Катастрофа в Турции: экономические последствия для России
В ночь на 6 февраля 2023 года в южных районах Турции и северных районах Сирии произошло мощное землетрясение. Количество погибших постоянно растет, появились также оценки экономического ущерба для стран.
Природная катастрофа разрушила некоторые производственные цепочки и инфраструктуру. Поскольку значимость Турции для российской экономики сильно выросла за прошедший год, на России эти события тоже могут отразиться.
Расскажу, что известно об экономических последствиях сейчас.
Масштабы землетрясения
По состоянию на 15 февраля количество погибших в Турции — 35 418 человека.
Землетрясение произошло в 2 этапа: первый толчок мощностью 7,8 балла и последующие «эхо-толчки». Спустя 9 часов были еще одно землетрясение и серия толчков мощностью 7,5 балла.
Землетрясений было два, все остальные эпизоды — это вызванные самими землетрясениями подземные толчки. Всего в Турции было около 100 моментов колебания земли.
Возможно, количество погибших увеличится: завалы продолжают разбирать, есть раненые. В первые несколько дней после землетрясения эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считали, что общее количество погибших может составить 20 тысяч человек. И, как мы видим сейчас, оно уже превысило оценки ВОЗ в полтора раза.
Экономические последствия землетрясения
7 февраля в 10 турецких провинциях, затронутых землетрясением, объявили чрезвычайное положение. Действовать оно будет 3 месяца. Речь идет о достаточно густонаселенных территориях с населением около 13,5 млн человек.
Турецкие власти сообщают о разрушении примерно 6444 зданий. Возможно, оценки разрушений позже тоже увеличатся, потому что еще есть не полностью разрушенные дома. Речь идет о тех зданиях, которые не схлопнулись целиком, а разрушились наполовину или на треть, но часть от которых еще стоит на земле. Если считать с такими домами, то разрушенных и полуразрушенных домов в зоне землетрясения в Турции почти 25 тысяч.
Эксперты Геологической службы США оценивают экономические потери от землетрясения для Турции в районе 2 млрд долларов, это примерно 0,24% от ВВП.
По оценкам турецкого экономиста Мустафы Сонмеза, ущерб для Турции больше, чем говорят американцы. По его мнению, стоимость одних только разрушенных жилых зданий может достигать 6,3 млрд долларов, а с учетом тех зданий, которые не обвалились полностью, но которые из-за разрушений использовать нельзя, эта сумма может увеличиться до 10 млрд.
Полностью ущерб от землетрясения, скорее всего, мы сможем оценить сильно позже, когда подсчитают весь ущерб, включая косвенный. Следует учитывать, что пострадавшие от землетрясения люди и предприятия, вероятно, не смогут закрыть свои займы, сократят потребление товаров и услуг.
Чего ждать российским потребителям и импортерам
Проблемы с логистикой. Землетрясение затронуло районы, в которых генерируется 15% сельскохозяйственной продукции Турции, 9% ее промышленной продукции, 9% ВВП, происходит 6—8% внешней торговли и проживает 15% населения. Некоторые дороги повреждены, а по другим затруднен проезд из-за завалов и работ по их ликвидации, разрушены железные дороги и аэродромы.
Южный порт Искендерун пострадал от пожара, вызванного землетрясением, и его могут закрыть на несколько месяцев. Через порт проходит 40 тысяч двадцатифутовых эквивалентов (TEU) грузов.
Для сравнения: через Новороссийск, один из самых загруженных южных портов РФ, в 2021 в среднем проходило 69,58 тысячи TEU грузов в месяц. Невозможно сказать, насколько важен Искендерун для поставок в РФ, но неприятности будут сказываться и на других портах: корабли будут искать альтернативные стоянки.
Проблемы с турецкой логистикой имели место и до землетрясения из-за повышения нагрузки на маршруты перевозок из Турции: по сравнению с ситуацией до 24 февраля 2022 года цена морской перевозки грузов из Турции в условиях ажиотажа выросла на 50—70%, цена доставки на машине — в 2 раза, а паромной перевозки — в 4 раза.
В лучшем случае сбои в поставках товаров в РФ из Турции могут продлиться полторы недели. В худшем случае — до месяца.
В 2021 году в структуре импорта из Турции в Россию самыми крупными позициями были фрукты и орехи — 1,122 млрд долларов — и «реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства» — 0,981 млрд.
Если смотреть на структуру торговли в целом, то продовольственные товары в структуре импорта составляли примерно 28,4%, машины, оборудование и транспортные средства давали 32,3%, текстиль и обувь — 15,3%, химическая продукция — 11,5%. Сейчас с этими категориями товаров вероятны некоторые перебои.
При этом за 2022 год Турция постепенно стала все более и более важным торговым партнером для России. В 2021 году вся торговля между РФ и Турцией составила 33 млрд долларов. Из них 26,5 млрд — экспорт в Турцию, 6,5 млрд — импорт из Турции.
Но лишь за первые 9 месяцев 2022 торговый оборот составил 47 млрд, и, по оценкам замглавы Минэкономразвития Владимира Ильичева, по итогам 2022 года импорт и экспорт между странами мог достигнуть уровня 60 млрд долларов. Скорее всего, рост обусловлен увеличением импорта из Турции запрещенных западных товаров.
Импорт химической и технологической продукции из Турции в Россию вырос с марта по июль 2022 на 50—150% в зависимости от категорий товаров. Вероятнее всего, это реэкспорт товаров, которые западные санкции не позволяют продавать из ЕС и США в Россию напрямую.
По мнению американских чиновников, Россия успешно обходит санкционные запреты, кроме прочего, с помощью турецких посредников, которые поставляют либо подсанкционные товары, либо разрешенные товары, но подсанкционным компаниям.
Так, по сведениям Wall Street Journal, 13 неназванных турецких фирм продали в 2022 году высокотехнологичной продукции на 18,5 млн долларов 10 российским компаниям, которые после 24 февраля 2022 помещены в санкционный список США.
Также в прошлом году турецкие компании экспортировали в Россию американскую продукцию, которую США запретили экспортировать в Россию, — например, лифты и электрогенераторы. В общей сложности стоимость такого экспорта составила 15 млн долларов.
Проблемы с импортом. Что происходит с энергетической инфраструктурой Турции после землетрясений, пока сложно сказать. Какие-то повреждения и нарушения есть, но непонятно, насколько они масштабны и сколько времени уйдет на восстановление. Для России это важно, поскольку в 2021 году из 26,5 млрд долларов российского экспорта в Турцию 51,5% составили «минеральные продукты», а это сырье.
Курс валют. Курс лиры пока что не сильно поколебался от новостей про землетрясение. Но на него может повлиять закрытие Стамбульской биржи: после землетрясения ее индекс упал на 7,1%, поэтому торги остановили на 5 дней.
Учитывая высокую степень закредитованности турецких предприятий, падение акций может негативно повлиять на их способность закрывать свои задолженности.
В Турции очень высокая инфляция — сейчас она превышает 50%, — и дальнейшее падение лиры, скорее всего, продолжится. Дальнейшее ослабление турецкой лиры придаст сил турецким экспортерам: с низкой стоимостью валюты их продукция будет более конкурентоспособной. Для тех, кто живет в Турции, но зарплату получает не в лирах за пределами Турции, ослабление лиры может привести к увеличению покупательной способности.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.