Правда ли, что вести конспекты от руки полезнее, чем печатать?

13
Аватар автора

Алина Волкова

спросила в Сообществе

В этом году я поступила в университет. У нас много лекций, я посещаю их и веду конспекты, но делаю это на компьютере или в заметках в телефоне. Запоминаю, честно говоря, мало.

Недавно одногруппница рассказала, что все записывает от руки, выделяет важные места маркером, а еще берет бумажные экземпляры каждого учебника в библиотеке и делает пометки карандашом на страницах. Она говорит, что благодаря этому лучше запоминает материал. Мне это кажется диким и несовременным, но вдруг это правда помогает эффективнее готовиться к экзаменам и усваивать информацию? Есть ли какие-то научные исследования на эту тему?

Аватар автора

Лада Кошман

ведет заметки от руки

Страница автора

Способов вести конспекты много: писать от руки, печатать в «Ворде», пользоваться приложениями вроде Notion или создавать сетки заметок в «Цеттелькастене». У каждого метода свои плюсы и минусы.

Но если вы хотите эффективнее запоминать информацию, бумажные конспекты работают лучше всего. Исследования показывают, что ведение заметок от руки активизирует больше участков мозга, чем при наборе текста на клавиатуре, а еще помогает лучше систематизировать материал.

Зачем конспектировать информацию и как это делать

Ученые сходятся во мнении, что ведение заметок в любом виде — полезная привычка. Метаанализ 33 исследований показал, что студенты, которые сами ведут конспекты, в среднем учатся лучше тех, кто старается запоминать информацию или пользуется чужими материалами.

Ведение конспектов положительно влияет на успеваемость. Во-первых, создание собственных заметок требует обработки и структурирования информации, а значит, тренирует рабочую память. Во-вторых, конспектирование улучшает внимание и концентрацию. Студенты, которые осознанно выделяют главное для записи, чаще лучше сосредоточены во время занятий.

Еще по конспектам удобно повторять материал. Студенты могут перечитывать записи перед тестами и экзаменами, что увеличивает шансы запомнить больше информации и получить высокую оценку.

Методик конспектирования много — в Т⁠—⁠Ж рассказывали про разные способы вести заметки и приложения, которые облегчают этот процесс. Самыми популярными остаются конспекты на компьютере и в тетради.

Плюсы бумажных конспектов

Основное преимущество записей от руки — активизация работы мозга, которая помогает лучше запоминать новую информацию. Этому эффекту посвящено несколько работ.

Эксперимент психологов Пэм Мюллер из Принстонского университета и Дэниела Оппенгеймера из Калифорнийского университета показал, что студенты, которые конспектируют лекции в тетради, лучше отвечают на вопросы.

Испытуемых поделили на две группы: одна должна была печатать, другая — писать от руки. Им продемонстрировали лекции TED. Из опроса видно, что участники обеих групп хорошо запомнили простые факты из видео. А вот на более сложные вопросы, например чем отличаются подходы к общественному равенству в Японии и Швеции, пользователи компьютеров отвечали хуже, хотя и напечатали больше.

Норвежские и французские ученые проводили эксперимент, который показал, что эффект от ведения бумажных конспектов сохраняется во времени. Исследователи попросили две группы выучить незнакомый алфавит из 20 букв. Первые записывали от руки, вторые печатали на клавиатуре. Через шесть недель участников протестировали, и оказалось, что группа, которая вела бумажные заметки, запомнила больше.

Ученые пришли к выводу, что бумажные конспекты помогают лучше запоминать материал, потому что процесс записи от руки запускает в мозге регуляторную систему активации — она помогает сосредоточиться и отфильтровать информацию.

Их предположения подтвердила Одри ван дер Меер, ученая из Норвежского университета естественных и технических наук. В 2017 и 2020 годах она наблюдала за активностью мозга при конспектировании от руки и на компьютере. Оба эксперимента доказали, что в первом случае мозг взрослых и детей работал активнее.

При конспектировании также полезно рисовать и чертить схемы. Рисование помогает сосредоточиться на предмете и быстрее усваивать новые знания, потому что активизируются визуальные центры мозга, такие как зрительная кора.

Минусы бумажных конспектов

Во-первых, писать на бумаге получается в среднем в два раза медленнее, чем печатать. Это значит, что при ведении бумажных конспектов велика вероятность упустить важную информацию. Бывает, что разобрать чужой или даже свой почерк сложно, а это мешает повторять материал.

Во-вторых, в документы на компьютере можно вставлять дополнительные материалы: ссылки, фото схем, таблицы, а переносить их от руки долго.

В-третьих, с конспектами в бумажном виде сложнее работать в группе. Электронные версии легче хранить и передавать, когда вы коллективно готовите билеты, а конспекты от руки придется перепечатывать или переписывать. А еще практически в любые приложения для записей встроена навигация, которая облегчает поиск нужной информации.

Что в итоге

Эксперименты ученых показали, что бумажные конспекты помогают лучше запоминать то, что мы записываем. А рисунки и схемы от руки активизируют зрительную кору, что позволяет дольше концентрироваться на изучаемой информации.

Для более эффективного запоминания информации лучше подходят бумажные конспекты, для хранения и обмена материалами — печатные.

Чтобы решить эту дилемму, можно комбинировать способы. Например, на лекции вести заметки от руки, а затем переводить их в электронный вид при помощи специальных программ.

Пробуйте разные методы и выбирайте, какой подходит вам больше. И не пренебрегайте конспектами в любом виде: они действительно помогают в учебе.


Лада КошманА что вам помогает лучше запоминать информацию?
  • Системный инженерОт руки для запоминания однозначно лучше. Если какой-нибудь курс прохожу, стараюсь конспектировать в тетради.17
  • Мия УхКонечно, по исследованиям письмо от руки активизирует всякие зоны, да и по ощущениям позволяет лучше соединиться с записываемыми словами. Однако ж конспект конспекту рознь - помнится, в мои университетские времена (это было очень давно, кхе-кхе) был один предмет, по которому лекции приходилось писать с пулеметной скоростью, преподша так требовала - вот всю пару сидишь и пишешь как проклятый не поднимая головы. Вот эти "конспекты" я потом читала как абсолютно незнакомый текст, потому что слова шли навылет из ушей в руку, и в голове вообще ничего не зацеплялось ))13
  • Иван ЕгоровМне вообще нравится конспекты вести, так и запоминается лучше, так и если нужно что-то прочесть ты сам понимаешь где это искать4
  • SailingManЧёрт, как нахлынули воспоминания... На первом курсе почти на всех предметах конспектировал всё сначала в черновик, а вечерами ПЕРЕПИСЫВАЛ НАЧИСТО БЕЗ СОКРАЩЕНИЙ в чистовик. Таким образом активируется сразу несколько видов памяти - слух, зрение, моторика, плюс повторение. Только я об этом не знал в то время)) Да, вот настолько был заморочен тогда.14
  • ВеленаТолько через бумажку и можно что-то запомнить. Как вообще можно писать конспект на компе? По знакомому предмету- да. А по сложному и очень незнакомому... Не получится.3
  • МятликМне нравится вести конспекты от руки, да и некоторые преподаватели предпочитают их в таком виде проверять (да, такие индивиды ещё остались). Тем временем мне стало интересно - упомянутая в тексте одногруппница, которая берёт книги в библиотеке и делает пометки на страницах карандашом, стирает эти пометки перед тем, как вернуть книгу обратно в библиотеку? 🤔8
  • АннаЯ пробовала писать от руки на лекциях, но не могу. Мало того, что нет столов, только стулья, так ещё и свет не включают (на фото, думаю, видно, насколько темно в зале). Теперь пишу на ноутбуке, но дома переписываю в тетрадь, заодно и перечитываю, и дополняю, и исправляю что-то. Хотя разницы не заметила, если не переписываю, а просто редактирую на ноутбуке, результат тот же примерно1
  • Я из МиссуриУже не раз говорилось, но в статье это "заботливо" опустили, что никакой магии в письме от руки нет. Просто от руки нету варианта "писать вообще все" и поэтому выше концентрация. Никто не запрещает на компьютере печатать также, обдумывая информацию и записывая нужное, а не перепечатывая лекцию.2
  • Анна БоярскаяНа счёт минуса, что медленнее, чем печать, или сложно разобрать почерк. Я очень быстро писала на университетских лекциях, мой почерк был отвратительным, зато при повторении конспектов я в попытках разобрать свои каракули больше вспоминала, что конкретно было сказано, какое слово по логике было пропущено. Это тоже помогает усваивать информацию.2
  • ОлегЯ думаю,что существует разница между "лучше запоминать информацию" и "запоминать информацию в долгосрочной перспективе". Есть отличная книга под названием "Make it Stick". Есть на русском называется "Запомнить все". В ней приводятся исследовании о наиболее эффективных и неэффективных способах информации. Эффективном считается то,что человек сможет запомнить в долгосрочной перспективе. И исследователь предлагают свои способы эффективного изучения материала. Поэтому,конспекты не важно как писать,это поможет лишь в краткосрочной перспективе процессу запоминания(сдал зачет и забыл),самое важное: повторение, тестирование, вспоминание,а также разнообразие в методах изучения.2
  • Нехетти Грин"Исследования показывают, что ведение заметок от руки активизирует больше участков мозга, чем при наборе текста на клавиатуре" - это очень старый постулат, хорошо известный и апробированный в области педагогики. В том числе советской, не удивляйтесь: "речь - на кончиках пальцев", т.е. зоны, отвечающие за мелкую моторику (это и письмо от руки), расположены рядом с зонами Брока (двигательный центр, т.е. говорение) и Вернике (сенсорная зона - обработка речи). Упражнения для мелкой моторики помогают при реабилитации после инсульта (включая восстановление речи и других высших псих.функций).1
  • RubyВывел для себя такое, что когда чему-либо учишься, то лучше писать от руки. Ну а когда пишешь что-то свое, то продуктивнее отбить на клавиатуре.1
  • Анастэйшаесли материала много, то я всегда печатаю. копирую нужную мне информацию, затем сокращаю максимально, чтобы не было воды и лишних символов (для экономии чернил и бумаги), поэтому пока ты перелопатишь весь этот материал для печати - очень многое уже запоминается) ну и пользуюсь текстовыделителями, каждый цвет у меня определяет приоритет инфы (например, неоновый желтый - nota bene)0