«Треугольник печали» вышел в России. Эта сатира о богачах на тонущем корабле победила в Каннах

13
«Треугольник печали» вышел в России. Эта сатира о богачах на тонущем корабле победила в Каннах
Аватар автора

Алиса Шейк

ест богатых

Страница автора

1 декабря в российский прокат вышла трагикомедия «Треугольник печали» — новый фильм режиссера «Квадрата» Рубена Эстлунда.

Сразу после победы в Каннах фильм вызвал жаркие споры: одни критики ругают его за банальность, а другие хвалят за остроумную сатиру.

В центре сюжета — богачи с роскошного круизного лайнера: русский бизнесмен, пожилые производители оружия, нелепый айтишник, две модели, а также капитан с алкогольной зависимостью. Отдых проходит гладко, пока корабль не попадает в череду бед. Вскоре выжившие оказываются на необитаемом острове.

Рассказываем, стоит ли идти на фильм в кино. Есть два довода за и два против.

Против: «Треугольник печали» — грубая карикатура

Журналисты часто критикуют фильмы Эстлунда за прямолинейность. В 2017 году досталось его драме о современном искусстве «Квадрат»: она тоже победила на Каннском фестивале, но получила противоречивые отзывы.

«Треугольник печали» не исключение. Стиль режиссера может показаться поверхностным, персонажи — одномерными, а юмор — слишком очевидным.

В роли капитана с алкогольной зависимостью — звезда «Настоящего детектива» Вуди Харрельсон. Источник: A-One Films
В роли капитана с алкогольной зависимостью — звезда «Настоящего детектива» Вуди Харрельсон. Источник: A-One Films

В «Треугольнике» почти нет остроумных идей и двойного дна — если не считать то, что пробивают герои в своем моральном падении. Здесь полно прямолинейных высказываний о капитализме, жадности и социальной несправедливости.

Но Эстлунд сознательно напрашивается на обвинения в пошлости. Он знает: чтобы достучаться до современного зрителя, его нужно раздражать. И это у режиссера получается отменно.

За: «Треугольник печали» — убедительная сатира

Впрочем, Эстлунд умеет не только провоцировать. Фильм — не очень изящная карикатура, зато веселая, убедительная и доходчивая. Сюжет «Треугольника печали» очень долго разгоняется: экспозиция и знакомство с персонажами длятся больше часа. Причем камера редко двигается с места. Так Эстлунд плавно затягивает зрителя в глянцевый и безобразный мир богачей.

Режиссер не собирается жалеть или осуждать кого-то из героев. Он понимает, что и сам такой же титулованный белый богатый мужчина, как почти все на корабле. Здесь каждый одновременно и виноват, и невиновен. Значит, смеяться можно над кем и над чем угодно.

Дорогие декорации корабля постепенно превращаются в руины. Источник: A-One Films
Дорогие декорации корабля постепенно превращаются в руины. Источник: A-One Films

Эстлунд хорошо знает то, о чем снимает. Замысел фильма родился после походов режиссера на светские вечеринки, а также из-за знакомства с индустрией моды — в ней работает супруга постановщика.

Некоторые сцены и вовсе взяты из личной жизни Эстлунда. Например, утомительный спор двух моделей о том, кто должен платить по счету: мужчина — по праву рождения — или богатая женщина. Цинизм и злость «Треугольника печали» не кажутся фальшивыми. Ведь они основаны на личном опыте.

Против: «Треугольник печали» — вторичный фильм

Критика богачей уже давно стала отдельным жанром комедии. И «Треугольник печали» трудно назвать свежим высказыванием по теме: богатые — смешные, бедные — бедные, а капитализм убьет все человечество.

Все это мы видели в куче других выдающихся фильмов и сериалов. Начиная от работ кумира Эстлунда Луиса Бунюэля с его «Скромным обаянием буржуазии» и заканчивая шоу «Белый лотос». С последним «Треугольник печали» сравнивают особенно часто — и, как правило, в пользу сериала HBO: мол, там больше эмпатии к персонажам и приятнее съемка.

А еще «Треугольник печали» похож на «Большую жратву» Марко Феррери. В этой сатире герои съедают столько роскошных блюд, сколько физически не может поместиться в человеческом теле. Так режиссер буквально критикует общество потребления. Все заканчивается испражнениями и оргией.

В картине Эстлунда тоже есть неприятная сцена званого ужина — в ней морская болезнь и, вероятно, сомнительное качество еды объединяются в триумфе рвоты. Подобный эпизод всего один, но он крайне неуютный.

Кадр из самой возмутительной сцены фильма разместили на одном из постеров. Источник: NEON
Кадр из самой возмутительной сцены фильма разместили на одном из постеров. Источник: NEON

За: Эстлунд снял актуальное кино

«Треугольник печали» не открывает ничего нового, зато хорошо напоминает об актуальных проблемах общества. Да, Эстлунд пишет широкими мазками, все его герои — картонки. Но при желании в фильме можно услышать что-то кроме морали в духе «ешь богатых».

Например, «Треугольник печали» показывает, что нищета развращает не меньше хорошей жизни. Особенно хорошо это иллюстрирует история менеджерки по туалетам Эбигейл. В финальной трети фильма она в одночасье становится самым уважаемым членом общества. Как именно — большой спойлер.

Роль менеджерки исполнила Долли де Леон. До этого она появлялась в драме «Прекращение» другого фестивального любимца — филиппинца Лава Диаса. Источник: A-One Films
Роль менеджерки исполнила Долли де Леон. До этого она появлялась в драме «Прекращение» другого фестивального любимца — филиппинца Лава Диаса. Источник: A-One Films

Центральная метафора картины — тонущий корабль. На нем и так все плохо, а где-то сверху пьяные люди еще и спорят о политике. Не блещет оригинальностью, зато очень жизненно.

«Треугольник» легко ненавидеть. Но фильм как будто бы и не против этого. И даже ненавистникам сложно от него отмахнуться: все же картина Эстлунда врезается в память. Уж слишком хорошо она передает ужас людей, которые вдруг осознали, что даже за очень большие деньги нельзя купить все на свете.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.

Алиса ШейкА что вы думаете о фильме? Можете писать о впечатлениях здесь:
  • Ева Ц.Понравился, но пересматривать точно не буду) Сначала неожиданно, кажется, что слишком поверхностный, но в этих клише как будто щёлчок по носу – заслуживает ли вообще общество тонких метафор и междустрочий или только вот этой "блевотной вечеринки", и да, это раздражает)) Финал тоже сначала озадачил, хотелось без последней сцены, казалось, что предпоследняя была бы хорошей концовкой, но нет, предпоследняя даёт открытый финал, а последняя мегаоткрытый, у нас у всей компании мнение разделилось по поводу героя в конце)1
  • Unapologetic RepublicanСкучный фильм, с множеством ненужных и затянутых сцен с претензией на великую сатиру, а на самом деле все шутки на уровне Якова Смирнова (ну надо же - американский коммунист и русский капиталист) и комедий аля «Один дома».9
  • Unapologetic RepublicanЕва, мне кажется, что по самой последней сцене (с бегом) все очевидно. Да и где-то видел интервью с режиссером - там тоже все однозначно.0
  • Sergey KonstantinovПервый эпизод фильма просто малоубедительная драма про тяжёлую жизнь фотомоделей. Вторая забавная, особенно если вам нравится сортирный юмор. Но больше всего разочаровала третья: героев поставили в непривычные условия и... они ведут себя совершенно не так, как сделали бы реальные люди, а так, как хочется режиссёру. Ну и заканчивается тоже совершенно по-дурацки. Натуральный "Лобстер", короче. Зачем это смотреть - ума не приложу. Сначала режиссер вывел пусть карикатурных, но живых персонажей, а потом превратил их в стадо болванов - ну прям последний сезон Игры престолов, натурально.3
  • Aleph"«Треугольник печали» — новый фильм режиссера «Квадрата» Рубена Эстлунда." - кажется, я знаю, какой предмет у режиссёра был любимым в школе 🤭3
  • Диана СадыковаНЕ ПОНРАВИЛСЯ. От слова совсем...никак...Еле дождалась конца. На столько затянутый...реально скучный.🤮 Самый ужасный фильм который смотрела. Слишком тонкий , чтобы понять его 😅0
  • Иванка ИвановаДиана, если самый ужасный, то не смотрите "Человеческую многоножку". Хуже этого фильма не видела ничего. На его фоне "Треугольник" — очень ничего.0
  • ИгорьЛюблю этот фильм.0