Правда ли, что вести конспекты от руки полезнее, чем печатать?
В этом году я поступила в университет. У нас много лекций, я посещаю их и веду конспекты, но делаю это на компьютере или в заметках в телефоне. Запоминаю, честно говоря, мало.
Недавно одногруппница рассказала, что все записывает от руки, выделяет важные места маркером, а еще берет бумажные экземпляры каждого учебника в библиотеке и делает пометки карандашом на страницах. Она говорит, что благодаря этому лучше запоминает материал. Мне это кажется диким и несовременным, но вдруг это правда помогает эффективнее готовиться к экзаменам и усваивать информацию? Есть ли какие-то научные исследования на эту тему?
Способов вести конспекты много: писать от руки, печатать в «Ворде», пользоваться приложениями вроде Notion или создавать сетки заметок в «Цеттелькастене». У каждого метода свои плюсы и минусы.
Но если вы хотите эффективнее запоминать информацию, бумажные конспекты работают лучше всего. Исследования показывают, что ведение заметок от руки активизирует больше участков мозга, чем при наборе текста на клавиатуре, а еще помогает лучше систематизировать материал.
Зачем конспектировать информацию и как это делать
Ученые сходятся во мнении, что ведение заметок в любом виде — полезная привычка. Метаанализ 33 исследований показал, что студенты, которые сами ведут конспекты, в среднем учатся лучше тех, кто старается запоминать информацию или пользуется чужими материалами.
Ведение конспектов положительно влияет на успеваемость. Во-первых, создание собственных заметок требует обработки и структурирования информации, а значит, тренирует рабочую память. Во-вторых, конспектирование улучшает внимание и концентрацию. Студенты, которые осознанно выделяют главное для записи, чаще лучше сосредоточены во время занятий.
Еще по конспектам удобно повторять материал. Студенты могут перечитывать записи перед тестами и экзаменами, что увеличивает шансы запомнить больше информации и получить высокую оценку.
Методик конспектирования много — в Т—Ж рассказывали про разные способы вести заметки и приложения, которые облегчают этот процесс. Самыми популярными остаются конспекты на компьютере и в тетради.
Плюсы бумажных конспектов
Основное преимущество записей от руки — активизация работы мозга, которая помогает лучше запоминать новую информацию. Этому эффекту посвящено несколько работ.
Эксперимент психологов Пэм Мюллер из Принстонского университета и Дэниела Оппенгеймера из Калифорнийского университета показал, что студенты, которые конспектируют лекции в тетради, лучше отвечают на вопросы.
Испытуемых поделили на две группы: одна должна была печатать, другая — писать от руки. Им продемонстрировали лекции TED. Из опроса видно, что участники обеих групп хорошо запомнили простые факты из видео. А вот на более сложные вопросы, например чем отличаются подходы к общественному равенству в Японии и Швеции, пользователи компьютеров отвечали хуже, хотя и напечатали больше.
Норвежские и французские ученые проводили эксперимент, который показал, что эффект от ведения бумажных конспектов сохраняется во времени. Исследователи попросили две группы выучить незнакомый алфавит из 20 букв. Первые записывали от руки, вторые печатали на клавиатуре. Через шесть недель участников протестировали, и оказалось, что группа, которая вела бумажные заметки, запомнила больше.
Ученые пришли к выводу, что бумажные конспекты помогают лучше запоминать материал, потому что процесс записи от руки запускает в мозге регуляторную систему активации — она помогает сосредоточиться и отфильтровать информацию.
Их предположения подтвердила Одри ван дер Меер, ученая из Норвежского университета естественных и технических наук. В 2017 и 2020 годах она наблюдала за активностью мозга при конспектировании от руки и на компьютере. Оба эксперимента доказали, что в первом случае мозг взрослых и детей работал активнее.
При конспектировании также полезно рисовать и чертить схемы. Рисование помогает сосредоточиться на предмете и быстрее усваивать новые знания, потому что активизируются визуальные центры мозга, такие как зрительная кора.
Минусы бумажных конспектов
Во-первых, писать на бумаге получается в среднем в два раза медленнее, чем печатать. Это значит, что при ведении бумажных конспектов велика вероятность упустить важную информацию. Бывает, что разобрать чужой или даже свой почерк сложно, а это мешает повторять материал.
Во-вторых, в документы на компьютере можно вставлять дополнительные материалы: ссылки, фото схем, таблицы, а переносить их от руки долго.
В-третьих, с конспектами в бумажном виде сложнее работать в группе. Электронные версии легче хранить и передавать, когда вы коллективно готовите билеты, а конспекты от руки придется перепечатывать или переписывать. А еще практически в любые приложения для записей встроена навигация, которая облегчает поиск нужной информации.
Что в итоге
Эксперименты ученых показали, что бумажные конспекты помогают лучше запоминать то, что мы записываем. А рисунки и схемы от руки активизируют зрительную кору, что позволяет дольше концентрироваться на изучаемой информации.
Для более эффективного запоминания информации лучше подходят бумажные конспекты, для хранения и обмена материалами — печатные.
Чтобы решить эту дилемму, можно комбинировать способы. Например, на лекции вести заметки от руки, а затем переводить их в электронный вид при помощи специальных программ.
Пробуйте разные методы и выбирайте, какой подходит вам больше. И не пренебрегайте конспектами в любом виде: они действительно помогают в учебе.