Мозг
79K

Как я живу с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

И что помогает мне концентрироваться

62
Как я живу с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Мне двадцать пять, пару лет назад мне диагностировали синдром дефицита внимания и гиперактивности.

До этого я считала, что мои рассеянность и систематическая прокрастинация — это черты характера или обычная лень. Когда я в очередной раз не успевала сделать задание по учебе и работе в срок, я ругала себя и обещала взять себя в руки. Но это не помогало.

В этой статье я поделюсь своим путем к постановке диагноза и приемами, которые помогают мне учиться и работать. Некоторые я изобрела сама, некоторые — подсмотрела у других людей с СДВГ.

Мозг: рассылка об эмоциях и психике
Лайфхаки о том, как не поддаваться стрессу, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Как я нашла своего психотерапевта

Осенью 2019 года я переехала в Германию — поступила в университет на исторический факультет. Сразу после переезда я начала подрабатывать в пекарне — просто чтобы было на что жить. Работа была неинтересной, отношения в коллективе — токсичными.

С учебой тоже было сложно: нужно было много читать и запоминать огромное количество информации, мне же было тяжело сосредоточиться. Я постоянно переживала, что меня отчислят, потому что часто не могла сдать экзамен с первого раза. Иногда не получалось даже во второй раз, и приходилось еще раз приходить на пересдачу.

А потом началась пандемия — вся учеба перешла в онлайн. Я не успела обзавестись друзьями и чувствовала себя очень одиноко.

Летом 2020 года я поняла, что не могу заставить себя учиться и работать. Я могла часами сидеть и пытаться начать заниматься делами, но сфокусироваться не получалось. Было страшно, что я останусь без денег, меня отчислят и придется вернуться домой. От отчаяния я решила обратиться к психотерапевту.

Сначала я думала, что придется обратиться к платному специалисту — и судорожно считала деньги. Но потом узнала, что по страховке имею право на бесплатное посещение психотерапевта — это считается не необязательной услугой вроде похода к косметологу, а жизненно необходимой. Эта страховка обязательная, есть у каждого студента и вообще у любого человека, который живет в Германии. Каждый месяц я плачу за нее 115 €⁣ (7304 ₽).

В организации, которая помогает студентам, мне посоветовали обратиться к психотерапевту, который говорит на родном мне языке. В Германии это не проблема: русскоязычных специалистов много. Так что я поискала в интернете русских психотерапевтов и пошла к одному из них.

Два психотерапевта мне совершенно не понравились. Например, один из них на первой же встрече заявил, что все мои проблемы — из-за высокомерия.

Только третий поход на психотерапию оказался удачным — я попала к внимательной и доброжелательной женщине. Говорить с ней оказалось легко: мне не было стыдно и страшно рассказывать, что я устала и не могу нормально учиться, что мне одиноко после того, как я переехала, и что я постоянно думаю, что со мной что-то не так, что я ленивая и неприятная, раз не могу ни с кем подружиться. В ответ я получила только понимание и сочувствие.

Как я узнала, что живу с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Мои проблемы с неспособностью сфокусироваться, систематически заниматься учебой и работой и соблюдать дедлайны начались не после эмиграции. Я живу с ними всю жизнь — просто до лета 2020 года могла хоть как-то мотивировать себя. Обычно — с помощью страха: тянула до последнего, ругала себя за лень, пугала себя кошмарными последствиями, а потом за ночь делала то, что должна была делать в течение месяца.

Однажды в поисках лайфхаков про продуктивность я наткнулась на статью с советами для людей с СДВГ и рассказом об этой ментальной особенности. Описание было очень созвучно мне. Я почитала больше о симптомах этого синдрома — и узнала себя.

Как понять, что живешь с СДВГ

  1. Импульсивность и вспыльчивый характер.
  2. Неорганизованность, проблемы с расстановкой приоритетов и планированием.
  3. Проблемы с концентрацией внимания на задаче.
  4. Проблемы с тем, чтобы начать и закончить задачу.
  5. Чрезмерная активность или беспокойство.
  6. Частые перепады настроения.
  7. Проблемы с преодолением стресса.

Почти у каждого человека есть те или иные симптомы из этого списка. Если вы обнаружили их у себя — это не значит, что у вас есть синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Рассеянность, проблемы с планированием и прокрастинация могут быть связаны с другими проблемами, от усталости до расстройств настроения вроде депрессии. Если они появились недавно — это точно не СДВГ: с этой ментальной особенностью человек живет всю жизнь.

Чтобы проверить себя, можно пройти тест для диагностики СДВГ у взрослых — его разработали эксперты Всемирной организации здравоохранения, Медицинской школы Нью-Йоркского университета и Гарвардской медицинской школы.

Результат теста — это не диагноз, а оценка вероятности, что у вас есть этот синдром. Диагностировать его может только врач-психиатр или клинический, то есть медицинский, психолог. Специалиста стоит выбирать с умом: далеко не все знают, что СДВГ бывает у взрослых, некоторые — и вовсе в это не верят и считают, что все дети «перерастают» дефицит внимания и гиперактивность.

О подозрении, что у меня есть СДВГ, я рассказала психотерапевту. Я беспокоилась, что она посчитает, что я просто оправдываю свою дезорганизованность. Но она просто сказала, что это возможно, и направила меня к психиатру в центр, который специализируется на СДВГ.

Специалист, который проводил диагностику, долго расспрашивал про мое детство. Я вспомнила, что была активным ребенком — любила читать и рисовать, кататься на скейте и плавать в бассейне, есть песок и лазить по деревьям. Еще больше любила делать это все одновременно.

В школе я постоянно получала пятерки за предметы и двойки за поведение, потому что не могла усидеть на месте. На переменах я бегала, на уроках — постоянно болтала, так что меня регулярно выгоняли из класса. Мне говорили, что я слишком резкая, грубая и «как пацан».

Высидеть урок очень тяжело, но я все равно хорошо училась. В младшей школе — потому что боялась родителей: они постоянно кричали на меня, и я старалась не давать лишний повод для этого. Кроме того, я просто была умной девочкой, и за счет этого могла постоянно болтать на уроке, но все равно получать пятерки.

Однако учителя постоянно ругали меня за небрежность — она возникала потому, что домашние задания я обычно делала быстро и в последний момент, когда провал был максимально близко, а страх — максимально сильным. В такие моменты я так сильно концентрировалась на том, что делаю, что не обратила бы внимание даже на пожар, пока моя одежда не загорелась.

Кстати, то же чрезмерно сфокусированное состояние бывало и тогда, когда я занималась чем-то интересным. Например, рисовала два дня, почти не выходя из комнаты.

Еще в детстве я начала придумывать способы, как заставить себя сделать что-то, что никак не получается начать. Обычно я выдумывала, как сделать задание каким-то особенным образом — так, чтобы было интересно. Например, найти особенно интересные факты для сочинения или нарисовать к нему скетчи.

Все это я рассказала психиатру — и вышла из его кабинета с диагнозом «синдром дефицита внимания».

Наверное, это был один из самых счастливых моментов в моей жизни: только что я получила подтверждение, что я не бездельница и стараюсь достаточно. Просто мой мозг работает по-другому — и с ним нужно тоже обращаться по-другому.

Почему ребенок с СДВГ может не получить диагноз и узнать о нем, только повзрослев

Диагностика СДВГ — в целом сложная. Прежде всего — потому что у разных детей с этим синдромом разные комбинации симптомов. У одних — проблемы с вниманием, у других — с гиперактивностью, у третьих — и то и другое.

При этом те же проблемы с вниманием у разных людей проявляются по-разному. Одни совсем не могут долго фокусироваться и плохо учатся — и понять, что у них СДВГ, проще. Другие постоянно теряют вещи и перебивают собеседника, но умудряются получать хорошие оценки в школе. И чтобы распознать СДВГ у них, нужно разбираться в диагностике именно этого синдрома.

Дополнительно диагностику осложняют культурные особенности. Например, согласно статистике, почти 10% детей в США живут с СДВГ, в Великобритании же — только 2—5%. Это не значит, что в американцы чаще имеют СДВГ, чем англичане. Просто то, что в одной стране считают чертами характера, пусть и не всегда приятными для ребенка и окружающих, в другой считают патологической невнимательностью и гиперактивностью.

В первой стране ребенок с СДВГ менее вероятно попадет к врачу-психиатру на диагностику — его особенности сочтут вариантом нормы и чертой характера, а даже если попадут — возможно, врач тоже не поставит ему диагноз. Во второй стране возможна обратная ситуация — обычную детскую непоседливость посчитают СДВГ.

Россия — это пример первой страны: родители скорее посчитают ребенка с проблемами в поведении и учебе неусидчивым, невнимательным и ленивым, чем поведут его к психиатру.

Как на мою жизнь влияет синдром дефицита внимания и гиперактивности

Во взрослом возрасте СДВГ может проявляться не совсем так, как в детстве. Например, у меня со временем сгладилась гиперактивность — залезать на деревья мне больше не хочется, усидеть на одном месте стало проще.

Но большинство аспектов, связанных с невнимательностью, доставляют столько же проблем, сколько и в детстве. Вот главные особенности, которые я замечаю за собой и считаю проявлениями СДВГ.

Беспокойный мозг. Если я чем-то занимаюсь и это что-то требует концентрации, то я неизбежно отвлекаюсь как минимум каждые десять минут. Поводами могут быть разные внешние раздражители — например, птица за окном пролетела. Но мешают и внутренние стимулы. В моей голове постоянно мелькают визуальные образы, музыка и мысли — и это тоже негативно влияет на внимание.

Неспособность делать что-то неинтересное. Если мне что-то неинтересно, то никакие рациональные аргументы не вернут мотивацию — я буквально физически не могу это делать. Например, мне ужасно скучно выбрасывать мусор и мыть посуду. Это кажется мелочами, но попытки заставить себя сделать такие неинтересные вещи иногда вызывают у меня мышечную боль.

Импульсивность. Прежде всего это когда ты сидишь и делаешь что-то, а потом внезапно теряешь интерес — и резко переключаешься на что-то другое, что теперь кажется интереснее. Контролировать этот процесс и заставить себя вернуться к тому, что делал и потерял интерес, не получается. Из-за этого очень сложно заниматься чем-то систематически, каждый день, в том числе — работой и учебой. И вообще, что-либо планировать — например, чем заняться в выходной день.

Отсутствие приоритетов. Для моего мозга не существуют важные дела — только интересные. Допустим, если мы — я и мой безумный мозг — решили в два часа ночи покрасить стол или сшить жабу по выкройке из «Пинтереста», я буду этим заниматься, даже если нужно встать в шесть утра или подготовиться к экзамену. Заставить себя прервать и отложить на какое-то время интересное дело обычно не получается.

Паралич СДВГ. Это особое состояние, которое наступает у человека с СДВГ из-за физической, эмоциональной или интеллектуальной перегрузки. Мозг не может справиться со стрессом — и это превращается в неспособность начать что-то делать, завершить задачу или вообще на чем-либо сосредоточиться.

Это не просто прокрастинация, как у человека без СДВГ. Прокрастинация — это более контролируемое, целенаправленное состояние. Управлять параличом воли невозможно — мозг исчерпал ресурсы.

Я чаще всего переживаю паралич СДВГ, когда нужно сделать что-то в определенный срок, особенно — что-то сложное, когда сил нет. При мыслях о дедлайне у меня даже начинает болеть тело. Приступить к работе я не могу — сфокусироваться не выходит, мысли убегают.

Гиперфокус. Как и в детстве, я склонна тянуть с выполнением неинтересных или слишком тяжелых дел, которые вызывают паралич СДВГ, до последнего и делать их быстро. Например, полгода назад я месяц не могла заставить себя сесть за работу, а за ночь до дедлайна сделала все, что было нужно.

Такая продуктивность — проявление так называемого гиперфокуса. Это состояние экстраординарной концентрации, которое бывает у некоторых людей с СДВГ.

Также я чрезмерно фокусируюсь на том, что мне интересно.

Например, недавно я три дня занималась серией иллюстраций, которую придумала, и рисовала целыми днями, почти без остановки, картину за картиной. Я забывала пить и есть, пару раз уснула прямо перед холстом, но рисовать не перестала, пока не закончила всю серию. После таких марафонов приходится долго восстанавливать силы.

Отсутствие чувства времени. Если я постоянно не смотрю на часы, то не знаю, прошло двадцать минут, час или полдня. Поэтому я не могу учиться три часа — если я так поставлю задачу, то мой мозг не понимает, что делать. Вместо этого приходится договориться с собой, что я буду учиться три раза — то есть три раза буду садиться за стол и делать что-то по учебе. Может быть, я буду сидеть за столом три раза по десять минут, а может — три раза по три часа, это всегда непредсказуемо.

Тревога и депрессия. Кроме СДВГ, мне диагностировали тревожно-депрессивное расстройство — это когда ты постоянно подавлен и при этом сильно тревожишься несоразмерно причине или вовсе без всякой причины.

Это расстройство тоже связано с СДВГ — потому что жить с таким мозгом тяжело. Ты уязвим перед стрессом, постоянно переживаешь, что не делаешь того, что должен, и подводишь других людей. Окружающие не понимают, почему ты срываешь дедлайны, и злятся на тебя. В итоге ты сам начинаешь стыдить себя за это.

Лишние траты. Из-за свойственной людям с СДВГ импульсивности мне сложно удержаться от покупки чего-то, что внезапно вызвало мой интерес. Например, недавно я купила специальную подставку для кружки, которая сохраняет тепло.

Это мелкая покупка, бывают более крупные — Айпад, который я внезапно решила купить, чтобы рисовать. Трата на Айпад не сочетается с моим планом копить деньги, но мой мозг не считает приоритетом накопление, просто хочет, чтобы я получила вот эту вот классную штуку прямо сейчас.

К незапланированным расходам приводит и невнимательность. Часто я теряю вещи, забываю, что купила что-то, и покупаю то же самое снова. Регулярно не помню, что нужно оплатить коммунальные услуги, и потом получаю штраф.

Но самое обидное — это интернет. В Германии он дорогой и не безлимитный. Чтобы не тратить лишние деньги, стоит как можно чаще использовать домашний вайфай — он дешевле мобильного интернета. Еще можно подключаться к вайфаю в университетской библиотеке — это вообще бесплатно. Но я часто забываю переключаться с мобильного интернета и иногда трачу на связь в два раза больше, чем могла бы.

Как я обманываю свой синдром дефицита внимания и гиперактивности

Когда я узнала, что живу с СДВГ, то стала больше читать про свои особенности и искать способы, как сделать так, чтобы они минимально мешали мне учиться и работать. Часть из тех, что я сейчас применяю, я заимствовала из интернета или стала применять по совету психотерапевта. Другие придумала сама — до того, как узнала диагноз, и после диагностики.

Главный принцип большинства методов, которые я применяю, — это превращение дел во что-то интересное, визуально привлекательное и с элементами игры.

Стикеры. Все важные дела, особенно — с дедлайнами, я записываю на ярких стикерах — и вешаю их так, чтобы они были перед глазами. Если я что-то не записала и не вижу это, то ни за что об этом не вспомню. Так, я записываю, например, когда пора идти к психиатру, а когда — записываться на предметы в университете. Некоторые записи я делаю маркером прямо на зеркале.

Чтобы не забывать ухаживать за растениями, а еще делать это правильно, я разработала отдельный вид стикеров — со смешными надписями про уход за тем или иным экземпляром. Выглядит симпатично, кажется игрой — все, что надо для моего мозга
Чтобы не забывать ухаживать за растениями, а еще делать это правильно, я разработала отдельный вид стикеров — со смешными надписями про уход за тем или иным экземпляром. Выглядит симпатично, кажется игрой — все, что надо для моего мозга
Чтобы не забывать ухаживать за растениями, а еще делать это правильно, я разработала отдельный вид стикеров — со смешными надписями про уход за тем или иным экземпляром. Выглядит симпатично, кажется игрой — все, что надо для моего мозга

Планеры. Я не люблю планирование, забываю фиксировать дела в планере, а также заглядывать в него и проверять, все ли я сделала. Поэтому я покупаю планеры и ручки, которые кажутся мне милыми и визуально привлекательными. Еще я придумываю свою структуру планера — чтобы мне было интереснее вести записи.

Тогда мне приятно носить планер в сумке, я не забываю его в кафе и периодически в него смотрю.

Мои бумажные планеры. Их много — как только один надоедает и перестает быть интересным, я начинаю о нем забывать. Приходится покупать новый.
Мои бумажные планеры. Их много — как только один надоедает и перестает быть интересным, я начинаю о нем забывать. Приходится покупать новый.
1/2
Мои бумажные планеры. Их много — как только один надоедает и перестает быть интересным, я начинаю о нем забывать. Приходится покупать новый.
Мои бумажные планеры. Их много — как только один надоедает и перестает быть интересным, я начинаю о нем забывать. Приходится покупать новый.
Напоминания на моем телефоне. В том числе — что нужно не забыть о завтраке
Напоминания на моем телефоне. В том числе — что нужно не забыть о завтраке

Правда, нельзя сказать, что планеры и стикеры — это идеальная система. Мне все равно приходится устанавливать напоминания на телефоне, иногда — о таких простых вещах, как вовремя поесть. Но планеры, стикеры и напоминания вместе работают лучше, чем отдельно.

Геймификация. Я стараюсь придумывать сложные и интересные способы делать то, что мне не хочется. Допустим, мне нужно сделать уборку. Тогда я ставлю себе песню и решаю, что должна успеть привести в порядок комнату за те три минуты, которые песня играет. Я как будто соревнуюсь с песней — кто быстрее? Таким образом я превращаю скучное дело в игру.

Ускорение. Мне всегда сложно слушать лекции и не отвлекаться. Особенно сильно это стало мешать в начале пандемии, когда пришлось полностью перейти на онлайн-обучение.

Помог способ, который я нашла среди советов для людей с СДВГ, — включать видео со скоростью в полтора раза больше. Исчезают долго тянущиеся фразы и паузы, которые раздражают, а учитывая, что человек говорит на немецком, получается сложно и более интересно. Кроме того, это экономит время — часовую лекцию можно прослушать за сорок минут.

Осознанное отвлечение. Если я пытаюсь долго работать сфокусированно, я быстро устаю и чувствую себя плохо, при этом внимание все равно рассредотачивается. Поэтому я позволяю себе отвлекаться и не ругаю себя за это. Например, работаю в кафе, смотрю в окно, как люди идут по улице, снова работаю, смотрю, как бариста наливает кофе — и так далее.

Еще мне помогало сфокусироваться на работе приложение Forest — там можно установить таймер: столько-то минут работаешь, столько-то отдыхаешь, когда нужно переключиться — телефон звонит и напоминает об этом. Я обычно выставляла 10—15 минут работы, не больше — для меня это оптимальное время. Паузы тоже короткие.

Особенно мне помогает, что приложение Forest устроено интересно: сначала, когда ты начинаешь работать, на экране маленький росток, который постепенно растет, а над ним — фразы типа «не смотри на меня», «положи телефон». Если не отвлекаешься, к моменту перерыва маленький росток превращается в целый лес.

Медитация. Когда я стала медитировать каждый день, то заметила, что мне проще учиться. Так произошло потому, что медитация учит управлять вниманием — замечать, если оно переключилось, и возвращать его обратно. Кроме того, когда я медитирую, то меньше тревожусь, а это тоже способствует внимательности. Если же я пропускаю несколько дней или даже неделю медитации, то замечаю, что тревога стала сильнее, а с концентрацией — снова беда.

Как людям с СДВГ удается учиться и работать несмотря на гиперактивность и невнимательность

Взрослые с СДВГ, которых не диагностировали в детстве, могут еще в детстве чисто интуитивно найти способы компенсировать свои особенности. Например, рисовать, когда слушаешь учителя, чтобы не отвлекаться, мотать ногой под столом, когда не получается усидеть на месте, записывать все дела и планировать время — все это человек может освоить сам, даже не зная о диагнозе. Побочный эффект этого — особенности ребенка станут менее заметными, и вероятность, что он узнает о своем диагнозе, снижаются.

Также человек может хорошо учиться не за счет внимательности, а за счет ума — вопреки расхожим стереотипам, у людей с этим синдромом IQ в среднем выше, чем по популяции. Например, ко мне не единожды обращались люди с золотой медалью, красным дипломом и прекрасной карьерой, при этом всю жизнь они страдают от проблем с концентрацией из-за СДВГ.

И еще одна интересная особенность — гиперфокус, который свойственен только некоторым людям с СДВГ. Человек, которому сложно слушать собеседника и не перебивать его, может заинтересоваться чем-то и сфокусироваться на этом так сильно, что не замечает ничего часами. За счет этого он может быстро, запоем освоить, например, какой-то язык программирования.

Звучит как нечто, чем каждый хотел бы обладать, однако обратная сторона гиперфокуса — истощение: потратив ресурсы, мозг отдыхает, и после периода экстраординарной сосредоточенности человек долго возвращается к нормальному функционированию.

Как изменилась моя жизнь благодаря знанию о диагнозе

Нельзя сказать, что моя жизнь волшебным образом наладилась. У меня много долгов по учебе, я трачу слишком много денег и все еще принимаю антидепрессанты — тревожно-депрессивное расстройство никуда не исчезло. Сейчас я обсуждаю с психиатром прием специальных медикаментов для коррекции СДВГ. Сперва я не хотела пить таблетки, но начинаю думать, что стоит все-таки попробовать.

Но есть и серьезные положительные изменения. Когда я узнала, что живу с СДВГ, я поняла, что мне нужно тщательно выбирать то, чем я занимаюсь. В итоге я решилась уйти с исторического факультета — там приходилось много читать, запоминать и долго концентрироваться. Для меня это очень тяжело, кроме того, сама история меня не очень увлекала — а значит, заставить себя заниматься было вдвойне сложнее.

Сейчас я перевелась и учусь на факультете информатики, и мне стало гораздо проще соблюдать дедлайны. Мне интересно кодить — процесс воспринимается как игра, и мой мозг такой: «о, прикольно, давай еще».

Еще я сменила работу и подрабатываю дизайнером в одном исследовательском центре — создаю логотипы, постеры, презентации, брошюры и картинки для соцсетей. Мне то нужно что-то писать, то рисовать, то анимировать. Процесс работы — один, а разноплановых действий много. Когда мозг устает от одного и теряет к нему интерес, можно переключиться на другой — и продолжить работать, а не отвлечься на свои нерабочие дела.

Эта работа удаленная, никто не стоит рядом и не следит, сфокусирован ты или нет, — и психологического давления меньше. Я могу отвлекаться, сколько мне надо. Плюс никто не требует укладываться в жесткие сроки. Благодаря всему этому я реже пребываю в параличе СДВГ, работаю быстрее и меньше стрессую.

Как лечат синдром дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ — это не что-то, что возможно вылечить. Все, что человеку может предложить современная наука — это коррекция синдрома с помощью медикаментов и психотерапии.

Вполне возможно достичь существенного улучшения состояния без препаратов, только за счет психотерапии. Она помогает человеку с СДВГ справляться со стрессом и тревогой, понимать особенности функционирования своей психики и адаптироваться к ее особенностям, осваивать навыки самоконтроля и лучше управлять временем. Чаще всего советуют когнитивно-поведенческую терапию — в рамках этого метода есть протоколы, адаптированные для коррекции СДВГ и протестированные в исследованиях.

Медикаменты, которые применяют в терапии СДВГ, компенсируют дефицит катехоламинов — таких нейромедиаторов, как адреналин, норадреналин и дофамин — в префронтальной коре головного мозга, которая отвечает за контроль импульсов и планирования.

Считается, что СДВГ связан именно с этим дефицитом. Импульсивность, трудности с концентрацией и распоряжением временем — скорее всего, итог этого дефицита. Если же увеличить концентрацию катехоламинов в префронтальной коре, симптомы СДВГ станут менее выраженными. Но принимать препараты, позволяющие это сделать, можно только после консультации с врачом.

Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine.

Редакция
Расскажите, как вы справляетесь с рассеянностью:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой

16.11.22, 13:43

Отредактировано

не дочитала, потому что отвлеклась на другую статью.
краткий ответ - не справляюсь.

82

Viktoria, я три раза за время чтения отвлекался на рабочие дела, которые параллельно делаю весь день, отвлекаясь от них на статьи на ТЖ. Мог бы диагностировать у себя СДВГ, но все равно считаю себя ленивой и расфокусированной жопой. А в тесте на СДВГ 17 вопросов, вообще вероятность дойти до конца минимальна.

36

Артемио, я знаю, что я не ленивая, я 8 месяцев совмещала работу на полный день, учёбу по несколько часов в день семь дней в неделю и регулярные тренировки. знаю, что могу.
но с рассеиванием внимания не могу справиться никак.
всегда открыты тысяча вкладок, немедленно нужно проверить все сообщения, статьи читаю за несколько подходов (хотя читаю быстро), не могу ездить и бегать без музыки - моментально отвлекаюсь на все вокруг, умею одновременно читать сообщения себе и стихи ребёнку.
прекрасно работаю в режиме многозадачности, но совершенно не могу взяться за один длинный проект, поэтому с дипломом и курсовыми в университете были большие проблемы.
отвлекаюсь во время даже серьёзных разговоров на "ой какой классный пёс", не могу спокойно сидеть на месте, все делаю очень быстро, то есть невнимательно и неаккуратно.

помогает максимум спорта и физической активности и постоянно чем-то загружать голову.

16

Viktoriia, у меня нет СДВГ, но классный пес тоже отвлекает))) потому что классные псы - это самое классное

6
0

eto ya

42

Viktoria, это очень смешно )))

2

йог, психотерапевт не может говорить тебе, что все проблемы от высокомерия (как это было в случае нашей героини)

может, у человека и правда с этим проблемы. это, например, 100% мой случай.

но даже если бы мне психотерапевт на первой встрече сказал, что я слишком высокомерна, и это так, это не было бы нормально, потому что:

1. на первых встречах (а иногда вообще год) создается контакт и доверие между психотерапевтом и клиентом. иначе нифига работать не будет. громкие заявления подрывают это доверие, это раз, и необоснованны, потому что ты еще толком с человеком не познакомился, это два

2. психотерапия - это safe space базово, если нет - не работает. во время психотерапии терапевт не должен тебя осуждать и оценивать, иначе он херня, а не терапевт. причем осуждать не должен, даже если тебя, например, направили принудительно на психотерапию после того, как ты кого-то изнасиловал (кейсы из развитых стран). не все так могут.

3. обычно высокомерие маскирует уязвимость. т.е. не проблемы от высокомерия, а высокомерие от проблем. так что заявить такое = быть херней, а не психотерапевтом

вывод: говно этот психотерапевт, не ходите к таким.

23
Удалённый пользователь

17.11.22, 14:38

Ника, возможно вы правы, я не специалист в психотерапевтах. Но факт поиска "удобного" психотерапевта очень распространён.

3

йог, психотерапия бывает неприятной, тяжелой и эффективной, но на нее не всегда есть силы. иногда лучше просто что-то комфортное и поддерживающее.

я вот как раз такую дилемму решаю - между удобством и эффектом.

с одной стороны - мой психотерапевт, с которым я 4 года. такой уровень доверия и понимания ни с кем представить не могу, без его поддержки было бы тяжело. но за 4 года мы как будто исчерпали возможность глубокой работы, поддержка в основном и осталась.

с другой стороны - психотерапевтка, которую мне посоветовал специалиста по посттравматическому стрессовому расстройству, который у меня, собственно, это расстройство и диагностировал.

была с ней на одной встрече, оценила ее - очень крутая. работает совершенно иначе, чем мой психотерапевт, дает не поддержку, а глубокую проработку травм. но сразу стало понятно, что мне будет тяжело и никакой поддержки от нее не будет. при этом эта психотерапевтка согласна работать, только если я закончу предыдущую терапию - иначе ее метод неэффективен.

в итоге пока остаюсь со своим психотерапевтом просто потому, что сил на второй вариант нет, а поддержка очень нужна. то есть я выбираю удобство, но потому, что пока оно мне нужнее. когда смогу, начну двигаться дальше

5
0
Герой Т—Ж

16.11.22, 15:25

Отредактировано

мой супруг живет с СДВГ уже четвертый десяток - ничего более прекрасного в жизни я не встречала )

главное правильно научиться использовать плюсы СДВГ, и человек из "больного" превращается в гениального.

"СДВГ — это не что-то, что возможно вылечить. " - зачастую не просто невозможно, а и не нужно. мне лечение СДВГ напоминает порочную советскую практику переучивания левшей писать правой рукой

19

Дейнерис, И как выражает СДВГ?

0

Джек, ну жена меня называет вроде как Цезарем из известного анекдота - могу преподавать нескольким разновозрастным детям одновременно (от 4 до 11 лет) или вести одновременно несколько бизнесов, не затрачивая, в отличии от большинства, усилий на переключение между задачами

жонглировать и играть на гитаре единомоментно, в общем.

1

Petrov, так вы гений, причем тут СДВГ? Мне вот совсем некомфортно жить с СДВГ

4
0

Я плачу, читая эту статью...
Плачу так, будто увидела ключ к моей жизни, к двери, которую я закрыла для себя, чтобы не пытаться оправдать свое бездействие независищами от меня факторами.

В детстве мне ставили СДВГ, но маме предподнесли это как что-то, что является нормой для детей моего возраста, так что на это просто забили, позволяя мне быть маленькой, чересчур активной и забывчивой девочкой.

Учеба никогда не давалась мне легко, как только появились первые оценки во 2ом классе, мне стали ставить 3ки, 5ки же были редкими. Особенно у меня были проблемы с русским, уж не знаю, почему именно он... Кстати, лучше всего мне давалась физкультура)

А тем временем, мои старшие брат и сестра учились достаточно неплохо, им, казалось, не составляло никакого труда хорошо учиться, или хотя бы списывать домашку так, чтобы получить хорошую оценку. Моей усидчивости на домашку не хватало от слова совсем, так что к 11 классу я вообще забыла, что это такое. Слушать учителей на уроке было интересно, хотя не всегда получалось, организовывать себя для выполнения дз — нет.

Многие учителя на протяжении моей жизни говорили мне, что я умная девочка, только вот с самоорганизацией у меня проблемы. Если бы только я больше старалась, то цены бы мне не было...

А я бы и хотела стараться, но просто физически не могла. Когда я думала о том, чтобы сесть и сделать домашнее задание, меня охватывала такая сильная тоска, что иногда я из-за этого просто начинала плакать. Будто некая тревожность внутри меня сразу просыпалась.

И это чувство осталось со мной до сих пор... Я занимаюсь дизайном, и я до сих пор не понимаю, как заказчик терпит ТАКИЕ опоздания с дедлайном, но я ему благодарна. Хотя не знаю, как организовать себя, чтобы укладываться в срок.

Я вот уже 3 раз буду пытаться поступать в академию им. Штиглица. Но я в этом учебном году ничего не делаю для этого, потому что просто не могу взять себя в руки.

Все вокруг убеждают меня, что это вопрос лишь воли, и что всем также тяжело что-то делать, как и мне, но они же делают. Иногда я согласна с ними, но в другие моменты мне так больно...

Многое из того, что Вы описали в этой статье мне знакомо. Гиперфокус, например. Я даже не знала, что это одно из проявлений СДВГ. У меня есть такая штука, что если книга мне недостаточно интересна, то заставить себя ее прочесть я не смогу. Но вот если книга интересна, то тут уже я не смогу заставить себя от нее оторваться! Я очень часто ночами напролет читаю фэнтези, не в силах остановится, почти не удовлетворяя свои физические потребности, как будто забывая про них.

Кстати, оба теста для взрослых показали слишком высокий балл
Что делать, я не знаю
Идти к психотерапевту, к психиатру?
А он сможет мне помочь?

Потому что если не сможет, то, боюсь, меня затянет в бездну. Я уже чувствую, как я увязаю в болоте.

Простите, получилось много, и, наверное, не очень связно. Но спасибо, что Вы, кто бы Вы ни был, прочитали до конца ^^

16

11.10.23, 02:19

Отредактировано

Ну вот, почитала другие комментарии, и поняла, что такие длинные никто не строчил... Теперь мне неловко 🫠

8

София, спасибо вам за ваш комментарий с подробным изложением собственного опыта. Поверьте, это очень полезно. Думаю, не только мне со схожими проблемами.

1

София, я тоже плачу, потому что всю жизнь считала себя какой то не такой . Я вроде умная (не преувеличиваю) я решала сосредоточенно сложнейшие задачи по химии, а через 5 минут , будто высосали из меня всю жизнь и все, нет конца . Все, что написано в статье, это будто я писала . В 28 лет я случайно наткнулась на пост про СДВГ и осталась в шоке . Моя сестра успешно освоила три профессии . Я же чувствовала себя неуклюжей, глупой, невнимательной. Хотя у меня есть вышка и сейчас я тоже , как и автор , работаю граф.дизайнером и все время сложности с исполнением в срок . Что уж там чувствовала , мне все об этом, начиная с мужа , твердят . Досадно

3

София, хорошие психотерапевт и психиатр обязательно вам помогут! Я 1,5 года раз в неделю хожу на онлайн-сессии — и это главное, что держит меня на плаву при депрессии. Теперь вот хочу пойти к психиатру целенаправленно с СДВГ. Психотерапия — благо, с ней жизнь становится лучше 🌿✨

2

София, у меня такой же результат теста 😟 благодарю за то что так развернуто написала о своём опыте, это очень ценная информация, которая даёт поддержку и веру в то что я не одна со своими проблемами 🤫🤝

2
0

в календаре у меня тоже все записано: уборка, уход за лицом, тренировки, работа (даже если это обычная пятидневка), дедлайны, встречи с друзьями.
несколько лет назад стало спасением.

15

Viktoria, подскажите, пожалуйста, из какого приложения этот скрин?) ищу удобный планировщик для своих дел

1

Rocco, обычный гугл календарь, на андроиде он встроенный.

5
0

Не ставится диагноз пока не станешь взрослым, наверное, потому, что родители усиленно стараются не замечать "ничего такого" в ребенке. Я, как преподаватель, периодически сталкиваюсь с тем, когда приводят детей с явными отклонениями/нарушениями, родители делают вид, что так и надо, будто не замечают, например, что ребёнок в 11 лет разговаривает с бабайкой и винит её в том, что она делает ошибки или не даёт учиться, либо другой пример, кричит на уроке в неуправляемой истерике, потому что не может доделать ни одно задание. Кстати у всех этих детей репетитор по каждому предмету, так как учиться в школе со всеми они не способны. Я успешно работаю с подобными детьми, знаю как купировать их такие "состояния" так как имею дополнительное образование в этой области, но меня удивляют родители, что не предупреждают о диагнозе или не хотят замечать его, либо знают, но молчат? Желательно предупреждать, и заниматься с таким ребёнком у психолога, посетить психиатра, ведь не у всех педагогов есть дополнительное образование в этой области и не каждый сможет работать с таким ребёнком, это может быть даже опасно, ведь ребёнок не всегда управляем и может причинить себе вред во время истерики на уроке

14

Playa, обычно учителя вообще не хотят этим заниматься. Многие просто не знают, диагностика у нас так себе, найти врача проблема. И это стоит больших денег. И времени. Плюс везде выгоняют, очень сложно это все. И не всем нужны репетиторы. При всём диком поведении, дети усваивают программу нормально, многие знают много по предмету, но не могут сдать. Репетиторы скорее нужны, когда есть сопутствующие проблемы типа дислексия, дисграфии и пр. Ну и скажем прямо, часть программы никому не нужна потом.

2

Тан, а почему собственно учителя должны ХОТЕТЬ заниматься психическими отклонениями? если бы хотели выбрали бы соответствующую профессию.

2
0

Огромная благодарность автору за рассказ о себе, и особенно - за подробность изложения. У нас младший сын с сдвг, поэтому тема очень актуальна.
Удачи Вам и ещё раз благодарю

12
0

Очень плохо справляюсь, потому что из-за СДВГ до сих пор не могу найти дело, которым хотелось бы заниматься. Почти все, что написано в статье - есть у меня.
Я фотографирую, рисую ( и да, для этих дел мне срочно понадобился планшет, благо, его подарили ), чуток знаю программирование и много чего еще, но не могу остановиться на чем-то одном, чтобы повысить скилл там и начать этим зарабатывать. Долгое время работала техническим писателем даже после того, как перестало нравиться и выгорела((
Пыталась учиться и ходить на курсы, чтобы после них чувствовать себя более уверенно и пойти работать, но все курсы брошены потому, что становится скучно и дальше продолжать не хочется. Что-то типа: если пошла на программирование, то интерес теряется и иду заниматься рисованием и наоборот. Множество книг не дочитано ровно по той же причине. Отвлеклась, забыла, начала кучу других дел и книг. Ежедневников гора и все красивенькие и полупустые, я планы даже записывать забываю, возвращаюсь уже через неделю. Есть проблема и с рюкзаками - их много, но все неудобные. Постоянно покупаются, носятся неделю и НЕУДОБНО, сдаются или продаются на авито :D
Гора вот таких штук от постоянной потери ключей до песен в голове и тысячи мыслей во время общения с другими людьми. В школе все делала в последний момент практически на коленке при том, что это была строгая гимназия. Получила красный диплом в колледже и при этом мне было скучно учиться. Мрак :D
При этом я точно не ленивая, потому что в студенческие годы я и училась, и работала, и это на два города и все в таком духе.
Ну вот я хоть выговорилась, мне стало легче, что я не одна такая :))

9

Света, меня просто бесят некомпетентные специалисты. люди реально нуждаются в помощи, попадают к ним, в лучшем случае просто уходят и еще много лет за помощью не обращаются. тогда как есть те, кто реально может помочь.

7

Марина, очевидно, что ты даже понятия не имеешь, как работает СДВГ, потому что люди с этим расстройством, вот это да, могут забывать есть. А если они в гиперфокусе, то даже не чувствовать голода.
С СДВГ не то, что про еду забываешь, в туалет можешь не идти до последнего, просто потому, что словил ступор.
Чушь ты сморозила, короче. 👺

6

Natalie, да, точно, терпишь, потому что НЕ ХОЧЕШЬ отрываться от дела)))

1

20.11.22, 04:10

Отредактировано

dolonola, в телеграмме есть канал Сообщество взрослых с СДВГ, там есть Гугл таблица со специалистами или можете спросить, если они не успели кого добавить

5
0

Кодить с сдвг это как вообще? Как можно целый день сидеть на одном месте?

4

Петров, гиперфокус

8

Петров, спринтами.
По 15 минут.

6

Доктор, 15 минут кодишь, 15 минут на гитаре играешь , так и живем )

5
0

Вроде похоже, вроде и не похоже. В детстве носилась словно в попу укушенная, да сейчас ношусь. Хотя нет, наверное, в целом я усердная. А вот с возрастом все труднее заставить себя что -то делать

3
0

Самое главное что нужно сделать - это привести в норму свои нейромедиаторы, адреналин, норадреналин и дофамин. И другие тоже не помешает. Гуглите что такое нейробиология, смотрите курсы и восстанавливайте свою гормональную систему. А вообще СДВГ это выдуманные рамки в которые общество загнало человека. Для человека свободного, ничего плохого нет в описанных "симптомах".. (=

3

Салават, - жалко денег на дачу: купите терьера (любого) - пара "сюрпризов" на ковре заставят вас просыпаться раньше и идти гулять.

проверено на личном опыте - не заставят )

2
0

Прочитала на гиперфокусе)) спасибо !

2
0

У при использовании Forest или таймеров мысли по типу: "А сколько времени уже прошло? Сколько ещё осталось?"

2
0

Ни как. Если ты что то не хочешь делать это равносильно не можешь. Рассеянность используется как инструмент для достижения цели. Могу читать несколько книг одновременно. Конечно же несколько дел одновременно. Чем они меньше по времени, тем больше вероятность успеха. Узнала о своем СДВГ в 43 года. Поздновато, чтобы что то координально менять. Но это многое мне объяснило обо мне самой и о том почему я живу ни как «все нормальные люди». Ищу как применить свои особенности себе во благо. Сложно.

2
0

Рассеянное внимание,сложно сконцентрироваться на статье. Читала через строчку. СДВГ мешает похудеть. У меня по полной программе СДВГ. В детстве сосала палец и грела подушку рукой . Об этом синдроме узнала в 43. Убираюсь сразу во все комнатах перехожу с одной вещью в другую и переключаюсь. Так могу бродить целый день. Кушать готовить не люблю сложные рецепты долго и нудно. Готовлю знакомое и то на чем набита рука. При том при всем муж попался абьюз полная картина Репина. Образование высшее общительная но жалею после что сильно откровенничала

2
0

Спасибо за то, что поделились. Какие советы можете дать близким людям? Какие особенности можете выделить при общении с людьми с СДВГ?

1

Евгений, близким людям, определённо, в первую очередь нужно терпение. Мой муж очень спокойный и это вроде как с одной стороны раздражает, потому что я очень импульсивная, забывчивая, всё теряю, роняю, забываю, что это есть дома и снова покупаю, опаздываю итд и мы живём в разных скоростных режимах)) а он островок спокойствия в моем мире хаоса и с другой стороны он немного более приземленный, стабильный, спокойный, всё у него на местах. Я предполагаю, что еслибы он был как я, то нам было бы очень тяжело.
Второе - это принятие. Близкий человек не должен пытаться изменить меня и мои привычки/мысли/действия, пытаться переучить меня "жить нормально", потому что я такая была всегда, и это нужно принять, тем более, что изменить это все равно не получится)
Третье - дружелюбно напоминать!!!)) если я словила гиперфокус, то можно попробовать меня оттуда вытащить. Если просто постоянно что-то забываю, то нужно напоминать, но не в укор (я итак всё забываю, если ещё и винить, то ничего хорошего), а просто, мол, Лера, ты говорила, что сделаешь вот это и я спокойно делаю, без обид))
Больше советов пока дать не могу, потому что сдвг мне поставили недавно, хотя я подозревала его оочень давно и теперь я и мой муж с сыном учимся жить с моим сдвг официально)) . И несколько лет назад я стала мамой и вижу, что у ребёнка тоже уже прослеживается сдвг, и это явно не черты характера, а скорее антипод им. Теперь я учусь со своим сдвг быть мамой сыну с подозрением на сдвг, поэтому я бы и сама не против получить советов 😁
Мужу терпения 🧡

5
0

мне кажется, огромный плюс жития с СДВГ - это то, что мы себя не ломаем; пытаемся найти решение, понять себя, приспособиться, НО не сломать. рано или поздно (да-да) подход будет найден, и работа пойдет :)

1
0

Страшно ресееный , а помогают наушники с музыкой , прёт музыка и всё идёт автоматически само сабою

1
0

Я живу с СДВГ 34 года...

1
0

30.10.23, 11:33

Отредактировано

Вам повезло, у вас еще рано диагностировали.
У меня без лекарств жить и работать с СДВГ не получается. Но принимаю, когда считаю нужным. Т.к. побочные эффекты неприятные.

1
0

диагностированного диагноза у меня нет и не будет, да и не считаю, что мне это как-то поможет. но интересно замечать в себе подобное. как будто затыкает чувство вины за "прокрастинацию", которую видят окружающие в моих ежедневных делах

возможно, вам что-то скажет количество окон и вкладок у меня на компьютере. я могу месяц избавляться от кучи вкладок, пихая в себя информацию, которая была интересна какое-то время назад, но сейчас уже не особо. и могу за один вечер открыть 100 новых вкладок, которые нужно срочно-срочно прочитать

про нужды организма тоже частенько забываю. график сна у меня постоянно плывет, с этим я уже смирилась. если занимаюсь чем-то интересным, то просто не смогу уснуть, хоть четыре часа пытайся

ну и много всякого разного, что вроде бы подходит. миллион страниц в ноушн, но при этом забываешь отмечать пункты с делами. архивы размером с терабайты. сложность приступить к новой задаче. если делаешь какой-то крупный проект - слишком углубляешься в детали и не вывозишь остальное, слишком концентрируешься на инструментах исполнения, а не на исполнении. очень быстрое выгорание, сложности с доведением до конца. отвлекаюсь в основном если раздражитель воздействует не только на один орган восприятия. ну или отвлекаюсь в этом случае минимально. могу два дня концентрироваться на какой-то работе. строю невероятные планы и невероятно разочаровываюсь

наверное, все не настолько плохо просто из-за моего опыта медитаций и склонности к самоконтролю и, возможно, честности? я стараюсь контролировать внимание, но быть в этом состоянии 24/7, конечно, проблемно, тк истощает ресурсы

1
0

Всем привет!
Хочу поделиться полезной информацией для всех кто имеет прямое или косвенное отношение к проблеме СДВГ. Обычно психотерапевты назначают Стратеру (Straterra) или когнитеру, но так как стратеру прекратили выпускать,то на ее смену пришел другой препарат по Аттекс (Attex). Лекарства нужны и без них жизнь с СДВГ усложняется в несколько десятков раз. https://t.me/adhdruss
или @order_pills

1

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество