«На наземный транспорт чиновники забили давно»: почему я вынужден ездить за рулем в Самаре
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Городской транспорт
В Самаре представлены все существующие виды транспорта, кроме разве что экзотики типа фуникулёра. Однако всё, кроме метро, пребывает в упадке.
У трамвая и троллейбуса очень изношена инфраструктура и подвижной состав, плохи дела с кадрами, а городские власти словно в насмешку отрезали самую важную линию в центре города у самого популярного вида транспорта в угоду строительства самого непопулярного — метро.
Автобус же попал в руки частника, который максимально ухудшил обслуживание непопулярных маршрутов — большие интервалы, посадка в переднюю дверь с оплатой водителю, что ещё сильнее усугубляет проблему.
Плюсы
В городе отличная трамвайная сеть, которая позволяет удобно добираться в основные районы города. В части не охваченных районов на подхвате троллейбус. В своё время трамваю повезло — в город поступали комфортные надёжные чешские вагоны, видимо благодаря тому он и дожил до наших дней, даже в 90-е грамотное руководство сумело организовать капремонт и закупку новых.
Новый отдалённый район случайно оказался рядом с электричкой — и это лучшее, что в нём есть.
В городе есть метро — шести процентам пользователей общественного транспорта повезло:)
Минусы
Повторю последнюю фразу из плюсов — в городе есть метро. Ибо это является и огромным минусом. Оно съедает львиную долю транспортного бюджета и виновно в смерти самой лучшей трамвайной линии города, а прямо сейчас — десятков красивых исторических зданий в центре, которые сносятся ради новой станции. Это при том, что является самым неэффективным в стране.
На наземный транспорт, в отличие от метро, чиновники забили давно.
Трамвай сильно обветшал, потерял значительное количество кадров и самую важную линию в центре, в обещанное восстановление которой после метростроя на её месте никто не верит. Движение трамваев прерывается многократно каждый день из-за ДТП на путях и поломок, сходов вагонов. Скорости достигли дореволюционных цифр — 15 километров в час и менее. Пути не обособляются, трамваи стоят в пробках и страдают от ДТП. Во всём городе ровно два перекрёстка с автоматическими стрелками, в остальных местах водители останавливаются и выходят переводить их вручную.
Троллейбус чуть в лучшем положении, однако та же проблема с кадрами, сильное дублирование со стороны маршруток, многие рейсы не доезжают до конечных — сворачивают в депо или на обед.
Автобус отдан частнику, которому важна только прибыль. Очень много машин средней вместимости, где почти всегда тесно и душно. На кондукторах экономят, но не установкой валидаторов, а входом через одну узкую дверь с оплатой водителю. В результате на остановке можно стоять несколько минут вместо 30 секунд. Периферия обслуживается по остаточному принципу редкими рейсами пазиков. Имущество обанкроченного муниципального перевозчика отдано частнику, но только новые машины на газовом топливе, ибо старые дизельные машины ему гонять не выгодно.
Ситуации
Утренний пик, дождь, трамваи как обычно застряли где-то в центре, везти толпу с остановки на рабочей окраине никто не спешит. Подъезжает служебный вагон, выходит водитель перевести стрелку. Я не теряю времени даром, прошу подвезти, предлагая тройную плату. Уезжаю под завистливые взгляды и еду с ветерком без остановок по пустой линии до самого центра на старом-престаром вагоне, не избитом линейной работой и потому непринуждённо набирающем хорошую скорость.
Знакомства в депо добавляли впечатлений. Один раз позвали на обкатку только что модернизированного вагона. В другой катались по ночному городу на снегоочистителе, пили чай на мосту, случился даже небольшой мастер-класс по управлению. Случалось ездить и в полном одиночестве, и без остановок на ночных рейсах. Однажды разбил бровь в погоне за автобусом. Трое штанов были порваны об трамваи. Бурная молодость:)