
МТС запрашивает личные данные. Это законно?
Зашла проверить баланс на сайт МТС и увидела красную плашку о том, что нужно подтвердить личные данные через госуслуги, иначе отключат от связи. Когда и почему, не сказано. Еще просят предоставить ИНН и домашний адрес.
Насколько вообще это законно и в рамках договора? Эти данные потом передадут спецслужбам, чтобы они могли прослушивать мои звонки?

МТС, как и любой другой оператор связи, обязан проверять персональные данные клиентов. Но не любые.
Кроме того, вас не должны принуждать использовать какой-то конкретный способ верификации.
Вы узнаете
Зачем оператору связи нужны ваши персональные данные
Операторы обязаны выяснять, кто на самом деле пользуется номером телефона: абонент, который заключил договор, или какой-то другой человек .
У отсутствия анонимности есть положительные стороны. Раньше сим-карты можно было купить с рук на улице — они были оформлены на подставных лиц, и это мешало правоохранительным органам искать мошенников. Скажем, выходит следствие на владельца номеров, с которых недавно звонила «служба безопасности банка», и выясняет, что человек уже несколько лет как умер. Следствие буксует, мошенники остаются безнаказанными.
С 2018 года операторов связи обязали проверять паспортные данные абонентов, и оформить сим-карту на подставного человека стало сложнее. Если абонент отказывается пройти проверку или его данные не совпадают с реальными, оператор отключает связь.
Эти меры осложнили жизнь аферистам — в январе 2025 года число зарегистрированных случаев мошенничества сократилось на 4,6%.
Роскомнадзор стал активнее наказывать операторов за то, что их сотрудники оформляют сим-карты на чужие паспорта или недостаточно тщательно проверяют данные.
Например, в 2021 году кто-то оформил на гражданку И. три сим-карты «Мегафона». Женщина подала заявление в Роскомнадзор, там разобрались и оштрафовали АО «Мегафон Ритейл» на 195 000 ₽ — за то, что он не проверил, с кем на самом деле заключает договор.
Оператор пытался обжаловать штраф, но суды поддержали Роскомнадзор. Правда, компании удалось избежать штрафа, так как за то время, пока шли суды, истек срок привлечения к административной ответственности.
Какие данные нужны оператору связи
Оператор обязан проверять достоверность сведений об абоненте. Для этого у него три законных способа :
- Проверка паспорта — в офисе при личном визите.
- Через единую систему идентификации и аутентификации — когда клиент подтверждает свою личность дистанционно, через госуслуги.
- С помощью усиленной квалифицированной электронной подписи, если она есть.
Если абонент отказывается подтвердить свою личность, оператор приостанавливает оказание услуг связи.
Вы пишете, что помимо прочего МТС запросил у вас ИНН и СНИЛС. Я затрудняюсь ответить, зачем им эти данные. Могу предположить, что они хотят их как-то использовать в своей экосистеме. Но требовать их оператор точно не имеет права.
Посмотрите на форму для заполнения данных еще раз: возможно, поля с ИНН и СНИЛС помечены как необязательные для заполнения. Я проверила свой профиль на сайте МТС: у меня эти данные не заполнены, вводить их никто не требует.
Законно ли требовать подтвердить данные именно через госуслуги
Вы сами решаете, как подтвердить личность. Госуслуги — только один из способов, и оператор связи не может заставить вас выбрать какой-то конкретный. Хотите — можете прийти с паспортом в салон связи. Подробнее о способах верификации мы писали в отдельной статье.
Может ли оператор передать данные спецслужбам и прослушивать звонки
Для начала разберемся с передачей данных. Операторы связи действительно должны предоставлять данные абонента по требованию некоторых ведомств, но только если они обоснованы законом .
Однажды Федеральная антимонопольная служба собирала информацию для дела об административном правонарушении и потребовала от «Мегафона» данные одного из клиентов. Но компания отказалась и сообщила, что они конфиденциальны по законам «О связи» и «О защите персональных данных». ФАС подала на «Мегафон» в суд, но тот подтвердил, что служба не относится к числу ведомств, которым операторы могут предоставлять данные абонентов без их согласия.
Однако в другом деле Верховный суд подтвердил право ФАС запрашивать данные абонентов, которые рассылают спам, потому что по закону «О рекламе» ФАС обязана бороться с незаконной рекламой.
Также операторы должны передавать данные абонентов по запросу Роскомнадзора . Но это относится только к ФИО, дате рождения и реквизитам паспорта, а сами данные Роскомнадзор использует для контроля за операторами, а не абонентами.
Еще запрашивать информацию об абоненте имеют право ведомства, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью: полиция, следственный комитет, ФСБ, ФСО, ФСИН, таможенная служба и служба внешней разведки. Им оператор обязан предоставить не только паспортные данные, но и любую другую информацию, которая может послужить доказательством правонарушений, в том числе записи телефонных переговоров .
Спецслужбы не прослушивают всех подряд
У сотрудников ФСБ есть удаленный доступ к данным: фамилиям, именам, отчествам, местам жительства и реквизитам паспортов всех абонентов. Оператор связи обязан хранить эту информацию в течении трех лет, даже если номер абонента уже заблокирован.
Но просто прослушать или записать телефонные разговоры ФСБ и другие правоохранительные органы не могут — только в рамках уголовных дел о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких . Например, при расследовании убийства телефонные разговоры прослушать могут, а при расследовании кражи насоса с дачи — нет.
Административное правонарушение, например если человек курил у метро, пил пиво в парке или его задержали на митинге, — тоже не повод запрашивать запись разговоров.
А еще для прослушивания телефонных разговоров следователю потребуется судебное решение, а сама прослушка не может длиться дольше шести месяцев.
Что в итоге
Закон обязывает операторов сотовой связи запрашивать персональные данные абонентов. Это помогает бороться с анонимными номерами, спам-звонками и телефонным мошенничеством, а также расследовать некоторые категории уголовных дел.
На подтверждение личности у человека есть 15 дней. Сделать это можно любым удобным способом, например через госуслуги, лично в салоне связи или дистанционно по фото с паспортом. Иначе оператор вправе отключить связь, а через полгода расторгнуть договор и передать номер другому абоненту.