Никогда не понимал: почему виноват в ДТП водитель без ОСАГО, а про­бле­мы у меня

Рассуждения читателя
24
Никогда не понимал: почему виноват в ДТП водитель без ОСАГО, а про­бле­мы у меня

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Евгений В

негодует

Страница автора

В июле 2023 года я стал участником ДТП.

Все банально: водитель, выезжающий с прилегающей территории, вместо того, чтобы смотреть за дорогой, витал где-то в облаках и ударил мою машину.

Несмотря на свой вспыльчивый характер и то, что это первое мое ДТП за многолетний водительский стаж — с 2004 года, я воспринял ситуацию весьма спокойно. Остановился, включил аварийку, установил знак аварийной остановки и пошел осматривать нанесенный мне ущерб.

Хруст при ударе был громкий. Треснул бампер, помято крыло и передняя пассажирская дверь, повреждено лакокрасочное покрытие задней двери и заднее крыло — повреждена пассажирская сторона машины от передней фары до заднего крыла.

У виновника ДТП был снесен перед на его машине: бампер, решетка, капот гармошкой, фары. Но меня это меньше всего интересовало в тот момент. Я предложил ему вызвать аварийных комиссаров, но он отказался, что мне сразу показалось подозрительным. Ну, мало ли, у всех свои взгляды и принципы.

Вызвали ГИБДД. Аварийные комиссары сами нашли нас и предложили свои услуги. Я был не против и отправил общаться с виновником ДТП.

И тут меня ждала новость, которой я так боялся: у виновника нет ОСАГО.

Я начал мысленно подсчитывать ущерб, попутно звоня знакомому, который занимается запчастями, и уточняя стоимость деталей. Благо время у меня на это было.

Забегая вперед, скажу, что сотрудники приехали на место ДТП через три с половиной часа после вызова. Подбив цифры, я пошел разговаривать с виновником о возмещении ущерба. По моей предварительной прикидке, стоимость ремонта составляла 80 000—90 000 ₽ — с учетом того, что машина не новая, 2010 года выпуска, но некоторые запчасти, а именно переднее крыло и бампер, требовали замены.

М., как представился виновник, предложил решить вопрос на месте и был готов дать 30 000 ₽. Смешно, правда? Я ему об этом и сказал. В итоге приехал инспектор, оформил протокол и назначил день, когда нужно явиться за справкой о ДТП.

В назначенный день я забрал справку и начал думать, как быть дальше. Проконсультировавшись у юристов, я представлял, что мне предстоит, но еще была надежда решить вопрос полюбовно.

Набрав М., я снова выслушал историю про 30 000 ₽, на что ответил: «Увидимся в суде!»

И вот теперь начинается самое интересное. Я поехал к независимому оценщику, который назначил дату осмотра автомобиля, чтобы я мог заранее уведомить виновника, что я и сделал. Хотя это сейчас и не обязательно. Но мы же хотим, чтобы все правильно было?

Естественно, М. на оценку не явился, и я, заплатив 10 000 ₽ и проведя осмотр, поехал ждать результатов экспертизы. Дней через десять мне позвонили из компании и сообщили, что все готово и можно забрать результаты. Я снова поехал за документами к оценщику. Без учета износа ремонт автомобиля, по результатам оценки, составил 95 000 ₽.

Обратившись к адвокату, я заключил с ним договор, чтобы он вел мое дело в суде до получения исполнительного листа. Затраты на адвоката — 30 000 ₽. Необходимо было сделать доверенность на адвоката у нотариуса, чтобы он мог представлять мои интересы в суде.

Снова время на поиски, дорогу, прием у нотариуса — 2000 ₽. Адвокат сказал, что, раз есть на руках независимая оценка, можно машину отремонтировать, что я и сделал, заплатив 93 000 ₽. Три недели был пешеходом.

В процессе ремонта, как всегда, возникали определенные трудности: найти новый бампер, крыло, отогнать машину к рихтовщику, перегнать к маляру. Приходилось просить друзей и родственников о помощи.

Адвокат подал иск, его зарегистрировали и назначили первую дату заседания. На первый суд ответчик не хотел приходить — судье пришлось звонить ему и вызывать. По итогу первого заседания суд удовлетворил наше ходатайство об аресте машины и назначил следующее заседание через месяц.

На втором заседании ответчик заявил ходатайство о проведении дополнительной судебной экспертизы, которая теперь должна состояться в течение двух месяцев. Пока дело идет, и чем оно закончится — неясно. Как итог, с момента ДТП уже прошло почти четыре месяца, а конца и края в деле до сих пор не видно. Куча потраченного времени, денег и нервов, которые не факт, что вернутся.

Почему я, как законопослушный гражданин, который оформил полис ОСАГО, должен ездить к адвокату, на оценку, в ГИБДД, к нотариусу, по судам? В то время как ответчик спокойно сидит дома и не напрягается. Считаю, что моя страховая должна оплатить мне ремонт или починить машину, а с виновником пусть сами дальше разбираются, ведь для этого у них целый штат юристов имеется.

Аватар автора

Дмитрий Сергеев

не выезжает на дорогу без страховки

Страница автора

Как возместить ущерб, если у виновника нет ОСАГО

ОСАГО страхует только вашу гражданскую ответственность перед другими участниками ДТП. Если застрахованный виновен в аварии, ему не придется компенсировать ущерб пострадавшим из своего кармана — за него заплатит страховая. Лимиты компенсации каждому потерпевшему в случае причинения ущерба жизни или здоровью — 500 000 ₽, имуществу — 400 000 ₽.

В этой истории вред вам должна была компенсировать страховая компания виновника, но у него нет ОСАГО.

В таком случае возмещение можно получить через суд. Единственный способ защититься от риска попасть в такую ситуацию — оформить каско. Бывает, что виновник выплачивает деньги добровольно.

Виновник не оспаривал обстоятельства ДТП и был готов выплатить на месте 30 000 ₽ — в такой ситуации, возможно, стоило взять деньги.

Это не освобождает виновника от обязанности полностью возместить затраты, связанные с ДТП  , даже если вы напишете расписку, что больше не имеете претензий. Чтобы получить остальные деньги, вы могли попробовать договориться — отправить виновнику копию акта оценки и досудебную претензию. Если бы он отказался или не ответил, можно было бы обратиться в суд за полной компенсацией.

Собирать документы, подтверждать ущерб и обращаться за выплатой — в любом случае обязанность потерпевшего, даже когда есть ОСАГО, ДСАГО или каско.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

РедакцияПопадали в неприятности на дороге? Расскажите, как удалось из них выбраться:
  • Евгений ВДаниэль, а я и не говорю, что страховая мне что-то должна. Поэтому и обратился в суд. Я считаю, что несправедливо, что должен бегать по всем инстанциям, теряя свое время и деньги. Я взываю к тому, чтобы доработать закон в этой части.26
  • Евгений ВAleksis, я не думаю, что если он раньше не позаботился об этом, согласился бы сейчас. К тому же, я не сторонник всех этих подстав, а предпочитаю все вопросы решать в правовом поле.13
  • МаксимAleksis, что его бы больше никто не видел.2
  • Евгений ВСветлана, можно штрафы за отсутствие ОСАГО повысить до того размера, что без полиса очень невыгодно станет ездить. А то сейчас при штрафе 800 рублей, очень много людей не делают страховку и надеются на авось.22
  • Макс МайлсНет, не для подобного они существуют: на случаи, когда водитель-виновник и ему требуется починить свою машину, это потом уже туда добавились всевозможные вариации повреждений на все случаи жизни. Человек в данном случае не виновник ДТП, поэтому вполне справедливо указал, ведь когда у двух человек всё ок с документами - страховая решает вопрос чуть ли не сразу (мне в этом году решили проблему меньше чем за сутки и к вечеру определили куда ехать ремонтироваться). Оправдывать недоработанный звездец отсутствием КАСКО или недокаско мягко говоря идиотизм. Либо пусть государство снимает обязанность страховать ТС, тогда мои претензии снимаются. Законом определенно что каждый владелец машины страхуется, тогда почему я выполняю это требование и понимаю на кой это нужно, а другой платит только 800 рублей штрафа, а то и не платит вовсе? По мне так это серьёзное преступление: если в машине сидят люди и они пострадали или задет/сбит пешеход выплачивается денежная компенсация по ОСАГО. А если для них это вопрос инвалидности или жизни и смерти (реабилитация требуется)? Чёрт с ней с машиной, почему не вкуривают, что это в том числе для людей. Остановили гаишники или проверили во время ДТП ОСАГО, а его нет - независимо от виновности арест машины + конский штраф, а если машина не того кто въехал "- права" того кто въехал + штраф владельцу, это помимо возмещения убытка. Вот это нормальный законодательный метод принуждения, машины нынче не дешёвые как и детали для них. Мне кажется РСА совместно с ЦБ (контролирующий орган) должны обеспечить полную автоматизацию таких процессов (ведение полисов(+), ведение документов, убытков, автоматизацию получения документов из мвд, передачу дел в суд и так далее). Я работал в нескольких страховых в качестве it-администратора с базами (часто общался с разработчиками, видел проекты и боли людей со стороны "бизнеса") и понимаю какую колоссальную работу надо сделать, но извините - сервис для людей. А то получается обязанность есть, налоги выплачиваются, премии тоже, а как бы спрос только со страховых в идеальных ситуациях, а не в остальных случаях: "ну, смотри, мы тут суд создали, ты в принципе и сам если толковый можешь побегать по нашим инстанциями, и свою правоту доказать, и выплаты получить; ой, а он банкрот, всё на племянника переписал, ну селяви, ты ж не подумал наложить арест на продажу машины; всего хорошего, держитесь!".15
  • Не ОнAleksis, электр. страховка начинает действовать через 3 дня после оформления7
  • Не ОнНикогда этого не понимал. Страховку покупаешь но почему то трясешь деньги с виновника. Правильно было бы чтоб твоя страховая тебе починила авто и сама трясла бабки с виновника22
  • Артем СтепановБыла такая история - въехали на светофоре в жопу пьяные парни из ремонтной мастерской на свежеотремонтированном авто. Свалили с места ДТП, но далеко уехать не смогли. Машина была без страховки да еще и не переоформлена со старого хозяина. В итоге после года судов и экспертиз старый хозяин рассчитался.3
  • Артем СтепановОчень не доработана у нас система ОСАГО. Например, в Польше вас не волнует есть ли страховка у виновника, покрывает ваша страховая, а потом берёт регресс в виновника. В то-же время езда без страховки выйдет боком, даже за один день езды без страховки, штраф составит порядка 30000 ₽, а если больше двух недель - то 150000 ₽. И забыть продлить зачастую вы её не можете, так как если вы страховую не оповестили, например о переходе к другой страховой, то у вас она просто пролонгируется.9
  • Артем СтепановAleksis, потому что в страховых эту лазейку в основном прикрыли.2
  • МаксимНе, это называется КАСКО. Вы покупаете страховку на конкретный риск. В данном случае вы застраховали себя от выплат в случае ДТП по своей вине. Но не застраховали себя ни от чего другого16
  • AlexНе, если речь про ОСАГО в РФ, то так и так трясти деньги в суде. Со страховой судиться поприятнее, конечно. Но за последние годы было принято огромное количество законов, позволяющих страховой многократно занижать выплаты на законных основаниях. Для сравнения: в примере автора статьи страховая по ОСАГО выплатила бы те же 30 тысяч рублей, руководствуясь ценами из своего каталога. Либо мурыжила бы по автосервисам и так ничего и не починила бы0
  • Lil VicМакс, мне кажется можно сделать проще. Страховой пострадавшего выплачивает ущерб банк, в котором автоматически на это оформляется кредит на виновника. А потом гос-во начинает драть виновника за этот кредит, выступать попечителем, защищая интересы банка, т.е. вычитать из доходов часть суммы на погашение кредита, причём с повышенной ставкой, например, коэф-ент 1,2 от суммы покрытия ущерба + ежегодное повышение на инфляцию. А так гос-во выкинуло закон, а дальше вертитесь как хотите.3
  • AlexAleksis, например, то, что это мошенничество3
  • Евгений ВНе ожидал, что мой небольшой очерк опубликуют в сообществе. Но раз так вышло, то дополню немного свою историю. За 7 месяцев, которые прошли с опубликования статьи, произошло следующее: 1. результат судебной экспертизы практически полностью совпал с той суммой, которую насчитала моя независимая оценка. 2. Судом было принято решение удовлетворить мои иск частично (моральный ущерб и проценты за пользование деньгами- мне отказали). 3. Был выдан исполнительный лист, который был отправлен судебным приставам. 4. Ответчик подал апелляционную жалобу, в которой ему отказали, т.к. он нарушил сроки 5. Ответчик подал кассационную жалобу, которая второй месяц на рассмотрении в суде. 6. Пристав арестовал счета ответчика и наложил запрет нас его выезд за границу. 7. Наверное, самое главное- прошло 11 месяцев с момента ДТП, а я ещё не получил ни копейки денег с ответчика. Пока на этом всё....0
  • Леонид СмирновПочему я, как ответственный водитель с ОСАГО, должен тратить свое время и деньги на суды, юристов и экспертизы, когда виновник ДТП без страховки остается почти безнаказанным? Неужели страховые компании несут ответственность за такие случаи, или законы о защите потерпевших нуждаются в изменениях?0
  • АлександрЕвгений, это повезло, что ещё ответчик часть своих расходов с Вас не взыскал, так как Ваш иск удовлетворён частично, а следовательно по неудовлетворённой части банкет оплачиваете Вы.0