Я поступила в МГИМО без вступительных и заработала более 500 000 ₽ на олимпиадах

Все это благодаря призерству на Всероссийской олимпиаде школьников

41
Я поступила в МГИМО без вступительных и заработала более 500 000 ₽ на олимпиадах
Аватар автора

Лада Кошман

поступила в МГИМО по Всеросу

В 2020 году я начала учиться в МГИМО на факультете международной журналистики.

Мне не пришлось сдавать ЕГЭ или другие вступительные: в 9-м и 10-м классах я была призером Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

Также благодаря призовым местам я заработала первые большие деньги — около полумиллиона рублей, а также смогла получить президентский грант на время учебы в университете — 20 тысяч рублей в месяц.

В этой статье я расскажу о тонкостях подготовки ко Всеросу и о том, как олимпиады могут стать серьезным источником дохода для школьника.

Что такое Всероссийская олимпиада школьников

Всерос — это интеллектуальное соревнование школьников, которое проводится по 24 предметам. Ежегодно в нем принимают участие около 6 миллионов учащихся.

Во Всеросе четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. С переходом на новый уровень сложность заданий растет.

Памятка о проведении всех этапов Всероссийской олимпиады школьников для команды Москвы

Особые права при поступлении дает статус призера или победителя именно финального этапа. Такими особыми правами могут быть поступление на бюджет без вступительных испытаний по профилю олимпиады или начисление 100 баллов ЕГЭ по предмету участия. Плюс есть денежные премии, размер вознаграждения зависит от региона участия. В Тинькофф Журнале есть два текста, которые подробно описывают эти моменты: о школьных олимпиадах в целом и о тех, где можно заработать.

4 года
действуют дипломы победителей и призеров заключительного этапа

У олимпиадников есть любимое выражение «затащить Всерос», то есть стать призером или победителем в финале. Среди школьников и родителей сложился стереотип, что на заключительный этап Всероса проходят только гении или те, кто готовится по 10—12 часов в день, а задания в финале не под силу обычным людям.

Так вот, затащить Всерос реально без больших финансовых вложений и не будучи гением или ботаником, если знать тонкости подготовки и уметь собраться с силами в ответственный момент.

Кто может участвовать во Всеросе

ЭтапыДля каких классов разработаны заданияИсключения
ШкольныйДля 5—11-х классовРусский язык и математика для 4—11-х классов
Экономика и МХК для 6—11-х классов, физика и химия для 7—11-х классов
МуниципальныйДля 7—11-х классов
Региональный и заключительныйДля 9—11-х классов

Кто может участвовать во Всеросе

Школьный этап
Для каких классов разработаны заданияДля 5—11-х классов
ИсключенияРусский язык и математика для 4—11-х классов

Экономика и МХК для 6—11-х классов, физика и химия для 7—11-х классов
Муниципальный этап
Для каких классов разработаны заданияДля 7—11-х классов
Исключения
Региональный и заключительный этапы
Для каких классов разработаны заданияДля 9—11-х классов

Мои первые олимпиады

Я участвовала в олимпиадах с 7-го класса. Инициатором выступила мама: на одном из родительских форумов она узнала о преимуществах, которые дают победа или призерство, и предложила мне попробовать. Уже тогда я хотела поступить в МГИМО на факультет международной журналистики: меня привлекала перспектива выучить несколько иностранных языков на продвинутом уровне — С1 и выше по Общеевропейской шкале языковой компетенции. На факультете международной журналистики МГИМО пять пар первого языка и три пары второго языка в неделю.

Поначалу я принимала участие в перечневых олимпиадах. Они называются так, потому что входят в специальный перечень Министерства науки и высшего образования, который утверждается ежегодно. О преимуществах таких олимпиад тоже была статья в Т⁠—⁠Ж. В 7—8-х классах я участвовала в этих олимпиадах не с целью получить особые права для вуза, а в первую очередь чтобы подготовиться к более значимым олимпиадам и прокачать стрессоустойчивость.

В случае с перечневыми олимпиадами льготы могут получить в основном победители и призеры, которые учатся в 11-м классе. Если олимпиада входит в перечень, это не значит, что любой вуз даст особое право: нужно самостоятельно уточнять в правилах приема для каждого вуза.

А вот во Всеросе особые права могут получить и семи- и восьмиклассники, если они выполняют задания для 9-го класса, последовательно, начиная со школьного этапа. В олимпиадной практике даже были случаи, когда ученики 7-го класса становились призерами заключительного этапа Всероса, например в 2019 году по французскому языку и праву.

Разъяснение об участии в заключительном этапе участников младше 9⁠-⁠го класса с сайта «Олимпиада⁠-⁠ру»
Разъяснение об участии в заключительном этапе участников младше 9⁠-⁠го класса с сайта «Олимпиада⁠-⁠ру»

Итак, с 7-го по 9-й класс я участвовала в перечневых олимпиадах по литературе, английскому, русскому языку. Некоторые попытки были неудачными, но в основном мне удавалось занимать призовые места:

В 8-м классе мне не удалось стать призером по литературе в олимпиаде «Покори Воробьевы горы!», поэтому я сделала вывод: не стоит делать ставку на одну конкретную олимпиаду, так как задания каждый раз — своеобразная лотерея, и никто не знает, повезет с ними или нет. Лучше участвовать в нескольких. В перечневых олимпиадах я закалилась психологически и перестала испытывать стресс во время интеллектуальных конкурсов.

Мои дипломы перечневых олимпиад
Мои дипломы перечневых олимпиад

Также в 7—8-х классах я участвовала в школьном и муниципальном этапах Всероса и становилась призером или победителем. Опиралась в основном на знания школьной программы. После первых успехов я решила попробовать себя в большой игре и поставила цель — затащить заключительный этап Всероссийской олимпиады по литературе в 9-м классе.

Именно эта олимпиада давала возможность поступить на бюджет без вступительных испытаний на факультет международной журналистики МГИМО. Те, кто поступает в рамках общего конкурса, должны были сдавать ЕГЭ по русскому, литературе и английскому, а также пройти творческий конкурс. Каждый экзамен — своя специфика, к каждому нужно готовиться отдельно. Выиграть Всероссийскую олимпиаду мне показалось стратегически выгоднее.

Чем больше я узнавала про олимпиадное движение, тем сильнее хотела сменить школу. До 8-го класса я училась в школе с углубленным изучением английского неподалеку от дома, которая входила в 300 лучших школ Москвы. Но с каждым годом подготовка становилась слабее.

Например, учительница по русскому и литературе, которая вела занятия в 7-м классе, сама делала ошибки в словах. Вместо обсуждения и анализа произведений мы просто читали их вслух, в старших классах также не было нужного мне профиля с углубленным изучением литературы и истории.

В 8-м классе, это было в 2016 году, я перешла в лицей 1535, в том году он занимал первую строчку в рейтинге школ Москвы и славился гуманитарной подготовкой. Уровень мотивации новых одноклассников был гораздо выше, чем в предыдущей школе.

Еще один плюс — лицей был в пешей доступности от Центра педагогического мастерства (ЦПМ). Там я сидела на лекциях по литературе после уроков: три часа раз в неделю в начале года и 15 часов в неделю в период активной подготовки к региональному и заключительному этапам олимпиады.

Несмотря на большое количество олимпиадников в лицее, далеко не все учителя по другим предметам шли навстречу. В 9-м классе еще не было профилизации, а я всегда была выраженным гуманитарием. До 10-го класса почти все предметы преподавались в лицее на углубленном уровне, в том числе математика, программирование, химия, биология, мне же было тяжело совмещать все с ударной олимпиадной подготовкой. Литературу тоже преподавали на высоком уровне, но все же нужны были дополнительные занятия для подготовки к олимпиадному формату.

Помню, как преподаватели по химии и биологии ставили мне двойки и тройки и, зная, что я еду на финал, говорили, что у меня ничего не получится с олимпиадами и зря я все это затеяла.

В 15 лет мне было обидно осознавать, что в меня не верит столько людей, но вскоре удалось выработать иммунитет к едким комментариям. Этот опыт научил меня расставлять приоритеты: было невозможно успеть все и сразу. Благодаря четкой стратегии у меня получилось стать призером Всероса по литературе в 9-м классе.

Моя «коллекция» двоек по химии в 9⁠-⁠м классе
Моя «коллекция» двоек по химии в 9⁠-⁠м классе

Подготовка ко Всеросу по литературе

В подготовку к олимпиадам я и мои родители не вкладывали огромные деньги: я не занималась с репетиторами по русскому и литературе.

Для грамотного письма хватило школьных занятий, хотя стоит учесть, что это, конечно, очень хорошая школа. Также литературную подготовку я получила на бесплатных лекциях и семинарах в Центре педагогического мастерства на Хамовническом Валу в Москве: слушала лекции о теории и истории литературы. Прийти могут все желающие.

Большинство лекций были полезными не только для олимпиады, но и для общего развития, поэтому заставлять себя посещать их никогда не приходилось. Стоит отметить, что эти бесплатные лекции рассчитаны на довольно продвинутую в литературе аудиторию: используется много терминов не из школьной программы, труды литературоведов. Начинающим больше подходят платные занятия, так как там дают основы олимпиадной подготовки.

Расписание подготовительных занятий в ЦПМ на декабрь 2022 года. На подобных лекциях я и проводила школьные вечера
Расписание подготовительных занятий в ЦПМ на декабрь 2022 года. На подобных лекциях я и проводила школьные вечера

У московского центра есть аналоги в регионах. В Казани существует Республиканский олимпиадный центр, где проводятся занятия по подготовке к олимпиадам, в Санкт-Петербурге — Центр олимпиад.

Вот мои рекомендации для эффективной подготовки к олимпиаде.

Овладеть школьной программой по литературе, желательно на год вперед. Задания, как аналитические, так и творческие, часто отсылают участников к актуальным произведениям школьной программы за тот или иной класс. Но есть один нюанс: за каждым классом числится определенный список литературы «по программе», а муниципальный этап проходит осенью, региональный зимой, заключительный весной. Какие-то произведения участник может к началу олимпиады не успеть пройти в школе, поэтому действовать нужно на опережение.

Мое творческое задание на финале в 10-м классе. Его невозможно было выполнить без знаний о романе «Отцы и дети», хотя на заключительном этапе олимпиады были участники, которые не читали «Отцов и детей», не знали сюжет и имена героев. Они пренебрегли советом изучить все произведения школьной программы за текущий класс и столкнулись с неудачей на одном из туров
Мое творческое задание на финале в 10-м классе. Его невозможно было выполнить без знаний о романе «Отцы и дети», хотя на заключительном этапе олимпиады были участники, которые не читали «Отцов и детей», не знали сюжет и имена героев. Они пренебрегли советом изучить все произведения школьной программы за текущий класс и столкнулись с неудачей на одном из туров

Лучше уделить чтению свободное время на летних каникулах, чтобы судорожно не запоминать имена героев и особенности сюжета накануне испытаний, читая «Брифли», библиотеку кратких содержаний. Особенно это касается больших произведений, которые точно не получится осилить за пару вечеров:

  • «Мертвые души», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» для 9-го класса;
  • «Преступление и наказание», «Война и мир», «Обломов», «Отцы и дети» для 10-го класса;
  • «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита» для 11-го класса.

Эти произведения я читала заранее летом. Важно не просто запомнить сюжет, но и проанализировать произведение, по возможности послушать лекции на «Арзамасе» или на другом ресурсе. Преподаватели ЦПМ также советовали читать не только художественную литературу, но и критические и аналитические статьи и пособия. Я, к примеру, читала работы Лотмана, Гаспарова и Сухих из рекомендаций сайта «Олимпиада.ру».

Любопытно, что во время подготовки я часто читала книги Сухих, и впоследствии он был членом жюри на финале и проверял мою работу
Любопытно, что во время подготовки я часто читала книги Сухих, и впоследствии он был членом жюри на финале и проверял мою работу

Я часто конспектировала интересные лекции с «Арзамаса» и вообще все заметки вела от руки: так мне было удобнее запоминать информацию, визуализировать услышанное в виде схем и таблиц, выделять маркерами самое важное.

Я готовилась по бумажным книгам и пособиям, электронные варианты не использовала. Мне было важно, чтобы была возможность закладывать и выделять карандашом цитаты. У многих олимпиадников все материалы в электронном формате, в целом это дело вкуса и удобства.

Тетрадки с записями, которые я везде возила с собой и всегда перечитывала
Тетрадки с записями, которые я везде возила с собой и всегда перечитывала

Изучать работы победителей и призеров прошлых лет. Это лучшие образцы жанра, на примерах которых можно учиться писать собственные аналитические тексты. По ним училась и я.

Чтобы создать убедительный и глубокий анализ произведения, нужно уметь выстраивать логически четкую структуру высказывания, формировать концепцию ответа и аргументировать свое мнение. В олимпиаде по литературе нет правильных или неправильных ответов, главное связно и убедительно презентовать свою точку зрения.

Я бы сказала, что нужно создать очень хорошее сочинение, в котором участник продемонстрирует понимание текста и не забудет привнести свое мнение.

Участвовать в сборах. Для олимпиадников из Москвы, которые показали высокие результаты в том или ином этапе олимпиады, два раза в год организовываются бесплатные сборы осенью и весной. На протяжении 7—10 дней команда проживает в учебном центре и посещает 4 пары в день, где разбираются задания формата олимпиады и проводится много практических семинаров.

На осенние сборы попасть легче: обычно отбор проводится на основе письменного задания, которое школьники выполняют в Центре педагогического мастерства. Весенние сборы предназначены только для команды Москвы. Она формируется по результатам регионального этапа: в нее входят участники, которые набирают достаточное количество баллов для участия в заключительном этапе. Своего сайта у этих сборов нет, так как туда попадают только по приглашению. Я сама пять раз участвовала в таких сборах.

На выездах каждый полностью погружается в олимпиадную подготовку. Мы писали работы в формате олимпиады, устно анализировали небольшие тексты, слушали лекции от тренеров команды Москвы. Это были заслуженные преподаватели и кандидаты филологических наук, а также абсолютные победители прошлых лет, то есть те участники, которые получили на олимпиаде самое высокое количество баллов. Их называют тренерами, потому что они не просто читают лекции и проводят занятия, а также сопровождают финалистов на сборы и на сам заключительный этап. Вместе с тренерами команду обязательно сопровождает психолог.

В таких комнатах проживают участники сборов в УМЦ «Голицыно»
В таких комнатах проживают участники сборов в УМЦ «Голицыно»

Что касается атмосферы, я до сих пор помню «романтику сборов»: мы с подругой, одноклассницей из лицея, питались только салатами из капусты и вареной картошкой (фирменные блюда в местной столовой), а по вечерам обсуждали литературные произведения, обменивались полезными учебными материалами и помогали друг другу в подготовке.

Я на практике убедилась, что такой формат хорошо помогает активизировать все навыки, необходимые для успеха на олимпиаде, и в разы повышает продуктивность подготовки. За время выездных школ я освежала в памяти все основные произведения, оттачивала навык создания письменных работ и не входила в ступор при виде олимпиадных заданий уже на реальных турах олимпиады.

Расписание выездной школы с сайта образовательного центра «Коалиция»

Выездные школы доступны не только москвичам: также проводятся отдельные выезды на платной основе, предназначенные для учеников со всей России, никаких ограничений к участию в них нет, то есть необязательно иметь олимпиадные достижения. Их организовывает центр образования «Коалиция».

Стоимость участия вместе с проживанием в учебном центре, доме отдыха или пансионате, занятиями и питанием во время моей учебы варьировалось от 20 000 до 40 000 ₽ за 8—12 дней выезда. Информацию об актуальных ценах можно получить, подав заявку на ту или иную выездную школу на сайте «Коалиции».

Из платных опций у «Коалиции» есть не только выездные школы, но также курсы и интенсивы
Из платных опций у «Коалиции» есть не только выездные школы, но также курсы и интенсивы

Читать критерии, по которым члены жюри оценивают работы участников. Чтобы понимать, чего вообще от вас хотят, советую ознакомиться с критериями и помнить о них во время написания работы. Тому, кто оценивает, важно, чтобы участники продемонстрировали знание исторического контекста и литературоведческих терминов.

Комплексный анализ произведения будет неполным, если участник не сможет провести параллели с историей и теорией литературы. Скажем, если текст отсылает к революции или Великой Отечественной войне, — обязательно нужно написать об этом. Также нужно умело пользоваться терминами: знать, какая бывает композиция у текста, чем отличается аллитерация от ассонанса, что такое аллюзии и реминисценции к произведениям и так далее.

Но параллели и аналогии должны быть уместны: не стоит любой ценой стараться продемонстрировать знания всех терминов в одной работе и перечислять, как прейскурант, всевозможные средства художественной выразительности и отсылки, которые удалось найти в тексте.

Разрешить себе фантазировать, быть креативным и нестандартным. Четкого алгоритма для подготовки к творческой части у меня нет, скорее рекомендации. Если решились на участие в олимпиаде, забудьте клише, штампы и вводные фразы для сочинений в ЕГЭ по литературе:

  • «Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…»;
  • «Этим автор хотел сказать, что…»;
  • «Заканчивая рассуждение, нельзя не сказать, что люди должны…».

У жюри на такие фразы аллергия. Излишняя наукообразность тоже будет ни к чему. Такую работу будет просто тяжело и неинтересно читать. Победители и призеры олимпиад — люди, которые умеют нестандартно подать информацию и аргументировать свое мнение.

Как проходит Всерос

На мой взгляд, литература — самый гибкий и творческий предмет на Всеросе. В заданиях нет цифр и точных величин, не нужно учить формулы и разбираться в графиках, чтобы показать высокие результаты. Все, что нужно — широкий литературный кругозор, знание литературных терминов и способность излагать собственное, четко аргументированное мнение.

В олимпиаде две основные большие части: анализ литературного произведения (проза или стихотворение на выбор) и творческое задание. Простыми словами, от участника ждут аналитическое и творческое сочинения. К этим двум китам в зависимости от этапа могут добавиться задания на знание литературных произведений и терминов (региональный этап) или устный ответ (финал).

Региональный этап в Москве проводится в один день, занимает около пяти часов и состоит из пяти частей, которые в сумме дают 100 баллов:

  1. Задание на литературную эрудицию — 3 балла.
  2. Задание на умение работать с текстом — 6 баллов.
  3. Задание на определение стихотворного размера — 6 баллов.
  4. Анализ текста — 65 баллов.
  5. Творческое задание — 20 баллов.

На заключительном этапе олимпиады каждая часть сдается в отдельный день. Их три: комплексный анализ художественного текста, творческое задание, к ним добавляется устное выступление — монолог на заданную тему. Каждый год общее количество баллов, которое можно получить на финале, разное. В 2019 году:

  • анализ текста весил 70 баллов;
  • творческая часть — 64 балла;
  • устное выступление — 16 баллов.

Отдельного внимания заслуживает антураж финала. Если школьный, муниципальный и региональный этап более или менее похожи друг на друга и зачастую проводятся на базе школ в форме обычного письменного экзамена, финал отличается торжественно-праздничной атмосферой, да и проходит каждый раз в новом городе.

Я ездила в Казань в 2018 и в Калининград в 2019 году, и оба путешествия мне очень запомнились: я даже не думала, что выезд на финал олимпиады может быть и полноценным классным путешествием. Билеты, проживание и питание бесплатные для всех участников финала.

Для участников организовывается бесплатная культурно-развлекательная программа от города проведения: это могут быть экскурсии, походы в театры, музеи. В Калининграде мне даже удалось отдохнуть и полностью восстановить силы благодаря поездке на Куршскую косу, которая даже входит в список Всемирного наследия Юнеско. Она стала своеобразным местом силы для меня в этой поездке.

Гостеприимство городов поражает. Например, в Калининграде нам предоставили для проживания четырехзвездочную гостиницу с видом на Балтийское море и очень красивые закаты, а в Казани дарили сувениры и чак-чак.

В Калининграде мы жили на берегу моря и любовались вот такими видами по пути на туры
На церемонии закрытия нам выдавали большие пакеты с сувенирами с символикой города и олимпиады
Такие бейджи были у каждого участника олимпиады по литературе в 2019 году

Задания на финале бывают очень и очень нестандартными. Это касается всех частей. На моем первом финале в качестве одного из произведений для анализа попалось эксцентричное стихотворение современного автора, без знаков препинания. Не каждый девятиклассник будет морально готов к такому. Но можно выбирать между стихами и прозой.

Я же, привыкшая к традиционным формам и не знавшая толком особенностей современной русской поэзии, выбрала для анализа прозу — более понятный, написанный в традиционном жанре рождественский рассказ Виктории Токаревой.

Стихотворение для анализа для 9⁠-⁠го класса в 2018 году
Стихотворение для анализа для 9⁠-⁠го класса в 2018 году
Прозаическое произведение для анализа в 9⁠-⁠м классе, которое выбрала я
Прозаическое произведение для анализа в 9⁠-⁠м классе, которое выбрала я

После получения результатов каждого тура у участников есть возможность подать апелляцию на результаты проверки и оспорить баллы. Апелляцию тренеры нашей команды называли «четвертым туром олимпиады».

Апелляция — очень неприятная, но необходимая очная процедура, от которой может зависеть, получит школьник диплом олимпиады или нет. На олимпиадах — и не только на Всероссийской — один балл порой решает все. На кону стоят и поступление, и премия.

Я оспаривала результаты на заключительном этапе два раза — в 9-м и в 10-м классе, и если в 9-м классе это особо ни на что не повлияло, то в 10-м классе поход на апелляцию стал решающим фактором.

Такие узкие «бумажки» с баллами выдают на показе работ заключительного этапа. Чтобы ее получить, нужно показать паспорт
Такие узкие «бумажки» с баллами выдают на показе работ заключительного этапа. Чтобы ее получить, нужно показать паспорт

Особенно атмосфера на апелляции накаляется на региональном и заключительном этапе Всероса, где апелляция может проходить и 3, и 6 часов. Некоторые видят баллы и сдаются раньше времени. Мои знакомые олимпиадники на финале, получив свои баллы, расстраивались и уходили с апелляции, а потом оказывалось, что им не хватило до призерства одного балла.

Этот этап для меня был самым морально трудным и напряженным во всей олимпиаде: на турах я на удивление не испытывала никакого дискомфорта и волнения. Наверное, сказалось участие в перечневых олимпиадах ранее. Но в день получения результатов, апелляции и церемонии закрытия — на финале по литературе все это проходит в один день — я испытала сильнейший стресс.

Дело в том, что до церемонии закрытия олимпиады участники не знают, вошли они в список победителей и призеров или нет, и томятся в ожидании до вечера. Казалось бы, подождать оглашения результатов нужно всего полдня, но это время как будто тянется бесконечно, и нервы уже дают о себе знать.

Когда я получила бумажку со своими баллами, я думала, что оспаривать что-либо безнадежно. Но, проведя 6 часов на апелляции и пообщавшись с членами жюри, я добилась повышения результатов проверки и попала в призеры благодаря добавленным четырем баллам.

Мы с подругой после получения дипломов призеров по литературе в 10⁠-⁠м классе
Мы с подругой после получения дипломов призеров по литературе в 10⁠-⁠м классе
Диплом, который я получила благодаря настойчивости на апелляции
Диплом, который я получила благодаря настойчивости на апелляции

Первый год коронавирусных ограничений сильно повлиял на олимпиадное движение и в общем на все экзамены и интеллектуальные испытания в России.

У меня с этим периодом связана грустная история. Я весь 2019 год готовилась к третьему в жизни финалу, но из-за коронавируса его отменили в апреле 2020. Все одиннадцатиклассники, набравшие на региональном этапе проходные баллы для участия в финале, признавались призерами.

Поскольку у меня был автопроход — право не проходить все этапы заново, а сразу идти на заключительный — я для тренировки поучаствовала в региональном этапе, не особо готовясь. Набрала недостаточно баллов, чтобы стать победителем. В результате меня премировали как участника, к сожалению, несостоявшегося финала.

Это уже никак не влияло на мое поступление, но олимпиады — это спорт, и мне, как настоящему спортсмену, хотелось улучшить свои результаты и стать победителем.

В конце 11-го класса меня наряду с другими всеросниками освободили от сдачи обязательных ЕГЭ по русскому языку и математике из-за пандемии. Обычно для поступления в вуз нужны аттестат и диплом призера или победителя Всероса. Но в 2020 году убрали требование сдачи экзаменов — русского и математики — для получения аттестата. Получилось, что я не сдавала ни одного ЕГЭ.

Поступление в МГИМО и денежное вознаграждение за олимпиады

Главный финансовый бонус при победе в олимпиаде — поступление на бюджет. Мне удалось сэкономить семье 2 480 000 ₽, стоимость обучения на моем факультете за четыре года бакалавриата.

Подача документов в вуз прошла в дистанционном формате еще в мае, до получения аттестата. Наряду с другими победителями и призерами Всероса и победителями телевизионной олимпиады «Умницы и умники» меня зачислили в числе первых — без вступительных экзаменов отдельным приказом.

Аттестат и диплом призера олимпиады я сдала в вуз в конце августа. Я использовала диплом призера именно за 9-й класс, так как у него раньше истекал срок действия: я решила перестраховаться на случай, если мне не понравится учеба в выбранном вузе и я решу перепоступить в другой. Тогда я могла бы использовать диплом за 10-й класс.

Я не пожалела о поступлении в МГИМО, потому что реальность, в которую я попала, полностью совпала с ожиданиями. Сейчас в университете я изучаю французский как первый язык, английский как второй и итальянский как третий. Об этом я мечтала еще в школе.

На бесплатном обучении материальные поощрения не заканчиваются. В каждом регионе своя система премирования призеров и победителей заключительного этапа олимпиады, с премий удержат НДФЛ. В моем случае, а я представляла команду Москвы:

  • 150 тысяч рублей за призерство в 9-м классе (тогда выплаты в Москве были меньше);
  • 300 тысяч рублей за призерство в 10-м классе, согласно распоряжению мэра Москвы;
  • 100 тысяч рублей в 11-м классе за участие в олимпиаде.
Мой первый диплом Всероса в 2018 году
Мой первый диплом Всероса в 2018 году

Для получения денежных выплат участники заводят отдельную карту, на которую им единовременно поступает денежное вознаграждение. Карта должна быть оформлена именно на участника, победителя, призера олимпиады, карты родителей или ближайших родственников не подойдут.

В Москве победителям выплачивают 500 тысяч рублей, призерам 300 тысяч рублей, участникам 100 тысяч рублей. Для сравнения — в Санкт-Петербурге победители получают 500 тысяч рублей, призеры — 300 тысяч, в Свердловской области — 100 тысяч и 70 тысяч соответственно, в Челябинске есть выплаты талантливой молодежи, в том числе победителям и призерам Всероса — максимум по 50 тысяч. С 2021 года выплаты за олимпиады школьникам в Московской области сравнялись с выплатами в Москве. Премии для учеников младше 9-го класса возможны, только если они стали призерами заключительного этапа.

500 000 ₽
выплачивают победителям олимпиады в Москве

Премии школьникам — неплохая финансовая мотивация: именно поэтому многие олимпиадники не останавливаются после года успешного участия во Всеросе, а приходят во второй, третий и даже четвертый раз. Также вознаграждения — стимул стать призерами и победителями сразу по нескольким предметам. Среди моих знакомых есть ребята, которые зарабатывали за год около 1 млн рублей только на олимпиадных премиях.

Есть еще один вид поощрения за олимпиадные успехи, о котором знают далеко не все олимпиадники, я сама узнала о нем только после завершения олимпиадной «карьеры». Это президентский грант.

Что такое грант президента и кто может его получать

Грант Президента Российской Федерации — мера поддержки талантливой молодежи, показавшей особые успехи в искусстве, спорте или науке (не только призеры и победители Всероса). Всерос подходит под категорию «наука». Сумма гранта — 20 тысяч рублей ежемесячно во время учебы в университете. Подробно об оформлении гранта я писала в отдельном материале.

Чтобы стать получателем, необходимо заполнить форму на официальном сайте, прикрепив данные о достижениях в одной из трех перечисленных сфер. Главное — заполнить заявку вовремя и направить ее в фонд «Талант и успех», который выплачивает стипендию.

Я подала заявку в начале учебы на первом курсе в сентябре, но только зимой получила выплату — сразу за полгода. Задержка была связана с обработкой документов, со второго семестра я исправно получала 20 тысяч рублей каждый месяц. Выплаты производятся в течение установленного срока обучения в вузе и могут быть неплохим пассивным доходом для студента. Летом стипендию тоже платят.

Грант президента не мешает получать вузовские и другие стипендии: университет начисляет мне 3300 ₽ в месяц. Грант президента мне приходит на ту же карточку, которую я завела еще для олимпиадных премий, новые карту или счет оформлять не нужно. Вузовская стипендия перечисляется на отдельную карту, которую выдали в МГИМО
Грант президента не мешает получать вузовские и другие стипендии: университет начисляет мне 3300 ₽ в месяц. Грант президента мне приходит на ту же карточку, которую я завела еще для олимпиадных премий, новые карту или счет оформлять не нужно. Вузовская стипендия перечисляется на отдельную карту, которую выдали в МГИМО

Обязанности участия в программе грантов. Вступая в программу, претендент обязуется соблюдать следующие условия:

  • без академических задолженностей проходить промежуточную аттестацию;
  • в качестве подтверждения права на грант предоставлять сведения о достижениях: публикации, участие в международных конкурсах и мероприятиях, стажировки, практики;
  • в случае получения гранта дольше одного года работать на территории России не менее трех лет.

Возвращать деньги придется в случае отчисления или отказа от гранта на втором и последующих годах обучения без уважительных причин.

Если же получатель отказывается работать в России после окончания вуза — возвращает сумму выплаченного гранта, а также штраф в двукратном размере относительно этих средств. Я очень привязана к семье и дому, поэтому понимала, что работать за границей или надолго уехать из страны не смогу, мне будет некомфортно, и это условие в договоре не смутило меня.

Ежемесячное получение гранта подразумевает наличие достижений, активную научную и учебную деятельность, отсутствие пересдач в университете. И, конечно, нужно заполнить договор и согласие на обработку персональных данных.

Договор, который я подписывала, чтобы принять участие в программе грантов
Договор, который я подписывала, чтобы принять участие в программе грантов
Положение о штрафных санкциях в договоре о предоставлении гранта. «Реестр недобросовестных получателей», упомянутый в документе, — список участников программы грантов, которые не выполнили условия договора и обязаны вернуть деньги
Положение о штрафных санкциях в договоре о предоставлении гранта. «Реестр недобросовестных получателей», упомянутый в документе, — список участников программы грантов, которые не выполнили условия договора и обязаны вернуть деньги

Как подтверждать грант. Взвесив все за и против, я решила, что я смогу соблюдать условия, и подписала договор. Я получаю выплату уже второй год, подтверждаю достижения публикациями в официальном журнале МГИМО и хорошими баллами на зачетах и экзаменах.

В конце года я отправляю в подтверждение скан учебной карточки студента в фонд «Талант и успех», где видно, что у меня нет задолженностей и пересдач за год обучения.

Учебная карточка студента, которая подтверждает мою хорошую учебу
Учебная карточка студента, которая подтверждает мою хорошую учебу

Запомнить

  1. Всерос из всех олимпиад дает самые большие льготы при поступлении в вуз и возможности получить премии и гранты. Уточняйте, какой предмет Всероса нужен для вуза мечты.
  2. Не пренебрегайте перечневыми олимпиадами — они могут дать особые права при поступлении в вуз, если вы одиннадцатиклассник, или же хорошую тренировку для дальнейшего участия во Всеросе.
  3. Начните подготовку как можно раньше и делайте это комплексно: овладевайте школьной программой, слушайте лекции, посещайте занятия и выездные школы, читайте критерии проверки и работы победителей и просто креативьте.
  4. Не бойтесь подавать на апелляцию.
  5. Для призеров, победителей, а иногда даже для участников Всероса предусмотрены денежные премии. В каждом городе это разные суммы, уточняйте информацию о выплатах в вашем городе.
  6. Для победителей и призеров Всероса есть возможность стать получателем гранта президента — 20 тысяч рублей в месяц на протяжении учебы в вузе. Помните о необходимости подтверждать грант каждый год: научно-исследовательская и преподавательская деятельность, публикации, конкурсы.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Автор фото на обложке — Саша Гоноша
Лада Кошман
А вы ностальгируете по участию в школьных олимпиадах?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

По олимпиадам ностальгирую, только по тем временам, когда дипломы еще были зеленые и красные:) Эх, золотое было время(
Автору повезло родиться в Москве и ходить в хорошую школу, параллельно попав в ЦПМ, который собирает все таланты и натаскивает на олимпиады. И 500 тысяч платят в Москве, в некоторых регионах могут подарить кружку или вообще ничего, а таких регионов большая часть. Прежние федеральные премии по 30 и 60 тысяч, по крайней мере, не создавали такой разрыв среди регионов и не провоцировали бегство умных ребят из провинции за "чеком" в Москву, при том, что вкладывались в них региональные педагоги, довольно грустная картина.
Согласен, что можно затащить всеросс не будучи гением, но вложиться в это придется. Человек из региона без хороших наставников, бэкграунда и финансовых возможностей должен быть на голову выше всех, чтобы разобраться во всем самостоятельно. В своем предмете, который я уже преподаю много лет такие люди сейчас практически не встречаются.

69

Mr.X, Абсолютно согласна, тоже участвовала во Всероссийской по праву, немного баллов не хватило до призерства. Из ресурсов - только самоподготовка, никаких лекций, тренеров, психологов и прочего, регион. Эх, жаль, что не в Москве родилась 😅

15

Мария, а вы в каком году участвовали?

0

Mr.X, О да. Очень сложно было. Я участвовала в 2008 и 2009 годах в финалах по русскому языку. Мой регион - Якутия, что очень далеко от центра России. Хотя я проживала в одном из самых крупных якутских городов, у меня не было ни наставника (только школьный учитель, которая не сильно старалась в процессе моей подготовки), ни достаточного количества материалов для качественной подготовки (из всех отпусков тащилось всё, что могло так или иначе помочь мне при подготовке), ни интернета. У тех, кто готовился в региональном центре, были хотя бы в доступе профессоры из местного университета. Собственно, я довольна и горжусь, что самостоятельно смогла пробиться на финал дважды и побыть его частью. Однако печально понимать, что если бы у меня была возможность участвовать в сборах, решать олимпиадные задачи и пользоваться нормальными материалами, а не только школьными учебниками, то я могла бы стать призёром. Помню, было очень радостно, когда мне привезли учебник по теории филологии вузовской.

3

Mr.X, не могу с Вами полностью согласиться, в Москве не только больше возможностей, но и конкуренция гораздо выше (слышала про людей, которые специально переезжали из Москвы в регионы, чтобы пройти на заключительный этап). И достижения автора не выглядят везением. Человек шёл к своей цели: сменил слабую школу на сильную, нашёл занятия в ЦПМ (а не ЦПМ его нашёл) и т.д.

3

Мария, никто не говорит, что автор не старалась. Просто на это в Москве выделяются огромные средства и у человека из Москвы есть возможность ко всему получить доступ, а у провинциала такая возможность очень ограничена. Везение в данном случае родиться и оказаться в нужном месте и в нужное время.
Про конкуренцию- региональный этап пишут по всей стране и он для всех одинаковый(информатику вообще проверяет компьютер). Согласен, что есть не совсем честные регионы по ряду предметов, которые дорисовывают баллы и протаскивают слабых детей, но таких меньшинство. Опять же переехать в регион и договориться с местной комиссией простой человек не сможет, что подтверждает мои слова о необходимости какого-либо ресурса. Для прохода еще есть вариант с квотой, если местные чиновники про это не забудут, но это очень малый процент от общего числа людей. А если такой нечестный товарищ проходит, то он оказывается на дне списка заключительного этапа.

2
0

Девушка большая молодец

>Помню, как преподаватели по химии и биологии ставили мне двойки и тройки и, зная, что я еду на финал, говорили, что у меня ничего не получится с олимпиадами и зря я все это затеяла, а преподаватель по математике шутила, что я, наверное, в будущем пойду в цирковое училище, потому что я не могла решить сложные задания по ее предмету.

Это для администрации и учителей 1535 норма? Нездоровая ситуация для одного из лучших лицеев

22

Kirill, это наверное в 1210? )

0
0

А в чем прикол закрыть фамилию и подпись министра просвещения?

П.С. Обалдел от московских олимпиадных выплат

20
0

Сама много писала олимпиады, согласна с автором. Очень важно оставаться интегральным человеком и не перегореть. Олимпиады когда-то закончится, в вуз поступишь, а жизнь продолжается. Очень часто сталкивалась с всеросниками, которых кроме как «ботаниками» никак иначе не назовёшь. С ними не о чем поговорить, их знания очень ограничены одним предметом! Важно продолжать помимо олимпиад заниматься и другой интересной деятельностью, жизнь должна быть разнообразной. Также очень важен тайм менеджмент. В общем, если коротко, при минимальном количестве затраченных ресурсов (время, деньги, эмоции, нервы) можно сделать все очень эффективно. За статью респект!

16

Екатерина, мне еще понравилось, что автор не распылялась и сфокусировалась на одном направлении. Обычно бывает что и по химии с биологией 5, но итоговый профит от этого минимальный.

8
0
Герой

24.12.21, 12:57

Отредактировано

Автор умница.

В мое время у нас ничего кроме «кенгуру и медвежонка» не было. Школьные олимпиады были на непонятном уровне, даже ни одной грамоты за регулярные победы. Просто для галочки проводились.

И все мы знали, что «за олимпиаду можно без экзаменов поступить», а что именно за олимпиады и как туда попасть - увы. Странно, что учителя молчат. А некоторые ещё и хейтят таких, как автор 🙄 Российско-советский пед во всей красе.

13
0

Очень крутая статья. Такой информации не хватало в мое школьное время)

7
0
Герой Т—Ж

+2

24.12.21, 15:14

Обожала олимпиады, но доходила максимум до регионального этапа в олимпиаде по русскому языку. Заняла 4 место, было до слез обидно. О финале я и не мечтала, но 1-3 место могли без экзаменов поступить в местный вуз.

На разборе сложилось впечатление, что победили те, кто должен был победить. Задания, где надо было дать точный ответ, все выполнила без ошибок, а вот сочинение мне откровенно завалили. На мой вопрос, почему тут и тут неправильно, мне был один ответ: "ну вы же понимаете..." Впрочем, я хорошо сдала ЕГЭ, получила золотую медаль и поступила на свой филфак. Но вот это "вы же понимаете..." со мной на всю жизнь.

6
0

3 года назад я тоже выиграл всерос, только по истории. Как же круто и, самое главное, правильно передана атмосфера заключительного этапа! Аж ностальгия взяла. Благодаря олимпиаде тоже поступил в вуз, в который хотел, и сейчас мне это очень помогает по жизни.

5
0

Автор статьи молодец. Интересная статья. Желаю дальнейших успехов.

5
0
Герой

25.12.21, 04:08

Отредактировано

Ностальгирую. Я как раз из тех школьников, которые на муниципальном этапе проходили по шести гуманитарным предметам на региональный, на региональном получилось несколько раз становиться призёром по трём и победителем по одному предмету, и тем самым пройти на финал Всероса. И так получилось дважды, в 8 классе (за 9) и в 9 классе за 9 же (раньше правила это позволяли). Проблема была в том, что финансовых выгод никаких тогда это не давало, кроме как поступления в ВУЗ, если будешь призером или победителем Всероса.
Мне не удалось стать призёром, но обе свои поездки в Кисловодск и в Брянск на финалы по русскому языку я вспоминаю с удовольствием. Это действительно был праздник для меня, девочки из далёкой Якутии с крайне низкой олимпиадной подготовкой (интернета у нас в то время не было, книжных магазинов как таковых тоже; доставка только почтой, только хардкор). Так что вполне понимаю автора и очень скучаю по олимпиадам, как некому интеллектуальному соревнованию:-)

4
0

Ностальгирую... Прекрасная статья, Лада. Спасибо. Очень поможет моему сыну. Успехов в нашем вузе))

3
0

Ещё как ностальгирую, потому продолжаю участвовать в разных конкурсах (и выигрывать), типа тех же Лидеров России.

Лада, вы молодец! Очень системно и четко разобрали процесс подготовки. Знаю огромное количество затащивщих всерос) Я лично был ближе всего по математике, истории и обществознанию)

Предложение к редактуре Тинькофф Журнала: собрать информацию по студенческим и «взрослым» конкурсам и олимпиадам

3
0

Очень интересная статья, спасибо автору! Побольше бы таких

2
0

Эх, в моё время призы были меньше. 100+150 = 250 тысяч за два призёрства. А до меня было 30 призёрам и 60 победителям, зато всем регионам, а не только Москве

2
0

Я участвовал в олимпиадах, когда учился в школе, даже благодаря им поступил в вуз. Но тогда (лет 15-20 назад) там было очень много "блата". Рад, что сейчас ситуация изменилась и прозрачности стало больше (хотя бы относительно). Ну и, конечно, материальная отдача в данном случае весьма существенная для почти вчерашнего школьника. С другой стороны, здесь часто могут быть перегибы — ради рейтинговых баллов олимпиад школы могут жертвовать чем-то другим, возводя их в ранг культа.

2
0

Какая же Вы молодец, и умница, и красавица. Испытываю почему -то гордость за Вас.Удачи.

2
0

Ооо, в свои школьные годы помню как стал призером по областной физике и получил 36к (еще со старым курсом бакса)
Купил себе икс-бокс и телек новый :D
Но это еще средняя школа была, поэтому каких-то долгих планов строить не умел толком, зато хорошо прочувствовал разницу между "учебой для оценки" и "учебой для профита" - до сих пор помогает рефлекс в карьеризме :)
А автору - мое почтение!

2
0

Отличные выплаты в Москве, была победителем регионального этапа по литературе в небольшом южном регионе - дали грамоту и 800 руб 😂👍🏼

2

SARAH, в Москве за региональный этап только грамоты дают, выплат никаких нет

1
0

Лада, Вы молодец. Ещё мне кажется, что Вы написали очень полезный материал для школьников, будущих школьников и их родственников! Вам всяческой удачи и так держать!!

2
0

Поздравляю 🥳 тоже закончила мгимо и бакалавриат, и магистратуру МП, лучший, любимый и родной вуз 🥰🌷 тоже по олимпиаде поступила. Впереди вас ждут лучшие годы жизни 🥳

1
0

Молодчина, классная статья!

1
0

То чувство, когда тоже была призёром Всероса по химии, но так как это не Москва или Питер, заплатили 1 МРОТ. Но зато никаких сверхъестественных усилий и финансов это не потребовало)

1
0

Ох, я участвовал в олимпиадах очень много в школьные годы, особенно в 11 классе. Но моим главным профилем, в отличие от Вашего, была математика. Дальше по убыванию — физика и информатика. Я и учился в физико-математической школе 2007. К счастью, наши учителя подходили с пониманием к профилю школы — например, по химии и биологии я имею совершенно незаслуженные пятёрки в аттестате.
Как бы я снова хотел поучаствовать во всеросе... Это очень важное и очень приятное событие моей жизни. Я дважды проходил на финал по математике — в 9 и 11 классах, в последнем взял призёра. Как же хорошо я понимаю всё, что Вы пишете — и сборы от ЦПМ (ныне Коалиция), и поездка в другой город, и денежные призы. Только всё про математику.
Ностальгирую ли я? Безумно. Возможно, я хочу стать преподавателем в том же ЦПМ.

1
0

Лада, подскажите, какого числа происходило подписание договора на получение гранта?
В этом году хочу поступать на магистратуру и есть достижения, хочу податься на грант, но поступление в магистратуру на заочку проходит в конце сентября, переживаю, что из-за этого не смогу подписать вовремя договор

0
0

да😢😢😭

0
0

Лада, кто преподавал литературу в 7 классе у Вас? Сейчас учусь в 1210, участвую в регионе ВОШ по литературе.

0
0

Да очень.. жаль что олимпиады для меня уже закончились, это было самое яркое из моей школьной жизни

0

Данил, Кстати мой последний всеросс прошел тоже в Казани)

0
0

Как быть, если учителю сказали о заявке на математику, а она попала на русский язык. Хотя учитель 4-го класса вообще не знала о Всероссийской Олимпиаде изначально и уже после моей информации отправила на математику других детей

0

Сообщество