На PlayStation 4 и 5 вышла экшен-игра God of War Ragnarök. Это продолжение саги о боге войны Кратосе и его сыне Атрее.

Предыдущая часть вышла в 2018 году и стала мягкой перезагрузкой серии. Раньше события God of War происходили в Древней Греции, а главный герой сражался с богами Олимпа. В новых частях действие переместилось в Скандинавию. Герой отпустил бороду и обзавелся сыном, а сюжет стал гораздо драматичнее и многограннее.

Рассказываем, что нужно знать перед игрой в Ragnarök. Вспоминаем мифологию God of War и персонажей прошлых частей, а также кратко пересказываем сюжет.

О чем была оригинальная трилогия God of War

В серии God of War две саги: греческая и скандинавская. Вышедшая в 2005 году первая часть God of War положила начало греческой. В ней игроков знакомят с главным героем серии, спартанским воином по имени Кратос. По сюжету на отряд Кратоса нападают варвары. От смерти его спасает бог войны Арес. Кратос становится его прислужником и получает в подарок магические клинки Хаоса, их можно раскручивать при помощи цепей. Это главное оружие героя в греческой саге и второстепенное — в скандинавской.

Арес заставляет Кратоса уничтожать деревни и казнить мирных жителей. В одну из них бог войны перемещает жену и дочь спартанца. В приступе ярости Кратос убивает близких. Пепел сожженных тел оседает на коже героя, и она навечно становится белой. После этого спартанец отказывается служить Аресу и уходит к богине мудрости Афине. Та помогает ему убить бога войны и убеждает Кратоса занять его место.

Вскоре Зевс, которому не понравилась своевольность нового бога войны, обманом убивает героя. А заодно уничтожает его родину. Кратос чудом спасается от окончательной смерти и узнаёт, что Зевс его отец. Бог грома и молний когда-то убил своего отца Кроноса — и теперь испугался, что Кратос может продолжить традицию отцеубийства.

В греческой саге Кратос жесток и беспощаден ко всем, даже к мирным персонажам. Источник: Sony Santa Monica
В греческой саге Кратос жесток и беспощаден ко всем, даже к мирным персонажам. Источник: Sony Santa Monica

Набравшись сил, Кратос штурмует Олимп. Оказывается, небожители давно превратились в жестоких тиранов. Так Кратос убивает почти всех богов: Посейдона, Аида, Гелиоса, Гермеса и других. Герой казнит и самого Зевса. В этом ему помогает сила надежды, извлеченная из могущественного артефакта — Ящика Пандоры. Смерть отвечавших за стихии богов приводит к апокалипсису, и человечество погибает.

В этот момент богиня мудрости Афина, союзница Кратоса, раскрывает правду: она использовала спартанца, чтобы его руками избавить мир от олимпийских богов и низвергнуть в хаос, а после создать все заново. Богиня требует передать ей спрятанную в Кратосе силу надежды. Тот вонзает в себя Меч Олимпа, способный уничтожать богов. Сила надежды вырывается на свободу, чтобы спасти человечество. Афина в ярости уходит, спартанец бросается со скалы.

Хронологически древнегреческая сага закончилась в 2010 году — с выходом God of War 3. Через три года вышел приквел к оригинальной игре с подзаголовком Ascension, а после серия взяла продолжительную паузу. В 2018 году вышла первая часть скандинавской саги. В ней Кратос постарел и остепенился. Теперь он ищет не мести, а покоя.

Главные герои скандинавской саги

За исключением спартанца, у всех персонажей новой саги есть прообразы из скандинавской мифологии. Но характеры героев и прототипов различаются, как и детали их биографии.

Кратос. После убийства своего отца Зевса Кратос попытался покончить с собой, но выжил. Герой пустился в путешествие по миру, встретил в скандинавских землях смертную по имени Фэй и зажил спокойной жизнью.

Атрей. Юный сын Кратоса и Фэй. Его назвали в честь спартанца, который сражался плечом к плечу с Кратосом и погиб незадолго до событий оригинальной игры. Атрей метко стреляет из лука и, в отличие от отца, прекрасно понимает скандинавские языки. К началу игры не ладит с Кратосом и не знает о своем истинном происхождении.

Кратос и Атрей преодолеют множество трудностей, прежде чем начнут доверять друг другу. Источник: Sony Santa Monica
Кратос и Атрей преодолеют множество трудностей, прежде чем начнут доверять друг другу. Источник: Sony Santa Monica

Фрейя. Богиня, помогает Кратосу и Атрею. Жена Одина в прошлом и бывшая королева валькирий — могущественных дев-воительниц. Живет в доме, расположенном на гигантской черепахе. В мифологии Фрейя — сведущая в магии богиня плодородия, любви и красоты.

Бальдр. Сын Одина и Фрейи, по неизвестной причине преследующий Кратоса и Атрея. Заклятие матери сделало его неуязвимым, но из-за этого он ничего не чувствует: ни вкуса еды, ни ветра, ни боли. В мифологии Бальдр — бог весны и света, погибший от дротика в сердце. Его метнул незрячий бог Хёд, обманутый богом коварства Локи.

Мимир. Бог знаний и мудрости, союзник Кратоса и Атрея. Бывший советник богов, заключенный Одином в тюрьму. В мифологии Мимир охранял источник мудрости. Чтобы испить из него, Один пожертвовал глазом.

Один. Вождь группы богов, известных как асы. В игре не встречается, но часто упоминается как жестокий правитель, поручивший Бальдру найти Кратоса и Атрея. В мифологии Один — бог войны и победы, повелитель валькирий и хозяин Вальхаллы. Это небесный чертог, куда попадают павшие воины.

Йормунганд. Гигантский мировой змей, также помогает Кратосу и Атрею. Один из последних великанов, которых когда-то почти полностью истребили боги-асы. За это змей ненавидит Одина и Тора. В мифологии Йормунганд считается третьим сыном Локи.

Героям повезло: Йормунганд на их стороне. Источник: Sony Santa Monica
Героям повезло: Йормунганд на их стороне. Источник: Sony Santa Monica

Тор. Бог грома, молний, штормов и силы, сын Одина. Часто упоминается многими персонажами и появляется в финальной сцене игры, чтобы сразиться с Кратосом. В мифологии Тор защищает людей и богов от чудовищ.

Моди и Магни. Сыновья Тора и племянники Бальдра, отправленные убить Кратоса и захватить Атрея.

Синдри и Брок. Братья-гномы, превосходные кузнецы. Выковали топор Фэй, перешедший к ее мужу Кратосу. Гномы помогают главным героям и улучшают их снаряжение. В мифологии Синдри и Брок — опытные кузнецы, к которым обращаются боги. Братья создали Мьёльнир, молот Тора.

В каком мире происходят события скандинавской саги

God of War (2018) вдохновлена скандинавской мифологией. Согласно легендам, первым живым существом в истории был великан Имир. Братья Один, Вили и Ве убили гиганта и создали из его тела миры, которые находятся на разных уровнях огромного ясеня Иггдрасиля. Так древние скандинавы представляли себе вселенную.

Асгард — небесная страна асов. Его построили во время войны с ванами, другой расой богов. К ванам принадлежит, например, жена Одина Фрейя. Помирившись, асы и ваны стали жить вместе. С ними в Асгарде обитают девы-воительницы валькирии. В God of War 2018 года герои не посещают этот мир, но отправятся туда в Ragnarök.

Ванахейм — родина ванов. Он ассоциируется с силами природы. Ванахеймом управляет Фрейр — бог урожая, богатства и света. Он не любит войн и покровительствует различным народам, в том числе людям. Фрейр научил их колдовать. В игре 2018 года Ванахейм не представлен.

Йотунхейм — мир великанов-йотунов. Там живут потомки Имира, в мифах их описывают как злобных и жестоких существ, проигравших войну с асами. В God of War великаны также пали от рук Одина и его потомков, но представлены положительными героями. В игре 2018 года герои посещают Йотунхейм, но проводят там совсем немного времени.

Альвхейм — мир светлых эльфов-альвов. Они похожи на людей, но не стареют и умеют колдовать. Светлые альвы, в отличие от темных собратьев, относятся к людям дружелюбно. В God of War Альвхейм населяют и светлые, и темные эльфы, воюющие друг с другом. Но в скандинавской мифологии у темных альвов свой мир.

В Альвхейме героев втягивают в войну светлых и темных альвов. Источник: Sony Santa Monica
В Альвхейме героев втягивают в войну светлых и темных альвов. Источник: Sony Santa Monica

Свартальвхейм — подземная родина гномов, темных альвов. Изначально они были червями, которые завелись в разлагающемся теле Имира. Тело и разум темные альвы обрели по воле богов. Под действием солнечных лучей они превращаются в камень. Еще это великие кузнецы, создающие оружие и волшебные вещи для богов. В God of War 2018 года мир закрыт для посещения, но он появится в Ragnarök.

Мидгард — мир людей. Располагается между великим Асгардом и царством мертвых, Хельхеймом. Из Мидгарда боги могут попасть в любой другой мир, но люди такое путешествие вряд ли переживут. Мир окружен океаном, в котором живет змей Йормунганд.

Муспельхейм — огненная страна, существовавшая до рождения Имира. Выплывавшие из Нифльхейма ледяные глыбы оказывались у пределов Муспельхейма. Там их растапливал жар огненного мира, благодаря чему и родился Имир. Миром правит предводитель огненных великанов Сурт.

Нифльхейм — темный мир льда и темноты. Наряду с Муспельхеймом существовал еще до сотворения вселенной. Отгорожен от царства мертвых рекой Гьёлль и высокими скалами.

Хельхейм — мир мертвых. Расположен в Нифльхейме, но считается отдельным миром. Страшное и холодное место. Туда попадают умершие от старости или болезней, а также те, кто нарушил законы предков. Это касается не только людей, но и богов с великанами.

Краткий пересказ сюжета God of War 2018 года

Жена Кратоса и мать Атрея по имени Фэй умирает от неизвестной болезни. Перед смертью она просит развеять ее прах с высочайшей вершины всех девяти миров, которая находится в мире гигантов Йотунхейме. Спартанец не хочет сближаться с сыном, потому что видит в нем свою худшую черту — неконтролируемую ярость. Она когда-то подтолкнула Кратоса к убийству первой жены и дочери.

Пара собирается в путешествие, когда на пороге их дома появляется незнакомец с божественными силами. Это Бальдр. Он требует от спартанца ответов и насмехается над ним. Конфликт перерастает в драку, в которой побеждает Кратос.

Трейлер God of War 2018 года

Спартанец вместе с сыном отправляется к озеру Девяти миров в Мидгарде, откуда можно путешествовать в другие миры. Там они встречают мирового змея Йормунганда и рукастых гномов Синдри и Брока. С помощью богини Фрейи герои получают доступ к Биврёсту — радужному мосту, соединяющему Асгард с другими мирами.

Герои забираются на вершину Мидгарда и встречают там захваченного Одином бога знаний и мудрости Мимира. Он просит, чтобы ему отрубили голову и оживили ее у Фрейи. Вместе с Фрейей он призывает Кратоса рассказать Атрею о его божественном происхождении, чтобы не навредить здоровью мальчика. Кратос отказывается.

Пока герои ищут способ открыть портал в Йотунхейм, на них нападают Магни и Моди, сыновья Тора. Кратос убивает Магни, а Моди, ненадолго скрывшись, вновь атакует и парализует спартанца. Атрея, наблюдающего за мучениями отца, переполняет ярость, и он теряет сознание. Кратос вновь вынуждает Моди бежать и отправляется за лекарством для сына в мир мертвых Хельхейм.

После исцеления бог войны рассказывает сыну правду о его происхождении. Возгордившийся Атрей перечит отцу, спорит с ним и убивает безоружного Моди. Далее герои вновь сталкиваются с Бальдром — и после победы примиряются. Атрей понимает, что боги не вправе вершить судьбы мира и решать, кому жить, а кому умереть.

Фрейя часто безвозмездно помогает Кратосу и Атрею и становится важным союзником. Источник: Sony Santa Monica
Фрейя часто безвозмездно помогает Кратосу и Атрею и становится важным союзником. Источник: Sony Santa Monica

Герои проникают в чрево змея Йормунганда. Там они находят потерянный глаз Мимира, благодаря которому можно открыть портал в Йотунхейм. В этот момент Бальдр нападает на змея — и тот перед потерей сознания выплевывает героев.

Начинается финальная битва между Кратосом и Бальдром. Герои узнают, что это сын Фрейи. Когда-то она взяла клятву со всех существ, растений и орудий, что они не причинят ее сыну вреда. Это сделало его неуязвимым, но лишило возможности ощущать. За это Бальдр возненавидел мать. Но Фрейе все равно, она лишь пытается остановить схватку.

В сражении с Кратосом бог случайно ранит руку о наконечник стрелы из омелы, оказавшейся в колчане Атрея. Омела — единственное, от чего Фрейя не добилась клятвы. Заклятье разрушается, Бальдр повержен, но спартанец щадит врага в обмен на покой для своей семьи.

Бальдр — очень сильный противник. Он преследует героев в течение всей игры. Источник: Sony Santa Monica
Бальдр — очень сильный противник. Он преследует героев в течение всей игры. Источник: Sony Santa Monica

Разозленный бог с ненавистью обращается к матери: она обрекла его на долгую жизнь без чувств и ощущений, поэтому должна поплатиться жизнью. Бальдр начинает душить мать. Фрейя не сопротивляется, но в последний момент Кратос хватает Бальдра и со словами «Цикл закончится здесь» ломает ему шею.

Так спартанец хочет закончить цикл, по которому сын всегда убивает отца. Это отсылает к оригинальной трилогии God of War в Древней Греции: она заканчивается убийством Зевса — отца Кратоса. Спартанец рассказывает об этом Атрею и говорит, что они оба должны учиться на ошибках и стать лучше других богов.

Фрейя клянется отомстить Кратосу за смерть сына и уходит. Герои добираются до Йотунхейма и с удивлением обнаруживают на стенах росписи с изображением всех их злоключений вплоть до убийства Бальдра. Выясняется, что великаны давным-давно все предсказали. Там же герои узнают, что Фэй тоже была великаншей, но предпочла жить среди людей. А сына она хотела назвать Локи. На последней росписи Кратос видит зловещее изображение — Атрей кричит от боли, держа в руках мертвого человека, — но не рассказывает об этом мальчику.

Герои поднимаются на вершину, где Кратос наконец называет Атрея сыном и признает возникшую между ними связь. Вместе они развеивают прах Фэй, прощаются с ней и возвращаются домой, в хижину из начала игры. Начинается Фимбулвинтер — трехлетняя зима, за которой последует Рагнарек. Во сне Атрей видит у их дома разъяренного Тора с искрящимся молотом.

Кратос и Атрей на вершине Йотунхейма — с нее они видят, что все великаны давно погибли. Источник: Sony Santa Monica
Кратос и Атрей на вершине Йотунхейма — с нее они видят, что все великаны давно погибли. Источник: Sony Santa Monica

Чего ожидать от God of War Ragnarök

Главные цели Кратоса и Атрея — остановить Рагнарек и узнать подробности происхождения юного бога. Как и в предыдущей части, сюжет посвящен отношениям между отцом и сыном. На этот раз по ходу путешествия они встретят новых героев, например Тюра — скандинавского бога войны, который хотел примирить богов-асов и великанов. Его предал собственный отец Один и отправил в тюрьму.

God of War Ragnarök — All Parents Can Relate — PS5 & PS4 Games

Актер Бен Стиллер в роли Кратоса, Джон Траволта, Леброн Джеймс и их дети в рекламном ролике о том, как Ragnarök помогает укрепить семейные узы

В сиквеле доступны все девять скандинавских миров. Шесть из них мы уже видели в прошлой части, а Свартальфхейм, Ванахейм и Асгард можно посетить впервые. Как заверяют разработчики, все миры изменились и не похожи на те же уровни из игры 2018 года.

Среди новых персонажей есть Ангрбода, одна из последних живых великанш. Согласно мифам, она родила Локи трех сыновей: волка Фенрира, змея Йормунганда и хозяйку царства мертвых Хель. Однако в Ragnarök судьбы героев складываются иначе, все же авторы любят менять скандинавские мифы.

Главные антагонисты игры — богиня Фрейя и бог Тор. Они жаждут отомстить за родственников, убитых Кратосом и Атреем. Важную роль в сюжете сыграет и гигантский волк Фенрир. По легенде, в день Рагнарека он убьет Одина.

Кратос очень высок, но с Тюром не сравнится. Источник: Sony Santa Monica
Кратос очень высок, но с Тюром не сравнится. Источник: Sony Santa Monica

В соцсетях полно сюжетных спойлеров. Будьте осторожны: за неделю до выхода Ragnarök в сети появились кадры ключевых событий и детали игровых механик. Некоторые розничные магазины раньше времени начали продажи дисков с игрой, что привело к утечкам. Кори Барлог, сценарист и режиссер первой игры, извинился за произошедшее и заявил, что вся команда разочарована инцидентом.

Игра создавалась под мощности PS4. Но обладатели PS5 получат версию с улучшенной графикой. Авторы изначально стремились к тому, чтобы игра отлично работала на прошлом поколении PlayStation. На PS5 у Ragnarök будет более высокая детализация графики, повышенная частота кадров и поддержка адаптивных курков на геймпаде.

В игре доступны два режима графики: «Производительность» и «Качество». Первый повышает частоту кадров и плавность процесса, а второй увеличивает качество текстур и делает игру зрелищнее. Технические обозреватели Digital Foundry заранее поиграли в Ragnarök и высоко оценили оптимизацию игры. Баги отсутствуют, а в режиме производительности частота достигает 120 кадров в секунду. Правда, некоторые текстуры в более экономичном режиме выглядят даже лучше, чем в режиме качества.

Графические режимы Ragnarök. Источник: Sony Santa Monica
Графические режимы Ragnarök. Источник: Sony Santa Monica

Кори Барлог не отвечает за Ragnarök. Он уступил место руководителя Эрику Уильямсу — опытному разработчику, участвовавшему в создании всех предыдущих частей God of War. В таком изменении нет ничего странного: по традиции у каждой новой части God of War новый геймдиректор.

Ragnarök — заключительная часть скандинавской саги God of War. Геймдиректор первой части Кори Барлог предложил не растягивать серию до трилогии. На создание каждой части уходит примерно пять лет, то есть финала игрокам пришлось бы ждать около 15 лет. Авторам показалось, что это слишком долго. При этом разработчик заверил, что из-за этого решения авторам не пришлось сильно менять сюжет.

Релизный трейлер Ragnarök

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.