Как я стала призером Всероса по обществознанию
В 2022 году я прошла в финал Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и взяла диплом призера.
Теперь я могу поступить без экзаменов в любой вуз страны. Это право действует на направления, которым соответствует предмет олимпиады.
Я из города Томска и учусь в непрофильном лицее. Выпускаюсь в 2024 году. На протяжении всего обучения была отличницей, но о победах в интеллектуальных соревнованиях даже не думала.
Мне казалось, что я недостаточно умная и обязательно проиграю школьникам из мегаполисов, поскольку у них больше ресурсов для подготовки. Так, в Москве можно готовиться с преподавателями, которые составляют задания для Всероса. Кроме того, для олимпиадников организуют бесплатные занятия, например, на базе Центра педагогического мастерства.
В моем регионе олимпиадное движение развито хуже. К интеллектуальным состязаниям дети готовятся самостоятельно или с репетиторами за свой счет. Преподавателей, которые реально понимают формат олимпиад, совсем мало. Но как оказалось, показать хороший результат можно, даже если ты из небольшого города и впервые участвуешь во Всеросе.
В статье расскажу, почему каждому школьнику стоит попробовать свои силы в олимпиадах, какие для этого нужны знания и как подготовиться в короткие сроки.
Особенности Всероса по обществознанию
Всероссийская олимпиада школьников, или ВсОШ, — это интеллектуальное состязание, которое проводится по 24 предметам: от русского и математики до обществознания и МХК. Соревнование состоит из четырех этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного.
Как я упоминала ранее, победители и призеры Всероса могут поступить на направление, которому соответствует предмет олимпиады, без вступительных экзаменов. При этом свои результаты не нужно подтверждать баллами ЕГЭ, как после участия в перечневой олимпиаде.
Успешное участие в финальном этапе ВсОШ также дает право на денежные выплаты. Их система и размер зависит от региона. Например, в Томске получают премии от губернатора. В 2021 и 2022 году за призерство выплачивали 20 000 ₽, за победу — 30 000 ₽. Для сравнения: в Краснодарском крае утвердили выплаты талантливой молодежи в размере 50 000 ₽. В Москве призеры получают 300 000 ₽, победители — 500 000 ₽.
После зачисления в вуз победители и призеры Всероса могут претендовать на президентский грант в размере 20 000 ₽ в месяц. Для этого нужно поступить на бюджет и заполнить форму на официальном сайте. Подробнее о том, зачем участвовать во ВсОШ и как подать заявку на грант, написано в другой статье Т—Ж.
Специфика ВсОШ по обществознанию обусловлена особенностями самого предмета. Это довольно широкая дисциплина, которая включает разделы по социологии, политологии, экономики, праву, культурологии и философии. На олимпиаде есть вопросы из всех указанных областей, а еще задачи на логику и общую гуманитарную эрудицию.
Огромный плюс олимпиады по обществознанию в том, что она не бывает скучной: задания на каждом этапе нестандартные и заставляют подумать, чтобы найти нетривиальные решения. Составители вопросов проверяют не только ваши знания, но и способность решать реальные кейсы и обсуждать социальные проблемы с опорой на теорию.
Может показаться, что такой формат олимпиады усложняет подготовку. На мой взгляд, не обязательно быть экспертом во всех сферах, чтобы показать хороший результат. Расскажу подробнее, в чем специфика заданий каждого тура и что помогло мне с ними справиться.
Школьный этап
Особенности. Первый тур ВсОШ проводят на базе школы. Обычно он длится с сентября по ноябрь, точные даты различаются у разных предметов. Участники — все желающие ученики 5—11-х классов, отбор не проводится.
Как правило, на этом этапе предусмотрены несложные экономические и правовые задачи, тесты на кругозор и гуманитарную эрудицию. На их решение дается 90 минут. Вопросы составляют муниципальные органы самоуправления, поэтому формат заданий может различаться в разных регионах.
В течение трех недель после проведения этапа организаторы определяют квоту: решают, сколько участников пройдут в следующий тур.
Мое участие и результаты. На школьный этап Всероса я попала случайно: учительница по обществознанию попросила прийти и попробовать свои силы. Я была отличницей и неплохо справлялась с предметом, поэтому ее выбор пал на меня. Тогда я еще не знала, чем может быть полезно участие во Всеросе, и никак не готовилась.
Задания школьного этапа оказались несложными. Для их выполнения хватило отрывочных знаний из научно-популярных книг и образовательных видео на «Ютубе». Также помог просмотр телепрограмм «Мужское/женское» и «Беременна в 16». Например, мне попался вопрос про развод и неуплату алиментов, и в голове всплыл фрагмент шоу с подобным сюжетом. Тогда я сразу вспомнила правильный ответ.
Со школьным этапом я справилась относительно легко, но не думала, что показала хороший результат. Раньше олимпиады мне не давались: я не выигрывала ни в «Русском медвежонке», ни в «Кенгуру» и искренне считала, что интеллектуальные состязания — это не мое.
Спустя время я поняла, что причина моих неудач была связана с отсутствием интереса к предметам. Ни математика, ни русский язык никогда меня особо не притягивали, а социальные науки я, наоборот, любила. Думаю, у меня ничего не получалось именно из-за неверного выбора олимпиад.
В ситуации со ВсОШ я поначалу тоже ни на что не надеялась. Честно говоря, потом я вообще забыла о своем участии в олимпиаде. Но спустя несколько недель мне сообщили, что я заняла призовое место и прохожу в следующий тур.
Муниципальный этап
Особенности. Второй тур Всероса организуется в рамках одного муниципалитета с октября по конец декабря. Участники — ученики 7—11-х классов, набравшие проходные баллы по итогам школьного этапа, а также победители и призеры муниципального тура прошлого года.
Вопросы составляют региональные органы самоуправления, поэтому задания в муниципалитетах одного региона одинаковые. Помимо решения тестов предусмотрена работа с текстом и написание эссе. На выполнение заданий дается 180 минут. По окончании муниципального тура организаторы определяют проходной балл на региональный этап.
Мое участие и результаты. К муниципальному этапу я также не готовилась. Не читала тематическую литературу, не смотрела варианты прошлых лет, ничего не повторяла. Думала, что в этом смысла нет, а максимум, что меня ждет в случае успеха, — сертификат и ручка. Так что мне снова помогли эрудиция, кругозор и личный опыт.
Вопросы муниципального этапа показались мне сложнее школьного, но не сильно. Многие задания были похожими, например на анализ социологического опроса, «данетки» — в них требовалось установить истинность утверждений, — экономические и правовые задачи.
Мне очень понравилось логическое задание на установление соответствия между тремя животными и их хозяевами. Для этого я угадывала, какие вещи принадлежат разным людям. Помню, что размышляла довольно долго, но в конце концов пришла к верному решению.
Также довольно интересным оказалось задание на анализ исторического документа про аграрную реформу. Очень неожиданно было увидеть подобное в олимпиаде по обществознанию.
В целом, как мне показалось, для призерства в муниципальном этапе Всероса достаточно быть вовлеченным в общественную жизнь: читать новости, наблюдать за происходящим в мире. Думаю, именно поэтому я набрала 65 баллов из 94, заняла девятое место в общем рейтинге и прошла в следующий тур.
Дальше мне стало интересно, в чем я вообще участвую. Я начала гуглить информацию о Всеросе и узнала о праве на поступление в вуз без экзаменов, которое можно получить уже в девятом классе. Тогда мое отношение к подготовке сразу стало серьезнее. Я оценила свои шансы и поняла, что у меня есть способности и интерес к предмету, а значит, и потенциал победить.
Региональный этап
Особенности. Следующий тур проводится между муниципалитетами всего региона. Так как я из Томска, мне пришлось соперничать с жителями других городов нашей области: Кедрового, Стрежевого, Северска и так далее.
Этот этап состоит из двух туров и пишется на протяжении такого же количества дней. Сроки проведения — с января по начало марта. Задания составляются на федеральном уровне, поэтому одинаковые для всех регионов.
В первый день проходит творческий тур. Обычно он состоит из анализа текста и решения кейса. На выполнение заданий дают 210 минут.
Второй тур предполагает решение тестов, но более сложных, чем на муниципальном этапе. При этом формат заданий такой же: нужно работать с текстом и статистикой, решать «данетки», правовые, экономические и логические задачи. Время на выполнение вопросов — 150 минут.
По окончании регионального этапа Министерство просвещения определяет количество участников, которые могут выйти в финал, и проходные баллы. Они зависят от нескольких параметров, например от количества победителей и призеров прошлого года, а также от среднего результата по регионам. Но как именно рассчитываются нужные цифры, знают только организаторы. Поэтому попытаться сделать это заранее, скорее всего, не получится.
Подготовка. Готовилась я каждый день после школы. Приходила домой в восемь вечера и до часу ночи читала материалы и писала конспекты. Задания прошлых лет я не решала. Думала, что эти вопросы, скорее всего, больше никогда не попадутся, а значит, отвечать на них бессмысленно.
Помню, что я начинала с просмотра видео про олимпиадную подготовку от онлайн-школы «Умскул». Там давался перечень литературы по обществознанию, в том числе книга Сорвина и Сусоколова «Человек в обществе». На мой взгляд, ее обязательно стоит прочитать всем олимпиадникам, а еще лучше — законспектировать и попытаться отрефлексировать, как это сделала я. Этот учебник дает твердую социологическую базу, способную вытянуть вас как минимум на уровень призера региона. Кроме того, информация оттуда пригодилась мне и на заключительном этапе.
Другой полезный ресурс — интерактивный учебник на сайте «Фоксфорда». Там собраны материалы по экономике, праву, социологии, которые я читала и конспектировала. Если уставала, переходила на видео: просто находила лекции на «Ютубе», вбивая интересующие меня темы в поисковую строку.
Запоминать понятия мне помогало приложение «Карточки для запоминания». В нем я создавала карточки, на одной стороне которых написан вопрос или описание концепта, а на другой — ответ. Затем я перемешивала их и пыталась вспомнить, что написано на обороте.
Сложнее всего было учить объемные конспекты. Если становилось совсем тяжело, я рассказывала материал кому-то из близких: сажала напротив себя родных или записывала голосовые подругам.
За время подготовки я поняла, что залог успеха — это полное погружение. По пути в школу я смотрела лекции и слушала подкасты, например, на ютуб-канале «Правого полушария интроверта» или «ПостНауки». Еще мне нравилась передача «Статус» в эфире «Эха Москвы». Помимо этого, я старалась подписываться на полезные каналы для олимпиадников. В основном это были сообщества школ: «мейнкурс», «Общего дела», «Кружка Станкевича».
В таком режиме я прожила около трех недель и даже получила от этого удовольствие. Сам предмет мне нравился всегда, а интенсивные занятия помогли на нем сконцентрироваться и погрузиться в обществоведческую среду.
Участие. Несмотря на подготовку во время регионального этапа я сильно волновалась. Я боялась, что все мои старания окажутся напрасными и у меня не получится попасть в финал.
Первый тур, напомню, предполагал в том числе анализ текста. В 2022 году нам досталось эссе Шпенглера про биологический редукционизм и социальный дарвинизм. На мой взгляд, читать его достаточно сложно, так как идеи автора выражены крайне несвязно и непоследовательно. К тому же они мне совершенно не близки.
Объем текста был довольно большой — 11 страниц. Поначалу я испытывала страх, но смогла себя перебороть и взяться за работу. Всем будущим участникам олимпиад советую не поддаваться панике: глаза могут бояться, но руки должны делать, несмотря ни на что.
Затем нужно было ознакомиться с кейсом переименования Генеральных штатов Франции в Генеральное собрание. Требовалось прочитать историческую справку и объяснить это изменение с политологической и философской точек зрения.
Во втором туре меня порадовала правовая задача. Решая ее, я снова применила знания, полученные после просмотра телешоу.
Еще запомнилось задание на угадывание слова, пропущенного в цитатах известных людей. Это заставило меня поломать голову, но было интересно.
Результаты. Их я ждала около трех недель — каждый день обновляла сайт, где публикуются списки призеров, и сердце уходило в пятки. Наконец, все работы проверили, и моя стала лучшей среди девятиклассников. При этом мой результат составил 52 балла из 100.
Радость длилась недолго: проходной балл на заключительный этап оказался сильно выше, и в финал я не проходила. За это право я соревновалась с ребятами со всей страны, в том числе из столиц. Конкуренция там обычно выше, а значит, баллы победителей тоже. Поэтому если где-то в регионе человек еще может стать лучшим с 30 баллами из 100, то в Москве такой результат, скорее всего, вообще ничего не даст.
Моим единственным шансом оказаться в заключительном туре стала квота. По ней попадают в финал, если никто из участников регионального этапа не набирает проходной балл.
Последние несколько лет Министерство просвещения анализирует призеров и победителей, а затем отправляет в регионы списки рекомендованных к прохождению в финал. Окончательное решение остается за местными властями: где-то отправляют олимпиадника с самым высоким баллом, где-то — того, чей балл максимально близок к проходному в его классе. Я попадала под вторую категорию.
После публикации результатов организаторы взяли паузу, чтобы обдумать решение о квоте. В это время директор школы связала меня с хорошим репетитором, которая составляла задания для муниципального этапа в Томской области. Услуги этой преподавательницы стоили около 1000 ₽ в час. Мы договорились, что я буду заниматься с ней, если пройду в финал.
- 1000 ₽
Как выяснилось позже, у этого преподавателя запрашивали мнение о моем потенциале. Мне повезло: репетитор сказала, что у меня неплохие шансы на призерство. Видимо, поэтому я прошла в заключительный этап и мне — как и другим участникам — оплатили поездку до места его проведения.
Так что если вы окажетесь в подобной ситуации, советую собрать рекомендации ваших школьных учителей или репетиторов. Это поможет аргументировать ваше желание поехать на Всерос.
Заключительный этап
Особенности. На заключительном этапе ВсОШ собираются школьники 9—11-х классов со всей России. Обычно этот этап устраивают в марте-апреле. Место проведения каждый год меняется, например я ездила в Подмосковье. Специально для олимпиадников организовывают экскурсии, лекции, мастер-классы.
Сами соревнования идут на протяжении трех дней и состоят из такого же количества туров. Первый предполагает решение тестов, второй — выполнение письменных заданий, третий — устное выступление. На первые два тура дается по три часа, а на последний — около 45 минут, после чего нужно выступить с семиминутной презентацией.
Финальный устный тур кажется всем самым сложным, вне зависимости от уровня подготовки. Раз в несколько лет формат заданий меняется. В последние годы нужно решить кейс, например, по созданию стратегии для продвижения политической партии. Еще бывают вопросы к текстам. По окончании работы с заданиями необходимо поделиться своими мыслями с жюри.
По итогам трех туров организаторы формируют таблицу победителей и призеров — но так, чтобы их было не более 45% от общего числа участников.
Подготовка. Так как я не знала, прохожу в финал или нет, то потеряла время, пока ждала новостей. Не стоит повторять моих ошибок: лучше начинать подготовку еще до объявления итогов регионального этапа.
В результате я занималась с репетитором только с конца марта, и это продолжалось около трех недель.
Преподавательница скинула мне большой список литературы. Вот материалы, на которые мы сделали основный упор:
- Книги: уже упомянутый мной учебник «Человек в обществе» К. В. Сорвина и А. А. Сусоколова, а также пособия по политологии авторства А. Ю. Мельвиля и Э. Хейвуда.
- Курс лекций «Экономика для неэкономистов» И. А. Кима.
- Тексты законов: гражданского, уголовного, трудового и семейного кодексов, Конституции.
- Сборник математических задач по финансовой грамотности от Банка России.
Мы занимались с репетитором по три-четыре раза в неделю. Строгого плана подготовки не было: просто усваивали необходимый объем информации, используя для этого разные методы. Например, решали задания прошлых лет из архива сайта olimpiada.ru, разбирали непонятные темы из учебников. Кроме того, преподаватель давала лекционный материал.
Психологически сложной стала подготовка к устному туру. Хорошо выступить у меня не получалось: я заикалась, запиналась, делала долгие паузы, выходила за временные рамки. Репетитор терпеливо обсуждала со мной ошибки и старалась подбодрить, за что я ей очень благодарна.
Помимо этого, я готовилась сама. Например, продолжала активно пользоваться приложением с карточками для запоминания терминов и понятий. С помощью сайта spravochnik.ru составила список философов и социологов: выписала названия их главных трудов и добавила распечатанные портреты.
Еще я часто заглядывала в конспекты на сайте «Фоксфорда» — там доступно изложена базовая информация по социологии, политологии и праву.
Мой скептицизм в отношении заданий прошлых лет со временем поубавился. Репетитор часто прибегала к такому методу подготовки, так что я предпочла довериться преподавательнице и не спорила.
Все время, что я занималась, моя жизнь была предельно однообразной. Я ела, ботала по 8—9 часов в день, спала, и так по кругу. При этом я старалась не концентрироваться на одной отрасли и делила учебное время на части: сначала несколько часов занималась экономикой, затем логикой, потом правом, социологией и так далее. Читала учебную литературу, выписывала непонятное, анализировала, вникала.
Думать о Всеросе круглыми сутками было сложно, и постепенно я начала выгорать. Помогали друзья, которые вытаскивали меня из дома, чтобы посидеть в кафе или сходить в кино, и это придавало сил. На мой взгляд, крайне важно напоминать себе, что жизнь не заканчивается на олимпиадах.
Участие. Как я уже говорила, в 2022 году Всерос по обществознанию проходил в Подмосковье. Нас заселили в санаторий «Вороново» и предоставили комнаты на два-три человека. Там стояли удобные столы для учебы, а из окон открывался шикарный вид на лес и реку.
Помимо олимпиадных туров в программу включили экскурсии и активный отдых — например, мы могли бесплатно посещать бассейн. А еще у меня в номере был балкон, куда я выходила по утрам и наслаждалась пением птиц.
Во второй день нашего пребывания мы написали тестовый тур. Он свой у каждого класса, и девятиклассникам как самым младшим участникам обычно дают задания попроще. Тем не менее один вопрос нам попался с загвоздкой.
В условии задания давали реальную историю о том, как в США запретили использование химиката даминозида. Это произошло после обнародования доклада о развитии раковых опухолей у крыс и мышей. Требовалось оценить целесообразность такого решения.
Большинство моих коллег-олимпиадников ответило на вопрос с точки зрения экономики, а рассуждать нужно было про когнитивные искажения. Поэтому все наши красивые формулировки о невыгодности сворачивания производства не зачли. До сих пор помню, какой шум навели возмущенные ребята на разборе работ.
Помимо этого, больших проблем с заданиями не возникло, а ошибки я в основном совершала либо от незнания, либо по невнимательности. Удерживать фокус на протяжении трех часов сложнее, чем кажется.
Второй тур был общим для всех классов и оказался, пожалуй, самым легким за последние годы проведения ВсОШ. Нам дали три текста: китайскую притчу о смуте, которая усугубляется жестокостью императора, отрывок из «Левиафана» Томаса Гоббса и «Социальную структуру и аномию» Роберта Мертона. Нужно было найти понятие, которое объединяет все произведения, и ответить на вопросы.
Для тех, кто знал теорию социологии, это задание оказалось подарком судьбы. Я разбиралась в ней не очень глубоко, но, как узнала потом, справилась вполне неплохо.
Третий тур, предполагавший устное выступление, снова был общим для всех участников. Нам попался труд Пола Фейерабенда про идеологизацию науки. Из текста требовалось выделить основные аргументы, а затем привести собственные «за» и «против».
Я боялась, что не смогу правильно сформулировать мысли и мне не хватит уверенности, переживала за тайминг. Но в итоге все успела и рассказала довольно неплохо. Члены жюри задали один уточняющий вопрос, на который я быстро ответила, и меня отпустили.
Результаты и апелляция. Как ни парадоксально, но за третий устный тур я в итоге набрала больше всего баллов: 76 из 100. В то же время за первый тур я получила 66 баллов из 100, за второй — 60 из 100.
Возможно, причина в том, что текст Фейерабенда мне действительно понравился, а его основная идея показалась мне необычной. Автор рассуждал о том, что наука становится новой религией, которой нельзя перечить, а это очень плохо. По-научному эта концепция называется «эпистемологический анархизм».
Большинство олимпиадников, дошедших до заключительного тура, подают на апелляцию, чтобы выбить лишний балл. Я тоже не стала исключением, хотя мои результаты оказались довольно неплохими. Отмечу, что сам процесс подачи апелляции немного отличается на разных этапах. Расскажу о том, как это происходит в финале.
Оспорить баллы можно только за первые два тура — тестовый и текстовый. Как правило, апелляция проходит очно, но в 2022 году мы созванивались в «Зуме». Вероятно, организаторы придерживались ограничений, введенных после пандемии коронавируса. Нам дали час на просмотр работ, хотя обычно на это есть всего 10—15 минут.
Затем участники пишут апелляционное заявление, в котором объясняют, почему недополучили драгоценные баллы. Для этого нужно указать на конкретные задания и привести аргументы. Главный совет: всегда ссылайтесь на источники, когда доказываете свою позицию, — например, на правовые документы, учебники, научные статьи.
Кроме того, обязательно пересчитывайте, сколько баллов вы набрали в сумме. Жюри тоже люди и могут допускать банальные арифметические ошибки.
Дополнительно отмечу, что задания первого тура обычно оцениваются жестко. Тем, кто планирует подавать апелляцию, стоит понимать, сильно ли его способ решения расходится с установленным жюри. Если вы искали ответ не так, как задумывали организаторы, оценку вряд ли повысят.
Заявление на апелляцию принимает специальная комиссия, которая перепроверяет ваши ответы. Обычно в процедуре участвуют как минимум два члена жюри. Они могут предварительно обсудить нюансы работы, например решить, аргументы из какой учебной литературы принимать, а из какой — нет.
В дальнейшем участников ждет разговор с комиссией — обычно он длится 10—15 минут. За это время стоит попытаться переубедить членов жюри. Если вам не хотят идти навстречу, важно сохранять спокойствие и уверенно гнуть свою линию: приводить аргументы, цитировать источники, объяснять логику своего решения. В конечном итоге вы ничего не теряете: снять баллы по итогам апелляции могут, но, насколько мне известно, так поступают редко.
Моя апелляция прошла нервно: жюри отметало любые мои доводы. Не хотели добавлять балл даже за задание, где мой ответ объективно не оценили по критериям. Но тот спор в итоге закончился в мою пользу, поэтому не бойтесь настаивать на своем.
По результатам апелляции я получила 1 балл: мне повысили оценку за первый тур с 66 до 67 баллов. Тем не менее я была очень довольна, поскольку даже балл выбить крайне сложно: основная масса участников уходит с апелляции ни с чем.
Церемония награждения в 2022 году проходила онлайн, и я узнала о своем призерстве уже дома. Трансляцию мы смотрели всей семьей, затаив дыхание. В какой-то момент на экране появилось мое имя, и я поняла, что цель, которая казалась нереальной, наконец-то достигнута.
Эмоций было море: помню, что я кричала и плакала от радости, облегчения и усталости. Наверное, именно так себя чувствуют альпинисты, которые смогли покорить Эверест спустя дни и ночи упорного труда.
Позже я узнала, что от участницы без диплома меня отделили лишь 7 баллов. Это средний результат, но для человека, который целенаправленно готовился всего полтора месяца, я прыгнула выше головы.
Итоги и планы
Помимо права на поступление в любой вуз по профилю олимпиады я получила 28 000 ₽ премиальных от Томской области. Приятно, но немного обидно, поскольку москвичу, как я уже говорила, за такой же результат выплачивают 300 000 ₽.
В школе мне простили долги, которые я нахватала во время подготовки, дали отдохнуть и восстановиться. Я ощутила, что ко мне стали относиться по-другому, с большим вниманием и уважением. У меня даже взяло интервью местное СМИ — это был интересный и необычный опыт.
Я ни разу не пожалела о своем участии во ВсОШ. Благодаря этому я научилась самодисциплине, сфокусированности и концентрации, стала более целеустремленной и уверенной в себе. Всерос подарил мне новых друзей, мотивацию к учебе и возможность поступить куда я захочу без тревоги и стресса.
В связи с этим ЕГЭ по выбору я пока сдавать не планирую: нет желания излишне нагружать себя в последнем учебном году.
Учиться мне бы хотелось на факультете права в НИУ ВШЭ. По моим наблюдениям, Вышка — цитадель олимпиадниц и олимпиадников «на пенсии». Большинство из них довольны своим обучением и отмечают современность программ, высокое качество преподавания и хорошие общежития. Кроме того, Вышка — довольно либеральное и открытое пространство, которое пока не законсервировалось.
В то же время я всерьез рассматриваю юрфак Томского государственного университета: на мой взгляд, он практически не уступает столичным вузам.
На момент написания статьи мне осталось учиться в школе еще один год. Я продолжаю участвовать в интеллектуальных соревнованиях, например в 10-м классе снова пошла на Всерос по обществознанию.
Во второй раз я призером не стала, хотя готовилась дольше и усиленнее. Думаю, что такой результат связан с целым спектром обстоятельств, и не все из них зависели от меня. Например, мне не повезло с заданиями — некоторые из них показались мне предельно странными, — я допустила серьезную ошибку в тестовом туре, хотя могла этого и не делать. Почему так произошло, я плохо понимаю до сих пор. Наверное, причина в напряжении и усталости.
В дальнейшем думаю попробовать свои силы в перечневых олимпиадах — свои есть у Вышки, МГУ, СПбГУ. Я занимаюсь репетиторством по гуманитарным предметам и собираюсь работать с олимпиадниками, поэтому хочу заработать побольше регалий. Плюс таких состязаний в том, что они проходят всего в два тура и участвовать можно сразу в нескольких.
Советы участникам олимпиад
- Не бойтесь и пробуйте свои силы в разных олимпиадах. Если вы думаете, что взять Всерос может только гений из столицы, вы ошибаетесь. Мой пример наглядно показывает, что получить диплом реально даже без долгой и изнуряющей подготовки. Главное — усердно работать и не пасовать перед трудностями.
- Занимайтесь системно и постоянно. Можно подготовиться и за 1,5 месяца, но тогда это придется делать в ускоренном темпе. Лучше начать подготовку к олимпиадному сезону в июне и к сентябрю уже быть в нужной форме.
- Окружите себя изучаемым предметом. Подпишитесь на тех, кто транслирует полезный вам контент, читайте научно-популярные статьи, слушайте лекции и подкасты. При этом важно не ограничиваться одной темой или областью знаний в рамках изучаемого предмета.
- Общайтесь с другими школьниками, которые готовятся к олимпиадам. Несмотря на конкуренцию, большинство ребят относится к «соперникам» дружелюбно. Вы можете обмениваться друг с другом полезной информацией или заниматься вместе.
- Ботайте в игровой форме, например занимаясь с друзьями или пользуясь интерактивными приложениями. Это помогает снять напряжение и уйти от рутины. А вот зубрить не советую: тогда быстрее устаешь и забываешь изученное.
- Надевайте часы на все олимпиады. Так вы лучше сможете следить за временем, а значит, меньше вероятность не успеть выполнить задания в срок. Также советую не использовать черновики: переписывание на чистовик отнимает драгоценные минуты, которые можно потратить на самопроверку.
- Старайтесь не «зависать» при виде непонятного задания. Если понимаете, что оно отнимает много времени, спокойно двигайтесь дальше. Потом можно попробовать к нему вернуться.
- Решая задачи, попытайтесь не терять концентрацию и хладнокровие. Помните, что никто не идеален и вполне нормально в чем-то сомневаться. Но эти эмоции не должны выбивать вас из колеи.
- Лучше всегда сначала знакомиться с вопросами к тексту. Тогда вы будете сразу искать нужные ответы, а не тратить время на перечитывание одной и той же информации по нескольку раз.
- Во время устного выступления не подглядывайте в записи, поддерживайте зрительный контакт с членами жюри, жестикулируйте, говорите выразительно. Это поможет сделать ваше выступление интереснее.
- Старайтесь запоминать формулировки своих ответов — так проще готовиться к апелляции. Обычно на нее дают мало времени, и легко что-то упустить или забыть. Поэтому я бы советовала наметить план действий заранее — тогда шансы на успех будут выше.
- Берегите свое ментальное здоровье: не забывайте отдыхать, обязательно занимайтесь чем-то помимо учебы и олимпиад. Также не стоит сравнивать себя с остальными участниками: высокие баллы, которые набрали ваши соперники на одном из этапов, еще не гарантируют им победу в другом.
Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie