«Не успеваю заниматься тем, что приносит удовольствие»: как сбалансировать учебу и жизнь
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Год назад я решил отчислиться из университета, чтобы попробовать поступить в МГУ.
Учеба на прежнем месте совершенно не вдохновляла, не особо давалась, и я не видел, как реализовать себя в области электроники. Решил поступать на мехмат, потому что математика — единственная сфера, которая мне была сколько-то интересна из технических. На что-то гуманитарное мне попасть почти нереально из-за нулевых знаний по необходимым предметам. В итоге я поступил, но довольно быстро учеба снова перестала приносить удовольствие, и я, как и год назад, чувствую себя выжатым и потерявшим интерес к обучению.
Учеба отнимает столько времени, что я не успеваю заниматься тем, что приносило бы удовольствие. Хочется путешествовать, заниматься творчеством, зарабатывать деньги в конце концов, но вместо этого я вынужден каждый раз с трудом заставлять себя садиться за учебу. С грустью вспоминаю те полгода, пока не учился и готовился к экзаменам: тогда я чувствовал себя как никогда свободным, устраивал свою жизнь так, как хотел, и в целом был смысл, цель — поступить. Теперь же абстрактное «получить образование» — непонятно, ради чего конкретно.
Стараюсь учиться хотя бы по чуть-чуть и давать себе время отдыхать и заниматься тем, чем хочется, но очень сложно соблюдать баланс и не начинать уделять учебе совсем мало времени. Поддерживаю себя тем, что образование такого уровня даст мне в будущем большие возможности, чем если я начну реализовывать мечты сейчас. Взять хотя бы путешествия по миру — теперь во многие страны обычному россиянину не попасть. Да и к тому же в России в нынешнее время все может повернуться очень неудачно, и в этом случае образование должно меня, надеюсь, спасти.
Но это уговоры себя, а не поддержка. Чувствую себя в ловушке: бросить вуз не могу, как-то иначе что-то в жизни поменять — тоже.
Почему учеба перестает приносить удовольствие
Похоже, вы оказались в ловушке из несбывшихся ожиданий. Вы пишете, что чувствовали себя свободным и счастливым, пока готовились к поступлению, самостоятельно планировали время, двигались к цели. Сейчас цель достигнута — вы студент МГУ. Но оказалось, что этот статус принес не удовлетворение, а ощущение, что вы в заложниках.
Это известный феномен — иллюзия «пункта назначения». Пока была цель, вы ощущали смысл происходящего, чувствовали, что контролируете свою жизнь. Но когда цели больше нет, а пункт назначения достигнут, вы осознали, что нет и смысла, либо он слишком абстрактен и не вдохновляет.
Почему так получается? Есть мнение, что цели крадут счастье, что счастье якобы невозможно, пока не будет выполнена поставленная задача. Поэтому важно сфокусироваться не на цели, а на процессе, поиске, движении к ней.
Кажется, что вам сложно наслаждаться учебным процессом, получать удовольствие в моменте. Но только ли с учебой так происходит? Бывает ли такое, что вы ставите цель, достигаете ее, а после чувствуете досаду и опустошение?
Что делать, если желание расходится с потребностями
Я бы рекомендовала поразмышлять над собственными ожиданиями. Похоже, ваши представления о студенчестве разошлись с реальностью. Задайте себе вопрос, действительно ли поступление в этот вуз — то, чего вы хотите. Возможно, это ваше сознательное желание, но истинная потребность, которую не всегда можно осознать, была совсем другая.
Допустим, офисный работник хочет получить высокую должность. Но за этим желанием может скрываться потребность почувствовать признание и власть над окружающими. Если реализация желания не закрывает потребность, возникает чувство разочарования и обманутости.
Возможно, что желание исполнилось, но потребность осталась не закрыта. Например, вашим желанием было поступить на мехмат МГУ, а потребность — чувствовать себя творцом своей жизни, испытывать вдохновение и свободу. Ваше желание исполнилось, но потребность так и не была удовлетворена, и поэтому вы не ощутили радости. Если это так, можно поразмышлять над потребностью, откуда она взялась и как можно закрыть ее по-другому.
Вы описываете свое состояние с помощью метафоры ловушки. Скорее всего, то, что приходится делать по расписанию, а не по личному вдохновению, вызывает у вас чувство, что не вы контролируете свою жизнь, а она — вас. Возможно, было что-то подобное раньше, в детстве, поэтому вы воспринимаете вуз как наседающего и ограничивающего взрослого. Как и прежде, вы чувствуете свое бессилие и зависимость от ситуации.
Поразмышляйте, не напоминает ли эта ситуация с поступлением более ранний опыт, когда вы были маленьким и зависели от управляющих вашей жизнью родителей. Важно разотождествиться с тем опытом, ощутить, что, хоть университет и требует от вас придерживаться учебного плана, это он существует для вас, а не вы для него: вы больше не маленький мальчик, пойманный в ловушку могущественным взрослым. В одиночку сделать это бывает трудно, и тогда на помощь приходит психотерапия.
Как достичь баланса учебы и жизни
Сейчас вы стараетесь сделать все на отлично, а когда понимаете, что так не выйдет, вам, возможно, хочется не заниматься этим вовсе. Чтобы это исправить, попробуйте снизить требования к самому себе: старайтесь делать все не идеально, а достаточно хорошо или даже нормально. Все успеть невозможно, и принять здесь свои ограничения очень важно. Если этого не сделать, чувства неудовлетворенности — собой и своей жизнью — не избежать.
Конечно, учеба сейчас отнимает у вас много времени, но только ли в этом дело? Предположу, что вы досадуете из-за того, что возможностей жить как раньше сейчас действительно меньше, многие путешествия недоступны, а шансов реализовывать мечты осталось не так много. Вероятно, ваше отношение к обучению окрашено разочарованностью тем, как поменялся мир, — и университет стал объектом, куда вы поместили источник своего разочарования.