«Не будьте токсиком»: как помочь подростку выбрать профессию, если он ничего не хочет
Опыт читательницы

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
В 2019 году я работала педагогом-психологом в образовательном проекте по развитию творческих навыков у детей.
Наш проект помогал школьникам раскрыть творческий потенциал и примерить на себя различные профессии: дизайнера, мультипликатора, архитектора, робототехника. Нужно было реализовать свой проект с командой и показать готовый продукт зрителям — родителям.
Кто-то записывал ребенка на один кружок, кто-то — в несколько сразу. С теми, кто не знал, куда записаться, я проводила беседу: рассказывала, какие есть кружки и с какими профессиями они связаны, узнавала интересы ребенка и предлагала варианты, что ему можно попробовать. Для детей постарше дополнительно проводила беседу по профориентации.
Я как педагог должна была понять, чего действительно хочет ребенок — не родители, а маленький человек со своим внутренним миром, характером и потребностями. Родители говорят так: «Он очень любит рисовать». А ребенок — когда родителей нет рядом — отвечает: «Мама любит рисовать, я рисую вместе с ней». Небольшой разговор и несколько пробных уроков помогали определить, что интересно ребенку. С младшими классами проще: они открыты ко всему и готовы пробовать новое. С подростками сложнее.
Случай из практики
Как-то в студию обратились родители мальчика 14 лет, который ничего не хотел. Прямо совсем ничего. В детстве родители таскали его по кружкам: на шахматы, конструирование, иностранные языки, футбол, в музыкалку. После девятого класса Ваня лег на диван и пролежал так пол-лета. На вопрос родителей, куда он пойдет учиться по окончании школы, Ваня отвечал: «Никуда. Мне все равно».
Негативизм и протест подростков — это красный маркер возрастного кризиса. И в этом нет ничего плохого. Скажу простым языком без лишних подробностей из психологии: подросток — это уже не ребенок, но еще не взрослый. Он уже догадывается, как устроен мир, но еще не может взять ответственность за свои поступки. У него для этого мало опыта. Он боится неудач, боится сделать выбор и облажаться, боится расстроить родителей. Отсюда гнев, злость и апатия.
При первой встрече Ваня показался среднестатистическим подростком — замкнутым, грубоватым и стеснительным. Он нехотя рассказал про школу, про то, каких блогеров смотрит, какую музыку слушает. Самое интересное, что я узнала про Ваню за 40 минут нашего общения, — он прекрасно понимал, чего не хочет. Он не хотел четкого графика и офиса. Свой факап представлял так: будет ненавидеть работу, но не сможет ее бросить, связанный кредитами или другими обстоятельствами.
После наших бесед Ваня посетил несколько занятий в студии — робототехнику, компьютерную анимацию — и пришел к выводу, что ему не интересны технические и творческие профессии. А еще он сумел объяснить это родителям и, главное, разобрался, чего хочет. Ему нравилось что-то организовывать, помогать людям, общаться. Он думал о волонтерстве, об удаленной работе и путешествиях. В итоге Ваня пошел на подготовительные курсы в институт иностранных языков.

Как помочь подростку с выбором профессии
Часто родители с детства определяют, кем будет их ребенок. Кто-то записывает в детскую школу программирования, кто-то постоянно покупает детские игрушечные наборы врачей. Родители говорят: «Мы хотим, чтобы ты был успешен и имел высокооплачиваемую работу». Дети слышат: «Мы все за тебя решили».
Задача родителей — научить ребенка принимать решения самостоятельно, а не навязывать собственные. Так или иначе, мы все чего-то хотим. Лежать на печи и ничего не делать — тоже желание. Другое дело — мотивация. Она либо есть, либо отсутствует.
Что могут сделать родители в помощь ребенку, когда тот не знает, чего хочет, или думает, что не хочет ничего? Попробуйте следующее:
- Поговорите о его мечтах, целях и амбициях. Узнайте, чего бы он хотел достичь, какие шаги может предпринять для этого и какие преграды, на его взгляд, могут возникнуть на пути. Спросите, нравится ли ему ваша работа и почему. Если ребенку трудно дается разговор, поделитесь своими опасениями, расскажите о собственном опыте, удачах и неудачах. Объясните, что переживаете за него. Откровение с вашей стороны поможет ему рассказать о своих чувствах.
- Постарайтесь не критиковать, а просто слушать и задавать вопросы. Будьте внимательны и заинтересованы в том, что говорит подросток. Используйте различные техники слушания — активного, с уточняющими вопросами и открытым диалогом, и пассивного.
- Попробуйте метод от противного. Спросите ребенка, чем он не хочет заниматься и почему.
- Предложите пройти тест на профориентацию. Например, модифицированный тест Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии».
- Посетите курсы, мастер-классы, творческие мастерские или волонтерские проекты, чтобы подросток больше узнал о разных профессиях. Постарайтесь не давить. Предоставьте больше автономии. Это поможет ему разобраться в своих предпочтениях.
- Обратитесь за помощью к тьютору или психологу.
- Не будьте токсиком и не проецируйте свои нереализованные желания на ребенка. Пусть он сделает выбор сам. Именно так формируется характер, умение нести ответственность за принятые решения. Дети боятся разочаровать, и родители должны дать понять, что любят, поддержат и дадут совет — вне зависимости от того, какую профессию выбрал ребенок.

Если вы не согласны с выбором ребенка
Бывает и другая ситуация: ребенок говорит, кем хочет быть, а родители против. Действительно, иногда сложно принять чей-то выбор — особенно когда речь идет о самых близких.
На этот случай предлагаю вот что:
- Задайте себе вопрос, насколько вы доверяете ребенку и почему. Если к ребенку в принципе доверия нет, то и к любым его решениям будешь относиться скептически — и дело здесь не в конкретной профессии. Тогда лучше обратиться к психологу.
- Помните, что престижная и высокооплачиваемая работа, о которой вы грезите для ребенка, через пару лет может стать невостребованной, перегруженной кадрами или ее заменит искусственный интеллект.
- Попросите ребенка презентовать свою профессию. Пусть он расскажет о ее плюсах и минусах, о том, какие навыки получит во время обучения и где сможет их применить.
Пока будет готовиться, и сам лучше поймет, почему, к примеру, решил стать режиссером. Плюс погрузится в тему: посмотрит, сколько выпускников ВГИКа работают по специальности, какие у них зарплаты. А вы оцените уровень осведомленности ребенка и, возможно, даже узнаете о профессии что-то новое, измените отношение к ней.
Ну в 15-18 я хотела. Это я в 30 ничего не хочу. Не знаю, кем хочу работать, где жить, а главное - как и зачем 😔
Лена, а кем вы хотели быть в 15? Вы им стали?
Дарья, неа, в 15 я хотела стать журналистом (передумала из-за проблем со свободой слова), потом сценаристом, потом кинокритиком, в результате отучилась на ин. язе. Сейчас понимаю, что это все тоже было не то, а я была под сильным влиянием матери и "любила" то же, что она. Хотя в результате действительно много работаю с текстом (копирайтинг, смм, комьюнити). 15 лет назад и слов-то таких не было, как я могла знать, что появятся такие профессии(
В целом рада, что отучилась на ин.язе в колледже — английский нехило подтянула. А так смотришь на свою работу — фу, не хочется еще 50 лет этим заниматься. А чем хочется — не знаю даже на уровне свободного времени.
В общем, в 15-20 я была слишком неопытная в жизни и не знала вообще, что в мире бывает и какие есть варианты. Тесты по профориентации были уже безнадежно устаревшие
В общем зашла поныть) До сих пор жалею, что в мое время 😃 не было таких возможностей интернета, у меня б вся жизнь иначе пошла, если б у меня был такой доступ к информации по психологии и профессиям.
Лена, у вас есть эта возможность сейчас. За 3 года можно многому научиться и возраст тут неважен. Другое дело (как у подростков) : мотивация и страх провала. Боишься начинать что-то новое, вдруг - не получится. Я вас очень понимаю, я тоже боюсь).
Дарья, особенно когда уже чего-то добился страшно с этого уровня слететь.
У меня сейчас брат школу заканчивает и вроде знает, чем хочет заниматься. Немного завидую)
Лена, а у меня племянники учатся, кто в it, кто в меде. И знаете, я вот им совсем не завидую. Сейчас так быстро всё меняется, что боюсь, им придется переучиваться сразу же после окончания универа.
У меня есть отличный пример, как бухгалтер топового банка уволился и открыл свою компанию - тортики делает. Человек очень рад. А я долго шла к смене профессии, но постоянно ощущаю "синдром самозванца".
Дарья, так и кто постарше — тем тоже приходится переучиваться, доучиваться и так далее.
Лена, я думаю в современном мире смысла нет останавливаться на 1 профессии, скорей всего, в ближайшем будущем большинство людей будут менять профессии минимум раз в 10 лет. Хотя я это и так уже делаю.
Дарья, я вот стала тем, кем хотела быть в школьном возрасте (инженером-радиоэлектроником), но совершенно недовольна результатом. Не так я видела востребованность профессии и результатов моего труда. Хочу найти что-то для себя новое, другое, но мне уже больше 30, и я чувствую, как слабеет мозг и тело
После школы мало кто представляет себе будущую профессию.
Мой личный опыт был таковым, что окончив 9 класс, я все лето зубрила темы на английском языке (чтобы поступить на бюджет в педколледж, а далее в универ). Не хватило 1 балла на поступление, и я пошла в другой колледж.
Меня больше заботили подростковые интриги и страсти, и к учебе это явно не располагало.
Однажды куратор дал дал задание сделать презентацию своего рекламного продукта в CorelDraw. Результат был отличным, но мрачным - Похоронное Агентство
Напомню, на дворе был 2007. Меня обругали и сказали, что я очень депрессивна.
Rufinale, это вам просто не повезло с преподом. Я на 2 курсе в 2007 была готом и делала презентацию Похоронного бюро с корел дроу и павер поинт. Получила отлично. И весь курс вела проект, в итоге был готовый бизнес план, плюс весь маркетинг и дизайн лого, брендбук, политика, миссия и прочее. Никто из преподавателей не выказывал негатив. Более того, на основе моей работы брат смог расширить свое похоронное агентство. Так что не было никаких проблем с этой темой.
Мама, отличный пример, как куратор влияет на отношение к учёбе вцелом.
Rufinale, а что было потом? Вы сказали коронное "я художник, я так вижу"! ?
Дарья, пришлось подстраиваться под требования преподавателя и изображать мир сквозь розовые очки...
Моя мама очень хотела отдать меня в военный вуз на инженера (у меня очень хорошо шла математика и физика). Обучение полностью бесплатное, плюс государство обеспечивает всем: от общежития до питания. Плюс ей казалось, что это очень стабильная и надежная работа. Я лет с 14-ти противилась этим планам от всей души - я мечтала о программировании.
В военку я совсем не хотела - не очень нравился менталитет людей, которые там работали.
В итоге поступила, куда хотела, но вуз пришлось выбрать попроще (в своем городе) - родители не стали бы спонсировать переезд в Москву или Спб.
С 19-ти начала регулярно подрабатывать и вкладывать в семейный бюджет суммы больше маминых.
Мама была вначале очень против: звучало и "это мужская работа" и "ой, делай, что хочешь, если в твоем программировании денег не будет, не жалуйся потом".
15 лет спустя я вспоминаю это и передаю маме привет 😀
Светлана, это крестьяне бесправно и за гроши пахали на хозяев? Или чуть позже, когда уже свободные люди делали то же самое, и не было ни единого шанса сменить сословие? Ну такое себе счастье...
Светлана, мне кажется это философский вопрос. Мы не знаем были ли они счастливее. Поскольку и само понятие "счастье" для всех эпох разное. Рожать по 10 детей, и только 3е выживают - ну такое себе счастье. Вот то что прогресс, которые, вроде бы как, должен был освободить наши личные ресурсы и сделать нас счастливие, наоборот вогнал нас в состоянии тревоги - это да. Стиральная машина есть, в реке стирать - не надо. А счастья не прибавилось. Другое дело, как живут коммуны, которые отказались от благ цивилизации. Для меня это утопия. Не баланс природы и прогресса, а своевольная деградация.
За менеджеров обидно. Они очень разные бывают 😁
Просто, я работала менеджером. Никого обидеть не хотела)
На самом деле даже большинство взрослых работает через силу. Не спасает даже, что работа нравится. Какая то всеобщая депрессия. Видимо, потому что сейчас индустриальное общество, а должно быть ближе к тому, которое определяется природой человека.
Светлана, а как вы представляете такое общество? Мне просто интересно. Я тоже часто об этом думаю, но выходит утопия.
Светлана, это называется "отчуждение труда"
Светлана, откуда мы знаем, были ли крестьяне счастливы, если у нас не осталось практически никаких их воспоминаний. Художественную литературу, например, писали дворяне, которые в поле не работали
я вижу проблему в том что сейчас тикток, инстаграм и прочие бесконечные ленты развлекательного контента наглухо убивают мотивацию что-то делать кроме как лежать на диване и продолжать это листать
даже из взрослых далеко не все с этим справляются, а дети уж совсем не могут вылезти из этой ямы дешёвого дофамина
Максим, или насмотрятся и хотят быть блогерами, чтобы снимать кучу странных роликов и получать миллионы. Да, думаю, есть влияние. + на ТВ поддержка блогеров, каких-то непонятных экспертов моды, лакшери мадам и пр
Я только в 30+ нашёл себя в деятельности
Алла, так речь о том и идет, что многие родители сами настаивают на неперспективных профессиях, живя старыми идеалами. Мой мужчина прекрасно работает без высшего образования и получает зарплату больше, чем его мать, медсестра со стажем и с высшим образованием. Да что уж там, у него зарплата больше моей, у меня тоже высшее образование и интеллектуальный труд со всеми плюшками - белая зарплата, оплата переработок, больничные. И знания у моего мужчины в тех сферах, которые интересны ему - физика и история (причем больше, чем я получила в рамках высшего образования), а не дурацкая философия.
Crazzzy, я вижу эту статью иначе. Прям с заголовка. Мы должны принять выбор ребёнка, помочь выбрать, но принять его каков бы он ни был- или мы токсикы. Дальше в качестве примера дан подросток, который ничего не хотел (нормальное поведение подростка, вообще не осуждаю, я была такая же), пошарахался по клубам и решил пойти в ин.яз. А где анализ его выбора родителями? Мы не даём свободу детям. Мы перекладываем ответственность на их плечи. Подросток в связи с малыми знаниями и жизненным опытом в большенстве случаев делает не правильный выбор , что становится очевидным через 5-10 лет. Но он нам ничего не скажет, ведь мы можем ответить - ты сам хотел! А нам, родителям проводить анализ и читать статьи сложно . Современные родители настолько ленивы что не готовы пошевелить попой даже ради своих же детей. Это ещё одно проявление инфантилизма, бич современного человека.
Алла, родитель не должен перекладывать ответственность на плечи ребенку, вы совершенно правы. Но родитель должен с детства дать понять ребенку, что они в одной лодке. Что они вместе, борются с проблемой, а не против друг друга. И если в самом начале, ребенок пассажир, а взрослый - капитан. То чем старше становится ребенок - тем больше у него навыков (от родителей), чтобы стать полноценным членом команды этой лодки, а потом и капитаном.
Фразы "потому что я так сказала" - авторитарные родители, "ты сам хотел!" - попустительские стиль воспитания , эти все фразы не про диалог. А я за разговор с собственным ребенком, за выстраивание таких отношений, когда ребенок знает, что родители его всегда подержат , вне зависимости от удачи и провала.
Именно такая среда помогает расти и развиваться. Быть уверенным, начинать новое, уходить с нелюбимой работы, избегать токсичных отношений (с партнером или начальником). В статье советы, как выстроить этот диалог с подростком. А не пустить всё на самотек или запретить, взаимно обвиняя друг друга в будущем.
Алла, ну вот смотрите. Мои родители могли решить, что быть стоматологом - это крайне выгодно (ну ведь выгодно же, да?). Плевать, что я боюсь вида крови и вряд ли бы даже в меде доучилась, плевать, что у меня было незначительное косоглазие и из-за этого проблемы с точностью и работой руками (это я себе сама во взрослом возрасте полечила), прибыльно же. Смогла бы я вообще доучиться в вузе и поработать по профессии, чтобы заработать на следующее образование?
Crazzzy, нет крэзи. Я не эту мысль пытаюсь донести.
В мои годы поступления интернета можно сказать не было, что то там через стационарный телефон и не дай Бог позвонят и соединение рухнет :) и проанализировать рынок труда и долгосрочную перспективу было практически невозможно. А это очень важный фактор при выборе профессии. Но не только же это нужно учитывать. Если взять прям ваш пример. Допустим стоматолог самый "сок" будет через 5-10 лет. (Все расчитано и просчитано до мелочей!) Но вы не хотите и боитесь крови. И к крови можно привыкнуть, и подростки много чего не хотят. Но вот если вы при виде крови теряете сознание это весомая причина выбора другой профессии. По поводу косоглазия, если нет перспективы это исправить , то конечно это тоже весомая причина.
Моя мысль в том что родители должны нести ответственность за выбор будущей профессии и не идти на поводу у подростка и современным тенденциям.
Выбор образования это тяжёлая и кропотливая работа, и что мало кто готов её делать. Ведь книжки по психологии читать намного проще (а порой там даже можно найти картинки 😁). А вот строителю разобраться куда пойдёт ребёнок после ин.яза через 5-10лет это тяжелый труд .
Алла, к сожалению, не исключено, что ребенок, к чьему мнению не прислушались, начнет спиваться еще во время обучения, не то что работы. То, что вы нашли в себе силы работать по рекомендованной вам специальности, еще не значит, что так будут делать все. Нужен компромисс, нужен разговор, и об этом как раз статья и есть.
Алла, Статистика показывает, что половина населения не работает по полученной профессии в вузе. https://smapse.ru/skolko-lyudej-uchitsya-po-professii-u-nas-i-v-evrope-vazhno-li-ne-oshibitsya-s-napravleniem-srazu/
Тут есть 2 замечательные статьи по этому поводу https://journal.tinkoff.ru/job-stat/
https://journal.tinkoff.ru/bez-opyta-stat/
Алла, А ещё есть хорошая книга Уильям Стиксруд, Нед Джонсон. «Самостоятельные дети». В этой книге как раз рассказывается, как понять, что проблема ребенка - это его проблема. И родители не должны решать эту проблему, а научить ребенка справляться со сложностями, с которыми он постоянно будет сталкиваться в своей жизни, и нести ответственность за свою жизнь.
С раннего детства хотела быть врачом.
Поэтому проблем с выбором не было.
Были небольшие метания в последний момент.
Я заканчивала физмат школу и параллельно поступала на физфак - это был даже не запасной вариант, поступала просто потому что могла. В последний момент чуть было не передумала подавать документы в мед. И тут мама взяла меня за руку и твердо отвела в приемную комиссию. Подала и поступила без проблем.
Anna, вы рады, что так произошло?
Дарья, да. Было бы глупо в последний момент пойти учиться не туда, куда хотела всю жизнь, а туда, куда идут все.
Физфак заканчивали родители, сестра, муж и почти все одноклассники. Но стадному чувству здесь не место.
Профессию выбрал за месяц до поступления, в средненький вуз. Родители сокрушались, потому что хотели, чтобы я пошел в другую шарагу за "стабильностью" - хорошо, что не послушал их, мог бы совсем отупеть. В нормальный вуз идти не рискнул, т.к. трезво оценивал свой уровень.
Запомнилось, как мама водила меня на какое-то тестирование, в итоге которого психолог примерно определил моё место в координатах тупой-умный и технарь-гуманитарий. Там были и выводы по "психологической предрасположенности" или вроде того, но их психолог отложила в сторону со словами "ну мы понимаем, что на этом основании выбирать профессию - глупо".
В итоге немного жалею, что не получил действительно хорошее образование. Правда, нетоповый вуз позволял совмещать учебу с работой, поэтому из нищеты я стал выплывать на пару лет пораньше - на тот момент это было для меня важно.
kuskus, а другую половину учащихся куда отправлять?
Aleph,на экскурсию в тюрьму конечно 🤣
никогда не верю в истории, что 16-17-летний подросток сам понимает, чем хочется заниматься и на кого идти учиться.
За совершенно редчайшим исключением и то, если речь о невероятно талантливом музыканте или потомственном враче.
первое образования я не выбирал. А вот второе, юридическое, шел получать сознательно и четким пониманием для чего и что потом с ним буду делать.
Но все мои планы и цели обрушили преподаватели-практики, рассказывавшие реалии о российских судах, правоохранительной системе и юриспруденции в принципе.
Позже у меня не получилось реализовать запланированное в части работы.
Но поработать по специальности получилось, чему рад. Недолго - 3,5 года, но мне хватило.
Итог работы: полное разочарование и сожаление о потраченном времени на учебу и деньгах.
Оплачивал учебу я сам, не работа.
Сегодня смело могу сказать, что абсолютно все свои работы я ненавидел. Именно так.
Да, были серьезные проекты, к которым удалось приложить руку, но сути и моего отношения к работе это не меняло ни тогда, ни сегодня по прошествии многих лет.
Сейчас я переучиваюсь и хочу полностью сменить сферу. Очень хотелось бы, чтобы получилось.
На своего ребенка давить не будем никогда, постараемся разглядеть предрасположенность и помочь реализоваться в том, что будет интересно ребенку.
Если будет счастлива, работая маникюрщицей, пусть так и будет. Быть счастливым намного важнее.
Я хотела быть либо врачом/хирургом, либо архитектором. На врача надо было годок подтянуть знания по химии, мама сказала строгое нет. Как это так, вон та троечница поступила в пед на вечерку, а ты прохлаждаться будешь?! Не вопрос, давай подам документы в архитектурный. Еще чего, кто тебя после содержать будет? Иди на юриста или бухгалтера. Сейчас время такое. Только они и зарабатывают… Прошло время, я в свои 24 работала главбухом, вот только одна незадача, архитектором я бы в то время зарабатывала куда больше 😂 История с 1998г по 2006г.
А вот дочери 14 лет. Идет в 8 класс. Ничего особо неинтересно. Было интересно школу на одни пятерки закончить. Пока по окончанию 6 класса у нее не стали случаться панические атаки. После мы с мужем вмешались и сказали ей про ее стремление хватит. Можно и на 4, главное чтобы радость в глазах была. В итоге синдром отличницы искоренен. Осталось выбрать что по душе.
Содержание порадовало, но вот хотелось бы написания на русском без ошибок, это все-таки общее языковое пространство, а пост носит характер глубоких и полезных рекомендаций.
Всегда мечтала быть юристом, работать в следствии.
Родители одобрили, сказав, что лучше получу желаемую мной специальность, чем они будут заставлять меня учиться там, где я не хочу.
Может было бы и неплохо, если бы сами куда-то отправили. Я выгорела еще на 2-3 курсе. Сначала общие предметы, которые я считала бесполезными, но очень хотелось получить за них хорошую оценку, потом предвзятое отношение кафедры гражданского права. Только благодаря нашей кафедре уголовного права оставалась еще вера в преподавателей и образование.
Успела поработать общественным помощником (бесплатно) в следственном комитете. Поняла, что без оплаты работать до ночи, в том числе по выходным и праздникам, больше не хочу (тогда совмещала учебу/работу в ск/подработку) и ушла на гражданку на последнем курсе, где сейчас и работаю.
Рада, что все сложилось так относительно работы.
Если бы сейчас спросили с тем опытом, что имею за плечами - выбрала бы так же юрфак. На другом месте себя не представляю, к сожалению.
Точнее, то, где я бы чувствовала себя отлично - оставила хобби, чтобы быть уверенной, что и оно не сгорит.
А те, кто поступает, не зная... Как показала практика - дети, которых отправили учиться родители на ту или иную специальность, а ребенок не знал/не хотел - в итоге полюбили это дело, и работают по специальности. Не все, но большинство.
Считаю, что для большинства профессий неважно на какую специальность учишься, важно просто пойти учиться туда, где нравится (сейчас у вузов отличные сайты с подробной информацией, дни открытых дверей). Высшее образование в любом случае полезно для общего мировоззрения, для знакомства с интересными людьми (преподаватели, активные студенты), для поиска себя. Попадёшь на какое-то занятие и тебя может осенить, что вот это твое. И дальше двигаться в этом направлении.
На многие специальности можно потом просто проф переподготовку/курсы, их великое множество сейчас.
Я инженер-строитель по специальности, нравится атмосфера ремонтов, суета. Но пошла работать спецом по охране труда, пройдя проф переподготовку. А ремонтами занимаюсь в своей квартире и доме😀 Сейчас пошла на курсы по управлению проектами. Возможно в будущем сменю сферу!
Не бойтесь идти учиться, никогда не поздно получить новую компетенцию!
Илона, ещё хотела отметить, что не смотря на то, что от родителей чаще можно услышать критику, чем похвалу, при выборе профессии (моей и сестры) они не вмешивались сильно, дали свободу выбора.
Когда у мужа дочь от первого брака заканчивала 9ый класс (тоже 'ничего не хочу'), решила ей помочь: взяли 2 занятия с психологии по профориентации. После теста она не сильно взбодрилась, я предложила оплатить репетиторов, если нужно для будущего поступления после 11го класса. Сильно не вмешивалась, просто рассказывала про свой опыт, опыт знакомых и пр.
В итоге после 11го класса просветления не произошло, никакой подготовки к экзаменам не было (чтобы набрать больше баллов для поступления) и потащилась просто в колледж "лишь бы взяли" на юриста. Хотя предлагала год поготовиться на вышку с репетиторами, чтобы поступить в ВУЗ, который ей нравился.
Но ребёнок сделал свой выбор...