Как мы с командой создали мини-приложение для «Вконтакте» и теперь зарабатываем миллионы
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Меня с детства интересовали бизнес и ИТ.
В 2004 году, во время учебы в десятом классе, я продал телефон Motorola и купил сайт с флеш-играми. Он стоил около 7000 ₽, а ежемесячно приносил более 2000 ₽. Все деньги я тратил лишь на себя и ничего не реинвестировал, поэтому через несколько месяцев сайт закрылся.
С тех пор я научился самостоятельно создавать сайты, поступил в университет на факультет бизнес-информатики и открыл собственную веб-студию. Но крупно заработать мне удалось на мини-приложении, которое напоминает флеш-игру из детства.
Рассказываю, как мы с командой за неделю разработали мини-приложение «Печенька с предсказанием», которое стало очень популярным во «Вконтакте» и принесло нам миллионы рублей.
Идея
В 2018 году я попал на конференцию по маркетингу и разработке сайтов, которая проходила в Новосибирске. На мероприятии выступали сотрудники «Вконтакте». Они рассказывали про запуск VK Mini Apps — новой платформы с сервисами внутри соцсети.
Я сразу зашел на платформу и увидел всего пять-шесть мини-приложений. Подумал, стоит что-нибудь создать, ведь намного больше шансов, что в небольшом каталоге заметят новинку.
В тот момент я работал в веб-студии, которую открыл с другом в 2010 году. Мы разрабатывали сайты и обучали начинающих программистов. За восемь лет общение с клиентами мне порядком надоело. К тому же я с детства хотел заниматься флеш-играми — и в тот момент мне показалось, что делать это намного интереснее.
В разработке игр тоже есть клиенты, но это сами игроки. Как правило, они благодарны за игру. А если им что-то не нравится, то критикуют по существу. Это даже хорошо, потому что обратная связь позволяет исправлять все недочеты и улучшать проект.
Так мы решили создавать мини-приложения в веб-студии. Но нам было трудно самостоятельно выполнить весь объем работы, и мы задействовали учеников из нашей онлайн-школы для программистов.
Мы решили учить студентов бесплатно и запустили набор в специальные группы. У такого обучения было одно условие: вместо платы за курсы ученикам нужно было разрабатывать мини-приложения. В случае успеха сразу договорились делить доход со студентами: 90% — нам, 10% — разработчику.
Создание приложения
Через несколько месяцев в нашей веб-студии было несколько групп студентов. Каждый должен был создать собственное мини-приложение. Мы сами придумывали идеи и раздавали их начинающим разработчикам — будь то напоминалка выпить воды или сервис по оцениванию друзей во «Вконтакте». Но на одного студента не хватило идеи.
Кто-то из команды студии предложил создать сервис в стиле китайского печенья с предсказаниями. Сначала нам показалось, что это слишком просто, а главное — будет неинтересно аудитории. Но после обсуждений поняли, что такое задание все же подойдет студенту.
Мини-приложение назвали «Печенькой» — первую версию создали за считаные дни. Механика была элементарной: пользователь кликает на изображение печеньки и получает предсказание на день. Все. Через семь дней у нас уже было полностью готовое мини-приложение. Мы опубликовали его в VK Mini Apps, и оно неожиданно выстрелило.
Придуманная в последний момент идея, которая казалась всем бредовой, сработала. «Печенька» набирала популярность, но главное — у мини-приложения был очень высокий показатель возвращаемости игроков. За первый месяц после релиза наше приложение запустили более 400 тысяч уникальных пользователей. Каждый день новое предсказание открывали от 40 тысяч до 50 тысяч человек. Результат превзошел наши ожидания.
Несмотря на высокий трафик, «Печенька» на старте не приносила денег, а только забирала. Мы наняли студента-создателя и постепенно дорабатывали мини-приложение: создали для пользователей личные профили, добавляли новые механики, придумывали предсказания, анализировали аудиторию. Нам пришлось вкладывать в разработку личные сбережения.
Примерно через полгода мы добавили монетизацию через внутриигровые покупки. И лишь со временем «Печенька» начала приносить прибыль. Сначала ее хватало только на зарплату разработчику, но потом доходы стали расти. Где-то через год после релиза вышли в плюс и начали зарабатывать миллион рублей в месяц.
Недавно пробили планку в три миллиона рублей — это произошло после добавления рекламы. К тому же мы выпустили «Печеньку» в «Одноклассниках» — это тоже неплохой бонус к доходам.
Идеи улучшения
На старте мини-приложение было бессмысленным: пользователь просто читал интересное предсказание на день. У меня же была конкретная цель: хотелось создать что-нибудь полезное для людей.
Примерно через год после запуска мы решили преобразить «Печеньку» и изменить формат предсказаний. Писали позитивные и жизнеутверждающие тексты, чтобы заряжать пользователей уверенностью в себе или поднимать им настроение.
Еще мы начали анализировать обратную связь. Для этого добавили на карточки предсказаний кнопки лайка, дизлайка и репоста. Если предсказание нравилось пользователям, его оставляли, если нет — удаляли. Позже мы пошли еще дальше и наняли профессионального психолога для проверки текстов. Нам хотелось оставить только лучшие из них.
Сейчас в приложении большая база предсказаний — несколько тысяч. Порой мы придумываем что-нибудь новое. Например, в прошлом году добавили специальную серию текстов, чтобы пользователи меньше тревожились и переживали.
Со временем мы изменили и механики приложения. Раньше можно было получить лишь одно предсказание в день. Теперь пользователи могут играть во встроенные игры — соединять печеньки или объединяться в «города». С помощью игр можно соревноваться с другими игроками, зарабатывать внутреннюю валюту и обменивать ее на новые предсказания.
В общем, приложение заметно разрослось: во «Вконтакте» появились чат-флудилка, где игроки общаются друг с другом, и группы, в которых мы устраиваем опросы и собираем обратную связь.
Почему у нас получилось
Дофаминовые механики. Когда человек побеждает в игре, он получает дофамин. Думаю, наши предсказания тоже дают его пользователям. На следующий день им хочется вернуться, чтобы подзарядиться новой порцией мотивации или цитатой, которая повышает настроение.
Виральность приложения. «Печенька» обязана своим успехом пользователям, которые делятся предсказаниями в историях и профилях «Вконтакте». Так они повышают посещаемость и узнаваемость мини-приложения. Друзья видят классное предсказание в истории и переходят по ссылке, чтобы получить собственное.
Мы увеличиваем аудиторию без маркетинга — за счет виральности мини-приложения и пользовательских репостов. Думаю, это полезная информация для начинающих разработчиков. Сарафанное радио действительно работает.
Несколько попыток. Мой девиз — делай просто, просто делай. Взял его из книги о том, что не нужно долго обдумывать поступки. Скажем, мы могли анализировать аудиторию и спрос, гадать, какие мини-приложения станут успешными. На это бы ушли месяцы и годы. Вместо этого мы запустили от 10 до 15 сервисов. Многие казались беспроигрышными вариантами, а взлетела только «Печенька».
Планы и итоги
Мы активно работаем над новыми фичами и всегда следим за обновлениями платформы. Например, в марте разработчики «Вконтакте» добавили возможность совместного использования мини-приложений в мессенджере.
Компания друзей может вместе ломать печеньки в чатах, чтобы определить совместное занятие: посмотреть фильм, сыграть в игру или заказать что-нибудь поесть. Если открыть сервис в диалоге, печенька предложит занятие на двоих — например, поделиться тремя последними фотографиями из альбома смартфона.
Еще скоро можно будет отправлять пожелания через сервис. Друг получает печеньку, открывает ее, а там теплые слова. В будущем в игре появится и сюжет. Пользователи будут играть за героиню, которая должна печь печенье и развивать бизнес. Сначала у нее маленькая плита, а итоговая цель — собственная пекарня.
Сейчас «Печенька» — одно из самых популярных мини-приложений в VK Mini Apps. У него 150 тысяч посещений в день и более миллиона уникальных пользователей каждый месяц.
Сейчас над проектом работает команда из семи человек: три разработчика, смм-специалист, комьюнити-менеджер, копирайтер и психолог. Я сам иногда с удовольствием ломаю печеньки, хотя и не верю ни в предсказания, ни в астрологию. Впрочем, от предсказаний осталось только название. Теперь игра — это только психологические аффирмации, которые подбадривают человека.
Понимаю, что нам повезло: мы пришли на VK Mini Apps, когда платформа только появилась и развивалась. Теперь на ней около 45 миллионов ежемесячных пользователей. Но я считаю, что и сейчас на платформе можно преуспеть, поэтому всегда советую студентам-разработчикам начинать путь с мини-приложений. Это просто и потенциально прибыльно. Даже если ничего не получится, в резюме все равно останется кейс, с которым будет легче устроиться на работу в ИТ.