Как развивать мелкую моторику у детей
Дошкольники
1K
Фотография — Zzzenia / Shutterstock / FOTODOM

Как развивать мелкую моторику у детей

И что будет, если этого не делать

6
Аватар автора

Ольга Минникова

педагог-психолог

Аватар автора

Ева Борисова

разобралась в теме

Страница автора

Почистить зубы, одеться, причесаться — эти и многие другие повседневные действия были бы невозможны без развитой мелкой моторики.

Я работала с детьми 15 лет: занималась с ними в детских садах и лагерях, консультировала, проводила мастер-классы. Заметила, что задачи, требующие точных движений пальцами, современным детям иногда даются с большим трудом.

Это проявляется по-разному. Например, ребенок избегает игр с мячом, потому что не умеет его ловить. Или семиклассник не может завязать простой узел, потому что у него никогда не было обуви на шнурках.

Расскажу, почему важно и нужно развивать мелкую моторику ребенка, а также какие упражнения, игры и игрушки в этом помогут.

Рассылка о том, как растить детей
Советы только для родителей — в вашей почте раз в неделю. Бесплатно

Что такое мелкая моторика

Это точные движения пальцами рук и ног, которые задействуют мышцы, суставы, нервы и зрение. Мелкая моторика отвечает за силу захвата, скорость и координацию движений.

У ребенка развита мелкая моторика, если он может:

  1. Держать карандаш, писать или рисовать им.
  2. Работать ножницами.
  3. Застегивать пуговицы или молнию.
  4. Завязывать шнурки.
  5. Есть с помощью вилки и ложки.
  6. Нажимать кнопки.

Подчеркну: мелкая моторика — это слаженные движения ладоней, запястий и пальцев, а также ступней, лодыжек и пальцев ног. Речь не только о ровной и плавной ходьбе, но и, например, о занятиях танцами и спортом — футболом, плаванием, гимнастикой. Развитие мелкой моторики необходимо для полноценного управления своим телом на протяжении всей жизни.

Зачем развивать мелкую моторику у детей

Мелкая моторика тесно связана с когнитивными способностями — памятью, вниманием, мышлением. Это значит, что при недостаточно развитых мелкомоторных навыках ребенок неизбежно будет в чем-то отставать. Например, с трудом концентрировать внимание и плохо запоминать новую информацию.

Кроме того, от мелкой моторики зависит и речевое развитие: если есть проблемы с короткими и точными движениями пальцами, ребенок может медленнее осваивать новые слова и их правильное произношение. При этом его общая подвижность и активность может быть нормальной.

Вот другие причины развивать мелкую моторику:

  • улучшается зрительно-моторная координация, то есть последовательное выполнение слаженных действий — например, ребенок может налить воду из бутылки в стакан или наполнить тарелку супом;
  • развивается мозг, формируются новые нейронные связи. Ребенок в прямом смысле слова умнеет: придумывает свои способы решения тех или иных задач, учится творить;
  • совершенствуется речь, расширяется словарный запас, тренируется правильное произношение;
  • обучение становится результативнее — ребенок легче и быстрее усваивает новое, например складывает слоги в слова и вникает в правила игр;
  • появляется навык ухода за собой: освоив туалет, ребенок учится самостоятельно умываться, чистить зубы, мыться без помощи взрослых;
  • повышается независимость и самооценка — например, ребенок может самостоятельно одеться или поесть. Эти умения придают уверенности в себе и своих силах.

Если не развивать мелкую моторику, пострадает не только речь, но и ловкость, точность, скорость и сила движений, а также координация в целом. В детском саду ребенку может быть сложно самому справляться с пуговицами, вырезать из бумаги фигуры, выговаривать буквы или строить длинные предложения. В школе, скорее всего, будут трудности с письмом и чтением.

Недостаточно развитые навыки мелкой моторики могут стать причиной плохой успеваемости в целом, а также повышенной тревожности и низкой самооценки. Дети с нарушениями двигательных навыков чаще других подвергаются насмешкам. Из-за этого многие избегают участия в мероприятиях, которые подчеркивают их недостатки, например в командных спортивных играх.

Проблемы с координацией движений часто сохраняются в подростковом и взрослом возрасте. Так что трудности с мелкой моторикой — не тот этап, из которого дети вырастают.

Почему у ребенка должна быть возможность безнаказанно раскидывать вещи, кричать и прыгать по лужам

Чтобы физическое и психическое развитие ребенка было гармоничным, он должен научиться владеть своим телом, а для этого — приобрести опыт переживания разных физических состояний и эмоций. Бегать, прыгать, кричать, лазить по деревьям или лестнице ребенку нужно уметь так же, как и ходить, шептать и сидеть неподвижно.

Но в работе я часто сталкиваюсь с явно выраженным родительским запретом что-либо ломать или пачкать. Проблема в том, что сенсорную чувствительность невозможно развить, ограничивая подвижность ребенка и не выпуская его за пределы квартиры. У детей должна быть возможность безнаказанно разбрасывать вещи, рисовать широкими мазками, громко петь, прыгать по лужам, играть с животными, копаться в земле, что-то мастерить и видеть результат своего труда.

Полноценный чувственный опыт — важная основа для дальнейшего развития психики. Излишне комфортные, чрезмерно опекающие условия и постоянные запреты могут спровоцировать у ребенка дисфункцию сенсорной интеграции — это состояние, при котором мозг неправильно обрабатывает и, как следствие, реагирует на информацию, полученную от органов чувств. Например, легкое прикосновение натирает кожу, громкий звук вызывает панику, а безобидный запах — тошноту.

Для лечения таких состояний используют специально оборудованные сенсорные комнаты. Изначально их разрабатывали для детей с ограниченными возможностями здоровья — синдромом Дауна, аутизмом, ДЦП. Сейчас такие комнаты есть во многих детских садах и больше напоминают игровые — с проекционным экраном и тактильным оборудованием: игрушками или модулями, разными на ощупь поверхностями.

Так может выглядеть сенсорная комната: здесь под контролем специалистов дети приобретают необходимый чувственный опыт. Источник: dl-center.ru
Так может выглядеть сенсорная комната: здесь под контролем специалистов дети приобретают необходимый чувственный опыт. Источник: dl-center.ru

Как должна развиваться мелкая моторика ребенка

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Но большинство детей проходят через определенные изменения примерно в одно и то же время по мере взросления.

Если на каком-то этапе ребенок не справляется с действиями, типичными для его возраста, стоит дать ему время: обычно дети быстро догоняют сверстников. Лучшая помощь родителей в такой момент — не ограничивать детскую подвижность и любознательность: в приоритете развитие, а не чистота и порядок в доме.

Этапы развития мелкой моторики

ВозрастНавыки ребенка
0—6 месяцев• Подносит руки ко рту, размахивает ими при игре с игрушками
• Держит небольшой предмет
• Отжимается на руках, когда лежит на животе
6—12 месяцев• Тянется, чтобы его взяли на руки
• Указывает пальцем на предметы вокруг, повторяет жесты
• Протягивает игрушки
• Формируется щипковый захват — это позволяет брать предметы большим и указательным пальцами
1—2 года• Машет на прощание
• Складывает предметы в контейнер
• Может построить башню из трех маленьких кубиков
• Поворачивает дверные ручки
• Подносит ложку ко рту
• Использует игрушки в ролевых играх
• Хлопает в ладоши
• Рисует каракули
• Держит чашку и пьет из нее сам
2—3 года• Умеет показывать части тела
• Держит карандаш большим и указательным пальцами, а не кулаком
• Рисует точки, линии, круговые штрихи
• Раскатывает, растирает, сжимает и вытягивает пластилин
• Нанизывает большие бусины
• Переворачивает отдельные страницы книги
• Ест без посторонней помощи
3—4 года• Строит высокую башню из кубиков
• Рисует круг
• Застегивает липучки и крупные пуговицы
• Может скатать из пластилина шарик или слепить змею
• Использует недоминирующую руку для помощи и стабилизации предметов
• Режет бумагу ножницами
4—5 лет• Умеет вырезать ножницами по линии, писать свое имя и цифры от 1 до 5, рисовать квадрат
• Одевается и раздевается самостоятельно
5—6 лет• Вырезает ножницами простые фигуры
• Рисует треугольник и простые картинки
• Раскрашивает, не выходя за линию
• Держит карандаш тремя пальцами
• Правильно приклеивает части аппликации
6—7 лет• Умеет завязывать шнурки
• Правильно пишет большинство цифр и букв
• Рисует простые геометрические фигуры
• Собирает конструктор

Этапы развития мелкой моторики

0—6 месяцев
• Подносит руки ко рту, размахивает ими при игре с игрушками
• Держит небольшой предмет
• Отжимается на руках, когда лежит на животе
6—12 месяцев
• Тянется, чтобы его взяли на руки
• Указывает пальцем на предметы вокруг, повторяет жесты
• Протягивает игрушки
• Формируется щипковый захват — это позволяет брать предметы большим и указательным пальцами
1—2 года
• Машет на прощание
• Складывает предметы в контейнер
• Может построить башню из трех маленьких кубиков
• Поворачивает дверные ручки
• Подносит ложку ко рту
• Использует игрушки в ролевых играх
• Хлопает в ладоши
• Рисует каракули
• Держит чашку и пьет из нее сам
2—3 года
• Умеет показывать части тела
• Держит карандаш большим и указательным пальцами, а не кулаком
• Рисует точки, линии, круговые штрихи
• Раскатывает, растирает, сжимает и вытягивает пластилин
• Нанизывает большие бусины
• Переворачивает отдельные страницы книги
• Ест без посторонней помощи
3—4 года
• Строит высокую башню из кубиков
• Рисует круг
• Застегивает липучки и крупные пуговицы
• Может скатать из пластилина шарик или слепить змею
• Использует недоминирующую руку для помощи и стабилизации предметов
• Режет бумагу ножницами
4—5 лет
• Умеет вырезать ножницами по линии, писать свое имя и цифры от 1 до 5, рисовать квадрат
• Одевается и раздевается самостоятельно
5—6 лет
• Вырезает ножницами простые фигуры
• Рисует треугольник и простые картинки
• Раскрашивает, не выходя за линию
• Держит карандаш тремя пальцами
• Правильно приклеивает части аппликации
6—7 лет
• Умеет завязывать шнурки
• Правильно пишет большинство цифр и букв
• Рисует простые геометрические фигуры
• Собирает конструктор

Упражнения на развитие мелкой моторики у детей

Роль родителей — помогать или хотя бы не препятствовать ребенку изучать себя и окружающий мир. Обеспечив безопасность, позвольте малышу трогать, крутить, открывать и дергать то, что он захочет. Так он получает необходимый для дальнейшего развития сенсорный опыт.

Расскажу, какие упражнения можно предлагать ребенку в разном возрасте.

До года. С рождения у грудничка развит хватательный рефлекс. Его наличие легко проверить: вложите в ручку любую игрушку — и ребенок ее схватит. Предлагайте игрушки разного размера и текстуры, позволяйте перебирать их и бросать.

После полугода начинайте учить ребенка перекладывать предметы из одного контейнера в другой. Покажите, как мять бумагу и рвать ее на части разного размера. Используйте в меру упругие резиновые мячики или игрушки, чтобы маленькие кулачки могли их сжимать и разжимать.

Во время вечернего чтения учите малыша переворачивать страницы книги. А на кухне наполните миску рисом, горохом или фасолью и предложите ребенку поиграть с содержимым или найти в нем небольшой предмет: такое упражнение помогает лучше управлять пальцами.

От 1 до 3 лет. В этом возрасте важно развивать щипковый захват. Одно из самых простых и эффективных упражнений для тренировки — чистка вареного яйца от скорлупы.

Также предложите задачи на сортировку мелких предметов. Например, сложите в миску с крупой ракушки, орехи, макароны — то, что есть под рукой. Вместе попробуйте отделить одно от другого.

Понемногу усложняйте уже освоенные задачи: попросите смять бумагу в плотный комок или свернуть в трубку так, чтобы через нее можно было смотреть. Предлагайте размешивать сахар в чае. Покажите, как бросать монетки в копилку, как расстегивать молнию на одежде или кошельке.

От 3 до 5 лет. Предлагайте ребенку самостоятельно делать то, в чем раньше ему помогали: достать конфету из фантика, расстегнуть-застегнуть застежку на липучке. Научите использовать прищепки и нанизывать на нитку разные предметы, начиная с тех, у которых более широкие сквозные отверстия — например, сушек и баранок. После можно перейти и к пуговицам.

Покажите ребенку, как завязать самый простой узел. Ему должно быть под силу закрутить и раскрутить крышечку бутылки или банки, разобрать и собрать матрешку. Даже если это займет дополнительное время, предоставьте ребенку возможность самостоятельно одеваться и раздеваться.

От 5 до 7 лет. Готовясь к школе, ребенок учится проводить линии разной толщины и формы, обводить по контуру, заштриховывать изображения. В это время формируется важный навык правильно сидеть за столом.

Научите ребенка стирать нарисованное ластиком, оттирать пятна тряпкой, протирать стол, раскладывать вещи по своим местам.

Лучшие упражнения для развития мелкой моторики — действия, которые ребенок совершает, участвуя в повседневной жизни семьи. Отжать тряпку, вытереть пыль, слепить шарики из фарша — у этих занятий понятный смысл и видимый для ребенка результат. Привлекайте его к тому, что не стоит вам дополнительных физических и эмоциональных затрат: вместе готовьте обед, разбирайте шкафы, вешайте белье, пересаживайте цветы, кормите кота. Важен сам процесс.

Часто родители изолируют от повседневной ручной работы и ребенка, и порой себя. Например, однажды меня пригласили в дом, где не было кухни: еду там не готовили совсем. Такой подход частично лишает ребенка возможности познавать мир и развивать сенсорную чувствительность. Лучше вернуть недостающие виды ручного труда в повседневную жизнь — ради ребенка.

Игры для развития мелкой моторики у детей

До года. Занятия с младенцами в основном сводятся к пальчиковым играм. В этот период полезно делать массаж — поглаживать руки в направлении от кончиков пальцев к запястью — и простые упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его.

Народные игры с пальчиками — тоже хорошая тренировка. Например, известные стишки и потешки про сороку-белобоку и ладушки. По сути, это упражнения на осязание: они помогают ребенку лучше ощутить собственные руки и начать управлять ими осознанно, повторяя движения взрослого.

От 1 до 3 лет. Переходите от пальчиковых игр к пальчиковому театру. Он развивает пространственное восприятие — понятия «справа», «слева», «рядом», «друг за другом», — воображение, мышление и внимание, формирует творческие способности и артистические умения.

Также в этом возрасте дети любят возиться в песочнице. Игра не обязательно должна сводиться к взаимодействию с ведерком, лопаткой и формами. По мере взросления можно переходить к сюжетным играм с песком: например, предложить ребенку стать пиратом, который ищет спрятанные сокровища, или исследователем, который пытается отыскать древние останки динозавра.

Пальчиковые игры отлично дополняют сюжетно-ролевые наборы с фигурками. Источник: ozon.ru
Пальчиковые игры отлично дополняют сюжетно-ролевые наборы с фигурками. Источник: ozon.ru
Они бывают мягкими, например из фетра, и пластиковыми — такие подходят для игр в ванне. Источник: detmir.ru
Они бывают мягкими, например из фетра, и пластиковыми — такие подходят для игр в ванне. Источник: detmir.ru
1/2
Пальчиковые игры отлично дополняют сюжетно-ролевые наборы с фигурками. Источник: ozon.ru
Для сюжетных игр в песочнице подойдут тематические предметы, связанные с раскопками. Источник: wildberries.ru
Для сюжетных игр в песочнице подойдут тематические предметы, связанные с раскопками. Источник: wildberries.ru
Источник: wildberries.ru
Источник: wildberries.ru
1/2
Для сюжетных игр в песочнице подойдут тематические предметы, связанные с раскопками. Источник: wildberries.ru

От 3 до 5 лет. Ребенок начинает понимать условность ролевой игры «А давай ты будешь…». Классическая игра этого периода — «Дочки-матери»: ребенок не только учится взаимодействовать с кем-то еще, но и обустраивает игровую среду — одевает и раздевает кукол, укладывает их спать, сажает за стол. А также с удовольствием мастерит гнездо для себя — например, убежище под столом или шалаш из диванных подушек.

Для тренировки ассоциативного мышления предложите игру «Волшебный мешок»: с завязанными глазами нужно угадывать предмет на ощупь. Это может быть пластиковый или натуральный фрукт, клубок ниток, резиновая собачья кость — что угодно, что есть под рукой и подойдет по размеру. Но старайтесь каждый раз добавлять к привычным для ребенка игрушкам новые и неожиданные предметы: это заставляет воображение работать.

От 5 до 7 лет. Готовясь к школе, играйте с ребенком в игры, где есть свои условия и правила, например жмурки и прятки. Поощряйте командные игры с другими детьми — «Казаки-разбойники» или «Резиночку»: они учат управлять своим телом.

Так как моторика связана с когнитивными способностями, не забывайте развивать речь, слуховое внимание, образное мышление. Для этого можно читать ритмичные детские стихи, не произнося последнее слово в строке: пусть его угадывает ребенок. Соревнуйтесь в чистом произношении скороговорок, а также загадывайте загадки.

Игрушки, которые развивают мелкую моторику

Родители часто жалуются, что новой игрушкой ребенок увлечен пять минут, а потом теряет к ней интерес. Так происходит, потому что любая игрушка — это «полуфабрикат»: сначала ребенка нужно научить с ней взаимодействовать. То есть показать функции, предложить назначение, возможно, придумать сюжетно-ролевую игру.

Расскажу, какие игрушки подходят детям в разном возрасте.

До года. На развитие мелкой моторики и конкретных навыков ориентированы игрушки по методу Монтессори. Так, для младенцев идеально подходят:

  • погремушки — они помогают развивать двигательные навыки, привлекают внимание и успокаивают, когда это необходимо;
  • мягкие книжки, наполненные различными текстурами, контрастными цветами и звуками. Все это в форме развлечения влияет на раннюю сенсорную стимуляцию;
  • многофункциональные игрушки с разными видами форм и поверхностей, а также нередко со звуками. Они укрепляют чувство осязания, улучшают зрение, тренируют слух.
Примеры игрушек для младенцев: набор погремушек из натуральных материалов. Источник: montessorigeneration.com
Силиконовая тянучка. Источник: montessorigeneration.com
Так выглядит мягкая книжка. Источник: ozon.ru

От 1 до 3 лет. Когда ребенок начнет активно двигаться и ощупывать все вокруг, его наверняка заинтересуют:

  • развивающая панель или бизиборд — его можно сделать самостоятельно или выбрать готовый подходящего размера и оснащенности. Такая игрушка позволит ребенку безопасно исследовать розетку, открывать замочки, нажимать кнопки, знакомиться со шнуровками;
  • различные сортеры — игры по типу «Просунь деталь в отверстие подходящей формы». Они могут быть как простых геометрических форм, так и более сложные;
  • конструкторы с крупными деталями, которые безопасны для маленьких детей, например «Лего-дупло»;
  • детские наборы юного строителя, врача, стоматолога, повара — развивают мышление и фантазию.
Благодаря большому количеству деталей — замочков, кнопок, крючков, дверок, вентилей, шнуровки — бизиборд может надолго заинтересовать ребенка. Источник: bizibordik.ru
Сортеры различаются назначением: одни знакомят с фигурами, другие — с цветами, третьи ориентированы на понимание размеров, диаметра, высоты предмета. Источник: ozon.ru
Сортеры различаются назначением: одни знакомят с фигурами, другие — с цветами, третьи ориентированы на понимание размеров, диаметра, высоты предмета. Источник: market.yandex.ru
Сортеры различаются назначением: одни знакомят с фигурами, другие — с цветами, третьи ориентированы на понимание размеров, диаметра, высоты предмета. Источник: market.yandex.ru

От 3 до 5 лет. В этом возрасте ребенку подойдут игры и игрушки, которые развивают не только моторику, но и усидчивость, пространственное и логическое мышление, внимание. Например:

  • разного рода конструкторы с более мелкими деталями — такие учат в том числе ориентироваться на инструкцию. Лучше начинать с небольших наборов;
  • пазлы — в продаже представлены в огромном ассортименте: простые и сложные, большие и малые, картонные, деревянные, мозаичные, бисерные;
  • игры по типу «Вырезай и играй» — ребенок не просто тренируется пользоваться ножницами, но и, по сути, создает игрушку сам;
  • настольные игры — например, лото, настольный хоккей, футбол, домино.
Легендарному «Лего» покорны все возрасты: сочетая различные наборы, можно переходить от простого к более сложному и создавать целые вселенные. Источник: ozon.ru
Чтобы играть в такое лото, даже цифры знать не обязательно. Источник: umslon.ru
В игре на ловкость «Дабл-слинг» победителем становится тот, кто первым выбьет свои фишки через ворота на сторону противника. Источник: ozon.ru

От 5 до 7 лет. Ребенок учится писать и читать, тренирует усидчивость и внимательность. Подойдут игры, связанные с развитием графических навыков. Так, формы для рисования помогут не только создать красивые узоры, но и научат чертить линию внутри заданных границ. Тренироваться писать ровные линии также можно, обводя предметы.

Попробуйте более сложные версии уже знакомых игр, например конструкторы и пазлы с большим количеством деталей. Также рекомендую популярную «Падающую башню»: она нравится и детям, и взрослым. Чем опытнее игроки, тем интереснее игра.

Формы для рисования развивают графические навыки ребенка и учат ловкости. Источник: market.yandex.ru
Источник: market.yandex.ru
Кроме падающей башни есть и другие игры, тренирующие ловкость и тактическое мышление. Источник: detmir.ru
Например, «Туми⁠-⁠иши». Источник: ozon.ru
И «На четырех ногах». Источник: smilegifts.ru

Как еще можно развивать мелкую моторику у детей

Любая творческая деятельность развивает мелкую моторику и умственные способности ребенка. Сегодня детям доступно много современных видов творчества — аквамозаика, аппликация из страз, плетение браслетов из резиночек, создание украшений, — а также разнообразные опыты, например изготовление слайма своими руками. Но я рекомендую начинать с классики.

Рисование. Нет возраста, в котором рисовать было бы рано: важен и полезен сам процесс, а не результат. Если ребенок рисует 5—10 минут — это не значит, что занятие его не увлекает. Рисование само по себе имеет накопительный эффект: настанет момент, когда хаотичные почеркушки начнут обретать последовательные формы, а те, в свою очередь, сложатся в сюжет.

Задача родителей — не совершать частых ошибок:

  1. Не спешите показывать, как надо: увидев разницу между своим несовершенным рисунком и качественной работой взрослого, ребенок может начать нервничать, злиться и в итоге потеряет интерес. А вот вместе дорисовывать можно, но не чтобы улучшить, а чтобы предложить новый смысл.
  2. Не ограничивайте творческий процесс листом альбома или ватмана — предложите разные инструменты и материалы. Можно рисовать пальцем на запотевшем стекле, мелом на асфальте, палочкой на песке, угольком на стене, а специальными красками — даже на воде.
  3. Не заставляйте рисовать «по указке». Объясните ребенку, что он может изобразить все, что его окружает, и все, что он чувствует. Рисование — это также один из способов контейнирования эмоций ребенка.

Если поначалу сложно выдумывать сюжеты для рисования — начните с раскрасок. Для самых маленьких есть пальчиковые раскраски, для детей постарше — более детализированные сюжетные альбомы с возможностью дорисовать сюжет.

Эбру — это техника рисования на воде. На маркетплейсах есть наборы со всем необходимым, средняя цена — от 700 ₽
Рисовать можно не только карандашами, красками и фломастерами, но и пальцами. А потом собрать целую коллекцию таких рисунков
Рисовать можно не только карандашами, красками и фломастерами, но и пальцами. А потом собрать целую коллекцию таких рисунков
Альбомный лист не должен становиться ограничением: вот увидите, как вдохновится ребенок, если вы предложите ему порисовать на стене
Альбомный лист не должен становиться ограничением: вот увидите, как вдохновится ребенок, если вы предложите ему порисовать на стене

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Подойдет пластилин, тесто, воск, глина, кинетический песок. Ребенок не только включается в процесс, но и может взять в руки то, что создал сам.

С детьми постарше можно использовать классический восковой пластилин или воздушный на основе глицерина: он не оставляет жирных следов. А вот с малышами поначалу лучше использовать обычное тесто: если ребенок его съест, ничего страшного не произойдет.

Однажды на групповом занятии двухлетний малыш, слушая мои наставления насчет предстоящей работы, съел всю свою порцию материала. Его не остановило даже то, что тесто было очень соленое.

Ребенок знакомится с лепкой в два этапа: сначала исследует материал, после — переходит к сюжетной игре. Предложите вместе создать фигурки, используя различные формочки. Чтобы максимально увлечь ребенка, отталкивайтесь от интересной темы. Например, если ему нравятся динозавры, попробуйте слепить то, что они едят, если принцессы — мебель или посуду для них.

В основе изготовления почти всех форм из теста или пластилина лежат шарик и колбаска. Научите ребенка лепить эти фигуры, раскатывая между ладоней. Тесто можно рвать на кусочки, а еще — усложнять поделку, добавляя детали для украшения: семечки, горох, зерна кофе.

Аппликации могут быть из бумаги, картона, журнальных страниц — всего, что ребенок в силах разрезать. Чтобы занятия были не только на пользу, но и в радость, учитывайте приближающиеся праздники: например, к Новому году можно вырезать гирлянды из бумажных колечек, флажки или фонарики, а к Международному женскому дню — смастерить подарочную открытку.

Рекомендую сразу предлагать ребенку пользоваться обычными ножницами: детские со скругленным концом, как правило, не режут ничего, кроме бумаги, да и ту плохо. Это проблема многих детских инструментов: ими не получается полноценно работать.

Слева — детские ножницы с закругленным концом: обычно работать такими сложно и некомфортно. Источник: ozon.ru
Слева — детские ножницы с закругленным концом: обычно работать такими сложно и некомфортно. Источник: ozon.ru
Справа — стандартные, которые мы используем в повседневной жизни: для занятий рекомендую именно их. Источник: komus.ru
Справа — стандартные, которые мы используем в повседневной жизни: для занятий рекомендую именно их. Источник: komus.ru
1/2
Слева — детские ножницы с закругленным концом: обычно работать такими сложно и некомфортно. Источник: ozon.ru

Вязание, шитье, вышивание. Ремесленные хобби развивают способность концентрироваться, учат терпению и усидчивости. Научить ребенка этому за вечер не получится, но вы можете подать пример: неизбежно настанет момент, когда ребенок заинтересуется тем, что вы делаете. А еще напросится помогать — не отказывайте: поручите выбрать пуговицы нужного цвета, расчесать щеточкой шерсть, смотать в клубок пряжу.

Изучив и освоив материал, попробуйте предложить ребенку создать что-то самому. На маркетплейсах можно найти детские наборы для шитья и вышивания.

Цены на подобные творческие наборы для первых опытов начинаются от 250 ₽. Источник: ozon.ru
Цены на подобные творческие наборы для первых опытов начинаются от 250 ₽. Источник: wildberries.ru

Что в итоге

  1. Мелкая моторика — это точные, скоординированные движения пальцами рук и ног. Они помогают выполнять множество повседневных задач: пользоваться столовыми приборами, одеваться, чистить зубы.
  2. Мелкомоторные навыки тесно связаны с памятью, вниманием, мышлением, речью. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.
  3. Главная задача родителей в развитии мелкой моторики — помогать или хотя бы не мешать ребенку изучать себя и окружающий мир. Позвольте трогать, крутить, открывать и дергать то, что он захочет.
  4. Лучшие упражнения для развития мелкой моторики — повседневные действия: например, в ходе уборки — отжать тряпку, в ходе готовки — слепить шарики из фарша.
  5. Любое творчество развивает мелкую моторику и умственные способности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько сам процесс
  6. Если не развивать мелкую моторику, могут пострадать не только речь, но и ловкость, точность, скорость и сила движений, а также координация в целом.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Как развивали мелкую моторику ребенка? Поделитесь опытом:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество