«Ощущение сказки»: как мы съездили на машине в Карелию с детьми и собакой
Этот текст написан в Сообществе. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Я живу в Архангельске и часто путешествую на машине с мужем, двумя детьми и собакой.
Поездами мы не пользуемся, для путешествий выбираем автомобиль или самолет. Но в 2023 году число рейсов из Архангельска уменьшилось, потому что с 1 мая аэропорт Талаги закрыли на ремонт. Мы решили рассмотреть альтернативы заграничным поездкам и южным направлениям.
Наш опыт автопутешествий
Мы начали путешествовать на машине с детьми, когда они были еще маленькими. Например, старшая дочь впервые поехала с нами из Архангельска в Сочи, как только ей исполнилось 10 месяцев. Несколько раз катались по маршруту Архангельск — Санкт-Петербург, преодолевали по 1400 километров за день. Ездили с детьми через Выборг в Финляндию, из Бургаса в Измаил через всю Болгарию, Румынию и часть Молдавии. Они никогда не капризничали, дорогу переносили хорошо.
Сейчас дочкам уже 11 и 13 лет. Берем для них в дорогу воду, легкий перекус и наушники, чтобы развлекались просмотром кино и мультиков. В пути играем в «Съедобное — несъедобное», «Города», «Угадай персонажа», и время проходит быстро.
У нас йоркширский терьер, путешествовать без него не любим. Собака без нас очень тоскует, и мы сильно волнуемся. На большие расстояния ездили с питомцем три раза: в Санкт-Петербург, Карелию и Вологду. Еще путешествовали по нашей области. Берем в путешествие миску, корм, лоток с наполнителем, лежанку и переноску.
Обязательно выгуливаем ее утром перед выездом. Если идем туда, куда не пускают с питомцами, например в аквапарк или музей, оставляем собаку в номере или апартаментах. Пока нас нет, она обычно спит. Когда приезжаем, сонная, выбегает встречать — сразу ведем ее на прогулку. Собака маленькая, приучена к туалету. Доплаты за животное с нас ни разу не просили.
Каждые 4—5 часов в пути делаем остановки. Если дети спят и усталости нет, можем ехать 7—8 часов. Мы с мужем оба водим машину, поэтому взаимозаменяемы — удобно. За час-два до планируемой остановки я смотрю в интернете рейтинги заведений общепита и выбираю, где будем есть. Обычно питаемся в столовых.
В путешествиях на четверых нам нужна двуспальная кровать и один или два дивана. В гостиницах такие номера обычно стоят недешево. Мы стараемся снимать квартиры или апартаменты: они выгоднее и чаще комфортнее. Жилье бронируем онлайн, последние два года используем сервис «Суточно-ру». Перед каждой поездкой я внимательно изучаю отзывы и просматриваю фото. В плохие условия еще ни разу не попадали. Мне кажется, выбор и качество жилья в нашей стране улучшаются с каждым годом и частники подтягиваются до гостиничного уровня обслуживания.
Как мы планировали поездку
В этот раз у нас на отдых была всего неделя. Стоимость поездки в Турцию на четверых колебалась в районе 200 000 ₽, и мы решили рвануть на машине в соседнюю Карелию. По республике озер и лесов по-настоящему никогда не путешествовали. Были транзитом, когда ездили в Финляндию.
Маршрут составили с помощью интернета за вечер: Архангельск — Каргополь — Вытегра — Сортавала — Санкт-Петербург — Архангельск. Сортавалу выбрали из-за близости горного парка «Рускеала» и восторженных отзывов тех, кто уже посетил мраморный каньон. Дорогу спланировали так, чтобы было что посмотреть. На обратном пути решили на сутки задержаться в Санкт-Петербурге.
Заранее обговорили с отелями и хозяевами жилья, которое бронировали по маршруту, наличие собаки. Все отнеслись доброжелательно. Владельцы апартаментов в Петербурге, например, сказали: «Берите нас на заметку, если соберетесь снова приехать с собачкой». Еще уточнили, где найти тряпку на случай конфуза и одноразовую посуду, если понадобится вместо миски. Оказалось, не только мы везде ездим со своим питомцем.
Архангельск — Каргополь
Первый день путешествия начался в 08:00. Загрузили рюкзаки, йоркширского терьера, заправили полный бак и в сопровождении ослепительного солнца покинули город на Двине. Вперед, навстречу неизведанной Карелии! Нам предстояло преодолеть 730 километров и к вечеру добраться до Вытегры. Можно было доехать до Сортавалы в тот же день, но тогда красоты Карелии проскочили бы в темноте.
Выбирались из Архангельска по трассе А215. Машин всегда мало, состояние зимой хорошее, есть выход на Вытегру, где мы запланировали ночевку и экскурсионную программу.
Дорогу до Каргополя описывать смысла нет: однообразный пейзаж, два лесовоза по пути. Около 12:00 остановились в Плесецке, чтобы заправиться. До Каргополя добрались за пять часов.
Задерживаться там не планировали, но по набережной прогулялись. Ни туристов, ни местных возле достопримечательностей не было. Тишь да простор. Около Христорождественского храма искрились на солнце ледовые скульптуры, а местные рыбаки дергали ершей из реки Онеги. Получасовая прогулка добавила аппетита, и мы отправились обедать.
Преимущество почти всех столовых и кафе в Архангельской области — сочетание цены и качества. Еда простая, дешевая, выпечка всегда вкусная. В каргопольском заведении «Шелковня» вчетвером поели на 690 ₽, брали второе, компот и блины. Отвыкли от таких цен и были приятно удивлены. Подкрепившись, двинулись дальше.
Каргополь — Вытегра
От Каргополя до Вытегры дорога проходит через лесной массив — скучная, однообразная, населенных пунктов мало. Когда путешествуем на авто, всегда шутим: «Чтобы выбраться из Архангельска в цивилизацию, надо отмахать тысячу верст». Примерно так и есть. На трассе нет автозаправок, поэтому лучше залить полный бак в Каргополе. Мобильная связь там периодически отсутствует, кафе тоже нет. Длина этого участка трассы — около 260 километров.
Достопримечательность, которая привлекла нас в Вытегре, — музей «Подводная лодка Б-440». Удивительно, что Вытегра не имеет отношения к подводному флоту, но располагает собственной субмариной. Стоимость посещения для взрослых — 150 ₽, для школьников — 70 ₽, аудиогид обойдется в 200 ₽.
Музей создан на базе подлодки, которая входила в состав Северного флота в городе Полярном на Балтийском море. Построена в 1969 году в Ленинграде на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе. Экипаж подлодки вел поиски боевых кораблей вероятного противника, разведку, участвовал в учениях.
Мы взяли аудиогид, он дал общее представление о работе различных приборов, специфике службы и быта на подводном флоте. Экскурсия рассчитана на 40 минут: можно пройтись по отсекам, посмотреть центральный командный пост, узнать, в каких каютах жили подводники, заглянуть на камбуз, познакомиться с меню и дневным рационом экипажа. Это произвело на нас сильное впечатление.
Поездка в Вытегру может стать самостоятельным туром выходного дня. Особенно если включить в программу патриотическую часть и посетить Оштинский рубеж.
Для ночевки выбрали отель Wardenclyffe Volgo-Balt на берегу Волго-Балтийского канала. Двухместный номер обошелся в 3500 ₽. Бронировали на сайте гостиницы за несколько дней до поездки.
В городе можно найти ночлег и за меньшие деньги, но здание Wardenclyffe Volgo-Balt само по себе достопримечательность. Современный отель находится на месте Вянгинской пристани, его украшает башня в виде маяка. Номера стилизованы в разных тематиках и посвящены историческим личностям: Че Геваре, Николе Тесле, Хантеру Томпсону и другим.
Изюминка гостиницы — смотровая площадка на башне. Туда ведет винтовая лестница, которая проходит через библиотеку — уютный уголок с книжными полками, где можно отдохнуть от дороги, почитать, полистать атласы и журналы.
Внутри башни в помещении с прозрачными стенами расположена конструкция, которая выполняет роль декоративного маяка и светит по ночам. Смотровая площадка открытая, с решетчатым металлическим полом на большой высоте. Это щекотало нервы, но желание взглянуть на потрясающие, еще снежные пейзажи пересилило все сомнения, и мы все-таки обогнули маяк по кругу. Оттуда открывается панорамный вид на извилистый Волго-Балтийский канал с тарахтящими буксирами и старинную Вытегру. Мы с мужем и дети были в восторге.
Ресторан отеля называется Watergate, что в переводе означает «шлюз». Интерьер не связан с гидротехническим сооружением, скорее напоминает английский паб. Атмосфера приятная, на полках домашние заготовки в виде солений и варенья. Меню разнообразное, цены приемлемые. Салаты стоили от 200 ₽, горячее — от 350 ₽. Средний чек за ужин на человека — 500—700 ₽ без горячительных напитков. Завтрак входит в стоимость номера. Подают кашу, омлет, выпечку, чай, кофе.
Вытегра — Сортавала
В районе полудня мы отправились в Сортавалу, до которой оставалось чуть более 400 километров. Несколько слов о дороге после Вытегры. Пять лет назад мы ездили по ней в Финляндию и не на шутку взмокли, когда пробирались по узкой лесной тропе в поисках трассы Р21 «Кола», чтобы взять курс на Петербург. Мост через речушку в виде нескольких бревен преодолевали, зажмурив глаза.
Сейчас дорога пригодна для проезда. Ее капитально отремонтировали и расширили. Зимнее состояние показалось нам весьма приличным, по крайней мере когда-то узкий и малопроходимый участок мы пролетели почти незаметно.
Маршрут пролегал через Лодейное Поле, там мы остановились на обед. Средний чек на четверых был не больше 1000 ₽. Достопримечательности не осматривали, хотя там можно найти много интересного. В этом месте Петр Первый основал судоверфь на Свири и начал строить флот для Северной войны со шведами. Решающим фактором стала корабельная сосна, которой тут в избытке.
Чем ближе мы были к Карелии, тем разительнее менялся пейзаж за окном. После Олонца дорога вьется вдоль побережья Ладожского озера. Красивейшие места: высокие, стройные сосны, а между ними огромные валуны. Как будто великан разбросал громадины, шагая по карельским лесам. Особая атмосфера чувствуется во всем. Причудливые названия поселков, которые не то что выговорить, прочитать с первого раза не получится: Питкяранта, Койриноя, Импилахти, Хийденсельга — это только начало списка.
Перед фасадами домиков в карельских деревнях густо высаживают елки — они создают живую изгородь. Смотрится необычно. Архитектура отличается, чувствуется финское влияние. Ладожское озеро кажется бесконечным. Оценить всю его красоту под снежной шапкой невозможно, но летом, без сомнения, есть на что посмотреть и что половить.
Еще в дороге мы почувствовали, что приехали в туристически развитый регион. По трассе встретились десятки турбаз и лесных отелей, кафе и ресторанов, которые предлагают организовать рыбалку и отдых. Много объявлений о продаже форели — копченой и свежей.
Достопримечательности Сортавалы
В Сортавалу мы прибыли к вечеру. Это небольшой город с богатой историей. В разные периоды он принадлежал финнам, русским, шведам, и каждая из культур оставила свой след. Первые поселения там были еще в первом тысячелетии до нашей эры, о чем свидетельствует древнее городище Паасо на одноименной горе. О ней еще расскажу — прекрасный пример того, как на исторических фактах раскручивают туристический продукт. Смотреть особо нечего, но продается на ура.
Многих туристов привлекает сохранившаяся финская архитектура конца 19 — начала 20 века: здание лесничества, Ладожская крепость, дом Винтера, ратуша и еще с десяток строений разной степени ухоженности. Посещают даже старое финское кладбище. Мы архитектурные достопримечательности осмотрели бегло, из окна автомобиля.
В сезон навигации из Сортавалы на Валаам ходят туристические катера «Метеор». Билет вместе с пешеходной экскурсией стоит от 2000 ₽. На посещение святых мест уйдет целый день. Зимой на Валаам можно добраться на аэроглиссере или снегоходах, расценки начинаются от 5000 ₽.
В городе есть гостиницы с различным набором услуг, но животным там не рады. Поток туристов дает местным работу, поэтому частных предложений о сдаче жилья в Сортавале достаточно.
Двушка в панельной пятиэтажке с евроремонтом, двуспальной кроватью и диваном обошлась нам в 3000 ₽ за ночь. Бронировали на двое суток, чтобы успеть посмотреть как можно больше. Хозяин квартиры в подробностях рассказал о достопримечательностях города. Местные жители очень доброжелательны и охотно делятся информацией о туристических местах.
«Пийпун Пиха». Вечер посвятили осмотру старинного здания «Пийпун Пиха». Сейчас это отель и ресторан на берегу Ладожского озера, но с 1875 года в нем размещалась паровая лесопилка. Ее перестроили, трубу ради безопасности укоротили, но общий облик промышленного здания 19 века сохранился.
Мини-отель считается в Сортавале одним из лучших, цены в ресторане — под стать. К примеру, уха из форели на сливках — 510 ₽, салат «Цезарь» с форелью — 560 ₽, форель, запеченная с овощами на папильоте, — 835 ₽. Если вам интересны гастрономические изыски, это подходящий вариант.
Станция Морозная. Утром пошли на станцию Морозную, чтобы увидеть необычный поезд. Уже в Сортавале мы узнали, что город — место стоянки состава Деда Мороза. Он курсирует по стране в новогодние каникулы. Поезд приходил в Архангельск в 2022 году, но попасть внутрь было почти невозможно из-за большого количества желающих.
Погода в то утро была под стать названию станции: температура опустилась до −27 °C. К счастью, к обеду резко потеплело до −8 °C. Гулять комфортно, если правильно одеться. На нас были пуховики, болоньевые штаны и удобная теплая обувь. С собой брали рюкзак с теплыми носками и сменными варежками, термос с чаем и бутерброды. В целом в поездке нам везло: обычно было около −5 °C.
На Морозной мы оказались единственными туристами. Там действительно попадаешь в сказку. Восторг детей не поддавался описанию. Станция очень красиво украшена фигурками сказочных жителей, среди которых, например, Баба-яга на метле, есть фотозоны.
Поезд разделен на несколько зон. Первый вагон, где живет помощник Деда Мороза Шуршик, стилизован под сказочный лес, в следующем — ледяное царство с троном главного волшебника, в третьем вагоне — русская изба. Туристов везде сопровождал гид. Он рассказал, как устроена жизнь и работа Деда Мороза во время новогоднего путешествия.
В четвертом вагоне мы познакомились с гномом Паулем. Он так тихо восседал на огромном стуле, что сначала мы приняли его за восковую фигуру. Когда Пауль заговорил, буквально опешили. Милый гном поиграл с детьми, рассказал, как правильно загадать желание, проводил в вагон-ресторан. Там наливали горячий чай и угощали пряниками. Чаепитие входит в стоимость билета — 250 ₽ с человека. Вся прогулка заняла час с небольшим.
Парк «Ваккосалми». Время позволяло, поэтому мы отправились в парк «Ваккосалми» на горе Кухавуори. Поехали на машине, но Сортавала — небольшой город, поэтому можно прогуляться пешком.
Ваккосалми — достопримечательность, сохранившаяся со времен Российской империи. Парк основан в 1870—1874 годах. Прогулочные тропы ведут на вершину горы Кухавуори. Там находится скульптура ангела и открывается потрясающий вид на город и залив Ладожского озера. Вход бесплатный, попасть туда можно в любое время суток.
Прогулявшись, пошли перекусить. В Сортавале большой выбор заведений общепита: кафе, пиццерии, столовая № 1. Стандартный набор супов, гарниров, мясных и рыбных блюд нас вполне устроил. Средний чек — 200 ₽ на человека. Больше 1000 ₽ на обед не тратили.
Парк «Рускеала»
Нашей целью был горный парк «Рускеала». Туда мы отправились на третий день путешествия. Знакомиться с мраморным каньоном решили после обеда, потому что с наступлением темноты парк подсвечивается разными огоньками — хотелось на это посмотреть.
От Сортавалы до Рускеалы — около 30 километров. Дорога прекрасная — доехали быстро. Основной поток туристов идет из Санкт-Петербурга: до Северной столицы рукой подать — всего 300 километров. Приезжают на экскурсионных автобусах, машинах, по железной дороге на «Ласточке». Есть и прямое железнодорожное сообщение с Москвой.
Из Сортавалы ходит ретропоезд. Стоимость билетов в вагон, стилизованный под начало 20 века, стартует от 1183 ₽. Покупать их нужно заранее: в каникулы и выходные быстро разбирают.
Рускеальский парк признан самым посещаемым в республике. Читала, что в 2022 году в нем побывало 750 тысяч туристов. Архангельской области такой турпоток пока только снится.
Парк расположен на месте мраморного карьера, который разрабатывали с начала 17 века. Добытый там камень использовали в облицовке Исаакиевского и Казанского соборов, Зимнего и Мраморного дворцов в Санкт-Петербурге.
Карельский мрамор применяли не только в облицовке зданий, но и для приготовления извести. На территории парка сохранились доменные печи. Сейчас их восстанавливают и готовят новый туристический маршрут. Открытие должно состояться в этом году.
В 1990-х в карьере прекратили промышленную добычу, а в 1998 году приняли его под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия. Туристический горный парк «Рускеала» открылся в 2005 году.
Это прекрасный пример частно-государственного партнерства. Местная компания «Колмас Карелия» под руководством Александра Артемьева инвестировала в заброшенный карьер, разработала первую экологическую тропу и открыла фрагмент штольни. Говорят, идею создания туристического объекта предпринимателю подсказал местный историк, игравший в фильме «А зори здесь тихие». Эпизод, в котором Женя Комелькова купалась в реке, снимали у Рускеальских водопадов.
Диких туристов в этих местах всегда хватало, приезжали и дайверы на разведку каньона. Сейчас это современный доступный парк со всеми туристическими удобствами, которые позволяют с комфортом гулять, наслаждаться природой и красивыми пейзажами в любое время года. Есть кафе, сувенирные лавочки. Разработана сеть наземных и подземных маршрутов, которые проходят по мраморным склонам вокруг карьера и в штольнях. Вход в марте 2023 года стоил 500 ₽ для взрослых и 250 ₽ для школьников. Билеты можно купить в кассе и на сайте. Парк открыт с 10:00 до 19:00 зимой и с 10:00 до 21:00 летом.
На входе нам выдали путеводители с маршрутами и списком основных достопримечательностей, которые можно посетить самостоятельно: Итальянский карьер, утес Екатерины II, подземное озеро, грот, вертикальная шахта, утес Импи. С наступлением темноты включают подсветку, и сотни огоньков попеременно окрашивают мраморный карьер зелеными, синими и розовыми красками. Создается ощущение сказки, в которой непременно должны жить гномы. Одного мы там встретили. Любимец публики охотно принимает в дар монетки и карамельки.
В парке есть Музей ангелов. В нем представлены скульптуры и необычные сюжетные композиции. Все они вырезаны мастерами из дерева. Очень атмосферная и волнующая выставка. Билет нужно покупать отдельно, стоит 200 ₽.
Для любителей острых ощущений работает зиплайн. Двухминутный полет обойдется в 2000 ₽ на одного.
За те же деньги мы предпочли экскурсию «Подземная Рускеала». Детский билет дешевле — 750 ₽. Экскурсия проходит под землей и позволяет увидеть карьер изнутри. Экскурсоводы рассказывают о штольнях, добыче мрамора, истории парка. В Рускеале мы провели четыре часа и решили, что туда надо обязательно вернуться летом. Уверены, ощущения будут другими.
В парке можно гулять с собаками, чем мы воспользовались. Оказались далеко не единственными посетителями с питомцем, причем некоторые семьи были с большими собаками, а не со шмакодявками вроде нашей.
Большинство экскурсий в Карелии были пешими и на воздухе, поэтому питомец почти всегда был с нами. В заведения общепита ее с собой не брали, оставляли в прогретой машине и следили, чтобы ей не было холодно.
Гора Паасо
Утром четвертого дня мы решили посмотреть гору Паасо. Поселение древних карелов, следы которого там нашли, датируется примерно 12 веком по одним источникам и 7 веком по другим.
Купили билет за 300 ₽ и по деревянным мосточкам поднялись на гору. Подъем пологий, занимает примерно 20—30 минут, природа красивая. Вечером тропинка подсвечивается причудливыми деревянными лампами.
По легенде, в древнем городище местные жители спасались от набегов викингов — тем никак не удавалось покорить Паасо. С высоты 80 метров открывается красивый вид на озеро Кармаланъярви и поселок Хелюля. Оттуда можно увидеть ретропоезд. Он мчится в клубах пара и оставляет за собой белые воздушные кольца.
Чтобы застать этот момент, нужно оказаться на горе с 10:30 до 11:00 или около 18:00. Фотосессия с высоты птичьего полета обеспечена. А вот признаков древнего городища мы не нашли. Зато туристов на Паасо идет поток.
Парк «Бастион»
Спустившись с горы, отправились в парк «Бастион». Там тоже было многолюдно. Место позиционируют как парк живой истории. Все деревянные постройки стилизованы под эпоху викингов. Есть гончарная, оружейная, кузница, птичий двор, под навесом стоит настоящая ладья. Для туристов каждые полчаса проводят тематические экскурсии, а еще устраивают средневековые игры для детей и взрослых.
Парк объединяет увлеченных исторической реконструкцией людей. Для них это не просто хобби, а образ жизни. «Бастион» — интерактивный парк, поэтому никто не одернет, если взять в руки меч и щит или надеть кольчугу.
Дамы могут примерить средневековое платье, меха и сфотографироваться на троне со своим воином. Местные мастера помогают сделать нашивку на тканевом мешочке, вылепить фигурку из глины или отчеканить монету. Там же дадут пострелять из арбалета, лука, пометать топоры. В парке в ходу собственная валюта. Деньги обменивают на кассе. Стоимость мастер-класса на момент поездки была три монеты, в пересчете — 300 ₽. Самостоятельная прогулка заняла у нас около двух часов.
Туристов привозят каждые полчаса на больших автобусах. Организованной группой они проходят по всем строениям парка, участвуют в заранее оплаченном мастер-классе. Движение хорошо организовано, поэтому никто никому не мешает. Исторический парк «Бастион» тоже частная инициатива.
Что в итоге
Пять дней автопутешествия подарили массу впечатлений, притом что мы не были на Валааме, в Кижах, Кеми и столице Карелии Петрозаводске. Поездка прошла легко, увлекательно и очень насыщенно, за короткое время мы смогли посмотреть очень многое. Домой вернулись через Санкт-Петербург, посвятив Северной столице один день. Обратный путь в Архангельск через Вытегру занял всего 14 часов.
Общая стоимость путешествия на четверых составила 70 000 ₽ с учетом дня, проведенного в Питере. Там мы сходили в Эрмитаж и театр эстрады А. Райкина.
Многие не рискуют отправляться в автопутешествия с детьми, да еще с собакой. Причины разные: укачивает, скучно, долго. Для нас такие поездки — сплошные плюсы. Они обходятся дешевле, если отдыхать семьей из четырех человек. Сэкономленные деньги можно потратить на экскурсии. Сам планируешь, где и что посмотреть, — в век интернета это несложно. Но главное, находясь в одной машине, чувствуешь семейное единство. Это время для общения, которого так не хватает в будние дни, расписанные по минутам.
Расходы на автопутешествие из Архангельска в Карелию с заездом в Санкт-Петербург — 70 000 ₽
Билеты в музеи, парки и театр | 18 000 ₽ |
Питание | 17 000 ₽ |
Жилье | 16 000 ₽ |
Бензин | 15 000 ₽ |
Прочие расходы | 4 000 ₽ |
Расходы на автопутешествие из Архангельска в Карелию с заездом в Санкт-Петербург — 70 000 ₽
Билеты в музеи, парки и театр | 18 000 ₽ |
Питание | 17 000 ₽ |
Жилье | 16 000 ₽ |
Бензин | 15 000 ₽ |
Прочие расходы | 4 000 ₽ |