Обязаны ли​ дети посещать школьную внеурочку?

14

Новый учебный год несет с собой вопросы с учетом нынешних реалий. Расскажите, какое количество часов отведено для внеурочных предметов в разных классах? Обязательны ли они — особенно если мешают посещать выбранные секции? Как по закону отстоять свои права и не столкнуться с негативом в школе?

Аватар автора

Виктория Зорина

за интересную внеурочку

Страница автора

Моим дочерям нравятся внеурочные занятия. В разное время они изучали олимпиадную математику, читательскую грамотность, готовили проекты по окружающему миру, выполняли занимательные задания на логику. А еще ездили на экскурсии, в музеи и театры.

Расскажу, обязательно ли посещать школьные внеурочные занятия и можно ли от них отказаться.

Рассылка о том, как растить детей
Советы только для родителей — в вашей почте раз в неделю. Бесплатно

Что такое внеурочная деятельность

Образовательная деятельность включает в себя привычные уроки и внеурочные занятия. Минпросвещения считает, что последние  :

  • помогут ребенку освоить основную образовательную программу;
  • разовьют навыки и качества, которые помогают в учебе: умение договариваться, проявлять инициативу, работать в команде;
  • углубят интерес к познавательной и проектно-исследовательской деятельности.

Виды и формы внеурочной деятельности

Школы организуют внеурочку по следующим направлениям  :

  • спортивно-оздоровительному;
  • духовно-нравственному;
  • социальному;
  • общеинтеллектуальному;
  • общекультурному.

Занятия не должны быть похожи на привычные уроки. Это могут быть экскурсии, походы, соревнования, кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады, конференции, поисковые и научные исследования, посещение театров и музеев  .

Содержание и форму внеурочной деятельности определяет школа. Но некоторые внеурочные занятия Минпросвещения рекомендует проводить везде, например курсы «Разговоры о важном»  и «Россия — мои горизонты».

Сколько времени отводится на внеурочку

Количество часов внеурочной деятельности в неделю определяет школа. Но их общее число не должно превышать  :

  1. В 1—4 классах — 330 часов в год, или 1320 часов за четыре года;
  2. В 5—9 классах — 350 часов в год, или 1750 часов за пять лет обучения;
  3. В 10—11 классах — 350 часов в год, или 700 часов за два года обучения.

Приведенные цифры не означают, что эти 330—350 часов за год распределяют по неделям одинаково, — нагрузка в течение года может быть неравномерной.

Обязательно ли посещать школьную внеурочку

В законе об образовании нет понятия «внеурочная деятельность». Но говорится, что ученики обязаны добросовестно осваивать образовательную программу.

Согласно федеральным образовательным программам, ФОП, внеурочка — обязательная часть школьной программы  . Поэтому учителя настаивают, чтобы дети не пропускали занятия без уважительных причин. Что считать таковыми, каждая школа решает сама  .

Пропуск внеурочных занятий не должен отражаться на оценках: ставить отметки за это запрещено.

Как быть, если внеурочка совпадает с посещением секций или кружков

Обычно важные внеурочные занятия проводят по утрам. Например, «Разговоры о важном» ставят первым уроком в понедельник. Все остальное — после уроков.

Если в какие-то дни у ребенка не получается посещать внеурочку, потому что он ходит, например, на самбо, школа может это учесть. Как правило, учитель просит написать заявление в свободной форме. К заявлению стоит приложить справку, что ребенок действительно посещает секцию.

Если уезжаете в отпуск, нужно написать заявление по семейным обстоятельствам. Во время болезни ребенок пропускает внеурочку так же, как уроки, — по справке от врача.

Так может выглядеть заявление на освобождение от внеурочных занятий
Так может выглядеть заявление на освобождение от внеурочных занятий
Аватар автора

Наталья О.

нашла компромисс

«Школа засчитывает сыну спорт за внеурочку»

Мой сын учится в третьем классе. В первом и втором внеурочные занятия посещал крайне редко. Во-первых, они были неинтересными. А во-вторых, он с четырех лет занимается спортивной гимнастикой, каждый день тренируется, периодически ездит на соревнования. То есть времени на внеурочку особо не было.

Сын редко пропускает уроки, успевает писать контрольные и делать домашку — у классного руководителя нет к нему вопросов. А что касается внеурочки, в школе знают о его спортивных успехах. Поэтому директор так и сказала: «Пусть ходит, когда сможет».

Я рада, что пока все складывается хорошо. Иначе пришлось бы идти на конфликт или даже менять школу.

Что делать, если причины для пропуска внеурочки нет

Если на внеурочных занятиях неинтересно или дети предоставлены сами себе и просто высиживают время, можно попытаться решить проблему:

  1. Узнайте, какой в школе есть выбор. Если ребенку скучно посещать, например, кружок по краеведению, пусть ходит на волейбол — школа должна предоставить варианты  .
  2. Если выбора нет, подскажите учителям, как сделать занятия интереснее. Скорее всего, к вам прислушаются: школы стараются налаживать диалог с родителями.
  3. Запишите ребенка в кружок или секцию, которые ему нравятся. А после подайте в школу заявление об освобождении от внеурочки, подтвердив занятость ребенка справкой оттуда.

Что в итоге

Внеурочные занятия — обязательная часть школьной программы. Ставить оценки за нее запрещено, а пропуски не влияют на отметки по основным предметам. Тем не менее учителя настаивают на том, чтобы дети не пропускали внеурочку без уважительных причин.

Если время проведения внеурочной деятельности совпадает, например, с посещением секции или кружка, можно попросить освободить ребенка от внеурочки. Обычно школа идет навстречу.


Виктория ЗоринаРасскажите, как вы относитесь к внеурочным занятиям в школе:
  • VikiУвы, помимо разговоров о важном, которые и правда из-за графика не прогулять, в расписание вписано ещё несколько патриотических занятий (не считая того, что эта тема продвигается и в простых уроках). Детей уже замучили просто. Ощущение, что основная школьная программа не так важна, как внеурочка. На собраниях ей отводится 90% времени... К тому же - внеурочка =простые уроки. Часто это подготовка к олимпиадам, которая обязательна со слов учителей. То есть выбора куда ходить и ходить ли не оставляют, а в 5 классе по 7-8 уроков + секции +домашние задания - это перебор. Что будет дальше страшно представить. Много "предметов" в школе явно лишние, появившиеся в последние годы20
  • Скажи, ктоА вы правда не поняли сути вопроса?)) Автор очевидно не хочет на «патриотические» уроки водить ребенка3
  • Хойя"Обычно важные внеурочные занятия проводят по утрам. Например, «Разговоры о важном» ставят первым уроком в понедельник. Все остальное — после уроков." Г - логика. Что такое "обычно" и что такое "важные", если вся внеурочка, кроме этих самых "разговоров", проходит после уроков? Такое чувство, что внеурочная деятельность и её обязательность появились только чтобы оправдать "разговоры" и обязать их посещать. Пыталась разобраться, чем отличаются бюджетные школьные кружки от внеурочной деятельности. Похоже, на практике разница только в том, что на кружки надо записываться через мос.ру, а на внеурочку через учителя. В остальном по содержанию и обязательности - ничем.1
  • Лика ВикаПустая трата времени, проводят как обычный урок, включают скучные видео, которые никто не смотрит. В лучшем случае, говорят "занимайтесь своими делами, сидите тихо", тогда хотя бы можно уроки сделать в этот час. Надеюсь, эта дурость прикроется скоро.8
  • ТаУХойя, "Такое чувство, что внеурочная деятельность и её обязательность появились только чтобы оправдать "разговоры" и обязать их посещать". вот тут вы не правы. Внеурочка появилась вместе с первыми ФГОСами. тогда было то ли 4, то ли 5 направлений. В городах детям за внеурочку засчитывали любые кружки и секции. У нас же её впаривали тем учителям, у которых был хоть малейший просвет в нагрузке. программу надо было составлять самостоятельно, ибо всё, что предлагало Министерство, было рассчитано на московские возможности. Вот у меня был курс "Вехи истории родного края" у шестиклашек. Надо было всё распланировать на 34 часа и писать в специальный журнал строго в соответствии с планом. Формы же занятий должны были быть именно внеурочные. Я проводила за учебный год экскурсию на городиже Старая Рязань, к храму в том селе, где находится школа (Он построен в память о Прокопии Ляпунове его потомками), в село Ижевское (да простят меня калужане, но именно там родился Циолковский). Плюс несколько занятий я учила детей делать презентации из экскурсионных фото, потом ещё несколько занятий мы тратили на то, чтобы шестиклассники провели для началки "виртуальные экскурсии" по местам наших путешествий. В общем, свои 34 часа мы с лихвой отрабатывали, хоть и не сидели в классе еженедельно. Потом ввели первые ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ внеурочки. Это были шахматы и наглядная геометрия. С последней было прикольно. Оценок и домашки быть не должно. Мне, классному руководителю, математичка жалуется, что дети не выполняют ее рекомендаций и дома ничего не делают. Завуч требует принять меры. Дети правы, т.к. ни оценок, ни домашки быть не должно... Потом одни обязательные внеурочки вытеснялись другими и мы дошли до того, до чего дошли.1
  • Екатерина ВасильеваЛика, я так себе это и представляла. Про обязательную внеурочку сейчас впервые услышала - может быть, потому, что все дети ходят на какие-то кружки и освобождены от внеурочки0
  • ХойяТаУ, интересно, но, если честно, из вашего рассказа всё равно не поняла, чем внеурочка (которая не о важном) отличается от кружков кроме того, что на неё дети должны ходить обязательно, хотя не обязательно 😁1
  • ТаУХойя, а этого никто не понимает, кроме тех, кто это придумал. К тому же, уже на первом этапе многие коллеги использовали внеурочное занятие просто как дополнительный час по своему предмету, увеличивая и без того немалую нагрузку на детей. И домашка задавали, и оценки ставили в основной журнал.2
  • Наталья ЛогуноваИдея хорошая, но к сожалению на практике внеурочка не интересна, организована слабо и посредственность и лишь занимает у детей время. Думаю нужно повышать ценность данных занятий именно через попытки заинтересовать детей, сделать что-то качественное, а не сделать обязаловкой. Если что-то ребенка/подростка будет интересовать, или преподаватель будет харизматичен и интересен то и дети потянуть я к нему.1
  • Людмила КизимоваВнеурочка придумана,чтобы дети после уроков не болтали на улице.Занять,оставить в школе до прихода родителей с работы.Раньше до 7 класса была продленка,теперь внеурочка.Это госзаказ,и за это учителям платят.Поэтому учителя заинтересованы,если не полная загрузка.Но...всегда после урока что-то дети передавали.переписывали работы,это было в порядке вещей.Теперь на это времени не осталось.А вытягивать на 3 Маш и Петь надо.Некоторые учителя продолжают это делать на внеурочках.На уроке мы стремимся заинтересовать,а банально отработать навык где и когда?Чтобы научиться писать диктант,его надо писать.Ваоя и Коля пишут на 4-5,они умеют быть внимательным,у них мозг для этого развит,они даже не готовятся.А Маша с Петей напишут тот же текст под диктовку с 5-го раза.Они правила знают,они не могут уследить во время письма,где и какое рравило применить,если в каждом слове сразу 2-3 орфограммы.Не готов их мозг.Это как в спорте.Одному 2 тренировки а другому 122 надо для достижения одинакового результата.А третий и после 1000 тренировок не справится,но станет делать лучше.Так что надо учителю дать возможность вытягивать слабышей ,а у нас обязаловка для учителей и учеников.Потому уровень грамотности падает,что количество часов на русский сократили,в 80-годы в 5 классе было8 уроков в неделю,сейчас 6,закреплять не успеваем,часы отданы ОБЖ,религии и т.д.А орфографическая зоруость развивается до 12 лет,потом нет,глаз вырастает и все,физиология такая у человека.Времени у учителя не хватает,поэтому пусть внеурочка будт полезной,а не вкусной.3
  • Людмила КизимоваТелефон сам редактирует ,не исправит,извините за ошибки0
  • Наталья КомпаниецК той внеурочке, которая есть у нас в школе - отрицательно. Моему сыну не интересны кружки кройки и шитья, шахматы и краеведение. Других нет и взамен ничего предложить не могут или не хотят. Сидеть в школе до 18.00 ребёнку не вижу смысла.0
  • КатеринаОна абсолютно бесполезна и даже вредна. Это деятельность ради деятельности. И для отчёта Минобразования - вот, мы думаем о детях, вот что им придумали, какие они будут развитые! Никакой полезной нагрузки это не несёт. А вот по 7 уроков приходится находиться в школе, что на здоровье сказывается не слишком хорошо, повышенная утомляемость и прочее. На экскурсии ездили и без внеурочки, также были уроки-диспуты, уроки-суды, вся деятельность была включена в урок. Либо были факультативы. А здесь что-то от лукавого. Категорически против0
  • Оксана АИнтересно, зачем вы вводите в заблуждение? внеурочной деятельности, осуществление которой, в соответствии п.6 ч.1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в конкретной образовательной организации является правом, а не обязанностью ребенка. Согласно п.13 части III ФГОС Общего среднего образования внеурочная, деятельность в рамках школы является добровольной. "Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений."0