Как мой сын заключил два договора о целевом обучении, чтобы попасть на бюджет
Наталья боялась, что ее сын Кирилл не поступит в вуз на бюджет, поэтому решила помочь ему заключить целевой договор.
Подросток собирался поступать в университет на специальность «химическая технология», но проходные баллы на бюджет были достаточно высоки. Чтобы подстраховать его, Наталья стала разбираться, как поступить на целевое обучение.
Она помогла сыну заключить два договора с государственными предприятиями и подсказала отказаться от третьего — с менее выгодными условиями. В итоге Кирилл набрал достаточно баллов на ЕГЭ, чтобы пройти на бюджет по общему конкурсу, и целевое не понадобилось. Но Наталья узнала, как искать компании, принимающие студентов по квотам, какие условия они предлагают и как заключить с ними договор.
В тексте мы не затрагиваем условия расторжения договора и возврата денег за целевое обучение. Об этом есть отдельный материал в Т—Ж.
Правила поступления на целевое изменились
1 мая 2024 года вступил в силу закон о новых правилах целевого поступления. Теперь абитуриенты могут подписать только один договор с одним заказчиком и для одного вуза. Подробности — в другом материале Т—Ж.
Об учебе моего сына
Я мать-одиночка из Санкт-Петербурга, воспитываю двоих детей. В 2021 году мой старший сын Кирилл учился в одиннадцатом классе, ему было 17 лет. Я не могла себе позволить платное обучение в университете, поэтому мне было важно, чтобы он поступил в вуз на бюджет.
Сын в школе учился на хорошо и отлично, но готовился к ЕГЭ спустя рукава. У него были репетиторы, но он мог сделать все задания от них за один день, а потом неделю не повторять.
Он сдавал химию, профильную математику и русский язык. Раз в неделю занимался с репетитором по химии, математике и русскому, взял экспресс-курс по подготовке к математике. На все это у нас ушло около 100 тысяч рублей. Индивидуальных достижений, дающих дополнительные баллы при поступлении, у него не было.
Из всех специальностей, что подходили под комбинацию экзаменов «химия + математика», нас заинтересовала «химическая технология». Мы изучили образовательные программы и поняли, что органическая химия подходит больше всего. На втором месте для нас была фармакология.
Пробные ЕГЭ сын написал примерно на 230 баллов — это выше проходных на нашу специальность, но ниже средних баллов поступивших. Из-за этого мы не были уверены, что Кирилл пройдет на бюджет.
У моей знакомой годом раньше сын поступал в Политех. Она сказала, что парень учится на бюджете, но мне показалось, что для бюджета баллов маловато: он набрал 180 в сумме с тех же трех предметов, что сдавали и мы.
Я открыла приказы о зачислении этого вуза и обнаружила ее сына в отдельном приказе, а именно — о приеме по квоте целевого обучения. Знакомая работает на государственном предприятии, тогда я и поняла, что она заключила договор с этим предприятием. Для себя сделала вывод: «Все понятно, по связям».
Я не понимала, как взять целевое самой, можно ли его найти не по знакомству, кто за что платит при таком договоре. Но мне показалось, что это хороший запасной вариант, если Кирилл не наберет баллов ЕГЭ для бюджета. И я решила попробовать разобраться, как оно устроено.
Как я искала заказчиков целевого обучения
В марте 2021 года я прошла курс о поступлении в вузы, где говорили о целевом образовании. Курс систематизировал мои знания, все разложил по полочкам. Он обошелся мне в 13 900 ₽.
Я поняла, что сыну нужен договор, который позволил бы ему поступить в университет по квоте целевого приема — это доля бюджетных мест, которые выделяет правительство на ту или иную специальность. Претендовать на такую квоту могут только абитуриенты, заключившие договоры с предприятиями с государственным участием.
Мне объяснили, как понять, подходит ли предприятие под квоту приема, как общаться с заказчиками обучения, куда звонить и что писать, на чем настаивать при заключении договоров. Расскажу, как я искала предприятия и какие методы поиска помогли, а какие — нет.
Приказы о зачислении на сайте университетов. На сайтах вузов есть приказы прошлых лет о зачислении по квотам. Одни учебные заведения указывают заказчиков, а другие — только фамилии студентов.
В приказах Политеха я нашла трех абитуриенток, которые поступили по целевому на похожую специальность — «биотехнологии». Мне показалось, что заказчики для их специальности могут дать целевое и на нашу.
Предприятий в приказах указано не было, поэтому я стала искать этих студенток во «Вконтакте», двух нашла. Одна из них мне ответила, что ее мать в прошлом году тоже помогла ей с целевым.
Ее заказчиком оказался Петербургский институт ядерной физики имени Б. П. Константинова, или ПИЯФ. Он входит в состав Национального исследовательского центра «Курчатовский институт».
На сайте ПИЯФа я не нашла информацию о заключении целевых договоров, поэтому обратилась в центр подготовки персонала напрямую: «Я знаю, что в прошлом году вы заключали целевые договоры. С кем мне поговорить о возможности заключения их в этом году?» Так я вышла на связь с руководителем центра подготовки персонала, с которым в итоге мы и заключили первый договор. Подробно об этом расскажу дальше.
На сайтах ведомств. Государственные органы — федеральные или региональные — размещают на профильных сайтах перечни предприятий, с которыми можно заключить договор целевого обучения. Например, информация о больницах, которые дают направления на обучение по квотам, размещена на сайте Комитета здравоохранения Санкт-Петербурга.
Я пробовала отправлять заявку от абитуриента непосредственно через сайт. Но я не знала, как скоро ее рассмотрят, поэтому решила связаться с предприятиями. Как скоро мне бы ответили, если бы я не перехватила инициативу и не начала звонить сама, — я не знаю.
Обзвон предприятий. Я стала заходить на сайты организаций из списка заказчиков ОПК и искать телефоны для связи. Как правило, заключением договоров занимаются отделы кадров.
Многие заказчики располагались в Ленинградской области. Я не хотела, чтобы сын по несколько часов в день проводил в дороге и тратил половину зарплаты на проезд. А доехать туда можно было только на личном транспорте.
По итогу обзвонов заказчиков с сайта ОПК мы выбрали два предприятия: ОАО «Красный Октябрь» и ОАО «Завод Магнетон». Они нас устраивали по расположению: оба завода находятся в Калининском районе Санкт-Петербурга, где мы живем. Для нас это был самый важный критерий. С ними я и вела переговоры о договорах.
Переписка с депутатами. Я обратилась к депутату Заксобрания по моему району Анатолию Дроздову во «Вконтакте». Там мне посоветовали биотехнологическую компанию «Биокад» — у нее есть отделение в Санкт-Петербурге. Она подходила по профилю сына, но это частная организация, не дающая квот на поступление.
Еще я писала губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову. Ответ мне пришел из Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга. В нем сообщили, что каждый год в мае комитет размещает информацию на своем сайте о специальностях, заказчиках обучения и контактных данных. Но для меня в мае только получить списки заказчиков было слишком поздно — мне хотелось заключить договор раньше.
В итоге лучше всего сработало обращаться в отдел по подготовке персонала предприятий и уточнять у них напрямую, набирают ли они студентов. Полезным оказалось мониторить сайты ведомств и изучать приказы о зачислении по квотам на сайте вуза — у студентов можно узнать, с какими компаниями они заключали договор и на каких условиях.
Как я заключала договоры
Во всех предложенных нам договорах было прописано направление подготовки «химическая технология», но выбрать образовательную программу самостоятельно разрешалось только на одном предприятии. Дважды нам предлагали договор, который обязывал Кирилла на третьем курсе выбрать определенный профиль обучения, но он не был ему интересен.
Заказчик обязан предоставить студенту меры поддержки, но это может оказаться не материальная помощь, а, например, скидка на абонемент в спортзал, покупка учебников или курсов. В договоре могут прописать стипендию от заказчика, но если не указан ее размер, то сумма остается на усмотрение предприятия.
По условиям целевого нужно отработать на предприятии три года после окончания обучения. Но на какой именно позиции и с какой зарплатой, никто не говорил.
Когда мы спрашивали на предприятиях о будущей профессии, все отвечали «инженер». На вопросы о заработной плате улыбались и говорили: «Вы далеко заглядываете вперед». Так я поняла, что в бюджетной организации не стоит ждать быстрого старта карьеры.
Поскольку мы не знали, кем Кирилл работал бы после выпуска и сколько бы получал, то при выборе заказчика обращали внимание на два фактора: на какую образовательную программу можно поступить по договору и где находится предприятие.
Петербургский институт ядерной физики. С моего первого звонка в ПИЯФ до заключения договора прошло три месяца. С марта мы переписывались с руководителем центра по подготовке персонала по электронной почте: отправили заявку, заполнили анкету. До середины апреля руководители отделов их рассматривали и принимали решения, нужны ли им такие будущие кадры.
Кандидатуру Кирилла одобрили, и в мае нас с сыном, так как ему еще не исполнилось 18 лет, пригласили на заключение договора. Договор предполагал поступление в Санкт-Петербургский государственный технологический институт на направление подготовки 18.03.01 «химическая технология». Образовательную программу мы могли выбрать сами.
Кроме этого договор предлагал оплачиваемую практику в институте и курсы по мере необходимости — это прописали как оплату дополнительных образовательных услуг.
После заключения договора я выдохнула за поступление сына. Знала, что если он наберет 180 баллов, как сын моей подруги, или меньше, то у нас есть целевое. Кроме того, через четыре года нам обещали еще и продолжение обучения в магистратуре тоже с целевым.
ПИЯФ находится в Гатчине. Предприятие нам показалось достаточно современным, все в нем устраивало, кроме расположения. От нашего дома на дорогу у сына уходило бы два часа в одну сторону.
Поэтому, несмотря на заключенный договор, я продолжила поиски заказчиков, чтобы найти лучшие условия для сына.
ОАО «Красный Октябрь». С представителем компании мы переписывались с мая. Наш договор предполагал поступление только в СПбГТИ и только на химическую технологию.
При этом заказчик указал, что сын обязан на третьем курсе выбрать профиль обучения «технология электрохимических производств». Этот профиль как раз относится к неорганической химии, которая сыну не очень интересна. Но договор обязывал его сделать такой выбор, иначе он нарушил бы его условия.
По результатам сессий заказчик имел право назначать дополнительную стипендию. В договоре ее размер не указан, но на словах нам назвали сумму 5000 ₽.
По этому договору сын должен был отработать на заводе три года на позиции, на которую его назначат по итогам обучения. Зарплату нам не называли, в договоре прописано «оклад + премия».
Окончательно договор с нами подписали только в июне, когда мы получили результаты ЕГЭ. Заводу было важно, чтобы сын перешел минимальный порог баллов.
Так как на момент подписания договора мы уже знали свои баллы, подписывали его, зная, что, скорее всего, пройдем на бюджет и без целевого. Но раз решили заключить договор, то довели дело до конца.
ОАО «Завод Магнетон». Там нам сразу сказали, что организация сама проведет конкурс среди кандидатов на заключение договора. От нас потребовали предоставить:
- Характеристику из школы сына.
- Сведения об успеваемости за первое полугодие.
Когда мы предоставили эти данные, нам сказали ждать результатов ЕГЭ и вручения аттестатов. В начале июля со мной связался руководитель отдела кадров и сказал, что завод заключит только один договор. Компания составила список кандидатов, проранжировала его по баллам, и мой Кирилл оказался на втором месте. Руководитель сообщил, что с нами заключат договор, только если первый кандидат откажется.
Через неделю нам перезвонили и сказали, что первый кандидат по списку отказался от целевого, но и мы уже передумали. Этот заказчик предлагал Кириллу договор, который опять обяжет его идти только на неорганическую химию. Те же условия предложил «Красный Октябрь», поэтому мы отказались. О мерах поддержки и других условиях сказать не могу, поскольку до подписания документов мы так и не дошли.
Если бы наша стратегия поступления по общему конкурсу не сработала, мы бы выбирали между далекой от дома Гатчиной и заводом близко к дому, но с неинтересной программой.
Как проходило поступление сына
Кирилл сдал ЕГЭ в сумме на 236 баллов:
- русский язык — 88;
- математика — 78;
- химия — 70.
Документы он подавал в Санкт-Петербургский политехнический университет, технологический институт, в ЛЭТИ на экологию — просто про запас — и в Фармакадемию на случай, если там упадут проходные баллы.
Порядком приема в вузы предусмотрен сначала этап зачисления целевиков, а только потом зачисление по общему конкурсу. То есть нельзя сначала попробовать поступить без договора, а в случае неудачи вернуться к целевому.
При подаче документов мы решили воспользоваться целевым договором от вуза в Гатчине — в технологический институт, на химическую технологию. Среди отдельного конкурса целевиков — а университет мог принять только 21 человека — сын занимал вторую позицию, то есть проходил с вероятностью 100%.
Конечно, мы не оставляли надежды поступить в этот же вуз без договора. Позиция моего сына в конкурсе дала понимание, что он с высокой долей вероятности поступит на бюджет по общему конкурсу.
Статистика приема на нашу специальность «химическая технология»
2020 год | 2021 год | |
---|---|---|
Проходной балл | 217 | 218 |
Средний балл | 246 | 241 |
Статистика приема на нашу специальность «химическая технология»
2020 год | |
Проходной балл | 217 |
Средний балл | 246 |
2021 год | |
Проходной балл | 218 |
Средний балл | 241 |
Мы практически сразу подали заявление о согласии на зачисление по общему конкурсу. Ближе к окончанию приема согласий у целевиков позвонили из вуза и спросили, не ошиблись ли мы. Мы ответили, что наше осознанное решение — не зачисляться по целевому.
Все-таки целевое было для нас не приоритетным вариантом, а лишь страховкой. Оно ограничивало выбор кафедры, а после выпуска сын должен был бы три года отработать на одном предприятии без возможности уйти. Мы не знали, будет ли работа хорошо оплачиваться. Поэтому, когда по спискам появилась возможность отказаться от целевого, мы так и сделали.
Наши расчеты о поступлении оказались верны. Кирилл прошел на бюджет без договора по общему конкурсу. 17 августа сын оказался в приказе о зачислении.
После зачисления нам позвонили из ПИЯФа и спросили, поступили ли мы. Мы сказали, что приняли решение отказаться от договора.
Сейчас Кирилл учится на третьем курсе Санкт-Петербургского технологического университета на факультете химической технологии и биотехнологии. После второго курса сын выбрал кафедру — это удалось благодаря тому, что его зачислили по общему конкурсу.
Мои выводы
Целевое — это лазейка в поступлении на бюджет. Можно поступить с низкими баллами в обход общего конкурса. Я понимала, что если сын не перешагнет порог проходного балла прошлого года, то шансы поступить без целевого невелики. Я думала, что сын наберет около 200 баллов, но его результат превзошел мои ожидания.
Сам Кирилл отнесся к целевому как к подстраховке. Мне кажется, он не осознавал ответственности, которую накладывает договор на студента. Но негативных эмоций у него это не вызывало.
Целевое надо брать с хорошими предприятиями. Знакомства знакомствами, но ребенку потом там работать. Компания должна быть интересна, предлагать хороший соцпакет и материальные меры поддержки. Не все заказчики могут этим похвастаться. Заключать договор с предприятием, которое оказывает будущему сотруднику нулевую поддержку, я бы не стала.
Найти целевое — это работа для родителя. Я не отвлекала сына от школьных занятий и подготовки к ЕГЭ и сама занималась поисками. У меня на это ушло пять месяцев: с февраля, когда я начала знакомство с целевым образованием, до июня и подписанных договоров. Много времени заняли переговоры. На сайтах компаний часто нет разделов о подготовке кадров по целевому обучению. Сотрудники отделов кадров не знают, что государство оплачивает обучение такого специалиста.
Настойчивость должна стать главным качеством родителя при поиске заказчиков. Я не побоялась позвонить напрямую в отделы кадров и написать губернатору нашего города.