Как выбрать участок для строительства
Я риелтор и с 2010 года помогаю людям покупать и продавать приусадебные участки и дома.
За это время я понял, на что обращать внимание при покупке, чтобы не потратить деньги и время впустую. Настоящая трагедия — купить участок, вложиться в постройку дома, а потом обнаружить в километре от дома, например, свиноферму или неожиданно возникшую стройку федеральной трассы. Продать такой участок по хорошей цене, чтобы окупить все вложения, почти невозможно.
В статье расскажу, как выбирать участок и где искать о нем информацию.
Изучите открытые источники
Чтобы сразу отсечь неподходящие участки и лишний раз не ездить на местность, я рекомендую для начала посмотреть открытые источники.
Публичная кадастровая карта. Спросите у хозяев участка его кадастровый номер. Он есть у каждого участка и выглядит как набор цифр, примерно так: 00:00:0000000:0000.
По кадастровому номеру вы сможете узнать:
- Точную площадь участка. Чаще всего в объявлении ее округляют в большую сторону.
- Кадастровую стоимость. Исходя из нее будет считаться имущественный налог.
- Где находится участок и какой он формы. На карте можно увидеть точные границы участка с привязкой к местности с помощью координат GPS.
- Вид разрешенного использования (ВРИ). Если покупаете участок под строительство дома, должно быть указано либо «индивидуальное жилищное строительство» (ИЖС), либо «личное подсобное хозяйство» (ЛПХ), либо «ведение садоводства».
Все эти сведения есть в открытом доступе на публичной кадастровой карте. Чтобы их посмотреть, наберите в поиске кадастровый номер и нажмите кнопку отображения карты с наложением космических снимков Esri. Так вы получите изображение границ участка на местности.
Внимательно изучите карту. Позвоните собственникам участка и спросите, что за объекты находятся рядом с ним. Посмотрите на большие участки по соседству, обратите внимание на места с непонятными постройками и покликайте на них, чтобы узнать вид разрешенного использования. Если у соседнего участка вид разрешенного использования «для промышленного производства», будьте осторожны. Через несколько лет там может появиться, например, производство оконных блоков или автомойка.
Генеральный план. Это карта со всеми важными объектами муниципального образования, на территории которого находится участок. На генплане отмечены не только существующие, но и будущие объекты. Читать карты генплана нелегко, но открытия, которые вы можете сделать, стоят того, чтобы разобраться в «легенде».
Генеральный план любого округа или района можно найти на сайте местной администрации. Чаще всего карту размещают в разделе «Документы». Обычно там лежит не одна, а сразу несколько разных карт. Их названия могут незначительно различаться в зависимости от предпочтений местной администрации, но примерный список такой:
- Карта планируемого размещения объектов местного значения. Она даст представление о ближайших стройках значимых объектов — от школ до промышленных производств.
- Карта планируемого развития транспортной инфраструктуры местного значения. Из нее вы узнаете о том, не пройдет ли поблизости новая автотрасса.
- Карта зон с особыми условиями использования территории — ЗОУИТ. На ней обозначены все охранные и санитарно-защитные зоны: существующие и те, что вот-вот появятся. Рекомендую сразу проверить, не попадает ли участок в ЗОУИТ.
Карта границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия. Эти зоны отмечены на генплане или на карте ЗОУИТ. И лучше выяснить заранее, относится ли к ним участок. Если упустить этот момент, вам обязательно о нем напомнят, но только уже в момент согласования уведомления о строительстве.
Если участок находится в охранной зоне объектов культурного наследия, перед началом любых строительно-земляных работ глубиной более одного штыка лопаты собственник обязан обратиться в местное министерство культуры. Там проведут экспертизу и вынесут решение, какой объем работ требуется: археологические наблюдения или полноценные раскопки.
Археологические наблюдения стройке не помешают. А вот раскопки — это уже серьезно. Их оплачивает собственник. Цена зависит от того, на какой площади собственник планировал вырыть котлован, и от глубины культурного слоя. Стоимость раскопок начинается от 100 000 ₽, но точную сумму не могут предсказать даже сами археологи.
Находки, извлеченные из земли во время археологических раскопок, уходят в музейные хранилища. Собственнику участка от них ничего не достанется.
Археологические раскопки — это дело длительное. Чем «урожайней» ваш участок на находки, имеющие ценность, тем дальше будет отодвигаться начало строительства дома. Среднее время отсрочки, по моим наблюдениям, — «полевой сезон» с апреля по октябрь.
Нахождение участка в охранной зоне — не единственный критерий, по которому определяют необходимость изысканий на нем. В обязательном порядке они потребуются в виде археологической разведки в тех местах, где до этого не ступала лопата археолога — например, в новообразованном коттеджном поселке. Потенциально под любым таким участком может быть новая Троя, и государство хочет узнать об этом первым.
Если случайно забыть про археологов и самовольно построить дом в границах охранной зоны без археологических изысканий, могут начислить крупные штрафы. Например, если собственник причинит вред объекту культурного наследия, он обязан выплатить сумму, равную стоимости мероприятий, необходимых для сохранения этого объекта.
Помимо этого за такие действия собственнику грозит административная или даже уголовная ответственность. Штраф в этом случае тоже немаленький — от 3 млн рублей.
Но это еще не все. Если собственник причиняет вред объекту культурного наследия, он рискует вообще лишиться своего участка. По решению суда такой участок могут выставить на публичные торги и продать более сознательному гражданину, который уважает историю.
Я рассмотрел нюансы, которые связаны только с одной зоной особого использования территории. А всего таких зон 28, и у каждой — свои особые правила. И если участок попадает в ЗОУИТ, то покупателю важно заранее ознакомиться, какие ограничения в каждом случае могут возникнуть.
Оцените подъезды к участку
Если вы изучили карты и участок вас устраивает, выезжайте на местность. Первое, на что следует смотреть, — подъездные пути. Кажется, что это очевидно: плохая дорога — это плохая дорога, ее и так сразу видно. Но есть нюансы.
Асфальтовая дорога. Это самый лучший вариант. Однако, если асфальт изношенный и дырявый, качество дорожного полотна будет на уровне грунтовки, разве что лужи не такие глубокие.
Грунтовый подъезд. Это худший вариант. После каждого дождя дорогу размывает, а большегрузные машины оставляют на ней большие колеи. По такой дороге без проблем попасть на участок можно будет только в «сухие» дни. Редко, но бывают исключения, например, если грунтовка из песчаной почвы. На такой дороге вода не застаивается и быстро уходит.
Бетонка. Самый противоречивый вариант. С одной стороны, дорога ровная, луж на ней практически не бывает. С другой стороны, по бетонке не разгонишься больше 40 км/ч, потому что ощущение, будто едешь по стиральной доске. Постоянный перестук колес на стыках нервирует, а у машины страдает подвеска.
Отсыпной подъезд. Наиболее распространенный вариант. Это грунтовая дорога, которая засыпана известковой щебенкой или асфальтовой крошкой. Если дорогу сделали недавно, она выглядит замечательно: ровная и аккуратная. Но радоваться еще рано и следует приглядеться к дороге повнимательнее.
Технологию укладки «отсыпки» упрощенно можно объяснить так: перед тем как положить дорожное полотно, грейдером снимают небольшой слой земли или старой отсыпки. Затем туда укладывают слой песка, так называемую песчаную подушку, а сверху — щебень или асфальтовую крошку. Если дорожники сэкономили на песчаной подушке, дорога быстро придет в негодность. К сожалению, выяснить, на месте ли подушка, практически невозможно, поскольку она находится под щебнем. Поэтому отсыпанная дорога — это лотерея.
Есть признаки, которые указывают на качество дороги почти безошибочно. Один из них — уровень дорожного полотна. Он должен быть чуть выше обочины. Если дорога ниже обочины, со временем она «промнется» еще сильнее, и на ней будет вечная «Венеция»: дождевая вода будет очень долго там стоять и смешиваться со стекающей грязью. Проехать по такой дороге на обычной машине с передним приводом проблематично: колеса будут увязать в грязи. Если дорога гораздо выше обочины, она «расползется» с наступлением весны.
Еще один признак неправильно уложенной отсыпки — большие лужи. Если под щебнем песок, вода не застаивается и быстро уходит. Если же щебень положили прямо на землю, результат вы увидите даже после небольшого дождя. Выглядит он вот так.
Подъемы на дорогах. Если на дороге есть горки, остановитесь и присмотритесь к ним. Даже правильно уложенный щебень совершенно бесполезен на больших подъемах. В этих местах машины разгоняются, когда едут вверх, и притормаживают на спуске. В обоих случаях они свозят колесами щебень.
В результате уже месяца через два на отсыпной дороге образуются глубокие рытвины и колеи — ничем не хуже своих грунтовых собратьев.
Даже очень качественно уложенная отсыпная дорога имеет свой срок годности. Обычно это не больше четырех сезонов, затем ее придется «подсыпать». Поэтому сразу узнайте у местных жителей, кто за этой дорогой следит. Если муниципалитет, это хорошо. Если соседи своими силами, будьте готовы к регулярному сбору средств на обслуживание дороги.
Например, вы покупаете участок в коттеджном поселке. Подъезд обустроен плохо. На следующий год на общем собрании решили, что нужно делать дорогу, и выбрали материал — асфальтовую крошку. Метр такой дороги в Подмосковье стоит от 700 до 1700 ₽. Чем ниже качество, тем дешевле. Для дороги в два километра качественная отсыпка обойдется в 3,4 млн рублей. Допустим, в поселке 66 участков, тогда собственнику каждого участка подъезд обойдется в 51 500 ₽. Сумму могут разбить на несколько лет, но платить все равно придется.
Водные преграды. Если по пути к участку вам встретятся дамбы и мостки через мелкие речушки, лучше остановить машину и посмотреть внимательнее. Если дамба возвышается над рекой не больше, чем на 1—2 метра, а вокруг холмистая местность, это может стать проблемой по весне: безобидный ручеек разольется в бушующий поток и запросто перехлестнет невысокое препятствие. Проехать по такой дороге будет невозможно, а если попытаться, то машину просто смоет. Это означает или длинный объезд, или полную изоляцию на время паводка. Выяснить, как обстоят дела с уровнем реки за последние 10 лет, можно у старожилов.
Похожая история с понтонами. Это специальные наплавные мосты, которые разводят и сводят обратно, когда по реке плывет баржа. Обычно весь процесс занимает 15—30 минут, поэтому на обеих сторонах реки может скопиться много машин. Но основная проблема в том, что весной и осенью такие мосты очень часто выходят из строя. Углы съезда и заезда на понтон меняются вместе с уровнем воды в реке, поскольку опоры у моста плавучие. Если уровень воды слишком высокий или слишком низкий, безопасно двигаться по такому мосту нельзя.
Учитывайте это, покупая участок в деревне, которая соединена с основным шоссе наплавным мостом. Возможно, несколько месяцев в году вам придется делать крюк для объезда.
Уборка снега. Зимой проселочные дороги засыпает снегом, который кто-то должен убирать. Уточните у жителей улицы или у председателя коттеджного поселка, кто это делает. Есть несколько вариантов: снег убирают муниципальные власти, жители в складчину нанимают технику либо вы убираете его самостоятельно.
Чаще всего уборка производится централизованно — за счет властей. Но если жители сами скидываются на расчистку снега, это может обойтись им в сумму от 500 до 2000 ₽ за устранение последствий одного снегопада. Если на вашей улице всего один или два дома, в которых живут зимой, вероятно, снег придется убирать самостоятельно.
Узнать заранее, на что жалуются местные жители, можно на сайте «Добродел» или «Айгражданин», если мы говорим про всю Россию. Самые распространенные жалобы обычно как раз на проблемы с дорогами. Если видите просьбы «сделать дорогу», а не просто «устранить ямку» — это плохой знак. Есть вероятность, что пока на отсыпку скидываются местные, поскольку им надо хоть как-то ездить.
Осмотрите все очень внимательно
Есть хорошая пословица: «В чужом глазу песчинку видеть, в своем — бревна не замечать». Об этих «визуальных бревнах» стоит помнить, когда оцениваете эстетическую составляющую участка. Сначала этот недостаток кажется милой мелочью, а потом начинает раздражать. В результате собственник хочет продать участок с уже построенным домом. Неудачное визуальное соседство очень усложнит этот процесс. И дело тут даже не в цене — будет сложно найти людей, которые готовы отдать за такой участок хоть какие-то деньги.
Я заметил, что если на участке обнаруживаются «визуальные бревна», собственник обычно теряет минимум 25% от той цены, что он потратил на покупку земли и строительство на ней дома.
Вот самые распространенные проблемы, которые в будущем могут повлиять на цену участка:
- Линия электропередачи (ЛЭП), даже если мачты видны еле-еле. Такое соседство не только портит вид, но и приносит реальный вред здоровью.
- Многоэтажные дома в радиусе 200 метров от участка. Мало кому понравится, если на его участок будут глядеть с высоты пятого этажа.
- Гаражно-строительные кооперативы, сараи и водонапорные башни тоже уродуют вид.
- Здания промышленного и сельскохозяйственного назначения — например, ангары или фермы. Портят вид, производят шум и запах.
- Кладбища и заброшенные здания.
Все вредные и опасные объекты, на которые стоит обращать внимание при покупке земли, перечислены в Санпине 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Кроме «визуальных бревен» еще сильно усложнить жизнь и строительство на участке может борщевик. Вот какие проблемы он способен вызвать:
- Химический ожог.
- Проблемы с соседями — они вряд ли будут рады такому рассаднику у себя под боком.
- Штраф до 5000 ₽ в Московской области, но я встречал и более жесткие меры, когда штраф был от 20 000 до 50 000 ₽.
- Участок с признаками растущего борщевика непродаваем.
Обнаружить борщевик можно даже не выезжая на участок — его бывает видно на фото в объявлении. Если борщевика нет на участке, но есть рядом, например на въезде в деревню, значит, скоро он будет на участке.
Еще можно внимательно просмотреть жалобы по поводу борщевика на «Доброделе» или «Айгражданине», так как в Подмосковье это очень распространенная проблема и только набирает рост. Администрация борется с напастью двумя методами:
- Производит окос — что не очень-то эффективно.
- Выписывает штрафы собственникам участка — это нечастая практика, и штраф просто оспорить в суде, но кому нужна такая нервотрепка.
Но есть и визуальные факторы, которые, наоборот, повышают цену участка на 25—30%. Вот их список:
- Речка, озеро, пруд, любой мало-мальски крупный водоем около участка. Но если водоем с тиной и камышами, это, наоборот, снизит цену.
- Опушка леса, особенно если рядом вековые дубы или сосны.
- Возвышенность, когда с участка открывается вид на окрестности.
- Холмистая местность вокруг или вид на горы.
Такие участки выше в цене и редко продаются, потому что никто не хочет их менять на что-то другое. Они стоят переплаты, потому что, скорее всего, даже через десять лет будут вам нравиться.
Проверьте качество воздуха
Если хотите выезжать за город и дышать чистым воздухом, желательно, чтобы в радиусе 5 километров от вашего участка не было животноводческих ферм — как действующих, так и заброшенных. Государство имеет привычку время от времени поддерживать сельское хозяйство, поэтому в любой момент разваливающиеся коровники, птицефермы или свинарники могут «ожить» и начать распространять вокруг себя классические деревенские ароматы.
Это правило касается любых объектов промышленного и коммерческого назначения: то, что сегодня заброшено, завтра будет выкуплено и превращено во что-то, приносящее прибыль новому владельцу. Для соседей обычно это означает шум и вонь.
Обо всех «заброшках» в округе лучше узнать заранее. Для этого опросите соседей, поищите информацию в интернете и не забудьте про генплан: обычно такие объекты есть на карте планируемого размещения объектов местного значения.
Запах да и просто соседство с крупными производствами снижают спрос на участки в этом районе. В таких местах будут продавать сразу много участков и по низкой цене. Даже местные будут стараться покупать участки в других местах.
Строительство мусорных полигонов, мусоросжигательных или мусороперерабатывающих заводов, а также химического или нефтепроизводства убивает спрос на участки со стороны приезжих. Обычно именно они формируют спрос и цену на участки. Если купить землю в таком «гиблом» месте, продать ее можно будет только со скидкой до 80% от первоначальной цены.
Чтобы прояснить вопрос с качеством воздуха, посмотрите в группах во Вконтакте или просто в поисковике по запросу: «Город N против». Город N — это административный центр района, в котором расположена приглянувшаяся вам деревенька.
Среди названий групп в соцсетях или статей в поисковиках могут быть безобидные: «Благовещенск против Сахалина» — здесь речь идет о футбольных командах. А могут быть и весьма зловещие — например, про борьбу города с химическим производством или свалкой.
Звуковое окружение
Шум исходит не только от фабрик, заводов, шоссе, железнодорожных путей, аэродромов или торговых комплексов. Нежелательно соседство и с базами отдыха, санаториями и другими увеселительными местами. Вот список объектов, рядом с которыми абсолютно точно не стоит строить жилой дом:
- Живописные поляны, особенно со следами пикников.
- Пляжи, особенно с тарзанками.
- Большие заасфальтированные площади в центре поселков, сельские клубы, магазины.
- Футбольное поле, хоккейная коробка.
- Высокие склоны, которые зимой превращаются в горки и горнолыжные трассы.
«Культовые» местечки бывает непросто распознать. В этом обычно помогает этнографический материал: надо обойти аборигенов и опросить их на предмет ближайших источников шума. Может быть, вон за теми кустами прячется облюбованная молодежью полянка для шашлыков или постоянное место проведения какого-нибудь фестиваля. Скорее всего, местные расскажут все и даже больше.
Если кратко
- Перед поездкой узнайте кадастровый номер участка и найдите его на публичной кадастровой карте. Возможно, вы поймете, что даже ехать на место не нужно.
- Ознакомьтесь с генпланом.
- Когда поедете на место, обращайте внимание на дороги и мосты. Хорошо, если к участку есть несколько путей подъезда. Уточните у местных, кто обслуживает дорогу.
- Чтобы познакомиться с местными проблемами, особенно дорожными, используйте сайты, например «Добродел».
- На участке осмотритесь вокруг и оцените виды с разных точек. Соседство с гаражами, ЛЭП, заброшенными зданиями и многоэтажками или борщевиком нежелательно.
- Лучше сразу переплатить за красивый вид на водоем, лес или возвышенность. Такой участок потом точно не захочется продавать. А если придется, цена будет дороже «обычного» места без вида.
- Поищите в интернете слухи о текущих проблемах района, на территории которого собираетесь брать участок. И обязательно поговорите с местными жителями. Они расскажут много интересного.