Возможно ли​ оспорить начисления по нормативу, если истек срок поверки счетчика?

9
Аватар автора

Александра Александрова

спросила в Сообществе

Страница автора

В квартире давно никто не прописан и не живет. Ресурсоснабжающая организация сделала перерасчет, так как истек срок поверки счетчика на горячую воду. Образовался большой долг, хотя воду не потребляли: на счетчике те же показания, что были, когда в квартире жили люди.

Можно ли оспорить начисления? Ведь услуги ГВС и водоотведения не были оказаны, ими никто не пользовался. Есть ли шансы выиграть суд?

Аватар автора

Дмитрий Бурняшев

юрист, эксперт по вопросам ЖКХ

Страница автора

Судебная практика по таким спорам разная. Одни суды указывают, что перерасчет положен, если по результатам поверки счетчик оказался исправным. Другие считают, что закон не предусматривает перерасчет.

Расскажу, почему так происходит и что делать в вашей ситуации.

Рассылка Т—Ж о дизайне и недвижимости
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Почему делают начисления по нормативу

У счетчика есть межповерочный интервал, который указывают в техпаспорте или руководстве по эксплуатации. Его рассчитывают от первой заводской поверки  .

Дату, до которой нужно пройти поверку, можно узнать по номеру прибора во ФГИС «Аршин». Если просрочить, счетчик будут считать неисправным и начислять  :

  1. Первые три месяца по среднемесячному потреблению.
  2. Затем — по нормативу.

Бывает, что собственники делают поверку с опозданием. Правила № 354 не предусматривают перерасчет за период, пока показания счетчика не учитывали.

На что влияет успешная поверка счетчика

ВС решил — если проведенная с опозданием поверка установила, что счетчик исправен, плату надо пересчитать по фактическому потреблению  .

Абонент сделал поверку счетчика на два месяца позже. Счетчик оказался исправным, но сетевая компания начислила плату за это время без учета показаний. Собственник отказался внести деньги, а та обратилась в суд, чтобы их взыскать.

Три инстанции подтвердили — сетевая компания вправе не учитывать показания счетчика с истекшим межповерочным интервалом. Но Верховный суд решил  — если счетчик оказался исправным, то он выдавал верные показания даже после пропуска межповерочного интервала. Значит, их нужно учесть и сделать перерасчет.

Такую позицию часто применяют и нижестоящие суды.

Собственник квартиры в Воронеже сделал поверку с опозданием на пару месяцев. Водоканал начислил плату без учета показаний счетчиков, и гражданин решил оспорить это через суд.

Первая инстанция и апелляция встали на сторону Водоканала. Но кассационный суд отменил решение апелляции и вернул ей дело на пересмотр  . Он отметил, что потребитель вправе доказать исправность «просроченного» счетчика.

В итоге суд апелляционной инстанции отменил решение мирового судьи в пользу коммунальщиков  . Он указал, что те правомерно начисляют повышенные платежи, если абонент пропустил поверку. Но затем можно доказать работоспособность счетчика и провести перерасчет.

Однако бывает и наоборот, когда суды не учитывают доводы потребителей, несмотря на позицию ВС РФ.

У собственника истек срок поверки счетчика воды. ГБУ «Жилищник района Марьина роща» начислило плату по среднемесячному потреблению, а затем по нормативу. Когда абонент сделал поверку, УК не стала проводить перерасчет — она обратилась в суд, чтобы взыскать долг по оплате ЖКУ.

Суды трех инстанций сошлись во мнении — нельзя учитывать показания счетчика, если пропущена поверка, значит, перерасчет абоненту не положен  .

Что в итоге

В законодательстве не указано, возможен ли перерасчет после пропущенной поверки, если «просроченный» счетчик работал корректно. ВС РФ полагает, что перерасчет надо сделать, но не все суды знакомы с этой позицией.

Чтобы отстоять свою точку зрения, рекомендую опираться на мнение ВС РФ. Если к вам не прислушаются, останется обращаться в суд. Так как дело будет по защите прав потребителей, можно подать иск в районный суд по месту вашего жительства или регистрации УК. Госпошлину платить не придется.

Дмитрий БурняшевПриходилось делать перерасчет? Расскажите про свой опыт:
  • user2143647Был неболезненный опыт с просроченными счётчиками. Просрочила поверку. Теперь не столь легкомысленна. За делами надо следить, чтобы избегать ненужных хлопот.0
  • Дмитрий БурняшевРей, буду благодарен, если поделитесь ссылкой на ЖК РФ и ГК РФ в части понятия "потребитель".2
  • АндрейСобственник не жил много лет в квартире и не ремонтировал с 2010 года. счетчики с не поверялись, но показания считают.. Год назад решил начать ремонт, но не закончил, при этом рабочие забыли выключить воду. При проверке выяснилось, что за истекший год воды по показаниям "просроченного" счетчика ХВС утекло 8 тыс. куб.м. воды. Есть ли основания у ТСЖ начислить плату за весь зафиксированный объем?0
  • Роман Иванов"В законодательстве не указано, возможен ли перерасчет после пропущенной поверки, если «просроченный» счетчик работал корректно." Как это не указано? <Письмо> Минстроя России от 22.02.2023 N 5220-ОГ/00 п. 3 Из положений Закона N 102 (пункты 2, 17 статьи 2, часть 1 статьи 5 и часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается; истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета. Вместе с тем абонент, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям в течение всего периода после окончания срока поверки (пункт 17 статьи 2 Закона N 102).0
  • Дмитрий БурняшевРоман, Роман, в законе действительно не указано этого. Вывод, о возможности доказывания работоспособности прибора учета, был сформирован судебной практикой.0
  • user1В соответствии с прокурорским разъяснением от 25 марта 2022г., размещенным на - © 2003-2023 Генеральная прокуратура Российской Федерации https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_07/activity/legal-education/explain?item=73127171 о вопросе: Правомерен ли отказ в перерасчете платы после проведения поверки прибора учета за период межповерочного интервала? Прокурор разъясняет: В органы прокуратуры нередко поступают обращения граждан о неправомерном отказе управляющих организаций в произведении перерасчета платы за коммунальные услуги после проведения поверки прибора учета, если она имела место спустя продолжительный период времени после истечения срока его эксплуатации (срока поверки) прибора учета. В силу пп. «д» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель обязан обеспечивать проведение поверок индивидуальных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета. Согласно пп. «а» п. 59 Правил, плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям прибора учета в случае истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения. Рассмотрим ситуацию на следующем примере. У потребителя 1 января 2021 года истек срок действия прибора учета на горячую воду. С 1 января 2021 года по 31 марта 2021 года управляющая компания производит начисление платы исходя из среднемесячного потребления холодной воды за предыдущие периоды, а с 01.04.2021 года – с применением норматива потребления коммунальной услуги. Поверка этого прибора учета потребителем проведена только 01.11.2021 и свидетельствует, что прибор учета предоставляет корректные показания. Потребитель обращается в адрес УК с просьбой произвести перерасчет платы по показанию прибора учета за весь период с 01.01.2021, на что получает отказ, мотивированный тем, что у потребителя есть только 3 месяца на проведение поверки прибора. Указанные действия управляющих организаций по отказу в произведении перерасчета платы в такой ситуации являются неправомерными. Наличие у потребителя документов о соответствии прибора учета техническим требованиям к средствам измерений объективно подтверждает исправность прибора учета и в межповерочный интервал, что дает потребителю право требовать произведения перерасчета платы исходя из показаний прибора учета за весь период.0
  • Дмитрий Бурняшевuser1, спасибо за дополнительный источник позиции. Думаю, при формировании претензии будет не лишним сослаться и на мнение Прокуратуры.0
  • Роман ИвановДмитрий, в законе не указано. Но законодательство - это система НПА, в которую также входят и письма министерств.0