Как быстро выучить стихотворение?
Моему сыну пять лет, дочери девять. Обоим с трудом дается заучивание стихотворений.
В детском саду на утренниках сын выступает редко и максимум с одним четверостишием. Дочь в школе получает низкие оценки за то, что не учит заданные учителем стихотворения, — говорит, не запоминается.
Можно ли что-то сделать?
Большинство людей используют для заучивания текстов метод «снежный ком»: читают вслух первую строчку, закрывают книгу и пытаются повторить. Потом читают первую и вторую строчки, пробуют повторить. И так далее. Но для запоминания стихотворений есть и другие методики — расскажу подробнее.
Что надо сделать перед заучиванием
Если не вникать в смысл и механически повторять строки, не понимая, о чем они, процесс заучивания затянется. Вот что нужно сделать, прежде чем начинать учить.
Создать подходящую обстановку. Кому-то проще сконцентрироваться в тишине — тогда лучше учить стихи, когда никого нет дома, или хотя бы за закрытой дверью. Если комфортно с фоновым шумом, можно включить тихую музыку. Главное, чтобы ничего не отвлекало, а окружение способствовало запоминанию.
Расшифровать непонятные слова. Иногда для этого нужно разузнать об исчезнувших предметах и явлениях, дополнительно почитать про исторические события, поинтересоваться биографией автора.
Например, в известном стихотворении Александр Пушкин заявил, что воздвиг себе нерукотворный памятник, который «вознесся выше главою непокорной Александрийского столпа». На этой строчке ребята 10—12 лет, а то и старше всегда запинаются. Мало того что поэт использует устаревшее слово «глава», так еще и непонятно, что за столп такой — Александрийский.
На деле Александровская колонна — или Александрийский столп, как назвал ее Пушкин, — памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 года на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Это самый высокий монумент в мире из цельного гранита. Поэтому Пушкин смело заявлял, что его слава хоть и не облечена в гранит, но гораздо более внушительная и впечатляющая, чем столь масштабный монумент.
Разобраться со знаками препинания. Если не обращать внимания на запятые, тире, двоеточия и точки, есть риск исказить смысл произведения.
Например, в другом стихотворении Пушкина — «Зимний вечер» — есть строки:
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла…
Часто школьники ориентируются на окончание строки, а не на знаки препинания. И делают паузу после слов «синица» и «девица», тем самым вкладывая в уста героя сравнение его старой няни с птицей и молодой девушкой. Хотя речь идет о содержании песен, которые она поет.
Дальше расскажу про разные способы заучивания стихотворений — можно выбрать тот, что будет ближе ребенку в зависимости от его характера и интересов.
Чтение вслух и визуализация
Один из самых действенных методов выучить стихотворение — это читать его вслух. Однако важно, чтобы чтение было не поверхностным, а вдумчивым. Для этого нужно отложить дела и погрузиться в атмосферу стихотворения, представив себя лирическим героем.
Приведу в пример стихотворение Пушкина «Зимний вечер»:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Обычно на уроке я прошу школьников представить себя в деревенской избе: за окном темно, бушует вьюга, ветер завывает на все лады — то воет подобно зверю, то плачет, как ребенок. На душе тоскливо, и даже старушка-няня молча сидит у окна. Может быть, она уснула под жужжанье своего веретена? Чтобы развеять печаль, герой предлагает старушке выпить и спеть ему.
Так ребятам становится легче проникнуться настроением стихотворения: каждого когда-то терзала грусть из-за непогоды или непонятная тревога. Достаточно вспомнить свое состояние в тот момент — и вот уже как будто сам сидишь за крепким дубовым столом и в мерцании свечи наблюдаешь за бабушкой у окна.
Сохраняя настрой, нужно прочитать текст несколько раз — с нужной интонацией, паузами, стараясь уловить ритм и тональность стихотворения.
Аудирование
Действенный метод для тех, у кого хорошо развита аудиальная память, — сделать аудиозапись стихотворения на диктофон, который есть почти в каждом телефоне. Озвучивать прочитанное нужно четко, с выражением и правильными интонациями. Или поступить проще — поискать в интернете видеоролики, где другие выразительно читают нужное стихотворение.
Прослушивать запись нужно столько раз, сколько потребуется для запоминания. При этом можно заниматься другой работой — главное, не умственной — например, убирать в комнате. Так ребенок подключит слуховую память, а если делал аудиозапись сам — услышит себя и при необходимости сможет поработать над речью.
Переписывание
Переписывание активизирует сразу несколько участков головного мозга, ведь ребенок сначала читает и проговаривает текст, а затем подключает мелкую моторику рук.
Важно переписывать поэтические строки аккуратно, чтобы это не напоминало черновик: красиво оформить заголовок, цветной ручкой или текстовыделителем отметить ключевые слова — так они закрепятся в памяти. Если произведение объемное, можно пойти дальше и написать шпаргалку с первыми словами каждой строки. Это нужно не для того, чтобы подглядывать в нее, а скорее для уверенности.
Переписать стихотворение можно и после того, как ребенок его выучит: это поможет закрепить материал.
Рисование
Хорошо, если стихотворение вдохновит ребенка взять в руки кисть и краски и нарисовать иллюстрацию. Но можно обойтись лишь карандашом и сделать набросок — схематично изобразить то, о чем говорится в стихотворении.
Предположим, ребенку задали выучить стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино»:
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?..
Чтобы запомнить эти строчки, можно изобразить на листе:
- дядю — каким вы в силах его представить;
- Москву — а точнее, то, с чем она ассоциируется. Может быть, это будет Кремль, купола храма Христа Спасителя или еще что-то;
- пожар — с этим справится любой ребенок;
- француза — можно нарисовать даже не человека, а ассоциацию с Францией, например Эйфелеву башню.
Один рисунок может содержать одну строку или одно четверостишие. Главное, чтобы изображения были простыми и понятными. Получится эдакий ребус, который сможет расшифровать лишь ребенок. Этот способ заучивания эффективен для визуалов, так как к процессу подключается зрительная память.
Игры и ассоциации
С маленькими детьми хорошо работает игровой способ: можно кидать друг другу мяч или качаться на качелях и повторять строчки стихотворений в такт действиям.
Ребята постарше могут разыгрывать дома условные сценки: во время чтения руками и телом показывать то, что там происходит в стихотворении, — отчасти это напоминает игру «Крокодил». Поверьте, показать можно все что угодно: и тараканище, и старушку у окна, и даже белую березу.
Старшеклассникам я советую использовать этот метод, чтобы закрепить уже выученный материал. По пути из дома в школу можно проговаривать текст и запоминать свое местоположение в момент проговаривания той или иной строки — у аптеки, на перекрестке, рядом с детским садом. Прокручивая в голове маршрут, вы будете вспоминать нужные строчки.
Песни
Песни запоминаются быстрее, чем стихи: музыка помогает прочувствовать настроение и подсознательно разложить текст на невербальные компоненты — ритм, тон, паузы. Поэтому если ребенок испытывает трудности с заучиванием стихотворения, можно попробовать превратить его в песню.
Многие стихотворения из русской классики уже наложены на музыку, немало стихов стали основой для романсов. Можно начать с запоминания именно таких произведений. В последнее время классику можно услышать и в современном исполнении — например, пушкинское «буря мглою небо кроет…» прозвучало в песне «Комета» современного исполнителя Jony.
Что в итоге
Заучивание стихов можно превратить в увлекательный процесс, главное — найти свой способ. Так, для тех, кто легко воспринимает информацию на слух, подойдет аудирование. Детям, которые любят краски и карандаши, понравится переписывание и рисование. Подвижным и творческим ребятам можно попробовать учить стихи с помощью игр и песен. И всем без исключения подойдет чтение вслух и визуализация.