Продвинуться дальше буфета: советы для тех, кто хочет полюбить театр
Недавно мы попросили читателей дать совет театральным новичкам.
Вооружившись этой подборкой, выбрать театр и спектакль намного проще. Опытные театралы рассказали, почему не стоит начинать с авангардных постановок и смотреть «Онегина» с балкона, а мы собрали все в один материал.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Ходить в разные театры и прислушиваться к себе
Новичку нужно помнить, что театр бывает разный: музыкальный, драматический, иммерсивный, кукольный, уличный, народный, теней, света, пантомимы. Что именно вам понравится — покажет практика.
Классика или современность — никогда не угадаешь, что попадет в сердце. Единственный вариант — методично тестить форматы и разрешить себе разочаровываться, но не ставить крест на искусстве. Я вот тоже до поры до времени не подозревала, что воспылаю внезапной любовью к спектралисту Георгу Фридриху Хаасу, пока случайно не услышала его произведения на сборном концерте.
Театр прекрасен, он обогащает, и подходящий именно вам театр точно сделает вас лучше.
Мне кажется, тут нет универсальных рецептов. Все люди разные. Что понравится одному, может быть совершенно чуждо другому.
В детстве и ранней юности я думала, что не люблю театр. А потом оказалось, что очень даже люблю, просто не все. Не выношу оперу и балет, например. Классику тоже не очень люблю, особенно ее новые прочтения. Также не люблю старые классические театры с большими залами.
Оказалось, что мой формат — это современные пьесы, маленькие залы без сцены, когда видишь мимику актеров. Поняла я это после спектакля «Лерка» в «Балтийском доме» в СПб по пьесам Василия Сигарева. После этого стала выбирать такого рода спектакли, дело пошло, и я стала настоящим театралом. Одно время ходила в театр несколько раз в месяц.
Мой самый любимый — «Невидимый театр», слежу за ними почти десять лет, смотрела почти все их постановки, застала самые разные этапы развития, знаю по именам и в лицо почти всех актеров и режиссеров. Кроме обычных, у них есть спектакли в формате квартирников на основе творчества Довлатова, Шпаликова, Бориса Рыжего, например, там вообще камерная обстановка, угощают спиртными напитками и закусками до и во время спектакля.
Начать с традиционного театра и классических постановок
Не советовала бы идти сразу в какой-то авангардный театр, может отбить желание навсегда. Так было со мной. Я не ходила в театр, думая, что там нафталиновые спектакли — для меня это постановки Малого театра. Друг позвал в «Практику». Один спектакль понравился, второй — ну такое, после третьего меня тошнило.
Прошли годы, и мне посоветовали Фоменко. «Улисс», жаль, его больше не ставят. Потом «Овцы и волки» — так себе, и еще много спектаклей в течение нескольких лет. Потом я поняла, что не люблю некоторых актрис, не могу слушать их стоны и переигрывания, хотя многим заходит. Впервые ушла в антракте с постановки по моему любимому Толстому. Не то, не верю, не надо так с ним!
Ушла в театр имени Пушкина. Зашло, теперь он мой фаворит.
Это я к тому, что на каждого зрителя есть свой театр. И то, что мне кажется жутким образцом пошлости типа театра «Сфера», кому-то может очень нравиться. Или вот мюзиклы — тут советуют, а я не переношу всей душой.
Так что знакомство я бы посоветовала начать с комедии. Все же Фоменко, но только один спектакль — «Сон в летнюю ночь». А потом перейти в Пушкина и посмотреть «Багровый остров», «Заповедник», «Обещание на рассвете». А еще «Бег» в Вахтангова. Но только после прочтения пьесы, иначе можно не понять.
А если человек еще и готов на оперу, то да, конечно, Большой. Там можно пальцем в небо.
Сначала лучше пройтись по классике, но надо смотреть, потому что некоторые спектакли отбивают желание продолжать вовсе. Потом идти на эпатажных режиссеров, чтобы сравнить ощущения. Как по мне, хорошие классические театры — Вахтангова, МХТ Чехова, «Ленком». Маст си — театр на Бронной, у меня был разгон от отвращения и желания уйти в первом акте до слез и любви во втором.
Заранее побольше узнать о спектакле
Для начала стоит ознакомиться с либретто — после этого происходящее на сцене станет сильно яснее. К тому же сейчас перед каждой премьерой любой театр выпускает промоматериалы с интервью постановщиков, это уже сильно калибрует выбор — идти или не идти, ваше или не ваше.
Современные постановки такие современные, что без заранее уложенного костяка сюжета в голове не разберешься, «что имел в виду автор». И вместо того, чтобы наслаждаться решениями режиссера, цветом, светом, игрой, пластикой, костюмами, большую часть времени придется потратить на выстраивание логических конструкций, что заведомо снижает градус удовольствия.
Поэтому для заядлых театралов абсолютно нормально сходить на один и тот же спектакль несколько раз, рассмотреть детали, которые не заметил до этого, получить новые акценты и смыслы, увидеть другой состав — это тоже добавляет штрихов к картине.
Также не поленитесь погуглить соцсети театра: сэкономите себе время, деньги и сохраните возможный интерес к дальнейшим исследованиям репертуара.
Можно, конечно, устроить экспириенс и пойти на спектакль абсолютно в безвестность, но рисков неудовлетворения в таком случае сильно больше. Я за осознанную подготовку.
Выбрать спектакль с любимыми актерами и хорошим рейтингом
На вкус и цвет товарищей нет. Если уж совсем новичок — стоит глянуть в интернете куски из представлений любого рода, которые порекомендуют знакомые и сообщество, а дальше для себя определяться.
Я хожу на любимых актеров — что с ними дают, туда и иду. Обожаю Аронову — если хотите посмеяться, смело можно идти на комедии и антрепризы с ее участием. Ирина Горбачева — тоже давняя любовь.
«Сон в летнюю ночь» в мастерской Петра Фоменко был восхитителен! Когда бываю в Петербурге, стараюсь попасть в Мариинский театр — все равно на что, нравится сама атмосфера. Не люблю драмы, мюзиклы, хитровыдуманные или, напротив, слишком простые современные постановки, тут уж каждому свое. Выгодно билеты покупать на «Афише» — там часто хороший кэшбэк.
За последние несколько лет больше всего удовольствия я получил от спектаклей Евгения Гришковца и «Квартета И». Сложно их противопоставить классическим театральным постановкам — они не такие красивые, но зато про похожую на мою жизнь.
Можно, конечно, и на мюзиклы в МДМ сходить, но после них задуматься не о чем.
Сходите на антрепризу. Выбираете актера, который вам нравится, и ищете спектакль с его участием. Если вы в Москве, рекомендую «Вредные привычки».
Рекомендую смотреть на рейтинг на ticketland.ru. И на актерский состав, потому что известные актеры, которых успел полюбить, как правило, не разочаровывают, и стоят билеты не всегда дорого.
Мне понравилась игра Скляра в «Скрипаче на крыше». Мне в принципе нравится «Скрипач на крыше», поэтому я буду искать его на всех площадках — в Питере ставят на трех. Мюзикл «Юнона и Авось» все еще прекрасен. Оперы в Мариинке стоят всех потраченных рублей.
Детские спектакли часто выигрывают у большинства классических постановок. «Маленький принц» в кукольном театре очень понравился. Зрители достойны отдельных комплиментов.
Ответственно подойти к выбору мест и театральному этикету
Нужно знать, что в театре есть удобные места, которые дают хорошую картинку, и есть места с плохим обзором. Заранее продумайте этот момент, чтобы вместо спектакля не разглядывать люстру, не упираться носом в колонну и не тянуть шею.
Освежите в памяти правила поведения в театре — вряд ли вам добавит настроения, если сидящая позади старушка настучит вам программкой по голове, если вы будете разговаривать с соседом или перекрывать локтями обзор, когда сидите в бельэтаже. А театральные старушки — у-у-у, вы бы знали, какие суровые, за ними не застрянет.
Отдельный пункт для музыкального театра. Между частями не аплодируют, но после хорошей арии или виртуозного фуэте — можно. В общем, если хлопает меньшая часть зала — сидите ровно, если хлопает почти весь зал — смело присоединяйтесь.
Ну и помните, что, если вы пойдете на «Онегина» и случайно купите билет на балкон, все впечатление от постановки вам перебьют шелестящие фантиками и болтающие с одноклассниками школьники. Беспощадная школьная программа, будь она неладна.
Пойти в проверенный театр по рекомендации
Сейчас проблемы с репертуаром у большинства театров. Даже классическую классику переделывают на новый лад, получается пошло и примитивно.
По моему опыту, достойный уровень сейчас показывает Мастерская имени Фоменко в Москве. Красивый современный театр, небольшой зал, и даже из самого дальнего ряда все видно. Ценник разный — от тысячи до 10 тысяч рублей. Смотрела там «Пожары», «Войну и мир», «Мастера и Маргариту», «Волков и овец», «Бесприданницу». Всегда оставалась в полном восторге!
Если вы в Санкт-Петербурге, советую присмотреться к театру «Приют комедианта» — это уютное камерное заведение, где ставят много постановок, доступных для понимания. Например, «Эти свободные бабочки» или «Варшавская мелодия».
Очень люблю Островского, поэтому Малый театр вне конкуренции, хотя в Театре сатиры и в Вахтангова мне тоже очень понравились постановки. Сейчас живу в Питере, и мой любимый театр — имени Акимова. Их «Тень» и «Дракон» бесподобны!
Ну и классический балет всегда прекрасен, для первого раза лучше выбрать какой-нибудь не длинный и яркий, типа «Тысячи и одной ночи».
Александринский театр, большая сцена, все спектакли Фокина, почти все — Рощина. Начать лучше всего с классики — «Женитьбы». Смело рекомендую «Баню», «Детей Солнца», «Рождение Сталина», «Маскарад» — это их визитка, из последнего «1881» неплох. Для продвинутых уже постановки Атиллы Виднянского — «Процесс», «Преступление и наказание» просто рвут в клочья.
Но лучший их спектакль — «Сирано де Бержерак». Нет равнодушных. А Иван Волков и Сергей Мардарь — лучшие питерские театральные актеры. Это было признание в горячей любви к Александринке — приходите, не пожалеете.
Начать с мюзиклов
Опробовано мной — начинать с праздничных, красивых, радостных мюзиклов. Идеально подходит «Принцесса цирка» в Московском театре мюзикла и мюзиклы продюсерства Дмитрия Богачева — компании «Бродвей Москва», — которые показывают в МДМ.
А затем, если ходить регулярно, можно потихоньку брать спектакли посерьезнее, подраматичнее и поэкспериментальнее. Главное — не спугнуть в первый же раз.
Я бы посоветовала сходить на «Стиляг» в Театр наций. Краски, динамика, костюмы — в общем, точно не заскучаете.
Еще ни один мюзикл меня не разочаровал и не был скучным.
Искать в театре то, что нравится в кино и литературе
Я бы посоветовала начать с того, что вы читали в школе и вам понравилось. Мне из последнего, что я смотрела, понравилась «Женитьба Бальзаминова» по Островскому в театре «Мастерская».
Советую обратить внимание на продолжительность спектакля — не начинать с трехчасовых, почитать отзывы в интернете. Еще, если есть интересные вам актеры, можно узнать, где они играют, и сходить на спектакль с их участием. Если есть предпочтения в жанрах кинофильмов, можно поискать что-то подобное в театре.