Как конкуренты использовали мой товарный знак, открыв бар-двойник в спальном районе

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Александр Русанов

Страница автора

Я являюсь предпринимателем из Новосибирска, с 2016 года открыл несколько баров крафтового пива в центре города. Большими трудами поднимал его с нуля. Более того, сфера для нашего города была совсем новая и заведений уже работающих в ней были единицы — поэтому чувствовал себя как первопроходец, со всеми вытекающими последствиями и сложностями.

Создание франшизы и регистрация товарного знака

Подбираясь к третьему году деятельности и успешной работы, решил упаковать свой бизнес во франчайзинговое предложение — поделиться рецептами успеха и накопленным опытом. Но сделать не просто франшизу, а дружное сообщество увлеченных одним делом людей — сфера нишевая и, по моему мнению, к этому располагает. Хотелось общаться с людьми увлеченными и имеющими схожие ценности в бизнесе, помогая им сделать все правильно и сэкономив средства на многих бизнес-процессах и решениях, а не превращаться в инфобизнесменов. В процессе упаковки, конечно же, потребовалось зарегистрировать товарный знак (название компании), что и было сделано. Процедура не быстрая, но заветное свидетельство на торговую марку «Valhalla» было получено!

Франчайзи так легко не находились. Очень много обращалось людей, которые хотели заработать на хайпе о крафтовом пиве или просто получать деньги с бизнеса, не прикладывая усилий — таких приходилсь отметать в процессе переговоров. На сентябрь 2020 года заключили три договора с франчайзи, одно заведение уже открыто в нашем же городе, второе должно открыться в Восточной Сибири, третье — в Казахстане. Франчайзинг шел не очень активно, поэтому пришлось углубиться в другие проекты. Как вдруг, ничего не предвещало беды и вот опять!:)

Незаконное использование товарного знака

А теперь к сути. В конце 2019 года удальцы из моего же города решили, скопировав название моей торговой марки, открыть магазин-бар «на районе», только, естественно, с другим качеством пива и сервиса. Мне об этом сообщил один из партнеров, увидев случайно знакомую вывеску на окраине города, в одном из спальных районов. В тот момент я не придал значения, ибо было только фото вывески, информации в справочнике города и интернете не было, казалось какая-то совсем мелкая контора на отшибе и не факт, что занимаются схожим делом. Но владелец решил заявить о себе миру, разместив информацию о себе в интернете: тут я все увидел и сомнений не оставалось — ребята решили воспользоваться названием и использовать деловую репутацию, открыв викинг-бар на свой лад в новом спальном районе с большим количеством жителей.

Было принято решение обратиться в юридическую контору, которая ранее регистрировала мою торговую марку. Как выяснилось, с такими делами юристы сталкивались и практика на эту тему обширная. Были озвучены штрафы и компенсации за такое нарушение — они заметно превысили мои ожидания и предположения. Теперь оставалось эту компенсацию получить.

Составление претензии

Для начала, будем запускать процесс с претензии к нарушителям, а далее идти в суд, если ответчик будет упираться. Начался сбор необходимых доказательств и документов. Нужны были подробные фотографии бара-магазина и чек от них. С фото все понятно, а вот чек оказалось не просто добыть. Купив у них пивных напитков (которые я выкинул за углом, конечно же), на просьбу выдать чек ребята просто отказали — мол нет кассы у нас, можем только предложить провести платеж через карту, тогда терминал безналичных оплат выдаст.

Ребята, проработав целый месяц, не удосужились обзавестись кассой! Бланков строгой отчетности у них тоже не оказалось. Терминал же по эквайрингу не является кассой — он свидетельствует только о принятии и зачислении суммы на счет с карты клиента. Но пришлось довольствоваться тем что имеется, благо наименование ИП на чеке имелось (правда ИНН и прочей информации не нашлось). Уголка потребителя в их заведении тоже не оказалось — бизнес по-русски.

На основе собранных сведений, юристы подготовили три претензии-заявления: виновнику ситуации, УФАС и Роспотребнадзору. В госорганы не поленился доставить их лично, с пометкой о принятии, а виновнику отправил претензию курьерской службой. Сроки плагиаторам дали 1 месяц на исполнение требований: убрать все надписи со всех рекламных конструкций и выплатить компенсацию в мою пользу как правообладателя. УФАС с Роспотребом, по опыту, реагируют на такие заявления три месяца.

Итоги

Но прошло пару недель, и я обнаружил что лжеВальхала испарилась и появился на этом месте магазин-бар Viking. Горе-викинги сменили все вывески и баннеры очень оперативно, правда в очередной раз не пробив, что такое название для баров тоже зарегистрированная торговая марка. Компенсации и какого-либо ответа от них при этом не последовало… Ситуация осложнялась тем, что проверяющие из госорганов еще не успели сходить к ним и зафиксировать нарушения.

Юрист, конечно, не ожидал такой прыти и наглости от них. Выиграть суд было вполне реально, но процесс это не быстрый и, понимая ушлость оппонентов, можно ожидать чего угодно, даже выиграв дело — в том числе, закрытия ИП и открытие нового (на жену/родственников), чтобы не попадать на сумму компенсации, которую бы назначил суд.

Решено было отправить повторную претензию на компенсацию юридических расходов и тогда мы отзовем все заявления из УФАСА и Роспотребнадзора. Претензия с требованиями была проигнорирована, а УФАС, который наконец сделал проверку спустя два месяца, — нарушений не нашел, из-за того, что все вывески сменились… Но всё же главная цель была выполнена — конкурент быстро сменил название и все вывески и перестал портить репутацию моим барам.

Дальше — больше. Повторный случай нарушения товарного знака не заставил себя долго ждать. Объявились плагиаторы из других городов России, одни из них при этом работают в той же нише и повели себя еще наглее, чем прошлые нарушители — в этот раз, без суда обойтись не получилось.