Как студенту увидеть Америку
«Ворк-энд-тревел» — это программа международного студенческого обмена для работы и путешествий в США во время летних каникул.
Всё, что требуется, — это быть студентом очного отделения и знать английский не ниже среднего уровня.
В сентябре 2017 года я решил принять участие в этой программе вместе с друзьями — Ромой и Настей. Расскажу, как мы улетели в США, кем работали, сколько заработали и что еще там делали.
Работает ли программа для российских студентов в 2022 году
В 2022 году попасть из России в США непросто. На сайте программы опубликовано предупреждение, что на доступность программы для россиян может влиять сокращение штата миссии США в России, а также ограничения, связанные с коронавирусом. Программа продолжает работать, но студенты получают больше отказов, чем одобрений. Основные сложности связаны с получением визы и вакцины, одобренной ВОЗ — Всемирной организацией здравоохранения.
Чтобы сейчас въехать в США, нужны прививки от коронавируса, одобренные ВОЗ. Российские вакцины не подойдут.
Попасть в США по ранее выданной визе можно, но получить новую на территории России в 2022 году нельзя. Поэтому путешественники записываются на собеседования для получения визы в других странах — это усложняет процесс. Например, в Казахстане очередь растянулась больше чем на год.
Из-за санкций нет прямого авиасообщения между Россией и США, поэтому придется лететь с пересадками, например через Дубай или Стамбул. Перелет через Стамбул обойдется в 65 000—70 000 ₽, в пути придется провести около 20 часов — и это один из самых коротких маршрутов.
Что такое программа «Ворк-энд-тревел»
Суть программы в возможности для студентов со всего мира побывать в США во время летних каникул с мая по сентябрь. За это время студенты знакомятся с американской культурой, получают опыт работы, улучшают свой английский и путешествуют по разным штатам. Еще можно заработать немного денег.
Из названия понятно, что программа состоит из двух частей: работа и путешествия. Работать можно с 15 мая по 15 сентября и только в сфере обслуживания: в парках развлечений, ресторанах, магазинах, национальных парках и отелях.
После 15 сентября студент имеет право на вторую часть программы — путешествие, которое длится максимум 30 календарных дней. Маршрут и длительность можно выбрать самостоятельно, только работать в это время уже нельзя.
Эту и многие другие программы обмена в России организуют специальные туристические агентства. Их много, и в каждом городе они разные. Всю организационную часть агентство берет на себя, поэтому подходить к его выбору надо очень серьезно. Почитайте на тематических форумах отзывы участников или посетите одну из презентаций программы, которые агентства периодически проводят.
Алгоритм участия в программе такой:
- Выбираете агентство.
- Приходите туда и сдаете устный тест на знание английского.
- Получаете договор, его можно спокойно изучить перед подписанием. Собираете нужные документы.
- Подписываете договор, сдаете документы на визу, оплачиваете регистрационный сбор — 15 000 ₽, а также SEVIS Fee — обязательный сбор с участника программы, 35 $ (2152 ₽).
- Если вы не хотите искать работу в США самостоятельно, эту услугу тоже можно оплатить. Агентство предложит вам несколько работодателей, а вы выберете.
- Проходите собеседование с работодателем по «Скайпу».
- Заключаете трудовой договор.
- Оплачиваете саму программу — 1450 $ (89 175 ₽).
- Получаете визу.
- Покупаете билеты.
- Улетаете в США.
- 93 000 ₽
Для участия в программе необходимы документы:
- Анкета участника.
- Резюме с фотографией 3,5 × 4,5 см.
- Справка из вуза на русском или английском языке о том, что вы и правда студент.
- Заграничный паспорт.
Агентство и выбор работодателя
Мы пришли в агентство в конце сентября 2017 года. Нам подробно рассказали про программу, провели устный тест на знание английского и предложили подписать договор. Мы перестраховались и выбрали договор за 1450 $ (89 175 ₽), по которому агентство само подбирает нам работодателя. За 1200 $ (73 800 ₽) можно было выбрать договор с самостоятельным поиском работы, но тогда поиски могут затянуться на несколько месяцев.
За работу агентства, сбор документов и оформление страховки мы заплатили еще по 15 000 ₽. Если бы по каким-то причинам мы не смогли поехать, нам вернули бы деньги за программу — 1450 $ (89 175 ₽), а вот эти 15 000 ₽ — нет. Дополнительно мы внесли залог 4000 ₽, который по прибытии в Россию нам вернули.
Список работодателей, который предоставляет агентство, очень обширен, но самые интересные, необычные и высокооплачиваемые вакансии разбирают быстро. Например, в ресторанной сфере популярны позиции официантов — там можно получить много чаевых. Очень много вакансий кассира и кухонного работника. Есть места в парках аттракционов, аквапарках и парках развлечений. Можно устроиться спасателем или продавцом сувениров в прибрежном городке. В гостиничной сфере можно найти варианты работы на ресепшене.
В середине октября 2017 года агентство прислало нам список потенциальных работодателей. Вариантов было много, особенно для работы на природе: сотрудников искали национальные парки в Калифорнии и Монтане, различные базы отдыха и кемпинги. Отелям были нужны «хаускиперы», то есть те, кто следит за порядком в номерах. Работодатели из горных районов искали сотрудников на подъемники. Можно было устроиться спасателем на озеро или помощником в компанию, которая занимается прокатом лодок и катеров.
Но всё это были места вдали от цивилизации, а мы хотели пожить в типичном американском городе. В городах обычно встречаются вакансии продавцов-консультантов и работников ресторанов и фастфуда. В итоге мы выбрали пиццерию Godfather’s Pizza в маленьком городке Брэнсон, штат Миссури: решили, что будем работать официантами или помощниками на кухне.
После этого было собеседование по «Скайпу» с потенциальным работодателем. Меня спрашивали про поездку: почему захотел участвовать в программе, почему именно Америка, что хочу увидеть. Традиционно в конце спросили, почему я хочу работать именно у них. Я с трудом осилил двухминутный разговор: было непривычно общаться на английском по видеосвязи, а еще я немного волновался. Тем не менее мне сразу сказали, что я принят. Аналогичный ответ ждал и моих друзей.
По контракту приступить к работе мы должны были 5 июня, а закончить — 26 августа. Уже ближе к вылету в США списались с работодателем и попросили нас встретить, еще мы сообщили, что приедем на два дня раньше.
Документы: договор, страховка, виза
В ноябре 2017 года мы начали оформлять трудовой договор, страховку и разрешение на работу в США. Всю рутину с подготовкой этих документов агентство взяло на себя и помогло заполнить нужные формы.
В феврале 2018 года пришло время получать визу J-1 — она выдается участникам программ обмена и дает право легально работать в США. Мы заполнили анкеты, оплатили консульский сбор в размере 160 $ (9840 ₽) и стали ждать, когда позовут в посольство. В посольстве для участников программ обмена была отдельная очередь, мы простояли в ней минут 20. Всего на посещение посольства ушло около полутора часов.
На собеседовании консул задал всего два вопроса: «Where are you from?» и «What cities are you planning to visit?». Потом он проверил мой загранпаспорт и сказал: «Congratulations».
Получив визы, ровно за 60 дней до вылета мы купили прямые билеты в Нью-Йорк на 2 июня и обратно на 12 сентября за 30 545 ₽ на человека. В Нью-Йорке у нас была пересадка до Сент-Луиса, а оттуда на автобусе «Грейхаунд» мы поехали прямиком в Брэнсон.
Чтобы было на что жить до первой зарплаты, агентство порекомендовало взять с собой 1000 $ (61 525 ₽) — половину на карте, половину наличными. У меня было 800 $ (49 220 ₽) на карте, этого хватило: мы прилетели в США 2 июня, а первую зарплату получили через 17 дней.
- 30 545 ₽
Мои траты на программу до начала работы в США
Стоимость программы с поиском работодателя | 1415 $ (87 305 ₽) |
Консульский сбор | 160 $ (9872 ₽) |
Билет на автобус от Сент-Луиса до Брэнсона | 44 $ (2714 ₽) |
Обязательный сбор участника SEVIS I-901 Fee | 35 $ (2159 ₽) |
Авиабилет Москва → Нью-Йорк → Москва | 30 545 ₽ |
Плата за работу агентства | 15 000 ₽ |
Авиабилет Нью-Йорк → Сент-Луис | 8622 ₽ |
Мои траты на программу до начала работы в США
Стоимость программы с поиском работодателя | 1415 $ (87 305 ₽) |
Консульский сбор | 160 $ (9872 ₽) |
Билет на автобус от Сент-Луиса до Брэнсона | 44 $ (2714 ₽) |
Обязательный сбор участника SEVIS I-901 Fee | 35 $ (2159 ₽) |
Авиабилет Москва → Нью-Йорк → Москва | 30 545 ₽ |
Плата за работу агентства | 15 000 ₽ |
Авиабилет Нью-Йорк → Сент-Луис | 8622 ₽ |
Как устроена работа
По условиям контракта наша работа начиналась 5 июня. Мы прилетели в США 2 июня, бесплатно переночевали в Сент-Луисе, найдя жилье через сайт «Каучсерфинг», и на следующий день приехали в Брэнсон, где нам и предстояло работать.
Заселившись, мы сразу поехали в пиццерию вместе с ее владельцем Дэвидом и его женой Кэти. Они рассказали нам про свой бизнес и город. В пиццерии мы посмотрели, как все устроено, получили униформу, подписали трудовой договор и поужинали. Перед работой мы один день отдохнули.
В первый день каждый из нас работал в паре со своим менеджером, чтобы разобраться в процессе от начала и до конца. Мой менеджер Блэйк показывал, как резать пиццу. Я доставал готовую пиццу из огромной печи с конвейерной лентой, резал ее ножом длиной сантиметров в пятьдесят с двумя рукоятками по бокам и перекладывал пиццу на тарелку или в коробку.
Типичный рабочий день выглядел так. Я приходил в назначенное время, обычно между 12:00 и 15:00, отмечался в системе и шел на рабочее место. До 15 часов был большой наплыв посетителей, а с 15 до 16 часов ресторан закрывали на перерыв, чтобы убраться. С 16:00 до 18:00 посетителей было не очень много, а после 18:00 снова начинался сплошной поток клиентов. Закрывалась пиццерия в 21:00.
После закрытия мы еще два часа убирали рабочие места и кухню. Каждые восемь часов работы полагался перерыв на 21 минуту. Рабочее расписание на неделю вывешивали по пятницам. Можно было взять отгул, предупредив об этом за две недели.
Мы работали шесть дней в неделю, получалось по 45—50 рабочих часов в неделю. По условиям договора после 40 часов ставка каждого последующего часа была в полтора раза выше обычной. Мне платили 10 $ (617 ₽) в час, но при переработке получалось уже по 15 $ (925 ₽). За неделю мне удавалось заработать 400—450 $ (24 680—27 765 ₽), в месяц выходило 1800 $ (111 060 ₽) — всё это уже после вычета налогов. Зарплата приходила в чеках каждые две недели.
Моя подруга Настя работала официантом и получала 9 $ (555 ₽) в час плюс чаевые. А Роман в свои смены дольше убирал и закрывал ресторан, поэтому в итоге заработал больше меня.
Чтобы вам могли официально выплачивать зарплату, необходимо получить американский Social Security Number — номер социального страхования. Для этого мы с владельцем пиццерии Дэвидом съездили в Social Security Office в соседнем городе, подали заявку и сразу получили SSN. В этот же день в банке Брэнсона нам открыли счета и оформили банковские карты.
Потом, как только мы получали зарплатные чеки, сразу ехали в банк за деньгами. Часть денег я снимал наличными, часть переводил на карту. Если снимать деньги в банкомате другого банка, будет комиссия 2%. Перед отъездом карту необходимо было закрыть — для этого тоже пришлось идти в банк.
- 354 000 ₽
Мы отработали 71 день: с 5 июня по 26 августа.
Сколько мы заработали
Я | 5500 $ (339 350 ₽) |
Рома | 6700 $ (413 390 ₽) |
Настя | 5000 $ (308 500 ₽) + 1000 $ (61 700 ₽) чаевыми |
Сколько мы заработали
Я | 5500 $ (339 350 ₽) |
Рома | 6700 $ (413 390 ₽) |
Настя | 5000 $ (308 500 ₽) + 1000 $ (61 700 ₽) чаевыми |
Быт
Жилье, еда, транспорт и связь — это базовый список трат, который будет различаться в зависимости от города и штата. У нас были такие.
Жилье. Изначально мы хотели арендовать квартиру рядом с пиццерией на весь срок работы, но ничего подходящего не нашли. Пришлось снимать номера в мотеле поблизости.
У нас были номера в двухэтажном мотеле с бассейном. Все три месяца, пока мы работали в пиццерии, я жил в одной комнате с Ромой. Номер стоил 75 $ (4627 ₽) в неделю с человека. За три месяца каждый из нас отдал по 900 $ (55 530 ₽). Жилье участникам программы работодатели обычно не оплачивают.
Еда. В пиццерии еда для сотрудников бесплатная — с этим нам повезло. Мы завтракали дома, а в конце дня набирали с собой полные коробки пиццы. Это сильно снизило траты на питание.
В первый день Дэвид подбросил нас до супермаркета «Волмарт», чтобы мы закупились продуктами и товарами первой необходимости. На двоих с Ромой на 100 $ мы набрали:
- Кучу американских снеков и сладостей — 30 $ (1851 ₽).
- Упаковку охлажденных буррито — 8 $ (493 ₽).
- Воду — 8 $ (493 ₽) за 20 бутылок по 0,5 л.
- Две упаковки хлопьев — 7 $ (431 ₽) за упаковку.
- Несколько килограммов фруктов — 6 $ (370 ₽).
- Огромную банку арахисовой пасты — 6 $ (370 ₽).
- Джем — 6 $ (370 ₽).
- Молоко — 5 $ (308 ₽) за два галлона около 7,5 л.
- Хлеб — 1,5 $ (92 ₽).
- Несколько йогуртов — по 1,5 $ (92 ₽) за каждый.
Когда нужно было сэкономить на еде, мы покупали полуфабрикаты — охлажденное буррито и супы, а также готовые обеды с гарниром, которые надо было просто разогреть в микроволновке. В США их едят практически все, они качественные и нас полностью устраивали.
- 29 000 ₽
Фастфуд в Штатах и по цене, и на вкус такой же, как в России. Но лучше найти ресторанчик с местной едой. Нам понравилось в Stake’n’Shake: всего за 3 $ (185 ₽) можно съесть чизбургер с картошкой фри уровня хороших московских бургерных.
Если вы курите или не против выпить в выходные, готовьтесь платить больше, чем в Москве. Пачка обычного красного «Мальборо» в Брэнсоне стоит 5,5 $ (339 ₽), а в Нью-Йорке — 14 $ (863 ₽). Чем крупнее город, тем дороже сигареты, поэтому выгоднее брать сразу блоками. С алкоголем не лучше: его продают только с 21 года, а выбор гораздо скромнее, чем у нас. Например, упаковка пива из шести бутылок по 0,35 мл обойдется в 9 $ (555 ₽), бутылка «Джим Бима» — 14 $ (863 ₽), местная водка «Брэнсон» — целых 20 $ (1234 ₽).
Связь. Мы взяли одну симку на троих с безлимитными звонками и смс по всей стране, а еще с 3 Гб интернета. Она стоила 30 $ (1851 ₽) — это минимальный тариф. В городе было много открытых точек с вайфаем, так что интернет был практически не нужен, а вот постоянная связь с работодателем необходима. Перед тем как поехать в путешествие по США после окончания работы, я уже взял себе тариф на 13 Гб за 40 $ (2463 ₽).
Транспорт. США — это страна для автомобилистов, поэтому в маленьких городках общественного транспорта нет вообще. В пяти минутах от нашего мотеля была заправка, где можно было купить сигареты, напитки и прочие мелочи, но чтобы добраться до «Волмарта», приходилось вызывать такси. Одна поездка обходилась в 10 $ (615 ₽). В расчете на троих-четверых — не так дорого, но если пользоваться такси часто, то это бьет по бюджету.
В итоге мы купили велосипеды — по 100 $ (6159 ₽) каждый, а в конце лета Дэвид выкупил их у нас по 70 $ (4306 ₽) за штуку.
Развлечения
Брэнсон — типичный американский городок с населением в 10 тысяч человек. Но летом, в туристический сезон, людей в нем становится в три раза больше. Там есть парки аттракционов, множество кафе, музеев и выставок, а еще часто устраивают концерты. Всю первую зарплату мы потратили практически сразу. Деньги на еду и жилье, конечно, оставили, но остальное проиграли на автоматах в парках развлечений и еще накупили дешевой брендовой одежды.
Мы сдружились с Калебом, одним из менеджеров пиццерии, и его братом Джошем. По вечерам вместе катались на машинах по ночному Брэнсону, а по выходным ездили по окрестностям. Побывали в национальном парке, где прыгали в озеро со скал, катались на американских горках и картинге, играли в мини-гольф.
Тур по Западному побережью
Когда первая часть программы подошла к концу, настало время путешествий. Некоторые участники программы «Ворк-энд-тревел» пропускают эту часть, потому что хотят привезти домой побольше денег, а путешествия по США — вещь затратная. Мы же хотели все-таки немного посмотреть Америку. Сами планировать поездку не стали, поэтому заранее купили у одного агентства тур по Западному побережью с 30 августа по 3 сентября. Заплатили по 490 $ (30 179 ₽) на человека.
27 августа мы попрощались с коллегами из Godfather’s Pizza и подарили всем сувениры из России. Утром следующего дня мы приехали в Канзас-Сити на автобусе. Билет стоил 38 $ (2340 ₽). Переночевали бесплатно — у хоста с сайта «Каучсерфинг». На следующий день прилетели в Лас-Вегас, откуда и начали тур по побережью.
За четыре дня тура мы увидели дамбу Гувера и Большой каньон, проехали по исторической «Трассе 66» до городка — прототипа Радиатор-Спрингс из фильма «Тачки», побывали в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско, видели город-призрак Калико.
После тура по Западному побережью мы отправились смотреть Восточное — города Сан-Диего, Чикаго, Нью-Йорк, Филадельфию и Бостон. Перелет в Чикаго с пересадкой в Сан-Диего обошелся в 187 $ (11 517 ₽), ночевка в хостеле — по 16 $ (985 ₽) с человека. В Чикаго нам удалось побывать в Даунтауне, дойти до Гайд-парка и посмотреть на знаменитый монумент в виде фасолины — Клауд-Гейт.
Из Чикаго мы полетели в Нью-Йорк. За билет на самолет я отдал 122 $ (7513 ₽), за семь ночей в комнате в Бронксе — 156 $ (9608 ₽). За неделю мы увидели Мидтаун и Даунтаун, прошлись по Таймс-сквер и Уолл-стрит, поднялись на небоскреб «Рокфеллер-центр», прогулялись по Центральному парку, побывали у памятника жертвам теракта 9/11. Еще мы ездили на пароме до Лонг-Айленда и обратно мимо статуи Свободы, перешли Бруклинский мост, обедали в Чайна-тауне и Маленькой Италии. На один день съездили в Филадельфию, чтобы увидеть Индепенденс-холл — он изображен на стодолларовой купюре — и знаменитый колокол Свободы.
Утром 12 сентября мы собрали вещи и поехали в аэропорт на рейс Нью-Йорк — Москва. Вся программа вместе с путешествием длилась чуть больше трех месяцев.
Траты и итоги
К концу программы у меня осталось не больше 800 $ (49 272 ₽) — та же сумма, что была с собой в начале поездки.
Всего я заработал 5500 $ (338 745 ₽), на путешествие по США потратил 1802 $ (110 985 ₽). Вот подробная таблица с расходами.
На путешествие я потратил 1802 $ (110 985 ₽)
Тур по Западному побережью | 490 $ (30 179 ₽) |
Еда | 450 $ (27 175 ₽) |
Перелет Лас-Вегас → Сан-Диего → Чикаго | 187 $ (11 517 ₽) |
Комната в Бронксе | 156 $ (9608 ₽) |
Перелет Чикаго → Нью-Йорк | 122 $ (7513 ₽) |
Перелет Канзас-Сити → Даллас → Лас-Вегас | 99 $ (6097 ₽) |
Такси из аэропортов и обратно | 70 $ (4311 ₽) |
Отель в Лас-Вегасе за 2 ночи | 56 $ (3444 ₽) |
Подъем на Рокфеллер-центр | 40 $ (2460 ₽) |
Автобус из Брэнсона в Канзас-Сити | 38 $ (2337 ₽) |
Проездной на метро в Нью-Йорке на неделю | 32 $ (1968 ₽) |
Автобус в Филадельфию и обратно | 24 $ (1476 ₽) |
Автобус в Бостон и обратно | 22 $ (1353 ₽) |
Ночь в хостеле | 16 $ (984 ₽) |
На путешествие я потратил 1802 $ (110 985 ₽)
Тур по Западному побережью | 490 $ (30 179 ₽) |
Еда | 450 $ (27 175 ₽) |
Перелет Лас-Вегас → Сан-Диего → Чикаго | 187 $ (11 517 ₽) |
Комната в Бронксе | 156 $ (9608 ₽) |
Перелет Чикаго → Нью-Йорк | 122 $ (7513 ₽) |
Перелет Канзас-Сити → Даллас → Лас-Вегас | 99 $ (6097 ₽) |
Такси из аэропортов и обратно | 70 $ (4311 ₽) |
Отель в Лас-Вегасе за 2 ночи | 56 $ (3444 ₽) |
Подъем на Рокфеллер-центр | 40 $ (2460 ₽) |
Автобус из Брэнсона в Канзас-Сити | 38 $ (2337 ₽) |
Проездной на метро в Нью-Йорке на неделю | 32 $ (1968 ₽) |
Автобус в Филадельфию и обратно | 24 $ (1476 ₽) |
Автобус в Бостон и обратно | 22 $ (1353 ₽) |
Ночь в хостеле | 16 $ (984 ₽) |
В некоторых городах мы жили бесплатно у хостов с «Каучсерфинга». Траты на сувениры и мелкие покупки я не считал.
Я указал, что потратил на еду около 450 $ (27 175 ₽), но точную сумму мне подсчитать сложно. Иногда мы бесплатно ели у хостов, а иногда несколько дней подряд ходили только в кафе. К концу поездки мы и вовсе начали все время готовить дома. Обед в кафе в среднем стоил 10 $ (610 ₽) на одного. По моему опыту, в США можно разнообразно питаться на 30 $ (1830 ₽) в день на одного человека. Если есть только в «Макдональдсе», будет выходить в два раза меньше.
Поездки на такси из аэропорта до жилья обходились примерно в 10 $ (610 ₽) на одного. За семь поездок получается 70 $ (4200 ₽) на одного человека.
На мой взгляд, в программе «Ворк-энд-тревел» не стоит участвовать тем, кто хотел бы на ней хорошо заработать. Я так и не окупил свое участие. Настя привезла обратно 1600 $ (98 440 ₽). Из нас троих самым экономным оказался Рома: ему удалось привезти обратно 2000 $ (123 050 ₽). Он не делал крупных покупок и старался экономить в путешествии. Для меня финансовая сторона этой программы полностью провалилась и не оправдала себя.
Но если смотреть на это с точки зрения впечатлений и полученного опыта — приключения бесценны и точно окупились.
Запомнить
- Если вы студент, можно летом съездить в США по программе «Ворк-энд-тревел». Вы вряд ли много заработаете, но Америку посмотрите.
- Чтобы окупить участие в программе, ищите вторую работу, правда, тогда не удастся отдохнуть.
- В конце лета будет выбор: сразу уехать обратно или немного попутешествовать по США. Вы заранее должны знать ответ.
- Лучшее время для подачи заявки на программу — сентябрь или октябрь. Чем раньше вы получите списки вакансий, тем больше шансов попасть на самые высокооплачиваемые места.