Электросамокаты — не быстрая мода, а запрос на свободу: какие перспективы я вижу у Whoosh
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Переехав на удалённую работу на Филиппины, я обратил внимание на разнообразный общественный транспорт, что трудно вообразить себе исходя из реалий сегодняшнего дня большинства российских городов, включая Москву и Питер. Даже в Амстердаме и Нью-Йорке — не говоря уже о крупных азиатских мегаполисах — количество людей, перемещающихся на экологичных видах транспорта намного превышает аналогичные пропорции в России. Сервисы аренды электросамокатов (кикшеринг) становятся все более популярным во всем мире. По прогнозам консалтинговой компании McKinsey, рынок микромобильности в США, Европе и Китае уже к 2030 году может превысить $300 млрд.
Дополняя общественный транспорт там, где он недоступен, кикшеринг становится важным элементом городской мобильности. В урбанистике есть концепция «15-минутного города», в котором вся инфраструктура, необходимая человеку — жилье, работа, еда, образование, здравоохранение и развлечения — находится в 15 минутах шаговой доступности, то есть в радиусе 1,5 км, от него. Это избавляет горожан от стресса, связанного с передвижением в общественном транспорте, нахождения в скоплении людей или стоянием в пробках. Можно сказать, что использование электросамоката расширяет «зону персональной мобильной свободы» до 5—6 км.
По данным исследования компании Spin (подразделение Ford Motor, занимающееся микромобильностью), пользователи кикшеринга отмечают такие его преимущества как езда на свежем воздухе и экономия времени. Более 70% людей чувствуют себя более расслабленными и заряженными энергией после поездки на электросамокате. В России кикшеринг за последние пять лет быстро стал завоевывать популярность. Даже несмотря на то, что здесь — в отличие от Филиппин или Калифорнии — это сезонный бизнес: на большей части территории страны четыре месяца в году лежит снег, и самокаты не работают. Более того, в России кикшеринг оказался еще и очень прибыльным. У лидера рынка — компания Whoosh c парком около 80 000 самокатов — рентабельность по показателю EBITDA за последние годы не опускалась ниже 40%. Такой прибыльности могут позавидовать даже некоторые сырьевые компании.
Возможно, дело в том, что Whoosh основан бывшими топ-менеджерами авиакомпаниями S7 Group, которые хорошо разбираются как в транспорте, так и в технологиях. Главной «фишкой» Whoosh является собственные технологические решения, в том числе IoT (internet of things) модули, которые устанавливаются на самокаты и позволяют управлять всеми аспектами их работы дистанционно. Собирая данные с самокатов в режиме реального времени, специалисты компании могут вовремя поменять на них батарею и, используя анализ больших данных расставить их ровно в тех местах города, где они сейчас востребованы. При этом ставка делается на плотность покрытия — чтобы каждый пользователь мог найти самокат рядом с собой и чаще им пользовался.
Любопытно, что регулирование электросамокатов в России оказалось либеральнее, чем в других странах — например, в Сингапуре, где власти запретили езду на электросамокатах по тротуарам, поставив крест на развитии кикшеринга. В октябре вышло постановление правительства России, которое закрепляет в ПДД новую категорию транспорта — «средства индивидуальной мобильности», к которым относятся электросамокаты, гироскутеры, сигвеи и др. На электросамокатах теперь можно будет официально передвигаться по тротуарам и велодорожкам на скорости до 25 км/ч. А если тротуар узкий или отсутствует, им можно будет ехать в правом ряду автодороги, на которой разрешенная скорость автомобилей не превышает 60 км/ч.
На самом деле, вопреки слухам, аварий с электросамокатами происходит на порядок меньше, чем с велосипедами и, тем более, автомобилями. Но чтобы сделать сервис безопаснее и не вызывать претензий властей, крупнейшие российские операторы кикшеринга — Whoosh, Urent и Яндекс — донастроили программное обеспечение самокатов так, чтобы принудительно ограничивать их скорость в местах скопления людей — например, на оживленных улицах и в парках. Они также ведут диалог с администрациями городов о том, чтобы размещать самокаты в тех местах, где они дополняли бы доступную городскую мобильность, не мешая при этом пешеходному трафику.
Ну, а самое главное состоит в том, что российскому рынку кикшеринга есть куда расти. По оценке аналитической компании Truesharing, российский рынок кикшеринга к 2024 году может утроиться по сравнению с уровнем прошлого года и достичь 40 млрд рублей. В сезоне 2022 года, который уже закончился (с ноября по март самокаты не работают), количество поездок на арендованных самокатах в России удвоилось до 100 млн, при этом почти половина из них на Whoosh.
Вообще, кейс лидера российского кикшеринга сам по себе очень интересен. Всего за четыре года работы — два из которых пришлись на пандемию, когда все сидели дома — Whoosh смог построить бизнес в 40 городах России и СНГ. Сейчас компания собирается охватить еще 70, фокусируясь городах с население более 0,3 млн человек. В 2021 году Whoosh показал выручку более 4 млрд рублей, а его рентабельность по показателю EBITDA составила 64%, что выглядит просто феноменально. Количество поездок в Whoosh через 3-5 лет может кратно вырасти — на данный момент количество коротких поездок в России на такси, велосипедах, самокатах, общественном транспорте составляет ~64 млрд. За 3—5 лет кикшеринг может занять 5—10% этого объема, т. е. 3—6 млрд поездок. Соответственно количество поездок через Whoosh — при сохранении доли рынка — может достичь 1,5—3 млрд против текущих 46 млн.
С точки зрения уровня проникновения электросамокатов российские города пока еще сильно отстают от европейских. Это оставляет большой потенциал для российских сервисов кикшеринга. Вот для сравнения количество самокатов на 1000 человек на данный момент в разных городах:
- Хельсинки — 12,2;
- Осло — 11,5;
- Берлин — 6,3;
- Цюрих — 4,3;
- Города России — 3,1.
В общем, однозначно есть куда расти!