Дети
18K

«Пару дней рыдала вся семья»: 9 вещей, которым непросто научить детей

Опыт читателей
49
«Пару дней рыдала вся семья»: 9 вещей, которым непросто научить детей
Аватар автора

Варвара Андреева

узнала, что дается детям с трудом

Страница автора

Часто родителям приходится тратить много времени и сил, чтобы помочь ребенку овладеть новым навыком или привить ему хорошую привычку.

Некоторых детей бывает непросто убедить в том, что нужно два раза в день чистить зубы. Другим не дается пресловутый звук [р]. Кто-то забывает говорить «спасибо». Мы попросили наших читателей рассказать, чему их дети учились дольше всего. Вот их истории.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка
Трудность № 1

Справляться с эмоциями

Аватар автора

Белочка

научила дочь понимать причины раздражения

Страница автора

Самое сложное, чему я научила старшую дочь, — не впадать в истерику. До четырех лет истерики были ежедневные, иногда несколько раз в день. Она дралась, кидалась предметами и кусалась. Мы даже ходили к психологу в детской поликлинике, но та сказала, что это у детей бывает и нужно просто ждать.

Истерики продолжались, и я все-таки придумала решение. Когда видела, что дочь начинает нервничать — предвестник истерики, — стала у нее спрашивать: «Что тебя беспокоит? Давай это попытаемся исправить». И это сработало! Например, она отвечала, что ей не нравится определенное платье, — тогда мы его снимали и надевали другое. Или ей не нравилось, что на столе лежит карандаш, — мы его убирали.

В итоге она стала сама понимать, когда у нее появляется раздражение и почему, и гасить его до начала истерики. Сейчас ей восемь лет, учится на отлично в гимназии, истерики случаются крайне редко, несколько раз в год, что я считаю огромным достижением.

Лейбл заголовка
Трудность № 2

Говорить правду

Аватар автора

Екатерина Колосова

напоминает, что врать нельзя

Страница автора

Были трудности с тем, чтобы научить ребенка говорить правду. Бывало, нашкодничает и в итоге вину на себя не берет. Очень долго разговаривали, объясняли, что лучше горькая правда. Сейчас вроде говорит правду, даже если плохие оценки, но я все еще напоминаю, что врать — не вариант.

Лейбл заголовка
Трудность № 3

Заботиться о животных

Аватар автора

anyhow

знает, что животным достается от детей

Страница автора

Было сложно прекратить попытки использования собаки как средства передвижения по квартире.

Лейбл заголовка
Трудность № 4

Поддерживать порядок

Аватар автора

Anna

рада не ссориться

Страница автора

Сложнее всего научить тому, чему так и не получилось научить. Например, поддержанию порядка в своих комнатах. Не так, чтобы после уборки — порядок, а потом опять хаос до следующего раза. А постоянно. Хотя усилий приложила много.

У детей нет такой внутренней потребности, плюс муж не считает этот навык необходимым. В общем, теперь требую минимум, зато не ссоримся.


Аватар автора

Sandy Cheeks

сдалась

Страница автора

Поддерживать порядок в комнате — это какой-то Грааль в воспитании мальчика. Сына бардак не напрягает совсем, папу — тоже не особо, он в комнату и не заходит. Я же периодически нахожу засохшие корки мандаринов среди носков и обертки везде. Если одежда не на полу, а свалена на стуле — это уже прогресс. Я сдалась.

Лейбл заголовка
Трудность № 5

Ходить на горшок

Аватар автора

Пурпурная феррари

рада, что все получилось

Страница автора

Забили на привычку ребенка грызть ногти — сама прекратила и попросилась на маникюр, ходит с идеальными пальчиками. Прибираться в комнате и следить за своими вещами — тоже как-то само собой у нее наладилось, как и учеба. Ни к чему не принуждали, не заставляли.

Самый стресс был во время приучения к горшку, пару дней рыдала вся семья. Ну и в детский сад ходить приучались с огро-о-омным стрессом, но там спасибо воспитателям за железные нервы.

Лейбл заголовка
Трудность № 6

Завязывать шнурки

Аватар автора

Тёма

надеется на совет

Страница автора

Мой ребенок читает по три книги одновременно, научился складывать двузначные числа в уме в пять лет, в шесть сам научился римским цифрам, занимается боулдерингом, смотрит сериалы и читает на английском. Но искусство завязывания шнурков ему неподвластно. Восемь лет. Буду признателен за опыт :)

Лейбл заголовка
Трудность № 7

Говорить

Аватар автора

Ирина Анисимова

следует советам врача

Страница автора

Сыну два года и девять месяцев. Не получилось пока научить говорить. Понятно, что задержка речевого развития. Процедуры, которые назначал невролог, например массаж, микрополяризацию, делаем.


Аватар автора

Елизавета Ионова

делится лайфхаками

Страница автора

Самое сложное было — и, впрочем, еще в процессе — запустить речь у ребенка с диагнозом «задержка речевого развития».

Это только в «Двух капитанах» доктор говорит Сане Григорьеву: «Да ты, братец, лентяй», — велит говорить шесть слов каждый день, и тот уже через полгода щебечет.

Клиника бывает разная, и порой родителям приходится помыкаться. Итак, лайфхаки:

  1. Признайте существование проблемы. Не успокаивайте себя мыслями «у нас в роду все поздно заговорили, но сразу предложениями», «мальчики ленивые». Держите руку на пульсе, консультируйтесь с врачами — неврологом, психиатром, логопедом. И ищите своего специалиста.
  2. Не позволяйте обесценивать свои усилия: всегда будет тот, кто скажет, что вы все делаете не то и не так. Работайте со своим педагогом и не разменивайтесь на энергопрактики и всяческие нутрициологические терапии. Это не так работает.
  3. Готовьтесь к слезам и протесту. Логомассаж — это неприятно, логогимнастика — вид издевательства. Отработка звуков с улыбкой бывает только в рекламе.
  4. Ведите дневник пополнения словарного запаса. Поверьте, пригодится.
  5. Настройтесь на долгую дистанцию.
  6. Осваивайте альтернативную коммуникацию. Лишним не будет.
Лейбл заголовка
Трудность № 8

Любить хорошие книги

Аватар автора

Даная

помогла ребенку распробовать классику

Страница автора

Моя дочь в свое время начинала чтение с книжек про фей Винкс — по мультфильму. С моей точки зрения, абсолютно бездарные и примитивные, но ей нравилось. Читала сама, просила еще. Что делать — брали. А потом я ей подсунула очень популярную серию «Коты-воители», она втянулась. От «Котов-воителей» — к фэнтези, от фэнтези — к классике… Сейчас ей уже 20, и книги занимают большую часть ее комнаты и немалую часть жизни.

Лейбл заголовка
Трудность № 9

Тратить с умом

Аватар автора

Ekaterina Ivanchenko

учит финграму

Страница автора

Сложнее всего было научить не скупать всякую ерунду в условных «Детских мирах» и «Пятерочках». Стали устанавливать лимит на покупки, пользоваться считывателем цены в зале, оценивать товары с позиции «дорого», «норм» и «жди большого праздника — тогда купим». К пяти годам наблюдаем практически осознанное детское потребление.

У вас тоже есть дети? Расскажите о своем пути к тому, чтобы стать родителем
Варвара АндрееваРасскажите, как вам удалось научить ребенка тому, что было для него сложно:
  • Елизавета ИоноваПро шнурки: я помню день, когда мой ребенок стал их завязывать. Как по щелчку. Ещё с утра завязывала я, днём уже он сам. Наша педагог сказала, что кора наконец-то дозрела. Тут вариантов несколько: 1. Уйти от шнурков к липе. 2. Поставить силиконовые шнурки. 3. Ждать того волшебного момента. К сожалению, у всех он наступает а разное время. Знаю взрослых - полноценных - кому шнурки не даются, они забили на это, благо выбор есть.20
  • Два Шапиропо поводу не умения говорить в 2 года 9 месяцев. Была абсолютно такая же ситуация. лексикон к этому возрасту - дай Бог 10 слов. Тоже ставили задержку речевого развития на грани с психо-речевым, прописали какое-то средство для стимуляции мозгового кровообращения. А потом участковый педиатр сказала - пока она с вами, ей нет нужды увеличивать речевой запас, вы ее и так прекрасно понимаете, и ее это очень устраивает. Пойдет в садик, все наладится. Так и вышло. Через три месяца шпарила - не остановить было поющего Кобзона.14
  • WTFЕлизавета, что, серьезно, есть такие взрослые? Выбор есть, не спорю, но не уметь выполнять простейшие манипуляции...9
  • Елизавета ИоноваWTF, у всех по-разному работает моторика. Это, кстати, очень непростая манипуляция. Все равно что вязать научить или узелок на нитке завязать. Если не умеете - попробуйте. Кому-то раз плюнуть, а кто-то психует.8
  • Елизавета ИоноваДва, это очень опасная позиция. Я бы даже сказала, "ошибка выжившего". В силу того, что я давно в этой отрасли, видела и детей, кто молчал-молчал и разговорился, а кто-то нет. И ситуация " меня все понимают, зачем напрягаться " переходит в "меня не понимают, как я ни стараюсь" и привет (ауто) агрессия.15
  • Елизавета ИоноваWTF, в детском саду возможно. Взрослый получил травму руки, какие-то проблемы м неврологией, нарушена функциональность. И что? И все. Жизнь крайне разнообразна.8
  • Ирина АнисимоваДва, Мы в садик ходим, с 2.3. Болеем, конечно, часто, но ходим (3-5 дней ходим, 2 недели дома). Но до сих пор полноценных слов 10 (говорит слова, которые значимые для него, типа мама, парк, шарики) и еще штук 10 первые слоги слов. А детки в саду уже предложения говорят.0
  • WTFЕлизавета, Вы выше вроде писали про ПОЛНОЦЕННЫХ взрослых…5
  • Mary OceanДва, есть еще другая позиция: чтобы ребенок заговорил – надо с ним говорить. Иногда родители это упускают, а в саду все разговаривают, ребенок начинает повторять. Знакомая так сына “раскачала” на речь. Стала озвучивать ему все, что видит. Например: вот мы идем по дороге, трава зеленая, а зеленая она потому что… и так далее. Но это работает, если нет других причин.11
  • Елизавета ИоноваWTF, полноценный взрослый = взрослый без установленной инвалидности. Словом, есть люди, которым гораздо проще и легче молния, липа и тп. Управояйся все одинаково хорошо со шнурками, на иные модели не было бы спроса.2
  • ДжокондаДва, у нас заговорила рано, в 1,5 года предложениями примитивными, но вот уже 3 года не можем научить молчать🫠2
  • Xenia"Но искусство завязывания шнурков ему неподвластно. Восемь лет. Буду признателен за опыт:)" Я так и не научилась "правильно" завязывать шнурки - в основном хожу в обуви где их нет или их снять/надеть не расшнуровывая. В кавычках потому что завязываю я как на картинке. Держится узел только на длинных плоских шнурках, а остальные способы я даже запоминать не стала, но взрослые тогда сетовали что только "по-детски" шнурую.4
  • TchevengourWTF, Да. Вот это времена были! А ещё: 1. ПЕНОПЛАСТ ДЕЛАЛИ ИЗ МОЛОЧНОЙ ПЕНЫ. МОЖНО БЫЛО ДЕТЕЙ КОРМИТЬ. 2. СИЛА ГРАВИТАЦИИ БЫЛА СЛАБЕЕ ПРОЦЕНТОВ НА 80. ЛЮДИ НА ДОМ ЗАПРЫГИВАЛИ С РАЗБЕГУ. 3. ЧЕЛОВЕК ЖИЛ В СРЕДНЕМ 150-190 ЛЕТ. БОЛЕЗНЕЙ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО КРОМЕ ТРУДОВЫХ МОЗОЛЕЙ. 4. ЕСЛИ НА УЛИЦЕ СПОТКНЕШЬСЯ И УПАДЕШЬ - ЛЮДИ ПОДБЕГАЛИ, ДЕНЬГИ В КАРМАН ЗАСОВЫВАЛИ, В ГУБЫ ЦЕЛОВАЛИ, ПРЕДЛАГАЛИ ВЫПИТЬ, ПОРОДНИТЬСЯ. 5. ЗАЙЦЫ И КУРОПАТКИ СРАЗУ НА СКОВОРОДУ ЗАЛЕТАЛИ. ХЛЕБ ПОКУПАЕШЬ - ТЕБЕ ЕЩЕ ДОПЛАЧИВАЮТ. К РЕКЕ СТРАШНО ПОДОЙТИ БЫЛО: НАЛИМЫ В КОТЕЛОК ПРЫГАЛИ. 6. ДЕД РАССКАЗЫВАЛ: ЛЮДИ НОЧЬЮ ПРОСЫПАЛИСЬ ОТ СЧАСТЛИВОГО ДОБРОГО СМЕХА. УТРОМ ВСЕ ОБЛИВАЛИСЬ ЛЕДЯНОЙ ВОДОЙ ИЗ ВЕДРА. 7. СРОК БЕРЕМЕННОСТИ СОСТАВЛЯЛ 4.5 МЕСЯЦА. ДЕТИ РОЖДАЛИСЬ ПО 12-15 КИЛОГРАММ С БЕЛОКУРЫМИ ВОЛОСАМИ И ЯСНЫМИ ГОЛУБЫМИ ГЛАЗАМИ И ВОЛЕВЫМИ УМНЫМИ ЛИЦАМИ - СРАЗУ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОСИЛИСЬ. 8. ВОДА В ВОЛГЕ БЫЛА СЛАДКАЯ КАК ПАТОКА. А ЕНИСЕЙ СОСТОЯЛ ИЗ ТЁМНОГО ПИВА. 9. ЗИМОЮ БЫЛО МИНУС ТРИСТА, ВСЕ РУМЯНЫЕ ХОДИЛИ. 10. ЯГОДЫ РОСЛИ НА ОПУШКЕ С КОТА РАЗМЕРОМ. КОТЫ БЫЛИ С СОБАКУ, СОБАКА С КОРОВУ, А КОРОВА КАК ЦЕХ, А В ЦЕХУ МУЖИКИ В ШАХМАТЫ ИГРАЛИ ПО МЕТОДИКЕ БОТВИННИКА - КОНЁМ МАТ СТАВИЛИ С ПЕРВОГО ХОДА!34
  • CookieXenia, странно, что вам кто-то на что-то сетовал, я точно так же завязываю всю жизнь. Никаких проблем. Очень удивлена, что это, оказывается, какой-то не такой способ0
  • CookieЕлизавета, от слова "липа" прямо повеяло форумами для мам из 2010х0
  • Елизавета ИоноваCookie, так указано в сопроводительных документах на обувь3
  • Far AwayВ наши времена, когда валом обуви на липучке, молнии, просто без любых видов застежек (аля мокасины) - и страдать по неумению завязывать шнурки - это выше моего понимания. Когда я покупаю себе кроссовки со шнурками, я завязываю их ОДИН раз, фиксирую и все остальное время ношения надеваю их через верх прямо с завязанными. Ноу проблем, но если очень хочется себе их придумать - вперед.8
  • Far AwayXenia, ваша шнуровка и классическая - одно и тоже. Просто вы готовые петли продеваете, а в классическом они создаются в процессе завязывания. Разницы в результате нет вообще.6
  • WTFЕлизавета, причина проста - человек всегда идет по пути наименьшего сопротивления, нет необходимости завязывать шнурки или можно устроить истерику, чтобы их завязала мама или бабушка, вот и нет необходимости учиться завязывать. У меня младшая дочь лет до 14 не могла время определять по стрелочным часам, потому в доме полно приборов с цифровыми часами.1
  • КсенозаврXenia, в смысле, а шнурки можно ещё как-то по-другому завязывать?😅19
  • juarhalaЕлизавета, ну вы знаете, если ко всем навыкам так подходить типа, "ну вот по разному работает моторика, не получается - не надо", то по такой логике ребенка не надо учить ни читать, ни писать, ни например плавать. Ну а че, не получается же , зачем пробовать, давайте его пожалеем, пусть всю жизнь с липучками ходит🤷странный подход. Все сложно, ходить например ребенку изначально тоже сложно, тоже психует, но это не значит, что надо отмазываться моторикой и до конца жизни ползать. Попсихует раз, попсихует два, на сороковой научится, если не бросать.7
  • juarhalaWTF, все проще намного - раньше не было альтернативы. Только шнурки ,ну на сандальках были еще железные такие застежки, которые имхо ещё труднее ребенку застегнуть - и все! Поэтому все умели, банально не умеешь - не идешь гулять. Тренироваться можно было хоть весь день😅а сейчас с рождения почти вся детская обувь на липучках. На шнурках еще умудриться найти надо. Воспитатели в детсадах удивляются, что дети в пять лет не умеют шнурки завязывать, а дети могли вообще ни разу до пяти лет эти самые шнурки и не увидеть. Это не плохо и не хорошо (ну конечно если рассматривать как развитие мелкой моторики - то скорее плохо), а просто так, как оно есть. Так же, например, с письмом - знаю многих взрослых, которые в детстве писали хорошо, а сейчас как курица лапой, почти разучились - потому что большую часть времени печатают. Мне кажется, скоро и дети писать не будут уметь за ненадобностью, а только печатать. А может и печатать разучатся - голосом будут все что нужно надиктовывать в голосовые помощники. Прогресс как говорится, не стоит на месте😅хотим мы этого или нет12
  • juarhalaДва, с такой же мыслью я сейчас в два года пацана в сад отдаю. Тоже все вокруг говорят, включая неврологов , да и сама вижу, что я его без слов понимаю и потребности коммуницировать поэтому практически отсутствует.0
  • XeniaКсенозавр, "правильным" был когда одна петля делается рукой как на 4 шаге, а вторая путем протягивания другого шнурка через нее. Но при попытке найти такие картинки (да и эту) всплывает куча интересных способов)3
  • juarhalaXenia, не вижу разницы - по детски, не по детски, лишь бы получалось . У вас получается, результат есть, а каким именно образом делаете не имеет значения. П.с. именно этот "детский" способ завязывания мне в детстве показывал папа - я рыдала в истерике но не выходило, до сих пор когда так пытаюсь все нафиг разваливается. А вот традиционным образом получилось с первого раза😅 поэтому я хз почему он называет детским, я называю его сильнозапаренным)1
  • Елизавета Ионоваjuarhala, как показывает опыт, в тч это видно по публикациям дневников и писем психологу тут, в сад отдают ребенка, чтобы за ним был присмотр. Забирать его оттуда никто не будет. (Я, конечно, не могу говорить за всех всего-то опыта в дошкольном комьюнити лет 10). Сад помогает, если нет причин. А нет ли причин, лучше бы выяснить край до трёх лет. Потому что в это время каждый день и час на вес золота. Но есть люди и их много, которым детей, особенно таких, с особенностями и потребностями, нужно вписать в коллектив, даже если пользы в моменте нет, а есть антипольза. На сайте проекта "Мел" подобных историй и разборов несколько сотен, если не тысяч. Видите ли, у меня сын - инвалид по речи. Ему 13. Я за эти годы столько всяких случаев видела лично, что на все "не бывает, они ж нормальные, ну" могу рассказать историю с особенным ходом дела.6
  • juarhalaЕлизавета, я об этом и говорю - что детей у которых действительно есть причины не говорить (физиологические например) кратно меньше, чем детей у которых этих проблем нет, и им сад помогает заговорить. Просто их родители не пишут об этом статьи на Мел. Грубо говоря, на сто детей заговоривших в саду, будет десять не заговоривших по каким-то физиологическим причинам, из них условно, два, как вы говорите, ударившихся в агрессию (это вообще нечастый случай, именно агрессия со стороны ребенка, а не просто отсутствие речи). И это по вашему, повод не отдавать в сад? Для меня - нет. Я лично, как мама, и к специалистам ребенка вожу (они кстати пока так и не выяснили никаких физиологических проблем, а ребенок все еще не говорит), и к дефектологу, и в бассейн, и в сад отдам через пару месяцев - а смысл его держать вдали от сада и других детей и надеяться что вдвоем с мамой дома он заговорит вдруг быстрее, и оправдываться "а вдруг в саду будет агрессия потому что его никто не поймет", если вероятности что заговорить через сад у детей без физ особенностей, как показывает практика и утверждают в один голос все неврологи - выше🤷 Если вдруг что-то будет не так, заберу из сада. Но отметать этот вариант просто потому что у кого-то там дела пошли не так, даже не пробуя - по мне так себе идея.3
  • Елизавета Ионоваjuarhala, а Вам логосад не предлагают? Тоже, кстати, не панацея. Но там хотя бы группы меньше и с занятиями получше; если есть отклик, то логосад самое то. И Вы сами пишете - вы не сидите, и не ждете, что сад вам гарантированно поможет. У вас и другие направления включены. Знали б вы, сколько (очень много) детей уже подросших неговорящих из тех, чьи родители просто ждали. Просто потому что им так педиатр сказал.1
  • juarhalaЕлизавета, я вас может удивлю, но в регионах замкадья логосад - это примерно как снег летом😅4
  • Елизавета Ионоваjuarhala, ну так я тоже в замкадье Больше того, я где-то в Сибири))) и у нас это реально. Впрочем, знаю ситуацию в Орле, что там очень все плохо, а они ближе к мск, чем мы. Пусть у вас все получится2
  • WTFjuarhala, вот именно, я научился завязывать шнурки одним из последних в своей группе в детском саду, а пока не научился, приходилось быть мишенью насмешек от своих "одногруппников" уже освоивших этот процесс. Поэтому мотивация научиться была весьма высока :) А сейчас бы продвинутые родители с воспитателями что-нибудь сказали про буллинг и абьюз :) и то, что нужно исправлять отношения в коллективе :)4
  • juarhalaWTF, сейчас продвинутые родители, как видите, говорят "Знаю взрослых - полноценных - кому шнурки не даются, они забили на это" и "у всех по разному работает моторика "🤷по мне, с таким подходом можно на все скиллы забить, а че, не получается и не получается, найдем альтернативу) не мое это. Нечего бытовых инвалидов растить😅2
  • juarhalaЕлизавета, спасибо, мы на самом деле недалеко от Орла😅 казалось бы, двести км от Москвы, а разница ощутимая.1
  • ВалерияАндрей, а вы как всегда тут )0
  • Анастасия К.Я учу родителей, как сделать так, чтобы дети сами прибирались, ели, говорили, ходили в туалет и заботились о себе. На мой взгляд, слово "научить" отражает восприятие детей, как объект для взрослых действий, как объект обучения. Но если относится в ребенку как к самостоятельному существу, который идет по своему пути и которому нужна соответствующая среда для активного подражание взрослым, тогда все эти навыки прорастают как бы сами собой. Вопрос только в том, как организовать себя, свой ритм дня, пространство дома. Этому я и учу.1
  • Женек ЖеняНе получилось пока. Как отучить сосать палец ?!0
  • Виктория ГрачеваХаос в комнате преодолели за счет робота пылесоса, который сожрет все брошенные на полу игрушки и мамы в помощь пылесосу. Пару раз брала раскиданные вещи и выбрасывала их в специально подготовленное «мусорное ведро». Срабатывает идеально0
  • ВасилийНаучить читать в 7 лет. Уже даже пишет отдельные слова, на слух все воспринимает, а как читать то тяжело, начинать фантазировать, пропускать середину слов, читать последние слоги справа налево, путать частично схожие по начертанию буквы (А и Л, иногда даже с И, Ь и В, О и Е)0
  • ГалинаСпасибо за статью!1
  • LilyАндрей, за честность спасибо.Надеюсь, тут нет побочек типа "ненавижу мелких ублюдков, вы, родители, сами во всем виноваты"? Часто идет в комплекте с идеей не добавлять к миллиардам...0
  • Андрей РотаревLily, нет, родителям всегда говорю спасибо, иначе мир лишился бы клёвого ценителя кино и виски)1
  • Андрей РотаревВалерия, всегда к вашим услугам)0
  • Таня МироноваУчимся чистить зубы не в обед, а с утра... Рассказать пока нечего, в процессе...)0
  • ОльгаМоя почти 7 летка, с логопроблемами, считать умеет в пределах 10 , читает, но шнурки научилась завязывать за 5 раз. Показала, потом её руками манипулировала. Сейчас сама. Мелкая моторика очень важна. Так же как и крупная. Научила её кататься на коньках, на велосипеде,везде лазает ка кобезьяна ,на всех площадках. Умение держать равновесие, и балланс - очень важны для мозга. После этого даже говорить лучше стала.0
  • Ксения КалашниковаНаучить говорить. Ещё в пути. Стоит задержка речевого развития, и как показала практика, таких детей разговорить вообще не просто( пока сдвигов особо нет, отдельные слова только начал изредка.0
  • Екатерина Колосованужен подход к каждому ребёночку, а уж со своим проблем вообще не должно быть )))0