Раннее развитие: что это такое и какие методики существуют
Дети
17K
Обложка — Natalia Lebedinskaia / Shutterstock

Раннее развитие: что это такое и какие методики существуют

12
Аватар автора

Анастасия Корнилова

знает плюсы и минусы каждой методики

Страница автора

Методик раннего развития так много, что только в названиях легко запутаться

Разобраться, какая лучше подойдет ребенку, еще сложнее. Одни помогают развить интеллект, другие обучают чтению и иностранным языкам, третьи отвечают за физическое развитие.

Чтобы помочь родителям, я подготовила большую подборку популярных методик раннего развития. Расскажу, в чем суть каждой, а также перечислю плюсы и минусы.

О каких методиках узнаете

Что такое раннее развитие ребенка

ВОЗ называет возраст до 8 лет ранним детством и считает, что опыт, полученный в это время, закладывает фундамент на всю жизнь. То, какой уход получают дети, в какую среду они попадают и что успевают впитать, определяет их физическое, познавательное, языковое, социальное и эмоциональное развитие.

Что дает раннее развитие. Развивающие занятия воздействуют на мелкую моторику и когнитивную функцию мозга. Новые знания пробуждают любознательность: малыш задает вопросы, глубже изучает тему, больше узнает. Также он быстрее воспринимает, запоминает и обрабатывает информацию.

Успехи и достижения повышают самооценку и мотивируют к дальнейшему обучению. Становятся очевидны таланты, а еще — слабые стороны, над которыми нужно поработать.

Психологи и педагоги разработали множество методик раннего развития, которые позволяют раскрыть потенциал ребенка. Их можно адаптировать под интересы малыша или применять в комплексе.

Общее интеллектуальное развитие

Методика Монтессори

Одна из самых популярных систем педагогики в России и в мире. В начале 20 века итальянский ученый и врач Мария Монтессори разработала образовательную программу для детей с особенностями развития, а позже адаптировала ее для всех. И хотя ее теорию до сих пор критикуют, сегодня в мире по методике Монтессори работают тысячи классов.

Что это за методика. Главный принцип — «Помоги мне сделать это самому». То есть взрослый лишь наблюдает за тем, что интересует ребенка, и при необходимости помогает ему разобраться в чем-то или что-то освоить.

Классы по Монтессори разновозрастные. Так возникает спонтанное сотрудничество, желание учиться, взаимное уважение.

Для обучения по системе Монтессори нужна специально подготовленная среда. Игровая комната делится на разные тематические зоны: сенсорную, языковую, математическую и другие. Ребенок проводит время там, где ему нравится. Учебные материалы, игрушки и пособия находятся в свободном доступе и удобно расположены, чтобы каждый мог их достать. Но часто они представлены только в одном экземпляре — это учит ребенка ждать и договариваться.

Плюсы и минусы методики. Среди достоинств монтессори-образования называют:

  • акцент на воспитании независимости и активном социальном взаимодействии разновозрастных детей;
  • развитие самостоятельности в принятии решений;
  • отсутствие критики;
  • возможность учиться в своем темпе.

Недостатки методики Монтессори:

  • высокая цена. Чтобы следовать этой системе, нужно много качественных учебных материалов. Поэтому в государственных учебных заведениях методика практически не используется — она доступна только в частных садиках и школах;
  • свобода поведения и открытая структура классной комнаты могут вызвать у детей дискомфорт. Иерархия традиционных классных комнат дает учащимся меньше свободы, но одновременно обеспечивает упорядоченную, безопасную и рутинную среду;
  • после обучения в монтессори-группе детям трудно привыкнуть к жесткой дисциплине государственной школы.
Общее интеллектуальное развитие

Методика Гленна Домана

Американский физиотерапевт Гленн Доман считается пионером в области развития детского мозга. В 1955 году он открыл свой первый реабилитационный центр: сначала разрабатывал программы для взрослых, перенесших инсульт, а позже стал помогать детям с неврологическими заболеваниями.

Что это за методика. Гленн Доман был убежден, что дети наиболее активно усваивают знания и приобретают навыки до шести лет — в этом возрасте все делается легко и весело, ребенок самостоятельно и без внешней мотивации познает мир и учится. А чтобы достичь значительных результатов, его мозг должен активнее всего работать в первые три года.

Доман разделил общие знания на минимальные единицы, которые называются битами, и поместил эти простые элементы на карточки. На них изображены цвета, силуэты животных, точки, арабские цифры и другие фигуры. С их помощью можно обучить ребенка не только чтению, но и музыкальным нотам, основам иностранного языка.

По методу Гленна Домана заниматься с ребенком нужно не меньше трех-четырех раз в день. Необходимо постоянно повторять пройденный материал. Новые карточки логически продолжают усвоенную программу.

Карточки Домана можно найти на многих маркетплейсах. Цена — около 200 ₽ за комплект. Источник: labirint.ru
Карточки Домана можно найти на многих маркетплейсах. Цена — около 200 ₽ за комплект. Источник: labirint.ru

Плюсы и минусы методики. Методика раннего развития по Доману развивает ребенка всесторонне — это одно из главных преимуществ. Но есть и другие:

  • обучение можно начинать очень рано — чуть ли не с самого рождения;
  • заниматься достаточно просто;
  • родителю по силам заменить педагога;
  • при желании карточки для занятий можно сделать самостоятельно.

Минусы методики Домана:

  • в процессе обучения ребенок пассивен. Все, что от него требуется, — просто смотреть и запоминать;
  • образовательный процесс формализован — нужно четко следовать инструкции, проявить тут творчество невозможно;
  • методика требует постоянного контроля со стороны взрослого, показывать карточки нужно несколько раз в день без пропусков;
  • практики отмечают, что дети старше трех лет неохотно учатся по методике Домана, им становится неинтересно.
Общее интеллектуальное развитие

Вальдорфская педагогика

В начале 20 века сотрудники табачной компании «Вальдорф Астория» пожаловались, что их дети не получают качественного образования. Владелец Эмиль Мольт решил создать свою школу и обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру, чтобы тот разработал новую образовательную программу. Позже школы вальдорфского типа стали настолько популярны, что дали название отдельной методике.

Что это за методика. Вальдорфские школы отличаются доброжелательной и комфортной обстановкой, в которой ребенок сам выбирает, что ему интересно. Цель — воспитать человека, который осознает свои возможности, отвечает за поступки и готов помогать другим.

В вальдорфских школах не приветствуют интенсивное развитие. Главенствует принцип «неопережения» — дети учатся в комфортном для себя темпе, а педагоги учитывают темперамент и индивидуальные способности каждого школьника. Багаж знаний уходит на второй план, на первом месте — личность ребенка и его сильные стороны.

Плюсы и минусы методики. Последователи вальдорфской педагогики подчеркивают, что дети не испытывают стресса из-за оценок и развиваются в спокойном ритме. Также отмечают высокий эмоциональный интеллект воспитанников и большой творческий потенциал.

Кроме того, аккредитованные вальдорфские школы строят учебные программы по рекомендациям Министерства просвещения. Дети проходят аттестацию в четвертом, девятом и одиннадцатом классах, сдают ОГЭ и ЕГЭ. Это дает возможность легче поступить в вуз.

Главный минус — если ребенок переходит в государственную школу, ему сложно адаптироваться к оценочному подходу.

Общее интеллектуальное развитие

Система Никитиных

Методика получила название в честь советских педагогов Бориса и Лены Никитиных. Они взяли за основу опыт воспитания своих детей и разработали систему, которая стимулирует творческий потенциал, физические способности и интеллектуальное развитие ребенка.

Что это за методика. Система Никитиных вовлекает малыша в игры и занятия, подходящие для детей более старшего возраста. Это позволяет ему развиваться быстрее. То есть образовательная среда имеет важное значение — нужны головоломки, книги, спортивные снаряды. Борис Никитин считал: чем больше развивать ребенка с малых лет, тем шире его возможности в будущем.

Родителям, по мнению педагогов, стоит избегать двух крайностей — гиперопеки и полного игнорирования ребенка. При необходимости важно помогать, вовлеченность родителей — обязательное условие. С детьми надо гулять, играть, помогать делать уроки — это важная часть воспитательного процесса.

По мотивам методики Никитиных разработаны интеллектуальные игры. Источник: igrynikitinyh.ru
По мотивам методики Никитиных разработаны интеллектуальные игры. Источник: igrynikitinyh.ru

Плюсы и минусы методики. Дети, которых воспитывают по системе Никитиных, растут любознательными и самостоятельными с ранних лет. У них развита логика и сообразительность, пространственное мышление и фантазия. Они не боятся ошибиться, умеют находить нестандартный выход из ситуации.

Главный недостаток — система предусматривает тесный контакт с родителями, поэтому в школе некоторым детям может не хватать постоянной поддержки. Из-за того что ребенок сам выбирает, чем ему заниматься, могут появиться проблемы с дисциплиной. Кроме того, из-за постоянной занятости у ребят остается мало времени для сюжетно-ролевых игр, а они тоже необходимы для развития.

Общее интеллектуальное развитие

Метод Антона Макаренко

Знаменитого учителя Антона Макаренко Юнеско официально признала одним из четырех педагогов, под влиянием которых сформировалось современное педагогическое мышление. Его система сложилась в начале 20 века в Советском Союзе при постоянном общении с малолетними осужденными и беспризорниками, а в основу легли важность трудового воспитания, коллективизм, самостоятельность и жесткая дисциплина.

Антон Макаренко — Международное бюро образования, Юнеско
PDFPDF · 38 Кб

Что это за методика. Макаренко считал, что принципиальное значение в воспитании имеет коллектив. Дети в нем должны быть связаны общими целями: дружескими, бытовыми, деловыми. А еще — чувствовать себя защищенными: только так можно проявить свои лучшие качества.

Педагог был убежден, что труд очень важен. Воспитанники Макаренко жили в коммунах и работали минимум по четыре часа в день. Каждый делал что-то, что ему по силам. Не делать ничего было нельзя. Благодаря совместному труду дети создавали вокруг себя комфорт и красоту: у них была оранжерея, ухоженные газоны, фонтаны. Так они учились ценить прекрасное и прощались с плохими привычками.

Большое значение уделяли дисциплине — не просто послушанию, а внутренней собранности, пунктуальности, ответственности, умению уважать авторитет и мнение коллектива. А еще — пониманию, что твои старания идут на пользу всем.

Плюсы и минусы методики. Макаренко много говорил об уважении в семье и в других коллективах, понимал, как важна игра в жизни ребенка, приучал детей к трудолюбию.

Однако метод Макаренко не учитывает желания ребенка. Самостоятельного выбора нет, и это губительно сказывается на творческом развитии личности. Система нацелена исключительно на большой и специфический коллектив. Она не подойдет для развития ребенка в семье.

В 1955 году по книге Макаренко «Педагогическая поэма» сняли фильм. Он о том, как благодаря методике ребята прошли нелегкий путь от беспризорничества до слаженного коллектива
Общее интеллектуальное развитие

«Школа семи гномов»

«Школа семи гномов» Дарьи Денисовой — это система занятий с ребенком от рождения и до поступления в школу.

Что это за методика. Программа представляет собой семь комплектов пособий с иллюстрациями и обучающими материалами. Один комплект — это 12 тетрадей на один год занятий. Сборники отличаются друг от друга по цвету, и у каждого есть свой персонаж — гном.

Задания позволяют взрослым не тратить время на подготовку материалов к уроку. В каждой книжке есть родительская страничка — она же инструкция, которая подсказывает, как именно нужно объяснять ребенку задания и как он должен их выполнять.

Плюсы и минусы методики. Пособия всесторонне развивают ребенка: с их помощью можно пополнять словарный запас, изучать звуки и предметы вокруг, учиться счету, готовить руку к письму, получать знания об окружающем мире.

Но не все пособия приносят одинаковую пользу. По отзывам родителей, некоторые малыши не проявляют интереса к части книг из годового курса, а местами информация дублируется.

Набор пособий на год стоит в среднем 1500 ₽. Источник: ozon.ru
Набор пособий на год стоит в среднем 1500 ₽. Источник: ozon.ru
Общее интеллектуальное развитие

Методика Воскобовича

В 1990-х было сложно найти хорошие развивающие детские игры — и инженер-физик Вячеслав Воскобович сам создавал их для своих детей. Это дало начало целой программе. Сейчас она насчитывает 40 развивающих игр Воскобовича и много сопутствующих пособий по раннему развитию.

Что это за методика. Игры Воскобовича рассчитаны на детей от двух лет, играть в них можно многократно. Они требуют творческого подхода. Суть простых — в манипуляции предметами: их нужно сортировать, соотносить, сопоставлять. Сложные ставят перед ребенком многоуровневые задачи на логику, мышление, конструирование. К большинству развивающих игр прилагаются методички со сказками: ребенок выполняет по ним задания, отвечает на вопросы и в процессе осваивает математику и чтение.

Плюсы и минусы методики. Во время игры ребенок тренирует память, развивает мышление, внимание, сенсорно-моторные навыки. А еще учится различать геометрические фигуры, цвета, осваивает чтение и счет.

К минусам можно отнести высокую стоимость наборов для занятий, а также то, что значительная их часть предназначена для детских развивающих учреждений.

Общее интеллектуальное развитие

Методика Тюленева

Метод интеллектуального развития ребенка, сокращенно МИРР, — это система раннего и ускоренного обучения, которое можно начинать с младенчества. Павел Тюленев, его автор, считает, что чем раньше окружить малыша пищей для ума, тем выше будут его интеллектуальные способности.

Что это за методика. Тюленев предлагает обучать младенца счету, чтению, нотам, рисованию и даже умению руководить раньше, чем тот начнет ходить. Работать с ребенком нужно с первых дней жизни, причем каждая минута бодрствования младенца, по мнению автора, должна быть направлена на умственное и физическое развитие. Задача родителей — стимулировать активность малыша, обеспечить ему нужную образовательную среду и исключить все, что его отвлекает.

В помощь мамам и папам Тюленев разработал пакет дидактических материалов: карточки для грудничков и магнитную азбуку для детей после года. Можно развесить их на спинке детской кроватки и на стенах, показывать ребенку и проговаривать названия изображений.

Начинать следует с простого. Подойдут геометрические фигуры, незамысловатые орнаменты. В 2—3 месяца можно переходить к животным, растениям, буквам разных алфавитов. В 4—5 месяцев стоит познакомить ребенка с предметами из разных материалов, которые различаются по цвету и форме: это могут быть деревянный кубик, резиновый мяч, кусочек ткани, пластмассовая пирамидка. В 6—7 месяцев нужно переходить к карточкам, после года — к чтению: для этого есть магнитная азбука и кубики с буквами.

Плюсы и минусы методики Тюленева. Считается, что методика Тюленева позволяет в полной мере подготовить ребенка к школе и раскрыть его потенциал. Занятия развивают все психические процессы — внимание, речь, память, мышление — и подходят для любого ребенка.

Однако важно заниматься регулярно, иначе малыш забудет все, что усвоил. Кроме того, методика не учитывает возрастные особенности малыша и ограничивает его свободу познания.

Общее интеллектуальное развитие

Система Занкова

Леонид Занков был руководителем лаборатории в Академии педагогических наук СССР. Начиная с 1957 года он и его сотрудники в течение 20 лет изучали, как построение учебного процесса влияет на общее развитие младших школьников. Итогом многолетнего эксперимента стали четко сформулированные принципы, на которых построена система Занкова.

Что это за методика. Основной постулат системы — нужно идти от сложного к простому, а не наоборот. Взрослый не дает готовую информацию, а ставит вопросы. Дети ищут ответы вместе. Дискуссии поощряются — можно спорить и отстаивать свое мнение.

Обучение по системе Занкова идет в довольно высоком темпе. Приоритет отдают новому материалу, а не повторению пройденного: считается, что так ребенок сохраняет интерес к учебе. Также его мотивируют все более сложные задания. Учитель лишь направляет детей к правильному ответу, трудности на этом пути они должны преодолеть самостоятельно. Методика развивает не только интеллект, но и креативное мышление, волю к достижению результата.

Плюсы и минусы методики. Система Занкова подходит для увлеченных, нацеленных на результат детей. Среди весомых плюсов можно назвать следующие:

  • методика учит рассуждать, строить гипотезы и находить нестандартные решения;
  • дети, прошедшие курс начальной школы по Занкову, отличаются высокой успеваемостью;
  • у ребят развиваются коммуникативные навыки, во время дискуссий они учатся формулировать мысли и слышать других;
  • в гуманитарных курсах приветствуется творческая импровизация.

Несмотря на множество плюсов, Министерство образования отказалось от системы обучения Занкова — и вот почему:

  • нагрузка и темп слишком высокие. Обучение требует максимальных усилий со стороны учеников. Пропуск даже одного урока может обернуться проблемами на следующих занятиях;
  • очень многое зависит от учителя. Он должен обладать подвижным мышлением, развитой эмпатией и уделять внимание каждому ученику;
  • выполнять домашние задания довольно сложно. Задачи из учебников Занкова становятся вызовом не только для ребенка, но и для родителей;
  • отсутствует преемственность, программа разработана только для начальных классов.
Общее интеллектуальное развитие

Методика Масару Ибуки

Масару Ибука — японский предприниматель, который считал, что в первые три года жизни мозг впитывает любую информацию, а потому малыша можно с легкостью научить говорить на нескольких языках, плавать, писать маслом и играть на скрипке. Обучение в более позднем возрасте, как был уверен Ибука, отнимает несопоставимо больше времени и сил.

Что это за методика. Главные принципы методики изложены в книге «После трех уже поздно». Автор утверждает, что время до трех лет — самое важное в развитии малыша и от него зависит будущий интеллектуальный и эмоциональный потенциал. По его мнению, одаренность не предопределена природой. Способным может быть любой ребенок, если заниматься с ним в раннем возрасте. И напротив: если родители не уделяют внимания малышу до трех лет, то не следует ожидать от него блестящих результатов в будущем.

После трех уже поздно — отрывок из книги. Научный журнал «Эксперимент и инновации в школе»
PDFPDF · 447 Кб

Масару Ибука акцентировал внимание на том, что для малыша одинаково ново все: родная речь и иностранный язык, сказка и классическая литература. Поэтому ребенок не понимает, что есть «сложные» вещи. Значит, надо это использовать. А еще — не вмешиваться в творческий процесс. Если ребенок нарисовал розовую корову, то не нужно его поправлять и говорить, что таких коров не существует.

Книга Масару Ибуки переведена на русский язык и доступна читателям. Источник: ozon.ru
Книга Масару Ибуки переведена на русский язык и доступна читателям. Источник: ozon.ru

Плюсы и минусы методики. Методика предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку. Программа развивает логику, аналитическое мышление, навыки письма, чтения, счета. Ребенок учится самостоятельности, у него формируется потребность к постижению нового.

К минусам можно отнести слишком поверхностное описание системы: в ней нет конкретных рекомендаций и четких инструкций.

Общее интеллектуальное развитие

Методика Фридриха Фрёбеля

В начале 19 века немецкий педагог Фридрих Фрёбель написал несколько трудов о воспитании. Именно ему мы обязаны концепцией и самим существованием детских садов.

Фрёбель сделал вывод, что ребенок от рождения наделен четырьмя инстинктами: религиозным, деятельным, познавательным и художественным. Ученый рекомендовал дать малышу свободу движений, больше прогулок и игр на свежем воздухе. Роль мамы в воспитании также крайне важна, поскольку только она способна внести в жизнь своего ребенка гармонию, умиротворение и стабильность.

Что это за методика. Метод Фрёбеля состоит в том, чтобы при помощи игр стимулировать и направлять ребенка к познанию мира и взаимодействию с природой. Отдельное место занимает естествознание и природоведение — так легче познать окружающий мир.

Вторая часть системы — коллективизм. Детские сады необходимы малышам дошкольного возраста, так как предполагают общение и игры со сверстниками. Коллективная деятельность благотворно сказывается на развитии и воспитании.

Речь — еще один неотъемлемый атрибут образования. В садиках дети тянутся друг к другу, копируют действия соседа, старшие обучают младших. Именно здесь впервые появляются поступки и следствия, принятие самостоятельных решений.

Плюсы и минусы методики. Главный плюс — максимум внимания ребенку. Создание детских садов облегчило этот процесс. За прошедшие 200 лет появились новые образовательные методики, но идеи Фрёбеля по-прежнему используются в дошкольном образовании.

Однако, в отличие от более современных систем, методика Фрёбеля слишком регламентирует деятельность дошкольника и не дает ему в полной мере быть самостоятельным.

Кроме того, в работе с детьми многие воспитатели подходят к игровому процессу формально. Этот недостаток сложно устранить, так как обычно группы в детских садах слишком большие и воспитатель не успевает индивидуально поработать с каждым малышом.

Общее интеллектуальное развитие

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Актриса и преподаватель актерского мастерства из Бельгии Сесиль Лупан заинтересовалась ранним развитием, когда стала мамой. Она захотела самостоятельно воспитывать и развивать дочь. С тех пор Лупан целиком посвятила себя новому делу, начала писать книги, выступать с лекциями и участвовать в передачах, посвященных раннему развитию.

Что это за методика. В основе методики лежит принцип, что лучшие преподаватели для ребенка — это родители и что обучение всегда должно проходить в форме игры. Заканчивать его следует до того, как у детей появятся признаки усталости.

Также Сесиль Лупан убеждена, что не стоит постоянно контролировать ребенка. Она считает, что «ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь». Иначе говоря, не нужно строить процесс обучения строго по графику. Лучше прислушиваться к малышу, развивать его врожденные склонности и наблюдать за тем, что ему интересно.

Плюсы и минусы методики. Система предполагает гибкость и умение слушать ребенка, поэтому универсальна и не требует четкого соблюдения определенных инструкций. Кроме того, автор уделяет много внимания физическому и эмоциональному контакту матери и ребенка. В книге «Поверь в свое дитя» она предлагает конкретные программы по изучению чтения, истории, географии и других наук.

К минусам можно отнести то, что методика все же разработана мамой, а не педагогом. По сути, Лупан не открыла ничего нового, но напомнила родителям о том, что ребенка нужно заинтересовывать, важно к нему прислушиваться и ненавязчиво помогать.

Обучение чтению

Методика Николая Зайцева

Теоретик российского образования Николай Зайцев разработал ряд учебно-методических пособий, известных под общим названием «Методика Зайцева». По ним детей обучают чтению.

Что это за методика. Зайцев предложил учить чтению не по буквам или слогам, а по так называемым складам. Склады для чтения — это буквосочетания, минимально произносимые речевые единицы, с которых любой малыш начинает учиться говорить. Они никогда не состоят больше чем из двух букв — так проще прочесть и воспроизвести слова.

Зайцев перенес склады на кубики. Они различаются по цвету, размеру, звучанию и весу. Это помогает разделить склады на мягкие и твердые, глухие и звонкие. К кубикам прилагаются таблицы и аудиоматериалы.

Обучение можно начинать с двух лет. Малыши не должны догадываться, что идет урок. Столов и парт нет, обязательно играет музыка. Ребенок может лежать, прыгать, бегать и вообще вести себя как угодно. Педагог должен четко проговаривать свои действия, поскольку выступает живым примером для ребенка.

Есть двойные, маленькие и большие кубики. А еще при встряхивании одних слышится звонкий звук, другие гремят приглушенно. Источник: ozon.ru
Есть двойные, маленькие и большие кубики. А еще при встряхивании одних слышится звонкий звук, другие гремят приглушенно. Источник: ozon.ru

Плюсы и минусы методики. Достоинства системы обучения:

  • занятия проводят в подвижной, игровой форме;
  • ребенок легко осваивает беглое чтение;
  • кубики различаются по размеру и цвету, а еще они скрипят, трещат, шуршат. Так задействуются разные виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и кинестетическое.

Минусы системы Зайцева:

  • методика не предполагает объяснения буквенного состава — ребенок сразу учится читать по складам. В будущем ему может быть трудно делить слово на слоги, делать звуко-буквенный анализ. Также дети могут не понимать, как произносятся отдельные звуки;
  • цвета кубиков врезаются в память, из-за чего ребенок может запутаться, когда учитель будет обозначать гласные и согласные, звонкие и глухие звуки другими цветами;
  • в системе нет четкой последовательности. На кубиках написаны сочетания букв, которые чаще всего встречаются в русском языке. Но попадаются такие слоги, как «бэ», «сэ» и так далее. В русском языке мало слов, в которых после согласной пишется «э». Из-за этого дети могут писать «э» вместо «е» там, где это недопустимо.
Обучение чтению

Методика Чаплыгина

В основе системы Чаплыгина, схожей с методикой Зайцева, лежит идея, что научить ребенка читать можно очень быстро. Для этого нужно наглядно объяснить ему принцип складывания букв в слоги, а слогов — в простые слова и словосочетания. Чтобы доказать обоснованность этой идеи, педагог Евгений Чаплыгин тоже создал пособие в виде кубиков, но устроено оно немного иначе.

Что это за методика. Главное отличие состоит в упрощении. В системе Чаплыгина нет деления на глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки, как у Зайцева. Педагог счел это лишней информацией для детей. Понятий «гласный» и «согласный» тоже нет, хотя цветовое деление все же присутствует.

Деревянная развивающая игрушка состоит из 10 одинарных кубиков с одной буквой на каждой из четырех граней и 10 двойных блоков, образующих наиболее употребительные слоги. В двойных кубиках — их еще называют динамическими — есть по две пары одинаковых слогов для создания простых слов: «мама», «папа», «баба». На рейках расположена цифра и определенный знак — например, сердце или птица. В результате дети, которые еще не умеют читать и считать, могут найти нужный им кубик.

Помимо кубиков в комплект входят карточки со схемами и руководство для родителей. Источник: market.yandex.ru
Помимо кубиков в комплект входят карточки со схемами и руководство для родителей. Источник: market.yandex.ru

Плюсы и минусы методики. Во время занятий развивается мышление и речь, мелкая моторика и сенсорика. А еще детям интересно крутить кубики, поэтому занятия проходят увлекательно.

Из минусов — обучение по этой системе не решает логопедические проблемы ребенка. А еще, как и в методике Зайцева, здесь не предполагается объяснение буквенного состава, читать учат сразу по слогам. Но понимание состава слова будет необходимо для обучения в школе, поэтому возможны трудности.

Обучение иностранным языкам

Методика интенсивного обучения Китайгородской

Галина Китайгородская создала систему обучения иностранным языкам, а также ввела термин «интенсивное обучение». Уникальность метода в том, что благодаря детально проработанной системе, техникам запоминания и специально созданным учебникам результата можно достичь очень быстро.

Что это за методика. Метод строится на большом количестве различных грамматических, лексических, фонетических упражнений, которые ученики выполняют за короткий срок.

Освоение иностранных языков схоже с освоением родного. Сначала ребенок формирует способности к речи, начиная с интонационной, затем переходит к лексико-грамматической, а заканчивает синтаксической и фонетической. В итоге материал усваивается гораздо легче, а сроки овладения новым навыком значительно сокращаются.

Плюсы и минусы методики. Главным достоинством системы считают быстрый результат — в течение восьми недель. Но это возможно только при постоянном интенсивном обучении в специальной группе под руководством преподавателя. Для самостоятельного обучения методика не подходит. Кроме того, ежедневные многочасовые занятия — это серьезная нагрузка даже для самого любознательного ребенка.

Развитие творческих способностей

«Музыка с мамой» Железновых

Программа представляет собой развивающие музыкальные занятия. Авторы — Сергей Железнов и его дочь Екатерина. У Сергея Железнова высшее музыкальное образование, он долго изучал воздействие музыки на детскую психику, работал в музыкальной школе и руководил развивающим центром по своей методике.

Что это за методика. В основу положены любимые малышами потешки, песенки и соответствующие им движения. Авторы переработали старые народные потешки, а некоторые сочинили сами. Они легко запоминаются, и ребенок начинает повторять их сам.

Все занятия проходят в игровой форме, малыша не заставляют ничего делать. Педагог или мама показывает движения, а ребенок их повторяет. В итоге получается развивающая игра.

На «Ютубе» есть канал «Музыка с мамой». Там можно найти много учебных фонограмм для занятий

Плюсы и минусы методики. Достоинства такие:

  • у ребенка развивается музыкальный слух и моторика;
  • формируются навыки правильной речи;
  • от танцев и подвижных игр укрепляются мышцы спинного отдела, улучшается общее состояние здоровья;
  • дети сближаются с родителями и лучше взаимодействуют с другими людьми.

Минусы методики:

  • малыш следует предложенному плану действий, не придумывает движения сам;
  • есть много сложных повторений и стишков, которые малыши осваивают не сразу;
  • песенок много, но они довольно однотипные.
Развитие творческих способностей

Методика раннего развития Марии Гмошинской

На создание методики «Художники в памперсах» врача-педиатра Марию Гмошинскую вдохновил случай. В группу детей полутора-двух лет пригласили 5-месячного малыша: его родители хотели, чтобы он рисовал вместе с остальными детьми. Всего за полгода ребенок создал около 200 ярких рисунков, которые родители объединили в альбом.

Что это за методика. Главная идея — живописью можно заниматься уже с полугодовалыми малышами. В это время грудничок начинает понимать, что ему говорят взрослые, и уже способен осознать, что можно сделать с листом бумаги и краской.

Чтобы занятия получались максимально полезными и эффективными, первые сеансы рисования должны длиться до 3—5 минут. Постепенно их можно увеличить до 15—20 минут. Ориентироваться лучше на настроение и самочувствие ребенка.

Занятия нужно проводить регулярно, чтобы сформировать привычку. Рисовать желательно при естественном освещении в начале дня, после того как малыш позавтракает: в это время он лучше всего воспринимает новое. Уроки проходят с мамой, также может участвовать методист.

Плюсы и минусы методики. Методика полезна для развития мелкой моторики, цветовосприятия и сенсорики. Еще она сближает маму и ребенка, так как совместное творчество — это мощный источник позитивных эмоций.

Однако успех занятия зависит не только от способностей ребенка, но и от состояния мамы. Груднички чувствительны к настроению взрослых, поэтому усталость и раздражительность мамы может негативно сказаться на настрое малыша — и, как следствие, на его успехах.

Физическое развитие

Методика Китаева и Трунова

Физиологи Михаил Трунов и Леонид Китаев разработали методику физического развития ребенка. В ее основе — динамическая гимнастика для грудничков, с помощью которой авторы предлагают развивать врожденные рефлексы. Свою систему они описали в книге «Экология младенчества».

Что это за методика. Комплекс Трунова и Китаева включает в себя закаливание, массаж, упражнения в воздухе на гимнастическом мяче. Цель — бороться с повышенным или пониженным тонусом мышц, косолапостью и другими проблемами физического развития малыша. Методика состоит из описания движений для игр, силовых и разминающих зарядок, а также занятий со спортивным инвентарем.

В отличие от обычной зарядки для новорожденных, когда ребенок находится в статичном или легком подвижном состоянии, динамическая гимнастика гораздо более интенсивна. Воздействие на мышцы сильнее, ребенок оказывается в нетипичных для себя положениях: например, переворачивается в воздухе или лежит вниз головой.

Иллюстрация из книги «Экология младенчества». Источник: lib.ru
Иллюстрация из книги «Экология младенчества». Источник: lib.ru

Плюсы и минусы методики. Благодаря занятиям у детей развивается координация и моторика. Однако динамическая гимнастика может быть довольно стрессовой для ребенка. При неосторожном или неправильном выполнении упражнений возможны травмы. Поэтому родителям следует сначала пройти курс подготовки у специалистов, а также учитывать противопоказания.

Семейное обучение

Анскулинг Джона Холта

Джон Холт, реформатор образования и защитник домашнего обучения, придумал и ввел понятие «анскулинг» — воспитание и обучение детей вне школы, без программы и аттестаций.

Наблюдения Холта привели его к выводу, что система образования сама должна адаптироваться к ребенку, ведь дети учатся неодинаково. Но традиционная школьная система слишком инертная и жесткая по отношению к каждому конкретному ребенку, поэтому детям больше подходит обучение дома.

Что это за методика. Суть анскулинга сводится к обучению в свободной форме и основывается на индивидуальном подходе. Классной комнатой становится весь мир, учебный план здесь на вторых ролях, а его место занимают интересы, стремления, мотивация и цели ученика.

Такое обучение возможно благодаря врожденному инстинкту человека учиться, любопытству, желанию чувствовать себя компетентным, быть целостной личностью и даже простому желанию развлечься.

Плюсы и минусы методики. К несомненным плюсам можно отнести:

  • отсутствие рамок и какой-либо спланированной программы. Дети узнают то, что им интересно прямо сейчас. Не нужно подстраиваться под школьное расписание и график экзаменов;
  • отсутствие стресса. В анскулинге ребенок учится не ради оценок, а для себя, потому что это здорово и интересно. Дети не боятся делать ошибки и не трясутся перед контрольными;
  • высокая мотивация. Дети сами ставят цели, поэтому достигают их охотнее и быстрее. Отсутствие инструкций при анскулинге приучает думать и принимать решения самостоятельно;
  • единение с семьей. Можно проводить много времени вместе, путешествовать по миру и прививать ребенку ценности, которые родители считают нужными.

Минусы анскулинга:

  • можно столкнуться с осуждением общества. Некоторые считают, что без школы ребенок не получит системных знаний и не сможет стать полноценным членом социума;
  • система требует от родителей активного участия. Как минимум предстоит подобрать книги и пособия. А если ребенок столкнется со сложностями — объяснить непонятное. Это требует времени, сил и терпения;
  • нужно быть готовым продемонстрировать эффективность семейного обучения на государственной итоговой аттестации.
Семейное обучение

Метод Шарлотты Мейсон

Шарлотта Мейсон родилась в 1842 году — в то время дошкольное образование только начинало формироваться. Она считала, что главное в образовании — видеть в ребенке личность и уважать его интересы, и открыла школу для гувернанток, педагогов и родителей, которые хотели сами обучать детей.

Что это за методика. В основе принципа образования Шарлотты Мейсон — уважение к детям и отказ от принуждения.

Мейсон была убеждена, что детям полезнее читать оригиналы произведений, а не адаптированные, упрощенные версии. Это правило распространялось также на живопись и музыку. Самой удобной формой для работы с новой информацией она считала пересказ. А регулярные диктанты — важной практикой для развития речи и мышления.

Уроки, по ее мнению, не должны быть длинными — хватит 15—20 минут. Затем нужно переключать внимание на другие занятия. Важно следить за нагрузкой. Шарлотта была убеждена, что детям необходимо правильно распределять силы, чтобы узнать как можно больше.

Плюсы и минусы методики. Образовательная модель Шарлотты Мейсон вовлекает учащихся в процесс, прививает любовь к литературе, учит ясно выражать свои мысли, грамотно писать, понимать окружающий мир. Это база, которая нужна ребенку для развития. Кроме того, благодаря Мейсон семейное обучение стало популярнее, а родители увидели плюсы индивидуального подхода и независимого расписания.

Однако сегодня многие принципы обучения Мейсон могут показаться очевидными.


Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Анастасия КорниловаРазвиваете ребенка по какой-то из перечисленных методик? Расскажите о результатах:
  • АленаКак-то автор все в одну кучу свалил. Дошкольное и школьное, основное и дополнительное. Железнова хороша, например, в составе логоритмики. Занков актуален для начальной школы.10
  • loлайк, если считаете упоротыми вальдорфовцев, мам-тигриц и прочих5
  • Юлия КузнецоваМне аж плохо стало от картинки с динамической гимнастикой. Никогда так не делайте..9
  • WaltrauteНичего не могу сказать насчёт реального эффекта методик раннего развития, кому-то идёт, кому-то не идёт, одним одно, другим другое. Зато замечала интересную особенность среди мам. Если мама является фанатом какой-либо методики и очень много с ребёнком по ней занимается, то такая мама почему-то часто уверена, что у неё супер не по годам развитый ребёнок. Даже если он обычный. - Ах, он умеет вот это, и это умеет, да другие в его возрасте даже не смотрят в эту сторону, а мой делает!!! - Мой тоже так делал, это норма по возрасту. - Ну не знаю... Обычно в этом возрасте такого не делают!! Вот у нас у соседей ребёнок, тот не умеет, а мой так развит, так развит... Вот эту странность замечала неоднократно - попытки принимать естественное развитие ребёнка за раннее)13
  • АленаWaltraute, я видела обратную ситуацию, когда ребенок в три года простую фразу не может сказать, а родители "Ну сейчас все дети такие".3
  • WaltrauteАлена, да, такие персонажи мне тоже встречались. И ладно ещё родители, гораздо хуже, когда врачи такие.1
  • Владимир ГрамирВсе можно свести к принципам. 1. У ребенка и даже подростка в мотивации всегда есть элемент развлечения/игры. Чтобы развлечение было высшего уровня надо многому научиться. Ментальным операциям, образному восприятию (игровому воображению) , разнообразию эмоциональных выражений и эмпатии, понимать поведение " партнеров" и "противников" условности "наград" , учитывать и организовывать среду (многое может быть условным), дисциплине соблюдения правил и "договоров" в игре, навыкам движений, умению рисковать и отвечать за предпринятый риск и много другое. Также укреплять волю в тренировках и воли к победе. И так. Основное в развитии детей это переход ко все более сложным ИГРАМ. Любое занятие должно содержать элементы игры. Однако не так как это делается сейчас : только привлечь или активировать внимание, разбавить скуку. Это большой порок удерживать детей с помощью пассивной развлекаловки. Нет. Ребенка надо поощрять чтоб он сам находил в чем элемент игры в любом обучении. Для этого ему нужно привнести те высшие достижения что им уже были усвоены в его СЛОЖНЫХ играх. Нечто вроде инжениринга. 2. Детское "хочу прям сейчас" надо постепенно преобразовывать в "ставлю цель" и " достигаю". Много для этого взять из приведенных в статье методик. Вот тогда они будут максимально полезными. Я репетитор и применяю эти принципы насколько возможно в конкретных заказах.6
  • Владимир ГрамирТ.е. НАГРАДОЙ за достижения, старание, и т.д буде более высокий уровень , более сложные качества ПЕРЕЖИВАНИЙ от процесса и результатов. Собственно то же самое современные дети и подростки получают из ...компьютерных игр. Однако. Игры эти часто создают лишь иллюзию достижения кого-либо развития, на самом деле это лишь адаптация к игре. И конечно непоправимый вред игровой зависимостью. Это все то что я описал в игровой зависимости может стать со знаком минус. Например полнота и разнообразие эмоциональных проявлений. в игровой зависимости сводится к набору стереотипных резко импульсивным агрессивным и анипатичным реакциям. Тем не менее. Многие приложения развивают качества для современных детей , о которых никакие методики даже не подозревали. В современных методиках обязательно надо включать использование приложений. Это кстати удешевляет инвентарь методик. И является для детей " маркером" : "это для нас , СОВРЕМЕННЫХ детей!".0
  • Заясь, заясьА где вариант "с утробы"? Многие начинают именно в этом возрасте))7
  • Дракончик ТопотушкаНепопулярное мнение - подавляющая доля всех развивающих методик существует не для детей, а для родителей. С точки зрения последующей жизни человека не имеет вообще никакого значения, а во сколько месяцев он начал читать, ходить и решать дифуры. Скорее даже наоборот - практически все дети-гении вырастают в заурядных взрослых. Но если все дети из песочницы ходят в Монтессори, то любая маман просто пойдет по трупам, чтобы и ее ребятеночек тоже ходил в моднейшее место за соточку в месяц. =)13
  • ПроверкаВладимир, Вы несправедливы к видеоиграм, видимо их боитесь по какой-то причине. За первый пост респект, многое по делу.0
  • Елена ВороноваДобрый день! Знаю несколько мамочек которые занимаются с детками по методике Павла Викторовича Тюленева "МИР ребёнка". Начинали заниматься рано: с 2-х месяцев. Читать дети начали в 2-3 года. Старшие, которые пошли в школу проходят два класса за один год. Быстро осваивают языки. Успевают заниматься в нескольких кружках: по спорту и творческих.0