«Разрешаем выбрать что-то одно»: 7 способов научить ребенка распоряжаться деньгами
Управлять своим бюджетом — навык, которому необходимо учить детей.
Это не всегда просто: обычно ребенок не сразу понимает, почему нельзя покупать все подряд и зачем взрослые постоянно откладывают деньги. Мы спросили у читателей Т—Ж, как они объясняют детям, что деньги не бесконечны. Вот их родительский опыт.
Покупать дорогие подарки только по праздникам
Моему почти четыре года. Объясняем ему, что игрушки стоят денег и мы не можем позволить себе все, что ему заблагорассудится. На праздники покупаем много игрушек, обычно дорогих типа «Брудеров». В другие дни — очень редко, в качестве исключения. Не вижу трагедии в том, чтобы объяснить ребенку все как есть.
Давать карманные деньги и вместе планировать бюджет
С четырех лет начали давать сыну денег. Фикс рублей в неделю, плюс, если бабушки что-то дарят — теперь просим деньгами. Специально снимаем наличные для этого. По мелочи может купить себе что-то сам — например, мороженое брал часто. Когда он что-то хочет крупное, вместе считаем, хватает ему или нет, и договариваемся, как он может это себе позволить: накопить, обеспечить дополнительное «пожертвование» от родителей, подождать до дня рождения, когда подарят еще денег, или взять «кредит».
Сын может предложить мне докинуть, сколько не хватает, и запитчить почему — например: «Этот набор „Лего“ предполагает программирование, а ты и так хотел меня на занятия отправлять». И я могу согласиться. Или он может взять «кредит» — просто в долг с возвратом. Процентов пока не беру, хотя с текущими ставками и инфляцией — может, и начну, дроби и доли он знает уже. По некоторым тратам у нас есть договоренность, что они всегда за его счет. Например, это касается импульсивных покупок сладостей и мелких игрушек в магазине. Пока схеме год, полет нормальный.
Еще был с ним разговор про ипотеку: он услышал от нас слово и спрашивал, что это такое, я ему объяснял. Периодически у него возникает желание съехать от родителей в свою квартиру — оно обостряется, когда пора собирать игрушки. Теперь он знает примерный путь, как это сделать :)
Дочке пять лет, начали каждую пятницу давать карманные деньги. Объяснили ей, что она может сразу их потратить или накопить на что-то более дорогое. Она решила, что будет копить.
Когда дома что-то начинает просить из игрушек или сладкого, мы говорим, что сегодня не планировали тратиться на это, но у нее есть свои деньги и она может взять оттуда. Ни разу не сделала этого, так как вспоминает, что копит на другое. Если все вместе едем в магазин, всегда разрешаем выбрать что-то одно. Вот как-то так начали изучать финансы.
Предлагать выбрать что-то одно
Наша четырехлетка умеет договариваться: если мы гуляем и покупаем, например, шарик, вату или попкорн, то второй раз уже ничего не берем. Это проговаривается. Или если она хочет покататься на машинке и внезапно возжелала мороженое, то может быть выбор между машинкой и мороженым, который придется соблюдать. Несколько месяцев назад попытки манипуляций были пресечены.
У нас в принципе ситуация финансово хорошая и ребенок обласкан, поэтому проще, чем было бы, если бы подарки дважды в год из разряда «вот тебе на Новый год зимние ботинки». Можем ссылаться на то, что у нее много игрушек; недавно что-то покупали; не все, что видят глазки, нужно обязательно получать. И переключение внимания, конечно.
В итоге мы счастливо проскочили возможные истерики с рыданиями и катаниями по полу и справляемся с топаньем ногой и стуканьем предметов как средством достижения цели. Учим, что жадничать не нужно и все сразу просить — тоже.
Еще из того, что бы отнесла к успеху, — она умеет чувствовать свои желания и делать выбор. Какое платье надеть, что выбрать на обед, какую игрушку больше хочется. Это значит, что ей проще будет, во-первых, следовать за своими мечтами, а во-вторых, говорить «нет» тому, что ей не нужно, — это важная штука.
Честно рассказывать о возможностях родителей
Так и говорю ребенку, что бюджет не резиновый. С самого раннего детства мы обсуждали, что это можем купить, а вот это — уже нет. А эту игрушку — можем, но не будем, так как стоимость слишком высокая. Может, звучит взросло, но если с ребенком все обсуждать и говорить прямо, то проблем нет.
Сейчас сыну 10 лет. Он очень спокойно относится к тому, что ему покупают, а что нет. С пяти лет приглашает меня в кафе на свои карманные деньги. Ждет 14 лет, чтобы зарабатывать и вкладывать в общий котел.
Не пугать отсутствием денег, а учить экономить и копить
Стараюсь не говорить ребенку, что у нас нет денег. Для меня это звучит как «мы бедные», а это не так — и вообще довольно унизительно: я не хочу, чтобы у него были подобные мысли.
Говорю, что мы не можем постоянно покупать все, что каждому взбредет в голову, и постоянно ходить по ресторанам, потому что денег у нас не станет именно в этом случае. Мы не сможем их накапливать на то, что нам действительно нужно и хочется. Если даже деньги есть, это не повод ими швыряться. Поэтому все хорошее в меру.
Есть у ребенка запросы и посерьезнее — например, «давайте купим машину». Тогда я ему объясняю, в том числе с помощью экономических доводов, почему я ее не хочу.
Показать альтернативу дорогим магазинам
Все очень просто. Однажды, увидев неприличную цену на динозавров в «Детском мире», я предложила вцепившимся в них детям рассмотреть ассортимент на «Алиэкспрессе». И теперь мы всегда просто выходим из подобных ситуаций. Складываем в корзину все, что нравится, и чуть позже получаем желаемое за сотрудничество в бытовых и учебных вопросах.
Играть в настольные игры про деньги
У меня дети не совсем маленькие. Поэтому вопрос понимания того, как распределяется бюджет, лег на настольные экономические игры. Первой была «Путь к успеху». Там как раз нужно покупать еду, оплачивать коммуналку и зарабатывать. В итоге и с пользой, и весело всей семье.