Правила дорожного движения для вело­си­пе­дистов
Все о правах и обязанностях
26K
Фотография — Haggardous50000 / Shutterstock / FOTODOM

Правила дорожного движения для вело­си­пе­дистов

Как ездить на велосипеде безопасно и не мешать окружающим

27
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

знает, как ездить на велосипеде

Страница автора

Чтобы управлять велосипедом, не нужно водительское удостоверение. Многим кажется, что и ПДД велосипедистам знать не обязательно, но это не так.

Велосипедист и его пассажиры должны соблюдать правила дорожного движения, иначе их могут оштрафовать. К тому же велосипедист, нарушающий правила, рискует попасть в ДТП — риск травмы у него выше, чем у автомобилиста.

Расскажем, что нужно знать водителю велосипеда, чтобы избежать штрафов и не попасть в аварию.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Что такое велосипед

Велосипед — это транспортное средство, у которого:

  1. Минимум два колеса.
  2. Педали или рукоятки, с помощью которых его приводят в движение водитель или пассажир.
  3. Может быть электродвигатель мощностью до 0,25 кВт, который на скорости выше 25 км/ч автоматически отключается.

Моноцикл — устройство с одним колесом — к велосипедам не относят, хотя в быту его называют «одноколесный велосипед».

Какие права нужны, чтобы ездить на велосипеде

Управлять велосипедом могут даже дети — водительское удостоверение для этого не нужно  .

ПДД считают велосипедиста водителем. Но если он сойдет с велосипеда и будет вести его за руль рядом с собой — станет пешеходом. Как и любой участник дорожного движения, он обязан соблюдать требования дорожных знаков, светофора, регулировщика, дорожной разметки  .

Велосипедисты должны исполнять некоторые обязанности водителей  . В частности:

  • перед выездом — проверить, все ли в порядке с тормозами и рулевым управлением  ;
  • если не работают тормоза, руль, звуковой сигнал, фары или фонари — починить или ехать к месту ремонта с соблюдением мер предосторожности.

А вот водительское удостоверение, полис ОСАГО и документы на велосипед не обязательны. Велосипед не относят к механическим транспортным средствам  , водители которых обязаны предъявлять ВУ сотрудникам ГИБДД  .

Если велосипедист нарушил ПДД, его привлекут к ответственности — но не как водителя, а как велосипедиста. Его не могут оштрафовать за нарушения ПДД, за которые наказывают водителей автомобилей.

Кто и где может ездить на велосипеде

Дети до 7 лет должны ездить только по тротуарам, пешеходным, велопешеходным дорожкам со стороны движения пешеходов и в пешеходных зонах  .

Дети от 7 до 14 лет вправе передвигаться по тротуарам, пешеходным, велосипедным, велопешеходным дорожкам и в пешеходных зонах  .

Дети старше 14 лет и взрослые обязаны ездить по велосипедной, велопешеходной дорожке, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов  .

Но эта категория велосипедистов также может ехать  :

  1. По правому краю проезжей части — если нет велосипедных дорожек, полосы для велосипедистов или по ним нельзя проехать, либо велосипед, прицеп к нему или груз шире 1 м, либо велосипедисты едут колонной.
  2. По обочине — когда нет велосипедных дорожек, полосы для велосипедистов, нельзя проехать по ним или по правому краю проезжей части.
  3. По тротуару или пешеходной дорожке — если нет велосипедных дорожек, полосы для велосипедистов, нельзя проехать по ним, по правому краю проезжей части или по обочине. Либо если сопровождать велосипедиста в возрасте до 14 лет или перевозить ребенка до 7 лет в детском велокресле, велоколяске или велоприцепе.
  4. По полосе для маршрутного транспорта — если она расположена справа  .

В тех случаях, когда ПДД разрешает велосипедистам ехать по пешеходным дорожкам и тротуарам, приоритет у пешеходов. Велосипедист не должен создавать им помех, а если это неизбежно — должен спешиться и вести велосипед за руль рядом с собой.

Как правильно ездить на велосипеде

Кроме общих правил велосипедисты должны соблюдать дополнительные требования ПДД.

Передвигаться по проезжей части справа в один ряд, а при ширине велосипеда до 75 см — в два  .

Ехать колонной до 10 велосипедистов или двумя — до 10 пар. Расстояние между колоннами — минимум 80 м, чтобы автомобилям было легче обгонять группы велосипедистов  .

Пересекать дорогу по пешеходному переходу только пешком. Велосипедист должен спешиться и вести велосипед за руль  .

Подавать сигналы другим участникам движения  :

  1. Перед тем как начать двигаться — вытянуть левую руку в сторону.
  2. Перед перестроением или поворотом — вытянуть руку в ту сторону, куда нужно перестроиться или повернуть.
  3. Перед тем как остановиться — поднять любую руку.

Перевозить грузы на велосипеде соблюдая требования п. 24.8 ПДД. Груз не должен:

  1. Выступать за габариты велосипеда больше чем на 50 см.
  2. Мешать управлению, нарушать устойчивость или ограничивать обзор. Например, рюкзак нельзя вешать на руль: так он затруднит маневры.

Установить на велосипеде световозвращатели и световые приборы — фары, фонари. Спереди должен стоять световозвращатель и фонарь или фара белого цвета, сзади — световозвращатель или фонарь красного цвета, а по бокам — оранжевые или красные световозвращатели  . Ночью, в дождь или туман можно ехать, только если спереди стоит фара или фонарь.

Что запрещено делать велосипедистам

Вот что запрещают велосипедисту ПДД:

  1. Ехать, не держась за руль хотя бы одной рукой  .
  2. Перевозить пассажиров, если конструкция велосипеда это не предусматривает. Например, багажник или раму для этого использовать нельзя  .
  3. Перевозить детей до 7 лет, если на велосипеде нет специально оборудованных мест  .
  4. Поворачивать налево или разворачиваться на трамвайных путях и дорогах, где в одном направлении больше одной полосы  . Исключение — дороги в велосипедных зонах и перекрестки, где можно поворачивать налево из правой полосы.
  5. Проезжать по пешеходным переходам на велосипеде  .
  6. Буксировать сам велосипед или буксировать с помощью велосипеда что-либо кроме велоприцепа. Привязывать к велосипеду, например, детскую коляску нельзя, это тоже буксировка  .
  7. Ехать в состоянии алкогольного опьянения или передавать велосипед пьяному  .
  8. Выезжать на дорогу, обозначенную знаками 3.9 «Движение на велосипедах запрещено», 5.1 «Автомагистраль», 5.3 «Дорога для автомобилей», 3.1 «Въезд запрещен» или 3.2 «Движение запрещено».

Какой будет штраф для велосипедиста за нарушение правил

Если нарушить ПДД, велосипедиста оштрафуют на 800 ₽  , а если он будет в состоянии опьянения — на 1000—1500 ₽  .

Если создать помехи на дороге, например перегородить улицу, велосипедиста оштрафуют на 1000 ₽  .

Если нарушение ПДД причинило легкий или средней тяжести вред здоровью потерпевшего, виновника оштрафуют на 1000—1500 ₽  . Легкий вред — это, например, сотрясение мозга, а средней тяжести — перелом пальца руки  .

Запомнить

  1. Чтобы управлять велосипедом, водительское удостоверение не нужно.
  2. Велосипедист обязан соблюдать ПДД.
  3. Если управлять велосипедом и нарушить ПДД, то оштрафуют — но не как водителя автомобиля, а как велосипедиста.
  4. Велосипедист в любой момент может стать пешеходом — достаточно спешиться и вести велосипед рядом.
Расскажите о своем опыте управления велосипедом:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой
Отредактировано

Нормальный опыт. Езжу 90% времени по ДОПам. ПДД знаю т.к у меня есть права категории B.
В целом большинство водителей уже привыкли к нам на проезжей части и не бухтят. Но неадекватов хватает (несколько раз за сезон случаются конфликты). Ну и велосипедисты не торопятся на дорогах ездить, хотя курьеров на электровелосипедах с большой скоростью очень много, мне кажется им не место на тротуарах, они могли бы большой вклад сделать в велодвижение, если бы ездили по дорогам. А также товарищи на электросамокатах.

Хотелось бы развития велодвижения, больше велосипедистов/самокатчиков на дорогах, больше полос для ОТ/велополос, и чтобы у всех водителей было понимание что я такой же участник дорожного движения как и они, у некоторых до сих пор мысль что я должен по тротуару ездить (ага со скоростью 30 кмч), а еще они пользуются сигналом своим по поводу и без (а нужно только для предотвращения дтп), а звучит он очень громко, аж передергивает иногда.

Вообще, кажется что для безопасности всех участников движения, стоит сильно ужесточить максимальную скорость в городе и уменьшить порог превышения, и намного жестче наказывать за превышение. А то сейчас не дело: 60 км.ч + 20 порога не штрафуемого, итог все летают под 80 км. Было бы ок на основных улицах 40-50 км.ч и превышение 10%, а не км. На крупных магистралях можно сделать хоть 90, и запретить вьезд туда велосипедистам вообще.

20

Валентин, я вообще считаю, что благодаря этой "новой мобильности" времена кардинально изменились. Нужно менять ГОСТы и делать велодорожку обязательной на всех дорогах с 2 и более полосами в одном направлении. Раньше тротуаров не было, пешеходы шугались где-то под конными экипажами в хаотичном порядке. Потом тротуары стали неотъемлемой частью городской среды, и все от этого только выиграли. Теперь пришло время и велодорожки.

8
Герой
Отредактировано

Денис, даже не велодорожку а скажем дорожку для СИМ любых (вело, самокаты, колеса, слабенькие мопеды и тд). Но в целом мне и в полосе для ОТ очень комфортно. Просто надо ее чуть чуть расширить, и главное запретить оп ней летать, и штрафовать за выезд на нее, и за превышение х10

4

Валентин, для безопасности движения нужно сделать еще столько всего, что перечислять можно долго. Можно напридумывать кучу правил и ограничений, только, вот беда, их соблюдение никто не контролирует.
Да и отношения между участниками ДД (не только между классами авто/вело/мото, но и внутри них) наиболее близко описываются фразой "человек человеку волк", и это, я считаю, главная проблема

3
0

Штрафы для велосипедистов? А как это делают? У велосипеда нет номера, их философия (ан масс) - крути педали, пока не дали.

Идея, может, и хорошая, но как много других санкций, мертворожденная.

5

Елизавета, даже пешехода могут оштрафовать, например, за переход дорогие в неположенном месте.

4

ПОЖИЛАЯ, могут. У нас вообще много штрафных санкций. Но на деле кто ведёт контроль и собственно штрафует?

У нас есть целая одна патрульная машина на округ. В миллионнике. И что-то как-то эта. И велосипедисты правила нарушают, и пешеходы. И благолепие. Только надо понимать, что для пешехода даже "его" разрешающий сигнал не обеспечивает безопасность даже на переходе. Ибо там шальной велосипедист и тп.

Да что там - в меня саму въехала бабка на велике. На тротуаре. Там, где проезжая часть пустая, но она не хочет там ехать.

И тд, и тп, много примеров есть того, как за нарушение ПДД бывает ничего.

2

Елизавета, дело техники. Навешают камер с системой распознавания лиц как в московском метро, и будут штрафовать. Другой вопрос, что пока нет нормальной инфраструктуры для велосипедистов и пешеходов, то ни от каких штрафов толка не будет.

2

Денис, в бюджете моего города давно и прочно на это нет денег.
У нас даже за парковку на газоне штрафы не собирают, хотя тут золотое дно.
Так что все это утопия.
Не, ну, может, в Москве и будет работать...

1

Елизавета, я видел как пешехода штрафуют в Москве. А так понятное дело, что на каждую дорогу по полицейскому не поставишь, редко кого станут штрафовать, тем не менее вероятность такая есть если на патруль нарветесь. Я, например, стараюсь соблюдать все правила, аварийных ситуаций с велосипедом особо не было, тетенька с двора выезжала и была близка к тому, что бы меня сбить, но она резко затормозила, извинилась и пропустила. А вот самокатчики, на прогулках от них реально приходится уворачиваться.

1
Герой

Елизавета, патрульные штрафуют. Должно сильно повезти, конечно, но бывает. Меня штрафанули один раз.

3

Валерий, даже автомобиль трогаясь от края проезжей части должен включить левый повортник. Т.ч. никакого противоречия нет.

4
0
Герой

За рулём 15 лет, права категории B и BE.
На веле стараюсь всегда ездить по проезжей части и по всем ПДД, наравне с автомобилями.
Это и быстрее, и не мешает пешеходам. А автомобили всегда объедут. Но и самому нужно быть очень внимательным и предугадывать дебилов. Этот навык и за рулём полезен.

3
0

Должен ли автомобиль выезжающий из двора на дорогу уступать велосипедисту едушему по тротуару? Каким пунктом правил регламентируется?

2
Отредактировано

Вадим, "При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения СИМ, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ, путь движения которых он пересекает (пункт 8.3 Правил)."
Велосипед - транспортное средство.
"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Значит должен.

0

Мирослав, пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по правому краю проезжей части - в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

То есть можно ехать по тротуару в последнюю очередь.

1
0

В темное время суток и при плохой видимости одеваю жилет желтого цвета со светоотражающими элементами. Мне всё равно, как я выгляжу, главное чтобы меня видели на дороге автомобилисты. В темное время включаю сзади мигающий красный фонарь.

1

Сергей, я такие себе взял. Всегда на мне. На любую одежду можно.

0
0

Ехать, не держась за руль хотя бы одной рукой.
Вот как понимать этот пункт?
Если я хотя-бы одну руку снял с руля, я нарушитель?
Или когда обе руки снял?

0
Герой

Андрей, иначе противоречие с правилами подачи сигналов.

1

Андрей, это означает, что нельзя ездить "без рук". Одна рука должна быть на руле.

0
Герой

Андрей, без рук нельзя, одной рукой можно.

0
0
Герой

На правила плевать. Это не авто, масса не так, не опасен так.
Езжай как хочешь, только не создавай помех - за заставляй никого тормозить из-за тебя, ни авто, ни велосипеды, ни пешеходов.
Вообще по дороге лучше не ездить. У авто скорость 80км/ч, а у нетренированого велосипедиста 15км/ч, такая разница опасна. Да и покайфовать.

0
Герой

Alex, да. главное помех не создавать. жаль не все об этом думают и считают себя королём дороги..

0
0
Герой

Полезная статья, всё понятно. Посмотрим ещё с одной стороны:
Какая работа ведётся по поводу того, чтобы пешеходы перестали "шататься" по велодорожкам? Может уже пешеходов штрафовать за это? Невозможно же ездить, в частности в Тюмени, все велодорожки забиты пешеходами повсеместно.

0

Сообщество