в этом направлении. На многие специальности можно потом просто проф переподготовку/курсы, их великое множество сейчас. Я инженер-строитель по специальности, нравится атмосфера ремонтов, суета. Но пошла работать спецом по охране труда, пройдя проф переподготовку. А ремонтами занимаюсь в своей квартире и доме😀 Сейчас пошла на курсы по управлению проектами. Возможно в будущем сменю сферу! Не бойтесь идти учиться, никогда не поздно получить новую компетенцию!1
  • Илона СПбИлона, ещё хотела отметить, что не смотря на то, что от родителей чаще можно услышать критику, чем похвалу, при выборе профессии (моей и сестры) они не вмешивались сильно, дали свободу выбора. Когда у мужа дочь от первого брака заканчивала 9ый класс (тоже 'ничего не хочу'), решила ей помочь: взяли 2 занятия с психологии по профориентации. После теста она не сильно взбодрилась, я предложила оплатить репетиторов, если нужно для будущего поступления после 11го класса. Сильно не вмешивалась, просто рассказывала про свой опыт, опыт знакомых и пр. В итоге после 11го класса просветления не произошло, никакой подготовки к экзаменам не было (чтобы набрать больше баллов для поступления) и потащилась просто в колледж "лишь бы взяли" на юриста. Хотя предлагала год поготовиться на вышку с репетиторами, чтобы поступить в ВУЗ, который ей нравился. Но ребёнок сделал свой выбор...0
  • Андрей ХребтоДарья, у девушки (20 лет) похожая проблема - не знает, чего хочет, ничего не хочет, не «горит» ни к чему, получает высшее образование для галочки. Вроде проходила тесты на профориентацию и прочее, но толку ноль. Что Вы бы посоветовали?0
  • Дарья ПастушковаАндрей, я бы предложила совершеннолетнему человеку сходить к эндокринологу. сдала бы анализы на гормоны и микроэлементы, ответственные за "настроение". Предложила бы посетить психотерапевта. 20 лет - это не подросток, это взрослый человек.0
  • ИванВам вполне можно давать консультации профессиональные 👍0
  • SlavyanaFeelМама, как называется ваша специальность? Я всё хочу понять, где нужно учиться, чтобы уметь создать свой бизнес и управлять им.0