Разводы
538

Мошенники под ви­дом техподдержки «Телеграма» угрожают удалить аккаунт

Чтобы получить доступ к нему и банковским счетам
3
Мошенники под ви­дом техподдержки «Телеграма» угрожают удалить аккаунт
Аватар автора

Анна Пынзарь

рассказывает о мошенниках

Страница автора

Не авторизуйтесь по ссылкам и никому не передавайте коды из сообщений. Даже если техподдержка просит вас это сделать.

Схема развода выглядит так: от имени «Телеграма» мошенники под разными предлогами угрожают удалить аккаунт. Если перейти по ссылке из сообщения, авторизоваться и ввести присланный код, вы потеряете доступ к аккаунту. Расскажу, как выглядит схема, что помогает распознать обман и как минимизировать потери, если это не удалось сделать вовремя.

Как выглядят сообщения мошенников

Сообщения об удалении учетной записи приходят в самом мессенджере или в смс. Чтобы сильнее напугать, мошенники представляются службой поддержки или безопасности «Телеграма».

В мессенджере аккаунт мошенников может называться по-разному, но со статусом «Был недавно», как у обычного аккаунта. У настоящих ботов «Телеграма» отображаются статусы «Служебные уведомления», «Поддержка».

Моей знакомой мошенники писали с аккаунта Security. Выглядит солидно — в спешке можно и поверить
Моей знакомой мошенники писали с аккаунта Security. Выглядит солидно — в спешке можно и поверить

Запугивают мошенники тем, что аккаунт скоро удалят вместе со всей перепиской, чатами и файлами: якобы на это поступил запрос. Чтобы его отклонить, предлагают перейти по ссылке в сообщении. Для нагнетания устанавливают срок «удаления».

В другом варианте схемы пишут о входе с неизвестного устройства и призывают срочно подтвердить личность, чтобы предотвратить утечку данных.

В самих сообщениях встречаются ошибки, но в стрессе их легко не заметить. Кроме того, это работает на руку мошенникам: если человек не обратил внимания на ошибки и перешел по ссылке, значит, он уже достаточно сбит с толку, чтобы продолжить выполнять инструкции. Получается что-то вроде воронки продаж.

Мошенники обращаются по никнейму в мессенджере, чтобы сообщение не выглядело обезличенным: будто это и правда пишет техподдержка. Источник: otvet.mail.ru
В некоторых сообщениях встречается и номер телефона, к которому привязана учетная запись. Источник: tech.onliner.by
Бывает, мошенники присылают по несколько сообщений, торопят, чтобы человек в панике начал переходить по ссылкам
Для усиления эффекта ставят срок, после которого аккаунт якобы удалят или ограничат

Куда ведет ссылка из сообщения

Если просто перейти по ссылке, ничего страшного еще не случится. Вы попадете в телеграм-канал с названием «Служба отмены удалений», «Техподдержка аккаунтов» или что-то похожее. Это тоже работает на то, чтобы усыпить бдительность. Уже в канале мошенники попытаются увести вас на фишинговый сайт, где попросят авторизоваться и ввести код для «отмены процесса удаления» или «предотвращения утечки данных». Его пришлют в ответном сообщении.

Иногда мошенники сразу дают ссылку на сайт, который внешне похож на «Телеграм». Там просят пройти авторизацию и присылают код.

Если авторизоваться и ввести присланный код, мошенники получат доступ к чувствительным данным:

  • аккаунту в «Телеграме»;
  • личному кабинету на сайте сотового оператора;
  • личному кабинету в банке или на госуслугах.

Что делать, если ввели код

Последствия зависят от того, куда мошенники получили доступ. Сразу вы этого не узнаете, поэтому придется проверять все:

  • аккаунт в «Телеграме»;
  • личные кабинеты в банках;
  • личный кабинет на госуслугах;
  • личный кабинет на сайте сотового оператора.

Там, куда вы смогли зайти, мошенники еще не поменяли логины и пароли. Сделайте это в первую очередь.

Если пароль не подходит или что-то в профиле вызывает у вас вопросы, лучше перестраховаться. Вот что можно сделать.

Взломали «Телеграм». Чтобы вернуть себе контроль над профилем в первые сутки после взлома, проверьте с другого устройства активные сессии в вашем аккаунте. В первые 24 часа мошенники не смогут завершать другие сеансы, поэтому вы успеете разлогинить их устройство. Как восстановить доступ к аккаунту, если не удалось завершить сеанс мошенников, читайте в отдельной статье.

В любом случае мошенники могли успеть попросить денег у ваших контактов, поэтому предупредите знакомых, что вас взломали. Если в переписках были сканы паспорта, ИНН или СНИЛС, проверьте, не оформили ли на вас кредит. И поменяйте все пароли, которые вы хранили в «Телеграме».

Взломали личный кабинет сотового оператора. Чтобы узнать, настроена ли на вашем номере переадресация, войдите в личный кабинет сотового оператора или, если доступа нет, обратитесь в офис оператора. Отключите переадресацию, которую вы не включали, и проконсультируйтесь с сотовым оператором, что делать дальше.

Если оператор скажет, что мошенник уже настроил переадресацию смс на свой номер, в опасности все аккаунты, где этот номер привязан. Купите другую сим-карту и измените везде номер на новый.

Взломали личный кабинет банка. Свяжитесь с банком, сообщите, что вас взломали. Его поддержка поможет минимизировать потери. Даже если у вас успеют что-то украсть, это обращение поможет оспорить мошеннические операции.

Взломали личный кабинет на госуслугах. Нажмите «Восстановить» на странице авторизации. Если мошенники не поменяли логин и пароль, а у вас сохранился доступ к телефону и почте, вы придумаете новый пароль и войдете в аккаунт. Если данные для входа уже поменяли, используйте способы попасть в свою учетную запись через банк и центр обслуживания.

Если хакеры получат доступ к вашим госуслугам, они скопируют персональные данные, которые там хранятся, а потом продадут их или используют для оформления кредитов. На самом портале это сделать не получится, но с его помощью мошенники могут подтвердить личность владельца при оформлении займа в некоторых МФО. Вам придется разузнать все о долгах, обратиться в кредитные организации, в полицию и суд.

На всякий случай также проверьте сайт ФНС. Если вы не успели оформить налоговый вычет, мошенники подадут заявку на его получение. В заявке они укажут реквизиты своего счета для зачисления денег. Отмените заявку, если она появилась в вашем кабинете.

Если сталкивались с мошенниками, поделитесь своей историей с другими читателями

Анна ПынзарьА у вас воровали аккаунты в мессенджерах или соцсетях? Поделитесь опытом:
  • МаксЛучше б они предлагали починить наконец видео - на такое точно многие бы клюнули.1
  • DearLiliЭх, хочу жить в мире, где нет мошенников0
  • Анастасия ШагаеваЧего уже только ни придумали! Недавно свекровь обокрали «спецы из ЖКХ», уговорив ее установить вредоносное приложение на телефон У них прям семимильное развитие, больше ни в одной сфере такого не видела0