МТС запрашивает личные данные. Это законно?

97
Аватар автора

Хруст багета

спросила в Сообществе

Страница автора

Зашла проверить баланс на сайт МТС и увидела красную плашку о том, что нужно подтвердить личные данные через госуслуги, иначе отключат от связи. Когда и почему, не сказано. Еще просят предоставить ИНН и домашний адрес.

Насколько вообще это законно и в рамках договора? Эти данные потом передадут спецслужбам, чтобы они могли прослушивать мои звонки?

Вот такое сообщение отображается у меня в приложении «Мой МТС»
Вот такое сообщение отображается у меня в приложении «Мой МТС»
Аватар автора

Ольга Дубовик

юрист

Страница автора

МТС, как и любой другой оператор связи, обязан проверять персональные данные клиентов. Но не любые.

Кроме того, вас не должны принуждать использовать какой-то конкретный способ верификации.

Зачем оператору связи нужны ваши персональные данные

Операторы обязаны выяснять, кто на самом деле пользуется номером телефона: абонент, который заключил договор, или какой-то другой человек  .

У отсутствия анонимности есть положительные стороны. Раньше сим-карты можно было купить с рук на улице — они были оформлены на подставных лиц, и это мешало правоохранительным органам искать мошенников. Скажем, выходит следствие на владельца номеров, с которых недавно звонила «служба безопасности банка», и выясняет, что человек уже несколько лет как умер. Следствие буксует, мошенники остаются безнаказанными.

С 2018 года операторов связи обязали проверять паспортные данные абонентов, и оформить сим-карту на подставного человека стало сложнее. Если абонент отказывается пройти проверку или его данные не совпадают с реальными, оператор отключает связь.

Эти меры осложнили жизнь аферистам — в январе 2025 года число зарегистрированных случаев мошенничества сократилось на 4,6%.

Роскомнадзор стал активнее наказывать операторов за то, что их сотрудники оформляют сим-карты на чужие паспорта или недостаточно тщательно проверяют данные.

Например, в 2021 году кто-то оформил на гражданку И. три сим-карты «Мегафона». Женщина подала заявление в Роскомнадзор, там разобрались и оштрафовали АО «Мегафон Ритейл» на 195 000 ₽ — за то, что он не проверил, с кем на самом деле заключает договор.

Оператор пытался обжаловать штраф, но суды поддержали Роскомнадзор. Правда, компании удалось избежать штрафа, так как за то время, пока шли суды, истек срок привлечения к административной ответственности.

Какие данные нужны оператору связи

Оператор обязан проверять достоверность сведений об абоненте. Для этого у него три законных способа  :

  1. Проверка паспорта — в офисе при личном визите.
  2. Через единую систему идентификации и аутентификации — когда клиент подтверждает свою личность дистанционно, через госуслуги.
  3. С помощью усиленной квалифицированной электронной подписи, если она есть.

Если абонент отказывается подтвердить свою личность, оператор приостанавливает оказание услуг связи.

Вы пишете, что помимо прочего МТС запросил у вас ИНН и СНИЛС. Я затрудняюсь ответить, зачем им эти данные. Могу предположить, что они хотят их как-то использовать в своей экосистеме. Но требовать их оператор точно не имеет права.

Посмотрите на форму для заполнения данных еще раз: возможно, поля с ИНН и СНИЛС помечены как необязательные для заполнения. Я проверила свой профиль на сайте МТС: у меня эти данные не заполнены, вводить их никто не требует.

Законно ли требовать подтвердить данные именно через госуслуги

Вы сами решаете, как подтвердить личность. Госуслуги — только один из способов, и оператор связи не может заставить вас выбрать какой-то конкретный. Хотите — можете прийти с паспортом в салон связи. Подробнее о способах верификации мы писали в отдельной статье.

Может ли оператор передать данные спецслужбам и прослушивать звонки

Для начала разберемся с передачей данных. Операторы связи действительно должны предоставлять данные абонента по требованию некоторых ведомств, но только если они обоснованы законом  .

Однажды Федеральная антимонопольная служба собирала информацию для дела об административном правонарушении и потребовала от «Мегафона» данные одного из клиентов. Но компания отказалась и сообщила, что они конфиденциальны по законам «О связи» и «О защите персональных данных». ФАС подала на «Мегафон» в суд, но тот подтвердил, что служба не относится к числу ведомств, которым операторы могут предоставлять данные абонентов без их согласия.

Однако в другом деле Верховный суд подтвердил право ФАС запрашивать данные абонентов, которые рассылают спам, потому что по закону «О рекламе» ФАС обязана бороться с незаконной рекламой.

Также операторы должны передавать данные абонентов по запросу Роскомнадзора  . Но это относится только к ФИО, дате рождения и реквизитам паспорта, а сами данные Роскомнадзор использует для контроля за операторами, а не абонентами.

Еще запрашивать информацию об абоненте имеют право ведомства, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью: полиция, следственный комитет, ФСБ, ФСО, ФСИН, таможенная служба и служба внешней разведки. Им оператор обязан предоставить не только паспортные данные, но и любую другую информацию, которая может послужить доказательством правонарушений, в том числе записи телефонных переговоров  .

Аватар автора

Дмитрий Сергеев

майор полиции в отставке

Страница автора

Спецслужбы не прослушивают всех подряд

У сотрудников ФСБ есть удаленный доступ к данным: фамилиям, именам, отчествам, местам жительства и реквизитам паспортов всех абонентов. Оператор связи обязан хранить эту информацию в течении трех лет, даже если номер абонента уже заблокирован.

Но просто прослушать или записать телефонные разговоры ФСБ и другие правоохранительные органы не могут — только в рамках уголовных дел о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких  . Например, при расследовании убийства телефонные разговоры прослушать могут, а при расследовании кражи насоса с дачи — нет.

Административное правонарушение, например если человек курил у метро, пил пиво в парке или его задержали на митинге, — тоже не повод запрашивать запись разговоров.

А еще для прослушивания телефонных разговоров следователю потребуется судебное решение, а сама прослушка не может длиться дольше шести месяцев.

Что в итоге

Закон обязывает операторов сотовой связи запрашивать персональные данные абонентов. Это помогает бороться с анонимными номерами, спам⁠-⁠звонками и телефонным мошенничеством, а также расследовать некоторые категории уголовных дел.

На подтверждение личности у человека есть 15 дней. Сделать это можно любым удобным способом, например через госуслуги, лично в салоне связи или дистанционно по фото с паспортом. Иначе оператор вправе отключить связь, а через полгода расторгнуть договор и передать номер другому абоненту.

Ольга ДубовикСталкивались с требованием оператора связи подтвердить персональные данные? Расскажите, что делали:
  • Хруст багетаАндрей, я покупала его в салоне МТС по своему паспорту на первом курсе)7
  • Хруст багетаSolveig, кошмар, конечно, почему здесь каждому нужно знать место жительства 🥲6
  • Sergey AveryanovЛучше проверить что конкретно они там запрашивают. Читал, что хотят гораздо больше, чем им на самом деле нужно плюс право передавать информацию третьим лицам.13
  • Ксения РаёваSolveig, доброго времени суток. Все эти данные, оператору сотовой связи мы предоставляем при покупке сим карты, предъявляем паспорт. Причем здесь гос, услуги?19
  • Лира МакееваSergey, вот как раз передача третьим лицам совсем не интересна. Если не подтвердить, то и правда лишат связи?0
  • иса феррера потом эти персональные данные окажутся в платных базах данных . как не раз уже бывало56
  • Белка БелочкаSolveig, и в какой срок нужно подтвердить?где инфа такая???2
  • Белка БелочкаКсения, вот именно! почему я должна привязываться госуслугам наше государство не оборзело ли хотят от нас знать абсолютно всё и следить за нами и знать каждый наш шаг!9
  • Белка, не обязательно привязывать госуслуги, можно просто прийти в офис с паспортом6
  • Белка, мне тоже такое уведомление пришло, было написано, что нужно подтвердить в течение 2 недель. Интересно, что при этом они ссылаются на закон от 2018, с принятия которого уже 5 лет прошло. Не понимаю, почему их только сейчас мои персональные данные заволновали5
  • Александра СоларинаНедавно именно так и пришлось сделать. Причем сотрудник офиса сначала посмотрел круглыми глазами и начал лепетать про «сделайте онлайн». Я бы, может, и сделала, но почему-то не работало. А фото моего лица с паспортом в руках — нет уж, спасибо, перетопчутся. При всем этом некоторое количество лет назад действительно меняла фамилию, но сама все данные подала тогда в офис. С тех пор ничего не меняла, возраст замены паспорта не наступал. Но доблестному оператору приспичило проверить. При всем этом по факту людей принуждают к сдаче биометрических данных.6
  • Аватаркада, мне тоже такое пришло. госуслуги с мтс я связывать никак не планировала, попробовала загрузить данные, и столкнулась с ИИ. ИИ к сожалению тупой, то одни имя неправильно напишет, то фамилию, то в номере ошибка, то ещё в каких-либо данных, и исправить ничего нельзя. просто загрузить фото документов нельзя. после нескольких попыток ему перестало нравиться моё селфи, которое перестало совпадать с его данными (видимо, выражение лица изменилось) так и не удалось отправить данные. связаться с оператором для выяснения что мне делать я тоже не смогла, чат написал что-то типа "мы уже работаем над вашей проблемой" и больше не отвечал. видимо, придется топать в офис....6
  • Таля КовалёваЕлена, ничего не меняла. Симке пару недель, все данные в договор сотрудник внёс правильно (проверяла, экземпляр договора храню всегда). Всё равно осчастливили сообщением, что данные не совпадают, нужно подтвердить. Ну ок - смотрю, где салон связи (нужен не по франшизе, а именно салон йоты) - упс, а в моём городе их просто нет, сотрудник йоты предлагает ехать в вологду или спб, это соседние области. Мило.... А вот ещё способ - можно подтвердить через верифицированный аккаунт госуслуг. Упс. Пришлось скандалить, чтобы они согласились принят фото паспорта и сами подтвердить. Видимо, сотрудник, вносивший инфу из бумажного договора в программу, допустил где-то ошибку, а мне головняк создали, будто это должно быть моей проблемой.4
  • Таля КовалёваMary, ха! Я была в ситуации такой. Прийти в офис? Просто? Я в архангельске, у йоты нет здесь своего салона, йота предложила мне приехать в ближайшую вологду либо спб.7
  • Yota4
  • user2521026Мтс при личном обращении требуют ПЕРЕДАТЬ им паспорт для сканирования и автоматического считывания данные и помещения их в базу данных МТС. Роснадзор почему то в этом не видит нарушения( ответ у меня на руках). С чего я обязан передавать третьим лицам свой паспорт для его сканирования или иных действий- я не пойму, это не законно. У других оператороом такая процедура отсутствует- пришел, паспорт показал, данные внесли и все( проходил в Билайне на днях). И как показывает опыт многих знакомых- после подтверждения данные в мтс через несколько дней абоненту начинают звонить из МТС Банка, доставать его желанием всучить ему займы и кредиты. Редкое явление когда ' совпадают" интересы мтс и законодателя.....19
  • Таля КовалёваYota, вопрос был решён. А насчёт ошибки сотрудника где-то в цепочке (вашего ли или вносившего данные ранее в смэв) уверена: моя фамилия с "ё" (да, в паспорте тоже), часто разные работники ленятся писать правильно и испольщуют букву "е". Мне как-то раз даже пришлось в загсе брать свидетельство о рождении - чтобы подтвердить, что я дочь своих родителей (они же с фамилией через "е").4
  • ТраблшутерНо просто прослушать или записать телефонные разговоры ФСБ и другие правоохранительные органы не могут — только в рамках уголовных дел о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких. Насмешили😂😂😂 По какому делу разговор Иосифа Пригожина прослушивали и записывали?2
  • Ольга В.У крымчан возникли такие сложности: когда Крым перешёл в состав России, крымчане приобретали пакеты с номерами МТС по несколько на семью, на один паспорт, были огромные очереди, договора заключались на один паспорт члена семьи. Многие покупали номера в киосках без всяких паспортов . Теперь те, кто сменили паспорт по достижении 45 лет после 2014 года, вынуждены по настоянию оператора, подтверждать данные нового паспорта, так как договор был составлен на старый паспорт. Офисов МТС в Крыму нет, а чтобы подтвердить смену владельца ( хотя владелец тот же:) оператор приглашает в ближайший офис Краснодар, других инструкций по решению вопроса у операторов МТС нет, выход один: менять оператора. Потому, что тысячи крымчан в возрасте 50+ совсем не собираются тащиться в Краснодар за этим. И это в наш 21 век продвинутых технологий!4
  • РусОколо месяца ( может, чуть меньше) получил смс от компании МТС, что необходимо обратиться в офис с паспортом для подтверждения данных. Не стал тянуть и обратился в офис 30 апреля 2023 г. В Тц ‘Рио’ на Академическая ( Б. Черемушкинская ул). Как всегда там была очередь и только два сотрудника . Работник МТС предложил мне подтвердить данные с помощью приложения МТС на моем телефоне . Я отдал ему телефон, после чего он сфотографировал мой паспорт и мое лицо с помощью приложения . Это заняло несколько минут. После чего он сказал, что все в порядке и отпустил меня. Дня через 3-4 в приложении вылезае сообщение, что мне нужно подтвердить данные. Я звоню в кол-центр. Девушка на линии после всех выяснений говорит, что это автоматика, система . Все в порядке . В течении недели могут приходить такие сообщения . Сегодня 18 мая. Сообщение так и висит. Общался в чате в приложении с двумя специалистами . У них нет полномочий просмотреть видео из офиса и прослушать запись разговора с кол-центром . Это может сделать кто/то вышестоящий . Как итог, просят прийти снова. Оставил отзыв на vc. Пока забью. Заблокируют, значит сменю номер. У меня нет времени по офисам бегать, пусть решают этот вопрос сами.8
  • user2536671иса, вполне с вами согласен, потом начинают названивать установщики окон, предлагают разные товары и услуги, мошенники, кредиты впаривают и прочий спам, нет уж шиш им а не персональные данные, пусть довольствуются тем что в договоре прописано4
  • user2536671user2521026, согласен с Вами, будучи абонентом МТС меня уже порядочно достали звонками и предложениями, пришлось даже Антиспам на телефон установить, если заблокируют перейду на другого оператора связи2
  • Наталия ГайдашSolveig, а ключ им не надо от квартиры, где деньги лежат)6
  • Наталия ГайдашКсения, им это надо для того, чтобы всех загнать на госуслуги, а оттуда данные будут переданы в единый реестр электронного концлагеря без вашего согласия и ведома.3
  • Владимир КарповМожет быть , все это законно и нужно. Но поражает полный непрофессионализм со стороны МТС при проведении этой процедуры. При первой же полученной СМС подтвердил данные через Госуслуги. Кстати: при повторной попытке провести данную процедуру сразу получаю сообщение о том, что данные подтверждены. МТС на Госуслугах есть в числе организаций, которым доступны мои данные. Но каждый день продолжаются спам звонки от МТС с мулькой, которая твердит о необходимости подтвердить персональные данные. Каждый день высылают по СМС с напоминанием и ссылкой на инструкцию. Служба поддержки вообще советует обратиться в Госуслуги. Тупее ничего не придумаешь. Разве я организую процедуру обмена между Госуслугами и МТС? МТС - отлаживайте свои процессы, прежде чем начать запускать это людям.2
  • user2628365Они мне надоели с марта месяца звонят , шлют смс , мне седьмой десяток. Менять паспорт не было надобности! За мошенниками бы так проявляли бдительность!!!6
  • user2675958Сегодня была у оператора МТС. Все проверил по паспорту, сказал, что не было сведений, кем выдан паспорт. Исправил и сказал, что этого недостаточно, нужно пройти ту же процедуру через госуслуги. Я отказалась5
  • DM13У меня другая ситуация, имею Российское гражданство и соответственно российский загранпаспорт, но ПМЖ в Туркменистане. Оформил номер МТС на российский загранпаспорт в 2019 году, сейчас МТС требует подтвердить данные, я не против, но они загранпаспорт не подтверждают, требуют внутренний паспорт РФ, которого у меня нет, Туркменский внутренний им тоже не подходит, сказали заблокируют номер. Мне интересно как иностранцы в России проходят подтверждение персональных данных?2
  • Станиславuser2521026, то есть вам дал ответ сам Роснадзор, который не усмотрел в сканирование нарушений?1
  • AnjКарен, как показывает жизнь и практика - наши данные таким образом и просачиваются за пределы конкретной компании, благодаря таким вот представителям.6
  • user2872462Сталкивался. В салоне МТС пытались в первую очередь скопировать первые страницы моего паспорта. Мне пришлось свернуть процесс подтверждения персональных данных и покинуть салон. Что делать дальше?4
  • Олег СолдатовЭтот закон сыграл со мной злую шутку. Я заводил симку 20 лет назад. Тогда при покупке сим-карты паспорт не спрашивали. И теперь из-за этого я не смогу актуализировать свои данные ни через Госуслуги, ни через посещение офиса продаж - кроме ФИО остальные данные не совпадают. Тупо заблокировали карту. А на этой карте у меня и Госуслуги завязаны, и банк, и налоговая, прочие важные сервисы. У оператора связи ошибка в базе, которую они исправлять не желают, а в итоге я пострадал. Спасибо за "правильный" закон!2
  • Любовь ДубровскихНужно было подтвердить перс.данные пожилых родителей. Им по 82 года, зимой из дома не выходят, у отца язвы на ногах... Пришла в офис МТС, имея на руках: оба их паспорта, доверенности от них на моё имя ( простые, по правилам ст 185-186 ГК РФ), свой паспорт, а также их телефоны ( если на них высылается код подтверждения). Их телефоны кнопочные, компьютера нет, с Госуслугами не связаны. Мне ОТКАЗАЛИ! Потребовали предоставить Генеральную доверенность (цена вопроса около 3тыс₽.!). Попросила показать документы, на каком основании это требование. Предложили позвонить по горячей линии 0890. Написала заявление -жалобу, её отказались принять или подписать ("у вас почерк неразборчиввй"). Слегка психанула и сфотографировала это заявление на фоне сотрудника офиса. Дома попробовала зайти через госуслуги, на МТС - С фото разворота паспорта (2-3 с). И!!! Данные паспорта во всех графах верные, НО!!! Сверху страницы ( из договора МТС!¡!) имя и фамилия верно, а вот данные день, месяц, год рождения -НЕВЕРНО!!! Результат:"данные не подтверждены". Кто-то в своё время накосячил, и теперь старика на такси нужно везти в офис, чтобы он поднимался по ступенькам... И ещё не факт, что всё сделают, как надо, и за 1 визит....2
  • Марина КузьминаСын дал мне лишнюю симку , я ее использую для регистрации в приложениях , получения смс с кодом из магазина, звоню редко т.к есть мессенджеры , несколько лет я ей пользуюсь , но тут вдруг Тинькофф мобайл заблокировал вход в приложение , код приходит а приложение не открывает, я пишу в поддержку, мне оператор пишет, что у меня много аккаунтов на этом номере , к какое ваше дело ? Я им четко сказала , что это сим сына , с его разрешения она у меня , сын сказал удалить приложение , как это называется? Приобрела личную симку , перенастроила приложения , а Тинькофф назло шлет поздравление с днём рождения на сим сына , но в мою дату , на мою страницу не шлет поздравление .1
  • olegators68Спросил у звонившего, а куда деньги с моего счета уйдут? А просто "обнулятся" ответил, отвечаю, ну тогда как это не квалифицировать как не по уголовке, ближайшая это УК РФ Статья 159. Мошенничество, замялся.1
  • olegators68Mary, А если человек в больничке лежачий или если в другом городе в командировке, как по вашему, кашпировского нанять "встань и беги" или чартерный рейс нанимать? Потихоньку ухожу от МТС, связь барахло, да и действуют похуже телефонных мошенников.1
  • Аватаркамне только что звонил оператор мтс и требовал очень срочно подъехать на варшавское шоссе подтвердить личные данные. либо, если я не могу, то она обещала перенаправить документы в ближайший офис мтс, но для этого мне надо было назвать ей данные снилс, паспорта или еще какого-нибудь документа. говорить данные я не захотела, тогда она предложила прислать смс. ладно, говорю, присылайте. но отвечу я только если это будет смс от мтс. тут оказалось, что смс будет через госуслуги. дальше я общаться не стала, на всякий случай зашла на сайт мтс и спросила там оператора, а точно ли это был их сотрудник и отслеживают ли они таких мошенников? обещали внести номер в спам....1
  • user3131865Рус, я на Теле2 5 раз ходила,расторгла договор в итоге.0
  • АннаСталкивалась, и не один раз. Подтверждала в салоне МТС два года назад. И вот сейчас опять требуют подтвердить. Вот мне интересно, как часто требуется подтверждать, есть какие нибуть сроки?1
  • Igorry RyЕсли бы смог связаться отхуесосил бы этих пидоров все данные я ввел когда симку брал пользуюсь ей несколько лет а теперь просят все данные вплоть до номера банковской карты и госуслуг у меня вопрос не ахуели ли эти мтс которые сливают потом инфу и вообще это законно ? Не дохуя ли вы берете на себя уебки3
  • Александр Александрздравствуйте Ольга прочел вашу статью все правильно полностью согласен с канвой статьи , но упустили самое главное , Мтс собирает данные, не просто пришел подтвердил, а требуют ( лично у меня так было) в офисе скан паспорта , а это уже действия нарушающие мои права, как будет использован этот скан паспорта непонятно, современные сканеры очень качественны и можно делать что хочешь, вот широкое поле для мошенников. 17.04.24г с уважением Александр1
  • Евгенийuser3131865, согласен Теле 2 незаконно требуют эти подтверждения каждые пол года тоже ухожу от них0
  • ЕвгенийSolveig, да но вопрос в том, что в соответствии с ст.44 ФЗ О связи "Оператор связи обязан осуществлять проверкУ достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента" Ключевое слов проверку, а не регулярные проверки. Если бы предусматривалось регулярно, то писали бы проверкИ и далее писали бы регулярность их проведения и основания. Я ее прошел, но все равно нужно постоянно туда ходить Полагаю, что для регулярных проверок нужны основания1
  • Николай ДмитриевЯ нахожусь на судне, и ближайшее время я точно не увижу берег, а тем более магазин мтс. А номер уже заблокируют через 15 дней, это же полный бред, документы пытаешься подтвердить выходит ошибка, пишет что только в салоне могу подтвердить. Скажу так это была последняя капля терпения этого мтс2
  • L Wuser2521026, вопрос остался без ответа. Могу ли я потребовать у представителя МТС НЕ сканировать мой паспорт, а лишь переписать паспортные данные в моем присутствии? У меня есть неприятный опыт, когда на скан моего псспорта оформляли фиктивный договор как раз с МТС. Потом приходилось тратить много времени на общение с этой компанией и доказательство их вины.2
  • L WЗаконно ли требовать делать скан паспорта в салоне при подтверждении паспортных данных? Если у кого то есть юридически обоснованный ответ, напишите, пожалуйста.0
  • Ольга ДенисоваL, тот же вопрос. Могу ли я в салоне только показать паспорт при сверки сотруднику, но не разрешать его сканировать. Пусть сверяет с системой0
  • Ольга ДенисоваКарен, я паспорт имею право вообще никому не передавать , а из моих рук предоставить данные для сверки. И название "представитель билайна" даёт доп полномочия?4
  • Ольга ДенисоваSolveig, и где здесь пункт о снятии копий документов? Сотрудник должен сверить документ с данными в системе, внести или исправить несовпадающие. На этом ВСЁ. Где в этой выдержке хоть слово про снятие копий с документа удостоверяющего личность?1
  • Роман Евгеньевич РыбинL, Я вам так скажу, закон "О связи", который требует от операторов сотовой связи собирать наши данные, противоречит статье 8 Конституции, так как ограничивает свободу экономической деятельности оператора. Откажись оператор это требование закона выполнять - получит проблемы. Да и ограничение доступа граждан к услугам связи также нарушает свободу экономической деятельности граждан, примеров здесь было много таких ситуаций. Статья 16 часть 2 запрещает любые противоречия основам конституционного строя остальными положениями Конституции и принятыми на их основании законами. Все законы ограничивающие какие-либо права и свободы основаны на статье 55 Конституции, которая разрешает ограничение прав и свобод для защиты здоровья, жизни, нравственности и т.п. , но так как статья 55 не может противоречить положениям первой главы, то свобода экономической деятельности имеет иммунитет. Такое вот на ум пришло.0
Подобрано специально для вас