Как я помогаю детям остаться в семье, где родители борются с зависимостями
У большинства подопечных детских домов есть родители, которые не могут за ними ухаживать по разным причинам. Одна из них — злоупотребление алкоголем.
Профилактикой социального сиротства занимаются некоммерческие организации — в их числе фонд «Дедморозим», который работает с 2012 года. В проекте «В домике» психологи, координаторы и юристы помогают родителям, среди которых есть люди с алкогольной зависимостью, разрешить трудности и сохранить детей дома. Благодаря работе проекта ежегодно до 10 новорожденных не попадают в учреждения и более 50 семей получают профессиональную помощь.
Я сотрудник НКО с 2021 года и занимаюсь психологическим сопровождением в проекте «В домике». В тексте расскажу, как работаю с родителями с зависимостью.
О важном
Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т—Ж «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах.
В мае — июне мы рассказываем о зависимостях. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».
Работа в медицине и социальной сфере
Я родилась в Перми в 1983 году. Мои родители — научные сотрудники: папа преподает в Политехническом университете, мама уже на пенсии.
Я окончила школу № 63, затем поступила в Пермский гуманитарно-технологический институт на психолога. В 2007 году стала работать по специальности в реабилитационном центре, где жили изъятые из семей дети.
В 2009 году я ушла из центра и устроилась психологом в детский сад. Затем, спустя два года, — в кабинет медико-психологической помощи в поликлинике. Там я четыре года помогала детям, которые прошли через разные кризисные ситуации, в том числе насилие и расстройства пищевого поведения.
После я снова вернулась в социальную сферу и начала сопровождать родителей в социально опасном положении. Последним местом работы стал санаторий, где я занималась с детьми и взрослыми с инвалидностью и тревожными и депрессивными расстройствами. Во время пандемии учреждение закрылось, поэтому мне пришлось искать другую занятость.
Работа в фонде
В 2021 году я случайно увидела вакансию психолога в фонде «Дедморозим», о котором много читала в новостях. Устраиваться туда было не страшно: я знала, что НКО выполняет важную работу, и хотела стать частью этого.
Помощь семьям — это комплексная и командная работа координатора, юриста и психолога. Мы решаем юридические вопросы, помогаем восстановить документы, оформить пособия, найти временное жилье, восполнить внутренний ресурс.
Я как психолог работаю в зависимости от ситуации: рождение ребенка с особенностями развития, незапланированная беременность в большой семье с маленьким доходом, дети у родителей с алкогольной зависимостью. Во всех них я помогаю взрослым оставить ребенка в семье, если его жизни ничего не угрожает.
Для детей нет ничего лучше родного дома.
Чаще я включаюсь в работу по сигналу из учреждений: женская консультация, роддом, служба опеки. Иногда родители обращаются к нам сами.
Сейчас у меня на сопровождении около 15 подопечных. С каждым из них мы заключаем договор на год — за это время помогаем справиться с проблемами.
Помощь людям с зависимостью
Борьба с зависимостью состоит из трех шагов: выход из компании, в которой употребляют алкоголь, признание проблемы и лечение. Я помогаю человеку осознать проблему, для этого задаю вопросы: что привело к ситуации? Как было раньше? Что произошло?
Для меня важно общаться с подопечными на равных и принимать их позицию, хотя это бывает сложно. Но я стараюсь не осуждать и не навязывать свои решения, «правильные», — вместо этого подбадриваю и помогаю принять себя, обрести уверенность и сделать все, чтобы сохранить ребенка в семье.
После признания проблемы подопечные ложатся в стационар на 21 день, чтобы пройти реабилитацию. Некоторые проходят лечение амбулаторно. Наш фонд при этом только дает информацию о разных центрах и при необходимости подключает нарколога или психотерапевта.
Реабилитация не дает стопроцентной гарантии избавления от зависимости, но увеличивает шансы. Могут произойти срывы, но их проще контролировать, поскольку у человека сформировалась привычка жить без алкоголя.
После лечения пациент проходит через постабстинентный синдром — это разные симптомы, которые появляются после прекращения употребления. Человек может испытывать стресс, постоянную тревогу, раздраженность — это отражается на отношениях с близкими. В такое время он может, наоборот, говорить, что лучше бы он пил.
Я помогаю после реабилитации почувствовать момент балансирования на грани, научиться планировать время, найти ресурсное занятие. Это может быть музыка, спорт, рисование или вязание — что угодно. Также работаю с близкими человека с зависимостью — объясняю, как правильно взаимодействовать с ним.
Моя цель и роль — задавать вопросы, через ответы на которые родитель сам решает и выбирает нужный путь преодоления зависимости.
Только сам человек может решить бросить пить: никто не в силах его заставить. Главное — чтобы он почувствовал поддержку в трудный момент.
Родители должны помнить, что никогда детям не будет лучше, чем с ними, даже если они не самые богатые и успешные. Если у человека получится справиться с зависимостью, то, вероятнее всего, ее не будет у ребенка в будущем.
Как поддержать родителей с опытом зависимости и помочь детям остаться в родной семье
Команда «В домике» работает над созданием системы профилактики социального сиротства, которая сделает ненужными детские дома в Пермском крае. Для этого сотрудники фонда поддерживают родителей и помогают им справиться с трудностями.
Вы можете поддержать работу НКО, оформив регулярное пожертвование: