«Вызов»: смотрим российский блокбастер, снятый на Международной космической станции
20 апреля в кинопрокат вышел масштабный российский блокбастер «Вызов».
Создатели продвигают его как первый полнометражный фильм, снятый в космосе. Зрителей даже зазывали в кино через «Госуслуги» с подписью «Такого еще не было».
По сюжету космонавт Олег — его играет настоящий космонавт Олег Новицкий — получает травму во время работ на Международной космической станции, МКС. Героя из-за тяжелого состояния невозможно доставить на Землю. Тогда Роскосмос решает отправить на станцию хирурга Женю Беляеву — героиню Юлии Пересильд. За месяц ей нужно пройти подготовку для полета в космос.
Ради съемок актриса провела на реальной МКС 12 дней вместе с режиссером Климом Шипенко и тремя космонавтами. Делимся впечатлениями от сцен, снятых на орбитальной станции, — и фильма в целом.
Что за «Вызов»
Дата выхода: 12 апреля 2023 года — премьера, 20 апреля 2023 года — широкий прокат
Страна производства: Россия
Режиссер: Клим Шипенко
Жанр: драма
Фильм, похожий на «Вызов»: «Салют-7»
Продолжительность: 2 часа 44 минуты
Где смотреть: в российских кинотеатрах
«Космическая» часть фильма оправдывает ожидания
Первая половина фильма посвящена подготовке к полету. Вместе с героями мы проходим все этапы — от проверки зрения до тренировки на центрифуге. Не все претенденты справляются с испытаниями. Кто-то и рад такому раскладу, а кто-то уже успел представить, как возвращается из космоса и хвастается перед родственниками.
Хирургу Жене удается проявить себя. Пока другие кандидаты переживают из-за прохождения медкомиссии, Женя занимается делом: продумывает ход грядущей операции и заранее просчитывает потенциальные риски. Начальство замечает ее преданность работе — так героиню отправляют в космос.
Часть фильма о полете — предсказуемо самая увлекательная. Режиссер Клим Шипенко проводит зрителю подробную экскурсию по МКС. Интерьер станции не похож на те, что показаны в других фильмах о космосе. Например, в «Салюте-7» того же Шипенко. Реальная МКС выглядит гораздо более обжитой и захламленной. Как шутит один из героев-космонавтов, МКС расшифровывается как «Международный космический склад».
Камера снимает не только интерьер станции. Из иллюминаторов видно океан, смену дня и ночи. А по самой МКС в невесомости летают яблоки и ложки с желе. Все это помогает поверить фильму — тем более некоторые сцены сняты без использования компьютерной графики.
«Вызов» понравится фанатам мелодрам
Значительная часть «Вызова» посвящена романтической линии Жени. Сначала мы узнаем, что ее муж погиб в аварии, и начинаем сопереживать героине. Далее наблюдаем, как у Жени завязываются отношения с коллегой Владом — его играет Милош Бикович. Позже оба героя выдвинуты в кандидаты на полет в космос. Интересно наблюдать и прогнозировать, что же окажется сильнее: искренняя радость за близкого человека или собственная гордыня.
Романтическая история Жени выстроена по всем канонам жанра. Героям придется пройти испытания на прочность: и внешние, и внутренние. И все бы выглядело органично, будь перед нами любая другая мелодрама. Но в «Вызове» главное — полет в космос и спасение одного из членов экипажа, а не личная жизнь Жени.
Создатели фильма акцентируют внимание на том, что часть с операцией снималась на реальной МКС. Из-за этого «земные» эпизоды фильма о переживаниях Жени выглядят не такими важными и впечатляющими. Сложно поверить, что в такой момент она могла волноваться о чем-то кроме полета.
Романтическая линия часто перетягивает зрительское внимание на себя. Вместо погружения во внутренний мир героини нас раз за разом возвращают к ее отношениям — прошлым или настоящим. Вместо этого хотелось бы узнать, что Женя чувствовала во время подготовки и как боролась с переживаниями перед отправкой в космос. Ведь такое мало кому удается пережить. Видимо, об этом расскажет книга Юлии Пересильд, которую актриса села писать после съемок «Вызова».
Юлия Пересильд интереснее ее героини
Персонаж Юлии Пересильд получился неоднозначным. Женя — самоотверженный трудоголик, поэтому ее семейная жизнь не складывается. Она с трепетом относится к своим пациентам, но не замечает, как взрослеет собственная дочь. Женя считает важным, чтобы родственники космонавта знали о его самочувствии, но сама не рассказывает маме о предстоящем полете на МКС. Она берет в космос только самое необходимое оборудование, но не забывает любимое платье.
Из-за этих противоречий зрителю сложнее понять, кто такая Женя. Создатели фильма попытались раскрыть ее с разных сторон — и как профессионала, и как мать, и как красивую современную женщину. Но постоянная смена фокуса сбивает с толку.
Куда интереснее наблюдать за историей Юлии Пересильд вне ее образа. Получается отдельный сюжет: актриса летит в космос, чтобы сняться в кино. По кадрам с МКС заметно, как Юлия восхищается происходящим. Она неподдельно восторгается, рассматривая Землю из иллюминаторов. Видно, что актриса работает с полной отдачей.
На контрасте с Пересильд другие актеры выглядят не так убедительно. В том числе и потому, что к съемкам привлекли реальных космонавтов: Олега Новицкого, Антона Шкаплерова и Петра Дуброва. Они органично выглядят во время полетов по МКС. Но в актерской игре, разумеется, уступают профессиональной актрисе Пересильд. Иногда возникает ощущение, что мы одновременно смотрим и игровое кино, и фильм о фильме.
О других героях «Вызова» рассказано не так много. Они все выполняют конкретные задачи. Влад работает с Женей и пытается построить с ней отношения. Конструктор Константин Андреевич — его сыграл Владимир Машков — переживает за операцию. А руководитель центра Валентин Борисович весь фильм сомневается, стоит ли вообще отправлять женщин в космос.
Функции второстепенных персонажей становятся понятны еще в первой части фильма. За весь сюжет герои никак не меняются. Но нам все равно показывают их реакции на каждое действие Жени во время операции. По замыслу это должно создавать дополнительное напряжение — ведь за героиню волнуется весь Космический центр. На деле похожие друг на друга кадры могут наскучить зрителю.
Стоит ли смотреть «Вызов»
«Вызов» — это необычное сочетание документального и игрового кино. Фильм предлагает возможность полюбоваться настоящими космическими пейзажами и увидеть МКС изнутри.
У него не самый захватывающий сценарий, но на картину стоит сходить ради съемок в реальном космосе. В конце концов, это масштабный, дорогостоящий и зрелищный блокбастер.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult