Аватар автора

Ирина Максимова

спросила в Сообществе

Моему сыну пять лет, дочери девять. Обоим с трудом дается заучивание стихотворений.

В детском саду на утренниках сын выступает редко и максимум с одним четверостишием. Дочь в школе получает низкие оценки за то, что не учит заданные учителем стихотворения, — говорит, не запоминается.

Можно ли что-то сделать?

Большинство людей используют для заучивания текстов метод «снежный ком»: читают вслух первую строчку, закрывают книгу и пытаются повторить. Потом читают первую и вторую строчки, пробуют повторить. И так далее. Но для запоминания стихотворений есть и другие методики — расскажу подробнее.

Что надо сделать перед заучиванием

Если не вникать в смысл и механически повторять строки, не понимая, о чем они, процесс заучивания затянется. Вот что нужно сделать, прежде чем начинать учить.

Создать подходящую обстановку. Кому-то проще сконцентрироваться в тишине — тогда лучше учить стихи, когда никого нет дома, или хотя бы за закрытой дверью. Если комфортно с фоновым шумом, можно включить тихую музыку. Главное, чтобы ничего не отвлекало, а окружение способствовало запоминанию.

Расшифровать непонятные слова. Иногда для этого нужно разузнать об исчезнувших предметах и явлениях, дополнительно почитать про исторические события, поинтересоваться биографией автора.

Например, в известном стихотворении Александр Пушкин заявил, что воздвиг себе нерукотворный памятник, который «вознесся выше главою непокорной Александрийского столпа». На этой строчке ребята 10—12 лет, а то и старше всегда запинаются. Мало того что поэт использует устаревшее слово «глава», так еще и непонятно, что за столп такой — Александрийский.

На деле Александровская колонна — или Александрийский столп, как назвал ее Пушкин, — памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 года на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Это самый высокий монумент в мире из цельного гранита. Поэтому Пушкин смело заявлял, что его слава хоть и не облечена в гранит, но гораздо более внушительная и впечатляющая, чем столь масштабный монумент.

Та самая Александровская колонна, с которой сравнивал свою славу Пушкин. Фото: Dmitry Erokhin / Shutterstock
Та самая Александровская колонна, с которой сравнивал свою славу Пушкин. Фото: Dmitry Erokhin / Shutterstock

Разобраться со знаками препинания. Если не обращать внимания на запятые, тире, двоеточия и точки, есть риск исказить смысл произведения.

Например, в другом стихотворении Пушкина — «Зимний вечер» — есть строки:

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла…

Часто школьники ориентируются на окончание строки, а не на знаки препинания. И делают паузу после слов «синица» и «девица», тем самым вкладывая в уста героя сравнение его старой няни с птицей и молодой девушкой. Хотя речь идет о содержании песен, которые она поет.

Дальше расскажу про разные способы заучивания стихотворений — можно выбрать тот, что будет ближе ребенку в зависимости от его характера и интересов.

Способ 1

Чтение вслух и визуализация

Один из самых действенных методов выучить стихотворение — это читать его вслух. Однако важно, чтобы чтение было не поверхностным, а вдумчивым. Для этого нужно отложить дела и погрузиться в атмосферу стихотворения, представив себя лирическим героем.

Приведу в пример стихотворение Пушкина «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?

Обычно на уроке я прошу школьников представить себя в деревенской избе: за окном темно, бушует вьюга, ветер завывает на все лады — то воет подобно зверю, то плачет, как ребенок. На душе тоскливо, и даже старушка-няня молча сидит у окна. Может быть, она уснула под жужжанье своего веретена? Чтобы развеять печаль, герой предлагает старушке выпить и спеть ему.

Так ребятам становится легче проникнуться настроением стихотворения: каждого когда-то терзала грусть из-за непогоды или непонятная тревога. Достаточно вспомнить свое состояние в тот момент — и вот уже как будто сам сидишь за крепким дубовым столом и в мерцании свечи наблюдаешь за бабушкой у окна.

Сохраняя настрой, нужно прочитать текст несколько раз — с нужной интонацией, паузами, стараясь уловить ритм и тональность стихотворения.

Способ 2

Аудирование

Действенный метод для тех, у кого хорошо развита аудиальная память, — сделать аудиозапись стихотворения на диктофон, который есть почти в каждом телефоне. Озвучивать прочитанное нужно четко, с выражением и правильными интонациями. Или поступить проще — поискать в интернете видеоролики, где другие выразительно читают нужное стихотворение.

Прослушивать запись нужно столько раз, сколько потребуется для запоминания. При этом можно заниматься другой работой — главное, не умственной — например, убирать в комнате. Так ребенок подключит слуховую память, а если делал аудиозапись сам — услышит себя и при необходимости сможет поработать над речью.

Способ 3

Переписывание

Переписывание активизирует сразу несколько участков головного мозга, ведь ребенок сначала читает и проговаривает текст, а затем подключает мелкую моторику рук.

Важно переписывать поэтические строки аккуратно, чтобы это не напоминало черновик: красиво оформить заголовок, цветной ручкой или текстовыделителем отметить ключевые слова — так они закрепятся в памяти. Если произведение объемное, можно пойти дальше и написать шпаргалку с первыми словами каждой строки. Это нужно не для того, чтобы подглядывать в нее, а скорее для уверенности.

Переписать стихотворение можно и после того, как ребенок его выучит: это поможет закрепить материал.

Способ 4

Рисование

Хорошо, если стихотворение вдохновит ребенка взять в руки кисть и краски и нарисовать иллюстрацию. Но можно обойтись лишь карандашом и сделать набросок — схематично изобразить то, о чем говорится в стихотворении.

Предположим, ребенку задали выучить стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино»:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?..

Чтобы запомнить эти строчки, можно изобразить на листе:

  • дядю — каким вы в силах его представить;
  • Москву — а точнее, то, с чем она ассоциируется. Может быть, это будет Кремль, купола храма Христа Спасителя или еще что-то;
  • пожар — с этим справится любой ребенок;
  • француза — можно нарисовать даже не человека, а ассоциацию с Францией, например Эйфелеву башню.

Один рисунок может содержать одну строку или одно четверостишие. Главное, чтобы изображения были простыми и понятными. Получится эдакий ребус, который сможет расшифровать лишь ребенок. Этот способ заучивания эффективен для визуалов, так как к процессу подключается зрительная память.

Способ 5

Игры и ассоциации

С маленькими детьми хорошо работает игровой способ: можно кидать друг другу мяч или качаться на качелях и повторять строчки стихотворений в такт действиям.

Ребята постарше могут разыгрывать дома условные сценки: во время чтения руками и телом показывать то, что там происходит в стихотворении, — отчасти это напоминает игру «Крокодил». Поверьте, показать можно все что угодно: и тараканище, и старушку у окна, и даже белую березу.

Старшеклассникам я советую использовать этот метод, чтобы закрепить уже выученный материал. По пути из дома в школу можно проговаривать текст и запоминать свое местоположение в момент проговаривания той или иной строки — у аптеки, на перекрестке, рядом с детским садом. Прокручивая в голове маршрут, вы будете вспоминать нужные строчки.

Способ 6

Песни

Песни запоминаются быстрее, чем стихи: музыка помогает прочувствовать настроение и подсознательно разложить текст на невербальные компоненты — ритм, тон, паузы. Поэтому если ребенок испытывает трудности с заучиванием стихотворения, можно попробовать превратить его в песню.

Многие стихотворения из русской классики уже наложены на музыку, немало стихов стали основой для романсов. Можно начать с запоминания именно таких произведений. В последнее время классику можно услышать и в современном исполнении — например, пушкинское «буря мглою небо кроет…» прозвучало в песне «Комета» современного исполнителя Jony.

Стихотворение Сергея Есенина «Отговорила роща золотая» стало песней, которую исполнила Надежда Кадышева
В одном из интервью Jony сказал, что у него давно были мысли соединить песню и стихотворение. А «Александр Сергеевич — это отечественное достояние, и использовать его стихи не запрещено»

Что в итоге

Заучивание стихов можно превратить в увлекательный процесс, главное — найти свой способ. Так, для тех, кто легко воспринимает информацию на слух, подойдет аудирование. Детям, которые любят краски и карандаши, понравится переписывание и рисование. Подвижным и творческим ребятам можно попробовать учить стихи с помощью игр и песен. И всем без исключения подойдет чтение вслух и визуализация.

Тэги: учеба, дети
Вопрос был задан 28.07.23 и дополнен ответом эксперта 20.09.2023
Анастасия Хома
Анастасия Хома
Нашли свой эффективный способ заучивания? Расскажите:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Юрий Брусков

О, а еще можно закрывать некоторые слова оставляя буквы.
Я пытался найти нормальный сервис, но как и положено сделал свой https://memorizun.com/ Пока тестирую на знакомых и себе, буду рад фидбэку :)

Изображение пользователя Юрий Брусков
7
Анастасия Подлесных

Юрий, у «Арзамаса» была такая игра — по слову в каждой строчке стихотворения скрыто, надо расставить правильные эмодзи. Были там стихи на русском и других языках

1
Юрий Брусков

Анастасия, точно, было. Там вручную подходящие подбирались редактором. Решил тоже поиграться с "представлением" стиха. Уже можно на сайте попробовать.
Словарь, работает весело: догадаетесь почему строчка "Тут звездная пыль оседала веками"
стала как "Тут звездная пыль 🍔 веками" ? :)

Изображение пользователя Юрий Брусков
1
Анастасия Подлесных

Юрий, потому что там есть в корне «ЕДА“? Я смотрю на пример с Маяковским, там «огромная» заменяется на гром с молнией

0
Юрий Брусков

Анастасия, Да, логика такова что берется совпадение из люобй части слова . Я пока не понимаю, это фича или бага, которая ни разу не помогает запоминать...

0
Анастасия Подлесных

Юрий, ну да, все-таки хорошо бы исправить)

0
Юрий Брусков

Анастасия, Пожалуй, да. Уже фиксед.

1
Анастасия Подлесных

Юрий, круто!

0
0
Кошка-картошка

Прочитать перед сном и положить книгу на подушку, ну что вы в самом деле:)

5
Кузябра

Кошка-картошка, не на подушку, а под подушку!)))

1
Кошка-картошка

Кузябра, верно, это опечатка)

0
0
Дмитрий

Читал где-то про метод запоминания для очень длинных стихов, что надо сначала несколько раз прочитать целиком, чтобы понять и запомнить общую структуру, смысл, а потом начинать учить с последней строчки и идти к началу. Когда-нибудь, когда дети подрастут, или в сутках вдруг станет часов 40, попробую выучить Евгения Онегина, пробуя разные способы. Есть почему-то такое желание со школы ещё.

4
0
Anna

В началке с детьми так учили: сначала ребенок читает стихотоворение и выясняем, все ли понятно. Потом читает вслух 10 раз, на этом этапе выражение не важно. Потом я читаю наизусть первую строку, ребенок вторую и т.д. И так несколько раз, потом меняемся. Потом ребенок читает наизусть, если спотыкается - подсказываю. Для сложных мест можно ассоциации придумать.
Потом сам наизусть. Через несколько часов прочитать еще раз и повторить наизусть. То же утром перед школой.

2
0
Ехидна

всегда заучивала нараспев, под мотив любимых песен. главное, в размер попасть

2
0
Victor Losev

Принципиально не заучиваю стихи, ибо заучивание неээфективно, ведь цель усвоения стиха в вспоминании, а не в запоминании, их разучивают точно так же как роли. Потому пользуюсь кроками, зарисовывая пиктограммами существительные, глаголы и прилагательные либо на бумаге, либо в голове и по ним вспоминаю сверяясь с оригиналом. Т. е. в сущности расшифровываю кроки.

Плюсом к этому стараюсь вспоминать на уровне телесности проигрывая и изображая движениями строки. Школьный подход когда детей учат читать стихи стоя по струнке -- это варварство. Он равносилен тому, чтобы заставлять актёра играть любую роль стоя как столб.

0
Anna

Victor, может и варварство, но память хорошо развивает. А память полезная штука.

4
Victor Losev

Anna, заучивание стихов у большинства детей никак не развивает память, особенно заучивание стихов которые не ты выбрал и в которых ты не видишь истории, широкого внешнего контекста и в которые не включил собственный опыт и переживания.

Ключевой элемент памяти -- понимание, а читать вызубренные стихи стоя по струнке, это лишь элемент тоталитарной системы подавляющей телесность маленьких людей и их разум.

Заучивание стихов в школе работает на уровне типичного заучивания определений: последовательность слов воспроизводится, а никакого опыта индивидуального восприятия и понимания нет. Обычная механичесая работа.

Пусть лучше дети песни им интересные учат, чем стихи которые нужно выучить только для того, чтобы удовлетворить учителя или чтобы родитель порадовался, мол, молодец какой ребёнок. Эффект насилия стихами хорошо виден потом во взрослой жизни, люди вообще не наслаждаются поэзией и не присваивают её, чтобы читать про себя или вслух для себя и других :)

1
0
Я из Миссури

Я учил стихотворение целиком, и отдельно учил по одному слову из каждой/каждой второй строчки.
Так проще запомнить строчки и что зачем идёт по основным пунктам.

0

Сообщество