«Треугольник печали» вышел в России. Эта сатира о богачах на тонущем корабле победила в Каннах
1 декабря в российский прокат вышла трагикомедия «Треугольник печали» — новый фильм режиссера «Квадрата» Рубена Эстлунда.
Сразу после победы в Каннах фильм вызвал жаркие споры: одни критики ругают его за банальность, а другие хвалят за остроумную сатиру.
В центре сюжета — богачи с роскошного круизного лайнера: русский бизнесмен, пожилые производители оружия, нелепый айтишник, две модели, а также капитан с алкогольной зависимостью. Отдых проходит гладко, пока корабль не попадает в череду бед. Вскоре выжившие оказываются на необитаемом острове.
Рассказываем, стоит ли идти на фильм в кино. Есть два довода за и два против.
Против: «Треугольник печали» — грубая карикатура
Журналисты часто критикуют фильмы Эстлунда за прямолинейность. В 2017 году досталось его драме о современном искусстве «Квадрат»: она тоже победила на Каннском фестивале, но получила противоречивые отзывы.
«Треугольник печали» не исключение. Стиль режиссера может показаться поверхностным, персонажи — одномерными, а юмор — слишком очевидным.
В «Треугольнике» почти нет остроумных идей и двойного дна — если не считать то, что пробивают герои в своем моральном падении. Здесь полно прямолинейных высказываний о капитализме, жадности и социальной несправедливости.
Но Эстлунд сознательно напрашивается на обвинения в пошлости. Он знает: чтобы достучаться до современного зрителя, его нужно раздражать. И это у режиссера получается отменно.
За: «Треугольник печали» — убедительная сатира
Впрочем, Эстлунд умеет не только провоцировать. Фильм — не очень изящная карикатура, зато веселая, убедительная и доходчивая. Сюжет «Треугольника печали» очень долго разгоняется: экспозиция и знакомство с персонажами длятся больше часа. Причем камера редко двигается с места. Так Эстлунд плавно затягивает зрителя в глянцевый и безобразный мир богачей.
Режиссер не собирается жалеть или осуждать кого-то из героев. Он понимает, что и сам такой же титулованный белый богатый мужчина, как почти все на корабле. Здесь каждый одновременно и виноват, и невиновен. Значит, смеяться можно над кем и над чем угодно.
Эстлунд хорошо знает то, о чем снимает. Замысел фильма родился после походов режиссера на светские вечеринки, а также из-за знакомства с индустрией моды — в ней работает супруга постановщика.
Некоторые сцены и вовсе взяты из личной жизни Эстлунда. Например, утомительный спор двух моделей о том, кто должен платить по счету: мужчина — по праву рождения — или богатая женщина. Цинизм и злость «Треугольника печали» не кажутся фальшивыми. Ведь они основаны на личном опыте.
Против: «Треугольник печали» — вторичный фильм
Критика богачей уже давно стала отдельным жанром комедии. И «Треугольник печали» трудно назвать свежим высказыванием по теме: богатые — смешные, бедные — бедные, а капитализм убьет все человечество.
Все это мы видели в куче других выдающихся фильмов и сериалов. Начиная от работ кумира Эстлунда Луиса Бунюэля с его «Скромным обаянием буржуазии» и заканчивая шоу «Белый лотос». С последним «Треугольник печали» сравнивают особенно часто — и, как правило, в пользу сериала HBO: мол, там больше эмпатии к персонажам и приятнее съемка.
А еще «Треугольник печали» похож на «Большую жратву» Марко Феррери. В этой сатире герои съедают столько роскошных блюд, сколько физически не может поместиться в человеческом теле. Так режиссер буквально критикует общество потребления. Все заканчивается испражнениями и оргией.
В картине Эстлунда тоже есть неприятная сцена званого ужина — в ней морская болезнь и, вероятно, сомнительное качество еды объединяются в триумфе рвоты. Подобный эпизод всего один, но он крайне неуютный.
За: Эстлунд снял актуальное кино
«Треугольник печали» не открывает ничего нового, зато хорошо напоминает об актуальных проблемах общества. Да, Эстлунд пишет широкими мазками, все его герои — картонки. Но при желании в фильме можно услышать что-то кроме морали в духе «ешь богатых».
Например, «Треугольник печали» показывает, что нищета развращает не меньше хорошей жизни. Особенно хорошо это иллюстрирует история менеджерки по туалетам Эбигейл. В финальной трети фильма она в одночасье становится самым уважаемым членом общества. Как именно — большой спойлер.
Центральная метафора картины — тонущий корабль. На нем и так все плохо, а где-то сверху пьяные люди еще и спорят о политике. Не блещет оригинальностью, зато очень жизненно.
«Треугольник» легко ненавидеть. Но фильм как будто бы и не против этого. И даже ненавистникам сложно от него отмахнуться: все же картина Эстлунда врезается в память. Уж слишком хорошо она передает ужас людей, которые вдруг осознали, что даже за очень большие деньги нельзя купить все на свете.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.