Мнение: турагенты нужны, но хороших специалистов очень мало
Турагент — часть индустрии организованного туризма.
Если говорить о туризме в частном порядке — конечно, человек может бронировать все самостоятельно, выстраивать под себя программу, маршрут. Нужен ли тут турагент? Нет. Когда он нужен? Когда у человека не хватает знаний, он не хочет тратить время или ему нужен советчик. Это очень грубо. И — отдельно! — когда турист хочет сэкономить. Да-да, сэкономить — на массовом направлении. Никто не смотрел, сколько стоит пляжный отель в каком-нибудь Кемере на «Букинге» в июле? Либо его нет, либо он стоит огромных денег, потому что туроператоры выкупили гигантские блоки по низкой цене и продают их через свои каналы. Таким образом, кому-то от агента есть польза. От какого именно агента — поговорим позже.
Можно ли самому подобрать тур на сайте оператора-агента? Конечно, можно. Если человек — социофоб или просто ему дома комфортнее, вэлкам! Будет ли это дешевле? Навряд ли. У туроператора много мороки с организацией процесса. Авиа, автобусы, трансферы, отели, блоки, экскурсионка, терки с принимающей стороной, агенты, туристы. Не буду вдаваться в детали, но поверьте, туроператору нужны агенты — это звено, которое будет отвечать на вопросы о цвете ножек кровати и песке на кипрском пляже. Пока что ни один туроператор не отказался — и не думаю, что откажется, — от продажи туров через посредников, потому что консультирование описанного рода — это огромная часть работы. Колцентры на 800 неквалифицированных человек никто заводить не хочет. Разбираться потом с валом потребителей, которые жалуются, что у них под окном в теннис до 23 часов играли, — тоже. В этом причина того, что цена тура у агента и в турагентстве обычно одинакова. Обычно — это значит, что всегда есть какие-то допродажи горящего, банальная попытка агента продать тур по вчерашней акции — по более высокой цене, чем сегодня выставлена, — но это редкость.
Если все так радужно, то почему же не радужны мнения людей о турагентах? Потому что, как ни прискорбно, хороших турагентов не очень много. Это же работа, сочетающая прекрасное знание продукта с отличным сервисом. От чашки кофе для каждого клиента до знания, что именно в этом году в отеле Azur Bay May Mandalay идет ремонт семейного корпуса. От понимания, когда на Занзибаре дикие отливы, до предугадывания, что, условно, во всей Айя-Напе вечером нет детского доктора, он поедет из Протараса. Знания местности, истории, культуры должны быть, само собой.
Можно ли такое же знание получить из интернета? Безусловно. Но это часы, десятки часов серфинга.
А если надо сравнить или подыскать что-то рядом, такое же, но с перламутровыми пуговицами — умножьте это время на количество вариантов. Стоит ли того, чтобы купить в итоге продукт по той же цене, что у туроператора? Ну, дело личное.
Почему хороших агентов мало? С одной стороны, работа считается низкодоходной, а с другой — порог вхождения никакой. Часто турагентство — игрушка жены или дочки богатого человека, которая уже съездила несколько раз за границу и решила, что и она так может. Сажает ничего не знающую девочку, которая по шпаргалкам старается подобрать отель под бюджет, на выходе получается то, на что все жалуются.