Я вместе с командой выпустил комикс о Человеке-пауке из Сибири за 250 тысяч рублей
В 2018 году завирусились мои мемные работы о России будущего — летающие жигули и кибердед с киберкоромыслом.
Моя аудитория выросла, а крупные бренды стали предлагать коллаборации. Постепенно арты становились более осмысленными. Некоторые из них даже побывали на выставках в Лос-Анджелесе и билбордах в центре Токио.
В 2020 году я понял, что у меня достаточно навыков для осуществления детской мечты: создания собственной версии Человека-паука. Спустя три года мы с командой реализовали эту идею в формате комикса — и уже опубликовали первый номер.
Рассказываю, как мне удалось выйти на международный рынок и почему Северный Паук отлично дополнил бы мультивселенную Marvel.
Как я начал заниматься творчеством и пришел к российскому киберпанку
Я родился в 1995 году в Алейске — маленьком закрытом военном городке в Сибири. Зимы там были холодные, и из развлечений у меня была только кассета с мультсериалом «Человек-паук» 1994 года. Тогда кассет в принципе было мало — из-за высокой цены и ограниченного тиража. Поэтому мы с мамой знали сериал наизусть.
После очередного просмотра я подходил к окну и размышлял, смог бы этот супергерой выжить в Алейске. Каким бы был Паук, который никогда не видел небоскребов.
Тогда и зародилась идея комикса. Но реализовал я ее только в 2020 году.
Я рисую с детства. Одно время увлекался граффити, пытался рисовать комиксы. Но тогда считал, что творчество — это хобби, а работу нужно искать «нормальную». Поэтому пошел учиться на юриста в техникум. Постепенно осознал, что на «нормальной работе» просто не выживу. Нужно искать что-то свое.
В художественную школу я никогда не ходил. Мне казалось, что учителя развивают шаблонное мышление и убивают свободу творчества. Рисование натюрмортов казалось самым скучным занятием на свете. Я и сейчас так думаю.
Но для поступления на факультет дизайна пришлось в сжатые сроки осваивать основы академического рисунка и живописи. Самому это сделать практически нереально. Я выбрал учебу в мастерской у местного пожилого художника. Он был единственным человеком в городе, кто мог мне помочь. Художник оказался отличным мастером, но к тому моменту уже практически оглох. А еще имел очень своенравный характер.
В его мастерской я рисовал постановки часами напролет и пытался общаться с ним жестами. Он, прищурившись, смотрел на мои работы и говорил: «Женя, ты мой самый тупой ученик. Иди дальше гири тягай, художником тебе вряд ли стать».
Наверное, в его словах была доля истины. Ведь у меня долгое время отсутствовало пространственное мышление, понимание формы и перспективы. Мы часто ругались, но его слова стали мощной мотивацией. Мои красные глаза переполнял адский гнев. Я врубил берсерк-режим и поставил себе цель любой ценой научиться рисовать и сдать экзамены. В итоге сдал на 97 баллов, пусть и ценой адского стресса. Но приобретенные тогда навыки помогают мне до сих пор.
В 2014 я поступил на факультет графического дизайна в ЮФУ. Образование дало мне хорошую базу академического рисунка, а также понимание композиции, цвета, стилизации. Параллельно с учебой начал брать первые заказы. Разрабатывал логотипы, рекламные макеты, рисовал принты для одежды, эскизы татуировок, даже расписывал стены. В процессе осознал, что иллюстрация мне ближе дизайна.
Окончательно я это понял во время работы над дипломным проектом — артбуком по русским сказкам. Всегда считал, что русский фольклор имеет большой нереализованный потенциал. На его основе можно создать полноценную фэнтезийную вселенную. Это я и пытался отразить в своих первых серьезных иллюстрациях. Но они не имели особого успеха.
Еще в тот период я увлекся каллиграфией. Разработал собственный стиль на основе славянской вязи. Через пару лет, в 2020 году, эти буквы украл Первый канал для оформления одного из своих сериалов.
Вышел большой скандал, и я получил хороший прирост аудитории. Но в суд так и не подал.
Параллельно с учебой я делал вместе с друзьями 2D Among Us — российский арт-проект с элементарной концепцией. Мы переносили персонажей поп-культуры в российскую обыденность с помощью фотошопа.
Картинки получались такими атмосферными, что вирусились по всему миру. На нас обратили внимание японские телеканалы и американский Cartoon Network. Это было очень неожиданно. Но идея быстро изжила себя, появилось множество подражателей. Мы решили двигаться дальше.
В 2017 году мы с художниками Львом Переулковым и Андреем Кочергиным, а также фотографом Виктором Могилатом создали арт-проект MXD. Мы делали изображения в стилистике современного сюрреализма, зачастую на остросоциальные темы. В рамках этого проекта я начал экспериментировать с темой российского киберпанка и выпустил серию работ Russia2046.
Наши работы стали популярными, а MXD получил звание «Проект года» на мероприятии VK Content Day. Но вскоре каждый из нас решил заниматься сольным творчеством и мы забросили проект.
Я продолжил тему российского киберпанка — и выпустил серию артов «Россия 2077» уже в собственном паблике Zubkov. Я ожидал, что они завирусятся, но не оценил масштаб. Изображения выложили многие крупные паблики во «Вконтакте», потом подхватили десятки российских и зарубежных СМИ. К сожалению, работы чаще всего выкладывали без ссылки на меня или вообще без указания авторства. Поэтому я получил лишь часть этого многомиллионного охвата. Тем не менее мой паблик вырос с тысячи подписчиков до 15 тысяч всего за пару дней.
Этот проект сформировал киберпанк в антураже России как жанр. После него появилась «Кибердеревня» — ютуб-канал с роликами в похожей стилистике. Российский киберпанк стал появляться в медиа, рекламе, артах других художников.
Вместе с приростом аудитории начались и коллаборации. Я сотрудничал с Adobe, Uber, PUBG, Valorant, Cyberpunk 2077, KFC, Т-Банком, «Вконтакте», 2×2 и другими крупными брендами.
Как мои работы оказались на билбордах в Токио
Помимо коллабораций с брендами я зарабатываю на NFT. В конце 2020 года мой друг, художник Brickspacer, рассказал мне о криптоарте. Сначала я не прислушался к нему и не нашел времени разобраться в этой теме. Но постепенно появлялось все больше новостей о том, как художники успешно зарабатывают на NFT.
В начале 2021 года Brickspacer и другие художники собрали тематическую комнату NFT Bastards в популярном тогда приложении Clubhouse. Там первые криптохудожники рассказывали об этом явлении и своем опыте. Легендарный созвон, на который случайно заходили звезды вроде Дмитрия Нагиева.
Именно тогда большинство русскоговорящих диджитал-художников узнали, что такое NFT. Все тут же углубились в эту тему — в том числе и я. В начале марта 2021 года я выложил свои работы в стилистике киберпанка на Foundation. Их стали покупать, и все сложилось очень удачно.
Вскоре появились и NFT-галереи, где цифровое искусство переносилось в физическое пространство с помощью больших экранов. В 2022 году я успел поучаствовать в нескольких выставках на тему киберпанка. Мои работы выставлялись в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Майами. Иногда NFT можно приобрести прямо на выставке — через QR-код на экране.
Специально для одной из таких выставок я создал работу TSARÉVNA — изображение кибернетизированной девушки, которая носит самодельную «корону» из проводов. Пиар-кампания проходила в Токио, и мою работу показывали на билбордах в центре города. А сам арт выставляли в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.
Как я придумал Северного Паука
Сначала мне хотелось сделать артбук с Человеком-пауком в своей стилистике. Первые три арта получились объемными и наполненными пасхалками. Они с ходу раскрывали всю идею: вот персонаж, его комната, а вот и бой с суперзлодеем.
Но на создание одного арта уходит до месяца. Это очень долгий и сложный процесс, а параллельно есть еще работа и другие проекты. За три года я сделал всего 12 артов — и понял, что не справлюсь в одиночку, надо менять формат. К тому же пользователи в комментариях постоянно просили сделать комикс о Северном Пауке.
В комиксах Marvel есть сюжетная арка Spider-Verse, где отлично раскрывается тема мультивселенной. Существует множество параллельных реальностей с альтернативными версиями Человека-паука. Помимо сюрреалистичных вариаций вроде Свина-паука есть и каноничные версии из разных стран — например, индийский или британский Паук.
Поэтому «Северный Паук» — это не «импортозамещение» и не «наш ответ Западу». Это неофициальная альтернативная вселенная, которая может вписаться в канон. У меня нет цели создавать зеркальную копию Marvel. Наоборот, со временем проект постепенно уйдет от пародийности в сторону оригинальности — насколько формат позволит.
В феврале 2023 года началась полноценная работа над комиксом. Благодаря моему другу, автору и издателю Виталию Терлецкому, удалось собрать крутую команду. В итоге первый выпуск «Северного Паука» мы сделали всего за полтора месяца.
По сюжету мы оказываемся в 2003 году в несуществующем городе Нефтесибирске. Это альтернативная вселенная, где технический прогресс идет быстрее. Мы встречаем главного героя Никиту Наумова: он пытается быть героем в не самой благоприятной среде.
Хотелось начать с предыстории — наиболее проработанной части вселенной. Ее я написал еще в 2020 году. Но вместе с командой мы решили, что лучше стартовать с основного сюжета, чтобы сразу показать главного героя в действии. А предысторию будем раскрывать позже — во флешбэках. Никита постепенно будет узнавать тайны своего прошлого вместе с читателями.
Выпуск первого номера стоил около 250 тысяч рублей. Мы не продаем комикс: это фанатский проект, а все права принадлежат Marvel. Но мы ведем сбор донатов от тех, кто хочет нас поддержать. Эти средства пойдут на создание новых выпусков. Следующий номер планируем опубликовать в течение этого лета.
Что такое «Карбонград 1999» и какие у меня на него планы
После успеха «России 2077» я выпустил еще несколько серий артов в стилистике киберпанка. Но мне быстро наскучило делать абсурдные картинки с гипертрофированными образами.
Хотелось чего-то большего: создавать вселенные с осмысленным лором и сюжетом. Я начал размышлять, в каком мире могли бы летать жигули. Видимо, там произошел резкий технический скачок, открыли мощный источник энергии. Но при этом стояла задача экономить ресурсы — и новые технологии экстренно внедрялись на базе уже выпускаемой техники. Далее нужно было найти причину всего происходящего. Так постепенно я выстраивал лор этой вселенной.
Первым таким опытом стал «Карбонград 1999» — проект об изолированном технократическом городе-государстве.
Кроме отдельных артов в стилистике «Карбонграда 1999» мы с Т-Банком совместно выпустили три лимитированные дебетовые карты Black.
Когда я делал наброски и изучал похожие коллаборации, мне бросались в глаза надписи, логотипы и особенно чипы. Но в процессе работы пришла идея не просто адаптировать композицию под эти элементы, а обыграть их как часть изображения. Плюс тематика киберпанка здесь оказалась как никогда кстати. Коллаборация получилась успешной: несколько десятков тысяч карт разобрали менее чем за месяц. Позже мы сделали еще одну коллаборацию — уже на тему нейросетей.
Сейчас по «Карбонграду 1999» опубликована только серия иллюстраций. Но уже три года идет работа над большим проектом, деталями которого я пока не могу поделиться. Надеюсь, в ближайшее время удастся его реализовать.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult