«Удалось связать разные области знаний»: 10 способов вести конспекты и заметки

Опыт читателей Т⁠—⁠Ж

«Удалось связать разные области знаний»: 10 способов вести конспекты и заметки

Когда по работе или учебе приходится работать с большими объемами информации, простых заметок на телефоне оказывается недостаточно.

Мы спросили у читателей Т⁠—⁠Ж, как они поддерживают порядок в конспектах, и собрали несколько действенных способов систематизировать свои знания.

Это комментарии читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Способ 1. Для тех, кто хочет, чтобы ничего не потерялось
Использовать Evernote для хранения больших объемов информации

Инга Хлопина
готова платить за хорошую систему заметок

Давно пользуюсь приложением Evernote — лет девять, кажется. Это система заметок, которые вы можете сгруппировать в тематические блокноты. Заметки любые. Я пишу текстовые или сохраняю фотографии и скриншоты. Но там можно хранить и аудио, презентации, ссылки.

Ценно то, что к заметке можно пришить метки — ключевые слова. Потом, готовясь к лекции, ищу по ним нужный мне материал.

Там еще много функций: геометки, совместная работа, возможность открывать программу на любом гаджете. Возможность кнопки Evernote в браузере. Нажали ее — и сохранилась страница или статья.

Пользовалась несколько лет бесплатной версией. Когда начала писать диссертацию, перешла на платную — там больше память и функциональность. Плачу за нее около 1000 Р в год.

В Evernote еще много чего есть, чем я не пользуюсь. Вижу, что программа регулярно обновляется, развивается. За те годы, что я с ней, ни разу не подвела. Все надежно хранится, находится и достается в нужный момент.

Способ 2. Для творческих личностей
Систематизировать свой опыт в блоге

Павел Медицинский
радует коллег статьями

Раньше всегда писал на бумагах, которые успешно терялись и забывались. Будучи еще студентом второго курса медицинского университета, решил все это перенести в формат блога на «Вордпрессе» с собственными схемами и конспектами.

Сейчас я окончил шестой курс и работаю участковым врачом-терапевтом. Душа радуется, когда студенты и коллеги-врачи пишут, что им помогли мои статьи.

Способ 3. Для вечных студентов
Вести конспекты по методу Фейнмана

Andre Macareno
делает заметки о прочитанном

После «Думай как математик» Барбары Окли просто закрываю книгу и записываю, «как я понял прочитанное», в блокнот.

В принципе, техника Фейнмана — то же самое, только не привязана к факту прочтения книги. Она просто про «а напиши на листе бумаги, что такое X, так, будто тебе это надо объяснить другому».

Способ 4. Для любителей разложить все по полочкам
Настроить Notion под себя

Dmitry Koryas
разделил дела на зоны

Только что закончил свой сетап в Notion, который, мне кажется, логичен и последователен. Использовал элементы системы PARA.

У любой страницы есть два атрибута. Первый — это «Тип», куда входят разделы «Проект», Evergreen и Resource. Второй — «Зона», или Area, которая включает Personal, Work, Cycling, Finance, Car, Food, Travel и так далее.

«Проект» — это страница для краткосрочной задачи с дедлайном. Самое важное здесь — это дедлайн. Он может двигаться или быть нечетким, но когда-нибудь эта страница закончит свою работу и отправится в архив. Это главное отличие проекта от следующего типа.

Evergreen — это страницы, которые постоянно требуют обновления и обслуживания. Например, страничка о вашей квартире — со счетами, квитанциями и платежами или страничка про ваш автомобиль: все про ТО, ремонты, пробег, VIN и номер.

Resource — ближе всего к классическому пониманию заметок. Это страница с информацией, которую я откуда-то стырил или написал сам: например, какие-то куски кода. Я могу возвращаться к этим страницам, чтобы что-то подсмотреть.

А «Зоны», в свою очередь, это атрибут, который позволяет быстро фильтровать ваши страницы по тому, к какой зоне жизни они относятся. Например, я могу быстро вытащить все проекты, ресурсы и evergreen-страницы, которые относятся к моей работе.

Способ 5. Для тех, кто хочет систематизировать знания
Использовать систему заметок Zettelkasten

Иван
ощутил результат

Zettelkasten — метод создания системы знаний и управления ею посредством ведения взаимосвязанных атомарных и автономных заметок. Для реализации метода использую Obsidian — у него есть возможность гибкой настройки под свои нужды и вкусы: пользовательский CSS, разнообразные плагины и прочее.

Как только начал внедрять этот метод, сразу почувствовал результат — как в виде большей упорядоченности старых знаний, так и в более эффективном усвоении новых. Удалось связать разные области знаний и находить на их стыке новые идеи, зачастую не самые очевидные.

Еще система радует своей способностью к масштабированию. Получается децентрализованная сеть, количество узлов в которой делает ее только лучше. Даже «одинокие» мысли органично вписываются в те или иные связи, по которым можно вспомнить, понять контекст и дальше развить мысль. Или же прийти к ней от более общего и тем самым углубить понимание этого «общего».

После всего этого с ужасом вспоминаю конспекты, которые я пытался вести в университете.

Способ 6. Для тех, кто много читает
Пересказывать статьи и книги в OneNote

Елена Петрова
конспектирует все что нужно

Завожу в OneNote страницу, на которой ставлю ссылку на статью и пересказываю ее своими словами в одном-двух абзацах. Для книг то же самое, но со ссылкой на конкретную страницу: пересказываю особенно интересные и нужные места. Могу внести точные цитаты, но это потом затрудняет работу.

На выходе — конспект того, что понадобится для собственного текста.

Способ 7. Для тех, кто любит планировать
Фиксировать задачи в Trello

Archik
пользуется разными функциями

Trello, на мой взгляд, очень мощный инструмент для ведения как заметок, так и собственных бытовых задач или глобальных планов. Можно настроить под себя и статусы, и чек-листы, и заметки с комментариями. В общем, что пожелает душа и голова для фиксации мысли.

Способ 8. Для ценителей классики
Использовать шаблоны MS Word

Дмитрий
придерживается одного формата

Конспектирую книги и статьи в «Ворде». Сделал шаблон со стилями, использую его, чтобы одинаково форматировать все документы. Пока структурирую и записываю, в голове откладывается часть информации. Периодически возвращаюсь к конспектам, когда сталкиваюсь с похожей задачей. Конспекты составляю так, чтобы можно было за пару минут восстановить в голове всю информацию. Если документ читал уже несколько раз, достаточно взглянуть на его общую структуру, чтобы все вспомнить.

Какой-то урок про таблицы на английском, который я законспектировал
Какой-то урок про таблицы на английском, который я законспектировал

Способ 9. Для тех, кто любит писать от руки
Вести конспекты с помощью GoodNotes

Иван Якунин
переводит письменные заметки в цифровой формат

Сам пользуюсь заметками и закладками в iBooks, читаю в основном с Айпада. Там же с помощью GoodNotes веду конспекты и записи. Удобно, что приложение понимает текст, написанный по-русски от руки карандашом, поэтому есть поиск по всем заметкам.

Способ 10. Для тех, кто любит все аналоговое
Не забывать про бумажные ежедневники

Ватрушка
пишет, копирует и клеит

Я безумная фанатка ежедневников. Все заметки пишу, копирую и клею. При этом оставляю конец ежедневника для своеобразного содержания — чтобы быстрее все найти. Страницы нумерую.



Аня Иванешкина
29.10, 15:46
Расскажите про ваши способы упорядочивания знаний:
Герой Т—Ж

Для систематизации учебных знаний пригождаются mind map. Есть специальные программы,в которых их можно составлять, но мне легче запоминать и систематизировать от руки. На скрине вкратце знания за один семестр по одному предмету (эконометрике), делала сразу чистовой вариант. Если приловчиться, по времени будет занимать не сильно больше обычного линейного конспекта, зато в голове всё отложится.

29

Туча, поддерживаю mindmap одно из самых лучших и гибких средств для заметок я считаю

1

Google keep

18
12

Несколько месяцев назад организовал Zettelkasten в Notion, начинаю находить интересные связи между записями. Правда, Notion не очень удобен в плане скорости, так как работает в облаке, зато цеттелькастен в нем хорошо сочетается с другими представлениями данных.

Рассматриваю Obsidian, как более быстрый вариант для долговременной системы и хранения Markdown-заметок независимо от платформы-надстройки.

8

OneNote для всех задач - повседневные заметки, своя WiKi, отчеты клиентам.
Пользуюсь больше 10 лет. За это время объем записных книг перевалил уже за 2 Тб - спасибо подписке на семейный офис, в комплекте с ней идёт 5 Тб на OneDrive - по одному на каждого из пяти пользователей. Не сразу, но сообразил разделить разные разделы между тремя пользователями.
Пробовал Evernote и Trello, но так и не смог их адаптировать под свои задачи.

В OneNote cамое удобное для меня - это сквозные ссылки между заметками, почтовыми ящиками в Outlook, файлами на дисках и в облаках, и собственно документами в ворде и экселе.

8

Иван, люто плюсую. Для OneNote есть ещё расширение для Google Chrome, которое позволяет сохранить, например, статью с любого сайта в заметку - очень удобно.

5

Radium, оно и для Edge есть, а на телефоне использую Поделиться, чтобы сохранить страницу из мобильного браузера в заметку

0

Владимир, да, конечно, я эти тоже пользуюсь и всем рекомендую.

0

Иван, поддерживаю, сам так же OneNote использую, но в семейной подписке 6 пользователей. По крайней мере в нашей так

0

Иван, тэги очень помогают

0
Герой Т—Ж
Отредактировано

в конце концов все равно возвращаешься к google keep, так как он самый быстрый. Я тоже баловался с своим логичным и организованным notion. Но он тормозит, прогружается. Гугл кип работает моментально

4
Герой статьи

так как не очень было понятно, в какую статью ребята хотят юзать мои скрины (я слишком часто топлю за заметки в айпаде), докину в комменты еще пример :)

это я летом читал про OpenGL и объяснял себе после прочтения и практики шейдеры

3

Andre, а текст потом как искать?

0

Владимир, в Notability есть поиск по заметке, если в пдф сохранить то рукопись с любого устройства тоже будет распознаваться + есть утилита перевода рукописи в текст. Работает хорошо даже на русском

1
Герой статьи
Отредактировано

Цель была просто объяснить себе идею, но вообще целых три способа:
1) просто поскроллить папку с заметками по конкретной теме
2) поиск по заголовку
3) поиск по тексту, нотабилити по русскому рукописному вводу искать умеет

0

Изучала тему, остановилась на Обсидиан, локально храню заметки, синхронизация через Гугл диск, бесплатно и все удобно

3

Недавно настроила себя связку notion - notability для хранения знаний.
1. Notability это программа для заметок, которая хорошо распознает текст, написанный вручную и позволяет делать аудиозапись с привязкой по времени к тексту конспекта, что позволяет удобно переслушать спикера в нужный момент. Распознавания текста, введенного вручную, позволяет копировать его и переносить в любые другие документы и программы.
Делают там всякие конспекты любых своих учеб, например.
2. Notion стараюсь вырастить в хранилище всех моих знаний. Что угодно, от полезных постов в инстаграм и рецептов, до курсов лекций попадает туда со ссылками, рейтингами и, главно, с заметками на take-away, что позволяет эффективнее "потреблять" контент. Главное, что почти любой полезный материал, когда таковой обрящется, можно отправлять в notion моментально. Видео, многие текстовые и другие сопутствующие материалы исторически хранятся на гугл-диске и складываются в notion в виде ссылок.
3. Для ведения дел использую трелло - для проектов, личных и рабочих. В рабочем слаке пишу совсем мелкие оперативные задачи и отмечаю галкой выполненные, очень удобно и всегда под рукой. Ещё пишу себе сообщения в телеграмм иногда для этих же целей, потому что чаще, чем что-либо другое вижу его =)

2
Отредактировано

пользуюсь Obsidian около года. для меня минусы в некой "топорности" интерфейса, но огромный плюс (и главная причина почему не перешла на другие программы) - визуализация связей между заметками.
параллельно искала аналоги, больше всех интерфейс понравился в Notion, но очень сложно пользоваться программой без визуализации связей, поэтому так и осталась в Obsidian.

2

До сих пор в поиске своего идеального способа ведения записей. На данный момент, идеальным для меня являются приложение Заметки на iPad. Это для меня некое комбо: хочется писать ручкой или карандашом, но к бумажным ежедневникам не прикипел пока, а набирать текст в Notion или другом не нравится. В этом плане для меня идеальным является хаотичные записи, сделанные Apple Pencil, но, как я понял, только нативное эппловское приложение поддерживает их фирменный карандаш. Хочется именно иметь прилоржение, позволяющее делать записи от руки, но сохранять в электронном виде. Может потом перейду к бумажным ежедневникам или открою более продвинутое приложение, но пока так.

0
Отредактировано

Олег, есть 2 классных приложения для более продвинутых заметок с пенсилом: Goodnotes и Notability. Они платные (около 600₽ каждое), но абсолютно стоят своих денег. У меня Goodnotes, Notability тоже пробовала, особой разницы не заметила) Здесь в комментариях уже появились подробные рассказы про эти 2 приложения)

1

Фея, спасибо. Поизучаю, Notability идет с годовой подпиской 1000р, а GoodNotes, как я понял с единоразовой покупкой в 700+, так что выбор очевиден.

1
Отредактировано

Был позитивный опыт работы с Tiddlywiki - простор, безопасность и кастомизация для кучи маленьких записей.

0

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю