Чем занимается Всемирная организация здравоохранения
26 мая 2022 года Всемирная ассамблея здравоохранения приостановила все мероприятия, которые проводил расположенный в Москве Европейский офис ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними.
Сейчас ВОЗ изучает возможность переноса Европейского офиса за пределы России. Я попытался разобраться, к каким последствиям это может привести и что случится, если РФ решит полностью выйти из членства в этой организации.
Что такое ВОЗ и зачем она нужна
Что такое ВОЗ. Всемирная организация здравоохранения — учреждение в составе Организации Объединенных Наций — существует с 1948 года, ее штаб-квартира находится в Женеве.
В ВОЗ входят:
- 194 страны-члена, которые приняли устав ВОЗ. Они участвуют в работе ВОЗ, голосуют и вносят свои предложения.
- Страны-наблюдатели, которые участвуют в работе ВОЗ, но не могут голосовать и вносить свои предложения.
- Ассоциированные члены ВОЗ. Этот статус предусмотрен для территорий, которые не являются полноценными странами, но при этом самостоятельно решают внутренние вопросы. — как, например, Фарерские острова. Их права и обязанности ВОЗ определяет индивидуально.
Задачи ВОЗ. Организация отвечает за координацию международной политики в области здравоохранения. Вот только некоторые направления ее работы:
- помощь правительствам разных стран в борьбе с сезонными инфекциями и вспышками новых заболеваний. Например, сотрудники ВОЗ следят за распространением сезонного гриппа, каждый год обновляют состав вакцин и передают рецепт фармацевтическим заводам по запросу;
- участие в разработке лекарств. Например, сотрудники ВОЗ помогали создавать вакцину против лихорадки Эбола;
- организация и координация научных исследований. Например, ученые, которые работают под эгидой ВОЗ, изучают устойчивость бактерий к антибиотикам;
- обновление Международной статистической классификации болезней, МКБ. Благодаря этому справочнику министерства здравоохранения разных государств могут называть болезни одними и теми же терминами. Это помогает вести международную статистику заболеваемости и смертности;
- обновление перечня основных лекарств и диагностических тестов. Он помогает правительствам разных стран приобретать продукцию, которая действительно необходима для эффективной работы общественного здравоохранения. Если чиновник, отвечающий за закупки препаратов, видит, что лекарство есть в списке ВОЗ, он понимает, что на него имеет смысл выделять бюджетные деньги;
- участие в создании международных клинических рекомендаций по профилактике и лечению болезней. Это инструкции для врачей, как эффективно лечить пациентов. Кроме того, ВОЗ помогает государствам создавать собственные клинические рекомендации;
- профилактика заболеваний. Например, сотрудники ВОЗ создали рекомендации по здоровому образу жизни, которые легли в основу национальных рекомендаций многих стран, и разработали международную программу UNAIDS по борьбе со СПИДом.
Кто финансирует ВОЗ. Чтобы выполнить все цели, намеченные на 2022—2023 годы, ВОЗ потребуется больше 6 миллиардов долларов США. При этом обязательные взносы стран-членов составляют меньше 20% бюджета. Для сравнения: в 2021 году Россия заплатила членских взносов на 3,4 млн, а в 2022 году — на 2,1 млн долларов США.
Если предположить, что остальные страны заплатили примерно столько же, получается, что ежегодные взносы помогают собрать меньше 500 миллионов долларов. Для работы организации этого явно недостаточно.
Чтобы собрать недостающую сумму, ВОЗ рассчитывает на добровольные пожертвования правительств и частных партнеров. В последние годы в число крупнейших добровольных доноров входили Германия, Соединенные Штаты, Великобритания и Фонд Билла и Мелинды Гейтс. Правда, такая помощь не совсем бескорыстна: организации часто приходится согласовывать цели с целями доноров.
Как устроена ВОЗ
ВОЗ устроена по такому же принципу, что и другие учреждения ООН. Организация включает несколько структур с разными задачами: это Всемирная ассамблея здравоохранения, или ВАЗ, исполнительный комитет, секретариат, региональные и страновые отделения ВОЗ.
Всемирная ассамблея здравоохранения, или ВАЗ, — ключевая структура ВОЗ. Она принимает международные договоры и технические регламенты вроде номенклатур болезней или карантинных требований, утверждает бюджет и следит, куда пошли деньги. Ассамблея собирается в Женеве раз в год, как правило, в мае, и длится три недели. В работе участвуют все государства-члены, каждая страна имеет право послать туда трех представителей.
Исполнительный комитет следит за выполнением решений ВАЗ, готовит для нее повестку дня и отвечает за быстрое реагирование на чрезвычайные ситуации — например, принимает меры при вспышке инфекции или стихийном бедствии. Собирается два раза в год, но может созвать заседание в любое время. Комитет состоит из 34 профессионалов в области здравоохранения, которых выбирают представители стран, избранных ВАЗ для этой цели. Их полномочия действуют три года.
Кроме того, в составе ВОЗ есть шесть региональных бюро, или офисов, которые включают несколько государств:
- Европейское бюро — все страны Евросоюза, кроме Лихтенштейна, Израиль и все страны бывшего СССР;
- Африканское бюро — почти все страны Африки;
- Бюро Восточного Средиземноморья — Египет, Судан, Джибути, Тунис, Ливия, Сомали и Марокко и все страны Ближнего Востока, кроме Израиля;
- Бюро Юго-Восточной Азии — Бангладеш, Бутан, Корейская Народно-Демократическая Республика, Индия, Индонезия, Мальдивы, Мьянма, Непал, Шри-Ланка, Таиланд, Тимор-Лешти;
- Панамериканское бюро — все страны Северной и Южной Америки.
- Региональное бюро для стран западной части Тихого океана.
Региональные офисы занимаются стратегическими целями, важными для региона в целом, и управляют работой медицинских экспертов, которые работают под их эгидой. Например, сотрудники Панамериканского офиса из разных стран активно обмениваются информацией о том, сколько людей имеют то или иное заболевание, и разрабатывают общие для всего региона программы вакцинации и профилактики инфекционных и хронических болезней.
Кроме того, региональный офис должен контролировать работу страновых офисов — отделений ВОЗ, расположенных в каждой стране, которая входит в конкретный регион. Но на практике региональный офис работает с разными странами, представители которых в него входят, в разном режиме. Так, несмотря на то, что штаб-квартира Панамериканского офиса расположена в столице США, его сотрудники больше работают с министерствами здравоохранения стран Латинской Америки и Карибского бассейна, чем с минздравами США и Канады.
В каждом региональном офисе есть региональный комитет, который собирается раз в год, обычно осенью. В нем работают представители минздравов всех стран из этого региона, включая полноправных и ассоциированных членов ВОЗ.
Страновые офисы есть в каждом государстве, которое сотрудничает с ВОЗ, включая полноправных и ассоциированных членов. Эти офисы занимаются решением медицинских вопросов, важных для конкретного государства. Например, сотрудники странового офиса Венгрии отвечают за взаимодействие этого государства и ВОЗ. По запросу правительства Венгрии они предоставляют рекомендации, помогают собирать и обрабатывать медицинскую информацию, ведут статистику заболеваемости, участвуют в разработке медицинских стандартов и координируют меры общественного здравоохранения страны во время кризисов — например, вспышек эпидемии.
В страновом офисе работают медицинские эксперты как из местных жителей, так и из граждан совсем других государств. Как правило, представители минздрава конкретной страны по повседневным вопросам вроде профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в конкретной стране обращаются именно в страновой, а не в региональный офис.
Хотя региональные офисы должны следить за работой страновых офисов, на практике структура ВОЗ не иерархична. Региональные офисы часто превращаются в организации, работающие почти независимо от ВОЗ, и не всегда эффективно проводят ее программы.
В итоге многие важные меры по борьбе с конкретными заболеваниями, например программу борьбы со СПИДом, ВОЗ осуществляет напрямую через представительства в конкретных странах, минуя региональные офисы.
Какие офисы ВОЗ находятся в РФ
В России базируются два офиса ВОЗ.
Европейский офис ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними, или Европейский офис по НИЗ. Это одно из подразделений Европейского регионального бюро, штаб-квартира которого расположена в Копенгагене.
Московское отделение Европейского бюро занимается профилактикой НИЗ во всех странах, которые в него входят. Его сотрудники готовят образовательные программы по профилактике факторов риска неинфекционных болезней, собирают статистику заболеваемости и помогают адаптировать разработанные ВОЗ программы профилактики и лечения к нуждам каждой страны.
Страновой офис ВОЗ в России. Эта организация напрямую сотрудничает с Минздравом и российскими больницами и научно-исследовательскими центрами. Например, предоставляет им эпидемиологическую информацию о распространении ВИЧ и COVID-19.
Российский офис отвечает за реализацию в РФ четырех программ ВОЗ: по борьбе с курением, ВИЧ, туберкулезом и по безопасности дорожного движения.
Кроме офисов, в Москве есть еще одно подразделение ВОЗ — Документационный центр при Центральном научно-исследовательском институте организации и информатизации здравоохранения, или ЦНИИОИЗ. Там хранится больше 5 тысяч статистических сборников журналов, инструкций, руководств и учебных материалов для врачей, которые составили сотрудники ВОЗ. Документы приходят из Европейского регионального бюро ВОЗ в Копенгагене и из штаб-квартиры ВОЗ в Женеве.
Сотрудники Документационного центра ВОЗ распространяют эти материалы и сотрудничают с российскими медицинскими организациями и издательствами. А еще они собирают отзывы о материалах ВОЗ: если российским врачам что-то непонятно, они сообщат об этом в головной офис, чтобы в следующих изданиях материалы проще было доработать.
Насколько эффективно работает ВОЗ
Чего удалось добиться ВОЗ. Самый яркий успех ВОЗ — это, конечно, ликвидация натуральной оспы к 1980 году. Когда-то эта болезнь убивала каждого третьего заболевшего, но теперь уже не встречается нигде в мире.
Другие достижения тоже впечатляют. Например, ВОЗ почти победила полиомиелит. В начале 20 века эта болезнь каждый год оставляла инвалидами сотни тысяч детей — а сейчас она превратилась в редкое заболевание, которое практически не встречается в большинстве стран. Заболеваемость полиомиелитом в мире снизилась на 99%.
Благодаря усилиям организации другие инфекционные болезни тоже удалось сделать более управляемыми.
Например, к 1998 году во всем мире начали своевременно выявлять 70% новых случаев туберкулеза и успешно излечивать 85% всех заболевших. Холеру тоже удалось взять под контроль: если в 1991 году этой болезнью заразилось больше полумиллиона человек по всему миру, а умерло почти 20 тысяч, то в 2000 году заразилось всего 140 тысяч человек, а умерло 5 тысяч.
С предотвращением эпидемий новых заболеваний ВОЗ удается справиться не всегда. Но иногда это все-таки получается. Например, в 2002 году в Китае случилась вспышка атипичной пневмонии, спровоцированной коронавирусом SARS. Он очень похож на возбудитель коронавирусной болезни SARS-CoV-2.
Вспышка продолжалась шесть месяцев. Эпидемия успела распространиться почти на 30 стран, прежде чем в июле 2003 года ее смогли остановить.
Считается, что победы над эпидемией удалось добиться благодаря тому, что специалисты ВОЗ быстро оценили масштабы проблемы, наладили взаимодействие между учеными, изучавшими коронавирус SARS, и врачами, занимавшимися лечением болезни, научились отслеживать распространение вируса в реальном времени и разработали меры борьбы с эпидемией, которые удалось вовремя реализовать.
Критика ВОЗ. Как у любых крупных международных организаций, у ВОЗ много внутренних проблем: от не совсем прозрачных отношений со спонсорами до лоббирования некоторых сомнительных медицинских практик.
Например, некоторые эксперты считают, что ВОЗ слишком сильно зависит от пожертвований Фонда Билла и Мелинды Гейтс.
А другие специалисты считают, что ВОЗ включила информацию о традиционных китайских лекарствах в МКБ-11 под давлением правительства этой страны — несмотря на то, что многим методам вроде акупунктуры и лечения при помощи частей тел экзотических животных явно недостает доказательств эффективности.
Но больше всего критики обрушилось на ВОЗ после начала пандемии COVID-19. С 2007 года организация получила право объявлять чрезвычайную ситуацию, если мир находится перед угрозой новой пандемии. Тем не менее некоторые эксперты считают, что ВОЗ объявила о пандемии COVID-19 слишком поздно.
Но проблема в том, что ВОЗ не может заставить своих членов предоставлять эпидемиологическую информацию в полном объеме — она может только попросить ее. Если некоторые государства задерживают отчеты или скрывают истинный масштаб проблемы, ВОЗ даст неверный прогноз распространения пандемии.
Кроме того, рекомендации поначалу были очень противоречивыми. Например, 6 апреля 2020 года ВОЗ рекомендовала носить маски только медработникам, но уже 5 июня советовала надевать их всем, кто находится в общественном месте. Но сторонники и сотрудники ВОЗ считают, что подобные ошибки в начале пандемии были неизбежны, ведь с подобным возбудителем человечество еще не встречалось. Как только данных стало больше, организация изменила рекомендации.
Правда, так оперативно ВОЗ реагирует не всегда. В первые недели и месяцы эпидемии ученые и врачи предполагали, что коронавирус SARS-CoV-2 распространяется так же, как и другие респираторные инфекции, то есть воздушно-капельным путем или через прикосновение к поверхностям, на которые попали частицы вируса.
Поэтому в марте 2020 года сотрудники ВОЗ советовали людям, которые выходят на работу, регулярно мыть руки и часто протирать поверхности, на которые мог попасть вирус.
Позже оказалось, что коронавирус редко передается через контакт с поверхностью. Но совет мыть и дезинфицировать дверные ручки, краны и экраны телефонов с сайта ВОЗ никуда не делся.
Тем не менее эксперты Глобального совета по науке и окружающей среде, GCSE, считают, что без деятельности ВОЗ жертв пандемии было бы куда больше.
Во время пандемии организация:
- собрала и направила на борьбу с болезнью более 200 миллионов долларов;
- переслала миллионы масок и халатов в больницы более чем 100 стран;
- сыграла важную роль в разработке эффективных вакцин;
- помогла составить и доработать качественные клинические рекомендации по лечению болезни.
Хотя ВОЗ далеко не идеальна, более эффективного международного органа борьбы с заболеваниями у человечества нет.
Что изменилось в отношениях ВОЗ и России в 2022 году
На 75-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения ВОЗ, состоявшейся 22—28 мая 2022 года, представители большинства европейских стран поддержали резолюцию, в которой было предложено рассмотреть возможность переноса Европейского офиса по НИЗ из России в другую страну. До тех пор было решено приостановить все совещания, конференции и семинары, которые проводил офис.
Исключать Россию из ВОЗ или превращать ее в ассоциированного члена или наблюдателя без права голоса никто не предлагал. О закрытии российского офиса речь тоже не шла.
Даже если перенос Европейского офиса по НИЗ за пределы России действительно состоится, это будет скорее символический шаг. На здоровье россиян это не скажется, потому что с Минздравом и российскими врачами от лица ВОЗ сотрудничает именно страновой российский офис.
Несмотря на заявления некоторых политиков, полностью прекращать сотрудничество с ВОЗ правительство РФ не планирует.
Что будет, если Россия совсем выйдет из ВОЗ. В 2022 году онлайн-платформа «Справочник врача» опросила более 2000 докторов, чтобы выяснить, как они относятся к членству в ВОЗ. Большинство российских врачей, 69,8%, выступили за сохранение членства.
Почти половина врачей, которые хотели бы покинуть ВОЗ, считают, что это нужно сделать из-за ее политической позиции. Недовольных работой ВОЗ как международной медицинской организации относительно немного: научная обоснованность и возможность адаптации рекомендаций организации к российским реалиям вызывает сомнения у 27,7% докторов.
Медицинские эксперты по всему миру, даже из стран с достаточно развитой системой здравоохранения вроде США, считают ВОЗ ценным стратегическим партнером, с которым необходимо обмениваться опытом в решении проблем рака, гигиены труда, инфекционных заболеваний, питания, психического здоровья, хронических заболеваний и медицинских технологий.
Теоретически государство может построить эффективную систему здравоохранения, даже если не будет членом ВОЗ. Один из самых значимых показателей эффективности медицины — ожидаемая продолжительность жизни людей. В Лихтенштейне, который не входит в ВОЗ, для женщин это 83,6 года, а для мужчин — 80,1 года. Это примерно на девять лет больше, чем во всем остальном мире.
Но перенести опыт Лихтенштейна в РФ вряд ли получится. Это очень маленькое государство, в котором живет всего около 38 тысяч человек — меньше, чем во многих российских городах. Для таких больших и разнообразных стран, как Россия, очень важно продолжать обмениваться медицинским опытом с ВОЗ и другими ведущими медицинскими организациями по всему миру. Особенно сейчас, когда обучать специалистов современным практикам стало сложно.
Новости о здоровье, интервью с врачами и инструкции для пациентов — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_zdorov.