Правда ли, что образование, полученное в престижном зарубежном вузе, меняет жизнь к лучшему?

Вопрос читательницы Т⁠—⁠Ж
63
Правда ли, что образование, полученное в престижном зарубежном вузе, меняет жизнь к лучшему?
Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
Аватар автора

Аноним

думает о будущем ребенка

Растим ребенка — он еще тоддлер — и уже задумываемся о его будущем.

Так уж вышло, что мы с мужем сделали шаг по социальной лестнице благодаря хорошему образованию и благоприятно складывающейся корпоративной карьере. Для ребенка хочется лучшего — в идеале, чтобы он шагнул еще выше навстречу финансовому благосостоянию и лучшему окружению.

В связи с чем возник вопрос: образование в топовых вузах мира — допустим, в Гарварде — значительно повышает шансы выпускников на успех? Речь о тех, кто обучался бесплатно за счет грантов и стипендий.

Известно ли вам, как сложилась жизнь у наших соотечественников после обучения в таких вузах? Действительно ли это мощный социальный лифт, доступный для молодежи, или его роль переоценена? Сильно ли помогает наработанный там нетворкинг для последующей жизни или студенты разбегаются по миру и после выпуска не особо общаются друг с другом?

РедакцияУчились за границей? Насколько этот опыт оказался полезен?
  • mvcher .Очень мало информации про родителей тодлера. :) сейчас то какой уровень родителей? Слова про корпоративную карьеру можно по разному трактовать. И корпорации разные бывают и понятие карьеры очень разное.16
  • Евгений КулаковОкей, Google: Кто такой тоддлер?23
  • Kirill DolginСейчас как раз учусь в одном из таких вузов. Короткий ответ - да. Но есть множество нюансов. Начать можно с того, что большинство грантов - предназначено для граждан страны в которой вуз. Вторая самая важная деталь, это источник мотивации самого студента. Если он сам захотел уехать, сам выбрал программу, сам к ней подготовился и сам поступил, это лифт. Если его изнасиловали родители и пропихнули в «крутое» место где все «как в сказке», это бесполезно. Мне ещё далеко до детей, но думаю в этом вопросе правильным будет подготовить разные возможности для ребёнка, и в момент выбора - описать плюсы и минусы каждой и дать подростку самому решить, чего он хочет. Важная деталь, учить лучше английский и начинать подготовку к поступлению в вуз, или старшую школу за границей - примерно с 9-ого класса, так как в большинство топовых мест нужен топовый английский. Последний комментарий, большинство русских студентов которые учатся в лучших американских вузах, до этого проучились в американских школах 1-2 года. Из Российских школ в Гарвард практически не берут. Возможно есть исключения, победители международных олимпиад и звездное спортсмены. Можете задать мне вопросы которые вас интересуют больше всего.45
  • NatУчилась не в топовых вузах, но обычных зарубежных вузах на грантах и стипендиях. В Чехии PhD. и Англии Erasmus. С того старта, что я начала (родители живут в провинциальном городе вдвоем на зарплату 20000 руб, мать работает на заводе рабочей 25 лет, отец работает урывками где придется, последние несколько лет вообще не работает, у него проблемы со здоровьем и обычная лень, у нас даже собственной квартиры не было, жили у бабушки) удалось пройти достаточно. Главное в топовых вузах - это окружение. Ты начинаешь по-другому мыслить, сравнивать, анализировать. Кроме того, после окончания, у тебя есть знакомства и ты постоянно мониторишь ситуацию на рынке труда, какова зарплата и условия в компаниях, где работают знакомые, как туда можно попасть. В зарубежных корпорациях всегда много реферальных программ, когда твои знакомые тебя могут порекомендовать и получить за это деньги. Тебе сложнее, это правда. Сложно, когда все тусуются, а у тебя не хватает на это денег, сложно, когда все наслаждаются жизнью, а ты думаешь, хватит ли тебе денег на следующую неделю, все путешествуют, когда на выходные все уезжают к семьям, а ты ходишь кругами по маленькому городу и сходишь с ума, пока еще не налажены связи и иностранный язык ты знаешь, мягко скажем, так себе. В общем, сложностей много, но окружение тянет тебя вверх.86
  • Дмитрий Нефедова нельзя разве выражаться нормальным русским языком. тодлер, нетворкинг, топовых... вы или уж на англиском пишите, понятнее будет. а то выглядите как эммигрант с 20-ти летним стажем в бруклине (кто бывал, тот поймет)22
  • Дмитрий Нефедовкто то сказал во время в вузе то что тебе преподают это только 10% , больше половины, это твои однокурсники, которые кем то станут в будущем. это твое окружение (кооператив озеро, как пример). то что валит отсюда надо, согласен. но если вы хотите будущего для ребенка, то валите сейчас, чтобы он вырос в той среде уже, а не приехал в неё.7
  • Черный плащТоддлер оказался ребенком 1-3 лет А родители уже планируют как его в Гарвард запихать))) Как мама двух подростков скажу, что все зависит от самого ребенка, его (1) мотивации, (2) способностей, (3) социального интеллекта. В вашем возрасте невозможно понять, сможет и главное захочет он учиться в топовом вузе или вообще не получит высшего образования Большинство проблем от завышенных ожиданий родителей, их понтов и желания реализоваться в своих детях. Дети учатся в очень хорошем лицее, насмотрелась104
  • ТучаИ после российских топовых вузов (МФТИ, РЭШ, ФКН/эконом/матфак/МИЭФ ВШЭ, ВМК/мехмат МГУ, выборочные факультеты СПбГУ) можно легко найти себе хорошую работу за границей в каком-нибудь Гугле/Фэйсбуке или поступить на PhD в тот же Гарвард. Если, конечно, для вас это является успехом :) Не знаю, в каком состоянии будет российское образование, когда ваш тоддлер вырастет, но пока и оно местами хорошо.14
  • Daria KlementevaСкажу про Европу по своему (и своего окружения) опыту. Если цель - оказаться в другой стране и там закрепиться, то не так важно, какого уровня этот вуз: хороший инженер может быть откуда угодно, там гораздо важнее иметь нужные навыки и подходить компании, а диплом будет скорее гарантией того, что ты все-таки знаешь, какую шестеренку куда вставлять (условно). С бизнес-школами становится чуть важнее окружение, и с одной стороны, да, оно помогает, связи полезны, особенно тогда, когда из двух схожих кандидатов выбирают того с рекомендациями, но с другой - нет такого, что без этого "топового" окружения ты будешь сильно хуже - вполне реально добиться того же. Что касается успеха в жизни - нет, никак. Добиваются успехи те, у кого есть ум, находчивость и умение получать нужные навыки в нужный момент. Да, в топ вузах больше концентрация таких людей, и поэтому кажется, что выпускники Гарварда более успешные, просто потому что они отбирают тех самых умных находчивых ребят. Но, опять-таки, и здесь говорю уже по личным наблюдениям, способный человек добьётся успеха как после Гарварда, так и после бизнес-школы какого-то никому неизвестного городка. Что важно (и уже упомянули выше) - после российской школы берут далеко не везде и не всегда, поэтому если планы будут действительно серьезные, надо будет решать вопрос со старшими классами.17
  • Том БомбадилПавел Дуров закончил СПбГУ, и ничего, как то барахтается в этой западной среде акул капитализма без phd Касперский, Сегалович, продолжать ? Имхо, зарубежное образование это интересный опыт, но МГИМО ничем не хуже Сорбонны а бауманка - калтеха, с точки зрения старта в жизни, бизнесе, окружении и тп Понятно что не надо пензенский педагогический сравнивать c MIT, но в целом умные амбициозные люди везде реализовываются24
  • Ferris WheelЕвгений, а где же картинка?)4
  • Романтик из подворотниKirill, это про поступление. А основной вопрос автора был про актуальность сведений про нетворкинг и лифт в последующей жизни. Чем конкретно полезен Гарвард детям не из элиты?2
  • ДаблГусьToddlers?24
  • ТучаAmd, на данный момент один из лучших вузов страны. Надеюсь, вы не тролль из мемгу)10
  • Алиса Селезнёваумерьте амбиции и оставьте ребёнка в покое. может, не хватит ему способностей на иностранный вуз. может, не захочет уезжать (я не захотела в 15 из-за сложности в изучении языков. да и, откровенно говоря, я российский вуз с трудом тянуда). растить надо счастливого ребёнка, а не успешного.32
  • Алиса Селезнёва"навстречу финансовому благосостоянию и лучшему окружению" -в этой фразе вы как будто вместо союза "и" хотите поставить знак тождества.2
  • HedonistПолучила МВА в Европе. Если кратко: да, это послужило социальным лифтом. В вопросе не хватает обозначения конечной цели - что такое успех? С-уровень в международной корпорации или возможность обеспечивать основные потребности при работе 20 часов в неделю встране со стабильное политико-экономической ситуацией? Второе, за что зацепился глаз: почему автор исходит из получения грантов и стипендий? По моему опыту, получить их хотя и возможно, но удаётся это не столько проектам сверх-амбициозных родителей, сколько тем, кто сам "горит" идеями, готов биться за них об стены, получать отказы и всё равно идти дальше. Классические отличники, которых родители с детства натаскивали на успех, обычно или сдуваются после первых неудач, или выгорают от достигаторства родителей за свой счёт. Предугадать, какой личностью ребёнок вырастет и что будет нужно ему (!), представляется мне очень сложным. Плюс, на большинство программ МВА, которые как раз дают серьёзный карьерных скачок - часто априори нет грантов. Обычно студенты либо сами оплачивают их в кредит, либо обучение спонсирует корпорация, где работает перспективный сотрудник. На мой взгляд, гораздо эффективнее дать ребёнку возможность развиваться в разных направлениях и показывать мир с разными моделями успеха, чем с 2-3 лет натаскивать на Гарвард. В какой-то момент он сам определиться, чего хочет и как туда попасть.21
  • Unapologetic RepublicanЛично знаю нашего нашего соотечественника с дипломом Гарварда и у него очень успешная карьера в финансах, но при этом я знаю людей дипломами не самых известных региональных ВУЗов сделавших карьеру в продажах и IT, так что карьера зависит далеко не только от места учебы. И уж тем более выбирать карьеру и место учебы ребенку, который еще даже говорить не может, на мой взгляд, странно.9
  • ТучаAmd, историями выпускников, которые после бакалавриата(!) смогли устроиться работать в Фейсбук или поступили на PhD в Гарвард (лично знаю таких людей). Отношением работодателей, которые ценят выпускников этого вуза. Достаточно жёсткой учёбой, гибкой учебной программой, тем, что вуз по деньгам может позволить себе перекупать лучших преподавателей. Отличным комьюнити внутри вуза. У вас какая-то психотравма, связанная с этим универом, если вы пытаетесь отрицать очевидные вещи?)14
  • arnsaeКак человек, получивший бакалавриат в провинциальном российском вузе, где все недостатки нашей системы образования были возведены в абсолют, а затем поступивший в магистратуру в один из престижных американских вузов, могу сказать, что это правда: образование действительно служит мощным социальным лифтом. Ярмарки вакансий, летние стажировки по твоей специальности и с упором на практику, карьерные центры, где тебя учат писать CV и проходить собеседования, куча сообществ по интересам - всё это очень помогает в будущем. Сразу скажу, что нечто похожее было у меня и в российском университете, но разница в подходе и реализации - колоссальна. Второй важный момент - окружение. Разносторонние, умные, ищущие и открытые ко всему новому (и это не только студенты) люди. Когда концентрация таких людей выше среднего, ты сам постоянно растешь, заражаешься всеобщим энтузиазмом и не позволяешь душе лениться. По поводу грантов и стипендий - обучение в том же Гарварде неподъемно и для большей части американцев, но Гарвард входит в число need-blind университетов с огромным endowment, т.е. если общий годовой доход семьи меньше 65000 долларов, то студент имеет право подать на финансовую помощь, которая покрывает не только обучение, но и страховку, проживание, перелеты до дома и т.д. Need-blind значит, что ваше финансовое положение не снижает ваши шансы на поступление. И несмотря на то, что тут пишут о том, что ребенок должен решать сам, хочу добавить, что я была бы благодарна своим родителям, если бы они повлияли на меня в школе и посоветовали поступать в США на бакалавриат. Для undergraduate студентов возможностей здесь ещё больше, а кампусная жизнь ещё ярче. Поэтому хочу посоветовать вам не давить на ребенка, а мягко наставлять и показывать, какие есть возможности в мире. Топ-вузы США практикуют holistic approach при приеме студентов, поэтому важно, чтобы ваш ребенок не закапывался в книги, не руководил тридцатью благотворительными организациями и получал лишь 100 баллов на экзаменах - куда важнее, чтобы у он был всесторонне развит, эрудирован, жаден до знаний и смог внятно объяснить приемной комиссии - почему именно он принесет что-то новое и ценное в сообщество университета.36
  • Fcük døwnAmd, закончил ВШЭ, поступил на PhD в Европе. Подтверждаю, что ВШЭ полное говно. Делать там нефига))4
  • Fcük døwnarnsae, работу получилось найти после магистратуры?2
  • ТучаAmd, причём тут гуманитарные факультеты и научная школа? Вы вообще удосужились прочитать изначальную запись и мой первый комментарий? Или это слишком сложная задача для адептов мемгу и "научных школ, нарабатываемых десятилетиями"?)5
  • arnsaeFcük, да, на данный момент работаю на позиции energy analyst.7
  • Vadim PetrovЯ думаю, что высшее образование стоит получать в топовом зарубежном вузе. Наши вузы очень сильно отстают. Причём основное - уменее мыслить и достигать результата. Но ребёнок должен решить поступать сам, я лишь предоставлю ему возможность выбрать любой вуз.3
  • Анна МалиновскаяМнение студента Лиги плюща: я считаю, что нет. Если человек талантлив, то он будет успешен и без какого-либо престижного диплома, а если нет - то и престижный диплом не поможет. Почему я так считаю? Я видела очень много историй, когда люди поступают в престижный вуз (скажем один из Лиги плюща, где я сама учусь), но потом бросают или их отчисляют. А отчисляют в Лиге плюща очень легко. В то же время у меня много историй людей, которые уже закончили престижный вуз (опять скажем Лиги плюща), но не смогли себя самореализовать. Все всегда зависит от человека. Конечно, поступление в престижный вуз может облегчить вашему ребенку жизнь, но ТОЛЬКО в том случае, что у него изначально были знания, мышление, и отношение к жизни и карьере, которые делают людей успешными.18
  • Vadim PetrovСергей, понятно, что можно не только из нашего вуза, но даже и без высшего образования стать успешным. Вопрос лишь в том, где это вероятней. СПбГУ в 3 раза больше студентов, чем в MIT. Но если посмотреть, сколько из них добились значимых успехов, процент в MIT будет на порядок больше. Да и в абсолютах тоже :(9
  • AlexanderFcük, ну просветите нас, чем же MBA в Гарварде так плох.6
  • Том БомбадилVadim, очень важно обозначить как мы считаем "успех" сколько, например, президентов выпустил MIT?5
  • Том БомбадилFcük, закончил СПбГУ, но есть десяток знакомых из вышки - и почти все добились большего чем я. про европу не скажу, но в РФ это прямо сейчас - один из топовых университетов, пусть и без истории5
  • АльфВы ребенка своего сначала спросите, хочет ли он добиваться этого успешного успеха, а то будет у вас как обычно, когда ребенок реализует мечты родителей.. Сам я закончил программу двух дипломов, два года отучился в Лондоне, дало ли мне это что то? Скорее нет, чем да. Считаю тезис "учеба за границей = успех", выдуманным, потому что за границу в основном едут дети богатых родителей, а они априори в будущем будут успешней и богаче, чем дети из простых семей. Помню из жизни два примера, две девочки, отличницы, одна из школы, вторая из ВУЗа, обе у меня вызывали восторг своим умением учиться, обе бесплатно ездили заграницу, одна теперь работает учителем английского в онлайн школе, вторая в банке кредитки пенсионерам втюхивает. Вот как то так. Так что я за то что бы ребенок сам выбирал свой путь, и если он не добьется успеха и не станет миллионером, меньше я его любить не стану.10
  • Vadim PetrovСергей, :) парень молодец, судя по всему. Но факт в том, что clubhouse сделали выпускники Стэнфорда.2
  • AlexДмитрий, до сих помню: "вам колбасу писиком или послайсить?")30
  • Виктор ФедяшевУ меня был опыт получения высшего образования в иностранном ВУЗе, если быть точнее в Финском НЕ топовом университете и я вижу в этом только позитив: 1. Бесценный опыт жизни за границей, общение с различными интересными людьми, расширение кругозора и в целом полноценная самостоятельная взрослая жизнь. 2. Получение по большей части практических знаний, нежели теоретических (по крайней мере в моем универе). Да, в каких-то областях в наших средних университетах дадут больше знаний, но по факту в работе они никому не нужны, нужны навыки (коммуникативные, работа в команде и тп). 3. Если у вас в резюме есть строчка о том, что вы учились за-границей - это визитная карточка на первое собеседование при приеме на работу. Дальше все конечно зависит от знаний и опыта. 4. Если продолжать учебы за границей, то сильно меньше сложностей с подтверждением/переводами документов. Резюмируя, если сравнивать учиться ли в среднем ВУЗе в России или за границе, то определенно второе (по крайней мере сейчас). P.S. Я говорю только про свой опыт в гуманитарной сфере и ничего не могу сказать про технические специальности.7
  • mvcher, а какой уровень родителей, которые живя в РФ, разговаривая по-русски, называют своего ребенка toddler? при том что сами они сделали шаг по "социальной лестнице" благодаря хорошему образованию и благоприятно складывающейся корпоративной карьере.. Советуются такие образованные, опытные и успешные люди относительно будущего своего дошколенка в Гарварде на грантах, обычно именно в Т-Ж. Вопрос риторический.5
  • Ярослав АкимовНа мой взгляд, все довольно просто: для работы за границей предпочтительнее заканчивать иностранный вуз, для работы в России - российский. Я не видел преимуществ в карьере у людей, получивших образование за рубежом, в России, не видел особо и обратного. Монетизировать окружение лондонского колледжа, продолжая семейный бизнес в Самаре, ИМХО, крайне затруднительно. Диплом экономиста даже хорошего российского вуза (и этот студенческий опыт) мало интересен работодателю в Брюсселе. Можно рассказать здесь байку о том, как выпускница INSEAD, пришедшая в мою компанию на позицию финдиректора, на первом же корпоративе лихо перебрала и лежала ровно в предбаннике сауны, куда мы её заботливо положили. Но утверждать, что проблема лишь в том, что в INSEAD не учат пить, не стану -) Тем более, что как финдирекктор она была неплоха. Великолепна? Нет. Неплоха.3
  • Oksana KanavinaМой папа заработал неплохое состояние в 90х на фоне развала, у него было высшее советское образование никаких оксфордов. Это везение. Я училась не в Гарварде конечно, но в Англии, есть знакомые которые примерно в то же время учились там же. Не скажу что я несказанно богата или мои знакомые, но мы явно легче приспосабливается к жизни, видим где можно извлечь пользы больше чем другие, кругозор наш намного более богат и такой багаж мы ещё и своим детям передадим. А если к этому добавить колличество связей приобретаемое во время учёбы заграницей, то и шансы на удачу увеличиваются в сотни раз. И да, все выходцы - владельцы собственного бизнеса, как и я.2
  • Максим ЧувашевЧерный, что такое социальный интеллект, поясните пожалуйста.1
  • Екатерина БеляеваА почему успешные люди не хотят накопить на образование своего ребёнка в Гарварде, а сразу думают о грантах?4
  • Черный плащМаксим, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82 Ссылки на Вики почему-то неактивны Тогда так Социальный интеллект (англ. social intelligence) — это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации[1]. Понятие социального интеллекта часто связывают с понятием эмоционального интеллекта, говоря о том, что идея эмоционального интеллекта выросла из социального. Однако большинство авторов считают, что эти понятия являются просто пересекающимися[1]. Социальный интеллект пересекается с коммуникабельностью3
  • Sergei LukinЧерный, разве социальный интеллект это что-то врожденное, типо разве нельзя у ребенка развить те параметры, которые Вы перечислили, или это сложно (я точно не знаю)?1
  • Olesia SelivanovaAlex, послайсить писик 🙂2
  • Andrey NovikovNatalia, позвольте узнать, специальность, получилось ли укладываться в стипендию, в какие годы пришлось обучение, как подтверждали язык и каким способом лучше найдутся программы с общежитием?1
  • Andrey NovikovАнна, эх... вижу вот... одним из главных препятствий мира в развитии не раскрытие талантов в возможности.. по крайней мере в области России1
  • Соня ЕмельяноваВиктор, спасибо вам, что поделились опытом! Ваш комментарий настолько нам приглянулся, что мы сделали его частью материала: https://journal.tinkoff.ru/life-after-harvard/1
  • Соня Емельяноваarnsae, спасибо за отличный комментарий! Он так нам понравился, что мы сделали его частью нового материала: https://journal.tinkoff.ru/life-after-harvard/1
  • NatAndrey, здравствуйте. Ваш вопрос все еще актуален? Извините, не видела уведомление.1
  • Рина ЛесовскаяNatalia, для Андрея может и не актуален, но актуален для меня.3
  • NatРина, здравствуйте. Благодарю за интерес. Переезжала после окончания родного филфака ( по специальности - учитель русского языка и литературы) на отделение русистики на кафедру славянских языков в 2009-2015 году. В России происходила оптимизация вузов, многие вузы закрывались или проходило слияние нескольких вузов в один, для хорошего рейтинга вузов нужны были международные отношения и обмен студентами, поэтому попала на тот момент, когда университет подписал ряд соглашений с университетами за рубежом и отправлял студентов на программы по обмену. Мы платили сами за дорогу, общежитие и питание, обучение бесплатно. Тогда курс рубля к кроне был примерно 1 к 1,4, поэтому в целом все это было хоть и дорого для меня, но посильно. На месте в чешском университете получила приглашение учиться в аспирантуре с покрытием стипендией (все аспирантские программы на чешском языке идут со стипендией). Университету Чехии нужны были аспиранты на ряд грантов, университет также получает определенные баллы и финансирование от Евросоюза за привлечение специалистов из других стран. Экзамен по чешскому языку сдавала в университете на месте, но уже после года обучения в аспирантуре, имела такую договоренность с чешским вузом. Английским владела на уровне программы обычной средней школы, чешским практически не владела, был короткий двухнедельный курс в университете (занимались по часу после обычных занятий в течение двух недель), был семестральный курс в университете "Введение в славянскую филологию" (но это общие базовые знания), и один семестр "польский язык" (но здесь скорее обзор грамматики языка тоже 1-2 занятий в неделю). В то время у нас дома интернета не было, я просто изучала язык по самоучителям, которые нашла в библиотеке. Далее чешский язык уже изучала на месте. В Чехии много интеграционных курсов для иностранцев, там проводят занятия по языку, по социально-культурной и правовой интеграции. Этот метод рекомендую как вспомогательный, так как сейчас большое количество материала в интернете, репетиторов и курсов по изучению языка, где можно изучать язык. Набивши шишек и усложнивши себе жизнь незнанием языка, рекомендую изучать язык до приезда в страну, чтобы легче адаптироваться. У меня была возможность поехать, все получилось немного спонтанно, поэтому в тех условиях выбрала вариант, который имел место быть, но это осложнило интеграцию. Если вы в Праге, то легко жить и без знания чешского языка, здесь огромная русскоязычная диаспора, но я училась в небольшом городе на Мораве и на тот момент русскоязычных там можно было сосчитать по пальцам. Деньги были только со стипендии, позволить себе репетитора не могла, поэтому изучала язык возможными способами. Но этот путь не советую, лучше вложиться вначале пути и создать базу, чтобы потом все протекало легче. Но была неопытна, в двадцать думала, что все смогу сама, хотела себя проверить на прочность, переоценивала свои силы и возможности, эта поездка по обмену была моей первой заграницей, до этого не была в международной среде, опыта не было. Стипендия была 7300 крон. На качественную жизнь, спорт, отдых денег не хватало, но на базовые потребности вполне. Тогда с этой стипендии оплачивала общежитие (2300 - двухместный номер или 3000 одноместный; 2500 - хватало на еду, остатки - на косметику, карманные расходы, что-то из одежды). На билеты домой оставалось с того, что в декабре уезжала и не тратила деньги в Чехии, а потом приезжала аж в январе-феврале. Потом начала подрабатывать репетитором по русскому языку для чехов, стала позволять себе больше. Иногда появлялись деньги с грантов: составляли словари, писали в соавторстве пособия для чешских студентов. Тогда начала уже путешествовать по Европе и ходить в бассейн или на танцы, в общем уровень жизни немного повысился. Эразмус программу в Англию оплачивал универ (базовые потребности - проживание, питание) и уже имела накопления с преподавания и грантов, которые потратила на оформление визы, билетов на самолет, карманные расходы. Отвечая на вопрос про общежития, могу отметить, что практически в каждом крупном университете есть свой кэмпус или на крайний случай 1-2 здания общежития, поэтому можно актуальность мест смотреть на сайте университета или конкретного общежития, цены там же. За общежития мы везде платили со стипендии, для постоянных студентов, конечно, проживание будет дешевле, нежели размещение гостей или приезжающих студентов на 1-2 недели. В целом вроде бы ответила на ваши вопросы, если будет что-то еще интересно, то спрашивайте, мне тоже приятно поделиться опытом.5
  • Рина ЛесовскаяNatalia, большое спасибо)1