Эксперимент: как я делала бюджетную и дорогую профессиональную чистку зубов
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Статья о моем опыте проведения профессиональной гигиены полости рта за 3 000 рублей и за 8000 рублей. В чем оказалась разница и что я выбрала в итоге для регулярных визитов.
В 2021 году я твердо решила заняться здоровьем. В том числе здоровьем полости рта. В целом, у меня не было никаких критических проблем. К 29 годам у меня были все зубы на месте, а также они были все живые, так как ни разу не было пульпита. Из жалоб были только: щелчки челюстных суставов, легкая кривизна зубов и небольшой кариес. О том, как я решала первые две проблемы, я уже написала в своей статье Сколько стоит поставить брекеты, если есть проблемы с суставами челюсти.
Но еще до визитов к ортодонтам я решила начать с чистки зубов. Во-первых, после профгигиены доктор сможет лучше рассмотреть зубы на предмет кариеса. Во-вторых, благодаря блогам докторов-стоматологов, которые я читаю, я твердо поняла, что ключ к сохранению здоровья зубов — это качественная гигиена. Поэтому сначала я заменила обычную зубную щетку на электрическую. Результат я ощутила сразу — на внутренней стороне нижних зубов стало намного меньше темного налета, да и в целом зубы ощущались более гладкими после чистки.
А затем, я решила, что пора включить в свою жизнь регулярные процедуры профессиональной гигиены. Ведь самостоятельно, увы, ювелирно очистить каждый зуб у меня не выходит. Есть сложные места и скученность зубов, которая мешает полноценно прочистить межзубные пространства. Да и застарелый налет и камни тем более дома не убрать, ведь последняя профгигиена у меня была аж почти 9 лет назад. В то время я решила отбелить зубы системой ZOOM и перед этим нужна была чистка.
Как я выбирала клинику и вид профессиональной гигиены
Для выбора клиники я определила для себя три важных фактора.
Дальность от дома. Мне совершенно точно не хотелось тратить много времени на дорогу для такой простой процедуры.
Цена. Я регулярно вижу где-то в метро или маршрутках рекламу о профгигиене примерно за 2 000р в разных сетевых клиниках. Но честно говоря, я побаиваюсь таких предложений. Вспоминаю в этот момент рассказ моей знакомой, которой случайно сделали гигиену не по акции, а полноценную и потом уговаривали ее доплатить. Так что, я точно хотела получить качественную услугу, пусть и не по самой низкой цене.
Не «ноунейм» клиника. Я решила, что буду искать клинику среди популярных сетевых или плюс-минус известных клиник, если цена меня устроит.
С видом гигиены было сложнее. В прайсах клиник оказалось так много разных позиций, что глаза разбегались. Поэтому пришлось немного углубиться в тему и разобраться, что мне нужно.
Чаще всего встречались следующие названия.
Air Flow, CleanPro и другие — техники профессиональной гигиены, которые используют разный состав порошков для очистки. Например, Air Flow — смесь воды и соды, а CleanPro — смесь воды и глицина.
Ультразвук — ультразвуковыми вибрациями наконечника аппарата с зубов дробятся и удаляются самые твердые отложения — камни.
Механическая очистка/полировка пастой — доведение зубов до гладкого состояния после порошка, при помощи специальных наконечников и щеток.
Ремотерапия — это напитывание зубов минералами: фтором и кальцием. Этот этап бывает разным. Например, используют или фторлак или специальный гель с каппой.
По большому счету все эти процедуры вместе — это и есть комплексная гигиена полости рта. Просто в каких-то клиниках все позиции считаются по отдельности, в зависимости от объема работ. А где-то уже по фиксированной цене включают все этапы вне зависимости от сложности задачи. Так как моя последняя профгигиена была очень давно, то я искала просто комплексную процедуру, которая включает все этапы сразу.
Профессиональная чистка в первой клинике
Ноябрь 2021 года, клиника «Мой зубной»
Клиника находится в 15-ти минутах пешей прогулки от моего дома. Этот факт я сразу отметила как большой плюс в выборе клиники для регулярного посещения этой процедуры. Вообще об этой сети клиник я слышала много положительных отзывов от моих знакомых, поэтому выбор был немного предвзят, ведь мне хотелось попасть в надежные руки. Записывалась на процедуру я через чат на на сайте клиники. По опыту прошлых визитов к разным докторам я привыкла, что после записи на телефон приходит как минимум смс с подтверждением и напоминание перед визитом. Но здесь ничего подобного не было, к сожалению.
Визит был назначен на 15:50, но меня попросили прийти пораньше, чтобы успеть заполнить необходимые документы. Набор документов вполне стандартный: анкета о здоровье, договор, согласие на медицинское вмешательство, соглашение на обработку персональных данных и анкета про COVID.
Мне показалось необычным, что в клинике вообще нет ресепшена с администраторами. Недалеко от входа, рядом с диваном для ожидания, стоял одинокий компьютер. Но при входе в клинику раздался громкий звонок, поэтому очень скоро за компьютер встала девушка в рабочей форме врача или медсестры. Возможно, здесь роль администратора выполняет свободный персонал. Общение с этой девушкой было довольно холодным и сугубо формальным, в котором преобладали только глаголы вроде: «наденьте», «заполните», «подпишите», «ждите».
Впрочем, особых ожиданий по отношению к сервису у меня не было, поэтому я просто выполнила все команды и смирно ждала своего врача. На сайте клиники я нашла информацию, что мой врач — терапевт. Но иногда в других клиниках эту процедуру выполняют отдельные специалисты — гигиенисты.
В кабинете мы с доктором оказались 15:47, получается даже немного раньше назначенного времени. Здорово, что не пришлось ждать. Кабинет был совсем небольшим, кресло пациента стояло плотно у стены, а неподалеку стол с компьютером врача. Скорее всего, размер помещения не влияет на качество, просто не смогла вспомнить, чтобы где-то еще видела кресло у стены. Хотя забегая вперед, могу сказать, что мне было уютнее лежать не посреди большого помещения, а вот так, у стеночки в маленьком кабинетике. Единственное что раздражало, так это хрипящее радио с популярной музыкой, но все равно его было слышно только до начала процедуры.
Меня попросили сесть сразу в кресло. Пока я искала удобное положение, а с ростом 180 см это не всегда легко, доктор задала несколько вопросов. Она уточнила, делала ли я раньше профгигиену и есть ли у меня сейчас какие-то жалобы по состоянию зубов. Жалоб не было, а про опыт я рассказала все то же самое, что и в начале статьи. Дальше было несколько неловких моментов. Мой доктор начала рассказывать, что входит в комплекс профгигиены. Она озвучила все то же самое, что написано на сайте: ультразвук, Air-Flow, чистка пастой и фторлак. Но насторожило меня акцентирование на цене и вопрос в конце: «Ну что, делаем?»
Возможно, этот момент только у меня вызвал подозрения, но в голове успели пробежать мысли, что, похоже, эту услугу не очень часто оказывают либо в этой клинике, либо этот конкретный врач. Но вообще с учетом того, что гигиена действительно пока еще не слишком популярная процедура среди сограждан, есть вероятность, что я была права.
Но дальше был еще один неловкий момент. Доктор с явным волнением неуверенно начала мне предлагать вместо фторлака использовать гель, который закладывается в каппу и с ним нужно посидеть 3 минуты. Мне рассказали, что его отличие от фторлака в том, что он проникает в толщу зуба, защищает его минимум полгода. А фторлак остается только снаружи и защищает столько времени, сколько держится на зубе. Я отнеслась к этой информации довольно скептично, к тому же цена такого апгрейда была 1600 рублей, поэтому я отказалась.
Дальше мне выдали затертые защитные очки. Они были слегка влажные. Это одновременно и плюс — вероятно, их мыли, и минус — а вдруг не мыли. На правой линзе красовалась какая-то прилипшая грязь. Ладно. Я поборола приступ брезгливости и надела их. Доктор осмотрела мои зубы, рассказала, где есть кариес, который пора лечить.
До того, как все начнется, я решила поинтересоваться, будут ли болезненные ощущения, ведь свой первый опыт я уже совершенно не помню. Мне ответили, что все зависит от чувствительности зубов и наличия воспалений на десне. Моя десна была здорова, а чувствительность я смогу узнать только в процессе. Но не получится избежать неприятных ощущений от попадания порошка под давлением на язык и слизистую. Но стоит отметить, что в целом у меня довольно высокий болевой порог, поэтому я могу терпеть определенную степень боли.
По ощущениям, с момента входа в кабинет и до начала процедуры прошло 5—7 минут, а сама гигиена, как мне сказали, продлится 30—35 минут. Я крепко сжала ладони вместе, закрыла глаза и открыла намазанный чем-то вроде вазелина рот. Под губы мне засунули расширитель и началось.
Первый этап — ультразвук. Так как глаза мои были закрыты, то я не видела как выглядит наконечник аппарата. По ощущениям, это толстая игла, которая сильно вибрирует. Ультразвуком удаляются твердые зубные камни, а они часто находятся на линии десны или даже уходят под нее. Поэтому, болезненные ощущения были, но терпимые для меня. Хотя я все равно крепко сжимала руки. Еще из неприятного на этом этапе — очень мерзкий писк в ушах, а точнее как будто прямо где-то в голове, в моменты, когда игла касалась зубов.
Второй этап — air-Flow. Грубо говоря, он работает по принципу пескоструя. То есть под большим давлением на зубы подается специальный абразив, чтобы очистить их поверхность. На сайте клиники написано, это это смесь воды и соды. Мое лицо накрыли салфеткой, чтобы на него не попал порошок. У этого порошка оказался ярко-выраженный клубничный запах. Честно говоря, лучше бы запаха не было, так как спустя время он стал раздражать, так как был довольно интенсивным.
Здесь тоже было немного больно. Особенно когда обдували не отдельно зуб, а широкой струей сразу часть челюсти и из-за этого попадали на язык и слизистую, ведь рот все время открыт. Под конец было уже немного даже невыносимо, когда струя била по десне с внутренней стороны нижних зубов. Язык невольно лез закрыть эту нежную область собой.
Третий этап — чистка пастой. Если до этого момента мне все в целом было понятно, что происходит и для каких целей. Но вот этот этап остался загадкой. На зубы что-то нанесли, полагаю, пасту. По неопытности я с чего-то решила, что чистить дальше будут обычной щеткой. Но оказалось, что чистят их специальным наконечником вроде полировального круга, как на маникюрном аппарате или шлифовальной машине. Это было не больно, но только я не поняла, почему обрабатывали не все зубы и не со всех сторон. Показалось, что к этой части доктор отнеслась уже пренебрежительно, но это только догадки.
Четвертый этап — фторлак. Меня предупредили, что сейчас начнется обработка фторлаком и поврежденные десны могут щипать. И действительно, сначала я почувствовала резкий запах, похожий на обычный лак для ногтей, а затем и неприятное пощипывание десны, которое постепенно усиливалось. Но снова неясно почему, обработаны были не все зубы, а только передние и только с передней стороны. Но зато этот этап прошел быстро и когда пощипывание стало уже невыносимым, доктор включила аппарат с обдувом обычным воздухом (вроде бы) и стало резко легче.
Завершение. С меня сняли все вспомогательные элементы (очки, салфетку и расширитель) и попросили сесть на стул возле компьютера. По пути к нему я с любопытством посмотрела в зеркало. Ведь было очень интересно, как выглядят сейчас мои зубы и десна. Но пока улыбка выглядела скорее пугающе. У большинства зубов по линии десен были кровящие раны, а сами зубы на вид не изменились. Многие надеются на отбеливающий эффект от профгигиены, но у себя я его не заметила.
Я взглянула на часы, время было 16:16. То есть с момента входа в кабинет и до момента окончания процедуры прошло всего 30 минут. Доктор озвучила инструкции по ближайшему уходу: не есть и не пить следующие минут 40, а в течение всего дня не есть ничего сильно красящего и заменить дома зубную щетку на новую. На этом все.
Еще доктор напомнила, что у меня есть зуб, который уже требует внимания и предложила записать меня на лечение. Но совершенно ненавязчиво, что мне понравилось, и спокойно приняла мое решение, что я запишусь сама, когда захочу.
Мне предложили вернуться в зону ожидания в коридоре, пока доктор заполняла какие-то последние бумаги. Ждать ее пришлось недолго, буквально через пару минут мы проследовали до компьютера, который стоял в закутке. Там меня попросили поставить подпись на документе и оплатить процедуру. Выдали чек и на этом мы распрощались.
Легкую ноющую боль я ощущала еще примерно полчаса после процедуры, а затем она прошла. Вечером было немного больно есть, особенно когда что-то кислое попадало на слизистую. Видимо, из-за порошка она была немного повреждена. Но, к счастью, я не заметила повышения чувствительности зубов к холодному или горячему.
На следующий день. Уже на следующий день я заметила, что десны действительно зажили. По крайней мере больше не видно крови и царапин. Чистить было немного болезненно, поэтому я старалась не касаться десен.
Моя оценка результата. В целом, именно результат меня устраивает. На мой взгляд, мои зубы не были запущены, но при этом я знала где не дочищаю и где мне уже не справиться самостоятельно. Теперь в этих местах гладко, почти идеально. Хотя и ощущаю языком несколько шероховатостей.
Но я надеюсь, что эта процедура была настолько неприятной только из-за того, что пришлось больше очищать камней и налета, чем если бы я регулярно делала чистку. Посмотрим, что будет дальше.
Профессиональная гигиена во второй клинике
Апрель 2022 года, клиника «Конфиденция»
С первой профгигиены прошло 5 месяцев. За это время я нашла своего ортодонта и начала ортодонтическое лечение. Оно у меня немного нестандартное, потому что началось с лечения височно-нижнечелюстного сустава. Но примерно через два месяца ношения специальной суставной шины мне назначили дату фиксации брекетов. А перед этим обязательно нужно пройти процедуру профгигиены.
В клинике, где я лечусь, профгигиена на тот момент стоила 8200 рублей. Это почти в три раза больше, чем в клинике около дома. К счастью, профгигиена перед фиксацией брекетов для пациентов клиники бесплатна. А в дальнейшем для тех, кто ходит на гигиену каждые три месяца, действует скидка 50%. Поэтому я с большим интересом отправилась на вторую свою процедуру гигиены и старалась подмечать все различия.
В целом, основные этапы гигиены были такими же. Но вот в чем оказалась разница.
Процедуру выполнял гигиенист вместе с ассистентом. Ассистент помогала убирать слюну и накопившуюся во рту воду слюноотсосом. Это было комфортнее по ощущениям.
Использовался другой порошок. Как мне объяснили, это были гранулы из бикарбоната натрия (ProphyFlex), а не сода. По ощущениям он гораздо мягче, потому что больше не было этой боли от попадания порошка на слизистую и сопутствующих проблем из-за ее повреждения после гигиены. И огромный плюс — у него не было никакого запаха.
Перед началом чистки на зубы нанесли специальное вещество — индикатор налета. Он окрасил его разными цветами, чтобы наглядно было видно, какой давности налет на разных областях зубов. Далее гигиенист дала мне зеркало и показала самые запущенное места. У меня таких оказалось совсем не много, только на дальних зубах. Такой налет окрашивается в зеленый цвет, это значит, что ему больше 7 дней. Остальные — розовые (меньше 2 дней) и фиолетовые (больше 2 дней).
Мне очень понравилась такая наглядная демонстрация. Ведь я сама бы не узнала, где мои проблемные места, которым нужно уделить больше внимания.
Вот в чем еще оказались отличия от первой клиники:
- по сравнению с первой профгигиеной, здесь явно ощущался упор на чистку межзубных пространств. И во время чистки порошком и после него. Впервые мне дополнительно почистили все зубы нитью, а нижние, где наибольшая скученность, еще и какой-то специально абразивной штукой (не знаю что это было). По ощущениям, как будто тонкая наждачная бумага;
- гигиенист все время перемещалась вокруг моего кресла, чтобы чистить зубы с разных сторон. В первой клинике такого не было.
- полировка зубов проводилась приятным мятным порошком или пастой. Обработали все зубы, а не только передние, как было на первой процедуре;
- дополнительно после всех очисток мне нанесли антисептик и попросили им прополоскать рот;
- в этот раз меня не спрашивала, какое фторирование я хочу. В комплекс сразу входила реминерализация фторгелем. Для этого ассистент нанесла на силиконовую каппу гель и приложила к моим зубам. С этой каппой я сидела минут 7—9. Вкус у нее какой-то фруктовый, но очень интенсивный. Это мне не понравилось, если честно. Этот гель нельзя смывать, только сплюнуть лишнее. Поэтому запрещено пить и есть еще 1—2 часа после процедуры;
- в конце гигиенист показала на макете зубов с брекетами, как мне нужно будет чистить зубы и какими щетками после фиксации моих брекетов. Также дала памятку, где отметила необходимые щетки и другие инструменты для ухода за брекетами и зубами (пасты, нить, ершики, пена). На памятке также указаны рекомендации после чистки.
- на кресле была очень мягкая и удобная подушка, что тоже большой плюс. А очки и оборудование было чистым и не вызывало никаких вопросов и сомнений по поводу их состояния.
- эта профгигиена прошла практически безболезненно и деликатнее, чем первая.
Еще бонусом мне бесплатно почистили порошком мою суставную шину, которую мне носить еще месяца 4 и за ней тоже нужен уход. После этой процедуры на деснах не было никаких царапин и крови, а также слизистая нигде не была повреждена. Я не смогла найти языком никаких шероховатостей на зубах совсем. Мне очень понравился такой результат.
Выводы
На самом деле я рада выдавшейся возможности попробовать на себе «дорогую» профгигиену, так как вряд ли бы решила пойти на нее самостоятельно. Меня поразила деликатность и тщательность процедуры, отсутствие повреждений десны и идеальная, по ощущениям, чистота всех зубов.
Пока длится мое лечение на брекетах я планирую посещать гигиену каждые 3 месяца точно, ведь со скидкой 50% от клиники за регулярное посещение это делать не так накладно. Возможно, получится и после лечения продолжить эту привычку. Ведь в любом случае это окажется более выгодным и безболезненным вариантом заботы о здоровье, чем лечение зубов от заболеваний и их протезирование с возрастом из-за потери.