Авто
3K

Как я получил страховые выплаты после ДТП с ведомственным автомобилем

2
Как я получил страховые выплаты после ДТП с ведомственным автомобилем
Аватар автора

Ярослав Вознесенский

защитил свои права

В июле 2021 года мы с женой попали в ДТП на тандемном велосипеде: в центре Москвы нам не уступила дорогу легковушка. Водитель признал вину, и мы спокойно оформили ДТП.

Полной выплаты от страховой мы добились только в конце декабря: за это время административное дело дважды рассматривали разные инспекторы, я несколько раз ходил в суд, а в документах о ДТП автомобиль виновника сменил марку и номера.

Расскажу, почему так вышло.

Как мы ездим на велосипеде-тандеме по Москве

В разгар пандемии, в мае 2020 года, мы с женой попробовали ездить на работу на велосипедах. Нам понравилось, и уже два сезона с апреля по сентябрь мы используем велосипеды как основной транспорт.

Несколько раз в неделю я отвозил жену на работу на велосипеде-тандеме Format 5352. От дома до моей работы 12 км, до работы жены — еще 8 км. С утра я отвозил супругу и ехал к себе, а вечером забирал ее и мы вдвоем возвращались домой.

Согласно ПДД, велосипед — транспортное средство, а велосипедист — участник дорожного движения. Чтобы поездки были безопасными, мы выполняем все предписания правил:

  1. Руками подаем сигналы поворота, перестроения и остановки — на тандеме это делает пассажир.
  2. Оборудовали все велосипеды передними и задними фонарями, установили светоотражающие элементы.
  3. Используем светоотражающие элементы на одежде и всегда надеваем шлемы, хотя в ПДД эта норма — скорее рекомендация.

Дело не только в ПДД, но и в здравом смысле: благодаря сигналам руками, фонарям и светоотражателям мы становимся заметнее для других участников дорожного движения. К тому же я уверен, что многие водители, видя нашу велоэкипировку и адекватное поведение на дороге, относятся к нам с большим уважением.

Если соблюдать ПДД, ездить по велополосам, велодорожкам и выделенным полосам — передвигаться по центру Москвы достаточно удобно.

Справа на руле тандема мы закрепили фонарь, слева — пульт включения заднего подседельного фонаря. На раме и шлемах есть светоотражающие наклейки, еще один фонарь стоит на кронштейне багажника
Справа на руле тандема мы закрепили фонарь, слева — пульт включения заднего подседельного фонаря. На раме и шлемах есть светоотражающие наклейки, еще один фонарь стоит на кронштейне багажника

К сожалению, наш энтузиазм в соблюдении ПДД разделяют далеко не все участники движения. Велосипедисты нередко ездят по пешеходным переходам и встречной полосе, лихачат на тротуарах, игнорируют сплошные линии разметки и проскакивают на красный.

Автомобилисты тоже нарушают: поворачивают направо, не пропуская двигающихся прямо велосипедистов, не уступают при выезде с прилегающих территорий и пугают велосипедистов звуковым сигналом по поводу и без.

На моем шлеме закреплен видеорегистратор, и особо злостных нарушителей ПДД я стараюсь привлекать к ответу: отправляю видео нарушения с объяснительным текстом через форму обращений граждан на сайте ГИБДД.

На мои обращения обычно реагируют: спустя время меня вызывают в отдел полиции, я даю объяснения и предоставляю оригинал видео. Нарушителю на усмотрение инспектора назначают штраф или выносят предупреждение.

Мой регистратор заснял, как служебный автомобиль стоит прямо на велополосе без включенных проблесковых маячков. О таких случаях я тоже сообщаю
Мой регистратор заснял, как служебный автомобиль стоит прямо на велополосе без включенных проблесковых маячков. О таких случаях я тоже сообщаю

Как мы попали в ДТП

Утром 16 июля мы сели на тандем и вместе поехали на работу в центр Москвы. Когда мы уже были на Большой Ордынке — финишной прямой к работе жены — в нас врезался автомобиль.

Улица Большая Ордынка — главная дорога с односторонним движением и велополосами по обеим сторонам. Мы двигались навстречу движению автомобилей, а в это время со второстепенной дороги — из Иверского переулка нам наперерез выезжала легковушка.

Выезд из Иверского переулка на Большую Ордынку. Знаки четко требуют уступить дорогу и предупреждают, что слева могут двигаться велосипедисты
Выезд из Иверского переулка на Большую Ордынку. Знаки четко требуют уступить дорогу и предупреждают, что слева могут двигаться велосипедисты

Даже когда я еду по главной, всегда подъезжаю к перекресткам с небольшой скоростью и стараюсь устанавливать зрительный контакт с водителями на второстепенной. Так было и в этот раз: мне показалось, что человек за рулем меня видит, поэтому я продолжил движение.

На самом деле водитель легковушки меня не заметил и при выезде на главную въехал в заднюю часть нашего велосипеда.

Место ДТП сразу после столкновения
Место ДТП сразу после столкновения

Мы с женой упали. Я не пострадал, а супруга травмировала ногу о бампер авто и детали велосипеда.

Водитель признал вину и был искренне расстроен, хотел договориться на месте и предлагал помощь. Я не знал наверняка, насколько серьезная травма у жены: рана кровоточила, мог быть перелом, поэтому от решения на месте я отказался, вызвал скорую и ГИБДД.

Скорая приехала быстро, медработники обработали раны и заверили, что переломов и вывихов нет. Жена от госпитализации отказалась, но вечером мы обратились в поликлинику проверить, что нет ничего серьезного.

Прибывший по вызову инспектор ДПС составил план-схему происшествия, собрал объяснительные у участников, выдал нам копии определения о возбуждении административного дела и назначил разбор ДТП на 24 июля. Тогда же инспектор сообщил нам с женой, что виновник — военнослужащий, правда, мы не придали этому значения.

Удар пришелся в область педалей: передний переключатель передач провернуло зажатой бампером ногой супруги
Удар пришелся в область педалей: передний переключатель передач провернуло зажатой бампером ногой супруги
План ДТП, составленный инспектором
План ДТП, составленный инспектором
Выписка из амбулаторной карты жены подтверждает, что она обращалась в поликлинику в день ДТП, а затем повторно проходила обследование у травматолога
Моя объяснительная с места ДТП
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении

Я уточнил, нужно ли нам как потерпевшей стороне участвовать в разборе 24 июля, на что инспектор сообщил, что виновник очевиден и приходить не нужно.

19 июля я посетил страховую компанию виновника, чтобы уточнить, какие документы потребуются для оформления выплат. Тогда же выяснилось, что автомобиль виновника относится к государственному ведомству: представитель страховой сообщил, что номера авто засекречены и составляют гостайну. Мне объяснили, что это обстоятельство никак не влияет на выплаты, но вскользь упомянули, что в ГИБДД при оформлении служебных автомобилей могут изменять в документах номера и марки машин.

Информация из базы данных страховой подтверждает, что сведения об авто засекречены
Информация из базы данных страховой подтверждает, что сведения об авто засекречены

Разбор ДТП и первые странности

По итогам разбора ДТП 24 июля в ГИБДД вынесли постановление об административном правонарушении, от которого я не ждал никаких неожиданностей. Как выяснилось, зря.

Номера авто и тип транспортного средства виновника в постановлении изменились — по документам в ДТП участвовал совсем другой автомобиль. В документе также ничего не говорилось о причинении вреда здоровью моей супруги.

Постановление об административном правонарушении: повреждения велосипеда указаны, но о травмах жены ни слова
Постановление об административном правонарушении: повреждения велосипеда указаны, но о травмах жены ни слова

За разъяснениями я обратился к инспектору, оформлявшему ДТП. Тот сообщил, что замена информации о транспортном средстве — обычная практика, когда автомобиль служебный, а виновник — действующий военнослужащий. По словам инспектора, в таких случаях официально указывают только виновника, а его автомобиль в документах заменяют.

Почему в постановлении не учли травмы супруги, сотрудник ГИБДД убедительно не объяснил — он согласился, что допустил ошибку из-за невнимательности, и порекомендовал мне написать жалобу на имя его начальника, чтобы дело направили на пересмотр.

В силу обстоятельств я подал жалобу в самом конце положенного десятидневного срока. Обращение отправил так же, как всегда отправлял фото и видео о нарушениях ПДД — через сайт ГИБДД.

Мое обращение на сайте ГИБДД
Мое обращение на сайте ГИБДД

Почти сразу после этого мы с женой уехали в перепланированный на ходу отпуск — вместо путешествия на велотандеме по Золотому Кольцу отправились в пешеходно-автобусное путешествие на Байкал, которое вышло вдвое дороже.

Когда мы вернулись в Москву, мне на почту пришло уведомление, что жалобу не приняли, поскольку она не подписана электронной подписью.

В ответе от 30 июля 2021 года МВД объясняет, почему мою жалобу не приняли к рассмотрению
В ответе от 30 июля 2021 года МВД объясняет, почему мою жалобу не приняли к рассмотрению

Я привык, что мои обращения о нарушениях ПДД всегда принимали без подтверждения личности, и не ожидал, что нынешнее отклонят. Разбираться я не стал и поехал в отделение полиции, чтобы подать жалобу повторно уже в распечатанном виде.

Уже в полиции я с удивлением узнал, что мое обращение на самом деле рассмотрели — об этом рассказал тот самый инспектор, который оформлял ДТП, не указал в постановлении вред здоровью и посоветовал направить жалобу. Он сообщил, что после моего обращения дело направили на доследование и назначили нового инспектора.

Повторный разбор ДТП, судмедэкспертиза и первые выплаты

4 сентября мы с женой пришли в ГИБДД на очередной разбор и вот что выяснили:

  1. Новый инспектор сделал запрос в поликлинику, в которую мы обратились в день ДТП.
  2. Полную выписку из истории болезни супруги отправили на судмедэкспертизу, чтобы выявить степень тяжести травм.
  3. По результатам экспертизы в ГИБДД решат, отправлять ли дело на рассмотрение в суд.

Спустя несколько недель всех участников ДТП по почте пригласили ознакомиться с результатами экспертизы 13 октября. Заключение подтвердило легкий вред здоровью. На основании результатов судебно-медицинской экспертизы инспектор составил протокол об административном правонарушении, в котором указал, что дело рассмотрит Таганский районный суд спустя месяц — 10 ноября.

Определение о назначении судебно⁠-⁠медицинской экспертизы
Заключение судебно-медицинской экспертизы
Заключение судебно-медицинской экспертизы
Протокол об административном правонарушении, в котором новый инспектор зафиксировал вред здоровью

По совету представителя страховой виновника я уточнил у инспектора, дополнят ли первоначальное постановление фактом вреда здоровью. Оказалось, что нет: постановление уже вступило в законную силу, а поскольку жалобу я подал с нарушением, изменения не предусмотрены. Я так и не понял, почему же в таком случае к делу добавили данные из этой жалобы с соответствующим направлением на доследование.

Чтобы не терять время, я решил получить выплаты хотя бы по первому постановлению и в тот же день пошел в страховую со всей пачкой документов. Из них мне понадобились:

  1. Паспорт.
  2. Постановление об административном правонарушении от 24 июля 2021 года.
  3. Паспорт на велосипед с чеком о его покупке.

В страховой составили заявление и назначили день осмотра повреждений велосипеда. Одновременно я выяснил, что для оформления выплаты за вред здоровью жены подойдет будущее решение суда.

19 октября эксперт страховой в течение получаса осмотрел, подтвердил и сфотографировал повреждения, уточнил детали ДТП. В конце я подписал акт: по результатам экспертизы замене подлежали заднее колесо в сборе и задний переключатель. Скрытые повреждения в зоне удара в районе рамы эксперт также отметил в акте.

Заявление о страховой выплате за поврежденный велосипед
Направление на осмотр транспортного средства
Акт осмотра велосипеда по итогам экспертизы
Акт осмотра велосипеда по итогам экспертизы
Акт осмотра велосипеда по итогам экспертизы
Акт осмотра велосипеда по итогам экспертизы

Страховая выплата пришла 26 октября — 37 600 ₽. Как рассчитывалась сумма, мне не сообщили. Деньги пришли на безымянную карту: ее выдала страховая, когда я писал заявление, поскольку карты банка-партнера компании у меня не было.

37 600 ₽
страховая выплата, которую я получил за поврежденный велосипед

На детали и ремонт тандема в веломастерской я потратил 12 000 ₽. Вот что вошло в эту сумму:

  1. Замена заднего колеса.
  2. Замена переключателя передач, тросов переключателей и тормозов.
  3. Настройка переключателей передач.
  4. Замена двух кареток.
  5. Переборка двух пар педалей.

Мне повезло, что рама не получила серьезных повреждений — при плохом раскладе стоимость сварки или замены могла дойти до 70 000 ₽ и сравниться с покупкой нового велосипеда.

Страховая выплата за повреждение велосипеда
Страховая выплата за повреждение велосипеда

Суд, новые странности и финальные выплаты

10 ноября Таганский районный суд рассматривал дело о причинении вреда здоровью в ДТП. На заседании присутствовал виновник, а я представлял жену по доверенности.

Заседание продолжалось 10 минут: из паспорта виновника на стол судье выпала наградная книжка, они что-то обсудили на языке непонятных мне терминов, а затем судья перенес заседание на месяц до выяснения места занятости виновника. Уже после объявления переноса судья потребовал у виновника на следующем заседании предъявить военный билет и трудовую книжку.

13 декабря заседание началось неожиданно. Судья отметил, что на этом заседании нет истца и ответчика, а только обвинитель и привлекаемое лицо — поэтому инспектор ГИБДД не должен был допускать к слушанию потерпевшую сторону, которую по моей доверенности я вообще не могу представлять. При этом на первом заседании 10 ноября замечаний к моей доверенности и присутствию в зале суда не было.

Совсем странным было то, что мне все же разрешили остаться и даже представлять потерпевшую сторону: судья выслушал мои комментарии, дал слово виновнику ДТП и назначил последнему штраф в размере 5000 ₽. Водителю могло грозить лишение прав, но судья руководствовался в том числе и моей просьбой о более мягкой санкции.

Постановление суда по делу об административном правонарушении
Постановление суда по делу об административном правонарушении

В тот же день я снова поехал в страховую виновника. Из документов мне понадобились:

  1. Копия постановления суда.
  2. Выписка из амбулаторной карты жены.
  3. Копия паспорта супруги.
  4. Фотография результатов судмедэкспертизы.
  5. Доверенность, по которой я представлял жену.

Я написал новое заявление о страховой выплате и указал карту супруги для перевода средств — в этот раз перевести деньги могли только по реквизитам потерпевшей. 21 декабря жене на карту пришла страховая выплата — 2750 ₽. Как и в прошлый раз, нам не сообщили ни размер выплаты, ни механизм ее расчета.

2750 ₽
страховая выплата за травму моей жены
Страховая выплата за полученную в ДТП травму
Страховая выплата за полученную в ДТП травму

Что в итоге

Все закончилось благополучно, но за время разбирательств произошло много странного:

  1. В документах о ДТП изменились номера и марка автомобиля виновника.
  2. Во время первого разбора ДТП инспектор не указал в постановлении факт причинения вреда здоровью потерпевшей, хотя сам был на месте происшествия.
  3. Меня официально уведомили, что жалобу, которую я направил в ГИБДД, не приняли без электронной подписи. Но в действительности жалобу в ГИБДД всё же рассмотрели и даже назначили нового инспектора.
  4. На повторном заседании судья заявил, что я не могу представлять потерпевшую, но по факту мне это разрешил.
  5. Разбирательства заняли пять месяцев, хотя виновник был очевиден.

Я сделал следующие выводы:

  1. При любом ДТП важно фиксировать все детали: вызывать ГИБДД и скорую помощь, если есть пострадавшие, а все обстоятельства записывать и проверять, что ваши слова зафиксированы верно.
  2. Все постановления, определения, справки и чеки лучше хранить: они понадобятся страховой или суду, если у виновника нет страховки.
  3. Если решили договориться на месте, лучше писать расписки и указывать данные сторон. Если в будущем обнаружится сопутствующий ущерб, вы сможете представить доказательства, чтобы получить необходимые выплаты.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Ярослав ВознесенскийКак думаете, стоит тратить столько времени на суды и разбирательства?
  • Какое же это ппц — почему нельзя быстро все оформить без гемора. Нахера мы платим налоги за этот отстой. Недавно меня остановил инспектор ночью на шоссе и обещал отобрать машину, потому что ему не понравился электронный стс в официальном гос приложении — "госуслуги авто". К счастью, я нашел оригинал. Просто вредители, живущие на наши налоги1