«Смысла в турфирмах уже нет»: как я шесть лет занимался турбизнесом и прогорел

Не помог собственный офис в центре города и большой опыт в путешествиях

160
«Смысла в турфирмах уже нет»: как я шесть лет занимался турбизнесом и прогорел
Аватар автора

Денис Ковылин

закрыл турфирму

Страница автора

Летом 2013 года я открыл турфирму в Таганроге.

У меня были идеальные стартовые условия — профильное образование, опыт работы, опыт путешествий и свой офис в центре города. Фирма продержалась шесть лет.

За это время я наработал постоянную базу клиентов, научился рекламе и продажам, пережил два кризиса, но в итоге все равно закрыл компанию. Расскажу, какие ошибки я совершил и чего не советую делать начинающим предпринимателям в этой сфере.

Почему я пришел в туристический бизнес

Я из небольшого города на юге России — Таганрога. В 2006 году мы с мамой начали много летать по миру — она занимается металлургическим бизнесом, доход и недорогая валюта позволили нам посетить много стран.

Всего я побывал в 21 стране, включая экзотические Кению, Австралию, Кубу и Бразилию. Путешествия для меня — это возможность видеть тот мир, о котором я мечтал с детства, погрузиться в мир других народов.

В 2007 году я окончил Институт иностранных языков и вообще не имел представления, чем буду заниматься. Разве что понимал, что трудиться учителем в школе точно не хочу, неинтересно. Мама предложила получить еще одно образование, заняться туристическим бизнесом. Мне показалось это любопытным, ведь мы часто летали на курорты в Египет, Турцию, Грецию, и там я видел много туристов. Мне казалось, что спрос на пакетные туры будет только расти — ведь люди всегда хотят хорошо отдохнуть.

Я поступил в местный вуз на туристическое направление — за второе образование пришлось платить по 60 000 ₽ за курс, учился пять лет.

Знания мне потом пригодились: например, на географии туризма я узнал специфику курортов — на Эгейское побережье Греции лучше ехать в июле и августе, когда прохладное море прогревается так, что в нем можно купаться. Или что весной не стоит ехать в Таиланд, потому что там будут ливни и вряд ли туристы смогут искупаться в море.

Еще был курс английского языка для специалистов по туризму, где я, несмотря на обучение в инязе, узнал много нового. Нам преподавали термины сферы туризма, мы разыгрывали ситуации, связанные с аэропортами, гостиницами, ресторанами, арендой машины.

Из курса менеджмента я взял позиционирование турфирмы и SWOT-анализ. Это когда новая компания исследует свои сильные и слабые стороны, угрозы и возможности. Мы открыли свой большой офис в центре города, в перспективном районе — это сильная сторона, я могу привлекать жителей элитного дома, где находится мой офис. Еще моя сильная сторона — это помещение в собственности, ведь деньги, которые конкуренты тратят на аренду, я могу тратить на развитие и рекламу.

О слабых сторонах бизнеса я тогда не думал — о том, что на деле много конкурентов, в мире бывают скачки валют, меняется политическая ситуация, случаются катастрофы и экономические кризисы. Тогда мне казалось, что сытые годы в туризме будут всегда, бизнес будет только процветать.

Параллельно получал практический опыт — на летних каникулах работал в местном турагентстве «Синьор Робинзон». Устроился туда по знакомству, знакомая семьи, Юля, работала там старшим менеджером. Она была все время рядом, обучала, подсказывала, помогала проводить сделки, поэтому мне казалось, что все легко.

Я даже думал, что когда открою свою турфирму, то смогу переманить ее, а она перетянет своих клиентов. Не вышло — думаю, тогда она не хотела менять работу, ведь у нее было хорошее место, клиенты, отличное отношение начальства, да и просто она порядочный человек.

В турагентстве я сопровождал людей, которые ехали на автобусе на Черное море, и несколько раз подбирал клиентам туры, продавал путевки в Питер и Турцию. Зарабатывал 4000—7000 ₽ в месяц.

Оклада не было, только комиссия от продажи тура — продал тур на 50 000 ₽, получил свои 500 ₽. Мне нравилось.

Все это время часто путешествовал, с мамой и один. Побывал в Италии, Испании, на Бали, Канарских и Мальдивских островах, в Рио-де-Жанейро. Считаю все это подготовкой к туристическому бизнесу — мне кажется, когда человек продает путевки туда, где был сам, клиенты ему больше доверяют.

Например, я знаю, что на Золотых песках Болгарии не нужно ходить в кафе на набережной, иначе обед выйдет дороже. Вместо этого стоит свернуть на улицу за отелем «Адмирал» и пройти к отелю «Шипка», там будет стейк-хаус, где можно поесть вкуснее и в два раза дешевле. Такие нюансы делают турагента экспертом в глазах клиентов.

Это Шри-Ланка, 2009 год. Там я впервые прокатился на слоне, посетил древние индуистские храмы и попробовал кокосовое молоко
В Париж я рекомендую ехать в октябре. Это красивая пора, когда деревья становятся золотыми, а на улицах жарят каштановые орехи. Не советую ехать туда с ноября по апрель из⁠-⁠за перемен в погоде — там то снег, то дождь
Поехать в Бразилию я мечтал с детства. Смотрел латинские сериалы и мечтал увидеть шумный экзотический город. Побывал там в мае 2012 года — в это время вода в океане освежает (24 градуса), а на улицах не так жарко, хотя и влажно, это же тропики. Еще в Бразилии очень любят джаз, футбол и везде танцуют босса⁠-⁠нову
Фото со старинным автомобилем в Лиссабоне в октябре 2015 года — в это время местный автоклуб проводил выставку ретромашин, которые я люблю

Как открывал турагентство

Офис мне подарила мама. Она давно управляет своим бизнесом и посчитала это выгодным вложением — подвальное помещение в центре города всегда можно дорого сдать или открыть другой бизнес, если вдруг не пойдет с турфирмой.

Помещение было довольно дешевым — за 90,8 м² заплатили 4,5 млн рублей, в нем была электрика и сантехника. Аналогичные варианты рядом продавались за 5 млн рублей. Помещение нашла моя знакомая, которая работала в агентстве недвижимости — начали поиски в мае 2011 года, оформили сделку в конце июня.

4,5 млн ₽
стоило подвальное помещение для турфирмы

Мы решили, что офис в центре города сыграет на пользу будущей фирме, убедит клиентов в надежности компании. Ведь если директор купил помещение и сделал там дорогой ремонт, вряд ли он заберет несколько сотен тысяч и убежит с ними.

После покупки помещение больше года простаивало, потому что я учился на пятом курсе и защищал диплом. В конце 2012 года взялись за ремонт и к июню 2013 года закончили. Мама наняла дизайнера, купила мебель, компьютеры, украсила стены постерами.

Офис позволял разместить пять человек, у меня, как директора, был отдельный кабинет. Но мы решили для начала ограничиться двумя столами в большом зале, а работал я сам — пока фирма не раскрутится. Еще сделали детский уголок — я видел, что в турфирмы часто приходят туристы с детьми. Клиенты могли бы выбирать тур, пока малыши играют. Всего на ремонт офиса потратили 1 млн рублей.

Еще повесили вывеску. Сложностей с ней не было — в 2013 году мы не получали на это разрешения властей. Разместили ее на опорах, которые принадлежали мне и соседу — владельцу кафе «Гарибальди». Мы договорились, что я отдам ему небольшой коридор за стенкой офиса, чтобы он мог заносить продукты в кафе с другого входа, а он не будет возражать против вывески.

В центре Таганрога хороший поток людей — рядом с офисом находились дорогой супермаркет «Иванка», несколько банков. Плюс строились жилые дома, то есть население микрорайона росло. Я думал, что люди будут проходить мимо и увидят вывеску. А когда захотят в путешествие, вспомнят мою фирму и придут в офис. Забегая вперед, скажу, что идея сработала плохо — клиентами действительно становились даже прохожие, но основной поток был из соцсетей.

В 2011 году я был очень наивным. Мне казалось, что все получится — был офис, диплом факультета туризма, опыт путешествий. Я грезил большими и легкими деньгами, которые буду совмещать с яркими путешествиями.

Для новой компании я зарегистрировал ООО, чтобы в случае банкротства отвечать перед клиентами только 10 000 ₽ уставного капитала, а не всем имуществом — помещение и оборудование были записаны на меня как на физлицо, а не на компанию.

Оформил заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, чтобы платить 6% дохода. Бывали периоды, когда фирма простаивала и не приносила денег, этот период мы с бухгалтером отмечали в отчетности как отсутствие деятельности.

Сам я стал учредителем и одновременно устроился в собственную фирму гендиректором. Чтобы не стоять в очередях в налоговой, обратился в бухгалтерскую компанию — за 7000 ₽ они собрали все документы и зарегистрировали компанию.

Название придумали вместе с друзьями, одногруппниками и университетскими преподавателями — «Мастер путешествий», по аналогии с мастером Йодой.

Расходы на открытие турагентства в 2013 году

Покупка помещения под офис в центре города4 500 000 ₽
Отделка и ремонт офиса700 000 ₽
Мебель, техника и оснащение300 000 ₽
Уставной капитал для открытия ООО10 000 ₽
Оформление документов через бухгалтерскую фирму7000 ₽
Печать и оснастка для ООО1500 ₽
Итого5 518 500 ₽

Расходы на открытие турагентства в 2013 году

Покупка помещения под офис в центре города4 500 000 ₽
Отделка и ремонт офиса700 000 ₽
Мебель, техника и оснащение300 000 ₽
Уставной капитал для открытия ООО10 000 ₽
Оформление документов через бухгалтерскую фирму7000 ₽
Печать и оснастка для ООО1500 ₽
Итого5 518 500 ₽
Мы купили офис в доме в перспективном районе с элитными квартирами. Тут работают кафе, ресторан и даже художественная школа. Хотели, чтобы турфирма находилась в людном месте
Панно из мест, в которых точно нужно побывать. На фото я со студентами факультета туризма, которые пришли в гости
Постеры в детском уголке. Я вспомнил, как любил на уроках географии раскрашивать контурные карты, поэтому заказал картины, похожие на те, что были в школьном атласе

Как я начал продавать туры

Несколько месяцев я изучал условия и заключал договоры с туроператорами. В Таганроге их офисов не было, поэтому приходилось ездить в ближайший крупный город — Ростов-на-Дону.

Операторы формируют туры — выкупают места в гостиницах и самолетах, отвечают за трансфер туристов, предлагают экскурсионные программы. У них есть финансовое обеспечение — деньги, которые компания должна вернуть туристам в случае банкротства или отмены тура.

Как турагент, я мог только продавать их туры и получать комиссию 7—12% — тогда это казалось мне неплохим заработком. Бизнес-план или финансовую модель я не рассчитывал, просто открыл офис фирмы в августе 2013 года.

Конкурентами у меня были не только другие турагентства, но и сами операторы — люди могли купить поездку и без посредников у них на сайте либо на агрегаторах, которые собирают туры от нескольких операторов. Но я был уверен, что в 2013 году в Таганроге люди покупают туры у проверенных турагентов, а не на сайтах. Плюс как турагентство я мог конкурировать с оператором ценой — мы вычитали из своей комиссии небольшую часть и продавали тур со скидкой. Но тогда я о конкуренции особо не думал — рынок был достаточно большим, мне казалось, денег на всех хватит.

На старте я решил не придумывать чего-то нового и стал продавать путевки в уже популярные места — в Турцию, Египет, Грецию, Испанию, Чехию, Таиланд, Вьетнам. Это были популярные места у наших туристов, в эти страны можно было улететь из ближайшего к Таганрогу аэропорта, из Ростова-на-Дону.

Конечно, можно было попробовать организовывать свои туры, но для этого нужно было получить лицензию туроператора. Для этого нужны финансовые гарантии — я не узнавал точные суммы, но у ведущих операторов это были десятки миллионов рублей. Не говоря уже о десятках сотрудников — чтобы сделать свои туры, нужно заключить договоры с отелями и перевозчиками. Таких денег у нас не было.

В 2013 году стать турагентом могла любая компания — туроператор спросил у меня свидетельство о регистрации ООО, налоговую выписку, банковские реквизиты, письма из Росстата и заявление о применении УСН. Никто даже не требовал свидетельство о собственности на офис. Проверок тоже не было — представил документы, заключил договор, получил логин-пароль для системы, где можно бронировать и покупать туры.

Разрешение на продажу я получил от разных операторов, которые продавали туры за границу: «Анекс-тур», «Пегас-туристик», «Корал-тревел», «Тез-тур», «Музенидис-тревел» и «Веди-тур».

Заключив договор, я получил доступ в личные кабинеты для агентов на сайте операторов. Там можно выбрать тур, забронировать его, внести данные туристов. Там же видно, сколько оператор заплатит мне за продажу. Система похожа на современные сервисы поиска агрегаторов туров — можно выбрать страну, конкретный курорт, количество звезд у отеля, тип питания и дополнительные опции, например отель с аквапарком или отель для пожилых людей.

Еще я заключил договоры с местным туроператором «Судаков-тревел» и федеральным «Алеан-тур». Через них можно купить автобусные туры на Черное море или поездки-экскурсии в Москву, Питер, Карелию или в тур по Золотому кольцу.

Сайт «Пегас-туристик» для турагентств. Летом 2013 года туроператор предлагал те же направления, что и в январе 2021
Сайт «Пегас-туристик» для турагентств. Летом 2013 года туроператор предлагал те же направления, что и в январе 2021
Скрин моей заявки для «Пегаса» на тур во Вьетнам в январе 2018 года. В заявке указано все: рейс самолета, отель, трансфер и страхование
Скрин моей заявки для «Пегаса» на тур во Вьетнам в январе 2018 года. В заявке указано все: рейс самолета, отель, трансфер и страхование
Список отелей от «Пегаса» в Турции. Если фон зеленый, то в них есть места для бронирования. Цена справа неокончательная, для Турции нужно добавлять топливный сбор 40 $ на человека
Список отелей от «Пегаса» в Турции. Если фон зеленый, то в них есть места для бронирования. Цена справа неокончательная, для Турции нужно добавлять топливный сбор 40 $ на человека

Первые клиенты и ошибки

Моими первыми клиентами стала пожилая пара, которые хотели поехать в Сочи или Абхазию — они увидели вывеску и сами зашли в офис. Запрос был бюджетным — недорогая гостиница недалеко от моря, с завтраками, за 15 000—17 000 ₽. На их примере покажу, как устроен бизнес-процесс в турфирме.

Сначала заходите в личный кабинет агента к тому оператору, который продает подходящие туры. Для Абхазии и Сочи это «Алеан». Там выбираете гостиницу. Потом нужно занести данные клиента в систему бронирования и распечатать договор. Сделать пометку, если нужна виза и страховка. Если клиента все устраивает, подписать договор и получить у него деньги. В течение суток оператор уточнит, свободен ли номер в гостинице и все ли в порядке, а затем подтвердит заявку на бронирование. А вы переведете деньги оператору. Остается только распечатать туристам ваучер на проживание.

Типичный интерфейс системы бронирования туроператоров — выбираешь фильтр, а система показывает доступные туры
Типичный интерфейс системы бронирования туроператоров — выбираешь фильтр, а система показывает доступные туры

Если клиентам была нужна виза, я собирал у них заграничные паспорта, копии российских паспортов, фотографии, деньги за визу и справки о доходе. Потом отвозил документы в визовый отдел туроператора — они сотрудничают с консульствами и всю работу делали сами.

Обычно турагенты не используют свои деньги в бизнесе. Договор был составлен так, что если оператор не подтверждал тур и заявка аннулировалась, то платить неустойку было не нужно — предлагали или выбрать другое направление, или сделать возврат.

Свою комиссию я получал сразу после оплаты денег клиентами. То есть устроено все так: сначала туристы переводят мне деньги на счет или платят наличными, например, 120 000 ₽. Я перевожу туроператору стоимость тура, а комиссию сразу оставляю себе — допустим, перевожу 108 000 ₽, а 12 000 ₽ оставляю.

Когда я впервые бронировал тур, то очень нервничал — ведь я не знал, какой отель хороший, а какой нет. Поэтому показывал туристам фотографии и рассказывал, что в нем есть и сколько метров до моря, ведь эта информация есть в описании на сайте. Мне повезло, что среди недорогих отелей был Sea Galaxy Hotel — я жил в нем несколько раз, мне понравилось. Его я и продал первым туристам — 14 500 ₽ на 5 ночей. Моя комиссия с этого тура была 1500 ₽. Я благодарен первым клиентам. Эти люди поняли, что я сильно нервничаю, но терпеливо ждали, пока я звонил по каждому вопросу туроператору.

На старте я много ошибался. Например, как-то ко мне пришла семейная пара с дочерью и внучкой. Они купили тур в Прагу за 100 000 ₽, для 2013 года это была приличная сумма. Я взял деньги и забыл, что для Европы нужно дополнительно оформить визу. Для этого нужно добавить ее и страховку в личном кабинете туроператора — это увеличивало стоимость тура.

Еще я не учел, что они должны были лететь не на чартерном рейсе, когда турфирма выкупает самолет, а на обычном — тарифы на такие постоянно меняются, и пока туроператор подтверждает заявку, стоимость может вырасти. Так и вышло — в итоге цена за тур выросла до 120 000 ₽, и у меня отказались его покупать. С тех пор я предупреждал, что в цену тура, указанную в поиске, не входят визы, страховки и топливные сборы. И проверял, каким будет рейс.

Еще на старте я подпортил репутацию компании. Ко мне зашел мужчина за недорогим туром в Абхазию. Когда мы подбирали отель, в офис зашла компания богато одетых молодых людей. Они хотели улететь в Египет и их было 15 человек. Тогда я работал один, без помощников, и только учился общаться с клиентами.

Конечно, мне следовало предложить им присесть и подождать, пока я не закончу с мужчиной. Но я сразу переключил внимание на более денежных туристов. В итоге без покупки из офиса ушли все — мужчина сразу, а компания чуть позже, потому что увидела, как я сразу переключил внимание с него на них. И вечером ребята из компании написали на городском форуме, что не рекомендуют обращаться в «Мастер путешествий», потому что «директор турфирмы думает только о деньгах». Не знаю, как это повлияло на поток клиентов, но думаю, что форумчане точно не пришли ко мне за путевкой.

Один раз я продал тур без договора. Мои клиенты хотели улететь на горнолыжный курорт Улудаг. Обычно такие туры стоят дорого, но у туроператора «Анекс» была акция, можно было взять поездку по стоимости пляжной Турции.

На следующий день тур мог подорожать. Полной суммы у клиентов с собой не было. Я предложил им перевести задаток мне на карту, чтобы я забронировал тур по вечерней цене. Они перевели 10 000 ₽, я внес свои средства, а оператор подтвердил тур. Утром я узнал, что туристы отказываются выкупать поездку. Мне пришлось заплатить 30 000 ₽ неустойки «Анексу» за отмену брони. Был бы договор, клиенты оплатили бы неустойку сами.

Обычно такие ситуации решаются просто — в договоре с турфирмой есть штраф за неустойку. Но здесь я пошел людям навстречу и не оформил договор. С тех пор — только договор, а уже потом заявки у туроператора.

Как я искал первых клиентов

Опыта в маркетинге у меня никогда не было. Нам рассказывали немного теории в вузе, но специально продвижению нигде не учился. В 2013 году такого количества информации в открытом доступе, как сейчас, не было.

Рекламировать турфирму я решил через соцсети. Выбрал «Одноклассники» — там уже было много турагентств, казалось, что в этой соцсети сидят взрослые, а значит, платежеспособные люди. Создавать профиль во «Вконтакте» я не стал, думал, что там сидят в основном школьники и студенты.

Сам я тогда пользовался «Одноклассниками», «Вконтакте» и «Моим миром». Но продвигаться через друзей в соцсетях не хотел — я считаю, что не стоит смешивать дружбу и бизнес. Если у друзей были для меня клиенты, они и так их приводили. Хотя это было редко, среди близких людей активно путешествовали только мы с мамой.

В «Одноклассниках» я оформил профиль турагентства, рассказал, что занимаюсь продажей туров, и начал добавлять в друзья всех подряд — тогда это был популярный способ продвижения. Чаще всего люди ставили лайки под красивыми фото, задавали вопросы по стоимости тура и обещали «подумать». Через полгода администрация соцсети заблокировала мой профиль за навязчивую рекламу, и набранные 2000 друзей пропали.

Я завел новый аккаунт, но добавлял не более 5—10 друзей в день, так набралось еще около 3000 человек. Особого толку от этого не было, но несколько постоянных клиентов из этой соцсети все-таки появилось — людям понравилось, как я подробно консультировал их в чате.

К лету 2014 года я решил поставить в центре города два баннера — рассчитывал, что люди увидят большую и красивую картинку с морем, солнцем и пальмами, пока будут стоять на перекрестке. Размещение с июня по сентябрь обошлись мне в 160 000 ₽. Когда я спрашивал клиентов, видели ли они мой баннер, то все отвечали, что нет. Поэтому выходит, это была бестолковая реклама.

160 000 ₽
стоила реклама на двух баннерах в городе

Еще я нанимал студентов, чтобы они выходили в людные места и раздавали яркие листовки с обещанием 5% скидки тем, кто покажет в офисе купон. Толку от этого тоже не было — в основном бумагу выкидывали в урну. Те, кто заходил, требовали скидку еще больше, 7—8%. При моей средней комиссии в 10% от тура это было невыгодно. На печать листовок всего я потратил порядка 3000 ₽, на оплату промоутеров — 15 000 ₽.

Основные клиенты пришли по сарафанному радио — сначала по советам друзей и знакомых, а потом от тех, кто уже купил и кому понравилась поездка.

Чаще всего брали Турцию и Египет. Средний чек поездки — 30 000—50 000 ₽. По раннему бронированию забирали Грецию. Европа была не очень популярна. За все шесть лет продавал ее раз десять. Зимой в теплые края ездили мало, Таиланд, Египет и Вьетнам практически не покупали. Зато пользовался популярностью бюджетные Домбай и Эльбрус, по 15 000 ₽ за путевку на двоих — там были очень дешевые гостиницы.

В первый год турфирма приносила мне 15 000—20 000 ₽ в месяц. Летом больше, до 35 000 ₽. Для новой компании в маленьком городе это был приличный заработок.

Расходов практически не было. Через какое-то время после старта я нанял девушек с факультета туризма как консультанток, но они долго не задерживались. Им не нравилось, что клиентов нет и они тратят время напрасно. Заплатил им 5000 ₽, потому что туры они не продали. В итоге я решил, что пока большого потока клиентов не будет, поработаю один.

За аренду тоже не нужно было платить. Зимой приходили большие счета за коммунальные услуги — помещение было оформлено как нежилое, в нем не было газа и топить приходилось электрическим котлом. В итоге счет за электричество получался около 8000 ₽ в месяц. Летом меньше — около 2000 ₽. Еще были траты на налоги, канцелярию и телефон, точно не вспомню, но выходило совсем мало.

Конечно, без дополнительных доходов все это было бы невыгодным предприятием, но я мог себе это позволить — были еще проценты по депозитам, которые не связаны с туристическим бизнесом.

Первый кризис — банкротство туроператоров

В 2014 года на фоне колебаний валют началась волна банкротств туристических агентств и операторов. Мне повезло — первым из тех, с кем я работал, отменил все туры «Лабиринт». Этот оператор возил людей в Грецию.

Такой тур в моей фирме был только один — семейная пара взяла отдых за 50 000 ₽, и в крайнем случае я вернул бы им эти деньги. Это мелочи по сравнению с другими компаниями, которые продали туров на миллионы рублей. Я сразу отправил письменную претензию туроператору и после поехал в их ростовский офис. Директор тогда пообещал все вернуть, но из разговоров с сотрудниками стало понятно, что денег не будет.

Несостоявшиеся клиенты «Лабиринта» подали в суд на мою фирму, но в возврате денег им отказали. Я предложил пойти на мировую и, чтобы не рушить свою репутацию, отдал им 7000 ₽ комиссии за бронь и 10 000 ₽ компенсации от моего турагентства.

«Лабиринт» предлагал высокие комиссии агентам, по 12—14% против стандартных по рынку 6—10%. Тогда я сделал вывод: если оператор дает слишком хорошие условия, нужно все дважды перепроверить.

После «Лабиринта» начали банкротиться и другие компании — «Солвекс», «Южный крест», «Роза ветров». Все они были застрахованы в компании «Возрождение», которая закрылась осенью 2014 году, и туристы остались без денег и поездок. Мне повезло, на тот момент у меня было около десяти клиентов, но они летели в Турцию, Грецию, Испанию через надежных операторов «Анекс», «Пегас», «Санмар», поэтому дальше проблем не было.

На рынке началась паника, и я решил сделать перерыв — закрыл офис на два месяца. Вернулся на работу в октябре, когда открылись зимние направления — Таиланд, Вьетнам и Арабские Эмираты.

Клиентов стало сильно меньше, ведь многие боялись покупать путешествия. До этого у меня было по 7—15 человек в месяц, летом — 20—25. После кризиса — 5 человек в месяц были рекордом. Отчасти это было из-за опасений: люди, которые не хотели покупать туры, отчасти из-за сокращения ассортимента, ведь я бронировал туры только у проверенных «Анекс», «Пегас», «Санмар». Эти компании сделали рассылку турагентствам о том, что они продолжают работу и предоставили фингарантии. Я был в них уверен, потому что именно эти туроператоры вывозили пострадавших туристов домой.

После «черного вторника» и евро за 98 ₽ я хотел закрыть компанию, но отговорила мама — она посоветовала продолжить ходить на работу и изучать экзотические направления и «фишки», которыми может отличиться мое турагентство. Она считала, что мне стоит попробовать сосредоточиться на Европе и экзотике, ведь мало кто в Таганроге добирался до Кении, Бразилии и Австралии.

В итоге я положился на ее интуицию и решил продолжить работу. Мы даже слетали в самостоятельное путешествие в Африку, в Кению, потратили на это 200 000—300 000 ₽ из маминых денег.

В Кении довольно своеобразный туризм. Там красиво и интересно, можно съездить на сафари и посмотреть на львов, гепардов, жирафов и бегемотов. Но все-таки это не та страна, в которую я бы влюбился.

Если вы снимаете отель, надо искать минимум 4 звезды, а это довольно дорого. Но тогда будет кондиционер и хорошее питание. Или есть кемпинги, в них придется засыпать под топот слонов, а от жары спасает только вентилятор. А еще там малярия.

Продавать туры в Кению я так и не стал — все туроператоры, которые тогда могли предложить тур, были сомнительными. Рисковать не хотелось.

Бюджетные туры из-за скачка курса валют стали стоить не 30 000 ₽ в среднем на двоих, а 50 000 ₽. Бывали недели, когда в офис приходил только один клиент. Я продолжал работать, чтобы хотя бы покрыть зимние коммунальные услуги. Затишье продолжалось до лета 2015 года, потом вернулись постоянные клиенты за пляжным отдыхом. Но фирма зарабатывала не больше 10 000 ₽ в месяц.

Фото из путешествия по Кении — я с ребятами из племени масаи
Для русского человека стадо слонов — в диковинку. В кенийском парке Амбосели мы для них — очередные туристы, на которых слоны не обращают внимания
Король лев отдыхает. Национальный парк Масаи-Мара
Закат в Масаи-Мара

Снижение дохода из-за комиссии операторов

Из-за кризиса туроператоры стали снижать комиссии агентам, которые работали с ними много лет. В 2013 году я стартовал с 9—10%, а при больших объемах можно было договориться и на 15—17% от стоимости тура. В 2016 году самая высокая комиссия у «Анекса» или «Пегаса» была 10—12%, а стартовая начиналась с 6% в зависимости от отеля и тура.

Чтобы привлечь клиентов, туроператоры ввели промопредложения — скидки на отели, тур для клиента получался дешевле. За продажу таких промо давали единую комиссию в 7%. Из этой комиссии я, как турагент, еще давал скидку клиентам, чтобы они пришли именно ко мне, а не взяли у оператора напрямую или у другого турагентства.

В итоге после всех манипуляций с ценой мне оставалось примерно 4% от стоимости нормального тура, а не 9—10%, как раньше.

Отступал кризис долго. Основной поток туристов вернулся в середине 2017 года — постоянные клиенты, а вместе с ними и их знакомые захотели на море. Работа в горячий сезон стала приносить около 30 000 ₽ в месяц. Но клиентов было мало, максимум 10 человек в месяц, надеяться на сарафанное радио больше не хотелось, а «Одноклассники» так и не раскрутились.

Продвижение, обучение и продажи

Полноценным продвижением я начал заниматься в конце 2017 года. Стал изучать СММ и продажи, читал много статей, смотрел группы маркетологов в соцсетях и тренинги на «Ютубе», окончил курс по туристическому маркетингу.

Решил сделать сайт, мне показалось, что это добавит моему бизнесу солидности. Тогда сайты были только у нескольких турфирм города. Заказал его у местного разработчика, заплатил 45 000 ₽, еще 30 000 ₽ потратил на установку поисковика от сервиса «Турвизор». Теперь мои клиенты могли на сайте выбирать туры от нескольких операторов сразу, а за оформлением поездки приезжали в офис. Адрес сайта я сообщил друзьям и добавил в описание страниц в социальных сетях.

Бизнесу сайт ничего не дал, кроме 75 000 ₽ расходов с моего депозита. По нему не пришло ни одного человека, да и я не знал, как продвигать сайт в поисковиках. В Таганроге были компании, которые предлагали за сотню тысяч рублей раскрутить его, но эти ребята не вызывали у меня доверия.

На курсах и в блогах специалисты рассказывали, что основная аудитория путешественников сейчас сидит в «Инстаграме» и во «Вконтакте» — и я сделал там страницы турфирмы. Перестал тратить время на «Одноклассники» — понял, что аудитория там интересовалась красивыми картинками в моем профиле, а не путешествиями.

Страницу в «Инстаграме» вела знакомая за 3000 ₽ в месяц. За эти деньги она придумывала и публиковала посты — около 20—30 в месяц, мы старались делать больше красочных фотографий из мест, куда продавали туры, писали подборки лайфхаков для путешественников и пытались ненавязчиво продвигать турагентство.

К лету 2018 года мы набрали 811 подписчиков. Из них пять человек пришли в офис и купили путевки в Испанию, Турцию и Тунис на 20 000 ₽. Такие деньги не окупали даже расходов на публикацию постов, но я надеялся на накопительный эффект, ведь люди после удачного отдыха возвращаются за другими путевками.

За консультацией по раскрутке паблика во «Вконтакте» я обратился к Александру Чижову из «Канала ленивого сммщика». Заплатил за две беседы 10 000 ₽. Сначала мы определились, кто моя основная аудитория — молодые люди от 25 до 40, которые любят хвастаться своими путешествиями в соцсетях. До кризиса часто приходили люди 50—60 лет за бюджетными турами в Египет и Турцию, после скачка валют 2014 года они отпали.

Придумали название для паблика — «Свалить на недельку из Таганрога». Я осознал, что людям неинтересна постоянная реклама, поэтому определился с форматом — как можно больше развлекательного контента.

Александр предлагал поручить раскрутку сообщества ему, но у меня не было лишних 50 000 ₽, да и сммщики никогда не дают гарантий, что реклама принесет много заявок. Так что занимался этим сам.

Чтобы привлечь в группу больше подписчиков, я потратил на рекламу во «Вконтакте» около 40 000 ₽ за два месяца — пытался охватить всех жителей Таганрога. Я не разобрался в рекламном кабинете, поэтому не смотрел отклик на рекламу по переходам по ссылке. Но спрашивал всех клиентов, которые приходил в турагентство, откуда они обо мне слышали — только двое сказали, что видели рекламу во «Вконтакте». Один купил бюджетную Турцию, я заработал на нем 3500 ₽. Второй приобрел тур в недорогую частную гостиницу на Черном море — на нем получил 700 ₽.

40 000 ₽
я потратил на рекламу во «Вконтакте»

После таких результатов я ограничил расходы — не больше 5000 ₽ на соцсети в месяц. Рекламу показывал девушкам 25—40 лет — по моему опыту именно они обычно занимаются организацией отдыха и выбирают поездки для близких.

Инстаграм я не успел как следует развить, подписчиков было меньше 1000 человек, да и лайкали посты довольно вяло. На рекламу тоже особо не реагировали
Это рекламный пост, в нем я старался сначала привлечь людей акцией или скидкой, а потом коротко описать само путешествие
Я проводил опрос, чтобы узнать, куда хотят поехать мои подписчики. Потом позвонил им и предложил подобрать тур — оказалось, что они только мечтали о Грузии, Италии и Доминикане. Но не были готовы туда ехать
Реклама из моего сообщества во «Вконтакте» похожа на те, что я сначала постил в «Одноклассниках». Подводка, красивое фото, цена и описание, что входит в тур
Я писал статьи для паблика сам — чек-листы для туристов, рассказы о кухне разных стран, рассказывал интересные фишки мест, например о старых американских машинах на Кубе
Я писал статьи для паблика сам — чек-листы для туристов, рассказы о кухне разных стран, рассказывал интересные фишки мест, например о старых американских машинах на Кубе

Еще я понял, что не умею продавать. Например, приходят ко мне люди и просят бюджетный отель. Мне есть что им предложить, но, наверное, по моему лицу в этот момент видно, что я за такой отель и пять рублей не дал бы. Или приходят люди и просят скидку — и я не отказываю и в итоге работаю почти в ноль, без прибыли.

Поэтому стал много читать о скриптах продаж, которые помогают закрывать сделки даже с очень жадными клиентами. Нашел образовательный проект для моей отрасли, заплатил 36 000 ₽ за обучение в двух программах, по продажам и по получению заявок из соцсетей. Научился говорить «нет» клиентам, которые хотели огромные скидки, рассказывал понятным языком о своей работе и возможных сложностях и нюансах, которые ждут клиентов, если они сами купят тур. Например, им придется самим проверять время вылета на чартерных рейсах, а это не сделать просто по онлайн-табло, как в регулярных рейсах. Или проверять отель, чтобы достался именно тот номер, который купили. Все это в теории человек может сделать и сам, но к турагенту обращаются, если на это не хочется тратить время и ресурсы.

После обучения я стал задавать больше вопросов клиентам, стал внимательнее. Например, приходят ко мне люди с запросом на отель в Турции около моря. Я спрашиваю, где они отдыхали до этого, что тогда понравилось, а что нет. И по ответам понимаю, что им, скорее, подойдут тусовочные Кемер или Мармарис, а не тихие пригороды Алании с бюджетными отелями для семей с детьми или пенсионеров. Раньше я даже не думал об этом — просто интересовался, сколько будет человек, куда хотят ехать и сколько денег готовы отдать. Так я постепенно начал наращивать репутацию эксперта. Люди стали чаще обращаться второй раз, советовать меня друзьям.

Еще постепенно перестал консультировать клиентов в соцсетях. Приглашал людей в офис, потому что живая беседа поможет лучше подобрать тур. Перестал раздавать скидки. Вместо этого предлагал сделать скидку в размере всей моей комиссии, оставив себе только 500 ₽. Но за это туристы должны будут пообщаться с менеджером по-английски и сами проверить, есть ли места в отеле, отслеживать, не поменялся ли рейс, выяснить, входит ли у них в тур трансфер и как все организовано. Туристы пугались и отказывались от такого формата скидок.

Скидки оставил только постоянным клиентам и тем, у кого недавно была свадьба или день рождения. Еще дарил бутылку вина за покупку тура дороже 50 000 ₽.

Чем все закончилось

Постепенно доход стал расти, и летом 2018 года я зарабатывал уже 40 000 ₽ в месяц. Казалось, что все будет неплохо, но в конце года клиенты вдруг снова перестали приходить в офис.

До новогодних праздников я продал только две бюджетные путевки в Турцию и получил 5000 ₽ комиссии. Тогда мне помогли выжить накопления. Параллельно занялся фрилансом — написал 9 путеводителей для сайта о туризме за 9000 ₽.

До июня у меня вообще не было клиентов, а содержать офис было невыгодно. Зимой коммунальные платежи оплачивала мама. Потом пришла постоянная клиентка и попросила подобрать пятизвездочный отель в Турции на семь человек. Мы подписали с ней договор, я принял деньги, но потом начались проблемы. Вместо одного дня тур подтверждали целых три. Потом начали переносить рейс, и друзей клиентки это не устраивало. В итоге девушка отказалась от тура и я вернул ей деньги. Хотя планировал заработать на этой сделке 40 000 ₽.

В этот же день я позвонил знакомой из агентства недвижимости и попросил сдать мой офис. Через несколько дней пришли люди из морских перевозок и мы подписали долгосрочный договор на 27 000 ₽ в месяц. На этом мой туристический бизнес закончился.

В 2011 году рядом с офисом хотели сделать удобную парковку, но за 10 лет дорогу так и не заасфальтировали. Сейчас это место считается обычным спальным районом
В 2011 году рядом с офисом хотели сделать удобную парковку, но за 10 лет дорогу так и не заасфальтировали. Сейчас это место считается обычным спальным районом
Возле входа все еще осталась часть моей вывески. Логотип — глобус в шапочке выпускника университета — означал, что в «Мастере путешествий» отлично разбираются в туризме
Возле входа все еще осталась часть моей вывески. Логотип — глобус в шапочке выпускника университета — означал, что в «Мастере путешествий» отлично разбираются в туризме

Почему я закрыл турфирму

Основных ошибок я вижу несколько.

Поздно пришел в туристический бизнес. В 2013 году люди летали по разным курортам и были готовы платить за хорошо организованный тур. Самостоятельно бронировали гостиницы и покупали билеты только продвинутые туристы. Я шел в этот бизнес за легкими деньгами. Но продлилось это время недолго — в 2014 году произошел скачок курса валют и люди начали сильно экономить. Теперь люди шли туда, где дадут больше скидку. Соответственно, стали покупать у туроператора, чтобы сэкономить на комиссии турагента.

В 2018 году я спрашивал у знакомых директоров и менеджеров крупных таганрогских компаний про их путешествия. Они охотно ответили, что давно путешествуют без помощи турагентств. А если и летают турами, то покупают их не в агентствах, а у операторов напрямую.

Столкнулся с несправедливыми условиями. Есть большие туристические агентства, у которых отличные договоренности с туроператорами. Например, им давали комиссию 15% с тура, а новичку — 8%. Соответственно, большое агентство могло снизить цену на 10%, дать цену меньше, чем новичок, и все равно заработать свои 5%. На этом рынке маленьким компаниям работать просто невыгодно.

Решил быть как все. Я начал с массовых направлений, вместо того, чтобы придумать фишку, которая выделяла бы мою турфирму среди других.

Не знаю, как повернулась бы ситуация, если бы я делал упор на помощь людям, которые собираются в Европу или экзотические страны. В 2014 году у меня были контакты частных гидов по Италии, Франции, Кубе, Бразилии, Великобритании и острову Бали. Через экскурсоводов я вышел на гидов из Аргентины, Перу, Испании. У этих людей были хорошие рекомендации.

Возможно, пока люди путешествовали, такая услуга стала бы востребованной, ведь никто в Таганроге не додумался до этого. Но я решил, что это будет очень сложно, и стал работать на массовом рынке, отстраивался от конкурентов лишь размером скидки и работал себе в убыток. А после сытые годы закончились, люди все меньше путешествовали и не искали такого дорогого разнообразия.

Не умел продавать. Тогда я думал, что достаточно много поездить и подробно знать плюсы и минусы того, что предлагаешь. Сейчас мне кажется, что важно именно хорошо продавать — уметь понимать, чего ждут люди от путешествий, и предлагать им те варианты, которые их устроят.

Доходы становились еще меньше. В 2018 году перед закрытием бизнеса я узнал, что туроператоры собираются еще раз снижать комиссию. Думаю, они просто хотели «задавить» небольшие фирмы и освободить рынок.

Да и количество клиентов снижалось. Цены ведь росли, раньше за плохой отель просили 15 000 ₽, а сейчас за него же нужно заплатить 50 000 ₽. Я видел, что люди просто садились в машины и ехали на Черное море без всяких турагентов.

Я просто устал. Безусловно, у меня появился опыт, обо мне знало много людей. Но фирма не приносила тех денег, как турфирмы в сытые нулевые. И я устал от самого туризма. Вложил довольно много души и труда в эту компанию, и это было несоизмеримо доходу, который я получал. Мне было выгоднее сдать офис за 27 000 ₽ и искать что-то новое для себя, живя на эти деньги.

В начале 2019 года я начал искать работу автором. Написал несколько путеводителей, статью в журнал. Да, получил за пару месяцев 9000 ₽, но я загорелся идеей писать. Потом была статья в крупное издание за 5000 ₽ и другие задачи. Сейчас я фрилансер, стараюсь стать востребованным автором и писать для зарубежных журналов о музыке, виниловых пластинках и путешествиях. Мне нравится.

Я никому не советую открывать турагентство в 2021 году. Из-за пандемии большинство направлений закрыто. Туроператоры платят минимальные комиссии, туры продаются в основном только по промоценам. Похоже, продавать самим, онлайн, им выгоднее, чем выделять комиссии на турфирмы.

Я не верю, что турагентство — это перспективный бизнес. Даже когда направления откроются, люди будут путешествовать сами — нанимать частных гидов, пользоваться мобильными приложениями для экскурсий, бронировать перелеты и отели через сервисы-агрегаторы, даже покупать туры у туроператоров напрямую. Смысла в турфирмах уже нет.


Денис КовылинЧто бы вы сделали по-другому?
  • PabloВопросов много, но все же 90м на офис для турагенства? зачеееем Мне кажется надо было больше в онлайн углубляться17
  • Sergey ArzumanovАвтор занимался чем угодно, но не бизнесом. В этом нет ничего плохого, за это время много чему, видимо, удалось научиться. Но прибыль во главу угла, судя по описанию, никогда не ставилась.41
  • Gordon FreemanВот не хочется говорить что то плохое, но блин, автор явный "мамкин бизнесмен". Без обид.180
  • Darya ShabelnikovaОчень интересный опыт. И действительно турфирмы уже умерли. Вы еще долго продержались благодаря хорошим вложениям мамы на старте. Хорошо, когда есть человек, который поддержит и поможет. Зато вы многому научились за это время: рекламе, продажам, анализу и многому другому. Спасибо за статью.51
  • Светлана СергеевнаЯ бы сказала, что это ваша мама открыла тур. бизнес и прогорела...55
  • Boris Köln15
  • Денис КовылинGordon, нет, Вы меня не огорчили и не оскорбили. На тот момент я и был "мамкин бизнесмен". Тогда мне было 28 лет и у меня в голове был жуткий ветер. Я сам даже не знал, что моё, а что нет. Мама меня даже подталкивала, чтобы я взрослел. Потому и открыла мне турфирму, чтобы я научился зарабатывать, чувствовал уверенность в себе. До фриланса я уже дошёл сам. Вспомнил, что любил писать сочинения в школе, рассказывать о музыке на парах по английскому языку и строчить обзоры очередного альбома очередной рок-группы в ВК. Я же почему и закрыл агентство. Кризис - половина причины. Мне реально стало ясно, что я не могу и не хочу работать с клиентами. Не могу терпеть их жадность, стремление облапошить других, высосать эту скидку. А на фрилансе можно пару-тройку лет ужаться, набраться опыта, пожить на 40-50 тысяч - к слову, для разведённого мужика этих денег вполне хватает - а потом выйти на иностранные журналы, которые платят 1000-1500 USD за статью. Те же Лонгридс или другие. Сейчас я хочу ещё обучиться фотографии. До этого тоже дошёл сам, когда писал статьи для Тинькофф-Журнал, мне понравилось фоткать свои пластинки, виды Таганрога. Настолько, что хочется теперь это делать профессиональной зеркалкой, изучить Фотошоп, передавать атмосферу того, что увидел. Вот так вот, дружище, я поздно, к 36 годам, повзрослел.107
  • Мамкин МакгрегорСдал бы с первого дня помещение и, если так хочется работать в туризме - отпахал бы годика три в турфирме на дядю. За деньги. Многих ошибок можно было бы избежать. Проблема всех бизнесов в рашше одна - постоянное падение кредитоспособности населения ввиду вставания с колен Великой России. Но в 13м было еще более ли менее оптимистично.66
  • Денис КовылинSergey, прибыль, как раз таки ставилась во главу угла. Просто думал, что сейчас офис открою, рекламки красочные пущу, и баблецо - хлоп-хлоп - и полетело. Скорее, я тупо не вникал. Считал, вот, мне не везёт, клиенты - жадины-говядины, не хотят копилочку разжимать, все стали слишком умные. Я тогда особо не интересовался трендами, хотя, ростовские коллеги уже тогда говорили, что турфирмы скоро закончатся. Я же оставался в парадигме - пускать рекламы, насидеть место, Турция и Египет будут всегда. Хотя, уже тогда люди напились и наелись, им уже не был интересен All Inclusive.17
  • Денис КовылинСветлана, да, открыла мама. Но прогореть она не могла, у неё изначально другая сфера. Она помогала мне деньгами и советами. Но искал клиентов я сам. Как мог, изучал всё, я сам.4
  • Vlad MorozПлохой опыт это тоже опыт. Интересный и подробный обзор и предостережение для многих, кто порывается еще "нырять" в оффлайн в этой сфере. Уверен, что былой опыт даст полезный эффект в будущих начинаниях. Спасибо автору!10
  • Gordon FreemanДенис, главное что повзрослели, неудачный опыт тоже опыт)21
  • Денис КовылинGordon, а я думаю, что удачный. Я чётко понимаю, что мне не нужно идти в продажи в принципе. Это не моё. Продажник продаёт подсознательно - от булавки до Родины - и люди сами отдают ему деньги. Но это уже вопрос психологии. Он располагает клиентов именно на уровне бессознательного. Сейчас мне повезло, что сейчас реально прет фриланс, креатив и стори-теллинг. Люди хотят читать, изучать не Википедию, а ресурсы, где для них пишут такие же живые люди как они. Жаль, что из-за пандемии Travelask заморозил разработку мобильного приложения. С октября 2019го по август 2020го я написал для них 250 путеводителей.37
  • Sergey ArzumanovДенис, прибыль получается после вычета всех издержек, даже альтернативных. 27к за аренду подаренного офиса вычесть, и уже вся затея смысл теряет.13
  • Asd AsdЧитал с лёгким чувством изумления. Комментарии такие же, везде только жалость к себе и причины провала все внешние, кроме одной - "не умел продавать". И та какая-то жутко искажённая - умеют только люди, которые "Родину продадут". В общем противно мне. Единственное, в чем автор прав - он повзрослел. Лет эдак с 10 до 13, не старше.18
  • Денис КовылинSergey, смотрите, тогда я не думал, что из нашей затеи ничего не выйдет. Я часто летал чартерами в Турцию, Грецию и Египет. Самолёты и отели просто лопались от российских туристов. Я даже называл подобные рейсы "пьяными". Конечно, и мне, и моей матери казалось, вот где крутятся деньги. А если мы будем отличаться хорошим офисом и рекламой, то мы точно обойдём другие городские ТА, где менеджеры сидели в комнатках размером с кухню в хрущёвке. Да и мать надеялась, что возьмусь за ум, буду вникать, взрослеть. А тогда во мне играло детство, словно Радуга Скиттлс :)))))) Поэтому первые годы отношение к работе было несерьёзным.6
  • Денис КовылинAsd, если противно, то можно заменить Родину на "алмаз из ЮАР". Насчёт жалости к себе в статье - Ваши домыслы, они имеют право быть. Нет, я написал то, как увидел это я. С удовольствием послушаю Ваши внутренние причины провала моей турфирмы. Интересно мнение взрослого человека :))))) Более того, раз редакция приняла статью, то моя точка зрения имеет право быть. В Т-Ж плохого не печатают.12
  • Andrey SuДенис, вбухать столько бабла в ремонт офиса, в неэффективные рекламы, в какие-то курсы и консультации, ну е-мае... вы именно тупо не вникали ни во что.7
  • Мария СемёноваДенис, спасибо за статью. Пускай вас видимо и можно отнести к золотой молодежи Таганрога 😀, но вы не побоялись пробовать и набивать шишки, пускай и не за свои деньги. В любом случае уважение вашему пути и тому, куда вы пришли) P.S. Читать было интересно, особенно потому, что честно все написали)34
  • Денис КовылинМария, вовсе нет! Меня не интересовали ночные клубы и гламурные рестораны. У меня не было спортивного кабриолета. Даже больше, машина появилась только в 31 год :))))) Да и тогда я ощущал себя обыкновенным, дружил и дружу с такими же простыми и приятными ребятами как я сам. А деньги тратил не на пьянки - хотя, молодость была весёлая, гулянки тоже были - а на музыку - собирал винил, компакты. На втором курсе купил первую «серьёзную» стереосистему. Там был проигрыватель Арктур-006, какой-то диджейский пульт, вся эта «красота» была подключена к акустике S-90 :))))) Но тут много рассказывать, сколько стереосистем и пластинок я купил и поменял :)))) Так что, я не Золотой, чему я очень счастлив.7
  • Денис КовылинAndrey, давайте ещё не забывать про везение. По-хорошему, никто не знает, пойдёт бизнес или нет. Моя мать, которая слопала на бизнесе собаку за почти тридцать лет в бизнесе, говорит - тут либо пан, либо пропал. Я видел, сколько зарабатывал тот же Синьор Робинзон, про ведущие агенства города молчу - они тупо поднялись на туризме. Насчёт курсов - они очень информативные. Я обучался на проекте, с которым работали турагенты из разных городов. Их аудитория была около 10 тысяч человек. И сами владельцы рассказывали, что конверсия стала лучше. Даже больше, на клиентах скрипты сработали и у меня. Просто было мало клиентов. Думаю, что тут ещё дело в городе, где я живу. С девяностых годов Таганрог зарабатывал на перевалке с Украины - металлургия, товары из Европы, тот же украинский алкоголь и кондитерка, они тогда были неплохие. 90% бизнесменов жили за счёт этого транзита. А когда в 2014м началась заварушка на Донбассе, то всё быстро кончилось и многие в момент обеднели. Да, я не вникал потому что видел, как работали в 2000е. Тупо рекламка, дэвачка-продаван и толпы хочущих выпить туристов. И так работали многие городские ТА. Креативить стали лишь когда клюнул в жопаньку петух. Что всё, закончилась Турция 5* по 1000 рублей с человека.13
  • Дочь папиного другаВ конце 2019 года я полетела в Монголию - развивать местный рынок от лица туроператора. Тогда мне казалось что я пытаюсь древним людям показать зажигалку. Мало того, что были явные проблемы с языком (сложно было найти говорящего на русском или английском), у того рынка был устоявшийся уклад по отпускам. Например - в основном летали большими группами и в дешевые отели. Лакшери отпуск там в принципе не в почете. Так еще и в основном - в направлении Китая. Я буквально показывала на карте, где находится Турция и Египет и почему туда следует летать. Так вот - спустя месяц бесполезных попыток, я постаралась промониторить все варианты вылетов и стыковок из Монголии и начала предлагать все возможные варианты - Узбекистан, Казахстан, Россия. И вы знаете - стрельнуло. Для них это та же экзотика, плюс я предлагала пакеты не только отдыха, но и ежедневных экскурсий с мастер-классами традиционной кухни. Кстати - даже когда я работала в Дубай в турфирме, бОльший доход мне начал приносить мои постоянные клиенты и туристы, которые просили организовать или помочь им с нетривиальными запросами - определенный номер в отеле, доставка пиццы в 5 утра, ужин в ресторане с видом на фонтаны. Наша компания это не предоставляла, а мне было прям в кайф закрывать потребности людей и слышать благодарность + получать доп. оплату за оказанные услуги. Короче. Туристы научились бронировать себе обычный пляжный отдых и на стойках отельных - местные экскурсии. Но за более сложными продуктами все равно приходится обращаться к специалистам. Туроператоры предлагают свои пакеты и им не до собирания сложных продуктов. Вы могли бы устраивать шоппинг-туры в Дубай, фитнес-туры или туры-фотосессии в Турции, квест-туры в Египет. Короче - будь у меня Ваша мама, я бы такого напридумывала, но тут действительно речь не о упадке бизнеса, а упадке интереса владельца бизнеса. Жаль, но хорошо, что вы признали это.27
  • Денис КовылинPolina, смотрите, упал интерес ещё и потому, что я осознавал уже через полгода, что в Тагане публике, в принципе, на тот момент не был нужен лакшери-отдых. Те, кто хотел ездить, изучать, знакомиться с кухнями, искать необычные must-places, они не пользовались турфирмой. Это были, как раз, крупные менеджеры и директора, я писал о них в статье. Остальным же нужна была дешёвая Турция. Они хотели "вот как в 2005 году мы летали на четверых в Риксос за червонец". Море, и бесконечная жрань и пойло. А тут ещё крупные городские агентства порвали рынок тем, что стали давать скидки в 8-10% от тура. И да, ключевое слово в Вашем рассказе - выстрелило. Вам просто повезло. Плюс, у Вас есть эта креативная жилка. Я же изначально - не продажник. Журналистика, фотография, музыка, сторителлинг - вот здесь я кайфую и готов реально развиваться в этой сфере. Мне это нравится. Я понимаю, что это та тема, когда хобби приносит доход.7
  • Дуня ПрохороваДенис, я далека от турбизнеса, но с интересом прочитала Вашу статью до конца, и даже некоторые комментарии. Думаю, что обиднее всего высказываются люди, которые сами такого опыта не имеют, да вообще ничего сами не делают...потому что не ошибается тот, кто ничего не делает. А Вам удачи! И спасибо за интересный рассказ!9
  • Алексей СамохинСамая большая проблема автора, что он думал, что он на бизнес смотрел исключительно своими глазами. То что они с мамой видели много туристов, сами могли позволить большое количество путешествий, не касалось 99 процентов других людей. Самая большая проблема это открыть бизнес в парадигме "мне нравится, сам буду пользоваться". Это как салон красоты открывают дамы на деньги богатых мужей, при этом абсолютно не думая о прибыли. Не было бы вашей мамы, поверьте жизнь вас не 6 лет учила, думаю 3-х месяцев хватило. И главное не надо думать, что обязательно нужно профильное образование, курсы, тренинги всё это уводит от главного, от того, какой продукт ты предлагаешь и для кого. Читая, я постоянно улыбался, на сколько автор наивен, при этом молодец, что откровенен. При этом не надо думать, что вам "не повезло", просто вы выбрали бизнес "для души", ровно так им и занимались, хотя это и не бизнес был, а хобби, которое могла позволить оплачивать ваша мама.47
  • Организатор частных путешествийДенис, самое правильное что вы могли бы сделать после закрытия бизнеса — вернуть офис маме и устроиться на работу. Самое удивительное, что вам совершенно не стыдно жить за счёт мамы и рассказывать об этом.20
  • ВасилийЯ бы вот тоже предостерёг от такой установки: «помещение в собственности, подьему я экономлю» Нет, это не так. Если помещение в собственности, и вы в нем сидите, то вы недополучаете ровно столько, сколько давала бы аренда этого помещения. То есть если у автора прибыль в месяц 20,000, в сдавать помещение он мог бы за 27,000, это значит что автор зарабатывает (-7,000) в месяц, то есть работает в убыток. Собственное помещение не даёт практически никаких плюсов. Разве что только если его Мама купила.18
  • Полиция Т—ЖZan, будьте вежливее и изучите правила: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/8
  • Anton KonovalovОчень расслабленный автор )) 10 лет учиться бронировать туры?!) На месте автора открыл бы агентство на 1 курсе второго вуза.13
  • АртемСпасибо за статью, очень честно написали. Тут вопрос в том, что у вас снова нестабильность-нет профессии, то что вы пишите статьи,их могут перестать публиковать или до уровня не дойдете крупных изданий, миллионы авторов пишут туда и конкуренция огромная,как и в тур фирме. Есть такое высказывание, что капитал в семье крутится 4 раза, 1 поколение семьи бедно живут, второе поколение становятся богатыми, третье поколение начинает проматывать капитал, 4- становятся снова бедными. Вы как раз 3 поколение, без поддержки мамы все потеряете к старости. Совет: попробуйте устроиться на работу, и не брать денег из банковского счета и не из аренды офиса, поймете что вам нравится и снова попробуйте бизнес открыть, если второй раз не выгорит, и также будете считать что продажи не для вас, тогда вы не бизнесмен и все стоит оставить как есть и продолжать работать на дядю, стараясь сохранить то, что мама заработала.6
  • Зоя ЛогиноваМамкин, не только, ещё укрупнение и монополизация бизнеса4
  • Александр СагеевДа изначально Вы всё делали не так. Вам или реально прежде чем открывать самому турфирму, надо было устроится в другое агентство которое давно уже существовало ну или более 5 лет, хотя бы месяца на три, а лучше годик и Вы бы получили бы и опыт продаж и другие нюансы и может быть Вы не потратили бы столько в итоге лет что-бы взять потом и закрыться или наоборот уже открыв свою знали как действовать. Плюс, может за это время Вы бы нашли себе и сотрудника в офис в помощь, которого в деле видели или перспективного приглядели за это время и сами бы и обучили сотрудника под себя пока фирма набирает обороты. Дальше от сюда уже первые Ваши ошибки пошли и с клиентами по-типу побогаче, далее где Вы себе репутацию испортили скажем сразу и надолго т.к. если это Ваш основной паблик в городе, то все кто в интернете сидят в Вашем городе, считай уже знает или узнает Ваше отношения к клиентам, надо было Вам не стесняться и написать в ответ, мол да я являюсь директором совсем недавно и только учусь продавать туры и мне очень жаль, что так случилось, я сделал выводы из всего этого и обещаю к любому моему туристу, относится как самому дорогому мне клиенту ну или что-то типо этого, если конечно оно так и было в душе у Вас))). Но это уже скажем исправления ошибок, которые можно было ещё спасти репутацию но дальше и до конца столько всего ещё Вы наделали и на многое выбросили денег на ветер, что Вам просто нужен был или управленец грамотный (лучше всего опытный уже менеджер который уже продавал туры приличное время) или самое первое что Вы сделали не так, это не получили опыт продаж, поработав на дядю... Дальше по тексту всё у Вас следовало по накатанной опять-же от не достатка опыта. Но всё ровно, Вам желаю удачи в новых начинаниях и совет прежде чем-то заниматься всё сто раз обдумать, поспрашивать, проконсультироваться со специалистами, взвесить и перевесить и т.п. телодвижения произвести и самое главное что-бы Вы получали удовольствия о того что делаете, а не так как у Вас по тексту всё было в тягость. Как я понял Вы хотели маме показать что Вы можете быть самостоятельным, но к сожалению не много не верную тактику выбрали. Но в иоге всё у Вас будет хорошо. Удачи.....6
  • Антон ЮшковЕсли кратко: я много катался по миру с мамой и она купила мне бизнес в надежде, что больше не надо будет давать карманные деньги, но я все просрал. В статье оправдываюсь, по каким конкретно причинам просрал, покажу маме статью, она поймёт и снова будет давать карманные деньги или купит другой бизнес. Теперь серьезно, инфа, которую автор узнал из посещения 21 страны и 5 лет обучения по 30к рублей за год, гуглится за пару часов, конкретно направление накидывает ещё минут 30. Человек вообще не просчитал риски, глубину рынка и тд. Итог закономерный: оправдываюсь, почему бизнес не пошёл. 🤷🏻‍♂️ Обычно турфирмы открывают жёнам и любовницам состоятельные папики, чтобы им на поесть хватало, без обид.7
  • Anton SkakovТак происходит, когда знаешь , что "если что" мама всегда поможет. Офис купила мама, думаю при доходе в 20 тысяч рублей в месяц , вас и обеспечивала всем необходимым мама. Думаю, она вас и в бизнес отправила, что бы вы слишком явно не сидели на её шее. Не хочу оскорблять, но когда у людей есть на кого надеяться , то и напрягаться смысла нет.13
  • DMITRYСпасибо за статью. Я думаю что туристический бизнес просто цифровизировался, ушел в "приложение". "Уберизация", я бы так еще назвал. Отпали лишние посредники, все делается через сайт или приложение. И что не мало важно - выросло поколение, которое умеет всем этим пользоваться.8
  • Евгений ПаньковОтличная статья: в тексе все по делу и максимально сжато, вся "соль" так сказать. Читать не легко из-за объема информации в тексте, но много познавательной информации про туризм изнутри. Видно, что автор очень любознательный и системный человек и такой подход всегда дает свои плоды. И то, что сумел понять, к чему идет дело и проявил смелость сказать "стоп" и закрыть плод многолетних трудов - на это нужно мужество. 5+ за статью!9
  • Николай КарпунинДенис, в банках Швейцарии на данный момент отрицательные проценты по вкладам. Т.е. вы будете доплачивать, чтобы они хранили ваши деньги ;)9
  • Влад ЗаецМамкин, да. Самая главная проблема - автор считал офис «бесплатным». Учитывая аренду, которую он не получал эти годы, все 6 лет он отпахал бесплатно.15
  • Oleg LitovchenkoПроблема туристической отрасли состоит в том, что каждый второй выпускник географического факультета считает себя профессионалом, покупает компьютер и открывает турагентство. В итоге мы имеем 6 из 10 агентств, которые не могут самостоятельно проконсультировать и подобрать тур для туриста, обращаются за этим к персоналу туроператора, вступают в конкуренцию, исключительно скидками, а не профессионализмом. Естественно, о навыках продаж никто и не задумывается даже. Туристы бегают от тех, кто их хорошо консультирует к тем, кто дает им скидку, тем самым, турагентства сами «стреляют себе в ногу» и портят отношение и к себе и к туроператорам.7
  • Алексей БритовДенис, по поводу "моя мать, которая слопала на бизнесе собаку". Сколько бизнесов у мамы? Полагаю, что ни одного. Судя по тексту, она работает наёмным топ-менеджером на Тагмете. Вы её, конечно, любите, но стоит признать - она ни разу не бизнесмен, а лишь высокооплачиваемый наёмный сотрудник. Об этом говорят и её советы, которые вы описали в статье, и первоначальный анализ рынка. Также она желая вам помочь, фактически помешала покупкой офиса, затянув ваше "взросление" на 6 лет вместо года-двух. Из-за халявной аренды вы долгое время не чувствовали, что "эта ракета не взлетает". Если бы вам нужно было платить аренду - вы бы открылись и закрылись сразу, сэкономив 4-5 лет жизни. А за статью - спасибо, интересно узнать опыт земляка.)8
  • Алекс ВернДенис, автор, вы молодец! Приложили усилия и смогли работать в том темпе, который для Вас был приемлем. Но вы не бросили этот бизнес через месяц, а бились с ним больше шести лет. ШЕСТИ лет! От меня респект!3
  • Алексей БритовДенис, и вы после этого правда считаете, что "повзрослели"?))6
  • Денис КовылинАлексей, нет, у матери своё предприятие. Действительно, она связана с Тагметом - покупает трубу оптом, а потом эта труба расходится по розничным клиентам.4
  • СлаваЭто точно, не обманешь - не продашь..2
  • Александр ПолойкоДенис, интересная статья! У меня похожая история в туризме случилась, думаю перенесу на бумагу. А расскажите более подробно про вашу успехи во фрилансе,креативе и сторителлинге? Интересна ваша трансформация0
  • Darya VoynovichМамкин, также автор не рассмотрел возможность работы по системе франшизы. не факт, что таганрог, как точка продаж, и автор без опыта, как руководитель, были бы одобрены, но отказ помог бы увидеть все потенциальные проблемы в самом начале и возможно скорректировать курс.0
  • Darya VoynovichВлад, блин, хороший взгляд)0
  • Darya VoynovichАлекс, а бился ли? скорее время шло, а "бизнес" формально был открыт0
  • КазбекинаДенис, а я вижу очень умного мужчину. По статье понятно, что «мамкин бизнесмен», но не глупый, а очень умный, правда, без опыта и знаний жизни) Как у вас сейчас складываются дела? Кем вы стали в итоге?1
  • КазбекинаАлексей, правильно подметили, что откровенен. Это подкупает в нем)0