Как я получил страховые выплаты после ДТП с ведомственным автомобилем
В июле 2021 года мы с женой попали в ДТП на тандемном велосипеде: в центре Москвы нам не уступила дорогу легковушка. Водитель признал вину, и мы спокойно оформили ДТП.
Полной выплаты от страховой мы добились только в конце декабря: за это время административное дело дважды рассматривали разные инспекторы, я несколько раз ходил в суд, а в документах о ДТП автомобиль виновника сменил марку и номера.
Расскажу, почему так вышло.
Как мы ездим на велосипеде-тандеме по Москве
В разгар пандемии, в мае 2020 года, мы с женой попробовали ездить на работу на велосипедах. Нам понравилось, и уже два сезона с апреля по сентябрь мы используем велосипеды как основной транспорт.
Несколько раз в неделю я отвозил жену на работу на велосипеде-тандеме Format 5352. От дома до моей работы 12 км, до работы жены — еще 8 км. С утра я отвозил супругу и ехал к себе, а вечером забирал ее и мы вдвоем возвращались домой.
Согласно ПДД, велосипед — транспортное средство, а велосипедист — участник дорожного движения. Чтобы поездки были безопасными, мы выполняем все предписания правил:
- Руками подаем сигналы поворота, перестроения и остановки — на тандеме это делает пассажир.
- Оборудовали все велосипеды передними и задними фонарями, установили светоотражающие элементы.
- Используем светоотражающие элементы на одежде и всегда надеваем шлемы, хотя в ПДД эта норма — скорее рекомендация.
Дело не только в ПДД, но и в здравом смысле: благодаря сигналам руками, фонарям и светоотражателям мы становимся заметнее для других участников дорожного движения. К тому же я уверен, что многие водители, видя нашу велоэкипировку и адекватное поведение на дороге, относятся к нам с большим уважением.
Если соблюдать ПДД, ездить по велополосам, велодорожкам и выделенным полосам — передвигаться по центру Москвы достаточно удобно.
К сожалению, наш энтузиазм в соблюдении ПДД разделяют далеко не все участники движения. Велосипедисты нередко ездят по пешеходным переходам и встречной полосе, лихачат на тротуарах, игнорируют сплошные линии разметки и проскакивают на красный.
Автомобилисты тоже нарушают: поворачивают направо, не пропуская двигающихся прямо велосипедистов, не уступают при выезде с прилегающих территорий и пугают велосипедистов звуковым сигналом по поводу и без.
На моем шлеме закреплен видеорегистратор, и особо злостных нарушителей ПДД я стараюсь привлекать к ответу: отправляю видео нарушения с объяснительным текстом через форму обращений граждан на сайте ГИБДД.
На мои обращения обычно реагируют: спустя время меня вызывают в отдел полиции, я даю объяснения и предоставляю оригинал видео. Нарушителю на усмотрение инспектора назначают штраф или выносят предупреждение.
Как мы попали в ДТП
Утром 16 июля мы сели на тандем и вместе поехали на работу в центр Москвы. Когда мы уже были на Большой Ордынке — финишной прямой к работе жены — в нас врезался автомобиль.
Улица Большая Ордынка — главная дорога с односторонним движением и велополосами по обеим сторонам. Мы двигались навстречу движению автомобилей, а в это время со второстепенной дороги — из Иверского переулка нам наперерез выезжала легковушка.
Даже когда я еду по главной, всегда подъезжаю к перекресткам с небольшой скоростью и стараюсь устанавливать зрительный контакт с водителями на второстепенной. Так было и в этот раз: мне показалось, что человек за рулем меня видит, поэтому я продолжил движение.
На самом деле водитель легковушки меня не заметил и при выезде на главную въехал в заднюю часть нашего велосипеда.
Мы с женой упали. Я не пострадал, а супруга травмировала ногу о бампер авто и детали велосипеда.
Водитель признал вину и был искренне расстроен, хотел договориться на месте и предлагал помощь. Я не знал наверняка, насколько серьезная травма у жены: рана кровоточила, мог быть перелом, поэтому от решения на месте я отказался, вызвал скорую и ГИБДД.
Скорая приехала быстро, медработники обработали раны и заверили, что переломов и вывихов нет. Жена от госпитализации отказалась, но вечером мы обратились в поликлинику проверить, что нет ничего серьезного.
Прибывший по вызову инспектор ДПС составил план-схему происшествия, собрал объяснительные у участников, выдал нам копии определения о возбуждении административного дела и назначил разбор ДТП на 24 июля. Тогда же инспектор сообщил нам с женой, что виновник — военнослужащий, правда, мы не придали этому значения.
Я уточнил, нужно ли нам как потерпевшей стороне участвовать в разборе 24 июля, на что инспектор сообщил, что виновник очевиден и приходить не нужно.
19 июля я посетил страховую компанию виновника, чтобы уточнить, какие документы потребуются для оформления выплат. Тогда же выяснилось, что автомобиль виновника относится к государственному ведомству: представитель страховой сообщил, что номера авто засекречены и составляют гостайну. Мне объяснили, что это обстоятельство никак не влияет на выплаты, но вскользь упомянули, что в ГИБДД при оформлении служебных автомобилей могут изменять в документах номера и марки машин.
Разбор ДТП и первые странности
По итогам разбора ДТП 24 июля в ГИБДД вынесли постановление об административном правонарушении, от которого я не ждал никаких неожиданностей. Как выяснилось, зря.
Номера авто и тип транспортного средства виновника в постановлении изменились — по документам в ДТП участвовал совсем другой автомобиль. В документе также ничего не говорилось о причинении вреда здоровью моей супруги.
За разъяснениями я обратился к инспектору, оформлявшему ДТП. Тот сообщил, что замена информации о транспортном средстве — обычная практика, когда автомобиль служебный, а виновник — действующий военнослужащий. По словам инспектора, в таких случаях официально указывают только виновника, а его автомобиль в документах заменяют.
Почему в постановлении не учли травмы супруги, сотрудник ГИБДД убедительно не объяснил — он согласился, что допустил ошибку из-за невнимательности, и порекомендовал мне написать жалобу на имя его начальника, чтобы дело направили на пересмотр.
В силу обстоятельств я подал жалобу в самом конце положенного десятидневного срока. Обращение отправил так же, как всегда отправлял фото и видео о нарушениях ПДД — через сайт ГИБДД.
Почти сразу после этого мы с женой уехали в перепланированный на ходу отпуск — вместо путешествия на велотандеме по Золотому Кольцу отправились в пешеходно-автобусное путешествие на Байкал, которое вышло вдвое дороже.
Когда мы вернулись в Москву, мне на почту пришло уведомление, что жалобу не приняли, поскольку она не подписана электронной подписью.
Я привык, что мои обращения о нарушениях ПДД всегда принимали без подтверждения личности, и не ожидал, что нынешнее отклонят. Разбираться я не стал и поехал в отделение полиции, чтобы подать жалобу повторно уже в распечатанном виде.
Уже в полиции я с удивлением узнал, что мое обращение на самом деле рассмотрели — об этом рассказал тот самый инспектор, который оформлял ДТП, не указал в постановлении вред здоровью и посоветовал направить жалобу. Он сообщил, что после моего обращения дело направили на доследование и назначили нового инспектора.
Повторный разбор ДТП, судмедэкспертиза и первые выплаты
4 сентября мы с женой пришли в ГИБДД на очередной разбор и вот что выяснили:
- Новый инспектор сделал запрос в поликлинику, в которую мы обратились в день ДТП.
- Полную выписку из истории болезни супруги отправили на судмедэкспертизу, чтобы выявить степень тяжести травм.
- По результатам экспертизы в ГИБДД решат, отправлять ли дело на рассмотрение в суд.
Спустя несколько недель всех участников ДТП по почте пригласили ознакомиться с результатами экспертизы 13 октября. Заключение подтвердило легкий вред здоровью. На основании результатов судебно-медицинской экспертизы инспектор составил протокол об административном правонарушении, в котором указал, что дело рассмотрит Таганский районный суд спустя месяц — 10 ноября.
По совету представителя страховой виновника я уточнил у инспектора, дополнят ли первоначальное постановление фактом вреда здоровью. Оказалось, что нет: постановление уже вступило в законную силу, а поскольку жалобу я подал с нарушением, изменения не предусмотрены. Я так и не понял, почему же в таком случае к делу добавили данные из этой жалобы с соответствующим направлением на доследование.
Чтобы не терять время, я решил получить выплаты хотя бы по первому постановлению и в тот же день пошел в страховую со всей пачкой документов. Из них мне понадобились:
- Паспорт.
- Постановление об административном правонарушении от 24 июля 2021 года.
- Паспорт на велосипед с чеком о его покупке.
В страховой составили заявление и назначили день осмотра повреждений велосипеда. Одновременно я выяснил, что для оформления выплаты за вред здоровью жены подойдет будущее решение суда.
19 октября эксперт страховой в течение получаса осмотрел, подтвердил и сфотографировал повреждения, уточнил детали ДТП. В конце я подписал акт: по результатам экспертизы замене подлежали заднее колесо в сборе и задний переключатель. Скрытые повреждения в зоне удара в районе рамы эксперт также отметил в акте.
Страховая выплата пришла 26 октября — 37 600 ₽. Как рассчитывалась сумма, мне не сообщили. Деньги пришли на безымянную карту: ее выдала страховая, когда я писал заявление, поскольку карты банка-партнера компании у меня не было.
- 37 600 ₽
На детали и ремонт тандема в веломастерской я потратил 12 000 ₽. Вот что вошло в эту сумму:
- Замена заднего колеса.
- Замена переключателя передач, тросов переключателей и тормозов.
- Настройка переключателей передач.
- Замена двух кареток.
- Переборка двух пар педалей.
Мне повезло, что рама не получила серьезных повреждений — при плохом раскладе стоимость сварки или замены могла дойти до 70 000 ₽ и сравниться с покупкой нового велосипеда.
Суд, новые странности и финальные выплаты
10 ноября Таганский районный суд рассматривал дело о причинении вреда здоровью в ДТП. На заседании присутствовал виновник, а я представлял жену по доверенности.
Заседание продолжалось 10 минут: из паспорта виновника на стол судье выпала наградная книжка, они что-то обсудили на языке непонятных мне терминов, а затем судья перенес заседание на месяц до выяснения места занятости виновника. Уже после объявления переноса судья потребовал у виновника на следующем заседании предъявить военный билет и трудовую книжку.
13 декабря заседание началось неожиданно. Судья отметил, что на этом заседании нет истца и ответчика, а только обвинитель и привлекаемое лицо — поэтому инспектор ГИБДД не должен был допускать к слушанию потерпевшую сторону, которую по моей доверенности я вообще не могу представлять. При этом на первом заседании 10 ноября замечаний к моей доверенности и присутствию в зале суда не было.
Совсем странным было то, что мне все же разрешили остаться и даже представлять потерпевшую сторону: судья выслушал мои комментарии, дал слово виновнику ДТП и назначил последнему штраф в размере 5000 ₽. Водителю могло грозить лишение прав, но судья руководствовался в том числе и моей просьбой о более мягкой санкции.
В тот же день я снова поехал в страховую виновника. Из документов мне понадобились:
- Копия постановления суда.
- Выписка из амбулаторной карты жены.
- Копия паспорта супруги.
- Фотография результатов судмедэкспертизы.
- Доверенность, по которой я представлял жену.
Я написал новое заявление о страховой выплате и указал карту супруги для перевода средств — в этот раз перевести деньги могли только по реквизитам потерпевшей. 21 декабря жене на карту пришла страховая выплата — 2750 ₽. Как и в прошлый раз, нам не сообщили ни размер выплаты, ни механизм ее расчета.
- 2750 ₽
Что в итоге
Все закончилось благополучно, но за время разбирательств произошло много странного:
- В документах о ДТП изменились номера и марка автомобиля виновника.
- Во время первого разбора ДТП инспектор не указал в постановлении факт причинения вреда здоровью потерпевшей, хотя сам был на месте происшествия.
- Меня официально уведомили, что жалобу, которую я направил в ГИБДД, не приняли без электронной подписи. Но в действительности жалобу в ГИБДД всё же рассмотрели и даже назначили нового инспектора.
- На повторном заседании судья заявил, что я не могу представлять потерпевшую, но по факту мне это разрешил.
- Разбирательства заняли пять месяцев, хотя виновник был очевиден.
Я сделал следующие выводы:
- При любом ДТП важно фиксировать все детали: вызывать ГИБДД и скорую помощь, если есть пострадавшие, а все обстоятельства записывать и проверять, что ваши слова зафиксированы верно.
- Все постановления, определения, справки и чеки лучше хранить: они понадобятся страховой или суду, если у виновника нет страховки.
- Если решили договориться на месте, лучше писать расписки и указывать данные сторон. Если в будущем обнаружится сопутствующий ущерб, вы сможете представить доказательства, чтобы получить необходимые выплаты.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil