«Пришлось создавать себе имя»: как мы с другом открыли детскую футбольную школу за 1 000 000 ₽
Читатель Т—Ж и его бизнес-партнер уверены, что свое дело должно приносить радость.
Поэтому герой материала в 2023 году решил открыть детскую футбольную школу. Его выбор не случайный: он много лет тренируется со своими детьми. Несмотря на опыт в бизнесе и знания в спорте, дело до недавнего времени приносило убыток.
В статье предприниматель рассказал о специфике футбольных школ и сложностях при запуске проекта, а также о том, почему они с партнером готовы работать даже в ноль.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Идея
В 2023 году мы с моим другом Андреем, с которым много лет играли в футбол в любительских лигах, поняли, что сил, интереса и здоровья на это уже не хватает. К тому же зимой Андрей уволился с работы в крупном издательстве и искал для себя новое место в жизни.
Мы вспомнили, что любим проводить время на футбольных тренировках и мероприятиях со своими детьми, поэтому решили открыть детскую футбольную школу в Москве. Мы считаем, что детский спорт — занятие благородное. Если не заработаем, хотя бы дети будут при деле.
У меня уже был неудачный предпринимательский опыт: в 2013—2014 годах мы с партнерами делали детские мобильные приложения. Бизнес закончился личным убытком около 3 млн рублей. Для работы с иностранными магазинами приложений мы открывали юрлицо в зарубежной юрисдикции, которое потом по неопытности не совсем правильно ликвидировали, и спустя несколько лет огребли проблем с иностранными налоговыми органами, а следом и с российскими.
Мы смогли решить все трудности с закрытием, пусть и потеряли приличное количество денег. Этот опыт, с одной стороны, позволяет не бояться возможных неприятностей, а с другой — помогает избежать элементарных ошибок на старте бизнеса.
Сейчас я работаю топ-менеджером в ИТ-компании. Перед запуском футбольной школы мы договорились, что Андрей возьмет на себя заботы по административной и организационной части, а я сосредоточусь на продвижении, отчетности, налогах. Остальные обязанности делили по наитию, учитывая особенности наших характеров.
Выбор модели бизнеса
Мы рассматривали несколько вариантов: купить готовый бизнес, работать по франшизе известной сети или открыть что-то свое.
Считаю, франшиза подойдет для тех, кто вообще не хочет думать про маркетинг, поиск клиентов, создание собственного бренда и прочее. Вы платите владельцу за то, что он вас всему научит и сделает что-то за вас. Других преимуществ такой модели в мелком бизнесе нет.
Зато есть масса ограничений. Разовый взнос будет немаленький и, возможно, никогда не отобьется. Это в том числе подтверждает статистика продаж готовых бизнесов на различных агрегаторах.
Люди пытаются избавиться от дела, которое в нуле или приносит копейки, но просят большие деньги, чтобы отбить расходы на покупку франшизы.
Мы остановились на развитии собственного бренда. Нам нравятся испанские и латиноамериканские школы футбола, поэтому нашей мы дали универсальное имя «Атлетико» — в мире сотни клубов с этим словом, которое переводится как «спортивный».
Мы изучили методики обучения иностранных школ и Российского футбольного союза, книги по этой теме и адаптировали информацию к нашим требованиям. Сделали акцент не на результате, а на удовольствии и интересе.
Есть три важных постулата нашей методики:
- Дети должны не бояться делать ошибки. В играх мы стараемся не вести счет. Тогда ребята не думают, что можно проиграть, и занимаются с радостью, больше раскрываясь.
- Современные дети не очень координированные, поэтому с первых занятий нужно проводить много подвижных игр и упражнений на координацию. В старших группах есть полноценные координационные блоки. Родители иногда возмущаются: «А где работа с мячом?» Приходится объяснять, что без должных навыков ребенок может травмироваться.
- Ставим технику работы с мячом сразу после того, как решаем основные проблемы с координацией.
Траты на запуск и открытие
Мы открылись в августе 2023 года в районе Перово, первые дети записались на тренировки через две недели после старта. Если не считать времени, которое мы потратили на выбор модели бизнеса, все подготовительные работы заняли около месяца. Мы завели счет в банке, подключили эквайринг, протестировали сайт, запустили рекламу, сформировали стоимость абонементов, подготовили полиграфию и закупили инвентарь.
Поскольку мы были неизвестны в районе как детская футбольная школа, пришлось создавать себе имя. За первые полгода мы вложили около 1 млн рублей: 100 000 ₽ на продвижение через «Яндекс Бизнес», больше 500 000 ₽ на наружную рекламу. Остальные траты — аренда залов, инвентарь и расходы на полиграфию.
В дело вкладывались примерно поровну. Сейчас бизнес работает в формате ИП, но, как только обороты вырастут, откроем ООО.
Самое сложное — поиск подходящего зала для тренировок в нужном районе и в хорошее время. В первую очередь мы опирались на три критерия: близость к метро, наличие качественного покрытия, возможность заниматься круглогодично.
Даже в Москве есть дефицит крытых площадок для занятий футболом. Многие в убитом состоянии, туда просто стыдно запускать детей. Большинство занято корпоратами — это когда фирма платит за аренду зала. Цены кусаются: снять поле в подходящее нам время дешевле 7000—8000 ₽ за час невозможно даже на окраинах. Мы нашли свой зал в Перово при помощи обычного поисковика и «Яндекс Карт», а дальше нам потребовались только номера телефонов и наши ноги. В 2023 году мы арендовали поле за 4000—7000 ₽ в час.
Часть занятий мы проводим самостоятельно — у нас на двоих более 30 лет опыта в футболе, — а на некоторые зовем тренеров. Они работают с нами как самозанятые, потому что у них есть основная работа, например в школах, и нагрузка у нас нерегулярная.
Опыт и сложности
Мы с Андреем давно увлекаемся футболом, к тому же у нас есть дети школьного возраста, с которыми мы много лет ходим на тренировки, соревнования и мероприятия. Нам казалось, что мы что-то знаем об этой сфере и не потеряемся на конкурентном поле, но быстро осознали, что разбираемся во всем процентов на пять от необходимого.
Любому бизнесу нужно понимать, где и как он будет получать клиентов, и тут оказалось много подводных камней. Мы собирались привлечь сразу 70—80 детей. Думали, что сработает раздача листовок и реклама в «Яндексе», а по факту лучшим каналом продвижения стала наружная реклама — мы размещали большие постеры на остановках общественного транспорта. Но она же оказалась для нас самой дорогой, потому что мы запустили ее 1 августа, а сезон детских секций начинается с середины сентября.
Мы считали, что сайт — бессмысленная вещь, которая нужна только для онлайн-оплаты, но оказалось, что сайт с сео-оптимизацией дает новых клиентов. Еще мы ожидали, что сентябрь будет самым активным месяцем, но больше всего новичков пришло в октябре. Есть предположение, что сразу после возвращения из отпусков родителям не до новых секций.
Мы даже не задумывались, что дети могут так много болеть. Когда в декабре-январе у нас начался вал пропусков по больничным, мы поняли, что это два самых тяжелых месяца после летних, когда люди уходят в отпуск. Переболели все дети, и многие из них пропустили больше двух-трех недель в этот период.
Успехи и финансы
Школе пошел второй год, и мы за это время успели открыть филиал в Новогирееве — поняли, что если не готовиться к развитию, то останемся в одной точке с небольшим потенциалом роста. Еще одна причина — детей стало больше, в одной локации они уже плохо помещаются. Некоторые ученики даже ходят в оба филиала.
Сейчас у нас занимается 75 мальчиков и девочек 4—12 лет, которые показывают определенные успехи. Думаю, через год несколько детей уже сможет претендовать на поступление в серьезные футбольные академии Москвы.
С точки зрения финансов все не так радужно. Прибыль за год — минус 2 млн рублей. До недавнего времени мы тратили больше, чем зарабатывали, потому что выкупаем время в залах с прицелом на рост количества учеников. По нашим подсчетам, самоокупаемость начинается с 60 детей в месяц. В ноябре 2024 года мы потратили 400 000 ₽, а заработали примерно 450 000 ₽.
Есть футбольные секции, где 20—30 учеников могут приносить прибыль, но обычно они арендуют спортзалы в школах или детских садах — в итоге получается не полноценный спорт, а скорее «веселые старты» с мячиком.
Мы потратили много денег на рекламу: размещали ее не в том месте, не в то время, не по той стоимости. Только спустя год методом проб и ошибок смогли определить, сколько надо вкладывать в продвижение, какие каналы работают и как зависит количество новых клиентов от бюджета.
Если не считать затрат на рекламу, основные расходы — аренда зала для тренировок. Стоимость рассчитывается по часам и зависит от времени суток. Мы снимаем помещение и за 4500 ₽ в час, и за 9000 ₽. Из-за высоких цен на аренду маржинальность детских секций очень невысокая.
Корпораты готовы выкупать время по 15 000 ₽ за час, поэтому в условиях дефицита площадок и без того немаленькие цены на аренду полей растут.
Мы берем на занятия детей с четырех лет и не ограничиваемся верхней планкой, но пока учеников старше 12 у нас почти нет. Группы делим по уровню умений и возрасту. Стоимость тренировок зависит от вида абонемента. Дороже всего покупать разовые занятия — они стоят 1200 ₽. Родителям выгоднее купить абонемент на 16 занятий, тогда одна тренировка выходит меньше 700 ₽. Дополнительных услуг у нас нет.
Сильно повысить стоимость занятий у нас не получится по двум причинам:
- Экономическая. Люди просто не будут водить детей на футбол в спальном районе за 15 000—20 000 ₽ в месяц.
- Моральная. Мы считаем, что задирать цены на детский спорт — верх цинизма.
Итоги и планы
У нас сейчас есть устная договоренность с одной заметной футбольной академией Москвы: мы показываем наших лучших детей тренерам. Планируем подписать меморандум о сотрудничестве, но тут нет никакой коммерческой составляющей. Если ребенок проявляет себя хорошо, необходимо помочь ему развиваться дальше, пусть уже и не с нами.
Мы считаем, что любой бизнес должен доставлять удовольствие и радость. Поэтому, даже если мы не начнем много зарабатывать, наша школа будет в своем роде отдушиной. Нам нужно выйти как минимум в ноль, чтобы не закрываться и не увеличивать расходы, а дети при этом могли заниматься. Кажется, к этой цели мы пришли.
В планах расширить количество групп во втором филиале, а через год открыть третий и, возможно, четвертый. Дальше мы пока не смотрим, разбираемся с текущими вопросами.