Возможно ли оспорить начисления по нормативу, если истек срок поверки счетчика?
В квартире давно никто не прописан и не живет. Ресурсоснабжающая организация сделала перерасчет, так как истек срок поверки счетчика на горячую воду. Образовался большой долг, хотя воду не потребляли: на счетчике те же показания, что были, когда в квартире жили люди.
Можно ли оспорить начисления? Ведь услуги ГВС и водоотведения не были оказаны, ими никто не пользовался. Есть ли шансы выиграть суд?
Судебная практика по таким спорам разная. Одни суды указывают, что перерасчет положен, если по результатам поверки счетчик оказался исправным. Другие считают, что закон не предусматривает перерасчет.
Расскажу, почему так происходит и что делать в вашей ситуации.
Почему делают начисления по нормативу
У счетчика есть межповерочный интервал, который указывают в техпаспорте или руководстве по эксплуатации. Его рассчитывают от первой заводской поверки .
Дату, до которой нужно пройти поверку, можно узнать по номеру прибора во ФГИС «Аршин». Если просрочить, счетчик будут считать неисправным и начислять :
- Первые три месяца по среднемесячному потреблению.
- Затем — по нормативу.
Бывает, что собственники делают поверку с опозданием. Правила № 354 не предусматривают перерасчет за период, пока показания счетчика не учитывали.
На что влияет успешная поверка счетчика
ВС решил — если проведенная с опозданием поверка установила, что счетчик исправен, плату надо пересчитать по фактическому потреблению .
Абонент сделал поверку счетчика на два месяца позже. Счетчик оказался исправным, но сетевая компания начислила плату за это время без учета показаний. Собственник отказался внести деньги, а та обратилась в суд, чтобы их взыскать.
Три инстанции подтвердили — сетевая компания вправе не учитывать показания счетчика с истекшим межповерочным интервалом. Но Верховный суд решил — если счетчик оказался исправным, то он выдавал верные показания даже после пропуска межповерочного интервала. Значит, их нужно учесть и сделать перерасчет.
Такую позицию часто применяют и нижестоящие суды.
Собственник квартиры в Воронеже сделал поверку с опозданием на пару месяцев. Водоканал начислил плату без учета показаний счетчиков, и гражданин решил оспорить это через суд.
Первая инстанция и апелляция встали на сторону Водоканала. Но кассационный суд отменил решение апелляции и вернул ей дело на пересмотр . Он отметил, что потребитель вправе доказать исправность «просроченного» счетчика.
В итоге суд апелляционной инстанции отменил решение мирового судьи в пользу коммунальщиков . Он указал, что те правомерно начисляют повышенные платежи, если абонент пропустил поверку. Но затем можно доказать работоспособность счетчика и провести перерасчет.
Однако бывает и наоборот, когда суды не учитывают доводы потребителей, несмотря на позицию ВС РФ.
У собственника истек срок поверки счетчика воды. ГБУ «Жилищник района Марьина роща» начислило плату по среднемесячному потреблению, а затем по нормативу. Когда абонент сделал поверку, УК не стала проводить перерасчет — она обратилась в суд, чтобы взыскать долг по оплате ЖКУ.
Суды трех инстанций сошлись во мнении — нельзя учитывать показания счетчика, если пропущена поверка, значит, перерасчет абоненту не положен .
Что в итоге
В законодательстве не указано, возможен ли перерасчет после пропущенной поверки, если «просроченный» счетчик работал корректно. ВС РФ полагает, что перерасчет надо сделать, но не все суды знакомы с этой позицией.
Чтобы отстоять свою точку зрения, рекомендую опираться на мнение ВС РФ. Если к вам не прислушаются, останется обращаться в суд. Так как дело будет по защите прав потребителей, можно подать иск в районный суд по месту вашего жительства или регистрации УК. Госпошлину платить не придется.