Как я открыл интернет-магазин по продаже устройств для сна младенцев

Чтобы обеспечить себя пассивным доходом

Как я открыл интернет-магазин по продаже устройств для сна младенцев

Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Я решил заняться предпринимательством, чтобы обеспечить себя на будущее пассивным доходом.

После некоторых раздумий мне пришла мысль: что, если открыть свой магазин? А что продавать? А где? Не было никакой гениальной идеи: я просто искал ответы на эти вопросы и параллельно решал сопутствующие задачи. Магазин я открыл, он работает, и в этой статье я расскажу, как это получилось.

С чего все начиналось

По образованию я специалист по защите информации, но уже несколько лет работаю QA-инженером. По-русски это тестировщик программного обеспечения: я проверяю сайты, пишу автотесты. В свободное от работы время занимаюсь предпринимательством.

Я впервые получил подобный опыт в 2014 году, когда открыл интернет-магазин необычных фотообоев из разных материалов. Я привозил их из Китая на заказ. Пока искал хорошего поставщика, успел пообщаться через «Гугл-транслэйт» на китайском. Тогда я жил в Красноярске. Обороты были небольшими, но заказы поступали даже из Санкт-Петербурга и Карелии. Когда Крым стал частью РФ и курс доллара сильно вырос, все рухнуло. Мой магазин стал неконкурентоспособен.

Как раз в тот период я потерял работу из-за кризиса и не мог ничего найти по своей профессии. Подрабатывал где только можно: несколько месяцев развозил суши, проводил небольшое исследование на нашем рынке для стартапа из Англии, начал подрабатывать системным администратором в школе и прочее.

С тех пор прошло много времени, я сменил профессию и город, поработал в крупной ИТ-компании. Но сама идея того, что можно создать что-то свое с нуля, осталась со мной. Так, в 2017 году я разработал сайт по поиску удаленной работы с расширенным фильтром по вакансиям, которые автоматически подгружались с «Хедхантера» и «Моего круга». Тогда я получил ценный урок: сначала стоит провести исследование, пообщаться с потенциальными пользователями и понять, в чем их проблема, а затем тратить кучу времени на написание кода. В итоге проект не выстрелил.

Выбор продукта

Прошло несколько месяцев после того, как мой сайт по поиску удаленной работы прекратил свое существование, и я решил попробовать себя в e-commerce. Мне было важно найти такой товар, который не был широко представлен на российском рынке, чтобы даже молодой магазин мог быть конкурентоспособным.

Я просматривал заграничные интернет-магазины — искал что-нибудь интересное и необычное — и наткнулся на Baby Shusher. Это устройство для убаюкивания детей младше года: оно создает шумы, похожие на те, что ребенок слышит в утробе матери. В сети я нашел много видео, на которых при включении белого шума малыши буквально за 15 секунд расслабляются и перестают плакать.

Идея продавать генератор белого шума показалась интересной, к тому же подобных товаров практически не было на российском рынке. Я предложил другу присоединиться к моему делу, и он согласился.

Чтобы проверить спрос, мы сделали черновой вариант лендинга на «Тильде» и разместили товар, не имея его на руках. В первые два дня без рекламы у нас заказали три устройства. Конечно, клиенты ни за что не платили. После этого я связался с производителем и заказал несколько приборов из США. Они продают генераторы в розницу за 34 $ (2562 Р), я — за 3140 Р. Конечно, я покупаю дешевле, чем за 2562 Р, но плачу за доставку в Россию и налоги, а также закладываю другие расходы.

Спойлер: спустя некоторое время я убедился, что попытка найти очень узкую нишу, где нет конкурентов, — плохая затея, потому что, как правило, на продукцию этой ниши и спрос будет небольшой. А развивать продукт, который мало кому известен, сложно. Но я это понял, когда мой магазин уже был запущен и на его продвижение было потрачено несколько месяцев.

Я решил продавать генераторы белого шума через интернет, так как открытие офлайн-магазина на первом этапе потребовало бы гораздо больше вложений. В качестве площадки выбрал конструктор сайтов «Тильда». Здесь можно быстро сделать работающий сайт, легко им управлять и получать оперативную техподдержку. Есть и минусы: проблематично масштабировать магазин, если количество товаров выросло, и трудно делать доработки, так как приложение находится в облаке. Но на тот момент «Тильда» была для меня оптимальным вариантом.

Точный бюджет не помню, но в первый месяц мы потратили около 20 000 Р на закупку устройств, доменное имя, лендинг и прочее. Первую версию сайта сделали своими руками за неделю. Но потом потратили еще пару недель на доработку: вычитывали текст и экспериментировали с дизайном. После 2—3 месяцев работы над проектом друг перестал им заниматься из-за нехватки времени. Я продолжил один.

Оптимизация доставки

Среди первых трудностей оказалась долгая доставка товара из США, которая занимала от двух до четырех недель. Тогда я ее оптимизировал: начал заказывать приборы небольшими партиями — от 20 до 40 штук — напрямую с фабрики из Китая.

Производство у бренда Baby Shusher находится в Китае, но почему-то они предпочитают отправлять товары своим партнерам из США. Я узнал об этом случайно и договорился, чтобы и мне отправляли товары из Китая. Сроки сократились до стабильных двух недель, а стоимость доставки упала примерно в два раза: из США она обходилась в 8 $ (602 Р) за одно устройство, из Китая — в 3—4 $ (226301.333 Р).

Процесс устроен так. Я оплачиваю инвойс, который мне присылает производитель из США. Затем он отправляет товар с фабрики в Китае на склад транспортной компании все в том же в Китае. Транспортная компания дополнительно упаковывает груз и отправляет его в Москву, попутно занимаясь растаможиванием. Далее я оплачиваю их услуги и заказываю доставку груза в Петербург. После проверяю генераторы на работоспособность. Когда поступает заказ от клиента на сайте, я еще раз проверяю товар, а потом отношу его в офис транспортной компании и отправляю.

Продвижение и расширение магазина

Также выяснилось, что целевая аудитория не знает о подобном продукте, хотя в первые два дня активно поступали заказы — я даже решил, что дело заладилось. Но уже через неделю стало ясно, что в России низкий спрос на этот товар. Встал закономерный вопрос: как рассказать потенциальным покупателям о продукции и увеличить спрос? Я нашел ответ после консультации с SMM-специалистом: нужно продвигать товар в социальных сетях.

После чтения тематических статей в интернете и консультации с более опытным знакомым предпринимателем в план развития вошли следующие пункты:

  1. Зарегистрировать ИП.
  2. Подключить онлайн-оплату. Остановились на «Яндекс-кассе».
  3. Начать продвижение продукции в социальных сетях.
  4. Стимулировать продажи через промоакции, скидки и конкурсы.
  5. Расширить ассортимент.
  6. Подключить «Яндекс-маркет».
  7. Заключить договоры с транспортными компаниями.
  8. Добавить наложенный платеж.

Регистрация ИП. Тут все прошло достаточно просто: я подал заявку в налоговую через Тинькофф-банк (это не реклама 🙂), загрузил на сайт документы для регистрации, сделал пару звонков. И все — я индивидуальный предприниматель. Не помню даже, приезжал ли ко мне курьер за моей подписью в заявлении.

В части систем налогообложения у меня есть небольшой нюанс: я использую две — патентную и упрощенную. Под патент попадает моя деятельность — на данный момент основная — в области разработки программного обеспечения. Под упрощенку — вся деятельность, связанная с электронной коммерцией. По ней я плачу 6% от дохода.

Подключение онлайн-оплаты. Простую и подробную инструкцию о том, как подключить «Яндекс-кассу», можно найти в интернете. Скажу лишь, что люди действительно охотнее покупают товар, если есть возможность оплатить его как онлайн, так и наложенным платежом.

Доставка. Еще один важный момент, к которому я пришел не сразу, — разумность сотрудничества не с одной, а с несколькими транспортными компаниями. До регистрации ИП я отправлял посылки Почтой России, так как она принимает наложенный платеж для физических лиц. Впоследствии я стал работать со «Сдэком», что сильно облегчило мне жизнь: эта транспортная компания доставляет быстрее, а посылки остаются целее. Но и «Сдэк» далеко не идеал: доставляли не всегда стабильно, забывали перевести мне некоторые наложенные платежи. Под Новый год у них гигантская загрузка, и некоторые мои посылки шли около месяца вместо обещанной недели.

В общем, двух лет таких декабрьских доставок мне хватило, и я перешел на «Боксберри». На момент написания этой статьи прошло шесть месяцев нашего сотрудничества, пока полет нормальный: посылки приходят быстро, стабильно, хоть и стоит это немного дороже, чем у предыдущих транспортных компаний.

Продвижение магазина. Я нанял SMM-специалиста, который также помогал с копирайтингом и наполнением каталога. Мы решили продвигать магазин, работая с инфлюенсерами, и стимулировать продажи при помощи промоакций, скидок и конкурсов.

В тот момент уже существовала группа магазина во «Вконтакте», но публикации выходили нечасто. Мы подключили «Инстаграм», «Фейсбук» и стали делать ежедневные публикации во всех социальных сетях. Но для начала навели везде порядок.

В группе во «Вконтакте» мы:

В «Инстаграме» мы:

В «Фейсбуке» мы:

Таким образом, уже через пару дней мы получили первый заказ через социальные сети без подключения рекламы. Благодаря нашим комментариям на чужих страницах к нам пришли фотографы, с которыми мы на этапе заказа договорились о скидке в обмен на отзыв. Позднее они стали нашими партнерами, и сейчас у них есть постоянная скидка на товары магазина для себя и клиентов.

Пожалуй, привлечь фотографов новорожденных было самым удачным решением в этом проекте. Они не конкуренты магазина, но при этом у нас одинаковая целевая аудитория — родители новорожденных. После съемок малышей многие родители интересовались устройствами и впоследствии приходили к нам. А некоторые фотографы решили приобрести сразу несколько штук на реализацию в своих фотостудиях. Большой плюс такого сотрудничества — это то, что фотографы обеспечивают нас постоянным контентом, выставляя снимки с нашим товаром в социальные сети и отмечая наш магазин.

На продвижение в социальных сетях и прочую рекламу я тратил порядка 20 000—25 000 Р. Но в итоге пришел к тому, что самый эффективный канал — органический трафик. Это когда пользователь находит товар в поисковой системе. Еще неплохой канал — «Яндекс-маркет», где довольно низкая стоимость одного покупателя. Но оттуда приходит мало клиентов.

SMM-специалист проработала в магазине полтора года, но недавно она решила сменить профиль деятельности и работу. Пока я никого не искал на замену. Сейчас сотрудничаю с SEO-специалистом: с начала ноября он занимается продвижением в поисковых системах.

Новые товары

Изначально в магазине был только один вид устройства с белым шумом, но многим покупателям не нравилась его цена, наличие только одного типа звучания или малое время таймера. Мы решили расширить ассортимент, чтобы протестировать другие категории товаров, увеличить обороты интернет-магазина и не зависеть только от одного поставщика.

Так как изначальный сайт baby-shusher был рассчитан исключительно на один тип устройств, мы сделали еще son-rebenka. Но ради эксперимента добавили новый тип товаров и на первый ресурс.

Я заказывал недорогие аналоги белого шума из Китая по 1—5 штук и понемногу продавал, а позже брал уже более крупными партиями. Если категория товара была совершенно новая, например многоразовые подгузники или шумоизолирующие наушники, то сначала выставлял их на сайт, запускал рекламу в «Яндексе» и смотрел, будет ли спрос. Если появлялись заказы, то сообщал клиенту, что товар будет через 15—20 дней, и заказывал несколько экземпляров.

В интернет-магазине были представлены шесть категорий товаров: белый шум, многоразовые подгузники, термометры и градусники, подушки для путешествий, радионяни и шумоизолирующие наушники. После тестирования спроса мы отказались от подушек для путешествий, ночников и радионянь. На рекламу радионянь и ночников я потратил по несколько тысяч рублей, но так и не получил заказов.

Зато белый шум, многоразовые подгузники и шумоизолирующие наушники стали самыми ходовыми товарами нашего магазина.

Пожалуй, название второго сайта было ошибкой. Из-за доменного имени son-rebenka у покупателей часто возникает вопрос: а эти товары точно подходят для взрослых? Даже если речь идет о термометре, который можно использовать независимо от возраста. Если в магазине планируется реализация товаров и для детей, и для взрослых, стоит выбрать название, которое подойдет любой возрастной категории. А ассортимент первого интернет-магазина мы все-таки расширили — добавили белые шумы других производителей. И они успешно продаются.

Подводные камни

В процессе создания интернет-магазина предостаточно подводных камней. Вот только те, с которыми пришлось столкнуться мне.

Производственный брак. К сожалению, 1—2 устройства в партии, как правило, оказываются бракованными. Но механизм решения этой проблемы с поставщиком отлажен до мелочей: если клиент сообщает, что прибор перестал работать, а гарантийный срок не истек, поставщик всегда меняет бракованное устройство на новое.

Наложенный платеж. Предоплата — предпочтительный вариант для владельца магазина, но для клиента сделка безопаснее, если он оплачивает товар после получения. Это и есть наложенный платеж. Однажды у нас была ситуация, когда клиент выбрал такой вариант, но из-за большого количества заказов мы забыли поставить отметку об оплате при получении и посылка улетела фактически бесплатно. Но клиент оказался добросовестным и отправил деньги после получения заказа.

Доставка. Чтобы посылки вовремя доходили до адресата, я заключил договор с транспортной компанией. Но бывает, что покупатель перестает выходить на связь после отправки товара. Курьер делает несколько попыток с ним связаться, и, если они безуспешны, посылка остается в пункте выдачи заказа, пока не истечет срок хранения. После этого транспортная компания доставит ее обратно отправителю, то есть мне. И я буду вынужден платить за доставку посылки в обе стороны. Поэтому важно следить за статусом заказов и дополнительно обзванивать «потерявшихся» клиентов.

Трудные клиенты. Для таких с самого начала магазин во всем плох: неудобный сайт, не устраивает качество обратной связи, а в случае выявленного брака они и вовсе обязуются рассказать всем о том, какие мы недобросовестные. В таких случаях мы сглаживаем углы. Если устройство сломалось, мы стараемся оперативно заменить его без лишней бюрократии. Если покупатель недоволен качеством обслуживания, анализируем ситуацию и иногда вносим корректировки в этот процесс.

Но не всегда все заканчивается хорошо. Недавно был клиент, который в чате ожидал моментального ответа в нерабочее время и к тому же грубил оператору. Мы отказались его обслуживать и объяснили причину, а несостоявшийся покупатель пообещал рассказать на всех сайтах-отзовиках, какие мы плохие.

Результаты и планы

Прошло чуть больше двух лет после того, как я задумал открыть свой магазин. Сейчас сайты приносят 30 000—40 000 Р в месяц. К тому же 30 000 Р я трачу на SEO-продвижение — через полгода увидим, насколько это будет ценное вложение. В первые месяцы прибыль вовсе составляла 2000—5000 Р. Но я не трачу эти деньги на себя: либо закупаю товар большими партиями, либо вкладываю в новые бизнес-идеи.

Когда у меня будут результаты поискового продвижения, я решу, стоит ли вкладывать деньги и время в развитие магазина детских товаров. Если обороты ощутимо не увеличатся, то переключусь на другие направления: я также занимаюсь сайтом по продаже штрихкодов для товаров и разработкой сервиса, который собирает отзывы об организации из разных социальных источников. Этого мне хватит надолго, а в магазинах продолжу обрабатывать заказы: они не отнимают много времени.

Еще есть давняя идея начать вести блог, чтобы делиться тем, что может быть полезно начинающим предпринимателям. Без воды, кратко и по делу. Это поможет мне набраться уверенности в себе и немного структурировать приобретаемые знания и навыки. Но на это тоже нужно время, которого не так много.


Выводы

  1. Будьте готовы тратить на свое дело много времени. И без финансовых вложений тоже будет трудно обойтись.
  2. Не сдавайтесь. У меня не раз бывали ситуации, когда хотелось все бросить, потому что устал от возникающих проблем. Например, когда посылка с грузом тысяч на 100 потерялась где-то в Китае.:)
  3. Учитесь и совершенствуйте навыки. Мир ИТ-технологий постоянно меняется, и на рынке появляются новые инструменты, которые могут упростить жизнь молодому предпринимателю. Хорошо бы попробовать их использовать.
  4. Старайтесь быстро проверять идеи. Вместо того чтобы заказывать сайт за 100 000 Р, можно сделать лендинг в конструкторе за 500 Р, потратить на рекламу несколько тысяч и, возможно, разместить товар на «Авито» или «Юле». И в итоге будет понятно, есть ли спрос на продукцию. Но стоит помнить, что не все товары охотно покупают на каждой площадке: возможно, ваша целевая аудитория не там.
  5. Пытайтесь вникнуть в разные аспекты дела. Мне кажется, хорошо, когда основатель может и настроить рекламу, и хоть чуть-чуть понимает в сео, и может привезти товар из другой страны или наладить коммуникацию с производителем на английском, и худо-бедно просчитать идею. Значит, когда его бизнес станет крупнее, он сможет правильно поставить задачу и задать направление.
  6. Помните, что не все идеи увенчаются успехом. Я, например, успел попробовать и закрыть таким образом 3 сайта.
Редакция
Тоже занимаетесь предпринимательством? Рассказывайте:
УЧЕБНИК

Расскажем, как получать пассивный доход

Бесплатный аудиокурс для начинающих инвесторов: слушайте уроки по 10 минут в день — и уже через неделю вы сможете собрать свой первый портфель
  Скачать для Айфона  
Сообщество Т—Ж
Лучшее за неделю
Предпринимателям: ежемесячная рассылка о бизнесе
Главное о бизнесе: как вести дела по закону, избегать штрафов и зарабатывать на своем деле больше