«Не успеваю заниматься тем, что приносит удовольствие»: как сбалансировать учебу и жизнь

Признания читателя и комментарий психолога
16

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Облачно

потерял интерес к обучению

Страница автора

Год назад я решил отчислиться из университета, чтобы попробовать поступить в МГУ.

Учеба на прежнем месте совершенно не вдохновляла, не особо давалась, и я не видел, как реализовать себя в области электроники. Решил поступать на мехмат, потому что математика — единственная сфера, которая мне была сколько-то интересна из технических. На что-то гуманитарное мне попасть почти нереально из-за нулевых знаний по необходимым предметам. В итоге я поступил, но довольно быстро учеба снова перестала приносить удовольствие, и я, как и год назад, чувствую себя выжатым и потерявшим интерес к обучению.

Учеба отнимает столько времени, что я не успеваю заниматься тем, что приносило бы удовольствие. Хочется путешествовать, заниматься творчеством, зарабатывать деньги в конце концов, но вместо этого я вынужден каждый раз с трудом заставлять себя садиться за учебу. С грустью вспоминаю те полгода, пока не учился и готовился к экзаменам: тогда я чувствовал себя как никогда свободным, устраивал свою жизнь так, как хотел, и в целом был смысл, цель — поступить. Теперь же абстрактное «получить образование» — непонятно, ради чего конкретно.

Стараюсь учиться хотя бы по чуть-чуть и давать себе время отдыхать и заниматься тем, чем хочется, но очень сложно соблюдать баланс и не начинать уделять учебе совсем мало времени. Поддерживаю себя тем, что образование такого уровня даст мне в будущем большие возможности, чем если я начну реализовывать мечты сейчас. Взять хотя бы путешествия по миру — теперь во многие страны обычному россиянину не попасть. Да и к тому же в России в нынешнее время все может повернуться очень неудачно, и в этом случае образование должно меня, надеюсь, спасти.

Но это уговоры себя, а не поддержка. Чувствую себя в ловушке: бросить вуз не могу, как-то иначе что-то в жизни поменять — тоже.

Почему учеба перестает приносить удовольствие

Аватар автора

Евгения Зелинская

психоаналитический психотерапевт, психолог сервиса «Ясно»

Страница автора

Похоже, вы оказались в ловушке из несбывшихся ожиданий. Вы пишете, что чувствовали себя свободным и счастливым, пока готовились к поступлению, самостоятельно планировали время, двигались к цели. Сейчас цель достигнута — вы студент МГУ. Но оказалось, что этот статус принес не удовлетворение, а ощущение, что вы в заложниках.

Это известный феномен — иллюзия «пункта назначения». Пока была цель, вы ощущали смысл происходящего, чувствовали, что контролируете свою жизнь. Но когда цели больше нет, а пункт назначения достигнут, вы осознали, что нет и смысла, либо он слишком абстрактен и не вдохновляет.

Почему так получается? Есть мнение, что цели крадут счастье, что счастье якобы невозможно, пока не будет выполнена поставленная задача. Поэтому важно сфокусироваться не на цели, а на процессе, поиске, движении к ней.

Кажется, что вам сложно наслаждаться учебным процессом, получать удовольствие в моменте. Но только ли с учебой так происходит? Бывает ли такое, что вы ставите цель, достигаете ее, а после чувствуете досаду и опустошение?

Что делать, если желание расходится с потребностями

Я бы рекомендовала поразмышлять над собственными ожиданиями. Похоже, ваши представления о студенчестве разошлись с реальностью. Задайте себе вопрос, действительно ли поступление в этот вуз — то, чего вы хотите. Возможно, это ваше сознательное желание, но истинная потребность, которую не всегда можно осознать, была совсем другая.

Допустим, офисный работник хочет получить высокую должность. Но за этим желанием может скрываться потребность почувствовать признание и власть над окружающими. Если реализация желания не закрывает потребность, возникает чувство разочарования и обманутости.

Возможно, что желание исполнилось, но потребность осталась не закрыта. Например, вашим желанием было поступить на мехмат МГУ, а потребность — чувствовать себя творцом своей жизни, испытывать вдохновение и свободу. Ваше желание исполнилось, но потребность так и не была удовлетворена, и поэтому вы не ощутили радости. Если это так, можно поразмышлять над потребностью, откуда она взялась и как можно закрыть ее по-другому.

Вы описываете свое состояние с помощью метафоры ловушки. Скорее всего, то, что приходится делать по расписанию, а не по личному вдохновению, вызывает у вас чувство, что не вы контролируете свою жизнь, а она — вас. Возможно, было что-то подобное раньше, в детстве, поэтому вы воспринимаете вуз как наседающего и ограничивающего взрослого. Как и прежде, вы чувствуете свое бессилие и зависимость от ситуации.

Поразмышляйте, не напоминает ли эта ситуация с поступлением более ранний опыт, когда вы были маленьким и зависели от управляющих вашей жизнью родителей. Важно разотождествиться с тем опытом, ощутить, что, хоть университет и требует от вас придерживаться учебного плана, это он существует для вас, а не вы для него: вы больше не маленький мальчик, пойманный в ловушку могущественным взрослым. В одиночку сделать это бывает трудно, и тогда на помощь приходит психотерапия.

Как достичь баланса учебы и жизни

Сейчас вы стараетесь сделать все на отлично, а когда понимаете, что так не выйдет, вам, возможно, хочется не заниматься этим вовсе. Чтобы это исправить, попробуйте снизить требования к самому себе: старайтесь делать все не идеально, а достаточно хорошо или даже нормально. Все успеть невозможно, и принять здесь свои ограничения очень важно. Если этого не сделать, чувства неудовлетворенности — собой и своей жизнью — не избежать.

Конечно, учеба сейчас отнимает у вас много времени, но только ли в этом дело? Предположу, что вы досадуете из-за того, что возможностей жить как раньше сейчас действительно меньше, многие путешествия недоступны, а шансов реализовывать мечты осталось не так много. Вероятно, ваше отношение к обучению окрашено разочарованностью тем, как поменялся мир, — и университет стал объектом, куда вы поместили источник своего разочарования.

РедакцияПриносит ли учеба вам удовольствие? Расскажите, удалось ли найти баланс между отдыхом и обучением:
  • экспертНу не будет у тебя диплома, - все наши знакомые в Вышке ушли уже через год учёбы и очень счастливы, обратно возвращаться никто не собирается. Университет - это всего лишь один из шансов воспользоваться возможностью, найти свою команду, проявить себя. Мой друг с детства - физик, рос очень сильно мотивированным ребёнком в многодетной семье. С третьего курса университета начал проходить практику по рекомендации научного руководителя в университете - нефтяная компания, а там в директора. Купил дом у моря, как мечтал и поменял жизнь всех близких. В городе, где он провел свое детство, все считают его самым успешным жителем - это огромное трудолюбие и мечта. Такие люди добиваются всего, чего хотят.2
  • экспертХодите на все занятия? У нас на мехмате знакомый учится, в этом году пока не попал ни на одну лекцию, так тяжело. Материал берет на сайте МФТИ, там честно лекции выкладывают по всем предметам.3
  • MarinyashЖиза. Училась на ветеринара, закончила 1 курс, переехала, поработала по специальности и разочаровалась, но не придумала ничего лучше, чем снова поступить на ветеринарию, ибо не знала куда идти, а тут уже протоптанная дорожка. В итоге выдержала так еще полтора года, отчислилась. Решила, что все таки хочу поступить на какую-нибудь творческую специальность, но на дизайн поступить довольно сложно, и я, просмотрев предметы на специальности ландшафтная архитектура и увидев, что там есть пары живописи и рисунка поступила туда, на заочное. Ну что сказать, прошло 1,5 года, живопись и рисунок закончились, стало больше углубленных предметов типа геодезии, агрохимии, все меньше творчества и больше рассчетов, планирования. И вот мне снова не нравится, учебу я не тяну, после каждой сессии набегают долги, которые я не успеваю сдавать, начинаются нервные срывы, осознаю, что трачу жизнь на какую-то хрень. Будто мне это не интересно, не нравится снова, тошно, что столько времени тратится на уже устаревшие объемные работы, чтобы хотя бы на тройки закрыть предметы. С одной стороны, хочется отчислиться, с другой высшее образование обесценено на рынке труда настолько, будто если ты без него- ты прокаженный, ибо оно сейчас есть практически у всех. Ну и давление, конечно, всегда чувствовала со стороны родителей. Все эти разговоры, что нужно поступать (все разы поступала исключительно на бюджет), нужно получить хоть какую-то корочку не прошли бесследно и даже как-то стыдно бросать, когда 3 вуза сменила. Смиряешься уже, что свое призвание ты не нашел, да и вряд ли найдешь, а значит не ради чего бросать. Единственное, что хорошо- это заочка и времени все же больше на работу, на свои занятия.8
  • AlexeyУх что будет когда Вы работать устроитесь8
  • ИгорьВ юности вполне нормально не понимать, что хочется на самом-то деле.2
  • ОблачноMarinyash, сил и успеха нам обоим1
  • ОблачноMarinyash, спасибо, что написали. Поддерживает, когда знаешь, что так бывает не только у тебя1
  • Анна БоярскаяСоветую просто поменять к этому отношение. Вы учитесь для будущего, не понимаю, конечно, что вам даст университет без знаний, обычно все наоборот, но, допустим. Просто учитесь как попало, сдавайте на тройки и не надо мучиться. Занимайтесь спокойно своими делами, но делайте по учебе минимум. Идите на работу, покупайте у одногруппников лабораторные и курсовые, лишь бы закончить это всё. Получите диплом и выдохнете наконец-то.3
  • ЛоУважаемый психолог, не совсем понятна теория про потребности и желания.А что если и новое сознательное желание не закроет глубинную потребность?Чем вообще потребность отличается от желания? И как не переносить свое разочарование от изменившегося мира на университет?0