Под прищуром: инвестиции в прачечные под 30% годовых
Открыла для себя в сети необычное: долевое участие в прачечном бизнесе. Предлагает его компания Octo Group, которая сама имеет несколько прачечных. Вроде бы действующий бизнес — это надежно, но вопросы остаются. Да и минимальный обещанный доход — 30%, в несколько раз выше банковского депозита. Помогите разобраться.
Екатерина
Судя по информации в интернете, «Окто-груп» предлагает клининговые услуги в Москве и Подмосковье, а также возможность инвестировать в покупку долей компании и получать пассивный доход.
Вкладывать предлагают от 200 до 500 тысяч рублей, доходность должна формироваться за счет роста рыночной стоимости долей и ежегодных дивидендов. По заявлению компании, общая доходность составит более 30% в год. Попробую разобраться в рисках для инвесторов, опираясь на открытые источники.
Если коротко: я бы не вложил
👍👎 Компания с подобным названием действительно существует и имеет уставный капитал более 11 млн рублей. Но имя собственника не совпадает, поэтому неясно, долю в какой компании нам предлагают купить.
👎 «Окто-груп» обещает доходность в 30% годовых. Такая высокая доходность обычно связана с серьезным риском потерять деньги.
👎 Система управления долями сложная и связана с дополнительными рисками.
👎 «Окто-груп» пишет о выходе на биржу, но неясно, как именно компания планирует это сделать и получится ли у нее.
Компания и лица
На сайте проекта предлагают инвестировать в прачечный бизнес, которым занимается группа компаний «Окто-груп» под руководством Сергея Сабрекова. Утверждается, что бизнес работает с 2013 года и за это время его прибыль выросла в 20 раз — до 52 млн рублей в 2019 году. Кроме того, уставный капитал головной компании — 11 млн рублей, что тоже должно вызвать доверие потенциальных клиентов.
Независимые источники эту информацию не подтверждают. У Сергея Сабрекова нашлось только одно юрлицо — ООО «Евротрансальянс». Компания действительно занимается чисткой и уборкой, и зарегистрировали ее в 2013 году. Но уставный капитал — 20 тысяч рублей, а годовая прибыль на 2 октября 2020 года составляет всего 17 тысяч рублей.
В политике конфиденциальности проекта также упоминается ООО «Окто Груп». Такая компания действительно нашлась. Ее уставный капитал — те самые 11 млн рублей, по основному виду деятельности она занимается комплексным обслуживанием помещений, а среди заказчиков нашлись бюджетные организации. Но зарегистрирована она только в декабре 2019 года, а учредителем значится Светлана Сабрекова. Я не нашел, как эта фирма связана с Сергеем Сабрековым и заявленной на сайте группой компаний.
Остается непонятным, доли в какой компании предлагают покупать инвесторам.
Что именно предлагает «Окто-груп»
Проект предлагает стать партнером через покупку доли. Я хотел получить уточнения от компании по вопросам покупки и управления долями, но ни на почту, ни через форму обратной связи на сайте ответы так и не пришли. Предположу, что здесь возможны два варианта: либо компания делает инвестора соучредителем и пускает в уставный капитал, либо просто привлекает деньги за долю в прибыли — без изменения уставного капитала.
Доля в уставном капитале — это, на первый взгляд, вполне реально. Инвестор в обмен на деньги получает долю в ООО, прибыль распределяется пропорционально долям. Он также получает право влиять на решения и голосовать на собраниях.
Но с покупкой и продажей долей есть определенные сложности. По закону участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли в компании. Чтобы продать долю инвестору со стороны, нужно сначала получить отказ от всех владельцев долей — или подождать 30 дней. Кроме того, продажа доли в компании — это изменение устава, поэтому придется провести собрание учредителей.
Все это придется повторить, чтобы потом продать свою долю и получить прибыль. Если действовать по закону, процесс небыстрый.
Кроме того, сделки о переходе долей надо обязательно заверять у нотариуса. В Москве для физических лиц эта услуга стоит порядка 13 тысяч рублей. Подобные расходы снизят доходность инвестиций.
Долю в прибыли компании физическое лицо может получить и без участия в уставном капитале. Допустим, компания планирует расширить бизнес. Инвестор дает компании деньги на это в обмен на часть прибыли, например 25%. В случае продажи объекта инвестор также вправе рассчитывать на часть от суммы продажи. Такой вариант выгоден для инвестора, если бизнес компании успешен. Но есть и риск: если компания перестанет работать, инвестор лишится всех вложенных денег.
В законе четко не сказано, как работает такая схема, поэтому каждая мелочь должна быть прописана в договоре.
Выход на биржу
«Окто-груп» пишет, что планирует выйти на биржу до конца 2021 года. По мнению проекта, это позволит вкладчикам продавать свои доли и фиксировать прибыль или держать их и ждать роста.
Пока непонятно, как именно компания хочет выйти на биржу. Для выпуска акций третьего уровня Московская биржа не предъявляет жестких требований: надо стать акционерным обществом и пройти ряд процедур биржи и Центробанка.
Но акции третьего эшелона низколиквидны, объем торгов по ним может составлять всего несколько десятков тысяч рублей в сутки. Из-за этого может быть сложно продать свои бумаги и зафиксировать прибыль.
Возможно, учредители остановятся на ПИФе с последующим допуском паев к торгам, но активы в этом случае должны быть не менее 150 млн рублей. «Окто-груп» пишет о 50 млн рублей, которые подтверждает независимый аудит. Мне не удалось найти отчет в открытом доступе, по запросу мне его тоже не предоставили. Но даже если это и правда так, проекту понадобится за год увеличить свои активы в три раза. На мой взгляд, такой прогноз выглядит чересчур оптимистичным.
Что в итоге
Информация для инвестора выглядит неполной и недостоверной, а на вопросы компания не отвечает. У меня остались сомнения даже в том, доли в какой компании предлагают купить.
Сам процесс продажи и управления долями связан с организационными и финансовыми рисками для инвестора. Чтобы стать соучредителем, придется заплатить за нотариальное оформление и пройти небыстрый процесс покупки доли. А если речь о покупке доли без изменения уставного капитала, это дополнительный риск потерять деньги.
Компания пишет о выходе на биржу в 2021 году, но пока не видно, как она собирается это сделать. Если речь о листинге акций, то она еще даже не сменила форму собственности с ООО на акционерное общество. Кроме того, акции компаний третьего эшелона сложно продать и зафиксировать прибыль. А для создания ПИФа нужно в три раза больше активов, чем, по заверению компании, есть сейчас.
На мой взгляд, все это делает инвестиции в «Окто-груп» слишком рискованными.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.