Творческие экзамены в вуз: какие бывают и как проходят
Творческий экзамен — это дополнительное вступительное испытание, ДВИ. Его проходят абитуриенты, поступающие на креативные направления.
Формат зависит от специальности, но общих правил нет: это может быть танец, рисунок, песня или сочинение-рассуждение. Критерии устанавливает вуз, а результат оценивает комиссия преподавателей. В первую очередь проверяют, есть ли у абитуриента способности к обучению по программе: ЕГЭ по литературе не показывает, как кандидат на «Актерское мастерство» держится на сцене.
Результаты ДВИ складывают с баллами ЕГЭ и индивидуальными достижениями — так абитуриент попадает в конкурсный список.
Вы узнаете
Что такое творческий вступительный экзамен в вузе и колледже
ДВИ бывают как в вузе, так и в ссузе, их форматы очень похожи. Я буду приводить примеры из программ бакалавриата и специалитета, но испытания в колледжи почти идентичны — разница только в уровне сложности заданий.
Например, при поступлении на вокальное отделение в Санкт-Петербургское училище им. М. П. Мусоргского надо сдать экзамен по сольфеджио и спеть.
Абитуриенты на специалитет по академическому пению в Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова проходят такие же экзамены, но сложнее: надо исполнить сольную программу, написать экзамен по сольфеджио и пройти коллоквиум.
Что нужно, чтобы получить допуск к экзаменам. Сначала абитуриенты сдают ЕГЭ. При этом надо преодолеть минимум по обязательным предметам — русскому языку и математике, — чтобы получить аттестат. Без аттестата поступить в вуз нельзя.
Для многих творческих программ нужны баллы ЕГЭ по русскому и литературе, но это зависит от программы. Главное — набрать минимальный балл для подачи документов в вуз.
При поступлении в колледж учитывают только средний балл аттестата за 9 класс, но сдать ОГЭ на проходной балл все равно надо. Если идти после 11 класса, будут смотреть школьный аттестат.
На творческих направлениях школьные оценки могут не учитывать: решение принимают по итогам творческих испытаний.
По каким направлениям сдают творческий экзамен
Список направлений, на которых есть ДВИ, утверждает Минобрнауки . Вуз вправе проводить до трех дополнительных экзаменов на каждой специальности .
В список входят профессии, связанные с театром и кино, игрой на музыкальных инструментах и вокалом, архитектурой и дизайном, гуманитарными направлениями. В их числе:
- 55.05.04 «Продюсерство»;
- 55.05.03 «Кинооператорство»;
- 52.05.02 «Режиссура театра»;
- 52.03.06 «Драматургия»;
- 52.05.01 «Актерское искусство»;
- 53.03.05 «Дирижирование»;
- 53.03.03 «Вокальное искусство»;
- 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля»;
- 54.05.03 «Графика»;
- 07.03.01 «Архитектура»;
- 42.03.02 «Журналистика»;
- 52.05.04 «Литературное творчество».
Что может входить в творческие вступительные испытания
Типового экзамена нет — формат устанавливает вуз. Вот наиболее распространенные формы контроля.
Эссе чаще требуют на гуманитарных программах, связанных с работой с текстами, — например, на журналистике и литературном мастерстве. Абитуриент должен написать сочинение в свободной форме по заданной теме и при этом соблюсти требования вуза.
Экзамен по предмету проводят, чтобы оценить знания абитуриента в области, выходящей за рамки ЕГЭ. Выпускник должен показать, что ориентируется в материалах по будущей специальности. Такое испытание может встретиться, например, на «Истории искусств» или «Продюсерстве».
Списки тем и литературу по ним можно найти в разделе «Поступающим» на сайте вуза.
Творческий проект. Такой тип экзамена распространен на дизайнерских программах — «Мода», «Дизайн интерьера», «Дизайн и современное искусство». Абитуриент заранее готовит серию плакатов, эскизов или даже макетов и демонстрирует их на офлайн-защите или выгружает на сайт вуза.
Проект нужно создавать специально под поступление, готовые работы с других конкурсов не подойдут.
Рисунок, композиция и живопись. Это одни из самых распространенных видов очных творческих экзаменов на «Архитектуру», «Дизайн», «Живопись» и «Графику»:
- Рисунок — основа профессиональной подготовки на любом художественном направлении. Это работа графическим карандашом — например, изображение объемных геометрических фигур, драпировки ткани или фигуры человека.
- Композиция — графическая работа или эскиз в цвете, компоновка геометрических фигур либо зарисовка на заданную тему — например, из известного литературного произведения. Испытание проверяет способность абитуриента организовывать пространство изображения, размещать объекты, а также рисовать «из головы».
- Экзамен по живописи предполагает выполнение работы в любой из живописных техник: маслом, акрилом, гуашью, акварелью или темперой. Требования к материалам и тему выбирает вуз.
«По воле судьбы я вытянула билет с античной головой, которую ни разу не рисовала с натуры»
Я сдавала на ЕГЭ русский и профильную математику и параллельно готовилась к творческим экзаменам. В Горном это рисунок античной головы и композиция из геометрических фигур.
Ребят было много, и нас разделили на потоки — каждый сдавал экзамен в определенное время. Экзамены длились четыре часа.
Головы, которые нам предстояло рисовать, как и место с ракурсом, мы вытягивали по билетам. По воле судьбы я вытянула билет с античной головой, которую ни разу не рисовала с натуры. Очень переживала за результат.
Во время экзамена к нам несколько раз заглядывали сами преподаватели из кафедры архитектуры, могли даже дать совет или что-то подсказать. Мы работали в спокойной и приятной обстановке, наблюдатели были очень добры и вежливы.
Я получила за творческие испытания хорошие баллы, но не такие высокие, как ожидала, — по 75 из 100 за рисунок и композицию. Благодаря неплохим результатам ЕГЭ мне все-таки удалось поступить на бюджет, чему я до сих пор очень рада.
Портфолио — это собрание лучших творческих работ поступающего. В зависимости от программы могут попросить показать зарисовки костюмов, работы по живописи или рисунку.
Такие работы чаще оценивают дистанционно — нужно загрузить на сайт презентацию или выслать архив с фото.
«Я набрала 96 баллов из 100»
Я всю жизнь занималась творчеством и окончила художественную школу, поэтому подготовка была не очень трудной. За семь месяцев до экзаменов я начала заниматься с репетитором, чтобы сделать работы для портфолио под присмотром профессионала и освежить знания по рисунку.
Я долго выбирала места для поступления и заметила, что чаще всего университеты требуют одновременно и представить портфолио, и пройти творческое испытание. В моем случае в СПбГУПТД нужно было только портфолио, а в КНИТУ — только сдать экзамен по композиции.
Портфолио в СПбГУПТД. При подаче документов я загрузила фотографии своих работ на платформу вуза. Работы оценивались 100-балльной шкале, вот критерии:
- Соответствие условию экзаменационного задания.
- Построение композиции изображаемых объектов в заданном формате.
- Соответствие пропорций изображаемых объектов натуре.
- Моделирование объемов объектов натюрморта посредством светотеневого разбора.
- Соблюдение правил линейно-конструктивного построения геометрических тел и бытовых предметов.
- Уровень владения графической техникой карандашного рисунка.
- Демонстрация принципов линейной и воздушной перспективы.
- Общее тональное решение работы.
Преподаватели оценивали портфолио жестко: ни один из абитуриентов не набрал максимального количества баллов, большинство получило менее 50, а те, кто в итоге поступил, в среднем набрали 50—70 баллов. Мою работу оценили на 60 баллов, этого хватало для поступления.
В программе экзамена КНИТУ было написано, что поступающие выполняют задание по эскизированию, более точных сведений разыскать не удалось. В назначенный день абитуриенты подключились к онлайн-платформе с прокторингом и нам озвучили задание: «Составьте композицию из линий, точек и цветовых пятен».
Я была хорошо знакома с таким форматом, мы разбирали его с репетитором, поэтому я справилась. Экзамен шел два академических часа, по прошествии которых мы должны были на пару минут показать работу в камеру и, не выходя с платформы, сфотографировать и загрузить эскиз. Критерии оценивания были такими:
- Раскрытие темы.
- Общая композиция листа.
- Передача формы.
- Передача пропорций.
- Уравновешенность композиции и наличие композиционного центра.
- Образность.
- Оригинальность.
- Цветовое решение.
- Качество исполнения.
- Владение средствами и приемами художественной графики.
Комиссия была очень лояльной, многие абитуриенты получили высокие баллы. Я набрала 96 баллов из 100. В итоге я выбрала именно КНИТУ и сейчас очень довольна местом обучения.
Прослушивания или пробы. Этот тип вступительных испытаний встречается практически на любой программе, связанной с актерским мастерством, музыкальным исполнением или танцем.
Абитуриент выступает с заранее подготовленным номером: песней, музыкальной композицией, хореографической постановкой, декламацией стихотворения или прозы. Конкурс проходит в несколько туров, на последних этапах могут попросить исполнить произведение без подготовки — прямо во время прослушивания — или сымпровизировать на заданную тему.
«Для каждого тура преподаватели просят расширять репертуар»
Я поступал в этом году, выбор пал на РГИСИ, бывший СПбГАТИ. Пробовал попасть на все специальности, которые связаны с актерской деятельностью: «Артист драматического театра и кино», «Артист эстрады», «Артист мюзикла», «Режиссура».
Сначала я прошел творческую консультацию, где я и еще десять ребят читали перед педагогами свою программу: басню, стихотворение или прозу. Комиссия могла дать задания, остановить на середине или почти сразу посадить на место, и к этому надо было быть готовым. Это совершенно не значило, что человек как-то странно читает — просто за несколько недель невозможно прослушать до конца 1500 абитуриентов.
Мы вышли из аудитории, а педагоги огласили фамилии тех, кто прошел. Счастливчики повторили всю процедуру, но уже на первом туре. По сути, она ничем не отличалась от консультации.
Программу желательно подготовить объемную и разнообразную. Для каждого тура преподаватели просят расширять репертуар, чтобы оценить абитуриента с разных сторон. Поступить реально и без вокальных способностей и особых танцевальных навыков. Главное — быть собой, ничего не стесняться.
На первой творческой консультации у меня была одна проза, к концу экзаменов отрывков стало в разы больше. Для второго тура я готовил танец и песню. Кроме того, на испытании меня попросили еще раз показать чтецкую программу.
На третий тур я прошел только в одну мастерскую. Нас поделили на пары и раздали отрывки из пьес, которые нужно было показать через два дня. Пришлось экстренно читать произведение, чтобы понять, о чем идет речь. В некоторых мастерских на этом этапе просят показать сценку — наблюдение за животными.
После пьесы идет пластический тур, где проверяют чувство ритма и физическую подготовку, но особых умений не требуют. Финальный этап — коллоквиум, беседа с педагогами, где меня спрашивали про театры, музеи, музыку, семью и увлечения.
Мне очень повезло попасть в РГИСИ на бюджет с первого раза. Я поступил к Андрею Николаевичу Сидельникову на специальность «Артист драматического театра и кино». Наш мастер в этом году впервые набирал себе курс, так что это новый опыт не только для нас, но и для него.
Собеседование. Часто дополнительным туром к прослушиванию или письменному тестированию. Собеседование может проходить очно или онлайн, индивидуально.
Нужно показать эрудицию и знание предмета, а еще — мотивацию и заинтересованность в учебе. Например, будущего эстрадно-джазового певца могут спросить про историю направления или попросить перечислить известных исполнителей. Часто вуз заранее публикует списки литературы для подготовки.
Как оценивают результаты творческого экзамена
Формат дополнительного вступительного испытания и систему его оценки устанавливает вуз. Чаще творческие экзамены оценивают по стобалльной шкале.
Как и с ЕГЭ, у творческих экзаменов может быть минимальный балл — абитуриента, сдавшего испытание хуже, не включат в конкурсные списки или не допустят к следующему туру. Баллы выставляет комиссия преподавателей.
Критерии оценивания устанавливает вуз . Обычно заранее известно, как будут оценивать задания: требования к поступающему можно найти на сайте вуза.
Иногда формулировки туманны. Как понять, что считать «наличием драматургических способностей» или «эмоциональной подвижностью»? Об этом можно спросить уже поступивших студентов из группы вуза в соцсетях.
С оцениванием работ для художественных направлений или дизайна проще: критерии сформулированы четче. Рисунок, к примеру, — это техника, умение передать пропорции и объем, правильно разместить фигуру сообразно формату листа. Предположить возможный балл за рисунок легче, чем за прослушивания.
Как подготовиться к творческому экзамену
Первое, что необходимо сделать, — найти программу вступительных испытаний на сайте вуза и изучить критерии. Дальше нужно отталкиваться от того, какими навыками и умениями вы уже обладаете.
Практиковаться. Часто за плечами ребят, которые поступают на творческое направление, уже есть опыт. Если абитуриент уверен, что у него хватает фундаментальных знаний по предмету, можно практиковаться самому. Например, найти варианты работ прошлых лет и прорешать тестовые задания, попробовать подготовить творческий проект за ограниченное количество времени, сделать рисунок за два часа или инсценировать собеседование.
Попросить совета у школьного преподавателя. Полезно проконсультироваться со своим преподавателем из музыкальной, театральной или художественной школы. Попросите оценить вашу подготовку, указать на недочеты и помочь их исправить. Если есть возможность, вместе соберите портфолио или продумайте номер для прослушиваний.
Пройти курсы. Для многих творческих экзаменов есть подготовительные курсы, их проводят как частные школы, так и сами вузы.
Еще можно записаться на курсы по актерскому мастерству или, если собираетесь поступать на режиссера, прослушать лекции по истории кино на образовательной платформе. На собеседованиях часто нужно продемонстрировать эрудицию — не упускайте возможность расширить свой кругозор.
Найти репетитора. Бывает, преподаватель, который составляет или проверяет творческий экзамен в вузе, дает частные уроки. Можно записаться именно к нему, чтобы заранее понять, что требуют от абитуриента.
Познакомиться со студентами вуза. Расспросите участников вступительных испытаний прошлых лет, как прошел их экзамен. Можно почитать отзывы студентов в группе вуза или факультета во «Вконтакте».
Ознакомьтесь со списком литературы. Это особенно актуально для направлений, связанных с театром, литературой и кино. Часто вузы выкладывает на сайт список произведений, которые должен прочесть абитуриент. Трудно освоить несколько десятков книг российских и зарубежных классиков за ночь, поэтому готовиться лучше заранее — за год или даже больше.
Осваивайте профессию. Можно найти стажировку в издательстве, вписаться в волонтерский театральный проект, попробовать поработать помощником в мастерской. Это поможет получить практический опыт и увереннее чувствовать себя на экзамене.
Запомнить
- Творческий экзамен — дополнительное вступительное испытание, которое нужно пройти при поступлении на креативные направления.
- Творческий экзамен имеет не меньший вес, чем ЕГЭ. Иногда результаты творческого экзамена даже важнее, чем результаты государственных.
- Творческие экзамены в вузы и колледжи почти не различаются и часто проходят в схожих форматах.
- Список направлений, на которых могут проходить творческие экзамены, утвержден Минобрнауки.
- Есть много видов творческого экзамена: эссе, собеседование, прослушивание, тест по выбранной дисциплине, портфолио, проект, задание по рисунку и композиции. У многих направлений есть устоявшийся форма.
- Нет единых критериев оценивания творческих экзаменов, ориентируйтесь на требования, указанные на сайте вуза.
- Готовьтесь заранее, посещайте курсы, узнавайте подробности экзамена у поступивших, ищите возможности практиковаться.
Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie