Никогда не понимал: почему у человека нет ОСАГО, а разбираться с этим приходится мне
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
В июле 2023 года я стал участником ДТП. Как всегда, все банально просто: водитель, выезжающий с прилегающей территории, вместо того, чтобы смотреть за дорогой, витал где-то в облаках и ударил мою машину.
Повреждения
Хотя это и первое мое ДТП за многолетний водительский стаж — с 2004 года, я воспринял ситуацию весьма спокойно, несмотря на свой вспыльчивый характер. Остановился, включил аварийку, достал и установил знак аварийной остановки, закурил и пошел осматривать нанесенный мне ущерб.
Хруст при ударе был громкий, я подумал, что это мой позвоночник, а оказалось треснул бампер, помято крыло и передняя пассажирская дверь, повреждено ЛКП задней двери и заднее крыло. Молодец, что сказать! Как итог: повреждена пассажирская сторона машины от передней фары до заднего крыла.
У виновника ДТП был снесен перед на его машине: бампер, решетка, капот «гармошкой», фары и т.д. Но меня это меньше всего интересовало в данный момент. Я предложил ему вызвать аварийных комиссаров, но он отказался, что мне сразу показалось подозрительным. Ну мало ли, у всех свои взгляды и принципы.
Неприятный сюрприз
Вызвали ГИБДД. Аварийные комиссары сами нашли нас и предложили свои услуги. Я был не против и отправил общаться с виновником ДТП. И тут меня ждала новость, которой я так боялся: у виновника отсутствует полис ОСАГО. Закурив вторую сигарету, я начал мысленно просчитывать ущерб, попутно звоня знакомому, который занимается запчастями, уточняя стоимость деталей.
Благо, время у меня на это было. Забегая вперед скажу, что сотрудники приехали на место ДТП через 3.5 часа после вызова. Подбив цифры, я пошел разговаривать с виновником о возмещении ущерба. По моей предварительной прикидке стоимость ремонта составляла около 80-90 тысяч рублей, с учетом того, что машина не новая — 2010 г.в., но некоторые запчасти (переднее крыло и бампер) требовали замены.
Поиск решения
М., как представился виновник, предложил мне решить вопрос на месте, предложив 30 000 ₽. Смешно, правда? Я ему об этом и сказал. В итоге, приехал инспектор, оформил протокол и назначил день, когда нужно явиться в батальон за справкой о ДТП. В назначенный день я забрал справку и начал думать как быть дальше. Проконсультировавшись у юристов, я представлял себе, что мне предстоит, но еще была надежда решить вопрос полюбовно.
Набрав М., я снова выслушал историю про 30 000 ₽, на что ответил: увидимся в суде! И вот теперь начинается самое интересное. Я поехал к независимому оценщику, который назначил мне дату осмотра автомобиля, чтобы я мог заранее уведомить виновника. Что я и сделал. Хотя, это сейчас и не обязательно. Но мы ж хотим, чтобы все правильно было?
Естественно, М. на оценку не явился и я, заплатив 10 000 ₽ и проведя осмотр, поехал ждать результатов экспертизы. Где-то через дней 10 мне позвонили из компании и сообщили, что все готово и можно забрать результаты. Я снова поехал за документами к оценщику. В результате без учета износа ремонт автомобиля по результатам оценки составил — 95 тысяч рублей.
Обратившись к адвокату, я заключил с ним договор, чтобы он вел мое дело в суде до получения исполнительного листа. Затраты на адвоката — 30 000 ₽. Необходимо было сделать доверенность на адвоката у нотариуса, чтобы он мог представлять мои интересы в суде.
Снова время на поиски, дорогу, прием у нотариуса — минус 2000 рублей. Адвокат мне сказал, что раз есть на руках независимая оценка, то можно машину отремонтировать, что я и сделал, заплатив — 93 тысячи рублей и три недели был пешеходом. В процессе ремонта, как всегда, возникали определенные трудности: найти новый бампер, крыло, отогнать машину к рихтовщику, перегнать к маляру. Приходилось просить друзей и родственников о помощи.
Суд
И вот, адвокат подал иск, его зарегистрировали и назначили первую дату заседания. На первый суд ответчик не хотел приходить и судье пришлось звонить ему и вызывать. По итогу первого заседания суд удовлетворил наше ходатайство об аресте машины и назначил следующее заседание через месяц.
На втором заседании ответчик заявил ходатайство о проведении дополнительной судебной экспертизы, которая теперь должна состояться в течение двух месяцев. Пока дело идет и чем оно закончится не ясно.
Как итог, с момента ДТП уже прошло почти 4 месяца, а конца и края в деле до сих пор не видно. Куча потраченного времени, денег и нервов, которые не факт, что вернутся. Почему я, как законопослушный гражданин, который оформил полис ОСАГО, должен ездить к адвокату, на оценку, в ГИБДД, к нотариусу, по судам? В то время как ответчик спокойно сидит дома и не напрягается.
Я считаю, что моя страховая должна оплатить мне ремонт или починить машину, а с виновником пусть сами дальше разбираются, ведь для этого у них целый штат юристов имеется.
25.10, 14:19
Даниэль, а я и не говорю, что страховая мне что-то должна. Поэтому и обратился в суд. Я считаю, что несправедливо, что должен бегать по всем инстанциям, теряя свое время и деньги. Я взываю к тому, чтобы доработать закон в этой части.
25.10, 14:37
Евгений, закон доработают и повысят цены ОСАГО, КАСКО.
25.10, 14:46
Светлана, можно штрафы за отсутствие ОСАГО повысить до того размера, что без полиса очень невыгодно станет ездить.
А то сейчас при штрафе 800 рублей, очень много людей не делают страховку и надеются на авось.
25.10, 14:20
Aleksis, я не думаю, что если он раньше не позаботился об этом, согласился бы сейчас.
К тому же, я не сторонник всех этих подстав, а предпочитаю все вопросы решать в правовом поле.
25.10, 17:05
Нет, не для подобного они существуют: на случаи, когда водитель-виновник и ему требуется починить свою машину, это потом уже туда добавились всевозможные вариации повреждений на все случаи жизни. Человек в данном случае не виновник ДТП, поэтому вполне справедливо указал, ведь когда у двух человек всё ок с документами - страховая решает вопрос чуть ли не сразу (мне в этом году решили проблему меньше чем за сутки и к вечеру определили куда ехать ремонтироваться).
Оправдывать недоработанный звездец отсутствием КАСКО или недокаско мягко говоря идиотизм. Либо пусть государство снимает обязанность страховать ТС, тогда мои претензии снимаются.
Законом определенно что каждый владелец машины страхуется, тогда почему я выполняю это требование и понимаю на кой это нужно, а другой платит только 800 рублей штрафа, а то и не платит вовсе?
По мне так это серьёзное преступление: если в машине сидят люди и они пострадали или задет/сбит пешеход выплачивается денежная компенсация по ОСАГО. А если для них это вопрос инвалидности или жизни и смерти (реабилитация требуется)? Чёрт с ней с машиной, почему не вкуривают, что это в том числе для людей.
Остановили гаишники или проверили во время ДТП ОСАГО, а его нет - независимо от виновности арест машины + конский штраф, а если машина не того кто въехал "- права" того кто въехал + штраф владельцу, это помимо возмещения убытка. Вот это нормальный законодательный метод принуждения, машины нынче не дешёвые как и детали для них. Мне кажется РСА совместно с ЦБ (контролирующий орган) должны обеспечить полную автоматизацию таких процессов (ведение полисов(+), ведение документов, убытков, автоматизацию получения документов из мвд, передачу дел в суд и так далее). Я работал в нескольких страховых в качестве it-администратора с базами (часто общался с разработчиками, видел проекты и боли людей со стороны "бизнеса") и понимаю какую колоссальную работу надо сделать, но извините - сервис для людей. А то получается обязанность есть, налоги выплачиваются, премии тоже, а как бы спрос только со страховых в идеальных ситуациях, а не в остальных случаях: "ну, смотри, мы тут суд создали, ты в принципе и сам если толковый можешь побегать по нашим инстанциями, и свою правоту доказать, и выплаты получить; ой, а он банкрот, всё на племянника переписал, ну селяви, ты ж не подумал наложить арест на продажу машины; всего хорошего, держитесь!".
25.10, 19:10
Aleksis, электр. страховка начинает действовать через 3 дня после оформления
25.10, 19:12
Никогда этого не понимал. Страховку покупаешь но почему то трясешь деньги с виновника.
Правильно было бы чтоб твоя страховая тебе починила авто и сама трясла бабки с виновника
26.10, 08:42
Не, это называется КАСКО.
Вы покупаете страховку на конкретный риск. В данном случае вы застраховали себя от выплат в случае ДТП по своей вине.
Но не застраховали себя ни от чего другого
25.10, 14:29
Aleksis, что его бы больше никто не видел.
26.10, 06:09
Очень не доработана у нас система ОСАГО.
Например, в Польше вас не волнует есть ли страховка у виновника, покрывает ваша страховая, а потом берёт регресс в виновника. В то-же время езда без страховки выйдет боком, даже за один день езды без страховки, штраф составит порядка 30000 ₽, а если больше двух недель - то 150000 ₽. И забыть продлить зачастую вы её не можете, так как если вы страховую не оповестили, например о переходе к другой страховой, то у вас она просто пролонгируется.
26.10, 05:52
Была такая история - въехали на светофоре в жопу пьяные парни из ремонтной мастерской на свежеотремонтированном авто. Свалили с места ДТП, но далеко уехать не смогли. Машина была без страховки да еще и не переоформлена со старого хозяина.
В итоге после года судов и экспертиз старый хозяин рассчитался.
26.10, 06:16
Aleksis, потому что в страховых эту лазейку в основном прикрыли.